Машины и механизмы. Естественная история машин, строение механизмов

Основой любой грузоперевозки является использование для нее того или иного вида транспорта. На данный момент грузоотправитель может выбрать один из четырех существующих видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, авиационный или водный. У каждого из этих видов транспорта есть свои плюсы и минусы, однако, автомобили пользуются наибольшей популярностью среди всех.

Перевозка грузов автомобильным транспортом является самой удобной и надежной. Автомобили сочетают в себе скорость и маневренность, возможность выбора маршрута, разнообразие по грузоподъемным возможностям и т.д. Конечно, содержание грузового автомобильного парка требует особых условий и довольно серьезных затрат. Однако, они всегда окупаются.

Автомобильный транспорт используется для перевозки практически любого вида грузов – от самых простых до опасных. Правда, для каждого вида груза существует свой вид автомобильного транспорта. Грузовики различают по видам кузова . Самый распространенный из них – бортовая платформа. Этот вид кузова считается базовым и предназначенным для перевозки практически любых грузов. Однако, существует еще несколько видов кузовов, предназначенных для перевозки определенного вида грузов. Для штучных и пакетированных грузов используются фургоны , для перевозки грузов в контейнерах – контейнеровозы, для перевозки жидких грузов – цистерны, для навалочных грузов – самосвалы и т.д.

Все грузовики можно поделить на следующие популярные категории по виду кузова:

1. Тенты, полуприцепы – наиболее распространенный для грузоперевозок вид. Предназначены они для большинства грузов. Загружать такого рода грузовики можно и сбоку, и сзади, что очень удобно. Средняя грузоподъемность варьируется от 20 до 25 тонн.

2. Рефрижераторы, полуприцепы – это полуприцепы, оборудованные холодильными установками, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. В холодильном отделении можно устанавливать температуру от +25 до -25. Средняя грузоподъемность таких видов грузовиков – 12-20 тонн.

3. Автосцепка представляет собой автомобиль и прицеп к нему. Такие виды очень удобны при погрузке и разгрузке и очень функциональны. На них можно перевозить практические любые грузы, кроме длинномерных, а также требующих особых условий. Вместимость: от 16 до 25 тонн.

4. "Jumbo" – это прицепы повышенной вместимости. Пол прицепа сделан в виде буквы «Г», а также уменьшен диаметр колес, засчет чего достигается дополнительное пространство. Средняя грузоподъемность таких прицепов – до 20 тонн.

5. Контейнеровоз – для перевозки контейнеров.

6. Автоцистерна – для перевозки жидки и сыпучих грузов.

7. Автовоз – для перевозки автомобилей.

8. Зерновоз – для перевозки зерна.

9. Самосвал – для сыпучих грузов.

Существуют и другие специализированные виды кузовов. (см. Типы грузовиков (кузов, спец. оборуд.))

Грузовики , при помощи которых осуществляются перевозки разнообразных грузов по общим дорогам, бывают нескольких типов. Наиболее легкими и компактными из них являются так называемые развозные грузовики . Это автомобили с пониженной грузовой высотой. Полная масса таких автомобилей по правилам не должна быть больше 3,5 тонн. У такого вида грузовиков чаще всего встречается кузов фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями для удобства погрузки.

Второй распространенный вид легких грузовых автомобилей – пикап. Пикапы представляют собой модификацию обычных легковых автомобилей со специальным открытым кузовом или специальную модель с рамным шасси. Пикапы особенно любимы в Америке, где их часто используют фермеры.

Грузовые автомобили, которые могут передвигаться по общим дорогам, обычно ограничивают по осевой нагрузке.

Модификации таких грузовиков бывают различными. Кабина водителя может быть расположена над двигателем, компоновка кузова может быть капотная или полукапотная. Также грузовики различаются по количеству осей – от двух до пяти, бывает и больше. Еще одно техническое отличие – разновидности двигателей, которые используются на грузовиках. Они могут быть любыми (бензиновыми, дизельными, газовыми, многотопливными или гибридными). Традиционно грузовики, которые могут передвигаться по дорогам общего пользования, делаю грузоподъемностью около 20-25 тонн.

