Как проверить акб если нет нагрузочной вилки. Нагрузочная вилка своими руками

  • Нагрузочная вилка – это помощник каждого автомобилиста, поскольку этот прибор служит для проверки и определения степени заряда банок аккумуляторной батареи, иными словами определяет работоспособность автомобильного аккумулятора. Устройство представляет собой нагрузочный резистор большой мощности с вольтметром и двумя щупами. Это самый простой вариант, но встречаются и более сложные устройства, например, с амперметром и возможностью измерения разных параметров всей электрической цепи машины.

    В автомобильных магазинах продаются готовые устройства, которые выглядят как на первом фото: в металлический корпус встраивается вольтметр, а также одна или несколько нагрузочных спиралей (или сопротивлений). К плюсовому выходу вольтметра подключен толстый провод, минусовый присоединен к металлическому штырю на задней поверхности корпуса прибора, а на второй стороне находится специальный зажим для подключения к автомобильному аккумулятору, точнее к его клеммам. На задней стенке корпуса также можно увидеть две гайки – они служат для подсоединения нагрузочных спиралей по 100 ампер каждая.

    Как проверять аккумулятор нагрузочной вилкой

    Нагрузочные вилки по типу описанной выше подходят для проверки состояния аккумуляторов на 12 вольт (в этом случае работает одна нагрузочная спираль) или аккумуляторных батарей повышенной емкости (работают обе спирали).

    Для проверки автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой надо выполнить следующие действия:



    Хорошим результатом считается значение вольтметра 9,0 Вольт – это означает, что АКБ в хорошем состоянии. Другие результаты говорят о том, что аккумулятор необходимо зарядить с контрольным замером или же заменить его.

    Поскольку этот метод исследования состояния АКБ создает некоторую нагрузку на аккумулятор, не следует применять нагрузочную вилку слишком часто.

    Как сделать нагрузочную вилку

    Поскольку нагрузочная вилка является ценным помощником любого автомобилиста, но в магазинах такие приборы стоят довольно дорого, имеет смысл сделать прибор своими руками.
    Для начала из руководства пользования следует определить напряжение одной полностью заряженной банки аккумулятора (именно для данной модели). Также предварительно надо убедиться в том, что в АКБ имеется доступ к отдельным банкам.

    Затем берут микроамперметр и включают его совместно с резистором. При этом сопротивление должно быть чуть больше, чем напряжение одной из банок АКБ. После этого шкалу устройства меняют на новую. Ее градуируют с помощью подачи на вольтметр переменное напряжение постоянного тока (обязательно в нужной полярности). Подаваемое в момент градуирования напряжение контролируют образцовым прибором.
    В инструкции к батареи должны быть указаны значения номинального и максимального тока нагрузки. Поскольку результат получится в системе СИ, то и все показатели надо перевести в эту систему.

    Сопротивление нагрузочного резистора рассчитывают по формуле R=U/I, где I – сила тока в Амперах, U –напряжение в Вольтах и – R сопротивление в Омах. Важно: в формулу надо подставлять значения для одной банки, а не для всего аккумулятора.

    Мощность, выделяющуюся на резисторе, вычисляют по формуле P=UI, где Р – мощность в Ваттах, U –напряжение в Вольтах и I – сила тока в Амперах. Резистор при этом должен быть проволочным, а мощность его должна быть большей, чем выделяющаяся из стандартного края.

    Щупы для нагрузочной вилки должны быть такими, чтобы выдержать протекающий через резистор ток. Их подключают к резистору с помощью проводов, также выполненных из материала, способного выдержать нагрузочный ток. Все соединения должны быть хорошо пропаяны.
    На данном этапе нагрузочная вилка еще не завершена.

    Необходимо подключить параллельно с нагрузкой вольтметр (в его качестве может быть использован микроамперметр с небольшим последовательно подключенным резистором. На щупах помечают полярность – такую же как на включенном вольтметре – и изолируют места соединения.

