Как правильно прокачать тормоза: последовательность действий и приспособления. Как прокачать тормоза без помощи

Прокачивать тормоза становится обязательным в таких ситуациях, когда вы случайно обнаружили ощутимые перемены в поведении соответствующей педали своего транспортного средства. Произошло увеличение ее рабочего хода, а в необходимом сопротивлении стала проявляться определенная податливость.

Также это нужно делать, когда ремонтируются или обслуживаются тормозные диски, меняются колодки либо дорабатывается и улучшается тормозная система. Прокачка тормозов в этих случаях нужна, чтобы выгнать воздух, попавший в систему.

Обычно вы сами выбираете вариант проведения этой операции. Неплохим способом остается возможность воспользоваться специализированным автосервисом.

В нем прокачка тормозоввашего авто будет выполнена с применением современного агрегата, удаляющего воздух из системы. Это недешево, зато быстро и эффективно. Адаптеры, входящие в комплектацию устройства, делают возможным проведение работ с любой моделью легкового и грузового автомобиля.

Если вам хорошо известен порядок прокачки тормозов и имеются для этого все условия, собственноручное выполнение операции частично сэкономит ваш бюджет. Необходимые приспособления и регламент работ схожи практически для всех систем. Вам понадобится технический шприц , прозрачные трубки (шланги) и пластиковая емкость .

Существует два способа, как прокачать тормоза : либо вы будете делать это с напарником, либо в одиночку. Начинают работу обычно с дальнего колеса от ГТЦ, постепенно заканчивая ближним. На леворульных автомобилях прокачиваются сначала задние колеса, потом передние.


Обратите внимание, что порядок прокачки тормозов у праворульных автомобилей отличается:

Работа с помощником

Каждая колесная система оборудована штуцерами с заглушками, через которые осуществляется движение жидкости, поэтому порядок прокачки тормозов следующий:

1. Когда заглушка снята, на штуцер надевают один из концов прозрачного шланга, а второй опускают на дно емкости с небольшим количеством тормозной жидкости.

2. Помощнику необходимо нажимать на педаль с периодом 3-4 качка, удерживая ее в нажатом состоянии. От вас потребуется постепенное откручивание штуцера, через который вы будете выполнять прокачку. Операцию необходимо проводить, пока в емкости не появится жидкость из системы с содержащимся в ней воздухом.

3. Если появление воздушных пузырьков в емкости прекратиться, можно заворачивать штуцер и переходить к следующему колесу.

4. Не забывайте доливать в тормозную жидкость в расширительный бачок, чтоб не завоздушить систему. При замене и доливке используйте только тип жидкости, рекомендованный изготовителем для данного авто и уже находящийся в системе автомобиля.

5. В случае, когда после окончания прокачки педаль останется слишком податливой, не останется иного выхода, как прокачать тормоза еще раз либо проверить, насколько изношены тормозные колодки и не подтекают ли цилиндрики.

Видео руководство прокачки тормозов своими руками:

Самостоятельное выполнение прокачки тормозов

Иногда требуется прокачать тормоза в одиночку . Это работа довольно сложная и трудоемкая. Вам придется подобрать дополнительную крышку к вашему бачку с тормозной жидкостью, а также понадобятся шприц и емкость.

Шприц герметиком фиксируется в крышке и наполняется идентичным, находящемуся в системе, составом, после чего данная конструкция накручивается на расширительный бачок. Ослабив положение штуцера на прокачиваемом контуре, и установив под него емкость, при помощи шприца производим нагнетание тормозной жидкости в систему.

Во втором вариантепрокачки тормозов в одиночку вам понадобится брусок или иной упор, плюс все, перечисленное выше.

Доведя уровень жидкости в бачке до максимального, произведите недолгое прокачивание педали тормозов, зафиксировав ее бруском в углубленном положении.

Прокачав последовательно все колеса, долейте требуемое количество тормозной жидкости, после чего можно проводить контрольную проверку.

Видео инструкция о том, как правильно прокачать тормоза:

Наши дороги преподносят много сюрпризов, и именно тормоза выручают в трудную минуту. Без рабочих тормозов долго не проедешь. Но, как следить за тормозами, многие не знают.

В описании свойств тормозной жидкости, как правило, указано такое ее свойство, как гигроскопичность; это означает, что тормозная жидкость способна поглощать водяной пар из воздуха. Таким образом, тормозная система накапливает воздух, и, если вы быстро едете в жаркую погоду, достаточно нескольких резких торможений, чтобы жидкость начала закипать. В связи с этим эффективность тормозов понижается, и они могут вовсе отказать.