см. по теме классификация грузовиков:

Классификация грузового автомобильного транспорта

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом:

По типу кузова

  • закрытый тип
  • контейнер
  • тентованный
  • рефрижератор (изотермический кузов)
  • изотермический фургон
  • микроавтобус
  • открытый тип
  • бортовой
  • самосвал
  • конт. площадка
  • автотранспортер
  • цистерна
  • лесовоз
  • седельный тягач

По группам

I группа
бортовые автомобили
(автомобили-фургоны общего назначения)

II группа
специализированные
(самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)

III группа (условно) автомобили-цистерны

По количеству осей

  • двухосные
  • трехосные
  • четырехосные
  • пятиосные и более

По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

  • до 6 т включительно
  • свыше 6 т до 10 т включительно

По колесной формуле

По составу

По типу двигателя

  • бензиновые
  • дизельные

По грузоподъемности

  • малой
  • средней
  • большой
  • от 1,5 до 16 тонн
  • свыше 16 тонн

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.

Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.

Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т

Эксплуатационное назначение автомобиля

Бортовые

Тягачи

Самосвалы

Цистерны

Фургоны

Специальные

до 1,2

1,2 до 2,0

2,0 до 8,0

8,0 до 14,0

14,0 до 20,0

20,0 до 40,0

свыше 40,0

Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения:

1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 -»- Свыше 12,0 -»-
01 АТС без водителя До 0,75 Прицепы и полуприцепы
02 -»- Свыше 0,75 до 3,5 -»-
03 -»- Свыше 3,5 до 10,0 -»-
04 -»- Свыше 10,0 -»-

Классификация коммерческих грузовых автомобилей в США

В США классификация коммерческих грузовых автомобилей основывается на размере полной массы автопоезда (разрешённая максимальная масса). Классы автомобилей - от 1 до 8. Более широко автомобили разделила Администрация федеральных скоростных дорог из Департамента Транспорта, а именно, первый, второй и третий класс - это легкие грузовики; 4,5, и 6 - грузовики средней грузоподъемности, седьмой и восьмой - большегрузные автомобили.

Класс 1

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей первого класса варьируется от 0 до 2722 кг. Как пример, такие автомобили есть у Форда - Ford Ranger, в GMC - Canyon.

Chevrolet Colorado/GMC Canyon

Класс 2

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей второго класса варьируется от 2722 до to 4536 кг. Например, Dodge Dakota или Ford F-150. Машины второго класса подразделяются на 2а класс с разрешенной максимальной массой от 2722 до 3856 кг и 2б класс - с грузоподъемностью от 3856 до 4536 кг. К классу обычно относят легкие грузовики, а автомобили класса - это низший класс большегрузных автомобилей, его называют класс легких большегрузных автомобилей.

Класс 3

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей третьего класса варьируется от 4536 до 6350 кг. Примером могут послужить Dodge Ram 3500, Ford F-350 и GMC Sierra 3500 как с двойным задним колесом, так и с одним. Hummer H1 – пример грузового автомобиля третьего класса с одной задней осью с разрешённой максимальной массой 4672 кг.

Hummer HMC4 (1992–2002)

Класс 4

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей четвертого класса варьируется от 6351 кг до 7257 кг. Примером являются Ford F-450 и GMC 4500.

Класс 5

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей пятого класса варьируется от 7258 до 8845 кг. Примером являются автомобили International MXT, GMC 5500 и Ford F-550.

International XT (фото: Andrew Fresh www.flickr.com/people/39976636@N03)

Класс 6

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей шестого класса варьируется от 8846 до 11793 кг. Примером являются автомобили International Durastar, GMC Topkick C5500 и Ford F-650.

Класс 7

Для управления автомобилями седьмого класса и выше в США требуется лицензия категории В. Их разрешённая максимальная масса от 11 794 до 14969 кг.