    Все детали можно закрепить на жестком каркасе с ручкой. Необходимо применять диэлектрические и огнеупорные материалы. Расстояние между деталями должно быть равно расстоянию между клеммами банок аккумулятора.

    Важно помнить о том, что нагрузочная вилка не должна быть подсоединена к заряжаемой батарее и даже не желательно ее нахождение вблизи заряжающихся аккумуляторов. После окончания процесса необходимо хорошо проветрить помещение.
    Подключение нагрузочной вилки осуществляется поочередно к каждой банке.

    • Сопротивление рассчитывают, исходя из необходимой силы тока. Важно так подобрать мощность, чтобы деталь не сгорела.
    • Резисторы нужной мощности скорее всего будут представлять собой проволочные детали с керамическим сердечником.
    • В качестве щупа можно использовать полосу из стали или применять нихромовые детали.
    • Можно применить и другую схему нагрузочной вилки – с четырьмя контактами вместо двух (по два контакта на клемму).
    • Концы контактов лучше делать заостренными, чтобы продавливать сквозь слой окислов.
    • Важно, чтобы нагрузочная вилка должна быть подключена строго определенное время, ни больше, ни меньше.
  • Приветствую вас господа! Зачастую, когда при повороте ключа зажигания, автомобиль отказывается заводиться, мы грешим на аккумулятор. И это совершенно не странно ведь именно он, главный во всей электросети транспортного средства. Однако, не всегда причина неисправности кроется в нем, но чаще всего понимание этого приходит тогда, когда уже куплена новая батарея. Как результат – деньги потрачены, а поломка не устранена. Поэтому опытный водитель никогда не отправится в магазин, без идентификации настоящей причины неисправности. Для этого, достаточно будет рабочего АКБ (б/у), позаимствовать который, можно у знакомых или соседей. Если же все ваши друзья передвигаются пешим ходом, выход один – нагрузочная вилка для аккумулятора. Сегодня вы узнаете, что это за прибор такой и как, им собственно пользоваться.

    Что такое нагрузочная вилка?

    Нагрузочная вилка неотъемлемый атрибут любого электрика, рядовой же водитель в большинстве своем, о существовании подобного механизма даже не догадывается, чем заметно снижает свои возможности при самостоятельном ремонте «железного коня». На самом деле процесс диагностики источника питания автомобиля при помощи нагрузочной вилки довольно прост.

    Конечно же, тут нужно отдать должное производителям таких тестеров ведь современные модели, обладают целым рядом преимуществ: они компактны (отдельные агрегаты можно и вовсе назвать карманными), просты в управлении и наконец – долговечны! Сегодня, в качестве примера мы используем творение отечественного производителя под названием «ВИН-100». В специализацию устройства входят такие функции, как оценка общей работоспособности батареи, а также контроль напряжения разомкнутой цепи аккумулятора в местах выхода под нагрузкой.

    Итак, нагрузочная вилка представляет из себя небольшой аппарат, в устройство которого, входят следующие элементы:

    • Нагрузочный резистор – несмотря на небольшую конструкцию нагрузочной вилки в ее корпусе, устанавливается резистор исключительно повышенной мощности.
    • Вольтметр – также находится глубоко в системе аппарата, именно благодаря его наличию удастся протестировать не только АКБ, но и всю бортовую сеть (стартер, генератор и пр.).
    • Амперметр – присутствует в более дорогих экземплярах.
    • Встроенные в конструкцию зажим – располагаются на задней стенке прибора и служат для подключения прибора к батарее.
    • Электроды – в конструкции их два, каждый из которых, позволяет замерять различные значения.
    • Минусовой кабель – крепится к аналогичной клемме на АКБ с помощью «крокодильчика».
    • Спирали сопротивления – один экземпляр рассчитаны на силу тока в 100 Ампер.

