На низких скоростях: почему падают продажи новых автомобилей. «Такого не было несколько лет»

Если раньше аналитики закрывали глаза на падение продаж автомобилей, называя это небольшими трудностями, то сейчас то, что автомобильный рынок России стремительно рушится, понял даже ленивый.

По их оценке уровень продаж по сравнению с мартом прошлого года упал вдвое - если в прошлом году российскими компаниями было продано 240 тысяч автомобилей за месяц, то в этом году удалось реализовать 139 850 машин.

Эксперты также замечают, что реальные цифры продаж автомобилей российскими дилерами могут быть еще плачевнее, ведь в сведениях, предоставленных АЕБ, указано количество автомобилей, которые якобы проданы, а не поставлены на учет.

Председатель комитета производителей автомобилей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер отметил, что падение российского авторынка является предугаданным событием, которое вызвано стремительным ростом цен, наблюдавшимся у российских дилеров в начале настоящего года.

«Ситуация в России должна стабилизироваться, однако мы не можем сказать, сколько времени займет этот процесс», - добавил Шрайбер.

К слову, многие европейские эксперты связывают уход с российского авторынка крупных международных автомобильных дилеров с введением против РФ экономических санкций, приведших к кризису, инфляции и девальвации рубля.

По состоянию на март 2015 года на российском авторынке лидирующие позиции заняли Lada, Hyundai, Renault, Toyota и Kia.

Как известно, Россию были вынуждены покинуть компании Chevrolet и Opel после того, как уровень их продаж снизился до недопустимого минимума. К слову, Chevrolet покидает российский авторынок частично - американцы оставляют дорогостоящие элитные модели и полюбившуюся россиянам Niva.

Эксперты полагают, что вслед за ними может «уйти» и Ford, объемы продаж которого снизились на 73%, вопреки выходу нового бюджетного кроссовера Ecosport.

По их мнению, такое же будущее может ожидать SsangYong, Citroen, Suzuki и Peugeot, потерявшие до 80% прибыли. А уровень продаж автомобилей Honda и вовсе упал на 91%, что можно считать катастрофическим минимумом.

Кризис также смог затронуть и модели премиум-класса, такие, как: Mercedes-Benz, BMW, Infiniti, Audi и Porsche. К слову, автоконцерн Porsche особых трудностей на российском авторынке все же не испытывает и даже смог поднять уровень продаж на 27%. По словам главы автомобильного концерна в России, Porsche не смогло сломить только то, что компания давно готовилась к кризису в российской экономике. Поэтому основной тенденцией ее работы стало эффективное сотрудничество с дилерами и грамотная ценовая политика, позволяющая лояльно относиться к каждому потенциальному клиенту.

Падение продаж новых автомобилей в России в 2016 году составило 11%. По подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ушедшем году было реализовано 1,425 млн машин — на 176 тыс. меньше по сравнению с 2015-м.

Годовой показатель мог бы немного улучшиться за счет ажиотажного предновогоднего спроса в декабре. В последний месяц года на российском рынке было продано 145 тыс. автомобилей — всего на 1% меньше, чем в декабре 2015-го. Однако многие участники рынка после успешного ноября, когда рынок впервые за долгое время вышел в плюс, ожидали более впечатляющих показателей.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года), — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг . — Это хороший результат, если сравнивать его с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».

Практически все лидеры рынка по объему продаж ушли в минус по итогам года. Так, например, Lada завершила год с результатом в 266,2 тыс. проданных машин — на 1% меньше, чем в 2015-м.

Просела на 10%, продав за 12 месяцев 145,2 тыс. автомобилей. Результат Kia оказался на 9% ниже, чем в 2015 году, — 149,5 тыс. реализованных автомобилей. Марка показала снижение на уровне 3% (117,2 тыс. продано). Компания Toyota ушла в минус на 4%, реализовав 94,5 тыс. машин, а Volkswagen ухудшил результат 2015-го на 5%, продав 74,2 тыс.