Большегрузный самосвал Kenworth (фото: Ky MacPherson)

Класс 8

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей восьмого класса 14 969 кг и выше. К этому классу относятся также все грузовые тягачи с прицепом.


К лёгким грузовикам относят грузовики класса 1-3.

пример: FORD F350

К среднетяжёлым грузовикам относят грузовики класса 4-6.

Пример: ISUZU FTR

К тяжёлым грузовикам относят грузовики класса 7-8.

Пример: FREIGHTLINER BUSINESS CLASS M2 106

Классификация автомобилей по грузоподъемности в тоннах

Когда впервые стали выпускаться легкие грузовики они ранжировались согласно полезной грузоподъемности в тоннах, например, ½-, ¾- и 1 тонна. Ford Ranger, Chevy S-10 и GMC S-15 относятся к автомобилям с грузоподъемностью в четверть тонны. Ford F-150, Chevy 10, Chevy/GMC 1500 и Dodge 1500 , их грузоподъемность - полтонны. Ford F-250, Chevy 20, Chevy/GMC 2500 и Dodge 2500 - могут везти три четверти тонны груза. Ходовая часть подвески Chevy/GMC"s (¾-тонный) была основой для разработки легких и большегрузных автомобилей; Ford F-350, Chevy 30, Chevy/GMC 3500 и Dodge 3500 - однотонные автомобили.

Похожие схемы существуют для фургонов и рамных внедорожников (например, 1-тонный Dodge фургон и GMC Suburban грузоподъемностью в полтонны), средней грузоподъемности автомобили: полуторатонный Ford F-450 и некоторые военные автомобили, как например, вездесущий 2.5-тонный грузовик "deuce - and - a - half " (прим. перев. грузовик времен вьетнамской войны )

Со временем грузоподъемность для грузовиков выросла, и сейчас дифференциация по весу в тоннах не больше, чем разговорный вариант классификации автомобилей.

Классификация автомобилей в Евросоюзе .

Классы грузовых автомобилей в Евросоюзе немного отличаются от американских. Лицензия класса В позволяет управлять автомобилем с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. и трейлеров не превышающих вес в 7500 кг, а обладатели лицензии класса ВЕ могут управлять трейлером массой более 7500 кг. Такие автомобили обычно называют легкими коммерческими автомобилями, например, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Fiat Ducato.

Лицензия LCV в США позволяет управлять автомобилем 1, 2 класса с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. Лицензия Евросоюза должна быть С1 (на управление легкими грузовиками), а в США - это для 1,2,3 или 4 класса автомобилей и трейлеров весом не более 7500 кг. Лицензия С1Е позволяет управлять трейлерами весом более 7500 кг. Лицензии С1 и С1Е Евросоюза разрешают сесть за руль грузовых автомобилей 5 класса с разрешенной максимальной массой не превышающей 7500 кг, а для управления автомобилем с массой более 7500 кг потребуется лицензия LGV. Владельцы лицензии класса С в США могут управлять грузовиками от 1 до 8 класса, но есть ограничения по массе до 7500 кг или свыше этой массы. LGV и CE лицензии дают возможность управлять трейлерами массой более 7500 кг. Примером транспортных средств для управления по лицензии LGV являются Scania P-series, Volvo FH и DAF 95XF.



Ваше имя:

Чтобы перевезти груз, важно правильно подобрать вид транспорта. Автомобили являются наиболее практичным и популярным видом. Для удобства выбора автомобиля под конкретный груз есть общепринятые критерии для понимания различий. Благодаря общепринятым и расширенным видам по разным критериям, выбрать транспорт для перевозки груза намного проще.

Типы грузового автомобильного транспорта

Чтобы перевозить грузы используют автомобили и прицепы с разным уровнем грузоподъемности, тягачи и машины повышенной проходимости. У всех видов автомобильного грузового транспорта есть общие характеристики, по которым и происходит подбор нужных автомобилей для перевозки грузов.

