Признаки неисправности шаровых опор ваз 2107. Признаки износа или неисправности шаровой опоры передней подвески автомобиля

Добро пожаловать!
Шаровые опоры - это очень серьёзный элемент передней подвески, автомобилей ВАЗ классика это касается особенно. Там шаровых опор присутствует вдвое больше, чем в переднеприводных автомобилях (4 штуки), за счёт чего автомобиль становится более опасным. Ведь если не уследить и ездить на автомобиле, на котором шаровые опоры вышли из строя, то колесо может просто завалиться на бок. Если Вы будете ехать в это время, то машина сразу же потеряет управление и остановить её будет очень и очень трудно. Яркий пример мы Вам хотим продемонстрировать на видеоролике ниже, где шаровая опора выходит из строя, а правое колесо у автомобиля просто заваливается на бок.

Примечание!
Чтобы осуществить диагностику шаровых опор, Вам потребуются монтировка либо монтажная лопатка, либо лом; кроме того, очень тоненькая палочка нужна будет либо металлическая, либо просто веточка, но, что очень важно, палочка должна быть ровная, без изгибов и тому подобного. (Лучше всего использовать металлическую палочку длиной 5,6 см). И кроме этого всего, будет нужна ещё линейка и небольшой ножичек. Или вместо палочки, линейки и ножа возьмите хороший штангенциркуль, который эти все инструменты заменит!

Всё зависит от местности, где автомобиль эксплуатируется. Если же он эксплуатируется у Вас в очень крупных городах (такие, как Москва), в самом центре города, в основном на идеальных дорогах, либо же в Санкт-Петербурге, где дороги явно не уступают, то с диагностикой подвески можете даже не заморачиваться. Просто раз в год или каждые 100 000 км поглядывайте туда, всё проверяйте и ездите дальше. Но, в основном, автомобили марки «жигули» эксплуатируются в небольших городах, сёлах и тому подобных местах, где дороги, как говорится, оставляют желать лучшего. В таком случае диагностику всей подвески в целом, а также диагностику шаровых опор нужно производить как можно чаще, примерно раз в 20 000 км. Или же после хорошего наезда в глубокую яму на скорости. Таким образом Вы всегда будете уверены в своём автомобиле и не побоитесь эксплуатировать его, так как после тщательной проверки будете с высокой точностью знать о том, что подвеска полностью исправна.

Примечание!
Мало кто придерживается этого, ведь каждые 20 000 км заглядывать в подвеску авто довольно накладно людям, которые чуть ли не каждый день ездят, а эти 20 000 км накатают за очень короткий период. В таком случае диагностику шаровых опор можно производить сразу же после появления глухого стука в передней части авто или при наезде на яму. Обычно такой звук и появляется, когда одна из опор выходит из строя, но пока этот звук не услышишь, не поймёшь, правильно ли работают шаровые опоры или же нет. Возможно, эти стуки даже могут померещиться. Поэтому, чтобы такого не произошло и просто так Вы не лезли в подвеску автомобиля, взгляните внимательно на ролик ниже, в котором демонстрируется автомобиль с неисправной и шумящей шаровой опорой.

Как продиагностировать шаровые опоры на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Диагностируются шаровые опоры несколькими способами, самым правильным из которых является последний (третий) способ. Если действовать согласно ему, то Вы сразу же поймёте, нуждается ли опора в замене или пока ещё нет. Но есть большой минус в этом способе, ведь чтобы осуществить его, нужно будет снять шаровые опоры с автомобиля, а для этого нужно время. Поэтому таким способом мало кто шаровые опоры проверяет на исправность. С другой стороны, если правильно выполнять другие два способа проверки, то они тоже дадут свой результат. И если шаровые опоры будут очень сильно повреждены, то, проверив их такими способами, можно будет тоже понять, что они неисправны и подлежат замене.