    Как вы уже поняли, соединить прибор с источником питания помогут зажимы. К одному из них, тому который находится со стороны вольтметра подключается край минусового провода, другая сторона стыкуется с аккумулятором. Электрод, который в большинстве моделей интегрирован в корпус прибора, должен контактировать с плюсовой клеммой в разных режимах, благодаря чему необходимые нам параметры можно будет разглядеть на вольтметре.

    Разновидностей нагрузочной вилки огромное множество, однако схема устройства мало чем отличает их. Тем не менее чтобы проверить щелочный автомобильный аккумулятор или допустим кислотный, понадобится два разных по своим функциям прибора. Ведь, как бы там ни было, все тестеры измеряют различное напряжение, а также отличаются номинальной нагрузкой. К тому же с помощью некоторых моделей нагрузочной вилки удастся провести диагностику не только всей батареи, но и отдельных ее элементом. Очень полезная функция, которая пригодится для выявления замкнутой банки.

    Как пользоваться нагрузочной вилкой?

    Но даже полностью разобравшись с подключением небольшого, но очень полезного аппарата для проверки аккумулятора, прежде чем приступить к тесту, рекомендую вам ознакомиться с некоторыми нюансами процедуры. Коротко обсудим все подводные камни.

    Основное требование, о котором гласит инструкция – абсолютно холодный мотор во время диагностики. Говоря конкретней, время простоя транспортного средства, должно быть не менее 6-7 часов. Идеальный вариант – проверка после ночной стоянки. Уровень электролита также должен быть нормальным в каждой банке. Кто не в курсе, напомню – восполняют его потери дистиллированной водой. После, все пробки аккумулятора в обязательном порядке закручиваются. Отдельное слово нужно сказать про плотность рабочей жидкости, в условиях умеренного климата это значение должно составлять 1.27г/см3. В более холодных регионах, рекомендуется использование электролита плотностью 1.33г/см3.

    Идем дальше, если у вас обычная легковая машина со стандартным 12-вольтным АКБ, для его теста вполне будет достаточно использования одной спирали сопротивления. Когда же объем батареи больше стандартного, например: модели, подающие питание на грузовой автомобиль, или же производительные тяговые аккумуляторы, тогда задействуют и второе сопротивление.

    По большему счету зная, как пользоваться обычным зарядным устройством проблем с нагрузочной вилкой возникнуть не должно, те же крокодильчики, тот же вольтметр, но совершенно другая специализация.

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой?


    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, проводится двумя способами: с нагрузкой и без нее. Для начала рассмотри второй вариант, который поможет определить степень заряженности батареи. Очень эффективная процедура для ответственного автолюбителя! Умея ее проводить, вы в любой момент сможете определить, требуется источнику питания подзарядка или нет.

    Как уже говорилось ранее, диагностика проводится на заглушенном двигателе. Предварительно специалисты советуют включить на несколько минут фары, затем выждать еще минуту, можно приступать непосредственно к тесту.

    Разумеется, в начале процедуры необходимо тщательно очистить клеммы АКБ от окисления, а уже затем переходить к подключению нагрузочной вилки к аккумулятору исключительно при правильной полярности. То есть, минусовой кабель подсоединяется к аналогичной клемме на батареи, а посредством электродов и плюсовой клеммы собственно и будет происходить замер напряжения. Ничего сложного, просто дотрагиваемся электродом (правым, к которому прикручен кабель) к клемме и смотрим на показания вольтметра:

    • 5-11.8 – аккумулятор вышел из строя или полностью разряжен.
    • 8-12.1 Вт – батарея разряжена на 25%.
    • 1-12.3 Вт – на 50%.
    • 3-12.6 Вт – до полной зарядки не хватает 25%.
    • 6-13 Вт – АКБ заряжен на 100%.

    Выполняя такие нехитрые действия, при помощи вышеописанной информации вам запросто удастся установить уровень заряда вашего источника питания. Далее, вы узнаете, как проверить общую исправность АКБ.