Марок, которые смогли нарастить продажи за год, не так много: ГАЗ (55,8 тыс., +9%), Skoda (55,3 тыс., +1%), УАЗ (48,8 тыс., + 1%), (42,5 тыс., +10%), Lexus (24,1 тыс., +19%) и китайский бренд Lifan (17,4 тыс., +15%). Есть положительная динамика и у нескольких других компаний, годовые объемы продаж которых исчисляются сотнями единиц.

Модели Lada сместили с пьедестала

Таким образом, впервые в истории российского авторынка иномарка возглавила годовую статистику продаж по моделям.

Последние несколько лет первенство удерживали модели Lada Kalina и Priora, затем — Grantra, которая сейчас оказалась лишь на второй строчке, хоть и с небольшим отставанием от конкурента — 87,7 тыс. единиц. Третье место в списке самых продаваемых моделей — Kia Rio, которая разошлась в количестве 87,6 тыс. единиц.

Тем не менее, как заверил «Газету.Ru» глава , в 2017 году автогигант намерен удержать занятую им 20-процентную долю рынка.

В 2017 году есть надежда на рост

В АЕБ надеются, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.

«Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году»,

— заявил глава комитета.

В рамках ежегодной пресс-конференции комитета АЕБ Шрайбер также рассказал, что основными факторами, которые позволяют делать положительные прогнозы на 2017-й, являются рост цен на нефть, рост ВВП и, конечно, господдержка рынка — продолжение хорошо зарекомендовавших себя программ по утилизации, льготному автокредитованию и трейд-ин.

При этом, по словам источников «Газеты.Ru» в ряде автокомпаний, положительную динамику в продажах действительно можно будет увидеть только в случае продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Но пока никаких точных данных об инструментах, которые планируют запустить в , нет.

«В прошлом году заместитель министра промышленности и торговли пообещал нам очень многое, но серьезная часть этих обещаний оказалась не исполнена, — отметил один из представителей автокомпаний. — Поэтому вопросов к нему и Минпромторгу очень много. Да, нам говорят, что уровень господдержки останется на прежнем уровне. Но пока это только слова, на основании которых сложно строить планы на будущее. Кроме того, нас убеждают, что льготное автокредитование себя исчерпало. Но ведь этот инструмент работает и хорошо себя показал. Зачем придумывать что-то новое только ради того, чтобы просто что-то придумать?»

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о новых инструментах стимулирования спроса, которые разрабатывает правительство, Шрайбер отметил, что слышал только названия новых программ и не знает подробностей.

«Первый автомобиль» и «машина для села» — это звучит здорово. Будем надеяться, что новые программы станут такими же эффективными»,

— добавил он. При этом Шрайбер в очередной раз посетовал на то, что соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивает определенные льготы, у большинства автопроизводителей истекает в 2019 году, а ясности с предложенным взамен этому инструменту также пока нет.

Эксперты прогноз АЕБ в целом разделяют. «Рост авторынка в 2017 году может составить 5-6% — начнется постепенное восстановление, — говорит «Газете.Ru» аналитик « » . — После четырех лет падения спроса настроения потребителей уже должны начать улучшаться».

Гендиректор агентства «Автостат» полагает, что рост авторынка может оказаться более существенным. «Все зависит от цен на нефть, это ключевой фактор. Если она будет стоить в районе 70 руб. за баррель, тогда продажи могут вырасти и на 20%, но если цены начнут падать, то авторынок вполне может не показать роста вовсе. Но это лично мой прогноз, а консолидированного мнения агентства пока не сформировалось».

Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.

Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.

ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года

Место Модель Продажи в марте 2018 года, шт. Разница, %
1 Ford Focus 787 — 14,5
2 Hyundai Solaris 716 — 4,0
3 Kia Rio 523 + 16,5
4 Skoda Octavia 516 + 24,0
5 Toyota Camry 418 + 7,0
6 Volkswagen Polo 383 + 15,0
7 Opal Astra 343 — 15,0
8 Mercedes-Benz E-Class 333 — 11,0
9 BMW 5 series 318 — 4,5
10 Volkswagen Passat 309 — 19,0

На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.

Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).

