Индийские марки автомобилей на российском рынке. Самая дешевая машина в мире из индии

Автомобильная промышленность Индии является одной из крупнейших в мире и одной из самых быстрорастущих в мире. Производство легковых и коммерческих автомобилей в Индии является шестым по величине в мире.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, автомобили Индии прочно вошли в жизнь многочисленного населения всего Индокитая. И если жители нашего Дальнего Востока уже вплотную познакомились с результатами автомобильной промышленности Поднебесной, то Индия по-прежнему остаётся для нас родиной слонов и малярии.

Между тем, в Индии именно машина, а не слон является средством передвижения. Правда, индийские авто пока не могут похвастаться ни радикальным дизайном, ни неземным набором функций, ни выдающимся качеством. Однако, ведущая индийская автостроительная фирма Tata Engineering and Locomotive Company (TELCO) не отчаивается и предпринимает все попытки для продвижения своей продукции на мировом рынке.

Так, на международных показах регулярно появляется линейка Тata из машин, которые, по уверениям разработчиков, должны стать народными автомобилями сначала в Индии, а затем и во всём регионе.

Линейка Тata представляет собой набор хэчбэков Indica, седанов Indigo и универсалов Indigo SW. Технические характеристики следующие: бензиновый двигатель объёмом 1,4 литра и мощностью 85 лошадиных сил. Аналогично для дизельных моторов.

Индийские авто не ограничиваются понятием «легковой автомобиль». Всё та же Tata производит лёгкие и тяжёлые грузовики. Словом, весь спектр услуг, ассортимент широкий, целевая аудитория не ограничена.

Хотя мировое сообщество не разделяет столь оптимистичных взглядов. Во многом это связано с пресловутым соотношением «цена – качество». Так, после планомерного снижения цен вследствие низкого спроса на продукцию в Великобритании индийский автомобиль стоит в районе 20 000 фунтов стерлингов.

Индийские авто нельзя назвать дешёвыми и для российского рынка. При условии, что линейка внедорожников будет собираться в России, ориентировочная цена среднего джипа будет в районе 16 000 долларов.

Читайте также:

Такая немалая стоимость индийского авто объясняется оригинальной разработкой. В отличие от соседей Индия не пошла по пути бесцеремонного копирования чужих идей и решила честно оплатить их. В результате один только пятиместный хэтчбек Tata Mint стал индийским автомобилем только по стране происхождения, ибо к его созданию приложили руку и французы (двигатель разработан компанией La Moteur Moderne), и итальянцы (дизайн выполнен ателье I.De.A).

И так практически с каждой моделью, отчего идея создания народного индийского автомобиля представляется если и исполнимой, то не в этом веке.

Как итог — в мировом автопроме Индия хоть и не стоит на месте, но и назвать распространенными автомобили из Индии тоже нельзя. Однако богатство региона (как и китайского) делает своё дело: индийские автоконцерны с каждым всё более существенно представлены на мировом авторынке — пусть и не в виде своих автомобилей. Они просто покупают именитые американские, европейские и азиатские бренды, становясь таким образом в тени славы своих подопечных.

Голые цифры: еще в 1999 году вся автопромышленность Индии произвела менее 1 млн автомобилей (если точнее — 818 тысяч), а уже в 2011-м цифра произведенных автомобилей достигла почти 4 млн (3,9, если точнее).

Индийские автомобильные компании

Как и в случае с , или , автопромышленность Индии знавала как времена взлетов, так и падений. Подобно Икару, не все взлетевшие смогли удачно приземлиться, а не все приземлившиеся — продолжить движение.

Совсем «родных» автопроизводителей в Индии не много, зато за счет очень и очень большого потенциала рынка, там производится или собирается довольно именитые модели. К примеру, собственное производство налажено немцами (BMW India, Volkswagen Group Sales India, Mercedes-Benz India), итальянцами (Fiat India), американцами (Ford India, GM India), японцами (Honda India, Nissan India, Toyota Kirloskar) и многими другими (не указаны все из уже названных стран, не приведены некоторые европейские и азиатские производители).

Итак, какие все же есть совсем индийские автопроизводители? Как узнать автомобиль из Индии по эмблеме?