    Следующий тест, проводится также при выключенном двигателе только с аккумуляторами, разряд которых, не превышает отметку в 75%. Другими словами, показания после первой проверки не должны быть ниже чем 12.3 Вт. Процесс мало чем отличается от предыдущего, единственный нюанс – контакт с плюсовой клеммой необходимо выполнять левым электродом на протяжении 5-10 секунд, после чего можно смотреть показания вольтметра. Ответственно отнеситесь к отсчету времени или нагрузочная вилка вполне может выйти из строя. Вольтметр, продемонстрирует вам следующие показания:

    • 8 вольт и ниже – полный разряд или неисправность АКБ.
    • 4 В – 25% заряда.
    • 9 В – батарея заряжена наполовину.
    • 6 В – 75% заряды.
    • 2 В и выше – полностью заряженный, исправный аккумулятор.

    Будьте осторожны, во время контакта могут появиться искры, это нормально, пугаться не стоит. Другое дело, что нужно понимать – штекер определенно нагреется, поэтому повторную диагностику лучше проводить только тогда (5-6 минут), когда он остынет. Однако, злоупотреблять данным методом не стоит, ведь высокая периодичность подобного рода тестов пагубно сказывается на составляющих батареи.

    Как правильно померить напряжение источника питания думаю понятно, подведем итоги. Не стоит расстраиваться при плохих результатах, вполне вероятно покупать новый аккумулятор не придется. Произведите его подзарядку и снова повторите диагностический процесс! Если же цифры остались все те же, тогда уж растрат не избежать. Еще одна ситуация на которую, я хотел бы обратить ваше внимание, это несколько не правильные показания – процент заряженности АКБ под нагрузкой ниже чем без нее. В таком случае водители говорят – «аккумулятор не держит нагрузку». Спасти такую батарею можно, но при условии наличия некоторых знаний и времени.

    Как сделать нагрузочную вилку?



    Некоторые из вас спросят, реально ли обойтись без нагрузочной вилки? Можно, изготовить самому тестер? Вполне вероятно, что вы господа просто не знаете сколько стоит подобный механизм, ведь он доступен практически каждому! Согласитесь, цена в 500-1000 рублей довольно умеренна, за такого уж автопомошника. Поверьте, вам придется выбирать из широчайшего ассортимента нагрузочных вилок: электронная или классическая, с амперметром и без него, на рукоятке или в обычном корпусе. В общем ваш окончательный вердикт, будет зависеть от ваших же предпочтений.
    Только вам решать, пройти мимо витрины с нагрузочной вилкой или все-таки ее купить. Своими руками, как это ни странно, смастерить тестер можно. Однако, только тем, кто действительно разбирается в электрике и физике в целом. Вы должны непросто знать, как работает нагрузочная вилка, вы должны иметь представление о том, какие элементы входят в ее конструкцию и как их соединить между собой!

    Казалось бы, необходимо соединить в одну цепь вольтметр, резистор и амперметр, но на деле все выглядит совсем не радужно. Хотя опять же, опытному в электрических делах человеку, задача сделать собственными руками нагрузочную вилку покажется довольно простой. Ну не буду вас мучить длинными формулами, ведь это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Поэтому ответить на заветный вопрос «Как сделать?», сможет видео. На этом у меня все, до скорого!

    Сегодня мы с вами разберем, что такое нагрузочная вилка для аккумулятора, для чего она предназначена и как пользоваться нагрузочной вилкой.

    В связи с большой популярностью статьи «Как проверить аккумулятор » я решил расширить данную тему и повысить ваши знания в области эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей. И начнем мы с изучения нагрузочной вилки для аккумуляторных батарей.

    Нагрузочная вилка предназначена для определения степени заряда (разряженности) аккумулятора и является хорошим помощником для определения исправности аккумуляторной батареи при ее тестировании.