По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости, Алексей Захаров . В сентябре россияне покупали новые легковые и легкие коммерческие автомобили чуть более охотно, чем месяцем ранее. За прошедший месяц поставки снизились на 11%, в то время как в августе снижение составило 18%, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Рынок поддерживают слухи о возможном прекращении госпрограмм поддержки продаж. Всего за 9 месяцев рынок преодолел отметку в 1 млн новых проданных автомобилей с падением на 14,4% к аналогичному показателю 2015 года. Что будет с автомобильным рынком — в материале РИА Новости.

АвтоВАЗ, УАЗ и ГАЗ наращивают долю

Еще походят: выбор подержанной иномарки за 100 тысяч рублей Есть 100 тыс. рублей и хочется купить иномарку? Это возможно! Но выбор неширок: в основном это подержанные автомобили в возрасте около 10 лет. Есть и более свежие экземпляры, но если хочется марку посерьезнее, то придется смириться с возрастом. Попытаемся найти оптимальный вариант.

Объемы продаж новых Lada в сентябре выросли на 5%. Дилеры АвтоВАЗа смогли реализовать почти 23 тыс. автомобилей. Больше половины поставок пришлось на модели Granta и Vesta. Lada Granta даже смогла удержаться в тройке самых популярных моделей в сентябре и за 9 месяцев 2016 года. Доля АвтоВАЗа на российском рынке в прошлом месяце достигла 18,2%, что на 2,8 процентных пункта выше уровня сентября прошлого года.

Некоторые клиенты АвтоВАЗа решили воспользоваться возможностями государственных программ на фоне слухов об их завершении в конце года, что подстегнуло спрос на новые Lada, рассказал вице-президент АвтоВАЗа по внешним коммуникациям Раф Шакиров.

"Многие покупатели на фоне информации о возможной отмене некоторых программ государственной поддержки авторынка бросились обновлять свой автопарк — и правильно делают. Я и сам собираюсь это сделать. Сейчас езжу на служебной Lada XRay, но думаю, что куплю такую же личную или Lada Vesta. Посмотрим. Половина продаж АвтоВАЗа совершается с участием госпрограммы поддержки рынка", — сказал РИА Новости Шакиров.

Также он отмечает, что на выбор покупателей Lada повлияли автосалон в Москве, где завод показал автомобили текущего и будущего модельного ряда.

Например, самая доступная Lada Granta предлагается дилером по цене от 383,9 тыс. рублей, но при сдаче старого автомобиля в зачет стоимости нового (trade-in) цена на новую модель АвтоВАЗа может снизиться на 40 тыс. рублей.

Дешево и сердито: доступные автомобили с "автоматом" Компания Nissan планирует вывести на российский рынок седан Datsun on-Do, созданный на основе модели Lada Granta, с японской автоматической трансмиссией Jatco. РИА Новости напоминают о тех марках новых автомобилей, которые в базовой комплектации стоят до 800 тыс. рублей и оснащены автоматической трансмиссией.

Продажи новых внедорожников UAZ в сентябре также выросли. Дилеры выдали 4,2 тыс. автомобилей, что на 2% больше автомобилей, чем годом ранее. Доля продукции Ульяновского автозавода в общем объем продаж российского авторынка подросла на 0,5 процентных пункта, до 3,4%. Основной интерес покупателей вызывает UAZ Patriot — новыми его владельцами стали почти 1,4 тыс. человек. Цена модели начинается от 779 тыс. рублей, но при trade-in автомобиль обойдется на 120 тыс. рублей дешевле.

Позитивное влияние госпрограмм ощутила в сентябре и "Группа ГАЗ". Продажи легких коммерческих автомобилей подросли на 2%, до 4,9 тыс. штук в прошлом месяце.

Иномарки разъехались в разные стороны

Сделай это медленно: самые нерасторопные автомобили в России Покупатели новых автомобилей не всегда обращают внимание на время разгона транспортного средства до 100 км в час. РИА Новости составило рейтинг самых медленно разгоняющихся автомобилей на российском рынке – некоторые из них набирают "сотню" дольше 20 секунд. В перечень вошли модели из числа самых популярных новых автомобилей на российском рынке.

