Гидравлический тип тормозной системы. Средние цены на стоимость и ремонт тормозной системы в России и странах СНГ. Классификация тормозных механизмов.

Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля (рабочая тормозная система ). Она также позволяет удерживать автомобиль от самопроизвольного движения во время стоянки (стояночная тормозная система ).



Общая схема тормозной системы
1 - передний тормоз; 2 - педаль тормоза; 3 - вакуумный усилитель; 4 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 5 - трубопровод контура привода передних тормозов; 6 - защитный кожух переднего тормоза; 7 - суппорт переднего тормоза; 8 - вакуумный трубопровод; 9 - бачок главного цилиндра; 10 - кнопка рычага привода стояночного тормоза; 11 - рычаг привода стояночного тормоза; 12 - тяга защелки рычага; 13 - защелка рычага; 14 - кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 - возвратный рычаг; 16 - трубопровод контура привода задних тормозов; 17 - фланец наконечника оболочки троса; 18 - задний тормоз; 19 - регулятор давления задних тормозов; 20 - рычаг привода регулятора давления; 21 - колодки заднего тормоза; 22 - рычаг ручного привода колодок; 23 - тяга рычага привода регулятора давления; 24 - кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 - задний трос; 26 - контргайка; 27 - регулировочная гайка; 28 - втулка; 29 - направляющая заднего троса; 30 - направляющий ролик; 31 - передний трос; 32 - упор выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 - выключатель стоп-сигнала

Рабочая тормозная система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в салоне автомобиля. Усилие ноги водителя передается на тормозные механизмы всех четырех колес.

Недостатком таких решений является сложность всей системы и более высокая стоимость. Тормозной диск крепится к ступице колеса с помощью небольших стопорных винтов или штифта, фиксирующего колесо. Однако даже после отвинчивания большинство из них не могут снять щит. Как правило, тормозной суппорт с компонентами трения также должен быть удален.

Индикатор тормозного диска

Большинство индикаторов износа обычно расположены на тормозном диске. Чаще всего это специальные углубления на периферии. Если тормозная колодка достигает указанного места, диск необходимо заменить. Если индикаторов нет, толщина циферблата может быть измерена суппортом.


Стояночная тормозная система нужна не только на стоянке, она также необходима для предотвращения скатывания автомобиля назад при старте на подъем. С помощью рычага стояночного тормоза, который располагается между передних сидений автомобиля, водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колес.


Рабочая тормозная система состоит из:

В некоторых автомобилях тормозной суппорт был дополнен механизмом аварийного торможения. Эта система может быть распознана выступающим рычагом аварийного торможения, а другая конструкция поршневого штока поршня. Прежде чем мы начнем копаться в конструкции ручного тормоза, мы должны проверить его правильное функционирование. Сначала мы поднимаемся на холм и останавливаемся. Мы следим за тем, чтобы за нами никого не было. Если дорога пуста, мы можем пройти тест. Давайте проверим ручной тормоз и узнаем, где защелки заблокированы, чтобы наша машина не упала.

  • тормозного привода,
  • тормозных механизмов колес.

    Привод тормозов служит для передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам колес автомобиля. На современных легковых автомобилях применяется гидравлический привод тормозов, в котором используется специальная тормозная жидкость.



    Схема гидропривода тормозов
    1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов; 3 - трубопровод задних тормозов; 4 - тормозные цилиндры задних колес; 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - поршень главного тормозного цилиндра; 8 - шток; 9 - педаль тормоза

    Привод тормозов гидравлический состоит из:

    Во многих случаях рука должна полностью блокировать колеса на третьей или четвертой защелке. Что отвечает за блокировку колес и, возможно, изменение защелки, на которой полностью заблокированы колеса? В случае изношенных фрикционных накладок тормозной рычаг имеет увеличенный ход, и поэтому нам нужно использовать больше силы, так что общая блокировка колес будет только после пятой и даже шестой защелок. Ручной тормоз в большинстве автомобилей влияет на два задних колеса. В некоторых автомобилях мы также находим вспомогательное руководство, которое тормозит передние колеса.

  • педали тормоза,
  • главного тормозного цилиндра,
  • рабочих тормозных цилиндров,
  • тормозных трубок,
  • вакуумного усилителя.

    Когда нога водителя нажимает на педаль тормоза, то ее усилие, через шток передается на поршень главного тормозного цилиндра. Давление жидкости, на которую давит поршень, от главного цилиндра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилиндрам, заставляя выдвигаться их поршни. Ну, а они, в свою очередь, передают усилие на тормозные колодки, которые и выполняют основную работу тормозной системы.

