Рычаг переключения передач – устраняем недуги системы. Рычаг переключения передач: устройство, неисправности и особенности ремонта

Приветствую Вас, дорогие друзья! С самого момента покупки автомобиля мне очень не нравилась работа МКПП, а точнее рычага переключения передач. Во-первых, он был очень разболтан и нередко скрипел, причиной этому были износившиеся сальники и втулки, а также порванный пыльник. А во-вторых, в KIA Spectra он чересчур длинный, что создает ряд неудобств: при запущенном двигателе рычаг вибрирует, как в автобусе, а при переключении на 5-ю передачу рука задевает коленку пассажира. Поэтому давно хотелось его укоротить, а заодно уменьшить ход при переключении передач (достигается это путём удлинения нижней части рычага). Проделывать ли подобное на своем автомобиле думал я очень долго, и причины для сомнений были. Читал много отзывов, что передачи начинают включаться гораздо туже (это и понятно), что некоторые передачи после доработки иногда вообще удается включить с большим трудом. К тому же, когда я устанавливал подлокотник, высоту выбирал такую, чтобы рука была примерно на одном уровне с ручкой МКПП, а при укорачивании рука будет лежать под наклоном. В итоге взвесив все «за» и «против» всё таки решился, и совсем не жалею, но обо всём по порядку.

КОДЫ ДЕТАЛЕЙ:
MP005-46081 – верхний сальник рычага МКПП;
MDA01-46086 – нижний сальник рычага МКПП;
KKY01-46090 – пыльник рычага МКПП;
KKY01-46062 – втулка рычага МКПП (2 шт.);
MB001-46134 – болт крепежный рычага МКПП;
0K2A1-46139 – гайка самоконтрящаяся.

ИНСТРУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫ:
1) Крестообразная отвертка;
2) Пассатижи/плоская отвертка;
3) Торцевой ключ на 12;
4) Два гаечных ключа на 12;
5) Молибденовая смазка;
6) Болгарка или ножовка по металлу;
7) Болты М8 и М12.



Р А Б О Т А:
═════════════════════════════════════════
【1】 Для начала необходимо снять облицовку тоннеля пола (инструкция по демонтажу ) В работе используем плоскую и крестообразную отвертки, а также торцевой ключ на 12.


【2】 Затем поддомкрачиваем любую из сторон автомобиля и подлезаем, чтобы достать до крепления рычага МКПП к тяге. С помощью ключа на 12 удерживаем болт от проворачивания, а вторым ключом на 12 откручиваем гайку и извлекаем болт.


Пыльник был порван, смазка выдавливалась наружу



【4】 Снимаем с рычага сальники, втулки и пыльник. Настоятельно рекомендую при проведении подобной “операции” сразу менять все расходники, даже если старые на вид кажутся неизношенными. Затем отмываем рычаг от смазки.


【5】 Теперь приступаем к самому главному и интересному – укорачиванию рычага и уменьшению его хода при переключении передач. Для этого нам нужно вырезать кусок верхней части рычага по собственному предпочтению (я вырезал примерно 5.5 см. ) и нарастить нижнюю часть (я нарастил примерно 2.5 см. ). Перечитал много статей и отзывов, наращиваемая длина варьировалась от 1.5 до 3 см., но в итоге пришел к выводу, что 2.5 см – оптимальный вариант. С помощью болгарки или ножовки по металлу распиливаем рычаг и сразу зачищаем до металла места, которые в будущем будут сварены.


【6】 Далее для повышений прочности верхней и удлинения нижней части рычага подбираем болты М8 и М12 необходимой длины. Подгоняем их по размерам, вставляем в рычаг, фиксируя чем-нибудь наподобие холодной сварки или иного суперклея. Ну и, наконец, свариваем. Подозреваю, что у большинства нет сварочных аппаратов и варить они не умеют, также как и я. Ни для кого не открою Америку, если скажу, что в сервисе уже заранее подготовленный Вами рычаг сварят вполне за символическую плату.


【7】 Но на этом работа не закончена. Теперь необходимо отполировать шар рычага. На заводе его зачем-то покрасили, хотя по логике так быть не должно, тем более что краска частично стерлась во время эксплуатации. Для начала удалил остатки краски с помощью наждачки P600, далее перешкурил градацией P800->P1000->P1500->P2000. А потом отполировал с помощью специальной пасты для металлов.