Вторая опасность для тормозов – это влага в тормозной системе, которая приводит к коррозии. Так, например, за год тормозная система может набрать из воздуха около 4% воды, в связи с чем тормоза теряют свою эффективность. Третья проблема – пыль, которая попадает в тормозную систему. Исходя из этого, тормозную жидкость нужно менять хотя бы раз в год, а замена тормозной жидкости, в свою очередь, невозможна без прокачки тормозов, цель которой – удаление воздуха из тормозной системы.

Как происходит прокачка тормозов

Чтобы прокачать тормоза по стандартной схеме, нужно два человека. Для этого необходимо налить тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, после чего один человек садится за руль и время от времени нажимает на педаль тормоза. Помощник, зачистив перед прокачиванием штуцеры тормозных цилиндров от грязи, откручивает штуцер. Первый в это время начинает плавно нажимать на тормоз. Как только из штуцера перестанут идти пузырьки вместе с тормозной жидкостью, а пойдет чистая струя, штуцер тормозного цилиндра закручивается.

Таким же образом прокачиваются все остальные колеса. При этом нужно помнить, что начинать прокачивать следует с дальнего колеса от водителя, потом – второе заднее, после – пассажирское и в последнюю очередь – колесо рядом с шофером. Во время прокачки необходимо смотреть за уровнем тормозной жидкости в главном бачке, чтобы она не упала и воздух не попал в систему.

Бывают и другие последовательности прокачки тормозов, все зависит от конструктивных особенностей вашего автомобиля.

Поскольку найти напарника для этой работы в нужный момент часто затруднительно, стоит научиться осуществлять прокачку тормозов без посторонней помощи.

Как прокачать тормоза одному

Прокачку можно осуществить двумя способами:

Первый способ самостоятельной прокачки тормозов

Найти то, чем можно зажать педаль тормоза (например, газовый упор от капота).

Затем нужно резко нажать на педаль тормоза раза три–четыре. После, удерживая опущенную педаль, вставить газовый упор, который в данном случае заменяет живого помощника. Далее следует прокачать тормоз и дождаться, пока весь воздух выйдет из системы. Когда воздух вышел, переходите к следующему колесу.

Второй способ самостоятельной прокачки тормозов

Для этого способа понадобятся крышка от бачка с тормозной жидкостью, сосок от бескамерной покрышки без ниппеля, шланг, клей и колесо (можно использовать запаску).

В процессе ремонта в тормозную систему зачастую попадает воздух (это происходит при потере конструкцией герметичности, замене тормозной жидкости и пр.). Понять, что есть излишек воздуха, можно по мягкому и увеличенному ходу педали. Избавиться от него поможет прокачка тормозов.

Многие автомобили оборудованы ABS: прокачка подобной системы будет иметь определенные особенности.

Устройство системы ABS

До того, как приступить к работам, стоит ознакомиться с общим устройством антиблокировочной системы.

Она состоит из следующих составных частей:

  1. датчиков скорости;
  2. клапанов, являющихся модуляторами движения (находятся в магистрали тормозной системы);
  3. главного блока управления, обрабатывающего информацию, поступающую от датчиков, и регулирующего работу клапанов путем уменьшения или увеличения тормозного давления.


Как правильно прокачать тормоза с АБС

Перед началом процедуры нужно определить, какой именно разновидностью АБС оборудовано транспортное средство.

Первый возможный вариант – расположение составных элементов конструкции (насоса, аккумулятора, клапанов) в одном месте. Это наиболее простая схема, вследствие чего прокачка тормозов с АБС вполне может быть осуществлена самостоятельно.

Порядок действий будет следующим:

  1. Найти предохранитель, обеспечивающий исправное функционирование системы, и вынуть его из гнезда.
  2. Вывинтить прокачивающий цилиндр штуцер.
  3. Завести автомобиль, нажав тормозную педаль (при этом на панели обязательно должна загореться лампочка ABS).
  4. Запустить насос, дождаться, когда воздух выйдет.
  5. Если лампочка перестала гореть, завершить процедуру (погасший индикатор будет свидетельствовать о том, что всё сделано верно).


Как прокачать тормоза с АБС, если узлы размещены не в одном месте? Выполнение этой операции потребует наличия дорогостоящего устройства (сканера), считывающего данные, поступающие с блока ABS, поэтому если его нет, логично будет сразу обратиться в специализированный сервис, что обойдется намного дешевле.

Правильная прокачка тормозов с АБС второго типа тоже осуществляется в определенной последовательности (необходимо понимать, что представленная ниже инструкция представляет собой общие рекомендации, которые могут различаться для разных моделей автомобилей ).

Для начала следует уменьшить давление: выключается зажигание, затем педаль тормоза нажимается примерно 15 раз, далее отключаются разъёмы на ёмкости с тормозной жидкостью.