    Принцип ручного тормоза очень прост. Когда мы поднимаем рычаг вверх, галстук, который находится чуть ниже рычага, движется вперед. Наряду с прямым приводом они скользят к задней тормозной системе. Ручной тормоз всегда находится в барабане, где - благодаря использованию тормозных колодок - он может нормально работать и выполнять свою работу.

    Наиболее распространенные неисправности ручного тормоза

    Одной из наиболее распространенных неисправностей в ручном тормозе является неравномерное торможение на двух задних колесах. В этом случае вам нужно настроить. Перед началом работы убедитесь, что рычаг стояночного тормоза опущен. Затем давайте клин клиньев под передними колесами транспортного средства, чтобы избежать прокатки.


    Современный гидропривод тормозов состоит из двух независимых контуров, связывающих между собой пару колес. При отказе одного из контуров, срабатывает второй, что обеспечивает, хотя и не очень эффективное, но все-таки торможение автомобиля.


    Для уменьшения усилия при нажатии на педаль тормоза и более эффективной работы системы, применяется вакуумный усилитель. Усилитель явно облегчает работу водителя, так как использование педали тормоза при движении в городской цикле носит постоянный характер и довольно быстро утомляет.

    Когда автомобиль будет закреплен, мы можем продолжить его поднимать. Для этого лечения лучше всего использовать, так называемые. лягушка. Мы должны снять крышку, которая сделана из пластика, и находится сразу за рычагом тормоза. После того, как снимок сделан, мы увидим регулировочный винт. Когда у нас все готово, мы потянем рычаг ручного тормоза, пока он не остановится на другой защелке. Затем затяните регулировочную гайку так, чтобы задние колеса начали тормозить. В этот момент потяните рычаг на третьей защелке.

    Если все сделано правильно, задние колеса должны быть заблокированы. Хорошей практикой является применение небольшого количества смазки в точке крепления рычага. После установки необходимо установить крышку. Если они повреждены, это даже не поможет с профессиональной настройкой. Замена тормозной колодки требует снятия задних колес и задней тормозной системы. В зависимости от системы - также тормозной барабан или тормозной диск. Не забудьте поменять местами. Недопустимо обмениваться только с одной стороны.


    Схема вакуумного усилителя
    1 - главный тормозной цилиндр; 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - педаль тормоза

    Вакуумный усилитель конструктивно связан с главным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя является камера, разделенная резиновой перегородкой (диафрагмой) на два объема. Один объем связан с впускным трубопроводом двигателя, где создается разряжение около 0,8 кг/см2, а другой с атмосферой (1 кг/см2). Из-за перепада давлений в 0,2 кг/см2, благодаря большой площади диафрагмы, `помогающее` усилие при работе с педалью тормоза может достигать 30 - 40 кг и больше. Это значительно облегчает работу водителя при торможениях и позволяет сохранить его работоспособность длительное время.

    После обмена обычно рекомендуется сделать регулировку тормоза максимально эффективной. Ремонт ручного тормоза требует большого терпения, а также умения, поэтому перед началом работы мы должны рассмотреть, достаточно ли наши навыки, чтобы сделать ремонт самостоятельно.

    Неисправность тормозной системы. Из всех систем строительства транспортных средств наиболее важна тормозная система, которая зависит от безопасности наших и других участников дорожного движения. Главной функцией тормозной системы является снижение скорости движения транспортного средства, остановка транспортного средства и его неподвижное движение.


    Тормозной механизм предназначен для уменьшения скорости вращения колеса, за счет сил трения возникающих между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном или диском. Тормозные механизмы делятся на барабанные и дисковые. На отечественных автомобилях барабанные тормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые на передних. Хотя в зависимости от модели автомобиля могут применяться только барабанные или только дисковые тормоза на всех четырех колесах.

    Процесс торможения включает использование трения между фрикционной прокладкой и поверхностью тормозного диска или тормозной дорожкой барабана. В стандартном оборудовании автомобилей среднего класса - нажатием на педаль тормоза, мы активируем поршень тормозного насоса, создавая гидравлическое давление.

    Движению поршня главного цилиндра помогает вакуумное вспомогательное устройство. Тормозная жидкость под давлением проходит через тормозные магистрали к каждому колесу. В дисковых тормозах - давление активирует зажим, где поршни нажимают на подушки против тормозного диска.



    Схема работы барабанного тормозного механизма
    1 - тормозной барабан; 2 - тормозной щит; 3 - рабочий тормозной цилиндр; 4 - поршни рабочего тормозного цилиндра; 5 - стяжная пружина; 6 - фрикционные накладки; 7 - тормозные колодки

    Барабанный тормозной механизм состоит из:

  • тормозного щита,
  • тормозного цилиндра,
  • двух тормозных колодок,
  • стяжных пружин,
  • тормозного барабана.

