Требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа). Правила буксировки транспортных средств Ограничения данного метода

По охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)

1. Введение.

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке, автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке должен:

  • соблюдать требования данной инструкции;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности .

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

  • работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
  • нахождение работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
  • использование случайных предметов в качестве буксира и запорных;
  • несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, работник, производящий буксировку, сцепку расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность, согласно действующего законодательства.

3.Требования безопасности перед началом работы .

3.1. Перед началом работы водитель, производящий буксировку, сцепку, расцепку должен:

  • удалить из зоны работы посторонних лиц;
  • проверить исправность прицепов, (полуприцепов) их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов.

4. Требования безопасности во время работы.

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа), водитель обязан поставить на стояночный тормоз, при его наличии, прицеп (полуприцеп) и подложить под колеса противооткатные упоры.

4.2. Во время подачи автомобиля – тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем. Водитель должен убедиться в этом.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух и более прицепов, должны производить три человека — водитель, лицо, производящее сцепку и лицо, координирующее их работу. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельхозпродуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том что:

  • соединительные шланги и провода не мешают сцепке;
  • борта закрыты;
  • седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
  • передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расцепке, дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, водителю следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Водителю растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры, из-под колес, разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контролера) в нейтральное положение.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства

4.11. Буксировку автомобилей разрешается осуществлять на жесткой и гибкой сцепке.

4.12. Скорость при буксировке автомобилей не должна превышать 50 км/час.

4.13. При буксировке с применением гибкой или жесткой сцепки за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, за исключением случая, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого транспортного средства по колее буксирующего.

4.14. При буксировке на жесткой сцепке у буксируемого автомобиля должно быть исправно рулевое управление, а при буксировке на гибкой – рулевое управление и тормоза. Водитель должен убедиться в этом.

4.15. Водитель должен обеспечивать расстояние, между транспортными средствами при жесткой сцепке не более, 4 метров, а при гибкой сцепке в пределах 4-6 метров.

4.16. При гибкой сцепке буксир через каждый метр обозначается водителем сигнальными щитками или флажками в соответствии с Правилами дорожного движения.

4.17. Водителю запрещается буксировать механические транспортные средства:

  • на гибкой сцепке в гололедицу;
  • два и более, одновременно;
  • с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.

4.18. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

4.19. При буксировке механических транспортных средств, в светлое время суток на буксирующем транспортном средстве водитель должен включить ближний свет фар, а на буксируемом, в любое время суток – габаритные огни и аварийную сигнализацию.

4.20. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке водителю ЗАПРЕЩАЕТСЯ — перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки – нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Сцепке, расцепке автомобилей

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей

1. В В Е Д Е Н И Е

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях ;

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 6 месяцев) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

использовании случайных предметов в качестве буксира;

несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

3.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

удалить из зоны работы посторонних лиц.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.2. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

В исключительных случаях (дальние рейсы и т. д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности морских буксировок
судов и других плавучих сооружений


Утратила силу с 1 сентября 1996 года на основании
письма Росморфлота от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921
____________________________________________________________________

Цель инструкции - улучшение организации буксировки морских плавучих объектов.

Инструкция содержит основные требования по организации и обеспечению безопасности морских и океанских экспедиционных буксировочных работ.

Настоящая инструкция распространяется на всех участников буксировочной экспедиции независимо от их ведомственной принадлежности, а также на лиц, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания (службы мореплавания пароходств, капитаны морских портов).

1.Общая часть

1. В целях обеспечения безопасности проведения дальних морских и океанских буксировок:

а) все дальние морские и океанские буксировки проводятся только спасательно-буксирными судами. Использование транспортных судов при таких буксировках допускается в исключительных случаях при отсутствии буксирных судов соответствующей мощности;

б) во всех случаях планирование и организация дальних морских и океанских буксировок согласовывается с В/О "Совсудоподъем"*;
________________

* Функции В/О "Совсудоподъема" переданы В/О "Мореплавания".

