Зил новые модели легковых автомобилей. Грузовики ссср: модели, характеристики

Завод, основанный в 1916 г. как частное предприятие, через два года был национализирован, а спустя три четверти века, в 1992 г., вновь становится частным предприятием. В 1996 г. завод перешел практически в муниципальную собственность, сохранив форму акционерного общества.

В советское время завод стал первенцем - гигантом отечественного автомобилестроения и оставался флагманом отрасли вплоть до приватизации. Завод, как все и вся в СССР, пережил взлеты и падения драматического XX века. Начало Великой Отечественной войны поставило завод под угрозу уничтожения, предприятие было эвакуировано и на его базе возникло четыре новых завода отрасли.


Не по своей воле заводу было определено производить грузовики среднего класса, самого непопулярного в мире. И при этом в огромных количествах на основе так называемой «жесткой» автоматизированной технологии, считавшейся дешевой, которая по составу оборудования была ориентирована практически на одну конструкцию. И это считалось достоинством. При переходе к рыночной экономике достоинство становится камнем на шее предприятия. Огромные объекты узко специализированных мощностей при резко упавшем производстве привели к убыточности предприятия. Замена же оборудования на требуемое как по объектам, так и по объемам производства стоила средств, которых у завода не было.


В этих кризисных противоречиях и продолжается сегодняшняя жизнь предприятия. Вспомним историю ЗИЛа, особенно события двух последних десятилетий, что послужит более ясному пониманию истоков сегодняшнего нелегкого периода жизни завода.В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова на заводе организуется специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем


В 1956 г. умирает Иван Алексеевич Лихачев и заводу присваивается его имя. В конце того же года были собраны по два первых опытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения - ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
Четвертая так называемая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 в 1964 г. и ЗИЛ-131 в 1967 г.
Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110 была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.
Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114 (1967 г.), ЗИЛ-117 (1971 г.), ЗИЛ-115 (1976 г.), вплоть до последнего ЗИЛ-41041, расцениваются, как достаточно стильные и современные.
В 1967 г. СССР впервые принял участие в Международной «Неделе автобусов» в г. Ницца. Однако серийного производства автобуса организовать не удалось. Автобус «Юность» изготавливался штучно по отдельным заказам.
В начале 70-х годов завод приступил к созданию семейства третьего поколения грузовиков - ЗИЛ-169 (ЗИЛ-4331).
В 1980 г. завод получил право на выпуск нового грузовика.






ЗиЛ 170


ЗиЛ 43360








ЗиЛ 170 опытный образец










Сборка автомобилей ЗиЛ
В декабре 1991 г. распался СССР, и порвались многолетние внутрисоюзные связи. В 1992 г. началась эпоха рыночной экономики, ранее о которой никто не имел представления, как и о приватизации, начавшейся тогда же.
ЗИЛ приватизировался первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России - 23 сентября 1992 г. Тем самым завод лишился бюджетного финансирования. Однако первое Общее собрание акционеров было проведено только 29 апреля 1994 г.

Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров.

Интерес к ЗИЛу того времени основывался на прежнем советском имидже предприятия. Все рассчитывали на хорошие дивиденды от акций завода, купленных за ваучеры на чековом аукционе. Никто и не предполагал, что среднетоннажные грузовики ЗИЛа будут иметь мизерный спрос на рынке, рождающемся на руинах распределительной системы.
Что же касается автомобильной тематики, то уже к концу 1991 г. техническое руководство завода и служба главного конструктора искали пути создания новых конструкций автомобилей, затребованных рынком: малотоннажных и большегрузных.
30 декабря 1994 г., в день, когда с конвейера в АСК сошел последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-4314), с того же конвейера сошел первый малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок», имя которому, кстати, дал Ю.М. Лужков.


ЗиЛ 133-Гя


ЗиЛ-ММЗ-555


Армейский вариант грузовика ЗИЛ-130 со специальным кузовом и тентом. 1964 год.