    Так же встроенный вольтметр нагрузочной вилки может быть использован при диагностике элементов бортовой сети автомобиля.

    В общем виде нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается нагрузка, выполненная в виде спирали. Нагрузка при необходимости может быть отключена, а вилка использована в качестве вольтметра.

    Электрическая схема простейшей нагрузочной вилки представлена на следующем рисунке.

    Типы и виды нагрузочных вилок для аккумуляторов.

    Существует большое количество нагрузочных вилок. Но отличаются они лишь диапазоном измерения напряжения вольтметром и величиной нагрузки.

    Еще можно разделить нагрузочные вилки по типу тестируемых аккумуляторов. То есть бывают вилки для кислотных аккумуляторов и для щелочных аккумулятор. Опять же различаются они лишь имеющейся в них нагрузкой.

    Один из ярких примеров нагрузочной вилки для щелочных аккумуляторов вы видите на рисунке. Это вилка со сменными нагрузками от 1 до 12 ампер.


    Почему я говорю, что данная вилка используется для проверки щелочных аккумуляторов, так потому, что максимальная нагрузка, имеющаяся в комплекте вилки, создает нагрузочный ток в 12 ампер. А как подобрать вилку, исходя из величины ее нагрузки, мы рассмотрим ниже.

    К сожалению, тип этой нагрузочной вилки я так и не определил из-за отсутствия маркировки на корпусе.

    Следующий вариант нагрузочной вилки предназначен для тестирования отдельных банок аккумуляторной батареи, если это позволяет конструкция аккумулятора.

    Эля этих целей используется вилка НВ-Б. Она имеет вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения 3-0-3 вольта. Токовая нагрузка, создаваемая данной вилкой – 100 ампер.


    Данную вилку можно использовать для проверки щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 вольта и для проверки кислотных аккумуляторов напряжением 2 вольта.

    Для проверки 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов необходима вилка с диапазоном измерения напряжения минимум до 15 вольт.

    Например - вилка Э107 УХЛ4. Она имеет вольтметр со шкалой до 20 вольт, сопротивление нагрузки 0,1 Ома, то есть рассчитана на нагрузку в 100 ампер.


    Наиболее современный вариант нагрузочной вилки это вилка НВ-03. Она имеет электронный вольтметр с жидкокристаллическим индикатором. В составе имеется две нагрузки в 100 ампер, с возможностью раздельного подключения их к вилке.


    При подключении одной нагрузки (общая токовая нагрузка – 100 ампер) тестируются аккумуляторы емкостью от 15 до 100 Ач. При подключении двух нагрузок (общая токовая нагрузка 200 ампер) проверяются аккумуляторы емкостью от 100 до 240 Ач.

    Схема нагрузочной вилки НВ-03 представлена на рисунке.


    Так же нагрузочная вилка НВ-03 имеет несколько дополнительных функций: автоматическое определение степени заряженности аккумулятора; запись в память значений измеренных напряжений и др.

    Внимание! Вилка НВ-03 имеет возможность калибровки вольтметра и диапазона временных измерений напряжения под нагрузкой. Поэтому перед использованием желательно убедится, что вилка откалибрована.

    Выбор нагрузочной вилки в зависимости от типа аккумулятора.

    Итак, перед нами встает вопрос: «Как выбрать нагрузочную вилку?»

    1. Определение диапазона измеряемых напряжений вольтметром нагрузочной вилки.

    Как я описывал ранее, нагрузочные вилки выпускаются на разные диапазоны измерения напряжения.

    Наиболее часто встречаются вилки с диапазоном:

    2-0-2 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в)

    3-0-3 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в. и кислотных аккумуляторов напряжением 2 в)

    0-15 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

    0-20 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

    0-30 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 24 в)

    Здесь следует соблюдать лишь одно условие: измеряемое напряжение не должно превышать максимальное значения вольтметра нагрузочной вилки.

    2. Выбор токовой нагрузки.

    При проверке аккумулятора с помощью нагрузочной вилки следует правильно выбрать значение токовой нагрузки.

    Во время проверки аккумулятора под нагрузкой мы физически подключаем нагрузку вилки к аккумулятору, создавая в полученной цепи разрядный ток.

    Для более качественной проверки аккумулятора этот ток должен иметь максимальное значение, однако не превышать допустимую величину разрядного тока, рекомендуемую производителем данного аккумулятора.

    Конечно не все производители приводят величину максимально-допустимого разрядного тока для своих АКБ (не путать со стартерным током!), да и не каждый владелец авто будет открывать паспорт на аккумулятор и искать значение этого тока.

    - для тяговых щелочных аккумуляторов - ток 3-часового режима разряда (0,33С, где С - номинальная емкость аккумулятора в А*ч);

    - для тяговых кислотных аккумуляторов - ток 1-часового режима разряда (1,0С);

    - для стартерных аккумуляторов кислотных и щелочных от 1,0С до 1,4С

    Что такое ток n-часового режима разряда ? То есть это ток, при разряде которым номинальное напряжение аккумулятора (для автомобильного АКБ это 12,6 в) понизится до допустимого минимального значения (опять же для автомобильного АКБ это 10,2 в) за заданный промежуток времени (n-часов).

    Для определения n-часового разрядного тока нужно емкость аккумулятора, указанную на нем разделить на время разряда.

    Например, для того что бы узнать 20-часовой ток разряда аккумулятора емкостью в 60 А*ч необходимо:

    I = С/t = 60 А*ч/20 ч = 3 А.

    Это означает, что производитель гарантирует, что при разряде этого АКБ током в 3 А в течении 20 часов его напряжение не станет ниже 10,2 в.

    Таким образом, для автомобильных аккумуляторных батарей ток создаваемый нагрузочной вилкой должен лежать в пределах 1-1,4 от емкости указанной производителем.

    На практике для аккумуляторов емкостью 15-100 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 100 А, для аккумуляторов 100-240 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 200 А.

    Поэтому самые распространенные нагрузочные вилки для автомобильных аккумуляторов имеют токовую нагрузку 100А.

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

    Методика проверки аккумулятора нагрузочной вилкой достаточно проста, к тому же я ее описывал в статье «Как проверить аккумулятор автомобиля» .

    Однако считаю необходимым изложить ее здесь опять:

    1 Этап. Проверка напряжения аккумулятора без нагрузки.

    Для этого отключаем нагрузку от вольтметра нагрузочной вилки. И используя вольтметр, производим измерения напряжения на аккумуляторе.


    При этом определяем степень заряженности аккумулятора по следующей таблице:



    2 Этап. Проверка напряжение аккумулятора под нагрузкой.

    Подключаем нагрузку и производим измерение напряжения аккумулятора.


    Показания вольтметра нагрузочной вилки снимаем в конце пятой секунды измерения. Степень заряженности батареи определяем по следующей таблице:



    Не следует производить измерение более 6-10 секунд, так как это приводит к нагреву нагрузки-спирали и может привести к выходу из строя самой нагрузочной вилки.

    В том случае если степень заряженности АКБ отлична от 100%, то необходимо произвести ее полную зарядку по существующим методикам, которые я еще расскажу вам с следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН. После этого опять проверьте аккумулятор с помощью нагрузочной вилки.

    Если процент заряженности аккумулятора, полученный при проверке без нагрузки больше чем под нагрузкой, то говорят батарея «не держит нагрузку». Это значит, что необходимо принимать меры по восстановлению емкости аккумуляторной батареи. А для этого необходимо определить причину падения емкости и целесообразность дальнейших операций по восстановлению батарей.

    Как определить причину и восстановить аккумулятор мы поговорим в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН, поэтому не забываем подписываться на новые выпуски журнала.