Группы автомобилей

Если разделить их на группы:

  • грузовой бортовой транспорт (фургоны);
  • специализированные (сюда входит большое количество грузовиков: рефрижератор, контейнеровоз, седельные и балластные тягачи и другие);
  • цистерны.

Третья группа является условной, потому что не относится к первым двум, но имеет общие характеристики.

Тип кузова

Классификация осуществляется по разным критериям. Основной критерий, который берется во внимание — тип кузова. По типу кузова различают:

  • Закрытые авто, в которых базовая часть закрыта. Они полностью закрыты или тентованные. Такие автомобили подходят для более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто.
    • контейнеры – полностью закрытые грузовые авто для грузов, требующих специфических условий перевозки;
    • тентованные – специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами; их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и для использования транспорта, как открытой площадки;
    • рефрижераторы (с изотермическим кузовом) – вид отличается наличием холодильной или морозильной установки, чтобы можно было перевозить особенные грузы, которые требуют определенной температуры, например, продукты питания, цветы, химия;
    • изотермические фургоны дают возможность четко устанавливать температуру и её поддерживать, что важно для скоропортящихся товаров и товаров, требующих специфических условий; они могут поддерживать необходимую плюсовую или минусовую температуру, обеспечивать стабильность перевозки и хранения;
    • микроавтобусы – универсальные транспортные средства, бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, грузовой отсек отделен; грузопассажирскими и пассажирскими.
  • Открытые авто – это транспортные средства, предназначенные для неприхотливых грузов.
    • бортовые – грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть; преимущество и причина популярности в том, что есть возможность разгружать со всех сторон, есть полный доступ к грузу, это удобно
    • самосвалы – саморазгружающиеся автомобили
    • контейнерные площадки
    • краны — они существуют для того, что перемещать что-либо в пространстве
    • автотранспортеры
    • цистерны — они созданы для жидкостей, которые можно не только перевезти, а и недолго хранить
    • лесовозы предназначены для перевозки бревен, так же пиломатериалов; они отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы
    • седельные тягачи – тягачи, которые работают с полуприцепами; полуприцепы присоединяются к машине специальным сцепным механизмом.

    Виды грузовых автомобилей разные, учитывая специфику грузов, назначение и другие параметры.

По количеству осей

Количество осей существенно влияет на грузоподъемность и на допуск грузовика на конкретную автомобильную дорогу. Чем больше осей, тем больше авто может перевезти, не нарушая правил. Различают грузовики:

  • с 1 осью;
  • 2-осные;
  • 5 и больше.

По осевым нагрузкам (учитывается самая загруженная):

  • до 6 т вкл.;
  • от 6 т до 10 т вкл.

Самосвалы могут иметь разное количество осей, поэтому из этого вида грузовиков есть возможность подобрать наиболее подходящий. Если их всего 2-3, то пункт прибытия должен быть на средней или небольшой удаленности. К таким грузовикам относятся и авто для перевозки груза — фургоны, самосвалы, бортовые, так и краны, эвакуаторы и другие. Если количество 3 и больше, то авто может перевезти тяжелый груз и на большое расстояние. Дальние расстояния предусматривают пользование дорогами общего назначения, что вынуждает разгружать оси, у тягача и полуприцепа по 3.

Относительно осевой нагрузки, учитывать стоит расстояние между осями. Если оно небольшое, то давление на единицу площади полотна дороги увеличивается.

Колесная форма

Очень важно учитывать колесную формулу:

Состав так же отличается:

  • одиночные авто;
  • автопоезды в составе автомобиля:
    • + прицепа;
    • + полуприцепа.

По типу двигателя:

  • бензин;
  • дизель.

По грузоподъёмности:

Важна грузоподъемность, грузовики бывают с разной грузоподъемностью, на которую влияют многие характеристики:

  • малой;
  • средней;
  • большой;
  • от 1,5 до 16 т.;
  • больше 16 т..