Способ первый (вывешивание автомобиля и нагружение передней подвески):

  1. Сперва сорвите все гайки крепления колеса к автомобилю, после чего приподнимите автомобиль с помощью домкрата. Как только он будет висеть в воздухе, полностью раскрутите гайки и снимите нужное колесо с автомобиля (читайте статью « »). После проделанной операции подложите под рычаг нижней подвески дощечки (указаны красной стрелкой) и опустите автомобиль на них. После этого у Вас должно будет получиться так, что автомобиль лёг полностью на подвеску, а если быть точнее, то на пружину. Та часть, на которую одевается колесо (указана синей стрелкой), должна будет повиснуть в воздухе. На этом всё, приступайте к проверке.
  1. Для осуществления проверки шаровых опор на автомобиле, посредством вывешивания автомобиля, проделайте следующее. Для начала возьмите в руки монтировку (как вариант, лом или монтажную лопатку), после чего вставьте её так, как показано на фотографиях ниже. На большом фото показывается то, как нужно фиксировать монтажную лопатку при проверке верхней шаровой опоры, на маленьком фото – то, как нужно фиксировать её при проверке нижней шаровой опоры. На маленьком фото мало что видно и трудно понять, куда монтажную лопатку нужно вставлять. Но когда будете вживую работать с автомобилем, то сразу всё поймёте и, использовав лопатку как рычаг, поперемещайте её то вниз, то вверх, то вниз, то вверх и т.д. Во время осуществления этой процедуры не повредите пыльник, будьте аккуратны. В том случае, если опора сильно повредится, то подвеска будет сильно гулять и от небольшого усилия уже перемещаться. В таком случае шаровые опоры подлежат замене.

Примечание!
Данным способом лучше всего проверять только верхние шаровые опоры, потому что нижние опоры проверяются чуть-чуть по-другому. Более подробно о том, как это сделать, читайте в способе 2 ниже!

Способ второй (проверка нижних шаровых опор с помощью штангенциркуля):

Начнём сперва с того, что не у всех автолюбителей присутствуют штангенциркули. Если и Вы в оказались в этом числе, тогда возьмите нож, тоненькую проволочку и линейки и также приступайте к проверке. Вначале нужно будет воспользоваться гаечным ключом размером «на 7 мм» (или накидным) и выкрутить полностью с их помощью нижнюю пробку шаровой опоры (указана красной стрелкой). Затем в отверстие засуньте штангенциркуль (на некоторых штангенциркулях специальная тонкая часть есть) и замеряйте расстояние, на которое он войдёт. Если же не получается штангенциркуль засунуть (он упирается в землю например, а домкрата нет) или если его нет, то берите тоненькую проволочку, засовывайте её в отверстие до упора, делайте ножом надрез вровень с торцом шаровой опоры и вынимайте её. Потом измерьте расстояние от конца проволоки и до этого надреза при помощи линейки. Если это расстояние больше, чем 11,8 мм, то шаровая опора подлежит замене.

Способ третий (снятие шаровых опор и визуальных их осмотр):

Это самый долгий способ, но зато Вы будете точно знать, исправны ли шаровые опоры или уже есть в них люфт и они уже все разбиты. Для того, чтобы этот способ осуществить, снимите нужные для Вас шаровые опоры с автомобиля (Как это сделать, читайте в статье « »), после чего осмотрите внимательно пыльник шаровых опор. На нём не должны будут присутствовать трещины, разрывы и тому подобные дефекты. Затем снимите полностью пыльник; убедитесь, что смазка в шаровой опоре есть и что вода, грязь и тому подобное в шаровой опоре отсутствует. Следом возьмитесь рукой за кончик шарового пальца (см. фото ниже) и покачайте его из стороны в сторону. Палец должен будет перемещаться от усилия руки, но тяжело. Если палец болтается и легко перемещается, или же если Вы его даже с места сдвинуть не можете, то такая шаровая опора считается неисправной и подлежит замене.

Шаровая опора или шаровый шарнир - без преувеличения, гениальное изобретение, которое на протяжении многих лет используется в автомобилестроении и не только. Шаровые есть на разных типах подвески: это и , как .

Шаровая опора позволяет ступице колеса поворачиваться в горизонтальной плоскости. Не будь шаровых, скорее всего, поворот руля был бы невозможен. До появления этих шарниров их роль выполняли шкворневые шарниры или просто шкворни, которые требовали периодической смазки, были тяжелые и несовершенные, к тому же позволяли поворачивать колеса только по одной оси.