Находится в Мумбаи, провинция Махараштра, в кругу интересов индицского бренда находится как создание автомобилей, так и морская с авиационной промышленностью. Среди «известных» созданий Chingara — 2-местный спортивный автомобиль под названием Chinkara Roadster 1.8S и Jeepster (копия классического Jeep 1940-х годов). Транспортные средства разработаны на Alibag рядом c Мумбаи, Индия.

Разделение морской специализируется на производстве волоконно-армированного пластика мульти-корпуса (катамараны и тримараны) гидроциклов.

Разделение авиации делает GFP планеры и моторные планеры, Gyrocopters и сверхлегкие летающие средства.

Force Motors Ltd. (ранее - Firodia Tempo Ltd. и Bajaj Tempo Ltd.) - индийский производитель грузовых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники. Некоторое время компания входила в структуру Bajaj Auto.

Автобусы малой и средней вместимости изготовляются на базе грузовика Т1.

Tempo Excel Commuter - в зависимости от исполнения, городские или междугородные малые автобусы, длиной 6,7 метров, с количеством сидячих мест от 18 до 32. Двигатель турбодизельный 4-цилиндровый (2,6 л.) 76 л.с.

Citiline School Bus - школьный автобус с 24 сиденьями.

О данном производителе можно сказать с абсолютной уверенностью: это «театр одного актера».

Hindustan Ambassador «Амбассадор» единственный автомобиль, производимый автозаводом Hindustan Motors. Его производство было начато в 1957 году, и с незначительными изменениями и улучшениями продолжалось до 2014 года. Модель основана на базе английского Morris Oxford III, производившегося компанией Morris Motors Limited с 1956 по 1959 годы. Несмотря на свое британское происхождение, «Амбассадор» считается полностью индийским автомобилем, и с нежностью называется «королем дорог Индии». В разные годы подернизировался, приобретал разные приставки (Mark-I, Mark-II, Mark-III, Mark-IV, Ambassador Novaи прочее), но оставался практически неизменным внешне и внутренне.

Международный Автомобили и моторы ООО (ICML) является дочерней компанией Sonalika Group. С 2012 он был четвертым по величине производителем Индии по величине продаж. Его текущее предложение является «Extreme MUV», обновилась и технически усовершенствованная версия своего «Rhino MUV».

*MUV — Minivan Universal Vehicle

ICML известно для изготовления MUVs хорошо подходит для удовлетворения потребностей индейцев, а также глобальных клиентов. «Extreme» является внедорожником с вместимостью от 6 до 9 мест, «Oyster» имеет двойную кабину, и «Windy» является 1,2 тонны кабина одноместный коммерческий автомобиль, который был представлен во время 11-го Auto Expo в 2012 году в Нью-Дели.

Mahindra & Mahindra Limited - Индийское подразделение Mahindra Group, занимающиеся автомобилестроением, сельскохозяйственным оборудованием, финансовыми услугами, торговлей, логистикой, автомобильными комплектующими и запчастями.

Компания была организована в 1945 году как Mahindra & Mohammed, позднее, после разделения Индии, Гулам Мухаммад вернулся в Пакистан и стал его первым министром финансов, с этого момента компанию переименовали в Mahindra & Mahindra в 1948 году.

Táta Mótors Ltd. (хинди टाटा मोटर्स, ṭāṭā moṭars, NYSE: TTM) - крупнейшая индийская автомобилестроительная компания, входящая в Tata Group, ранее была известна под названием TELCO (TATA Engineering and Locomotive Company). Штаб-квартира компании расположена в Мумбаи. На сегодняшний день компания Tata Motors представляет собой один из самих больших в мире автогигантов. Tata Group в Индии является одним из самых больших монополистов, который представлен во всех важных сферах экономики страны. Доход за 2005-2006 финансовый год составил около 22 миллиардов долларов, что равно 2.9% ВВП страны. Группа ТАТА состоит из 93 действующих компаний в 7 секторах бизнеса, таких как: машиностроение, новые материалы, химическая промышленность, энергетика, потребительские товары и сервисный сектор, информационные системы и телекоммуникации. Во всех компаниях Группы ТАТА работают приблизительно 220,000 человек.

Пожалуй, самыми непопулярными в России являются индийские автомобили. Однако о них известно многим. В частности - благодаря их невероятно низкой стоимости. В целом эта тема представляет собой кое-какой интерес, так что хотелось бы о ней рассказать поподробнее.