в) контроль за организацией и проведением вышеуказанных буксировок возлагается на В/О "Совсудоподъем"*.

2. В зависимости от сложности буксировки, определяемой дальностью перехода, конструктивными особенностями объекта буксировки, его размерами и состоянием, морская буксировка может быть осуществлена:

а) на буксире специального буксирного судна;

б) путем организации специальной экспедиции из нескольких судов;

в) на буксире транспортного судна.

Необходимость организации специальной экспедиции из нескольких судов определяется руководством Э/О АСПТР или службой мореплавания пароходства, которым поручена буксировка.

3. Руководство организацией и подготовкой экспедиции к морской буксировке, ее проведение возлагаются на начальника экспедиционного отряда АСПТР или службу мореплавания пароходства, которому поручена буксировка.

В их обязанности входит:

а) согласование сроков готовности буксируемого объекта и буксировщиков, а также срока начала буксировки с учетом наиболее благоприятного периода перегона;

б) контроль за подготовкой буксировщиков в установленные сроки;

в) обеспечение хорошего технического состояния судов-буксировщиков;

г) укомплектование судов-буксировщиков опытными экипажами;

д) проведение инструктажа начальника экспедиции (капитана основного буксировщика);

е) обеспечение необходимым снабжением судов-буксировщиков.

4. Владелец буксируемого объекта обеспечивает своевременную и качественную подготовку объекта к буксировке, его техническое состояние, укомплектование объекта экипажем (при необходимости), выполнение всех требований Регистра СССР, ВОХРа, портнадзора, санитарных органов и представителей организации, осуществляющей буксировку, необходимое и качественное снабжение и оформление всей требуемой документации.

Все необходимые документы, разрешающие буксировку объекта, должны быть владельцем своевременно предъявлены начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика).

5. Начальник экспедиции (капитан буксирующего судна) назначается из числа наиболее опытных капитанов.

6. По получении задания или заявки на буксировку Э/О АСПТР (в случаях, когда буксировщиком является транспортное судно - служба мореплавания пароходства) разрабатывает "План перехода" и "Инструкцию по обеспечению безопасности морской буксировки". "План перехода" и "Инструкция утверждаются начальником Э/О АСПТР, а при буксировке транспортным судном - заместителем начальника пароходства по мореплаванию.

7. В плане перехода должны быть предусмотрены:

а) названия судов-буксировщиков, их мощность, скорость каждого судна в балласте и плановая скорость буксировки с объектом;

б) маршрут перехода и расстояния по маршруту следования с объектом и в балласте;

в) порты захода (в том числе порты пополнения запасов) и порты убежища;

г) контрольные сроки выхода из порта отправления и прихода в порт назначения, а также заходов в промежуточные порты;

д) расчет ходового и стояночного времени.

8. Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки составляется на основе проекта перегона и требований Регистра СССР. Ее выполнение является обязательным для всех участников буксировки.

Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки должна предусматривать:

а) перечень технических и эксплуатационных требований к буксируемым объектам и судам-буксировщикам, обеспечивающим проведение буксировки;

б) перечень требований к буксирному устройству буксировщиков;

в) перечень требований к буксирному, якорному, спасательному, противопожарному и др. устройствам буксируемого объекта;

г) общую характеристику морских качеств буксируемого объекта, его особенностей и рекомендации по его буксировке при различных условиях погоды;

д) требования по организации судовой службы;

и) требования по специальному оборудованию и снабжению;

к) требования по организации штурманской службы и специальных наблюдений за состоянием и поведением буксируемого объекта;

л) порядок движения судов и организацию связи судов между собой, а также порядок радиопереписки;

м) порядок выхода и входа в порты и порядок прохода узкостей, а также плавания в условиях шторма и плохой видимости;

н) порядок подачи, отдачи и крепления буксирных тросов на случай обрыва буксира.

Помимо Инструкции по буксировке начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) получает дополнительный инструктаж в Э/О АСПТР и службе мореплавания пароходства по особенностям данной буксировки.