    Тормозной щит жестко крепится на балке заднего моста автомобиля, а на щите, в свою очередь, закреплен рабочий тормозной цилиндр. При нажатии на педаль тормоза поршни в цилиндре расходятся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок. Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутренней поверхности круглого тормозного барабана, который при движении автомобиля вращается вместе с закрепленным на нем колесом.

    В барабанных тормозах давление активирует поршни поршня плунжера, которые расширяют губки, прижимая их к внутренней части тормозного барабана. Типичная неисправность тормозной системы. Неравномерное торможение. Автомобиль тянет в одну сторону. Изношенных, поврежденных, поврежденных передних или задних тормозных колодок на одной стороне транспортного средства. Частично забитый или частично изношенный передний или задний тормозной хомут или конический плунжер в задних барабанных тормозных цилиндрах. Ослабляющие винты зажимной направляющей. утечка тормозной жидкости из цилиндра. Коррозионные тормозные шланги.

    • Использование различных трения на обеих сторонах автомобиля.
    • Неадекватное подачу тормозной жидкости на цилиндры.
    • Масляные фрикционные накладки или челюстные прокладки.
    Шумный тормоз.


    Торможение колеса происходит за счет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном. Когда же воздействие на педаль тормоза прекращается, стяжные пружины оттягивают колодки на исходные позиции.


    Схема работы дискового тормозного механизма
    1 - наружный рабочий цилиндр (левого) тормоза; 2 - поршень; 3 - соединительная трубка; 4 - тормозной диск переднего (левого) колеса; 5 - тормозные колодки с фрикционными накладками; 6 - поршень; 7 - внутренний рабочий цилиндр переднего (левого) тормоза

    Дисковый тормозной механизм состоит из:

    Коррозия тормозного диска или барабана - чаще всего при длительном простоя транспортного средства неправильная фрикционная накладка.

    • Фрикционные вкладыши для металлических пластин.
    • Овальный тормозной барабан.
    Педаль тормоза не работает, когда вы нажимаете педаль тормоза.

    Набухшие прокладки на поршень главного цилиндра из-за использования неправильной тормозной жидкости.

    • Изношенный поршень в тормозном насосе.
    • Педаль сцепления на гильзе педали.
    Педаль тормоза не сопротивляется «мягкой».
    • Воздух тормозной системы.
    • Поврежденное резиновое кольцо на плунжере в тормозном насосе.
    • Утечка тормозной жидкости из системы.
    • Слишком мало тормозной жидкости в резервуаре.
    • Чрезмерная педаль тормоза на холостом ходу.
    Вибрация тормозной педали или рулевого колеса во время торможения.

  • суппорта,
  • одного или двух тормозных цилиндров,
  • двух тормозных колодок,
  • тормозного диска.

    Суппорт закреплен на поворотном кулаке переднего колеса автомобиля. В нем находятся два тормозных цилиндра и две тормозные колодки. Колодки с обеих торон `обнимают` тормозной диск, который вращается вместе с закрепленным на нем колесом.


    При нажатии на педаль тормоза поршни начинают выходить из цилиндров и прижимают тормозные колодки к диску. После того, как водитель отпустит педаль, колодки и поршни возвращаются в исходное положение за счет легкого `биения` диска. Дисковые тормоза очень эффективны и просты в обслуживании. Даже дилетанту замена тормозных колодок в этих механизмах доставляет мало хлопот.

    Чрезмерное избиение или деформация диска или тормозного барабана. изношенные тормозные накладки или тормозные губки тумблера. ослабление болтов крепления суппорта тормоза. Абразив тормозных колодок на дисках или барабанах.

    • Забитый зажим или поршень в тормозном цилиндре.
    • Повреждение главного цилиндра.
    • Неправильно настроенный вспомогательный тормоз.
    Запирание задних колес при нормальном торможении.

    • Промытый поршень в цилиндре или суппорте тормоза.
    • Неисправный корректор тормозного усилия.
    • Заморозите кабель стояночного тормоза в броне.
    Дополнительный тормоз не работает. Неадекватная работа тормоза, несмотря на сильное давление педали.
    • Масляные, неправильные фрикционные накладки.
    • Продукты повреждения устройства или пористый вакуумный шланг.
    При движении тормоза тормоза горячие.