Немного истории

Итак, перед тем, как рассказывать про индийские автомобили, хотелось бы затронуть вниманием их историю.

Началось все в 90-х годах. Именно тогда индийские автомобили прочно вошли в повседневную жизнь населения Индокитая. Машины этого производства не могут похвастаться великолепным дизайном, новыми техническими разработками, мощными моторами и элегантным дизайном. Зато они экономичные и дешевые - а это для самое главное. Но есть одна компания, которая активно пытается продвигать свои модели на мировом рынке. И известна она под названием TELCO.

Её самая популярная модель - Tata. Точнее, это целая линейка автомобилей. Сами разработчики уверяют, что это - те машины, которые обязаны стать народными моделями не только в Индии, но и во всем регионе.

Характеристика линейки Tata

Теперь стоит подробнее рассказать про эти индийские автомобили, раз их производитель пытается активно их продвигать. Состоит линейка из седанов, универсалов и хэтчбеков. Технические характеристики не очень впечатляют - один бензиновый мотор и дизельный. Объем и у того, и у другого одинаковый - 1.4 литра. Точно так же, как и мощность - лишь 85 “лошадей”.

Есть еще даже грузовые индийские автомобили. Сложно представить, но это действительно факт - Tata решила не останавливаться на “легковушках”. Тяжелые грузовики тоже вышли в производство.

Конечно, мировое общество не мыслит столь оптимистично, как сами индийцы. Здесь все просто - соль в цене и качестве. Сначала автомобили были завезены в Великобританию. Однако они были там настолько непопулярными, что цену снизили на модели до 20 тысяч фунтов стерлингов. Но и после этого спроса особого не появилось. Да даже в России никто не рвется приобретать новый индийский автомобиль от фирмы Tata. Да, до повышения курса он стоил 250 тысяч рублей. Это та самая модель Tata Nano. Но многие автомобилисты сказали, что они лучше приобретут б/у-иномарку (например, “Мерседес” в кузове w201 или “Форд” 90-х годов), чем эту машину. Причиной тому является качество. Всем известно, что немецкие производители выпускали действительно хорошие автомобили. И они еще прослужат столько же, сколько уже отъездили. А вот что такое Tata - не знает никто. Вполне возможно, что новый индийский автомобиль рассыплется через года два.

Другие производители

Maruti - это довольно крупный производитель индийских автомобилей. И его машины достаточно популярны на Родине. Наверное потому, что индийские специалисты плотно сотрудничают с японскими автомобилестроительными организациями. Кстати, сама компания была организована совместно с Suzuki Motors. Это было в 1973 году в Нью-Дели.

Mahindra - еще один производитель. Между прочим, самая первая автомобилестроительная компания! Её основал политик в прошлом. Он был известен, как Джон Махиндра. В общем, это две фирмы, которые еще более-менее известны остальному миру. Потому что первая была основана под управлением именитого концерна, а вторая является самой первой в государстве.

Самая маленькая машина

Итак, выше было вскользь упомянуто про автомобиль Tata Nano. Теперь хотелось бы рассказать о нем чуть подробнее. Несмотря на то, что дизайн, которым отличается этот дешевый индийский автомобиль, разрабатывался несколькими именитыми ателье, удачным он не получился. Сэкономили на всем, на чем только можно было.

Нет крышки багажника, так как в задней части машины и установлен двигатель. Колеса слишком маленькие - на таких можно передвигаться лишь по действительно идеальным дорогам. Форма кузова странная - она несовместима с этими самыми колесами. Интерьер вообще минимальный. Внутри есть только руль, ручник, рычаг трансмиссии и сиденья, которые сложно назвать комфортными. Кстати, объем двигателя составляет 0.6 л. Мощность - и вовсе 33 (!) лошадиные силы. Да такой “мощностью” отличались первые “Фольксвагены Битл”, выпускавшиеся в середине 60-х.

Кстати, расходует машина около 5 литров на 100 км. При таком-то объеме мотора должно быть 2.5-3 литра как минимум. Так что и в плане расхода специалисты немного прогадали.

Bajaj Qute: особенности

Это еще один популярный представитель индийского автопрома. Он компактный - это первое. Стоит 250 тысяч рублей - это второе. А третье, и самое интересное - индийский автомобиль Bajaj классифицируется, как квадроцикл. И да, его планируют предоставить на российском рынке.