II. Подготовка буксируемого объекта и судна-буксировщика

9. Подготовка предназначенного к буксировке объекта производится его владельцем на основе разработанного проекта перегона данного объекта и согласованного инспекцией морского Регистра СССР, которая после освидетельствования объекта дает свое заключение о пригодности его к буксировке.

10. Владелец буксируемого объекта представляет совместно с заявкой также и разработанный проект на перегон объекта (проект конвертовки, расчет и проект буксирного устройства, проект подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью, проект устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.). Организация, осуществляющая буксировку, имеет право в случае необходимости потребовать от владельца объекта дополнительную техническую документацию, а также в целях безопасности имеет право выставлять разумные дополнительные требования по отдельным устройствам и оборудованию на буксируемом объекте.

11. Основной буксировщик должен подбираться с мощностью машин, обеспечивающей резерв не менее 15 % против расчетного, т.е. тягового усилия для плановой скорости буксировки.

Все суда-буксировщики должны обладать хорошими мореходными качествами, соответствовать району плавания, согласно документам Регистра СССР.

12. Основной буксировщик (когда им является транспортное судно) предъявляется к освидетельствованию инспекцией Регистра СССР на предмет проверки его технического состояния и пригодности к буксировке.

13. Для обеспечения живучести буксируемого объекта проектом перегона должен быть предусмотрен табель снабжения аварийно-спасательным имуществом и инвентарем, согласованный с инспекцией Регистра СССР и организацией, осуществляющей буксировку.

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) перед началом буксировки проверяет наличие этого имущества на буксируемом объекте.

Выход в море без наличия перечисленного в табеле имущества и инвентаря не допускается.

14. Буксирующее судно, вспомогательные суда и буксируемый объект перед выходом в море должны принимать полный запас топлива, котельной и питьевой воды, а также запасы продовольствия и расходных материалов, обеспечивающие переход до порта назначения или порта захода, если он предусмотрен планом.

Организация, осуществляющая буксировку, заблаговременно дает заявки на гидрометеорологическое обслуживание экспедиции по маршруту перехода, на бункер и снабжение, а также, при необходимости, на право захода в порты, согласно плану перехода.

15. Основной буксировщик и вспомогательные суда должны быть обеспечены полным комплектом откорректированных карт и навигационных пособий по маршруту перехода. Все навигационные и электронавигационные приборы должны быть в полной исправности и подвергнуты тщательной проверке непосредственно перед выходом в море.

Перечень необходимых навигационных приборов и пособий для буксируемого объекта устанавливается организацией, осуществляющей буксировку. При всех случаях морской буксировки на буксируемом объекте, как минимум должны быть генеральные карты на переход и прокладочный инструмент.

16. Все суда экспедиции должны быть оборудованы средствами дальней радиосвязи согласно требованиям правил Регистра СССР. Кроме этого, на всех судах экспедиции, включая и буксируемый объект, устанавливается радиотелефонная аппаратура ближнего действия (типа УКВ).

17. Все суда, участвующие в буксировке, включая и буксируемый объект, должны иметь книгу Международного свода сигналов и быть снабжены средствами визуальной связи: двумя комплектами флагов Международного свода сигналов, семафорными флажками, сигнальными фонарями, прожекторами и клотиковыми лампами.

Исключения допускаются только для буксировок на небольшие расстояния в пределах одного моря, причем виды средств визуальной связи устанавливаются организацией, осуществляющей буксировку. Независимо от характера буксировки должны быть обеспечены флажная, семафорная и световая сигнализации.

18. Суда-буксировщики при дальних морских буксировках должны быть снабжены буксирными тросами длиной согласно проекту на данную буксировку.

На судах-буксировщиках должно быть два комплекта буксирных тросов.

Запасные буксирные тросы должны быть равноценны основным.

При буксировках, когда буксирный трос подается не с буксирной лебедки, трос должен быть размечен марками.

На все буксирные тросы должны быть сертификаты, а также тросы должны иметь соответствующий запас прочности.

19. На всех судах-буксировщиках должны быть в достаточном количестве растительные, синтетические или стальные тросы для использования их в качестве тросов-проводников, а также другое оборудование, необходимое для подачи буксиров в открытом море.