погрузка на эшелон







ЗИЛ (полн. АМО-ЗИЛ) - российская фирма по производству AW томобилей, расположена в Москве.
История завода началась 2 августа 1916 года, когда в Тюфелевой роще под Москвой состоялась закладка завода Автомобильного Московского общества (АМО).
Устав «Товарищества на паях AW томобильного Московского общества» был утвержден 18 мая 1916 года.

Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, но планам помешала национализация после Великой октябрьской социалистической революции.
До Октябрьской революции на заводе производилась сборка AW томобилей из импортных запчастей. В корпусах АМО удалось собрать 150 грузовиков ФИАТ из итальянских деталей.

15 августа 1918 г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод успел собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. - в 1918 г. и 106 ед. - в 1919 г.
В 1919-1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик «Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед.

Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская документация.
Кроме того, предприятие за эти годы капитально восстановило 230 AW томобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 AW томобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов.

С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».
Первые грузовики советского производства - десять полуторатонных машин АМО-Ф15, созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924. Почти все детали АМО-Ф15 изготовлялись вручную.

Внесенные изменения преобразили взятый за основу ФИАТ-15. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах.
В 1925 амовцы выпустили 113 машин, а в 1926-м - 342 (в свое время «Русско-Балтийский вагонный завод» выпускал 150 машин в год).

Через неделю после парада несколько грузовиков АМО-Ф-15 с успехом участвовали в AW топробеге по центральной России, чем подтвердили достаточный уровень качества продукции АМО.
После этого капвложения в дальнейшее развитие предприятия увеличились. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО три модернизации.

Конструкция грузовика «Уайт» была переработана на АМО и передана для освоения на Ярославский AW тозавод (бывший Завод Лебедева), где грузовик выпускался с 1925 года как Я-3 и стал родоначальником всех довоенных ЯГ-ов.
В 1925 г. завод АМО переименован в 1-й Государственный AW томобильный завод. В 1927 г. директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году.

Однако масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. Поэтому в 1930 для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2.
После локализации в 1931 г. и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л.с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5.

В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 AW томобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 AW томобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли в серию.
ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном AW томобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).

В годы первой пятилетки на ЗИСе (Заводе имени Сталина - так стал называться завод) появилось современное оборудование, новые модели и модификации. Количество AW томобилей, выпускаемых на этом заводе, за 10 лет увеличилось почти в 35 раз. Если в 1929 было выпущено 1,3 тысячи AW томобилей, то уже в 1939 их стало 70 тысяч.
В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Восток - в Ульяновск и Миасс, где вскоре стали выпускаться грузовики. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили производство грузовых AW томобилей.

После войны ЗИС полностью обновил типаж моделей (грузовых, легковых, AW тобусов) и в 1950 году вышел на довоенный уровень производства. Дальнейшее развитие завода определялось начавшейся в конце 1950-х годов специализацией, когда на другие предприятия было выведено производство AW тобусов, велосипедов и некоторой другой продукции.
Немало сделал для становления и развития завода Иван Алексеевич Лихачев, который почти 22 года был его директором. Его имя 26 июня 1956 было присвоено предприятию. На «Заводе имени Лихачева» (ЗИЛе) было проведено несколько технических реконструкций; большие работы по техническому перевооружению были осуществлены в 1960-х годах. Завод вырос в крупное производственное объединение.

С 1924 по 1964 было выпущено большое число различных моделей грузовых и легковых AW томобилей и AW тобусов, в том числе грузовые AW томобили ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164. АМО ЗИЛ - старейший в России завод по выпуску AW томобилей, продукция которого в советское время была известна не только на Родине, но и за рубежом. Но после распада Советского Союза ЗИЛ попал в кризисное состояние.

Комплексная реконструкция предприятия, обновление модельного ряда, агрессивная маркетинговая политика и усиление региональной дилерской сети позволили остановить падение производства. В 2003 году завод выпустил 13 тысяч грузовых AW томобилей против 11,8 тысяч годом ранее. Выпуск развозных машин «Бычок» удалось увеличить более, чем на 18 %.

АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых AW томобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, AW тобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых AW томобилей высшего класса (производство под заказ). В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.