Его двигатель 1-цилиндровый, а мощность составляет всего лишь 13.5 лошадиных сил. Сложно представить, что по российским дорогам, где рассекают БМВ, “Мерседесы”, “Ауди”, “Фольксвагены” (и прочие популярные в нашей стране автомобили), двигатели которых вырабатывают по несколько сотен л.с., будет ездить этот индийский автомобильчик.

Что еще стоит знать о новинке?

Чем еще может удивить этот автомобиль? Индийский Qute не сможет порадовать комфортом - это уже точно. На маленькой центральной консоли виднеется рычаг трансмиссии, еще в глаза бросается не слишком удобный по виду руль и мотоциклетный спидометр. Колеса маленькие, вряд ли имеют регулировку, а задние сиденья - это сплошной диван, куда очень тяжело помещается трое. Двое - еще возможно.

В общем, модель точно не для российских ценителей, привыкших к хорошим и качественным автомобилям. Но всякое случается - может когда-нибудь и эта машина-квадроцикл найдет своих покупателей. Производители, кстати, запланировали поставлять на наш рынок 300 экземпляров данных моделей. В общем пока остается ожидать премьеры и старта продаж, если, конечно, это произойдет.

Привлекает талантливых проектировщиков со всего мира – передовые компании нанимают иностранных специалистов для сотрудничества в выпуске новых моделей, в то время как крупнейшие индийские корпорации приобретают зарубежные конструкторские компании.
Стремительно развивающийся автомобильный сектор Индии постоянно находится в поисках международных специалистов автомобилестроения, и в последнее время многие крупнейшие корпорации- производители автомобилей нанимают конструкторов и инженеров из различных стран мира. В отличие от США, где автомобильная промышленность находится в состоянии кризиса, индийское производство двух- и четырехколесных транспортных средств переживает период расцвета с рекордными показателями продаж в 2009-2010 финансовом году.

Наилучшие специалисты своего дела, включая конструкторов, инженеров и исследователей, которые осознают огромный потенциал роста в развивающемся автомобилестроительном секторе Индии, готовы переехать в страну, чтобы работать по среднесрочным и долгосрочным контрактам.

Руководитель высшего ранга компании Maruti Suzuki India Ltd (MSIL), крупнейшего в стране производителя автомобилей, в начале этого года посетил Детройт, чтобы встретиться с конструкторами и инженерами в «Городе двигателей» и предложить им работу в Индии. Исполнительному директору (отдел проектирования) компании MSIL, г-ну И. В. Рао, удалось выполнить возложенную на него миссию – восемь детройтских инженеров, специализирующихся на конструировании, стилизации и моделировании новых автомобилей, а также на разработке и производстве двигателей, сейчас являются сотрудниками MSIL. Некоторые из инженеров и конструкторов из США имеют индийское происхождение и с готовностью приняли предложение работать в компании Maruti.
По словам г-на Рао, те талантливые специалисты из разных стран, которые сейчас привлекаются в компанию, помогут выпустить новые инновационные модели, а также будут способствовать обучению уже работающих в компании инженеров.
«Очень долгое время наши ресурсы были ограничены», – отмечает г-н Рао. «Мы получали новые разработки из компании Suzuki и проводили тестирование и доработки уже здесь. У нас работало очень мало опытных конструкторов, что значительным образом усложняло реализацию новых проектов».
«Привлеченные к сотрудничеству проектировщики из других стран помогут компаниям- производителям обучить своих конструкторов и смогут передать им новейшие научно-технические данные», – подчеркивает г-н Рао.

Другие крупные индийские производители автомобилей, включая компании Tata Motors, Mahindra & Mahindra, Bajaj Auto и Royal Enfield, также ведут переговоры с зарубежными автомобильными проектировщиками с целью привлечь их к сотрудничеству и расширить свои внутренние конструкторские возможности.

В последнее время, многие зарубежные проектировщики также посещают Индию с целью встретиться с высшими должностными лицами внутренних индийских компаний- разработчиков и производителей автомобилей. Эти проектировщики обладают огромным опытом и знаниями в области разработки и моделирования гибридных приводов, двигателей и коробок передач.