    А теперь подробное видео о работе с нагрузочной вилкой,

    Тема сегодняшней нашей статьи это проверка АКБ нагрузочной вилкой. Эта тема очень актуальна для всех автолюбителей, так как аккумуляторная батарея стоит на всех автомобилях, без исключения. А проверка как батарея держит нагрузку является одной из основных при диагностике аккумулятора. Такой тест дает нам чёткое понимание заведется наше авто или батарея не сумеет провернуть двигатель.

    Что такое нагрузочная вилка?

    Нагрузочной вилкой называют прибор, который по сути имитирует работу стартера автомобиля. То есть к АКБ подключается нагрузка, которая примерно равна нагрузке потребляемой стартером во время запуска двигателя.

    Нагрузочная вилка – это очень простое устройство, которое должен иметь каждый автовладелец у себя в арсенале. Оно состоит из одного или нескольких ТЭНов, вольтметра и контактов для подключения устройства к токовыводам аккумулятора. При проверке АКБ нагрузочной вилкой ТЭНы потребляют ток примерно равный току потребления стартера в момент запуска. Это значение тока обычно колеблется в пределах 100-200 А.

    Как пользоваться прибором?

    Можно проводить измерение прямо на автомобиле, не снимая аккумулятор. После того, как Вы заглушили двигатель нужно подождать минут 15 прежде чем делать проверку АКБ. Это нужно для того, что бы реакции в электролите аккумуляторной батареи немного успокоились.

    Далее можно подключать нагрузочную вилку для проверки АКБ. Внимательно смотрим на полярность, что бы не перепутать, на всех устройствах она обязательно указана. Подключаем нагрузочную вилку к аккумулятору, на вольтметре появится напряжение АКБ при разомкнутой цепи (напряжение без нагрузки). Как мы уже неоднократно упоминали, напряжение разомкнутой цепи заряженной аккумуляторной батареи должно составлять не менее 12,7 В. Если Ваш вольтметр нагрузочной вилки показывает 12, 7 В или больше, то АКБ полностью заряжена и можно переходить к проверке батареи под нагрузкой.

    Далее на вилке обычно есть кнопка, которая собственно и подключает нагрузку (ТЭНы). Нажимаем эту кнопку и видим показания вольтметра при подключенной нагрузке. Следует отметить как именно подключать нагрузку. Кнопку мы держим от 5 до 10 сек., а далее отпускаем её на 30 сек (снимаем нагрузку).

    Нормальное напряжение под нагрузкой

    При нажатой кнопке наш вольтметр должен показывать значение не менее 10 В! В момент паузы напряжение должно возвратится почти к исходному (например 12,5 В). Если за 10 секунд, что мы держали кнопку нажатой напряжение скатилось ниже 10 В, то аккумулятор не держит нагрузку и скорее всего не сможет нормально заводить машину. Другими словами, разница между напряжением под нагрузкой и напряжением без нагрузки должна быть не более 3 В.

    Таких тестов «нагрузка (5-10 сек)-пауза (30 сек)» мы должны провести около пяти. Если после пятого теста напряжение под нагрузкой не скатывается ниже 10 В, а уверенно «замирает» выше, то АКБ полностью исправна и готова заводить автомобиль даже в суровый мороз.

    Чтобы оценить состояние электрооборудования автомобиля, нужно знать, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора. Особенно такие умения необходимы сегодня, когда установка многочисленного дополнительного электронного оборудования, круглогодичные поездки с включенными фарами не позволяют аккумулятору получить полноценную зарядку от автомобильного генератора. К тому же в холодное время года ускоряется процесс его саморазряда. В таких условиях необходим периодический контроль его состояния.

    Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора полезно будет узнать для всех водителей, которые предпочитают несложные операции по обслуживанию своей машины проводить самостоятельно. Своевременный заряд батареи стационарным зарядным устройством позволит продлить срок её службы. Такой измерительный прибор особых финансовых затрат не потребует, а пользу может принести большую.