В 2009 году произведено 2,24 тыс. AW томобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых AW томобилей, 39 тыс. 536 AW тобусов (в 1927-1961 гг., 1963-1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых AW томобилей (в 1936-2000 гг.). Кроме того, в 1951-2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. - 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. AW томобилей.

За 2009 год АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 2253 грузовых AW томобиля (49,6 % к 2008 году) и 4 AW тобуса (44,4 % к 2008 году). В 2009 году выручка компании составила 2,702 млрд руб. (74,8 % к 2008 году).

По результатам 2010 года компания произвела 1258 грузовых AW томобиля и 5 AW тобусов. Также в 2010 году ЗИЛ закончил изготовление нескольких экземпляров кабриолета ЗИЛ-410441, предназначенных для участия в парадных церемониях.

В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией CNHTC по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL. Из-за кризиса проект реализован не был. В 2009 году было достигнуто соглашение с Беларусью по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объёме до 500 ед. в год для нужд городского хозяйства Москвы. В ходе оптимизации производства, территория предприятия должна быть сокращена до 62 га (в 1916-м - 63 га).

Стоит отметить, что в 2010 году АМО ЗИЛ снова предприняло попытку наладить партнерские отношения с компанией из КНР. Во время торжественной передачи двух гибридных AW тобусов Foton в дар городу Москве, АМО ЗИЛ и компания Foton подписали меморандум о взаимопонимании и выразили желание организовать в будущем совместное предприятие по производству грузовых AW томобилей.

30 мая 2011 года генеральный директор Компании «Ё-АВТО» Андрей Бюроков заявил о рассмотрении компанией производства электромобилей Ё-МОБИЛЬ на заводе ЗиЛ, окончательное решение будет принято осенью 2011 г.

Грузовики ЗиЛ

Автомобильному предприятию ЗиЛ – без малого век. Этот завод занимается производством и выпуском автомобильного транспорта. Основано предприятие в январе 1916 года как Ремонтно-производственные мастерские. За время существования менялись названия завода, последнее ЗиЛ – в честь одного из выдающихся руководителей предприятия И.А. Лихачева. Грузовики ЗиЛ широко известны не только в России но и за ее пределами.

За время своей работы на заводе освоен выпуск: легковых авто представительского класса (изготовление выполнялось по спец заказам), грузовые автомобили, автобусы, спец техника и вездеходы.

Автомобили этого завода представлены во многих сферах: торговля, строительство, сельское хозяйство, коммунальная сфера, правительственные и специальные авто, вооруженные силы.

Типы грузовиков ЗиЛ

Грузовые автомобили ЗиЛ представлены разнообразным ассортиментом:

  • шасси
  • грузовики ремонтно-аварийного назначения
  • автоподъемники
  • манипуляторы
  • автозаправщики
  • автофургоны
  • автоцистерны для транспортировки пищевых продуктов
  • бортовые платформы
  • грузовики для очистки канализационных систем
  • грузовики сельскохозяйственного назначения
  • грузовые авто для осуществления дорожных работ
  • мусоровозы
  • пожарные машины
  • самосвалы
  • эвакуаторы

Модельный ряд грузовиков Зил

Универсальность грузовых шасси ЗиЛ выражена в широким их использовании для размещения различных видов оборудования.