Крупнейшая компания- производитель двухколесных транспортных средств Bajaj Auto недавно начала сотрудничать с Эдгаром Хайнрихом из компании BMW Motorcycles, который сейчас возглавляет отдел разработок и дизайна. «Мировое сообщество начинает осознавать изменения, происходящие в индийской автомобильной промышленности, в которых основную роль играют инновационные разработки в области дизайна», - подчеркивает Хайнрих. Компания с главным офисом в Пуне, начала выпуск ряда новейших мотоциклов, чтобы не уступать международным гигантам, включая Harley-Davidson, которые стремятся выйти на индийский рынок.

Для организации процесса проектирования и разработки автомобилей, компания Royal Enfi eld наняла Венки Падманабхана, предложив ему должность начальника по производственным вопросам. Получив докторскую степень по промышленному проектированию в университете Питтсбурга, Падманабхан работал в составе группы перспективного проектирования в американской компании General Motors, участвовал в работе отдела автомобилестроения компании Daimler Chrysler Mercedes, а также выполнял функции исполнительного директора по глобальной логистической стратегии в странах Юго- Восточной Азии, и, наконец, стал возглавлять производственный отдел в компании Royal Enfield.
«Мы планируем начать выпуск моделей с электронным впрыском топлива в Индии», – говорит Падманабхан. В этом году компания Royal Enfi eld планирует продать около 50 000 мотоциклов.

По словам В. Г. Рамакришнана, старшего директора по автомобильному и транспортному сектору, компания Frost & Sullivan, новая ориентация на проектирование и дизайн отражает намерение индийских автомобилестроительных компаний выйти на мировые рынки Изменения в мировой автомобильной промышленности, которые произошли в результате экономического спада в США и Европе, одновременно способствовали «обратной утечке мозгов», когда многие проектировщики стали искать работу в Индии и Китае. Pininfarina, легендарная итальянская компания по проектированию автомобилей, сейчас также находится в поисках «рыцаря на белом коне», который поможет справиться с кризисной ситуацией. Одно время ходили данные о том, что крупный индийский производитель автомобилей собирается приобрести итальянскую компанию, но поскольку многие ведущие специалисты из нее уже ушли, сделка так и не состоялась.

Такие аспекты проектирования, как создание опытных прототипов и изготовление моделей из глины, которые обычно используются во Франции, Великобритании и Италии, сейчас применяются во многих автомобилестроительных компаниях и в Индии. И отечественные, и зарубежные компании-производители автомобилей инвестируют значительные средства в конструкторские центры в Индии, как для развития , так и для оптимизации трудовых ресурсов.

В то время как компании GM и Chrysler открыли научно- технические центры в Бангалоре, компания Renault организовала конструкторский центр в . Такие отделы научно-технических разработок и проектирования занимаются не только проектами, ориентированными исключительно на Индию, но также выполняют проекты и для своих компаний- учредителей.
«Основной целью организации полноценной конструкторской студии в Индии было получение опыта у индийских проектировщиков, а также знаний о местном рынке, вкусах и предпочтениях», – отмечает Жан-Филипп Салар, ведущий конструктор и глава конструкторского отдела компании Renault Design India. По его словам, конструкторская студия Renault, в которой работают 16 человек, действует в качестве вспомогательного центра главной компании в Париже. «За последние 30 месяцев, наша студия выполняла комплексное проектирование моделей для индийского рынка, а сейчас уже готова выполнять проекты Renault для любых стран», – подчеркивает он.

Некоторые крупные индийские производители автомобилей также начали приобретать зарубежные конструкторские организации. Целый ряд партнерств, сформировавшихся между местными и зарубежными компаниями за последние несколько месяцев, подчеркивает значимость этого аспекта автомобильной промышленности, в то время как тенденция всемирной консолидации переносит акцент на суперсовременные, эффектные кузова автомобилей.
Индийские автомобилестроительные компании сейчас стремятся приобрести зарубежные конструкторские центры с целью достичь высот производства современной продукции, модернизации своих научно-технических отделов, а также более высокой конкурентоспособности посредством более оптимального распределения затрат.