Прокачка начинается с передних колес авто:

  • на штуцер надевается шланг (это обязательно делается при заглушенном двигателе), после чего он открывается на 1/2 оборота;
  • выжимается и фиксируется педаль газа (тормозная жидкость должна начать выходить наружу с образованием пузырьков);
  • после прекращения появления пузырьков прокачной штуцер плотно закручивается.


Тормоза на задних колесах будут прокачиваться по отдельности.

Сначала правое колесо:

  • на открученный полностью штуцер надевается шланг;
  • тормозная педаль выжимается и включается зажигание;
  • начавший работать насос избавит систему от скопившегося в ней воздуха (процедуру пора прекращать, если пузырьки в выходящей жидкости отсутствуют).

Для регулировки тормозов левого заднего колеса действовать необходимо таким образом:

  • надеть на штуцер шланг, вывернуть его на целый оборот;
  • не трогать тормоз;
  • запустившийся насос начинает выкачивать тормозную жидкость с примесями воздуха;
  • нажать тормозную педаль примерно наполовину;
  • завинтить штуцер;
  • отжать педаль;
  • после полной остановки насоса подсоединить разъемы к емкости с топливной жидкостью.

Как прокачать тормоза с ABS, чтобы не бояться за собственную безопасность? Для этого после завершения работ надо убедиться, что система герметична, а подтекания отсутствуют. Залив тормозную жидкость до требуемого уровня, стоит протестировать тормоза: не рекомендуется сразу сильно разгоняться – лучше для начала проверить работу тормозной системы на небольшой скорости.

Прокачка тормозов с АБС видео


Узнайте, как прокачать тормозную систему на автомобиле своими рукам правильно. Пошаговая инструкция «для молодых» автолюбителей. Полезные советы и ответы на вопросы: как обнаружить воздух и как часто менять тормозную жидкость в машине.

Для начала немного теории. Прокачивать тормозную систему на автомобиле нужно для избавления от воздуха, что со временем образуется в ней. Также могут быть и другие причины появления воздуха в тормозной системе, например:

  • при ремонте самой тормозной системы (к примеру: или , любой тюнинг и прочее вмешательство в работу тормозов);
  • при разгерметизации тормозной системы в случае повреждения масляных трубок или шлангов (они могли устареть и потрескаться);
  • при следует сразу приступить к этой процедуре;
  • при большом спаде уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра за отметку «MIN».
Как обнаружить образовавшийся воздух в тормозной системе? Это всё можно заметить при торможении (тормозной ход увеличится, не плавная остановка) и при нажатии на саму педаль будет обнаружен увеличенный её ход и мягкость нажатия. На самом деле это очень важный узел в машине – ведь от его налаженной работы зависит жизнь, как самих пассажиров, так и тех, кто находится вне транспорта. Так что налаженная работа тормозов должна быть на первом месте.

Как часто нужно менять тормозную жидкость? Процедура по замене этой жидкости должна проводиться раз в два-три года, в зависимости от того, как часто вы эксплуатируете ваш автомобиль. Если ездите очень часто, то по «накатки» 50-60 тысяч километров – следует также делать её замену.

Процедуру по прокачке тормозной системе следует научиться делать самому – своими руками, это на самом деле не сложно. Зачем лишний раз обращаться в автосервис и платить деньги, когда всё сделать можно самому.

  1. Всю процедуру нужно проводить с помощником, его задача будет состоять в нажатиях на педаль тормоза.
  2. Доливать тормозную жидкость нужно только той марки, что была залита в систему. Если не знаете, что было залито, то смотрите что рекомендует производитель вашей машины. И при прокачке всегда должно быть в бачке жидкости не менее 1/2 уровня, или не ниже отметки «MIN».
  3. Перед тем как приступить к работе сначала осмотрите всю тормозную систему – все трубки и устройства, чтобы узнать или не протекает где жидкость. Если всё хорошо, тогда можно приступать к прокачке.
  4. Если на автомобиле есть АБС, тогда её следует отключить. ABS отключается методом вынимания соответствующей 40-ка амперной плавкой вставки в подкапотном блоке реле/предохранителей.
Последовательность прокачки тормозных механизмов проводится в строго заданном порядке:
  • задний правый;
  • передний левый;
  • задний левый;
  • передний правый.
Вся процедура проводилась на автомобиле ВАЗ 2110. Можно её применять на любой другой марки машины. Но для начала стоит ознакомиться с технической документацией автомобиля и узнать возможные некоторые тонкости прокачки тормозов, если они есть.

Поэтапная процедура прокачки тормозной системы:

1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долить её до отметки «MAX».



2. При вывешенных задних колёсах нужно предварительно разблокировать регулятор давления задних тормозных механизмов. Для этого достаточно вставить между пластиной и поршнем обычную отвёртку. По окончанию работ отвёртку вынимайте.