Стандарт ОН 025 270-66

Кроме перечисленных классификаций существует еще один, который регулируется некими стандартами ОН 025 270-66. Систему обозначения автомобильного подвижного состава удобно представить в виде таблицы:

Типы автомобилей по назначению (эксплуатации)
Полная масса (т) Бортовой Тягач Самосвал Цистерна Фургон Специальный
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
более 40,0 73 74 75 76 77 79

В индексации отсутствуют некоторые классы от 18 до 78, это резерв.

Обозначения следующие:

    • цифра «1» — класс грузовика (полная масса);
    • цифра «2» — тип АТС:
      • 3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
      • 4 — седельный тягач;
      • 5 — самосвал;
      • 6 — цистерн;
      • 7 — фургон;
      • 8 — резервная цифра;
      • 9 — специальное автотранспортное средство.
    • цифры «3» и «4» — порядковый номер модели;
    • цифра «5» — модификация авто;
    • цифра «6» — вид исполнения:
      • 1 –холодный климат;
      • 6 – умеренный;
      • 7 – тропический.

Если в отдельных случаях есть приставка через тире, которая выглядит, как «01», «02» и так далее, то транспорт имеет дополнительную комплектацию. Обычно перед цифровым индексом есть буквенное обозначение, которое указывает на завод изготовитель.

Правила ЕЭК ООН

Сегодня важны обозначения, которые разработал специальный комитет ООН. Есть международные требования по безопасности, эти требования приняли данные обозначения (Правила ЕЭК ООН).
до 3,5

Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов до 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 от 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 – » – от 12,0 – » –
01 АТС без водителя до 0,75 Прицепы и полуприцепы
02 – » – от 0,75 до 3,5 – » –
03 – » – от 3,5 до 10,0 – » –
04 – » – от 10,0 – » –

Как видно по таблице, все группы автомобилей получили наименование – буквы, которые определяют классификацию. Каждая категория может делиться на подкатегории, которые обозначаются цифрами.


МАЗ-551603 2123 с кабиной без спального места для перевозки сыпучих грузов. Специализированный транспорт — самосвал открытого типа, II группы, 3-осный с нагрузкой от 6 т., колесная формула 6×4, одиночный автомобиль с двигателем на дизеле, грузоподъемность – больше 16 т (20000 кг). Согласно ОН 025 270-66 класс грузового автомобиля с учетом полной массы – 2. Категория АТС — N1.


МАЗ 533403 2120 – автомобиль открытого типа, лесовоз, II группы, 2-осный с нагрузкой на ось от 6 т., колесная формула 4×4, автопоезд в составе которого автомобиль и прицеп, с двигателем на дизеле, грузоподъемность от 16 т. (20650). Категория АТС – N3.

Еще каких-то сто лет назад на автомобиль смотрели как на диковинку, в то время как для перевозки тех или иных грузов использовали телеги, Сегодня же, наоборот, современный человек с огромным любопытством будет смотреть на лошадь, искренне не понимая, как же раньше люди так жили? И действительно, невозможно представить свою жизнь без автомобиля, а некоторые лошади теперь - эксклюзивные животные, стоящие под час дороже любой машины.

По определению, автомобиль - это самоходное предназначенное для перевозки людей, доставки грузов либо осуществления индивидуальных операций. Все автомобили имеют различные классификации и функции, и делятся на грузовые, пассажирские и специальные. Таким образом, автомобилей происходит по таким принципам:

1) По назначению, где также идет деление на авто общего назначения и специализированного. Первые предназначены для перевозки любых нежидких грузов (жидкости перевозятся в специальной таре, а кузов представляет собой платформу с бортами), а вторые - для транспортировки определенного типа грузов: самосвалы, цистерны, крупный скот и т.п.

2) По проходимости: в данном случае наиболее распространены авто обычной проходимости, то есть способные ездить по асфальтированным дорогам. Но есть также грузовики, имеющие повышенную и высокую проходимость, они используются в тяжелых дорожных условиях.

3) Следующим пунктом классификация авто отмечает приспособленность машины к климатическим условиям. Таким образом, производятся грузовики для умеренного, жаркого и холодного (северного) климата. Отметим, что автомобили для жаркого климата производятся на базе машин для умеренного.