Крупнейший производитель технологического транспорта Mahindra & Mahindra недавно приобрел итальянскую компанию по автомобильному проектированию, разработке и стилизации кузовов, а также анализу технической реализации G.R. Grafi ca Ricerca Design Srl (GRD) с главным офисом в Турине. Сделав такой шаг, компания M&M планирует организовать зарубежный конструкторский центр для группы, а также удовлетворять потребности зарубежных производителей автомобильного оборудования.
«Синергии, которые возникнут в результате такого приобретения, не только помогут нам усовершенствовать наши конструкторские возможности, но и будут способствовать развитию нашей компании как крупного международного центра автомобильного проектирования», – объясняет Паван Гоенка, президент автомобильного сектора, компания M&M.
«Дополнительные возможности обеих компаний – Mahindra и GRD – помогут модернизировать возможности разработки новых автомобилей, предоставят твердую почву для деятельности M&M в Европе и позволят максимально использовать технологии, а также в полном масштабе применять знания высококвалифицированных специалистов, а именно талантливых проектировщиков и инженеров, привлеченных к работе в компании».

В то время как зарубежные компании переносят свои автомобилестроительные базы в страны Азии, конструкторские фирмы открывают свои офисы в Индии с целью выполнять тут вспомогательные работы, уже после этапа разработки модели. Многие зарубежные конструкторские центры сейчас также переживают период кризиса, в частности из-за того, что производители автомобилей стали выполнять большую часть проектировочных работ внутри своих организаций. Все больше таких фирм сейчас готовы продать пакеты акций своей компании в надежде восстановить свое положение на рынке.
Дизайн будет основным элементом, выделяющим компанию на международном рынке, поскольку такие показатели как динамика, качество и стоимость автомобиля уже стали категориями широкого спроса.

Арун Джаура, глава научно-исследовательского отдела корпорации Eaton Corporation говорит: «Главной целью индийских производителей сейчас является наращивание ресурсов, а приобретение конструкторских организаций в экономически развитых странах – это самый быстрый способ достичь этой цели. Поскольку талантливые инженеры и проектировщики всегда в цене, международные производители и поставщики автомобилей будут организовывать зависимые конструкторские центры в Индии и других развивающихся странах».

Дилип Чхабриа, генеральный директор компании DC Design, добавляет: «Текущая тенденция индийских производителей приобретать конструкторские компании по сути реализует идею оффшоринга».

С. Д. Прадхан, главный исполнительный директор компании Argentum Engineering Design – которая была организована Б.В.Р. Суббу, бывшим главой индийского отделения компании Hyundai Motors – говорит, что организация позиционировала себя как конструкторская и работала с производителями прототипов на контрактной основе. Компания Argentum стала сотрудничать с Dassault Systemes, французской фирмой-разработчиком программного обеспечения, с целью предоставлять различным компаниям передовые решения по силовой передаче.

В то время как индийская автомобильная промышленность со всей уверенностью жмет на педаль газа и добавляет скорости на своем пути к цели, исследования, дизайн и конструкторские разработки занимают прочное место в общей стратегии страны достичь вершин мирового лидерства.

Индийские автомобили - это весьма загадочный для всего мира транспорт. Большинство из нас никогда не видело этих машин вживую, потому мы не можем говорить о каком-либо отношении к этому транспорту. Но все прекрасно понимают, что индийское производство вряд ли способно на приятные удивления. Если вы покупаете машину только из расчета стоимости, то индийская корпорация TATA готова удивить вас своим самым дешевым в мире автомобилем - ТАТА Nano.

Модель была изначально разработана только для индийского рынка, чтобы позволить приобрести автомобиль тем людям, которые получают мизерные минимальные оклады. Потому основной целью производства машины была максимальная экономия. Что из этого получилось? Давайте подробнее поговорим о самой дешевой машине в мире.

Внешность индийского автомобиля TATA Nano

Дизайн автомобиля разрабатывали несколько именитых в мире легкового транспорта ателье, но назвать его удачным невозможно. Задача экономии на всем, на чем только можно было сэкономить, сделала внешность машины отвратительной и непрактичной. Зато на ценнике это отразилось очень хорошо. Возможно, индийским покупателям именно это и нужно было.

Невероятно низкие доходы рядового индийского гражданина просто не могут стать основой для покупки иностранного авто, а отечественных предложений в низком ценовом классе в стране никогда не было. Но TATA Nano стала довольно специфическим вариантом, ведь ее внешность обладает массой сомнительных моментов:

  • крышка багажника отсутствует - в задней части автомобиля установлен мотор;
  • миниатюрные колеса созданы разве что для идеальный европейских дорог;
  • чудаковатая форма кузова не совмещается со странными маленькими колесами;
  • дизайн салона сводится к тому, что в нем есть руль, сомнительные по комфорту сидения и рычаг переключения передач;
  • в базовой комплектации бампер имеет черный цвет, что еще больше портит и без того неприятную внешность машины.