  • Ремонтно-аварийные авто на базе грузовых шасси ЗиЛ-5301М2, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-5301В2, ЗиЛ-4329В3 незаменимы для коммунальных служб. Оборудованы устройствами по ремонту систем теплоснабжения, канализации, водоснабжения, газификации и электричества.
  • Грузовик ЗиЛ “КОБРА” 5301М2 с КМУ (крано-манипуляторная установка) имеет на своей базе оборудование при помощи которого возможно осуществлять сварочные работы, транспортировку и погрузку-разгрузку необходимых материалов. Этот автомобиль ЗиЛ оснащен турбо-дизельным двигателем мощностью 130 л.с и его грузоподъемность составляет до 1 тонны.
  • Автоподъемники ЗиЛ нашли свое применение в строительстве, коммунальных службах, просто незаменимы при выполнении монтажных и высотных работ. Базируются на грузовых шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932, ЗиЛ-5301В2.
  • ЗиЛ “БЫЧОК” АПТ-14 – телескопический автомобильный подъемник служащий для выполнения строительных, монтажных, высотных работ в городской среде. Благодаря колесной формуле 4х2 он маневрен и легкопроходим., грузоподъемность люльки, которая поднимается на высоту до 14 метров, составляет 200 кг.
  • Авто грузовики ЗиЛ манипуляторы – бортовые грузовики на базе ЗиЛ-433360, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-432930, ЗиЛ-4329В3, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-433360, ЗиЛ- 432930, ЗиЛ-5301ЕЕ. При помощи крана-манипулятора, который установлен за кабиной водителя, такие автомобили осуществляют погрузку и разгрузку грузов, а так же их перевозку.
  • Бортовой грузовой автомобиль ЗиЛ R310 с КМУ UNIC – это небольшой манипулятор грузоподъемность которого достигает 5 тонн, а максимальная грузоподъемность трех секционного КМУ до 3 тонн. Полная масса автомобиля 11 т., колесная формула 4х2. Эти показатели позволяют работать в ограниченных размерами местах.
  • Автозаправщик ЗиЛ представлен на базе грузовых шасси ЗиЛ-433362 и ЗиЛ-432932. Такие грузовики позволяют перевозить и хранить в цистернах объемом до 7 м ³ горюче-смазочные материалы. Автомобиль оборудован насосом благодаря которому происходит слив и заполнение емкости. Двигатели в этих моделях могут быть как карбюраторные, так и дизельные.
  • Модельный ряд автофургонов ЗиЛ представлен широким разнообразием промтоварных фургонов разной грузоподъемности и объемом кузова на базе шасси ЗиЛ-5301В2, ЗиЛ-5301К2, ЗиЛ-5301Е0, ЗиЛ-433362, ЗиЛ-433112 и ЗиЛ-432932.
  • ЗиЛ-5301Р1 – цельнометаллический фургон для транспортировки различных грузов грузоподъемностью до 2,8 тонны. Этот коммерческий фургон оснащен турбо-дизельным двигателем мощностью 136 л.с. и колесной формулой 4х2.
  • А втоцистерны для транспортировки пищевых продуктов на базе ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932, ЗиЛ-5301В2 – незаменимые помощники в фермерском и сельском хозяйстве. Данный вид грузовиков имеет возможность перевозить пищевые жидкости объемом до 4900 литров.
  • ЗиЛ бортовой – это универсальный грузовой автомобиль для перевозки различных грузов. Основные модели: ЗиЛ-43272Н (с лебедкой и без), ЗиЛ-5301ВЕ, ЗиЛ-5301ЕЕ, ЗиЛ-5301КЕ, ЗиЛ-5301МЕ, ЗиЛ-433110, ЗиЛ-432930 и ЗиЛ-433360.
  • Бортовой ЗиЛ-5301КЕ оборудован комфортабельной семиместной кабиной. Его грузоподъемность – до 3 тонн, полная масса автомобиля – 7 тонн. Двигатель – турбо-дизель мощностью 136 л.с.
  • Коммунальная сфера не может существовать без грузовиков специального назначения которые служат для очистки ливневок, канализации, выгребных ям. Грузовики Грузовики ЗиЛ на базе шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-494560 и ЗиЛ-432932 оборудованы цистернами до 5 м ³ , насосами производительностью до 360 м ³ в час и могут быть оснащены карбюраторными или турбо-дизельными двигателями.