4) По характеру использования грузовики делятся на тягачи и одиночные. Тягач также называют автопоездом, так как он предназначен для транспортировки одного или нескольких прицепов с грузом.

5) Далее классификация автомобилей данной категории выделяет их грузоподъемность. Так, особо малые предназначены для перевозки грузов весом от 0,3 до 1 тонны; малые - от 1 до 3 тонн; средние - от 3 до 5-ти; большие - от 5 до 8-ми; особо большие - от 8 тонн.

6) По типу шасси машины делятся на рамные и безрамные. К первым относятся авто, где основанием служит рама, к которой в дальнейшем крепятся различные механизмы и составные части; на вторых же она отсутствует, и монтаж производится непосредственно к самому кузову, который считается несущим.

7) По типу двигателя, которые бывают карбюраторными (потребляющие бензин), дизельными и электрическими (работают от

Для базовых моделей грузовиков применяются специальные индексы, включающие в себя обозначение завода-изготовителя и четыре цифры, где первая указывает на класс авто, вторая - его вид, а последние две (от 01 до 99) - номер модели. Всего классификация автомобилей грузового типа различает семь классов, которые зависят от общей массы машины. Таким образом, к первому относятся авто массой до 1,2 т; ко второму - от 1,2 до 2 т; к третьему - от 2 до 8 т; к четвертому - от 8 до 14 т; к пятому - от 14 до 20 т; к шестому - от 20 до 40 т; к седьмому - от 40 и выше.

Чтобы обозначить вид грузового авто, также используются цифры:

Бортовой - 3;

Тягач - 4;

Самосвал - 5;

Цистерна - 6;

Фургон - 7;

Резерв - 8;

Специальный - 9.

Подобная классификация автомобилей помогает определить, что за грузовик находится перед вами. Рассмотрим на примере: перед вашими глазами машина, записанная как ЗИЛ-4314. Следовательно, нам теперь известно, какому заводу-изготовителю принадлежит данное транспортное средство (ЗИЛ), а также то, что его масса составляет от 8 до 14-ти тонн (этому соответствует первая цифра 4), его платформа - бортовая (цифра 3), а модель - 14-я. Если помимо этого вы встретите запись типа «6х4», это будет обозначать колеса (по ним также существует классификация автомобилей), где 6 - их общее число, а 4 - количество ведущих.

Дата публикации - 03.05.2018


Грузовой автомобильный транспорт - популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.

Классификация грузового транспорта с открытым кузовом

Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.

  • Бортовые автомобили . В общей конструкции объединены кабина и открытая кузовная часть. Один или несколько бортов могут быть откидными. Кузов неопрокидывающийся.
  • Самосвал . Одиночный автомобиль с откидывающимся кузовом.
  • Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами. В последнем случае такая техника называется автопоездом.
  • Бортовые автомобили-тягачи, к которым можно присоединить один или два прицепа.
  • Седельный тягач . Кузов отсутствует. Имеется седельно-сцепное устройство, предназначенное для присоединения полуприцепов. Это более универсальное транспортное средство, по сравнению с сочлененным грузовым автомобилем. Обладает маневренностью, большой грузоподъемностью, может использоваться для длинномерных грузов.
  • Платформы и их разновидность - низкорамные тралы. Такая автотехника обладает уникальной грузоподъемностью - до 200 тонн, оснащается специальными фиксирующими устройствами. Предназначена для транспортировки тяжеловесных и длинномерных грузов.

На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы - технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины - 2, 4, 6 м.

Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом

Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды - для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.

Виды кузовов-фургонов:

  • тентованные - удобны тем, что тент можно частично или полностью убрать и использовать авто в качестве открытой площадки, а натянутый тент обеспечивает защиту от непогоды;
  • цельнометаллические контейнеры - обеспечивают грузу надежную защиту от внешних механических воздействий, непогоды и грязи;
  • изотермические - изготавливаются из многослойных панелей, в которых промежуточным слоем выступает изоляционный материал, температура в таких фургонах длительное время сохраняется на одном уровне;
  • рефрижераторы - представляют собой изотермические фургоны с холодильным или отопительным агрегатом, используются для доставки на значительные расстояния грузов, требующих особых температурных условий.