20. При проведении дальних океанских буксировок доков и других крупных плавучих сооружений на основном буксировщике для качественного и оперативного прогнозирования погоды по маршруту перехода в состав экспедиции включается синоптическая группа с оборудованной факсимильной аппаратурой.

Необходимость установки факсимильной аппаратуры и укомплектования экспедиции синоптической группой определяется организацией, осуществляющей буксировку.

21. Для выполнения морской буксировки должен заключаться договор между владельцем буксируемого объекта и организацией, осуществляющей буксировку. Образцы буксировочных контрактов прилагаются*.
________________
* Образцы в Сборнике не приводятся.

III. Буксировка

22. Начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) подчинены капитан (командир) буксируемого объекта и капитаны всех судов, участвующих в буксировке. В случае отсутствия начальника экспедиции его правами пользуется капитан судна-буксировщика.

23. Начальник экспедиции (капитан буксировщика) до выхода в море обязан:

а) тщательно ознакомиться с конструктивными особенностями буксируемого объекта и его техническим состоянием;

б) знать план перехода и изучить инструкцию на буксировку;

в) с капитанами всех судов экспедиции и со всем штурманским составом основного буксировщика проработать маршрут перехода, его особенности с целью выбора наиболее благоприятного пути следования и выполнения предварительной прокладки;

г) ознакомиться с гидрометеорологическими условиями плавания;

д) знать ширину территориальных вод иностранных государств по маршруту следования, правила плавания и пребывания в них; ознакомиться с характеристиками, особенностями и обычаями захода в порты-убежища;

е) изучить правила плавания проливами и каналами по морям следования экспедиции.

24. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) до выхода в море обязан лично ознакомить командный состав судов, участвующих в экспедиции, с "Планом перехода", соответствующими инструкциями и разработанными им наставлениями, а также дать устный инструктаж по всем необходимым вопросам морской практики, судовождения и организации судовой службы на период рейса.

25. Капитаны всех судов экспедиции письменным рапортом докладывают начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) о готовности своего судна к рейсу с указанием:

а) готовности буксирного, якорного, спасательного и др. устройств и средств;

б) исправности водоотливных, пожарных и других систем;

в) исправности главных машин и механизмов;

г) наличия запасов топлива, воды, технического, аварийного и бытового снабжения;

д) наличия и качества запасов продовольствия и неприкосновенного запаса;

е) наличия полного комплекта корректированных карт, лоций и др. навигационных и электронавигационных пособий;

ж) исправности навигационных и электрорадионавигационных приборов и всех средств связи;

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) лично проверяет готовность судов к буксировке и особое внимание должен обратить на исправность и готовность всего буксирного устройства.

О приемке объекта к буксировке составляется акт комиссией, назначаемой начальником экспедиции совместно с владельцем буксируемого объекта либо капитаном буксируемого объекта.

26. На всем протяжении буксировки начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) в части организации судовой службы и обеспечения безопасности плавания руководствуется "Уставом службы на судах Министерства морского флота СССР", "Правилами для предупреждения столкновения судов в море", "Правилами технической эксплуатации судов ММФ" и инструкциями по буксировке, КТМ СССР, условиями буксировочного контракта.

27. Если буксировка совершается через иностранные воды, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен знать наименование фирм, которые будут агентировать суда в пути следования.

Во всех случаях затруднений во взаимоотношениях с иностранными властями начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) надлежит обращаться к представителям: Морфлота, Торгпредства СССР, консульских учреждений СССР, посольства СССР (в случаях, затрагивающих политические интересы Советского государства), смешанных советско-иностранных агентирующих компаний, а также иностранных морских фирм (агентам), агентирующим советские суда, представителям Ингосстраха или клуба взаимного страхования, если судно было застраховано по данному риску.

Примечание. Под представителями Морфлота понимаются зам.торгпреда по транспорту, уполномоченный ММФ, представитель ММФ, представитель морских пароходств, представитель В/О "Совинфлот", начальники агентств.

