Что должен делать осмотрщик вагонов. Профессия осмотрщик-ремонтник вагонов

Осмотрщик-ремонтник вагонов обязан:

  • перед началом работы ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также исправность спецодежды и обуви;
  • осуществить технический осмотр вагонов, подаваемых под погрузку, а также в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах; в процессе осмотра должен выявить неисправности в вагонах и устранить их; по окончании технического обслуживания уведомить оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к погрузке или следованию в поезде;
  • по окончании ремонта вагонов стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
  • выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности;
  • осуществлять контроль за сохранностью вагонов при производстве с ними работ на станции, подъездных путях и при возврате их с подъездных путей, не допускать со станции отправления поврежденных вагонов; на поврежденные вагоны составлять акт о повреждении вагонов формы ВУ-25 на основании уведомления формы ВУ-23М и сопроводительные листки Формы ВУ-26М, если отправляются поврежденные вагоны в ремонт.
Осмотрщик-ремонтник должен знать:
  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  2. Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
  3. Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
  4. Инструкцию осмотрщика вагонов ПВ-ЦЛ-408.
  5. Инструкцию по ремонту и обслуживанию автоснепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации № 494.
  6. Инструкцию по ремонту тормозного оборудования вагонов Nv 495.
  7. Инструкцию но эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог №2.
  8. Инструкцию по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных нар 3429.
  9. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3ЦBPK.
  10. Типовую инструкцию по охране труда осмотрщика вагонов и слесаря подвижного состава.
  11. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
  12. Соответствующие разделы о положении технологических процессов станции, пункта технической передачи вагонов, а также технико-распорядительного акта станции.
  13. Приказы и указания, относящиеся к техническому обслуживанию вагонов и работе постов безопасности.
  14. Устройство, назначение, технологию ремонта отдельных вагонных деталей и узлов вагонов различных модификаций.
  15. Устройство и действие применяемых при обслуживании вагонов машин, механизмов и средств измерений.
  16. Технические условия на грузовые и пассажирские вагоны.
После окончания подготовки и сдачи экзаменов по теории и практике осмотрщику-ремонтнику вагонов выдается свидетельство формы КУ-147 на право выполнения технического осмотра и текущего ремонта вагонов.

Организация работы смены

Работа смен на ПТО организуется на основе составления плана обработки вагонов и поездов, своевременной подготовки инструмента, приспособлений, механизмов и запасных частей, правильной расстановки людей в бригадах и группах, выполнения осмотра и ремонта вагонов с использованием прогрессивных методов груда, осуществления тщательного контроля за качеством работы.

Работа смены организуется, как правило, по 12-часовому графику с отдыхом после дневной смены одни сутки, после ночной — двое суток.

Осмотрщики-ремонтники вагонов проверяют в парке на своих участках наличие запасных частей и материалов на стеллажах, состояние и размещение механизмов и приспособлений; о результатах проверки докладывают старшему осмотрщику-ремонтнику вагонов, который принимает меры к устранению недостатков.

Ознакомившись с положением дел на станции и выяснив очередность отправления поездов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов намечает последовательность обработки составов и групп вагонов. В течение рабочей смены старший осмотрщик-ремонтник вагонов постоянно поддерживает связь с работниками станции и оперативно корректирует намеченный ранее план.

Потребность в материалах и запасных частях определяется на основании норм расхода, фактической потребности. Перечень и объем не снижаемого запаса материалов и запасных частей для каждого ППВ и ПТО устанавливаются в технологическом процессе этих пунктов (Приказ 28 Ц).

К окончанию смены рабочие места в парках должны быть подготовлены к сдаче. Снятые при ремонте негодные летали вагонов убирают на определенные места. инструмент и приспособления общего пользования убирают. Личный инструмент сдают в раздаточную кладовую.

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов или мастер ПТО подводит итоги работы смены, указывая на допущенные недостатки при обработке поездов. На таких коротких (10—15 мин) совещаниях работники вносят предложения по ликвидации недостатков, ускорению обработки поездов и повышению качества работы.


Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 N 283/24-82
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100, Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18, от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22, от 29.06.1998 N 26, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 641)

Осмотрщик вагонов

§ 49. Осмотрщик вагонов

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 28.05.1997 N 26)

Характеристика работ . Технический осмотр контейнеров и вагонов с пролазкой для выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов. Определение дефектов в ходовых частях, кузове, узлах и деталях вагонов при помощи измерительных инструментов и по наружном виду. Осуществление мер по обеспечению сохранности грузовых вагонов и контейнеров, предупреждению повреждений их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях. Оформление акта на поврежденный подвижной состав. Технический осмотр контейнеров и определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов. Нанесение меловых пометок о неисправностях вагонов, подлежащих устранению, без отцепки и с отцепкой вагонов от поездов и оформление уведомлений о неисправности вагонов. Определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров. Контроль качества ремонта вагонов, выполненного вагоностроительными и вагоноремонтными предприятиями. Осмотр и сдача в эксплуатацию вагонов после их ремонта. Ограждение поезда при ремонте. Навешивание и снятие сигналов для обозначения хвоста поезда. Участие в работах по устранению неисправностей вагонов и контейнеров.

Должен знать: инструкцию осмотрщика вагонов; устройство вагонов и контейнеров и правила их технической эксплуатации; правила технического обслуживания вагонов и контейнеров и сроки плановых видов их ремонта; правила и технологию безотцепочного ремонта вагонов; правила, инструкции и указания по вопросам сохранности вагонного парка; правила оформления технической документации; поездные сигналы и порядок ограждения поезда при ремонте; применяемые при осмотре вагонов шаблоны, измерительный инструмент и правила пользования ими; порядок обозначения хвоста поезда.

При техническом осмотре и устранении неисправностей универсальных и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных площадках, на пунктах технического обслуживания, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий - 3 разряд;

при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на пунктах технического обслуживания, размещаемых на участковых станциях и крупных сортировочных станциях массовой погрузки и выгрузки грузов, пунктах технического обслуживания пассажирских поездов магистрального железнодорожного транспорта - 4 разряд;

при осмотре, подготовке к перевозкам и ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов и др.), а также при техническом осмотре и устранении неисправностей в вагонах на межгосударственных и междорожных пунктах передачи - 5 разряд.

Примечание. Старший осмотрщик вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов, которыми он руководит.

В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, проводник или Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них выделяется осмотрщик вагонов, который является важным звеном в цепи безопасности на железной дороге.

Суть профессии

В непосредственные обязанности работника входит технический осмотр вагонов перед отправкой состава в путь. Многие видели людей, которые ходят по путям и простукивают состав. С помощью специального инструмента осмотрщик анализирует издаваемый деталями звук. Таким образом можно найти неисправность и своевременно ее устранить.

Среди основных обязанностей, которые выполняет осмотрщик вагонов, выделяют:

  • нахождение и устранение неполадок в вагонах;
  • ремонт ходовых и тормозных систем.

Учитывая важность исправности всего состава, можно сделать вывод, что профессия является необходимой, а работа - ответственной.

Обязанности по должной инструкции

Каждая профессия предполагает должностную инструкцию, где прописаны обязанности, которые необходимо выполнять. Инструкция осмотрщика-ремонтника вагонов имеет следующий список:

  1. Содержание инструмента, с помощью которого выявляются неполадки, его проверка и подготовка к эксплуатации.
  2. Осмотр состава на предмет неисправности и готовности к дальнейшему пути.
  3. Проведение ремонта ходовой части вагона, его тормозной системы, карданного привода, холодильной установки, электрического оборудования и отопительного без отцепки вагона.
  4. Обеспечение сохранности подвижного состава при ремонте.
  5. Ведение технической документации, отчетов о неисправности и устранении неполадок.
  6. Отчет о технической исправности и готовности подвижного состава.

Суть работы, которой занимается осмотрщик вагонов, заключается в выявлении и устранении возможных сбоев, влияющих на безопасное движение поезда.

Требования к возможным соискателям

Простому обывателю может показаться, что вагон - несложное устройство, состоящее из колес и кузова. Однако это далеко не так. В реальности подвижной состав представляет собой многоступенчатый технический механизм, который нуждается в поддержке технического состояния.