Еще одна модель от Hyundai смогла переместиться на несколько ступенек вверх. Кроссовер Creta из Санкт-Петербурга, по заявлениям компании, приобрели в сентябре более 5 тыс. человек. В первой десятке еще Volkswagen Polo, Lada Vesta и 4x4, Renault Duster, Toyota Camry и RAV4.

Самая лучшая положительная динамика в сентябре у Jaguar — продажи подскочили в 2 раза до 211 штук благодаря интересу к кроссоверу F-Pace.

В лидерах по росту продаж также марки Cadillac (+61%), Lexus (+51%), Subaru (+37%), Toyota (+18%) и Lifan (+12%). Чуть меньшими темпами подросли поставки BMW (+6%), Skoda (+5%), smart (+5%), Volkswagen (+3%) и Mercedes-Benz (+1%).

Спрос рухнул в прошлом месяце на новые автомобили Suzuki (-63%), Citroen (-54%), Mitsubishi и Fiat (в 2 раза), Datsun (-41%), Peugeot (-41%), Audi (-39%).

Также резко упали поставки Ford (-27%), Land Rover (-26%), Jeep (-26%), Chery (-24%), Mazda (-22%), Kia (-17%), Volvo (-17%) и Infiniti (-15%). Чуть меньше замедлись общие продажи Hyundai (-6%), Mini (-2%) и Nissan (-1%).

Что дальше?

I’ll be back: почему автомобильные марки возвращаются в Россию Российский авторынок лихорадит уже несколько месяцев. Некоторые автокомпании сначала уходят из России, но через несколько месяцев возвращаются. Так сделала и корейская SsangYong Motor, – отмечает Алексей Захаров.

Замедление темпов падения по сравнению с прошлым годом они объясняют госпрограммами поддержки рынка, среди которых — программы обновления автопарка, льготного лизинга и льготного кредитования.

В лидерах по объему продаж в 2016 году, как и раньше, будет Lada, а за звание лучшей иностранной автомобильной марки в России будут состязаться Kia и Hyundai, а за ними будут следовать Renault и Toyota.

Автопроизводители прогнозируют кратковременный рост спроса на новые автомобили на фоне слухов о завершении госпрограмм поддержки.

"Темпы продаж в оставшиеся месяцы года будут зависеть от того, поверят ли покупатели в продолжение госпрограмм поддержки продаж. Те, кто предположит, что их окончание близко, могут ускорить принятие решения о покупке. Если большинство будет думать так, то спрос на новые автомобили может кратковременно вырасти", — отмечает глава российского офиса Mazda Motor Йорг Шрайбер, который также руководит комитетом автопроизводителей АЕБ.

Прокатили: как обманывают в автосалонах Погоня за дешевым автомобилем иногда заканчивается в автосалоне, который использует мошеннические схемы. Неофициальные дилеры либо не сразу раскрывают все условия сделки, либо банально подменяют документы. Покупатель, который пытался сэкономить, может и вовсе потерять все свои сбережения.

Другие эксперты настроены не так оптимистично и обращают внимание на ряд других негативных факторов, которые оказывают давление на продажи новых автомобилей в России.

"Экономика, находящаяся в рецессии, инфляция, снижение реальных доходов населения приводят к существенному падению спроса. Россияне перешли от экономики потребления к экономике сбережения", — отмечают специалисты "Автостата".

PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.

Что происходит на авторынке

В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне - к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.

У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.

Уход General Motors - на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% - это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.

**Hа 35%** может сократиться автомобильный рынок в России в этом году **на 50%** в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных - на 20%

У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.

Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.

Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.

Фотография: Алешковский Митя/TASS

Как уход General Motors скажется на рынке

У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее - основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.

Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.

Останутся ли россияне без иномарок

Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.

Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.

В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса - это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.

Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS

Как ситуация скажется на вторичном рынке

Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера - в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный - только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.

Какие перспективы у российского автопрома

Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.

По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка - 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.

Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS