Признаки неисправности тормозной системы автомобиля. Неисправности тормозной системы

В тормозной системе автомобиля ВАЗ 2114 присутствует главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Основная задача этого агрегата заключается в преобразования усилия, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Тормозной цилиндр находится на крышке вакуумного усилителя, а над ним расположен бачок тормозной жидкости. Как и любая другая деталь, ГТЦ может повредиться и выйти из строя. Чтобы заменить его, необязательно отправляться на автосервис, эту работу можно выполнить своими руками.

Признаки неисправности ГТЦ

Когда устройство выходит из строя, водитель может заметить следующие признаки:

  • Уменьшение эффективности при торможении.
  • Разгерметизация тормозной системы.
  • Износ уплотнителей.

Проверить работоспособность главного цилиндра можно простым способом – при заглушенном моторе необходимо зажать педаль тормоза. После этого ВАЗ 2114 следует завести, оставляя ногу на педали. Если она проваливается, то система работает исправно. В другом случае требуется диагностика, а иногда и восстановление герметичности соединения. Разумеется, можно воспользоваться ремонтным комплектом, но тогда детали будут неравномерно изнашиваться. Лучшим решением будет полная замена агрегата.

ВАЖНО! Неисправности главного цилиндра могут негативно повлиять и на работу силовой установки. Проявляется это в понижении динамики, подтеков жидкости, а также в снижении разгона. Опытные автомобилисты в таком случае зажимают вакуумный шланг при запущенном моторе. Если после этого признаки, то необходимо менять усилитель торможения.

Необходимые инструменты и материалы

Замена главного цилиндра должна быть начата только в том случае, если под рукой есть необходимые инструменты и материалы. Начать стоит с инструментов:

  • Плоскогубцы.
  • Головка на «18».
  • Ключи на «17», «13» и «10».
  • Щетка по металлу.
  • Приспособление для снятия штуцеров.
  • Инструмент для натяжения пружин.

Что касается материалов, то к ним можно отнести только жидкость для системы.

Разумеется, стоит приобрести новый тормозной агрегат. Рядом с местом работы должна быть разложена клеенка или другое чистое покрытие. В процессе туда следует класть детали. Агрегат нужно покупать непосредственно для ВАЗ 2114, так как с 2109 и 2111 есть различия.

Процесс замены ГТЦ и тормозной жидкости

Когда инструменты, новый механизм и жидкость подготовлены, можно начинать демонтаж старой запчасти ВАЗ 2114:

Data-lazy-type="image" data-src="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3..jpg 604w, https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3-300x177.jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Совет! При сборке системы автомобилисты часто путают тормозные трубки. Чтобы облегчить работу, рекомендуется подписать их маркером. Это касается любых деталей в автомобиле ВАЗ 2114.

.jpg" alt="Откручиваем отмеченные крепления" width="600" height="362" srcset="" data-srcset="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin4..jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Также может потребоваться замена вакуумного усилителя. В этом случае следует демонтировать штуцер и повернуть главный агрегат в сторону. После этого необходимо отвинтить шланг и перейти в салон автомобиля ВАЗ 2114, где расположена стопорная скоба пальца. Сняв все крепления, можно установить новый усилитель давления жидкости.

Заголовок

Основная задача тормозной системы заключается в изменении скорости передвижения транспортных средств, по команде водителя или же электронной системы руководства. Вторым назначением тормозной системы является удержание машины в неподвижном состоянии по отношению к дороге, на время стоянки.

В сегодняшней статье мы более подробно обсудим неисправности тормозной системы, а именно ответим на такие вопросы:

  • Что собой представляет тормозная система?
  • Устройство тормозной системы;
  • Сколько типов тормозных систем существует?
  • В чем заключается принцип действия?
  • Сколько существует подводных камней и неисправностей?
  • Диагностика тормозной системы на стенде;
  • Замена тормозной жидкости на стенде.

Основная информация

Основной функцией торможения считается управление скоростью машины, ее остановкой, а также удержанием ее в одном положении с помощью силы торможения между дорогой и колесами машины. Сила торможения может образовываться автомобильным двигателем, механизмом торможения колес авто, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом, который находится в трансмиссии. Для функционирования всех вышеперечисленных функций на транспортное средство устанавливают различные типы тормозных систем.


Следственно возникает вопрос, сколько же и всего?

  1. Рабочая. Этот тип применяется на любой скорости машины для полной остановки или же снижения скорости. Причем она начинает функционировать сразу же после нажатия на педаль тормоза. Она считается самой эффективной по сравнению с остальными типами.
  2. Запасная. Используется в том случае, если основной блок торможения неисправен. Данный тип тормозного блока может быть двух видов, автономным или же ее функции выполняет часть рабочей системы торможения.
  3. Стояночная. Является необходимой для удержания машины на протяжении определенного времени на месте. То есть благодаря ей полностью исключается вероятность передвижения авто без ведома водителя.
  4. Добавочная. Используется на транспортных средствах, которые имеют повышенную массу, для остановки на спусках. Довольно часто происходит так, что ее функции остановки выполняются двигателем, на котором трубопровод перекрывается при помощи заслонки.

В чем заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия торможения на примере гидравлического рабочего блока. В момент нажатия на тормоз нагрузка переходит на усилитель, создающий добавочное усиление на основном цилиндре. Поршень основного цилиндра торможения собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колес с помощью трубопроводов. Причем в этот же момент происходит увеличение давления жидкости в приводе тормоза. Благодаря поршням цилиндров автомобильных колес происходит перемещение тормозящих колодок к дискам, или как их еще называют барабанам.


После нажатия на тормоз проходит увеличение давления жидкости, вследствие чего проходит активация механизмов торможения, приводящих вращение автомобильных колес в замедление и образование силы торможения в месте контакта шин авто с покрытием дороги. Причем чем больше будет прикладываться сила к педали тормоза, тем эффективнее и быстрее произойдет торможение автомобильных колес. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.

В момент окончания торможения педаль при воздействии пружины возврата переходит в обратное положение. Также в обратное расположение переходит поршень основного цилиндра торможения.

Части пружин отводятся от барабанов при помощи колодок. Тормозная жидкость переходит в основной цилиндр торможения из цилиндров автомобильных колес благодаря трубопроводам. Таким образом, проходит понижение давления системы торможения. Эффективность торможения сильно увеличивается благодаря использованию систем безопасности транспортного средства.

Основные неисправности

Главной задачей проведения диагностики считается обнаружение неисправности тормозной системы, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика тормозной системы проводится на специальном стенде, но вы и сами можете ее провести в домашних условиях. Для определения неисправностей нужно внимательно относиться к своему транспортному средству.

Итак, сколько же существует неисправностей тормозной системы?

  1. Возникновение постороннего шума;
  2. Слышен скрип во время торможения транспортного средства;
  3. Заметно подтекание тормозной жидкости;
  4. Западает педаль тормоза;
  5. Заметно увеличился тормозной путь.

Как правило, все вышеперечисленные поломки системы торможения связаны с такими причинами:

  • Нарушилась герметичность;
  • Низкий уровень жидкости;
  • Нерегулярное проведение замены жидкости;
  • сильно износились тормозные колодки.

Чаще всего причиной неполадок является несвоевременная замена жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов. Ее нужно регулярно меть из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу. Также может быть недостаточный уровень жидкости в системе торможения, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент торможения транспортного средства.

Как правило, основные неисправности главного тормозного цилиндра происходят из-за неравномерного распределения тормозной жидкости. Конечно, выход из строя одного из контуров не может считаться очень критичной ситуацией, но эффективность торможения снизиться. Это ни в коем случае не означает что после подобной поломки авто можно эксплуатировать в штатном режиме. Не стоит затягивать с ремонтом главного тормозного цилиндра, это может «аукнуться» в весьма неподходящий момент.

Как провести ремонт цилиндра?

Если внешний осмотр ничего не дал, следует приступить к разборке тормозного цилиндра. Стоит заметить, что проверку на герметичность в условиях обычного гаража провести просто невозможно. Для этого требуется специализированный стенд. Приступая к разборке, не забывайте обтирать все детали спиртом. Все резиновые изделия меняются на новые. В наше время не проблема найти ремнаборы для самых разных марок автомобилей. Если вы заметили что прокладки разбухли, то причиной подобного неисправности является некачественная тормозная жидкость. Главное требование к поршням и зеркалу ГТЦ- это отсутствие разнообразных царапин, повреждений, задиров.

Регулятор давления ГТЦ в кустарных условиях ремонтироваться нельзя. Так как его параметры выставляют производители, он меняется в комплекте. Важно помнить. Если вы собрались сделать полную замену главного т тормозного цилиндра, не забывайте откачивать тормозную жидкость из бачка. Также следует заглушить трубопроводы тормозной системы. Также не стоит забывать о том, что после ремонтных работ нужно провести прокачку тормозной системы. Иногда проще купить главный тормозной цилиндр. Поэтому перед тем как приступит ь к ремонту, попробуйте представить сколько сил и материальных ресурсов у вас заберем ремонт этого технического узла.

Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Тормозная система автомобилей состоит из целой группы узлов, каждый из которых берет на себя определенную функцию. При этом одним из наиболее важных элементов является главный тормозной цилиндр. Благодаря его действию усилие, прикладываемое к системе, приобретает форму гидродавления.

Неисправности главного тормозного цилиндра могут привести к ряду негативных последствий. К примеру, возможно снижение эффективности тормозов или их отказ. Во избежание данных проблем каждый водитель должен знать, как распознать и устранить неисправность.

Как работает ГТЦ?

Принцип работы ГТЦ построен на способности жидкости держать свою «форму» под действием определенного давления. При этом конструктивно устройства состоят из 2-секционного главного цилиндра, каждая из секций которого имеет свой гидравлический контур.

Переднеприводные машины состоят из контуров, которые объединяют тормозные системы задних и передних колес по схеме «крест-накрест». К примеру, правое заднее колесо связано с левым передним, а левое заднее — с правым передним.

По-другому обстоят дела на заднеприводных автомобилях, где контуры формируются по-иному. Так, один из контуров работает на двух передних колесах, а второй — на колесах сзади.

ГТЦ смонтирован на корпусе вакуумного усилителя. При этом заливка рабочей жидкости производится в 2-секционный бак, находящийся над основным цилиндром. Соединение бака с ГТЦ обеспечено, благодаря специальным отверстиям.

Чтобы упростить обслуживание стенки бачка были изготовлены из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально держать под контролем уровень рабочей жидкости. Как только уровень опускается ниже нормированной величины, датчик дает сигнал на панель управления, и светится лампочка.

В самом корпусе ГТЦ есть два поршня, которые смонтированы один за другим. Первый имеет свободное расположение, а другой, наоборот, фиксирован и касается штоковой части вакуумного усилителя.

С целью повышения надежности поршни уплотнены с помощью резиновых манжет. Возврат поршней в первоначальное положение производится с помощью специальных пружин. К слову, именно они удерживают поршни в первоначальной позиции.

Как только вы нажимаете на педаль, производится вдавливание вакуумного усилителя посредством штока. Перемещаясь по цилиндрической полости, шток перекрывает отверстие для компенсации. Как следствие, в 1-м контуре возрастает давление, приводящее в движение 2-й поршенек. Итог — прирост общего давления и во 2-м контуре.

В момент перемещения поршней формируются пустые участки, которые наполняются рабочим составом. Подача тормозной жидкости производится через специальное отверстие. Движение поршеньков осуществляется до того момента, пока возвратная пружинка не выполнит свои функции.


В каждом из контуров уровень давления возрастает до максимума, что приводит механизм в рабочее состояние. После того как машина останавливается, а педаль отжимается, поршни занимают свое первоначальную позицию. При этом уровень давления в контуре выравнивается и становится аналогичным атмосферному.

Втягивание недостающего воздуха производится через специальное отверстие для компенсации. Когда поршень перемещается в обратном направлении, рабочий состав выдавливается обратно в бачок.

Плюс контурной системы заключается в том, что при выходе из строя одного контура другой продолжает выполнять свои функции. К примеру, если будет утечка, то она проявит себя более глубоким «проваливанием» педали, но работа тормозов все равно останется на высоком уровне.

Основные неисправности ГТЦ и тормозной системы

Чтобы вовремя диагностировать поломку и устранить ее, важно знать признаки неисправности главного тормозного цилиндра.

Их несколько:

1. Сильно износившиеся колодки или появление течи рабочей жидкости в системе тормозов может стать причиной к снижению ее уровня. Как следствие, до выполнения ремонтных работ эксплуатация авто запрещена.

Важно внимательно осмотреть состояние трубок тормозной системы, оценить состояние ГТЦ, проверить рабочие цилиндры , соединительные шланги и суппорты. При обнаружении течи поврежденный узел необходимо заменить.

2. При заклинивании или выходе из строя ГТЦ эффективность торможения может снизиться, высок риск «смягчения» тормоза. Это происходит из-за снижения рабочей жидкости в системе или же попадания в нее воздуха. Описанные выше ситуации также возможны при закипании жидкости.

В случае когда тормоза, наоборот, стали слишком жесткими, высок риск поломки тормозного усилителя или регулирующего клапана вакуумного усилителя, а так же могут быть какие либо проблемы с вакуумным шлангом.

3. Повышается ход педали тормоза. Неисправность может быть вызвана низкокачественной регулировкой тормозов, наличием воздуха в системе и выходом из строя тормозного цилиндра.

Оставлять данный симптом без внимания запрещено, ведь есть большой риск полного отказа тормозной системы. Кроме этого, неисправность одного из цилиндров может стать причинной «проваливания» тормоза.

4. Неравномерное торможение или резкое снижение эффективности работы тормозной системы. Причин такой проблемы может быть несколько. Одна из них — попадание рабочей тормозной жидкости или смазывающего состава на поверхность колодки.

Если при нажатии на тормозную педаль транспортное средство начинает отклонять в одну или другую сторону, то это сигнализирует о попадании грязи на тормозные колодки или выходе из строя главного тормозного цилиндра. Еще одной вероятной причиной проблемы является износ дисков или тормозов.

Особенности диагностики

Первое, на что нужно обращать внимание — показания на приборной панели. Как правило, они раньше реагируют на неисправность, чем вы сумеете ее диагностировать в процессе эксплуатации. Так, если в тормозной системе есть проблемы, то на приборной панели должна загореться соответствующая лампа.

При появлении первых сигналов неисправности в тормозной системе, первое, чему нужно уделить внимание — осмотру тормозного цилиндра (на нем не должно быть явных следов течи).

Кроме этого, уделите внимание каждому из выходов тормозных контуров, местам стыков и так далее. После внешнего осмотра проверяйте давление в тормозной системе (сделать это можно с помощью специального манометра).

Полученное в процессе измерений давление сравнивается с тем, что рекомендует производитель автомобиля. Если измерения показали серьезную разницу, то можно говорить о выходе из строя одного из контуров. Отдельно стоит проверить герметичность контура, но выполнить эту работу можно лишь на специальном оборудовании.

Как показывает практика, одной из главных причин поломки ГТЦ является его разгерметизация. Заметить это несложно по появлению течи и характерного запаха. Повреждение корпуса, выход из строя возвратной пружины, износ манжет (уплотнительной и входной) или зеркала узла — все это повод для замены главного тормозного цилиндра.

Зная, как определить неисправность главного тормозного цилиндра, вы сможете выявить проблему на ранней стадии, устранить ее и исключить риски для жизни. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.


От исправного состояния главного цилиндра тормозов зависит надежность работы всей тормозной системы.

Для большей эффективности работы тормозной системы главный цилиндр тормоза объединен с вакуумным усилителем тормозов.

Бачок с тормозной жидкостью расположен на корпусе главного цилиндра и оснащен датчиком уровня жидкости, при утечке которой будет сигнализировать лампочка на щитке приборов.

Признаками того, что требуется ремонт главного тормозного цилиндра ВАЗ 2110 служат такие неисправности, как :

  • Появление тормозной жидкости на корпусе вакуумного усилителя тормозов в месте стыка с главным цилиндром тормозов;
  • Мягкая или приклинивающая педаль тормоза;
  • Заедание педали тормоза в момент торможения;
  • Педаль тормоза не возвращается в исходное положение.

Появлении тормозной жидкости из-под главного цилиндра на корпусе вакуумного усилителя «говорит» о том, что изношен двух воротничковый манжет низкого давления в главном цилиндре тормозов и требуется его замена.

Мягкая педаль тормоза свидетельствует либо о наличие воздуха в системе тормозов, либо износе манжет поршней главного цилиндра, либо износе «зеркала» главного цилиндра.

Подклинивающая педаль тормоза «говорит» от перекрытии компенсационного отверстия или его засорения в корпусе главного цилиндра тормозов.

Заедание педали тормоза может быть вызвана подклиниванием поршней в главном цилиндре из-за попадания грязи.

Связано это с тем, что тормозная жидкость гигроскопична и «тянет» влагу, вместе с которой попадает пыль и различные мелкие частицы. Поэтому завод-изготовитель рекомендует выполнять периодическую замену тормозной жидкости, согласно регламента к данной модели автомобиля.

Невозврат педали тормоза может быть вызван поломкой одной или двух возвратных пружин поршней главного цилиндра, либо неисправностью в приводе педали тормоза.

Перед тем, как начать ремонт главного тормозного цилиндра ВАЗ 2110 необходимо приобрести ремонтный комплект для замены его изношенных деталей, а также специальный ключ. Ключ необходим для того, чтобы не сорвать грани штуцеров тормозных трубок при их откручивании на корпусе главного цилиндра.

Ремкомплекты бывают полные и неполные. В полный ремкомплект входят все манжеты, пыльник, пружины, шайбы, а также пластиковые конуса для монтажа новых манжет на тело поршней. В неполный комплект входят, обычно, лишь сами манжеты главного цилиндра.

Схема работы:

  • Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи и клеммы с бачка тормозной жидкости;
  • Убрать с помощью шприца или груши тормозную жидкость из бачка главного цилиндра тормозов;
  • Отдать с помощью специального ключа штуцера тормозных трубок;
  • Надеть на штуцера трубок резиновые заглушки и аккуратно отвести трубки в стороны от тела цилиндра;
  • Отдать гайки крепления главного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя тормозов;
  • Снять главный цилиндр.

Далее работу по разборке и ремонту главного цилиндра нужно производить на верстаке или столе, где необходимо все убрать и застелить чистую ветошь. Для снятия бачка с главного цилиндра наклоните его с усилием вбок. Разборку главного цилиндра нужно вести, последовательно складывая все снятые детали по порядку их вынимания из корпуса цилиндра.

По порядку отдаются стопорные винты поршней цилиндра и детали вынимаются.

При этом не стоит торопиться, чтобы внутренности не разлетелись под действием пружины и все можно было сложить по порядку снятия.

Затем корпус и все комплектующие главного цилиндра необходимо промыть и высушить. При этом все резиновые изделия нельзя мыть бензином, либо протирать маслом, это может им навредить и они потеряют свою форму.

Промыв корпус цилиндра нужно внимательно осмотреть его внутреннее зеркало на предмет появления раковин или эллипса. В месте, где появился эллипс, блеска зеркала не будет. Если в результате осмотра будут выявлены перечисленные виды износа, то цилиндр необходимо заменить, так как замена манжет не даст желаемого результата и будет лишь пустой тратой времени и денег.

Если зеркало главного цилиндра без повреждений, то устанавливаются новые уплотнительные кольца (высокого давления) на поршня цилиндра, новый двухворотничковый манжет (низкого давления) и все собирается в обратном порядке. При сборке все детали смазываются новой тормозной жидкостью. Медные кольца под стопорными болтами лучше заменить новыми.

Цилиндр устанавливается на место, ставятся тормозные трубки, заливается тормозная жидкость и выполняется прокачка тормозной системы. После прокачки системы нужно выполнить пробный заезд для проверки эффективности работы тормозной системы.


Читайте так-же, другие обзоры