    Стояночный тормоз приводится в действие поднятием рычага стояночного тормоза (в обиходе - `ручника`) в верхнее положение. При этом натягиваются два металлических троса, последний из которых заставляет тормозные колодки задних колес прижаться к барабанам. И как следствие этого, автомобиль удерживается на месте в неподвижном состоянии. В поднятом состоянии, рычаг стояночного тормоза автоматически фиксируется защелкой. Это необходимо для того, чтобы не произошло самопроизвольное выключение тормоза и бесконтрольное движение автомобиля в отсутствии водителя.

    Сломанные тормоза. ослабленные пружины, отсоединяющие барабанную тормозную губку.

    • Получено компенсационное отверстие в тормозном насосе.
    • Слишком маленькая игра между толкателем и поршнем главного цилиндра.
    Большинство износостойких деталей тормозной системы, которые необходимо периодически заменять.

    Это металлический элемент, от которого зависит наша безопасность. Уже качество формования тормозных дисков, а затем механическая обработка должны обеспечивать высокие требования, то есть устойчивость к высоким температурам, трещинам, деформации и истиранию. Прецизионная механическая механическая обработка обеспечивает требуемые размеры и характеристики для правильного выравнивания колес. Как и блоки, вы всегда должны заменять оба диска на одной оси. Тогда торможение будет четным.


    Основные неисправности тормозных систем

    Увеличенный ход педали или `мягкая` педаль тормоза случается из-за сильного износа накладок тормозных колодок, наличия воздуха в системе гидропривода, утечки тормозной жидкости.


    Для устранения неисправности необходимо заменить тормозные колодки, устранить утечку тормозной жидкости путем замены поврежденных деталей, прокачать систему гидропривода для удаления воздуха.

    Наиболее распространенные неисправности тормозных дисков. Перегрев - когда превышается теплоемкость лезвия и его способность рассеивать тепло. Избыточный износ тормозной силы заднего моста приводит к тому, что весь тормозной вес принимает передние колеса, что приводит к более быстрому износу колес. Вибрация из-за опрокидывания колеса во время торможения. . Чтобы измерить толщину тормозного диска, выполните это в самой тонкой точке стрелки на рисунке.

    Для измерения используется специальный тест или микрометр. Имейте в виду, что по мере того как лезвие изнашивается, паз не достигает его края. В случае больших трещин или углублений с глубиной более 0, 4 замените тормозные диски.

    • Если достигнут предел одного диска, замените оба колесных диска той же оси.
    • Боковой ход поверхности диска не должен превышать 0, 05.
    Что гарантирует текучесть и отсутствие вибрации.


    Увод автомобиля в сторону (при торможении) возможен по причине выхода из строя одного из колесных тормозных цилиндров, чрезмерного износа или замасливания накладок тормозных колодок одного из колесных тормозных механизмов.


    Для устранения неисправности необходимо заменить неисправный цилиндр и тормозные колодки, а загрязненные колодки следует промыть.

    Основная функция тормозных колодок заключается в создании тормозного усилия на дисковых тормозах путем двойного нажатия на тормозной диск. Технология строительных блоков и их состав являются секретом каждой производственной компании. Сегодняшние экологически чистые блоки, эффективность торможения и долговечность - имеют заготовки трения, полностью лишенные тяжелых металлов и других вредных веществ. Например, в процессе производства используются кераль и битуминозный каучук. Кевлар - обеспечивает очень высокую прочность.

    Важнейшим параметром каждой тормозной колодки является долговечность и стабильность температуры, т.е. постоянный коэффициент трения вместе с повышением температуры. Коэффициент трения трения тормозной колодки уменьшается, увеличивая тормозное расстояние.


    Шум при нажатии на педаль тормоза или вибрации возникают по причине загрязнения тормозных механизмов, чрезмерного износа накладок тормозных колодок, ослабления или поломки стяжных пружин задних тормозных колодок, неравномерного износа тормозных барабанов или дисков.


    Для устранения неисправности следует промыть загрязненные колодки, а изношенные и поврежденные колодки, барабаны, диски и пружины необходимо заменить на новые.


    Эксплуатация тормозной системы

    Любая неисправность в тормозной системе может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому при эксплуатации автомобиля следует внимательно относиться к работе тормозов своего автомобиля.


    Конечно, водителю легче заметить изменения в эффективности торможения своего автомобиля во время движения, сидя в салоне. Но бывает смешно и грустно, когда `водитель-наездник` `теряет` тормоза только из-за того, что вовремя не обратил внимание на постоянно уменьшающийся уровень жидкости в тормозном бачке. А ему было лень открывать капот автомобиля и рассматривать какие-то там бачки. В результате чего, уровень тормозной жидкости снизился до нуля и, при очередном нажатии на педаль тормоза, водитель уже `жал` не тормоза, а воздух. Надеюсь уговорил, и вы будете контролировать уровень тормозной жидкости. И вам будет спокойнее и нам, остальным, безопаснее.