【8】 Теперь необходимо защитить сварные швы и голый металл рычага от коррозии. Отполированный шар закрываем малярным скотчем. На всякий случай сварные швы я обработал краской с содержанием цинка, затем покрасил рычаг в черный цвет.


Готовый продукт

【9】 Устанавливаем новые сальники и пыльник, втулки вставляем снизу из-под машины после установки рычага в кронштейн (иначе с установленными втулками он не пройдет через отверстие в кронштейне). Далее хорошо смазываем трущиеся детали молибденовой смазкой (или иной другой на Ваш выбор). Затем устанавливаем рычаг переключения передач в порядке обратном снятию.



Всё ржавое, просто ужас, вот такой у нас климат и реагенты зимой

【10】 По совету Максима для снижения уровня шума, проходящего через рычаг МКПП, одел на него пыльник ШРУСа и сверху зафиксировал хомутом.


Затем устанавливаем облицовку тоннеля пола в порядке обратном снятию.


Высота рычага после доработки

【11】 Ну и, наконец, я отремонтировал ручку МКПП. Дело в том, что штатный пластиковый ободок вокруг циферблата треснул ещё год назад, но вот окончательно развалился совсем недавно. И опять же на помощь пришел Максим , который подогнал хромированный ободок от… смесителя (подобный ободок уже давно стоит на его ручке). Установка достаточно простая: необходимо вынуть штатный саморез в ручке, вставить длинный болт и прикрутить хромированный ободок. Затем обтачиваем штатный циферблат, чтобы он поместился в новый ободок, далее приклеиваем его с помощью холодной сварки.



Вот, что получилось в итоге

═════════════════════════════════════════
И Т О Г:
═════════════════════════════════════════
Проделанной работой я доволен, осуществил свою давнюю «маленькую мечту». Скажу сразу, что первое время передачи переключать было очень непривычно и приходилось применять некоторое усилие. Отчасти связываю это с новыми сальниками и втулками, потребовалось время для их притирки. По прошествии 1.5-2-х недель всё встало на свои места, а может быть это я уже и привык. Теперь переключать передачи одно удовольствие: рычаг ходит достаточно легко, ход между передачами значительно сократился, больше нет никаких скрипов и вибраций. Другой причиной для сомнений, из-за которой я волновался, была разница по уровню между укороченным рычагом и подлокотником. Могу сказать, что эта разница и, как следствие лежащая под наклоном рука, не доставляет ни малейшего дискомфорта, по крайней мере, мне. Поэтому всем до сих пор сомневающимся и колеблющимся советую всё-таки проделать данную «операцию», уверен, что и Вы не пожалеете.


Всем спасибо за внимание! Жду комментариев и аргументированной критики! С удовольствием отвечу на все Ваши вопросы!

Цена вопроса: 600 ₽

Рычаг переключения передач ВАЗ 2107 служит для того, чтобы водитель имел возможность управлять автомобилем, что возможно при помощи коробки передач. Коробка передач, в свою очередь, представляет собой механизм, внутри которого имеются различного диаметра шестерни. Данное устройство является связующим звеном между двигателем и приводными колесам автомобиля. Для заднеприводных автомобилей, которым является и ВАЗ 2107, характерно расположение МКПП под самим рычагом. Для соединения рычага с коробкой не требуется дополнительная кулиса, как это свойственно для переднеприводных моделей автомобилей. Кулиса ВАЗ 2107 представлена в виде небольшой полусогнутой трубки, на которую надевается сам рычаг КПП. В материале уделим внимание вопросу о том, как выполнить его замену, а также особенности демонтажа.

Рычаг КПП ВАЗ 2107 располагается непосредственно в салоне автомобиля. Применяется он для того, чтобы иметь возможность переключения передач во время передвижения. Выходит из строя рычаг коробки передач исключительно в редких случаях, а причиной этого является халатное отношение к изделию. Если изделие выходит из строя, то требуется осуществить его замену. Но прежде чем проводить замену, необходимо снять рассматриваемое изделие. Как снять его, а также провести замену на «семерке», выясним детальнее.