Конструктивно шаровая опора представляет собой шар, к которому крепится конусообразный "палец" с резьбой. Шар располагается в гнезде, которое обеспечивает возможность движения шаровой опоры и в то же время надежно удерживают ее. Другая, резьбовая часть шарнира крепится к рычагу ступицы.

Неисправность шаровой проявляется в виде появления хруста, глухого стука, а также люфта в соединении шарнира. Иногда "мертвая" шаровая опора имеет такие же признаки, как и , поэтому переде тем как купить и заменить необходимо точно знать, что именно у вас вышло из строя. Более тяжелые случаи, заканчиваются полным разрушением шарнира и приводят к тому, что во время движения колесо полностью отваливается. Последствия в данном случае могут быть самые разные, зависимости от скорости и дорожной обстановки... В общем с ремонтом затягивать ни в коем случае нельзя и при первых признаках необходимо принимать кардинальные меры.

Приводит к неисправности шаровых опор плохая дорога, а также отсутствие смазки. Второе чаще всего происходит после повреждения пыльника шаровой опоры. Езда по ровным дорогам без горбов и ям - залог исправности любой ходовой, однако в наших реалиях это вряд ли возможно. В этой статье я расскажу, как проверить шаровые опоры, чтобы понять необходима ли замена шаровых опор.

Способы проверки шаровых опор

Как проверить шаровую опору без подъемника?

Проверка шаровой опоры, как правило, проводится на яме, эстакаде или подъемнике, однако если ничего из перечисленного нет, можно попытаться произвести диагностику, как говорится, в полевых условиях. Для этого можно использовать или обойтись визуальным осмотром. Ваша задача обнаружить повреждение пыльника (трещины, разрывы, или полное его отсутствие) или любое другое отклонение от нормы, которое могло бы свидетельствовать о поломке шарнира.

Более тщательная проверка

Перед тем как проверить состояние шаровой опоры данным способом необходимо все же разжиться кое-чем. Так вам потребуется монтировка, смотровая яма или альтернативный вариант. Вывешиваем , после чего производим раскачку в разных плоскостях, таким образом, чтобы обнаружить люфт. Если ничего не обнаружили, берем монтировку и устанавливаем ее в проем между рычагом и ступицей. После этого пытаемся как бы взять на разрыв это соединение, люфта, а также стука при этом быть не должно.

Проверка шаровой опоры со снятием

Наиболее сложный и трудоемкий способ проверки шаровой предусматривает ее демонтаж. Для этого придется частично разобрать ступичный узел, после чего выпрессовать опору и произвести детальный осмотр шаровой. Кстати, не только люфт - признак неисправной опоры, легкое проворачивание шарнира вокруг оси также считается отклонением от нормы и признаком износа.

Что делать если шаровая неисправна?

Если шаровая "умерла", не спешите ее выбрасывать, ее цена нередко довольно высокая, особенно на автомобили "бизнес-" и "премиум-класса". Поэтому неудивительно, что эти элементы научились реставрировать и восстанавливать. В случае невозможности реставрации, вам не избежать полной замены узла. Процедура не сложная и довольно часто выполняется в условиях гаража, поэтому не спешите искать подходящее СТО и переплачивать за то, что можно попробовать сделать самостоятельно.

На этом буду заканчивать, надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, что такое шаровая опора и для чего она нужна. Кроме того, теперь вы знаете как проверить шаровую опору разными способами, а также выявить ее неисправность. Делитесь данной статьей, если, конечно, она вам понравилась, со своими друзьями в социальных сетях, таким образом вы внесете свой вклад в развитие нашего проекта. Мы ценим каждый репост и благодарны каждому из вас! Пусть хорошие люди читают хорошие статьи!

Как проверить шаровую опору видео

Самостоятельная проверка шаровых опор

Ни одна конструкции подвески современного автомобиля, не обходится без применения шаровой опоры. Данный шарнир, используется как правило в подвеске передней оси машины, но бывают случаи и заднего применения.

Назначение шаровой опоры

Шаровая опора- это шарнирный элемент, соединяющий нижний рычаг подвески, с поворотным кулаком. Служит для фиксации и вращения во всех плоскостях поворотного кулака. Является одним из главных вращательных элементов в повороте управляемых колес.