Специализированная грузовая автотехника

Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:

  • одиночный автомобиль с цистерной, имеющей цилиндрическую, эллиптическую, смешанную форму;
  • автомобиль-цистерна, оснащенный тягово-сцепным устройством.

Виды прицепов и полуприцепов

Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп - это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:

  • бортовые;
  • самосвальные;
  • тентованные;
  • контейнерные цельнометаллические;
  • изотермические;
  • рефрижераторные.

Полуприцеп - разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:

  • тентованные;
  • контейнеры;
  • цистерны;
  • самосвалы;
  • тралы;
  • платформы.

В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.

Другие классификационные признаки

Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.

По количеству осей

Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.

По осевым нагрузкам

При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:

  • до 6 тонн;
  • 6-10 тонн.

По колесной формуле

Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая - число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.

По типу топлива

На бензине, дизельном топливе, газе.

По грузоподъемности

Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:

Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.

а) грузоподъемности (особо малой – до 0,5т, малой – от 0,5 до 2т, средней – от 2 до 5т, большой – от 5 до 15т и особо большой – свыше 15 тонн); б) назначению (общего назначения и специализированные); в) условиям движения (дорожные и внедорожные). Дорожные АТС предназначены для выполнения работ по дорогам общей сети I-V категории, внедорожные – для использования вне дорог общей сети (карьерные автомобили);

г) проходимости (обычной и повышенной). Автомобили обычной проходимости предназначены для выполнения транспортных работ в основном по благоустроенным дорогам, повышенной проходимости – для выполнения работ по неблагоустроенным дорогам и кратковременно в условиях бездорожья;

д) колесной формуле (4×2; 6×4; 4×4). Первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных колес считается за одно;

е) по характеру использования (одиночные автомобили и автомобили-тягачи с прицепами и полуприцепами);

ж) по роду потребляемого топлива – бензиновые (карбюраторные и инжекторные); дизельные; газовые (на сжиженном и сжатом газе).

Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в таблице 2. Таблица 2.

Назначе- ние

Тип автомобиля по устройству кузова

Характер использования

Конструктивные особенности

Виды перевозимых грузов

Общего назначе- ния

Бортовой

Одиночный автомобиль

Неопрокидывающийся бортовой кузов

Бортовой

Автомобиль-тягач с одним или двумя прицепами

Неопрокидывающийся бортовой кузов.Имеет тягово-сцепное устройство

Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

Седельный тягач

Седельный тягач с полуприцепом

Без кузова.Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки полуприцепа

Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

Специали-зирован- ные

Самосвал

Одиночный автомобиль

Самосвальная платформа

Самосвал

Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами (автопоезд)

Самосвальная платформа. Имеет тягово-сцепное устройство

Строительные и сельскохозяйственные грузы

Автоцистерна

Одиночный автомобиль

Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы

Автоцистерна

Автоцистерна с прицепом

Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы. Имеет тягово-сцепное устройство

Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно-растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы

Автофургон

Одиночный автомобиль

Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом

Автофургон

Автофургон с одним или двумя прицепами

Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом. Имеет тягово-сцепное устройство

Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо-булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии

Седельный тягач

Седельный тягач с полуприцепом (автопоезд)

Без кузова. Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки специализированного полуприцепа

Для перевозки грузов определенных видов

Обозначение грузовых автомобилей

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса, т

Базовые (первые 2 цифры) индексы для:

бортовых автомобилей

седельных тягачей

самосвалов

автоцистерн

автофурго-нов

До 1,2 вкл.
От 1,2 до 2,0 вкл.
От 2,0 до 8,0 вкл.
От 8,0 до 14,0 вкл.
От 14,0 до 20,0 вкл.
От 20,0 до 40,0 вкл.
Св. 40,0

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)