На «семерке» ручка переключения скоростей имеет частую болезнь – это дребезжание и болтание. Если устранить такую неисправность подручными средствами, то замена устройства не потребуется. Прежде чем приступать к замене устройства, потребуется выяснить точные причины неисправности. Ведь порой «барахлить» может не только рассматриваемая деталь, но и КПП или сцепление.


Если вы убедились в том, что неисправен именно рычаг КПП, то только тогда необходимо приступать к его замене.

Особенности замены

Прежде чем приступать к замене, требуется запастись такими инструментами, как гаечные ключи и отвертка. Начинаем со следующих действий:

Многие автомобилисты заменяют штатные рычаги переключения передач на более современные, что позволяет уникализировать салон «семерки».

После того, как штатное изделие будет демонтировано, устанавливаем на его место новую рукоятку. Рассмотрим, что представляет собой установка.

Установка устройства на ВАЗ 2107

После того, как штатный механизм был извлечен, потребуется демонтировать резиновую втулку из него, если она осталась внутри. Чтобы снять втулку, нужно воспользоваться отверткой или крючком. Поддев втулку, вынимаем ее из устройства, как показано на фото выше.

Если планируется установить штатное изделие на место, то желательно заменить втулку, купив заранее ремкомплект. При выборе ремкомплекта предпочтение следует отдавать изделиям производства «ВАЗ». Процесс установки аналогичен снятию устройства. Изначально устанавливается резиновая втулка, утапливая ее внутрь устройства. Вслед за втулкой необходимо установить резиночку в виде шайбы, которая смягчает управление механизмом. Далее, требуется внутрь механизма установить пластиковый фиксатор, за счет которого устройство фиксируется на «кулисе» КПП. Завершается сборка путем установки запорной втулки, которую нужно было сдвинуть вниз на начальном этапе, чтобы демонтировать рычаг КПП.

После того, как изделие готово к установке, потребуется вставить его в кулису. Для этого изначально следует смазать кулису, а затем хорошо ударить рукой по ручке механизма, пока не почувствуется, что рычаг сел на место. Так осуществляется установка, как нового, так и старого механизма, который был демонтирован для проведения замены составных деталей.

Самостоятельный тюнинг рукоятки

Некоторых водителей не устраювает качество ремкомплектов для установки, и они придумали своеобразный тюнинг самой рукоятки КПП: для уменьшения дребезжания и вибрации идущих к рукоятке переключения они вместо стандартных пластиковых втулок и резинок вставляют кусок шланга, подходящего по наружнему и внутреннему диаметрам. Эта модернизация также позволяет упростить будущий монтаж рукоятки.

Дополнительно можно сделать удобнее процесс переключения передач уменьшив немного длину стандартной рукоятки. Для этого надо снять рычаг, отрезать ножовкой по металлу до 5-6 см длины и нарезать на конце резьбу, такую же как была на обрезанном кусочке(по желанию резьбу можно и не нарезать). Эти модернизации носят рекомендательный характер и имеют свои плюсы и минусы. Производить их или нет каждый водитель решает сам.

При выборе изделий для иномарок, следует убедиться, что его можно надежно установить на ВАЗ-2107. В противном случае, неправильно закрепленный механизм приведет к развитию аварийной ситуации во время движения.

Иногда перед автомобилистом встает вопрос, почему болтается рычаг переключения передач, однако прежде чем на него ответить, следует четко представлять, что собой представляет данный элемент КПП, его устройство и какие функции он выполняет.

Рукоятка рычага переключения передач, или какова конструкция системы?

Особенностью всех механических коробок переключения передач является необходимость ручного воздействия на рычаг. Можно считать, что как раз он и выполняет важнейшую функцию в определении скоростного режима вашего перемещения. А значит, без него управление транспортным средством становится просто невозможным. Принцип работы рычага довольно прост: наклоняя в продольном и поперечном направлениях, вы устанавливаете его в положение, которому соответствует определенная скорость.

Рукоятка рычага переключения передач соединена с синхронизатором посредством вилки, положение которой передает информацию о номере выбранной скорости. коробки передач так, чтобы вырабатываемая мощность мотора позволила двигать авто с заданной скоростью. В случае, когда положение рычага соответствует нейтральной передаче, его удерживают пружины. Схема переключения скоростей часто изображена на головке рычага.