Что из себя представляет ее конструкция

В основе шаровой опоры, стоит палец с шариком на конце, крепко завальцованным в корпус опоры. Между шариком пальца и корпусом, находится тефлоновая прослойка и специальная смазка. С верхней стороны шаровой опоры имеется завальцовка, которая фиксирует шариковый палец в корпусе, а поверх нее идет пыльник, предотвращающий утечку смазки и препятствующий попаданию абразивных частиц.

Что обычно выходит из строя

Основные симптомы неисправностей

1. При движении автомобиля по прямой дороге, появляется увод в сторону, а также ухудшение устойчивости и управляемости.

2. Возможен повышенный износ шины, со стороны неисправного шарнира. Как правило, начинает усиленно стачиваться внутренняя часть колеса.

3. Может появиться стук при проезде неровностей, отдающий в сторону нижнего рычага подвески.

Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор.

Для того, чтобы самостоятельно провести диагностику, состояния вращательных опор поворотного кулака, достаточно прежде всего, знать их устройство и принцип работы. А именно это, позволит вам понимать все тонкости проведения работ.

Способы диагностики своими силами и без подъемника

2. Открыть капот, положить руку на чашку стойки и сильно покачать машину раза 2-3. Появление импульсных ударов в чашку, будет «звоночком» о возможных неисправности в подвеске. (принцип данного метода, схож с слушаньем рельсов, в ожидании поезда)

3. Поднять колесо домкратом до свободного состояния, поставить дополнительный упор под автомобиль с целью безопасности. После чего возьмите руками колесо в крайней верхней и нижней части и произведите его покачивание в горизонтальной плоскости (одной рукой к себе другой от себя). Если почувствуете люфт или стук в подвеске, вероятнее всего неисправна шаровая опора.

Будьте внимательны люфт колеса во всех плоскостях, может быть причиной изношенных подшипников ступицы, но разница в колебаниях в данном случае, должна быть значительно меньше.

4. Снять колесо на поддомкраченном автомобиле. Используя монтажную лопатку или широкую плоскую отвертку, приложите ее в место крепления рычага к поворотному кулаку. Путем механического воздействия, очень аккуратно проверти состояние люфта. Если люфта нет и пыльник в целом состоянии, значит шаровая опора в исправном состоянии.

Интересный факт

Диагностику шаровых опор, удобно делать в момент межсезонной переобувки шин, когда автомобиль находится на домкратах в подвешенном состоянии, вы можете проверить люфт в опорах без особых усилий.

Средний срок службы шаровых опор

Большую разницу на ресурс эксплуатации данных опор, оказывает качество дорожного покрытия и стиль вождения автомобилиста. Также не маловажную роль, играет высота профиля резины, что неоднократно было установлено. У автомобилей с низким профилем резины , срок исправной работы шаровых опор, в среднем короче в 2-3 раза, чем у машин с средним и высоким профилем резины, а связано это, в основном со слабым гашением колес, ударов от неровностей дороги, которые в свою очередь передаются на детали и узлы подвески. Среднестатистическим принято считать ресурс шаровых опор в 65-90 тысяч км. , а на «низком» профиле, редкий случай когда удается отъездить 35 тысяч.км.

Очень важным аргументом хотелось бы отметить тот факт, что шаровые опоры в конструкции автомобиля, служат одним из главных элементом безопасности в вождении транспортного средства. Настоятельно рекомендуется, производить их диагностику и своевременный ремонт, используя только проверенных и качественных производителей.

Износ шаровой опоры может привести к тому, что она в определенный момент просто выскочит из посадочного места. Это может произойти в любое время, причем серьезных неровностей вовсе не нужно. Поскольку состояние наших дорог далеко от идеала, поломки шаровых опор случаются очень часто. Наверное, вы неоднократно видели последствия поломки шаровой опоры в автомобилях ВАЗ. Очень часто все заканчивается довольно печально. В лучшем случае машина оказывается в кювете, в худшем – на встречной полосе. Во избежание столь неприятных последствий поломки очень важно понимать, как проверить шаровую опору своими руками, ведь постоянно ездить в сервис просто надоест.