При отсутствии в данном месте перечисленных организаций и лиц начальник экспедиции должен по вопросу, к кому ему следует обратиться за оказанием помощи, запросить рекомендации у судовладельца.

28. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) имеет право и обязан задержать выход судов в море из порта в случае получения неблагоприятного прогноза погоды.

29. Для прохода узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы, если в этом есть необходимость.

В тех местах, где лоцманская проводка обязательна, вызов лоцманов должен быть произведен заблаговременно, а суда должны ожидать прибытия лоцманов в безопасном месте, не входя в район обязательной проводки.

30. Стоянки в промежуточных портах и местах отстоя должны быть использованы для осмотра состояния буксирного устройства, буксируемого объекта, судов-буксировщиков и устранения всех обнаруженных дефектов.

Без устранения обнаруженных неисправностей дальнейшая буксировка не допускается.

Помимо осмотров в портах и местах отстоя надлежит использовать всякую возможность производить осмотр объекта, буксирного устройства особенно перед наступлением и после штормовой погоды, перед заходом в проливы, каналы, узкости, перед выходом в океан и т.д.

31. Во время стоянки на якоре и при лежании в дрейфе в ночное время и плохую видимость, должны быть приняты особые меры для обращения на себя внимания приближающихся судов с целью предупреждения столкновения и навалов.

32. В случаях, когда экспедиция будет застигнута штормом в открытом море, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой и, в первую очередь, уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на наиболее благоприятный для буксируемого объекта курс относительно ветра и волны либо следовать в пункты убежища или места укрытия.

33. Вся оперативная радиокорреспонденция, касающаяся работы экспедиции, передается за подписью начальника экспедиции (капитана основного буксировщика).

34. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) сообщает в адреса: пароходств, Э/О АСПТР (по принадлежности), В/О "Совсудоподъем", управления ГМС, обеспечивающего переход, владельцу буксируемого объекта:

а) даты, время выхода и прихода в порты;

б) предполагаемое время подхода к портам, проливам, каналам;

в) ежесуточно на 08 и 18 час. московского времени координаты, скорость и курс, условия погоды, состояние всех судов и буксируемого объекта.

На 18 час. дополнительно сообщается остаток запасов (топлива, воды) и пройденное за сутки расстояние.

В случае неблагоприятной погоды, а также в случае аварийного происшествия текущая информация о положении, состоянии и координатах судов даются каждые четыре часа. В случае отклонения от намеченного "Плана перехода", начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен информировать о причинах изменения плана и о своих дальнейших намерениях.

Вся подаваемая информация должна быть краткой, но точной и понятной.

35. Прокладка и счисление пути судна должны вестись на всех судах, участвующих в буксировке объекта.

Основным счислением считается счисление основного буксировщика, которым руководствуются все остальные суда.

Если на буксируемом объекте не ведется счисление, в этом случае вахтенный начальствующий состав наносит на навигационные карты координаты, сообщаемые с основного буксировщика.

36. В случаях необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, в районе движения каравана, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан по согласованию с В/О "Совсудоподъем" и службой мореплавания пароходства или Э/О АСПТР приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого объекта.

37. Наряду с изложенными в Инструкции требованиями все участники экспедиции должны использовать рекомендации хорошей морской практики.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая литература 1983, ч.2

Инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)

Техника безопасности

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

  • соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной Типовой инструкции;
  • знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с "Инструкцией по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях ";
  • выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

  • работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
  • нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
  • использовании случайных предметов в качестве буксира;
  • несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной Типовой инструкции, работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа), несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа), должен:

  • проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;
  • удалить из зоны работы посторонних лиц.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.2. Во время подачи автомобиля - тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

  • борта закрыты;
  • седельно - сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
  • передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того как производящий сцепку или расцепку устанавливает между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

4.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

4.12. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

4.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.

При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

4.14. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

4.15. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

6.1.2. Вымыть руки с мылом.

6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Смотрите другие статьи раздела .

Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

В этой статье рассмотрим основные моменты буксировки автомобиля.