    `А куда делся уровень?` - законный вопрос с вашей стороны. К сожалению `ничто не вечно под луной` и детали тормозной системы в том числе. Со временем изнашиваются уплотнительные манжеты поршней цилиндров, от вибраций и ржавчины теряют свою герметичность трубки и шланги гидравлического привода тормозов, да и вообще любая жидкость может понемногу испаряться.


    Если вы заметили подтеки на колесах или мокрые следы на сухом асфальте, совпадающие с местом расположения элементов тормозной системы, то следует отказаться от поездки и устранить неисправность. Машина без тормозов - убийца (как бы жестко это не звучало).


    При работе тормозов все детали рабочих механизмов и пространство вокруг них очень сильно нагреваются. Это естественный процесс, так как торможение автомобиля есть ни что иное, как переход кинетической энергии движущейся машины в тепловую, за счет сил трения в механизмах торможения.


    А что происходит с тормозной жидкостью, которая находится рядом в цилиндрах и трубках? Она заметно нагревается и может наступить момент, когда жидкость закипит. Ну, а дальше - школьная физика. Пузырьки воздуха в отличие от жидкости сжимаются, вместо того чтобы передавать давление ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам. И пока вы не сожмете весь воздух в трубках, шлангах и цилиндрах, многократно и быстро нажимая на педаль тормоза, до тех пор - тормозов у Вас не будет (известное выражение - `тормоза работают с третьего качка`)! Ну, а когда вы все-таки остановите свой автомобиль, стоит разобраться с тем, как же все это произошло и как теперь избавиться от пузырьков воздуха в системе.

    Для того чтобы не случилась вышеописанная `неприятность`, следует чаще использовать торможение двигателем, а на крутых и затяжных спусках - это вообще единственно разумный вариант торможения! В противном случае, приходится часто нажимать на педаль тормоза, увеличивая нагрев деталей, а к чему это может привести, вы уже знаете.


    После закипания тормозной жидкости или в результате негерметичности гидравлического привода в системе появляются пузырьки воздуха. Как это определить?


    Очевидные признаки наличия воздуха в гидравлическом приводе тормозов следующие:

  • педаль тормоза становится `мягкой` и эффективность торможения снижается,
  • при `накачивании педали` многократными и быстрыми нажатиями, она становится жестче.

    А как от этого воздуха избавиться? И это не очень сложно, но вам понадобится помощник. Он `накачивает педаль`, а вы спускаете порции тормозной жидкости с пузырьками воздуха поочередно из каждого рабочего колесного цилиндра. Операция проводится до полного удаления воздуха из системы, только не забывайте в процессе `прокачки` периодически доливать жидкость в тормозной бачок.


    В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть и другие проблемы с тормозной системой.


    Внезапно педаль тормоза становится тугой и требуется значительное усилие для ее нажатия. Причин может быть несколько. Вот две из них:

  • при неработающем двигателе так и должно быть, поскольку усилитель тормозов сейчас не
  • работает - будьте осторожны при буксировке,
  • при работающем двигателе так быть не должно - усилитель неисправен и требуется его ремонт.

    Если стояночный тормоз не удерживает машину на подъеме, то необходима его регулировка или замена тросов, а может быть пришло время менять задние тормозные колодки. Отрегулированный ручной тормоз, при трех-четырех щелчках фиксатора рычага, должен обеспечивать удержание автомобиля на уклоне до 23%.


    В.А.Молоков, С.Ф.Зеленин


    Неисправности тормозной системы, при которых Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств .
    1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются следующие нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой (для легковых автомобилей): Тормозной

    путь не более 12,2 метра.
    Установившееся замедление не менее 6,8 м/с2.


    Примечание: Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч. Транспортные средства испытывают в снаряженном состоянии с водителем путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой.


    На вооружении ГИБДД есть прибор, который при испытаниях тормозов жестко крепится к кузову автомобиля. Он показывает интенсивность торможения, которое измеряется в тех же единицах, что и обычные ускорение и замедление. При проведении так называемого `инструментального контроля` за техническим состоянием транспорта, оба вышеуказанных параметра снимаются с показаний испытательного тормозного стенда.


    1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

    Негерметичность трубок, шлангов и цилиндров является одной из причин появления пузырьков воздуха в системе, а чем это грозит - вы уже знаете. Кроме того, незначительное поначалу подтекание может привести к `прорыву плотины` в каком-то конкретном месте гидропривода тормозов. Обычно это происходит при резком и сильном нажатии на педаль тормоза. Педаль `проваливается до пола` и тогда уже никто не знает, кто или что поможет остановить автомобиль.


    1.5.Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
    - транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16% включительно,- легковых автомобилей в снаряженном состоянии - на уклоне до 23% включительно.

    Зачем нужен стояночный тормоз, вы недавно узнали. От его работоспособности зависит безопасность как самого автомобиля и его пассажиров, так и безопасность других участников дорожного движения.


    Представьте себе массу около тонны, которая без участия водителя начинает самопроизвольное движение. Наверное, будет много проблем! Вот почему, водитель при остановке на уклоне обязательно включает стояночный тормоз. А при длительной стоянке с выключенным двигателем грамотный водитель дополнительно включает еще и первую (или заднюю) передачу. Неработающий двигатель, через соединенные узлы трансмиссии, надежно удерживает колеса и сам автомобиль от самопроизвольного движения в отсутствии хозяина.

  • В данной статье будет рассмотрена схема тормозной системы легкового автомобиля. Также вы узнаете о том, как произвести прокачку системы правильно. Будут рассмотрены конструкции с антиблокировочной системой. На данный момент без них не обходится ни один качественный автомобиль. Речь, конечно, о машинах средней ценовой категории и выше. Бюджетные автомобили могут комплектоваться данной конструкцией, но она идет как дополнительная опция. В целом же тормозные системы всех машин одинаковы, они состоят из идентичных элементов.

    Немного теории о тормозной системе

    Как вы понимаете, она необходима для того, чтобы изменить скорость машины. Сигналом к этому может служить либо действие водителя, либо электронная система управления. Также оно необходимо, чтобы удерживать машину неподвижно во время стоянки.

    Выделяют три типа тормозных систем. Первая - это, конечно же, рабочая. Она необходима для нормальной эксплуатации машины. С ее помощью осуществляется торможение с больших или малых скоростей. О том, какие особенности имеет тормозная система "Нива-2121", схема которой является классической, будет рассмотрено ниже.

    Второй тип - это стояночная. Она больше известна как ручной тормоз, если нужно машину поставить на длительный срок. В частности, если имеется уклон дорожной поверхности, эта система просто необходима. Ручником можно пользоваться во время экстренной остановки. А есть еще системы запасного типа. Они сравнительно недавно начали использоваться на автомобилях. Чаще всего их можно встретить на тех машинах, на которых имеется электрический ручной тормоз. Главное ее назначение - дать возможность водителю остановить автомобиль, если откажет рабочая система. Монтируется она на машины с электрическим ручным тормозом по одной причине: стояночный тормоз не может быть выжат, если скорость автомобиля больше нуля.

    Принцип функционирования


    Мы привыкли, что при нажатии на педаль тормоза автомобиль начинает замедляться. Но не все вдаются в подробности того, какие процессы при этом протекают. Не каждый знает, как работает тормозная система ВАЗ-2109, схема которой приведена в данной статье. Если проще сказать, то остановка автомобиля происходит только за счет сжатия жидкости в трубках и шлангах. Давление создается с помощью главного тормозного цилиндра, он является основным узлом системы.

    К тормозной жидкости предъявляются определенные требования. Она не должна терять свои свойства при сжатии и нагреве, испытывает колоссальные перегрузки во время торможения, равно как и остальные элементы. О том, какие требования предъявляются к жидкости, будет рассказано немного ниже. Давление в трубках приводит в движение суппорты, которые, в свою очередь, перемещают колодки. Последние трутся о поверхность барабана или диска, замедляя движение колеса вокруг своей оси. Тем самым автомобиль постепенно останавливается.

    Главный тормозной цилиндр

    Необходимо рассказать немного о конструкции главного тормозного цилиндра. Это основной элемент системы, причем не имеет значения, есть ли ABS либо нет. Он необходим для одной цели - преобразовать усилие, которое прилагается к педали, в давление жидкости. Также с его помощью происходит распределение последней к суппортам.

    Например, тормозная система ВАЗ-2109, схема которой представлена в статье, оснащена главным цилиндром, устанавливаемым в подкапотном пространстве (он крепится двумя шпильками к вакуумному усилителю). Сверху на него фиксируется расширительный бачок. В последний выбрасываются излишки жидкости, когда педаль полностью отпущена. Из него забирается жидкость во время выжимания педали. Главный тормозной цилиндр внутри полый. В нём перемещаются поршни, которые и создают давление в системе. Время от времени необходимо проводить ремонт. В его процессе полностью заменяются все резиновые элементы.

    Регулятор давления


    Он крепится на задней части автомобиля, так как имеет специфическое назначение. А стоит отметить, что примерно 75 процентов торможения происходит передними колесами. Остальные 25 процентов - задними. При этом нужно учитывать, что нельзя допускать блокировки задних колес, так как возникает сила, которая стремится опрокинуть автомобиль. Следовательно, тормозная система ВАЗ-2110, схема которой рассмотрена в статье, содержит регулятор давления.

    Он способен уменьшить давление, поступающее к приводам механизмов задних колес. Причём изменение данного показателя зависит от того, насколько загружена задняя ось. Дело в том, что при остановке без регулятора передняя часть машины начинает проседать, а задняя же - приподниматься. В результате происходит блокировка задних колес и неуправляемый занос. Регулятор позволяет избежать блокировки полностью либо сделать так, чтобы она наступала позже.

    Рабочие контуры


    Итак, теперь о том, что представляет собой тормозная система ВАЗ-2110, схема которой есть в статье. Имеется рабочий тормозной контур, который, в свою очередь, состоит из вспомогательного и основного. В том случае, если нет неисправностей, вспомогательный с основным работают совместно. Но вот если происходит разгерметизация какого-нибудь контура, второй продолжит свою работу в качестве аварийного. Имеется несколько схем разделения контуров: тормозные механизмы, включенные параллельно, - передний плюс задний. Могут механизмы подключаться по диагонали, например, правый задний и левый передний находятся в одном контуре. Может встречаться схема, в которой один из контуров содержит все механизмы привода. А второй - только контур, к которому подключены механизмы лишь передних колес. Говорить о преимуществах или недостатках этих схем сложно, так как аварийная ситуация может случиться по различным причинам. И повредиться могут все контуры, а не один.

    Антиблокировочная система

    Конечно, тормозная система ВАЗ-2106, схема которой является классической, как и сам автомобиль, не содержит ABS. Но поговорить о такой системе все равно необходимо, так как за этими конструкциями - будущее. В ней имеется несколько датчиков, центральный блок управления, модуляторы. Когда происходит остановка автомобиля, включается в работу блок управления. Его микропроцессор начинает следить за показаниями всех датчиков. Он анализирует сигналы датчика скорости автомобиля. Также происходит слежение за угловой скоростью каждого колеса. Ничто не уходит от внимания микроконтроллерной системы управления тормозными механизмами.

    Конечно, не имеет таких устройств тормозная система 2110, схема ее намного проще. Специальные модуляторы являются исполнительными устройствами. С их помощью происходит регулировка давления тормозной жидкости во всех контурах. Другими словами, каждое колесо тормозит по-своему. Многое зависит от качества дорожного покрытия, от скорости машины. Но в любом случае система ABS не даст ни одному колесу полностью заблокироваться, если вы совершаете экстренное торможение. А именно блокировка опасна при мокром покрытии асфальта либо же при гололёде. Это позволит обезопасить вас, так как вероятность уйти в занос крайне мала.

    Дисковые тормоза


    Это один из видов приводов тормозов, который является наиболее распространенным. Например, схема тормозной системы 2106 включает в себя два дисковых тормоза на передней оси. Задние колеса останавливаются при помощи барабанных, о них будет рассказано немного ниже. Не стоит думать, что дисковые механизмы все одинаковые. У них суппорт может быть как неподвижным, так и подвижным. Но последние встречаются в автомобилях намного чаще. Для водителя главное - это надежность. А подвижный суппорт имеет такую конструкцию, которая полностью исключает неравномерное стирание тормозных колодок. Но имеется еще одна особенность механизмов, в которых суппорт подвижен.

    Расстояние от тормозного диска до внешнего края суппорта постоянно меняется, зависит оно от того, насколько изношены колодки. Кроме того, можно сказать про главное достоинство дисковых тормозов. Они являются более эффективными, нежели барабанные, и способны работать при высоких температурах. Также используются зачастую диски с вентиляцией. Увеличение толщины дает возможность установить несколько ребер жесткости. Они могут обеспечить приток воздуха к металлу. Причем во время вращения колеса центробежная сила всасывает воздух и распределяет его равномерно от центра к краям. Именно за счет этого происходит охлаждение металла.

    Барабанные тормоза


    На большинстве бюджетных автомобилей они установлены на задней оси. Но если взять, например, 21-ю «Волгу», то у нее все четыре колеса имеют барабанные тормозные механизмы.

    Встречаются схемы, которые полностью состоят из дисковых механизмов. Такие конструкции все чаще используют при тюнинге отечественных автомобилей, так как при увеличении мощности и крутящего момента двигателя необходимо проводить полную модернизацию всех остальных систем. И в первую очередь, конечно же, тормозной. А вот схема тормозной системы ВАЗ-2121 такая же, как и у "десяток", и у "девяток", и у остальных моделей этого производителя. Различаются только качество и надежность. "Нива" - это внедорожник, а поэтому он подвергается куда большим нагрузкам, нежели обычная легковушка.


    Барабанные механизмы имеют меньшую эффективность, но все равно способны выполнить основное свое предназначение - остановить автомобиль. Правда, со временем колодки изнашиваются, увеличивается зазор между барабаном и рабочей поверхностью ее. В таком случае используют специальные регуляторы механического типа. С их помощью осуществляется подводка колодок. Происходит это во время резкого выжимания педали тормоза. Обратите внимание, какова тормозная система ВАЗ-2114, схема ее приведена в статье. На задней оси колодки можно разжать и ручником. В конструкциях с дисковыми механизмами сзади в контур включается дополнительный цилиндр, шток которого приводится в движение ручником стояночного тормоза.

    Исполнительные механизмы тормозов


    Если посмотреть на то, какая схема тормозной системы УАЗ, можно увидеть, что в ней имеется несколько типов исполнительных механизмов. Речь идет, конечно же, о приводах колодок. Системы могут содержать дисковые механизмы и барабанные. В них имеются существенные отличия. Например, дисковые тормоза работают при помощи суппортов специальной конструкции. А вот барабанные механизмы оснащены цилиндрами. Подача жидкости происходит в середину этого цилиндра. С обоих краев расположены поршни, которые приводят в движение колодки, разжимая их.

    Суппорты передних колес отечественных автомобилей ВАЗ расположены по двум сторонам диска. Одна половина суппорта является рабочей, в ней находится тормозная жидкость под давлением. Также в нейимеется стальной поршень, который под действием давления выдавливается из корпуса и толкает колодку в сторону диска. Одновременно с этим с обратной стороны диска прижимается вторая колодка. Следовательно, диск оказывается с обеих сторон зажат. А колодки изнашиваются максимально равномерно. Стоит также отметить, что схема тормозной системы "Нива" содержит пусть те же элементы, что и «шестерка», но они прочнее и долговечнее.

    Как прокачивать тормоза


    Стоит упомянуть немного о такой процедуре, как прокачка тормозных механизмов. Без этого вы не сможете нормально ездить на машине, так как в системе будет очень много воздушных пробок. Из-за этого эффективность торможения становится намного ниже.

    Чтобы избавиться от воздушных пробок, вам необходимо все трубки и суппорты наполнить жидкостью. Все работы лучше всего проводить вдвоем. Один человек должен нажимать педаль. Второй своевременно открывает и закрывает штуцеры для прокачки. А находятся они на всех суппортах. Правда, потребуется постоянно поднимать все стороны автомобиля, снимать поочередно колеса. Намного проще эту процедуру выполнять на смотровой яме. Прокачку необходимо проводить по определенной схеме. И ее обязательно нужно придерживаться, иначе воздух останется и никакой эффективности от тормозов не добиться.

    Вот как прокачивается тормозная система ВАЗ, схема довольно проста. Начинать необходимо с того механизма, который расположен на максимальном удалении от ГТЦ. Это правое заднее колесо. После него только можно заняться левым задним, затем идет правое переднее. И самым последним у вас окажется то колесо, которое находится возле водительской двери. Можно даже всю процедуру произвести самостоятельно. Но для этого вам потребуется изготовить из автомобильной камеры своеобразный ресивер для хранения воздуха. Необходимо обеспечить систему тормозов давлением. Поэтому камеру нужно соединить при помощи штуцера с расширительным бачком. По вышеизложенной схеме избавляетесь от воздушных пробок во всех контурах. При этом не забывайте следить за тем, чтобы в расширительном бачке был необходимый уровень жидкости.

    Заключение


    В этой статье вы узнали о том, из чего состоит тормозная система современного автомобиля. Также было немного рассказано про современные средства обеспечения безопасности. В частности, это система ABS. Она используется как дополнительная опция, но все чаще ее можно увидеть даже на бюджетных автомобилях стандартной комплектации. Кроме того, к тормозной системе можно отнести круиз-контроль, различные усилители для экстренного торможения, механизмы курсовой устойчивости, антипробуксовочную конструкцию, блокировку дифференциала.

    Все привыкли видеть гидравлические тормоза, но имеются конструкции, в которых используется не давление жидкости, а сжатый воздух. Они идентичны с гидравлическими, только надежность у них оказывается намного выше. Элементы, используемые в пневматических тормозах, должны выдерживать очень большое давление. Правда, оно сопоставимо с тем, которое находится в гидравлическом приводе. Необходимо только внедрять ресивер для хранения сжатого воздуха. Существуют также электромеханические тормоза. Они приводятся в движение электродвигателями и специальными тросами.