Поэтому к желающим обучиться мастерству и получить работу предъявляется ряд требований. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя заметить неисправность. Помимо этого, нужно быть аккуратным и ответственным.

Осмотрщик-ремонтник вагонов много времени проводит на улице и имеет дело с металлическими частями. Поэтому кандидат должен быть физически крепким и иметь отменное здоровье.

Профессия предполагает выявление поломки деталей по их звучанию. Следовательно, предъявляются повышенные требования к слуху и зрению соискателей. При прохождении обязательных медицинских осмотров, решающее значение имеет заключение врача - ЛОРа и окулиста.

Как стать осмотрщиком вагонов

Прием на работу возможен после прохождения специального обучения. Осмотрщик вагонов может иметь среднее или начальное профессиональное образование.

Во время обучения учащиеся изучают устройства и как грузовых, так и предназначенных для перевозки пассажиров.

В программу обучения входит изучение разнообразных методов и правил ремонта вагонов, сроки устранения неполадок и Помимо этого, осмотрщику важно знать, как оградить подвижной состав на время ремонтных работ и соблюсти безопасность.

Устранение погрешностей в работе оборудования производится безотцепным способом. Поэтому в программу обучения входит изучение типов грузов и правила взаимодействия с ним во время профилактических работ и устранения неполадок.

Где получить профессию

Обучают профессии в учебных заведениях среднего звена. Например, Московский техникум железнодорожного транспорта или колледж железнодорожного транспорта, расположенный также в Москве.

Помимо этого, если соискатель уже имеет любую техническую профессию, он может пройти дополнительные курсы, которые согласовываются с Ростехнадзором.

Курсы способствуют быстрому овладению специальностью и очень востребованы, в связи с повышенным спросом и частыми предложениями свободных вакансий.

Программа разрабатывается полностью основываясь не технической документации, регламентирующей работу осмотрщика, где важными являются:

  • инструкция по нормам безопасности во время работы;
  • правила безопасности и нормы, принятые при перевозке грузов;
  • инструкция, описывающая нормы и охрану труда;
  • правила, регламентирующие работы на электрических станциях.

После сдачи экзаменов возможно приступить к работе, постепенно повышая разряд.

Привлекательность профессии

Осмотрщик вагонов - довольно интересная профессия, у которой есть свои очевидные плюсы и некоторые недостатки. Некоторых привлекает удобный график. Рабочие трудятся день, ночь и потом имеют два выходных дня. Поэтому при желании есть возможность подработки.

Для многих важна приличная и привилегии, которые дает работа на РЖД. В зависимости от разряда и региона денежная премия составляет от 20 000 до 35 000, что в условиях экономической нестабильности является неплохим стимулом. Стоит прибавить сюда всевозможные бонусы и выплаты без задержек.

Работа, конечно, не предполагает использования белой рубашки и требует физических усилий. Но по мнению старожилов, вовсе не сложная, если досконально разобраться в тонкостях и технических особенностях вагонов. Важно знать нормы безопасности работы при профилактике неполадок и их выявлении.

Осмотрщика вагонов всегда можно узнать по характерному инструменту в руках, именуемому молоточком, рации и сумке, где находятся шаблоны. Причем он обязательно одет в ярко-оранжевую униформу для идентификации на дороге.

Многих привлекает романтика, связанная с железной дорогой, да и дружный коллектив единомышленников делает работу осмотрщика вагонов привлекательной для физически здоровых людей, желающих посвятить рабочие будни обеспечению безопасности на ж/д.

Железнодорожные перевозки не теряют своей актуальности. Ежегодно этим видом транспорта направляют тонны грузов и пользуются тысячи пассажиров. В транспортной сфере появляются новые элементы, совершенствуются технологии и сами специалисты. Профессия осмотрщик вагонов за годы существования не изменила своей сути и по-прежнему остается важной и нужной.

Что делает осмотрщик вагонов

Каждый состав, прибывающий на станцию, встречает осмотрщик вагонов. Так как многие неисправности поезда можно обнаружить при его движении, свою работу специалист начинает, когда состав еще не остановился полностью. Мастер осматривает каждый проезжающий вагон буквально за секунды и сразу составляет мнение об исправности состава, поэтому для специалиста важны отличное зрение, слух и внимательность.