3. На каждом колесе (тормозном механизме) нужно очистить от грязи клапан выпуска воздуха.



4. С клапана выпуска воздуха необходимо снять защитный колпачок и надеть на него шланг, другой конец шланга опустить в резервуар с немного наполненной тормозной жидкостью (можно в бутылку любую, желательно прозрачную). Шланг должен быть погружен в жидкость!

5. Теперь помощник должен нажимать на педаль тормоза примерно от 3х до 5 раз с интервалом 1-2 секунды. В последнем нажатии нужно зафиксировать педаль тормоза в надавленном положении и так держать.



6. Теперь нужно немного (на 1/2–3/4) отвернуть клапан воздуха. В выходящей из шланга тормозной жидкости будут замечены пузырьки воздуха. Как вытекать жидкость прекратится, обратно закрутите клапан выпуска воздуха. Теперь педаль тормоза можно отпустить.

7. Эту процедуру следует повторять примерно от четырёх до шести раз, пока в вытекающей жидкости не исчезнет воздух. Но после каждой процедуры нужно проверять количество тормозной жидкости в главном бачке, при необходимости доливайте её, она не должна опускаться ниже пометки «MIN».

8. Как воздух закончится, снимите шланг, протрите штуцер клапана и наденьте на него защитный колпак. В такой последовательности действий следует прокачать остальные три колеса (тормозных механизмов).

Значимость тормозной системы в обеспечении безопасности дорожного движения можно долго и аргументировано обсуждать, но, ни в коем случае нельзя недооценивать. Исправное состояние и стабильное функционирование данной системы транспортного средства является основой, обеспечивающей безопасность его водителя и пассажиров.

Исходя из озвученного выше постулата, контроль технического состояния, своевременный ремонт и полнота технического обслуживания - главные направления деятельности автолюбителя по предотвращению поломок и отказов тормозной системы.

Данная статья посвящена одной из основных процедур, обеспечивающих стабильность функционирования тормозной системы автомобиля - прокачке тормозов.

Когда нужна прокачка тормозной системы

Своевременность проведения процедуры прокачки определяется по наличию нескольких факторов, обуславливающих попадание воздуха в контур тормозной системы транспортного средства:

  • Выполнение ремонтно-восстановительных работ в тормозной системе транспортного средства, включающее замену одного или нескольких основных ее элементов (вакуумный усилитель тормозов (далее по тексту ВУТ), главный тормозной цилиндр (далее по тексту ГТЦ)).
  • Производство мероприятий, связанных с тюнингом.


  • Нарушение герметичности контура тормозной системы, возникшее в результате механических повреждений или процесса естественного износа масляных шлангов (трубок).
  • Полная замена тормозной жидкости.
  • Большое падение уровня тормозной жидкости в резервуаре ГТЦ (ниже отметки «MIN»).
  • Выполнение любых работ, связанных с нарушением герметичности контура тормозной системы транспортного средства.

Основным симптомом, сигнализирующим о присутствии воздуха в тормозной системе автомобиля, служит увеличенный ход педали тормоза (нормальный ход не превышает 50-75% от возможного) и отсутствие привычного сопротивления при нажатии. Кроме того, процесс торможения транспортного средства теряет плавность, а, величина тормозного пути существенно возрастает. Наличие хотя бы одного из указанных признаков - достаточно веская причина для того чтобы прокачать тормозную систему автомобиля.

Порядок прокачки тормозов авто

Техническая оснащенность и довольно высокий уровень квалификации персонала современных автосервисов позволяют выполнять процесс прокачки тормозов достаточно качественно и быстро. Однако простота (в техническом плане) и отсутствие необходимости в использовании специализированного оборудования и инструмента позволяют автолюбителю выполнить данную процедуру собственноручно, значительно экономя при этом финансовые средства.

Перед тем, как приступить непосредственно к описанию мероприятий по удалению воздуха из контура тормозной системы, позволим себе дать автолюбителю несколько практических советов о том, что необходимо выполнить перед началом процедуры:

    Заручиться помощью еще человека, функциональной задачей которого станет нажатие педали тормоза по вашей команде.

    Осуществить контроль уровня тормозной жидкости, который не должен находиться ниже минимальной отметки. Однако большинство специалистов рекомендуют довести уровень тормозной жидкости до половины номинального объема.


Внимание! Доливая тормозную жидкость, соблюдайте два основных правила:
- марка доливаемой жидкости должна быть идентичной марке жидкости залитой в систему;
- марка доливаемой жидкости должна соответствовать рекомендациям производителя, указанным в инструкции по эксплуатации.

Полную замену тормозной жидкости проводите не реже одного раза в 2-3 года (в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства) или по достижении 50 000-60 000 километров пробега.