    Грузовик ЗиЛ – 433362 шассси 4х2

  • Грузовики для перевозки кормов и фургоны для перевозки инкубационных яиц и птицы – это специальные автомобили ЗиЛ сельскохозяйственного назначения. Среди них: ЗАСК-10Б на базе ЗиЛ-433362 и ЗСК-10 на базе ЗиЛ-433362, ЗиЛ-432932 с установленными бункерами для кормов объемом до 10 м ³, а так же фургон 47511 для перевозки инкубационных яиц и птицы на базе шасси ЗиЛ-433362, ЗиЛ-5301В2 и ЗиЛ-5301К2.
  • Специальные автомобили для выполнения дорожных работ – незаменимые помощники в дорожном хозяйстве. ПУМ-69 на базе грузового шасси ЗиЛ-433362 осуществляет механическую уборку дорожного и тротуарного покрытия при помощи щеток установленных на автомобильной раме. МДК 433362 на базе ЗиЛ-433362 и ЗиЛ-432932 может обрадоваться кузовом для сыпучих смесей объемом до 4,5 м ³ или цистерной для жидких смесей до 6 м ³. В зимний сезон на дорогах работают СДК-454510 – машины оборудованы щеткой-ковшом для уборки снега и разбрасывающим механизмом для сыпучих. МДК-432932-88 на шасси ЗиЛ-4329В3 оборудована щеткой и агрегатом для мойки, а так же полива дорожного покрытия. Возможна смена агрегатов в зависимости от сезонов.
  • Модельный ряд ЗиЛ удачно дополнили мусоровозы разных типов: 440КО и МКМ-2701 с загрузкой сбоку, КО-440-АД и МКС-1/МКС-2700 с контейнерами, ЗиЛ-4329LB со сменным кузовом и МКЗ-2703 с загрузкой сзади.
  • Базовое шасси ЗиЛ-433115 послужило идеальной основой для создания скоростной пожарной машины с цистерной для воды объемом 3200 литров.
  • Особое место среди грузовых автомобилей занимает ЗиЛ самосвал предназначен для перевозки строительных материалов грузоподъемностью до 6 тонн на базовых шасси ЗиЛ-494560, ЗиЛ-497442, ЗиЛ-5301В2.
  • 33241Е и 5301AR – эвакуаторы производства ЗиЛ с грузоподъемность до 3 тонн.

Грузовые автомобили Завода имени Лихачева за весь срок своей службы, доказали, что могут быть достойными представителями автопарка любой компании.

ЗИЛ (Завод имени Лихачева) - старейшее автомобильное предприятие России. В настоящее время модельный ряд производителя включает широкий спектр наименований, от грузовых авто до спецтехники. Все модели ЗИЛ имеют репутацию надежной, неприхотливой, простой в эксплуатации и доступной техники.

Завод был открыт в 1916 году, и практически сразу здесь начался выпуск первого грузовика - полуторатонного Ф-15 по лицензии компании FIAT из итальянских комплектующих. Но производство собственных машин так и не было налажено. Причиной тому послужили Октябрьская революция и гражданская война, произошедшие в тот период. В итоге недостроенный завод по существу превратился крупные мастерские, занимающиеся ремонтом машин и прочей техники.

1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября состоялся торжественный парад, в котором приняли участие десять данных автомобилей. Именно эту дату принято считать днем рождения советского машиностроения.

МВ 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО).

В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.

В 1931 году на заводе был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3. В этом же году заводу было присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). Грузовики АМО-3 представляли собой аналог американских грузовиков "Autocar" и могли принимать на борт 2,5 тонны груза. Впоследствии модель была модернизирована, в результате чего грузоподъемность увеличилась до 3 тонн.

Испытывая острую нехватку грузовых автомобилей, в 1933 году советское правительство принимает решение о модернизации конвейера. И уже в 1934 году стартовал выпуск грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6, причем последние были уже трехосными с колесной формулой 6х4.

В 1936 году начался выпуск легковых автомобилей. Первой моделью стал семиместный лимузин ЗИС-101, построенный на базе американского авто Buick. Автомобиль был оснащен рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 литра и мощностью 90 лошадиных сил. Максимальная скорость ЗИС-101 достигала 115 км/час.

Во время Второй мировой войны завод специализировался на выпуске грузовиков и другой спецтехники. Также выпускалось вооружение для фронта: минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее.

Для высшего партийного руководства СССР в 1942 году был разработан легковой автомобиль повышенной комфортности под названием ЗИС-110. За образец автомобиля был взят американский лимузин Packard-180.

С середины XX века завод начал выпускать холодильники, велосипеды, а также приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485.

После смерти И.А. Лихачева в 1956 году заводу присваивается его имя.