Кроме личных качеств осмотрщику вагонов необходимы фонарь в ночное время и рация, по которой он может и обязан молниеносно передать дежурному (или иному лицу) о какой-либо неисправности или о предполагаемом дефекте состава. К моменту полной остановки поезда у «подозрительного» вагона уже должны находиться специалисты, которые более детально изучат его «проблемы» и решат, подлежит ли он быстрому ремонту, и нужно ли его отцеплять.

Каждый из нас, когда путешествовал на поезде, слышал, как работники железной дороги на остановках стучат по колесам. Так по звуку специалист определяет, есть ли неисправность в буксовом узле. Кроме того, в его распоряжении масса других инструментов (шаблоны, наборы ключей, отверток).

После осмотра машинист поезда получает справку определенной формы. Без нее состав не поедет дальше.

Обязанности осмотрщика вагонов:

    Осмотр вагонов и контейнеров на предмет неисправности;

    Выявление дефектов ходовой части и остальных узлов вагона;

    Составление актов по вагонам, нуждающимся в ремонте;

    Проверка контейнеров на герметичность;

    Пометки на неисправных вагонах до их отцепления;

    Сдача вагонов в ремонт;

    Контроль устранения неисправностей и другие обязанности.

При этом для выполнения обязанностей осмотрщик должен знать:

    инструкции по эксплуатации вагонов и составов;

    устройство подвижного состава (вагонов и их механизмов);

    инструкции по сохранности вагонов;

    правила оформления документов по неисправностям вагонов;

    правила использования инструментов и методы проверки механизмов состава.

Где выучиться на осмотрщика вагонов

Профессию осмотрщика вагонов получают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах.

Квалификационные ступени профессии осмотрщик вагонов по ЕТКС

В специальности осмотрщика вагонов подвижного состава выделяют три квалификационных разряда – с 3 по 5.

3 разряд присваивается специалисту, который осуществляет технический осмотр и контроль за устранением выявленных неисправностей универсальных и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных площадках, на пунктах технического обслуживания, расположенных на путях общего и необщего пользования грузовых и промежуточных железнодорожных станций V - III классов.

При техническом осмотре и контроле за устранением выявленных неисправностей вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах техобслуживания грузовых вагонов и пассажирских вагонов транзитных поездов, расположенных на грузовых, сортировочных и участковых железнодорожных станциях II - I классов, внеклассных специалисту присваивается 4-й разряд.

Мастер 5-го разряда осматривает и контролирует устранение выявленных повреждений и недочетов в работе грузовых и пассажирских вагонов, подготавливает вагоны к перевозкам, проводит обследования пневматической и механической систем разгрузки с целью выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения, на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, на пунктах технического обслуживания, расположенных на участковых, сортировочных, межгосударственных железнодорожных станциях, пограничных контрольных постах.

Кстати, старший осмотрщик вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов высшей квалификации, работающих под его руководством.

Средняя зарплата осмотрщика вагонов в России

Осмотрщик вагонов не может похвастаться огромными заработками. На различных российских сайтах по поиску работы обозначены суммы в пределах 17 – 30 тысяч рублей, правда, встречаются предложения с заработком в 45 тысяч рублей.

Работодатели обещают трудоустройство по трудовому кодексу Российской Федерации, полный социальный пакет, а также обеспечение фирменной одеждой. Некоторые работодатели предлагают также бонусы в виде ежегодного санаторного отдыха.

Работа предполагается посменная.

Плюсы и минусы профессии осмотрщик вагонов

Как бы ни была важна профессия осмотрщика вагонов, у нее есть ощутимые минусы . Но рассмотрим сначала положительные стороны :

    Работа в стабильной компании;

    Официальное трудоустройство с полным соцпакетом;

    Медицинский осмотр за счет работодателя;

    Обеспечение униформой.

Отрицательные стороны :

    Невысокая заработная плата;

    Высокая ответственность;

    Производственные риски;

    Работа на улице в любую погоду.