Как может располагаться рычаг переключения передач?

Расположение рычагов КПП может быть как напольным, так и подрулевым. И несмотря на то, что последнее считается более удобным в эксплуатации, тем не менее, в большинстве случаев производители авто отдают предпочтение первому варианту. Это обусловлено некоторыми недостатками подрулевого расположения, среди которых: низкая скорость и четкость, вероятность неполного включения передач, тяги изнашиваются намного быстрее, иногда возможно их заклинивание, а также и «выбивание» передачи.


А ведь при этом в обоих вариантах устройство рычага переключения передачи остается одинаковым. Различия могут быть только в длине, причем если раньше она могла достигать даже 30 см, то сегодня заводы-изготовители стремятся сделать ее как можно меньше, устраняя слишком большой ход рычага переключения передач. Поэтому с напольным расположением существенно ничего не изменится в конструкции, но поломок станет заметно меньше.


Скрип рычага переключения передач и другие неполадки

Из всего вышесказанного ясно, что данная деталь является одной из самых важных во всей , и если она вышла из строя, то управлять таким транспортным средством становится опасно для жизни. Наиболее распространенными причинами, по которым может произойти такое ЧП, являются либо механические повреждения, либо же последствия некорректной эксплуатации. Приведем несколько поломок, которые вы легко обнаружите самостоятельно.


Следует знать, что ручка рычага переключения передач должна перемещаться свободно, без заеданий . В случае же, когда возникают трудности в выполнении данного действия, скорее всего вышла из строя сферическая шайба или же шаровая опора. Их необходимо заменить в срочном порядке. Также о неисправности говорит и скрип рычага переключения передач. Если же происходит самопроизвольное выключение, значит, обязательно стоит проверить пружину, вполне возможно, что она попросту соскочила.


Как произвести ремонт рычага переключения передач?

В любом случае, что бы ни произошло, ремонт рычага переключения передач предполагает замену вышедших из строя деталей , а без его полного снятия сделать такое будет невозможно. С этой целью демонтируется пластиковая защитная пластина и освобождается обойма шарниров. После чего необходимо отвести в сторону реактивную тягу и снять целиком весь рычаг. Но для того, чтобы освободился доступ ко всем пластмассовым втулкам и оси, нужно обязательно снять чехол для рычага переключения передач.


Проверьте, как двигается ось. Если свободно, то необходимо поменять все втулки, при этом не забудьте перед их установкой смазать новые запчасти специальной смазкой.

Чтобы заменить пружину, ее необходимо вытащить, а для этого нужно демонтировать стопорное кольцо и шарнир с рычагом. В случае, когда не обойтись без замены шаровой опоры, следует аккуратно раздвинуть пальцами сферическую шайбу и вынуть износившуюся деталь. При этом, устанавливая новую, смажьте ее.


Тяги же меняются следующим образом. В нижней части авто находится хомут, следует ослабить его затяжку. Дальше нужно отсоединить его от шарниров и, раскрутив гайку крепления, можно свободно вытянуть тягу. Монтаж новой осуществляется в обратном порядке. Таким образом, заменив все испорченные элементы на новые, можно ездить спокойно. При этом не забывайте, что периодически необходима и регулировка рычага переключения передач.

С помощью рычага водитель подает необходимые команды механической коробке переключения передач. На заднеприводных автомобилях (Ваз 2101-2107) механическая коробка переключения передач (МКПП) установлена непосредственно под рычагом, поэтому нет необходимости в кулисе. Ведь механизм включения передач напрямую связывает рычаг и штоки вилок соответствующих шестеренок.


У переднеприводных автомобилей (Ваз 2108-2112) установлена рядом с двигателем, поперек кузова. Поэтому для передачи команд от рычага к механизму включения передач производится с помощью кулисы, изготовленной из стальной трубы. Из-за этого технология снятия, замены и ремонта рычага переключения отличаются.

Как снять рычаг переключения передач на Ваз 2107

В первую очередь переведите рычаг в положение нейтральной передачи, затем поднимите верхний защитный чехол, который закрывает МКПП. Для снятия рычага вам понадобится только узкая плоская отвертка. Вдавите рычаг и отверткой вытащите из рычага защелку. После чего снимите его с наконечника механизма выбора передач. Затем крючком из стальной проволоки вытащите из полости рычага пластиковую втулку.


Если вы не обладаете достаточным опытом и не знаете, как разобрать и собрать МКПП Жигулей, то разбирать устройство выбора передач не рекомендуется. Там много мелких деталей, которые могут упасть внутрь коробки, в результате потребуется серьезный ремонт.

Как снять рычаг переключения передач на Ваз 2110

Для снятия рычага понадобятся только набор рожковых ключей, а также крестовая и шлицевая отвертки. Снимите защитный чехол и поднимите его вверх, чтобы закрепить на ручке рычага. Если получится, открутите ручку рычага и полностью снимите чехол. Ключом на «13» открутите гайку болта крепления рычага к кулисе (она уходит внутрь тоннеля). После чего ключом на «10» открутите гайки крепления пластиковой направляющей пластины (она прикручена к стенке тоннеля). Извлеките направляющую пластину, затем вставьте встык между верхней и нижней частями туннеля справа от рычага крестовую отвертку и выкрутите винт, который крепит пластмассовую направляющую к рычагу. Затем прижмите рычаг в положении нейтральной передачи до упора вправо и вытащите болт и направляющую. Снимите стопорное кольцо с чаши шаровой опоры и вытащите рычаг. Не тяните его при установленном кольце, это может привести к разрушению чаши.


Неисправности рычага

Если во время движения ВАЗ 2107 рычаг сильно вибрирует, скорее всего, проблема в сильном износе пластиковой втулки, которая соединяет рычаг и устройство выбора передач, поэтому ее необходимо заменить. Ремкомплекты рычага коробки переключения передач ВАЗ 2107 можно купить в большинстве автомагазинов. При выборе ремкомплекта или втулки отдавайте предпочтение деталям производства «АвтоВАЗ», потому что они более качественные.


Вибрация рычага ВАЗ 2110, а также нечеткое переключение передач и большой свободный ход, возникают из-за слабого крепления чаши к кузову автомобиля, износа пластиковых деталей чаши, слабой затяжки гайки крепления к кулисе или сильного износа втулки крепления к кулисе. После замены втулки и правильной затяжки гайки, подтяжки болтов крепления чаши (или ее замены) вибрация рычага исчезает.

Видео - Болтается рычаг скоростей ВАЗ

Рычаг переключения передач в автомобиле ВАЗ 2107 напрямую зависим от КПП, одновременно помогает руководить и переключает скорости.

Это не особо ломающаяся деталь коробки передач и редко требующая замены. Но периодически она происходит. В статье покажем как снять рычаг переключения передач на ВАЗ 2107.

Где находится

Размещен он в салоне машины, ниже приборной панели, справа от водителя (или слева, если машина праворульная). Используют его для переключения передач в КПП.

Рычаг переключения – деталь надёжная и устойчивая. Но из-за халатного и не бережного использования, она тоже ломается. Если резко начинаете хватать рычаг управления или давить на него, то ремонта не избежать. Перед началом замены в ВАЗ 2107, необходимо понять, как его снять с коробки.



Ручка для переключения передач

Распространённые болезни – дребезжание и болтание ручки. Назовём это первой стадией. Если не устранить проблему сразу, в дальнейшем придётся полностью заменить элемент. К данной детали, как и к прочим в машине, нужно относиться бережно и спокойно. Не дёргать её, спешить и вдавливать в «кормушку». Если скорости не переключаются плавно и комфортно, то, вероятно, не выжали сцепление до конца, либо проблемы с коробкой. И ремонтировать нужно её, а не ручку.

Инструментарий

Нам помогут:

  • гаечный ключ;
  • отвёртка.

Инструкция



Теперь вы знаете, как произвести данную замену на ВАЗ 2107. Надеемся, что наша статья была полезна. Пускай ваш автомобиль работает долго и исправно.

Видео «Замена рычага КПП»

Предлагаем к просмотру видео, в котором показано как нужно менять рычаг.