    Зачем нужна проверка аккумулятора?


    Этот прибор является одним из основных в системе электрооборудования современного автомобиля. В нормальных условиях эксплуатации машины, как правило, такое обследование проводится очень редко. Это случается при покупке нового аккумулятора или после появления первых признаков его разряда. На автомобилях, приборная панель которых оборудована вольтметром, такой контроль осуществляется постоянно, в иных случаях проверку нужно осуществлять регулярно и самостоятельно.

    Особенно важно провести эту операцию перед наступлением холодов. В такой период нагрузка на батарею возрастает значительно, плюс холод ускоряет процесс саморазряда. Обследование АКБ может быть проведено обычным вольтметром, однако отразить фактическое состояние её только с его помощью, практически невозможно. Для объективного обследования нужно использовать нагрузочную вилку.



    Что это такое?


    Нагрузочные вилки представляют собой измерительные приборы, которые позволяют оценить состояние АКБ. Этим прибором можно не только проконтролировать ток зарядки, но и проверить заряженность изделия под нагрузкой. Такая вилка должна иметься в каждом гараже, так как она является недорогим, но в то же время неоценимым помощником владельца машины. Приобрести её труда не составит, места много она не занимает, а поэтому место на полках ей всегда найдётся.

    Представляет собой несложное устройство, в котором имеется вольтметр, одна клемма в виде металлического стержня, а вторая представляет собой отрезок толстого кабеля с наконечником. Также имеется изолированная ручка для удобства работы с прибором. В приборе может быть одно или несколько добавочных сопротивлений, которые нужны для оценки работоспособности батареи. Каждое из них рассчитано на ток силой примерно 100 Ампер.



    Как проверяют АКБ?


    Перед тем как использовать нагрузочную вилку для проверки, нужно произвести дополнительно и другие действия. В первую очередь следует . Для этого понадобиться стеклянная трубка и денсиметр. При необходимости уровень пополняют . Сложнее обстоит дело с изучением плотности электролита в каждой банке аккумулятора. Это особенно важно сделать для того, чтобы можно было рассчитывать на его полную отдачу и длительный период работы.

    При эксплуатации его в условиях умеренного климата плотность электролита должна быть на уровне примерно 1,27 г/см3 . Если этот показатель в норме, можно продолжить проверку, когда обнаруживается несоответствие, то нужно произвести его корректировку. Для этого нужно приобрести электролит с плотностью 1,33 г/см3 и довести его до нормы в каждой банке.

    Проверку следует проводить в два этапа, без нагрузки и потом под нагрузкой. Желательно такую проверку производить только после «отстоя» батареи в течение нескольких часов после окончания зарядки или после поездки. Подключают нагрузочную вилку к батарее без добавочного сопротивления и смотрят на показания вольтметра. В том случае, когда его показания находятся в пределах 12,6 – 12,9 Вольт , можно пока «условно» считать заряд равным 100%.



    Теперь можно и нужно проверить степень заряженности аккумуляторной батареи с дополнительной нагрузкой. Её нужно подобрать в соответствии с ёмкостью батареи и подключить к нагрузочной вилке. После этого снова подключают прибор к проверяемому АКБ. На этот раз измерение нужно выполнять в очень короткий период времени, не более 5 секунд. При измерении нужно соблюдать осторожность, так как большие токи приводят к сильному нагреву кабеля и вилки, поэтому можно сильно обжечься.

    Во время такой проверки при подключении к АКБ может происходить искрение, поэтому пробки должны быть закрыты. Если проверка показала, что напряжение при нагрузке будет более 9 Вольт, батарея в полном порядке, в противном случае, её нужно спасать. Надеемся, что после прочтения этой статьи стало понятным, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора. Проводите регулярное обслуживание и проверку батареи вашего автомобиля, чтобы быть уверенным в ней в любое время года.