Буксировка запрещена/разрешена

Начнем с того, когда ППД запрещается буксировать транспортное средство:

Штраф за нарушение правил буксировки автомобиля в 2019 году составит 500 рублей . Это, конечно, немного, но столкновение «ведомого» и «ведущего» транспортных средств положительных эмоции не вызывает.

А что же надо для того, чтобы помочь попавшему в беду автолюбителю?

Кроме непосредственно самого транспорта, еще и соответствующее состояние гибкой сцепки. Она должна быть целой, не иметь повреждений и потертостей, петли и карабины для крепления должны быть исправны.

Длина троса – не менее 4 и не более 5 метров. Если он будет короче, то шанс второго автомобиля въехать в передний стремится к стопроцентному, а если длиннее – то едущая сзади машина будет сильно отклонятся от траектории движения.

На фале должны быть предупредительные щитки или флажки . Это устройства с диагонально нарисованными светоотражающими белыми и красными полосками. Если их нет – можно использовать кусочки красной ткани.

Современные стальные тросы изготавливаются из цветных нитей: белой, синей, красной и прочих, часть из которых покрыта световозвращающим составом. То есть современные фалы сами по себе являются предупредительными устройствами.

В последнюю очередь проверяются буксировочные крюки и серьги.

Согласно изменениям ПДД от 04.04.2017 года водитель буксирующего транспортного средства должен иметь не менее двух лет водительского стажа.

Виды буксировки

В нашей стране гибкая сцепка до сих пор более распространена, чем жесткая, а в Западных странах все обстоит совершенно иначе. Далее рассмотрим особенности каждого из них.

Видео: Буксировка механических транспортных средств

Самый распространенный, но в то же время и самый опасный вид. Популярен он благодаря тому, что трос попадает в транспортное средство вместе с аптечкой и огнетушителем, как обязательный комплект.

При помощи специальных креплений фал цепляется за заднюю часть буксирующего средства и за переднюю чесать буксируемого. Но данный метод имеет ряд ограничений:

  1. За рулём буксируемого транспортного средства обязательно должен находится водитель.
  2. Расстояние между двумя автомобилями – в диапазоне от 4 до 6 метров.
  3. Обязательна установка светоотражающих знаков на буксировочном тросе.
  4. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кроме легковых автомобилей).

Если специального троса под рукой не оказалось, можно использовать кусок парашютной стропы или прочного шнура. Как в этом случае завязать трос? Рекомендуется использовать один из нескольких узлов: простой полуштык, беседочный (булинь), эскимосский или специальный буксировочный.

Один конец фала к левой проушине «ведущего» транспорта, второй – к правой «ведомого». Это улучшает обзор водителю буксируемого автомобиля.

Буксировка транспорта осуществляется при помощи неподвижных, преимущественно металлических, специальных приспособлений. Они могут иметь различную конструкцию и несколько точек крепления.

Простейшие – к каждому автомобилю закрепляются только в одном месте. В нескольких точках закрепляются более сложный конструкции, которые позволяют буксируемому автомобилю двигаться на прямом участке дороги по одной траектории с буксирующим.

Применяется данный метод редко, так как мало автомобилистов постоянно возят с собой громоздкую жесткую сцепку . Хотя она и имеет ряд существенных преимуществ и позволяет перемещать более тяжелые транспортные средства.

Ограничения данного метода:

  1. За рулем «ведомого» автомобиля должен находится водитель, кроме прямолинейного движения, когда конструкция сцепки позволяет транспорту сохранять заданную траекторию.
  2. Расстояние между транспортными средствами не должно превышать четырех метров.
  3. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кузове автомобиля, троллейбусе, автобусе и пр.).
  4. Запрещена транспортировка автомобиля с неисправной тормозной системой, кроме случаев, когда масса буксируемого транспорта на 50% меньше массы буксирующего.

Метод частичной погрузки

По сравнению с предыдущими, более сложный способ транспортировки.

В данном случае необходим грузовой «ведущий» транспорт и кран, который поможет осуществить погрузку. Обычно используется для перегона грузовых транспортных средств.

Метод полной погрузки к буксировке автомобиля не относится. Он является способом перевозки груза, в конкретном случае – транспортного средства.

Ограничения при частичной погрузке:

  1. Запрещена нахождение людей, не исключая водителя, в буксируемом автомобиле, и в кузове буксирующего.
  2. Запрещена транспортировка автотранспорта с неисправными тормозами, кроме случаев, когда масса буксируемого авто в два раза меньше массы буксирующего.

Особенности буксировки транспорта с АКПП

Многие считают, что транспортировать такой автомобиль на фале нельзя . Да, нежелательно, но при соблюдении определенных правил – можно.

Буксировка автомобиля с АКПП с неработающим двигателем очень затруднительна. Так как маслонасос в этот момент не работает, а трансмиссия продолжает выражаться, не происходит должного охлаждения. Как следствие, перегрев и выход из строя агрегата.

При буксировке на длительные расстояния лучше воспользоваться услугами эвакуатора, так как последующий ремонт зачастую выходит дороже оплаты специализированной техники.

В других случаях нужно учитывать ряд рекомендаций :

  1. Залейте максимальное количество трансмиссионной жидкости.
  2. Разблокируйте рулевое управление, повернув ключ в замке зажигания.
  3. Установите селектор коробки передач в нейтральное положение.
  4. Скоростные ограничения для каждого автомобиля указаны в инструкции. Если же под рукой ее нет, то учитывайте правило 50×50. То есть со скоростью 50 км/ч можно буксировать транспортное средство не более чем на 50 км пути.
  5. Контролируйте температурный режим трансмиссии. Своевременно делайте остановки для охлаждения узла.

Полноприводные автомобили буксируются исключительно методом погрузки.

Буксировка автомобилем с АКПП другого автомобиля

  1. Масса «ведомого» автомобиля не должна превышать фактическую массу «ведущего».
  2. Рекомендуемая скорость – не более 40 км/ч.
  3. Соблюдайте плавность хода. Не совершайте резких рывков, так как при динамической нагрузке масса буксируемого автомобиля увеличивается в несколько раз.
  4. При возможности используйте жесткую сцепку.

Несколько слов в завершение

Разрешенная скорость – до 50 км/ч, а на автомагистрали – не менее 40 км/ч.

У буксируемого автомобиля, при ее неисправности, на задней части транспортного средства необходимо закрепить знак аварийной остановки.

На «ведущем» и «ведомом» транспортных средствах должны быть включены либо ближние фары, либо противотуманный свет, либо дневные ходовые огни.

Не зависимо от того, нужен вам буксировочный транспорт или вы хотите помочь попавшему в беду автомобилисту, всегда соблюдайте правила дорожного движения и не пренебрегайте запретами. Удачи вам на дорогах!

Вас заинтересует:


4 Comments

    Не применяйте повышенные передачи. Начинать движение следует с «2», а при повышении оборотов до 3 000 – 3 500 переключаться на «L».

    Ага, такой разогнался до 3500 на второй и воткнул L (первую передачу). Молодцы! Все правильно!

    Вы в разделе «Ограничения при частичной погрузке»пишите

    1) Запрещена нахождение людей, ...не исключая водителя, в буксируемом автомобиле,... и в кузове буксирующего.

    2) Запрещена транспортировка автотранспорта с неисправными тормозами,... кроме случаев, когда масса буксируемого авто в два раза меньше массы буксирующего.

    Я понимаю так, что в буксируемом автомобиле нахождение запрещено и запрещена транспортировка с неисправными тормозами.

    У меня вопрос:

    1) Зачем исправные тормоза если водитель отсутствует в буксируемом автомобиле?

    Переделал таз 2104 под техничку, сварил подкат с вращающейся платформой, катаю тазы на соревнования, иногда колымлю эвакуацией, когда везу пустой подкат, скидываю на него комплект колёс с багажника крыши, чтоб пустой не прыгал. На тачке наклейки команды наклеены, с пометкой «ТЕХНИЧКА», ни разу не остановили. Категория В,С.