Иногда при вылете шаровой опоры необходимо восстановить работоспособность автомобиля прямо на дороге. А это значит, что придётся искать друзей/знакомых, которые готовы выделить время для того, чтобы помочь вам. Второй вариант – оставить автомобиль на месте происшествия и отправиться в магазин за новой деталью. Если же вы ещё и не знаете, как происходит замена шаровой опоры, появятся дополнительные трудности. Поэтому лучше четко понимать, как осуществляется диагностика шаровой опоры, и регулярно выполнять проверку.

Симптомы износа шаровой опоры:

  1. Появление стука во время движения на минимальной скорости по некачественному покрытию (если шаровая изношена, зазор между головкой пальца и внутренней поверхностью корпуса заметно увеличивается, из-за чего появляется своеобразный люфт).
  2. Неравномерный износ резины.
  3. Появление характерного скрипа во время поворота руля.
  4. Виляние во время прямолинейного движения.

Если вы планируете осуществить проверку шаровой опоры своими силами, необходимо поднять автомобиль на подъемнике (можно обойтись и домкратом). Определить износ шаровых опор без поднятия машины вы не сможете.

Первый этап диагностики шаровой заключается в проверке состояния пыльника. Даже небольшие повреждения, которые появились на этом защитном элементе, приводят к попаданию частиц грязи, песка и воды в шаровые опоры, в результате чего их эксплуатационный срок заметно сокращается.

После этого надо одной рукой взяться за верхнюю часть колеса, а второй – за нижнюю. Убедитесь в отсутствии люфта, раскачивая автомобильное колесо. Этот способ используют для проверки радиального люфта шаровой. Необходимо также осуществить проверку осевого люфта шаровой опоры. Для этого возьмитесь за поворотный кулак и попробуйте покачать данный элемент подвески вверх и вниз, прилагая значительное усилие.

Нужно понимать, что эти способы не могут помочь установить точный уровень износа шаровой опоры. Для достижения оптимального результата при проверке шаровой опоры её необходимо обязательно снимать. Правда, если уже во время «ручной» диагностики вы заметили существенный люфт, а во время движения проявляются вышеупомянутые факторы, шаровую в любом случае придётся менять.

Кроме этого, необходимо понимать, что появление существенного люфта делает почти невозможным ремонт шаровой опоры. В таких случаях их просто нужно менять. Если у вас нет желания вкладывать лишние деньги в ремонт автомобиля, советуем вам регулярно делать проверку шаровой и других элементов ходовой части автомобиля. Это поможет устранить проблемы на первых этапах развития.

При диагностике элементов подвески нужно знать, как проверить шаровую опору. Это компонент системы, который позволяет вращаться ступице колеса под действием усилий, передаваемых через наконечники рулевых тяг. Шаровые опоры устанавливаются как на так и на переднеприводные. Только в конструкции первых их больше, так как применяется двухрычажная система.

Зазоры в верхних шарнирах ВАЗ 2101-2107

Чтобы самостоятельно провести диагностику состояния шаровых шарниров, вам потребуются специальное приспособление для замера люфта и динамометрический ключ.

Процедура выполнения диагностики выглядит таким образом:

  1. Перед тем как проверить шаровую опору, нужно установить автомобиль на ровной площадке и поднять сторону, на которой проводится диагностика.
  2. Заранее ослабьте болты на колесе, а после поднятия выкрутите их.
  3. Снимите колесо и положите его под двигателем.
  4. Под нижнюю шаровую опору необходимо установить деревянный брус. Его высота должна быть 19 см.
  5. Опустите автомобиль на брусок. Поверхность, на которой он устанавливается, должна быть твердой. На грунте делать работы нельзя.
  6. Устанавливаете втулку прибора на гайке крепежа верхней шаровой, которая находится ближе к защитному кожуху тормозного диска.
  7. На втулку надеваете прибор и закрепляете его при помощи болта.
  8. Передвиньте приспособление, чтобы установить рычаг в вертикальном положении. Нижний край его должен упираться в кожух тормозного диска. После этого затяните болт.
  9. Индикатор устанавливаете в стойке основания до упора. Натяг должен быть не более 2-3 мм.
  10. Закрепляете на ступице колеса кронштейн при помощи двух болтов колес.
  11. Устанавливаете динамометрический ключ на шестигранной головке.
  12. Проверните ключ с моментом 196 Н*м (или 20 кгс/м) в одну и вторую стороны.
  13. Сложите показания, которые будут на индикаторе.

Сумма показаний не должна быть больше 0,8 мм. Если отличается от этого значения, то требуется менять шаровую опору. Ездить на сломанной не только некомфортно, но и опасно - в любой момент может вырвать палец из обоймы. И если это произойдет на высокой скорости, фатального исхода не избежать.

Второй способ диагностики

Но не всегда имеется под рукой такой инструмент для измерения люфта. Намного проще выполнить все работы с монтажной лопаткой. Для этого потребуется помощник, которого нужно усадить за руль. Проведение диагностики выглядит следующим образом:

  1. Напарник должен нажать на педаль тормоза, чтобы удержать ступицу. Это исключит возможность влияния люфта подшипника при диагностике.
  2. Поднимите сторону автомобиля, на которой нужно провести диагностику.
  3. Резко покачайте колесо, удерживая его за верх.
  4. Можно использовать монтажную лопатку, для этого необходимо установить ее между верхним рычагом и ступицей. Двигаете вверх и вниз рычаг, оценивая люфт между обоймой опоры и пальцем.

В том случае, если вы обнаружите люфт в верхней шаровой опоре, обязательно замените элемент.

Диагностика нижней шаровой

А теперь о том, как на ВАЗе проверить шаровую опору, расположенную на нижнем рычаге. Для этого потребуется выполнить несколько действий:

  1. Если на нижней части шарового шарнира имеется грязь, то обязательно необходимо убрать ее.
  2. При помощи ключа на "7" необходимо выкрутить заглушку, которая расположена на нижней части обоймы.
  3. Диагностику удобно проводить на эстакаде или смотровой яме. Для этого нужно штангенциркуль установить в отверстие и замерить расстояние от сферы шарового пальца до нижнего края корпуса.
  4. В том случае, если нет возможности установить глубиномер штангенциркуля, можно использовать тонкую проволоку или даже спичку. Устанавливаете ее в отверстие, после чего линейкой измеряете расстояние.
  5. Максимальное значение расстояние от пальца должно быть 11,8 мм. Если меньше, то шаровую опору можно продолжать использовать. Но если это значение больше, потребуется замена шарнира.

Если диагностика показала, что замена шаровой опоры не требуется, забейте внутрь немного смазки. Для этого можно использовать даже простой шприц, установленный в отверстии нижней части обоймы. Желательно использовать смазку типа "Литол-24". Ее же можно забить под пыльник.

Подготовка к замене

После того как проверили шаровые опоры на ВАЗ, выявили их поломки, обязательно произведите замену. На этапе подготовки вам потребуется выполнить следующие действия:

  1. Установите домкрат под ремонтируемой стороной автомобиля.
  2. Под задними колесами поставьте противооткатные башмаки.
  3. Ослабьте болты на колесах, после чего поднимите сторону автомобиля. Снимите колесо и положите его под днище двигателя.

Вот и все, подготовка окончена. Теперь необходимо произвести демонтаж старых шаровых опор и установку новых.

Замена верхних опор

Для снятия верхней опоры вам потребуется выполнить такие манипуляции:

  1. При помощи ключа на "22" необходимо выкрутить гайку, которая находится на пальце шарнира.
  2. Затем нужно выпрессовать палец шарнира, используя специальный съемник, состоящий из двух рычагов. Один край упирается в палец нижней шаровой, второй — в верхнюю. Без съемника можно выполнить эту работу, но придётся очень сильно ударять молотком. В результате запросто вы разобьете рычаг подвески.
  3. После того как палец шаровой выйдет со своего места, необходимо при помощи ключей на "13" выкрутить гайки, которыми крепится обойма к рычагу.

Замена нижних опор

После того как проверили шаровую 2107 и убедились в ее поломке, необходимо выкрутить болт с пальца. Но полностью выкрутить его не получится, для начала сделайте несколько оборотов. Дальнейшие действия:

  1. Установите съемник и извлеките палец шаровой опоры и ступицы. После этого можно полностью выкрутить гайку.
  2. При помощи ключей на "13" необходимо выкрутить три гайки, которыми крепится корпус шаровой опоры к рычагу подвески.

Прежде чем устанавливать новые элементы, необходимо под пыльник набить достаточное количество смазки. Обязательно проверьте целостность резиновых пыльников.