В 1958 году появился первый правительственный лимузин ЗИЛ-111, который имел длину более 6 метров и восьмицилиндровый двигатель в 200 л.с. В 1959 году в серию пошла модификация 111А, оборудованная кондиционером воздуха. Представительские ЗИЛы предназначались для самого высшего руководства СССР, членов Политбюро КПСС — отчего в народе их прозвали «членовозами». Именно в кабриолете 111В предстал перед ликующей Москвой первый космонавт Юрий Гагарин во время парада на Красной площади. Также были выпущены модификации 111Г со сдвоенными передними фарами и парадный фаэтон 111Д.

В 1967 году появляется ЗИЛ-114, ставший эталоном советского представительского автомобиля. Двигатель мощностью в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире. 114-я модель оснащалась центральной блокировкой дверных замков, дистанционным управлением радиоприемника, а также атермальными стеклами. Кроме того, в этой машине появилась возможность регулировки рулевого колеса по углу наклона. В 1971 году на базе 114-го лимузина был разработан пятиместный седан ЗИЛ-117, имевший несколько меньшую длину и массу.

В 1978 году появился ЗИЛ-115, позже получивший индекс 4104. По своим техническим характеристикам эта модель стала наиболее совершенной среди отечественных представительских автомобилей. Мощность возросла до 330 л.с., а до 100 км/час автомобиль разгонялся за 13 секунд. В разных вариантах модель 4104 выпускалась до 2002 года, а всего с конвейера сошли 320 машин. Объявления о продаже данного авто с подробным описанием и фото Вы найдете на странице производителя в каталоге марок на нашем сайте Auto.dmir.ru.

В 1983 году на смену 4104 пришла 41045-я модель. На этом автомобиле салон был выполнен в виде бронекапсулы, выдерживающей попадание снаряда малокалиберной пушки. В 1985 году стартовало производство новой модели с индексом 41047, сменившей на конвейере 41045. Конструкция 41047 была выполнена по классической схеме: кузов на лонжеронной раме, задние ведущие колеса, независимая торсионная подвеска передних колес, задних — зависимая. На базе этой модели были разработаны автомобиль 41042 для медицинских служб, «Скорпион» - для охранной системы и бронированный автомобиль 41052. В автомобильном клубе марки на сайте Auto.dmir.ru Вы сможете почитать или оставить отзывы о 41047-й модели.

После распада СССР завод находился на грани банкротства в результате резкого падения спроса на грузовики, связанного с образованием новых рыночных принципов ведения хозяйства. 23 сентября 1992 года завод был приватизирован и преобразован в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева". В 1992 году был создан новый трехтонный малотоннажный автомобиль под индексом 5301, которому впоследствии мэр г. Москвы Юрий Лужков дал имя «Бычок». По данным 1999 года было выпущено 13 745 «бычков», занимающих больше половины производства завода.

К концу XX века завод производил более 120 вариантов автомобилей, предлагал для них различные кузова и надстройки, выпускавшиеся на ста предприятиях России и СНГ.

В настоящее время на базе автомобилей ЗИЛ завод вместе с другими фирмами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники.

В 2005 году помимо автомобильного производства на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.

В 2008 году АМО ЗИЛ организовало совместное предприятие с китайской компанией CNHTC по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL.

Завод, известный сегодня под именем ЗИЛ (завод имени Лихачева) был основан более ста лет назад, 2 августа 1916 года. За это столетие конвейеры завода покинуло свыше 8 миллионов транспортных средств. Модельный ряд ЗИЛ включает в себя как легковые, так и грузовые автомашины, а также различные типы спецтехники. На сегодняшний день завод практически прекратил свое существование: уже не производятся, выпуск легкового транспорта также практически свернут. Тем не менее данное предприятие оставило очень яркий след в истории отечественной автомобильной промышленности.

Легенда автопрома - ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина - знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью - АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта - ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны - по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

ЗИС 150 (позже - ЗИЛ 164) выпускался в самых различных модификациях, включая бортовой ЗИЛ и многие другие. Общий выпуск составил свыше 750 тысяч автомобилей.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик . Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже - КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.