Несмотря на все минусы дизайна TATA Nano, первые годы продаж прошли невероятно успешно. Уже в 2008 году, когда компания только презентовала выпуск новинки, заказали новый автомобиль более двухсот тысяч индийских семей. Тогда базовая комплектация машины стоила всего 2500 долларов.

Сомнительный дизайн и достаточно странные решения в технике сделали свое дело - сегодня Nano покупают только в крайней необходимости приобретения автомобиля. Продажи по всей Индии не превышают 2000 экземпляров в месяц.

Технические особенности маленького индийского авто

В технике также нет особых приятных сюрпризов, которые можно было бы считать преимуществами маленького TATA Nano. Автомобиль обладает двухцилиндровым двигателем с потенциалом в 33 лошадиных силы. Объем силового агрегата составляет 0.6 литра, но расходует он порядка 5 литров топлива на 100 километров поездки. При таких характеристиках расход должен бы составлять около 2.5-3 литров на сотню.

Все дело в той самой пресловутой экономии. Плохие материалы изготовления агрегата, простая и устаревшая технология делают автомобиль представителей прошлого века. В хорошие времена индийская компания разрабатывала план захвата мирового рынка, предполагая разработку следующих версий:

  • TATA Nano для внутреннего рынка планировали оснащать тем самым двухцилиндровыми двигателем ближайшие десять лет;
  • Nano Europa предполагалась с трехцилиндровым агрегатом на 0.6 литра с увеличенной экономией топлива и уменьшенным количеством выбросов;
  • дизельная версия миниатюрного индийского авто предполагала использование двигателя, которые потреблял бы 2.5 литра топлива;
  • также предполагалась специальная версия для США с несколько улучшенными техническими характеристиками.

Но всем этим планам пока не судилось стать реальностью, ведь концерн на смог выполнить даже запланированные продажи в Индии. То и дело в прессе возникают сведения о том, что автомобили TATA Nano прошли кращ-тест по методике NCAP на отметку 0 баллов, показав наиболее плохие результаты, или машины начали без веских на то причин воспламеняться.

Такие особенности становятся фактором негативных продаж, а о завоевании рынков Европы, США или СНГ индийским производителям пока придется забыть. В 2013 года корпорация решила провести рестайлинг модели, в ходе которого, возможно, будут изменены некоторые технические характеристики.

Вот так зажигают на индийских трассах водители ТАТА Нано:

Подводим итоги

Машина, которая стоит 2 500 долларов, действительно является самым дешевым крупносерийным транспортом в мире. Тем не менее, низкая цена является единственным достоинством TATA Nano. Если этот автомобиль появится на цивилизованных рынках, единственными его покупателями станут любители экспериментов. Учитывая дороговизну транспортировки и организации официальных салонов во всех развитых странах, стоимость машины в европейских государствах прогнозируется на уровне 5 000 евро. За эти деньги лучше купить полноценное нормальное авто на вторичном рынке.

Хотели бы вы обзавестись такой табуреткой на колесах, как индийский самый дешевый в мире автомобиль TATA Nano?

В Индии более 40 заводов по производству или сборке автомобилей, так что, видимо, этот обзор будет не единственным. Так или иначе, перед вами серьёзная «десятка»: самые крупные и известные автозаводы плюс бонусом несколько малоизвестных компаний в качестве приправы.

Mahindra Group — гигантский конгломерат, имеющий более 200 000 сотрудников и производящий абсолютно всё — и автомобили, и мотоциклы, и космические корабли, и суда, и сельхозоборудование. Основан в 1945 году, сегодня является одним из технологических лидеров индийского рынка. На снимке — свежая, 2016-го года модель Mahindra KUV100.


Tata Group — самый большой технологический конгломерат страны, основан в 1945 году, 600 000 (!) сотрудников. Полезные ископаемые, сталь, автомобилестроение, пищевые продукты — всё это Tata. К слову, Jaguar, Land Rover и Daewoo принадлежат Tata. На иллюстрации — одна из свежих моделей, Tata Bolt.


Premier — основанная в 1941 году компания, ныне специализирующаяся на сборке Dodge, Fiat, Peugeot и производящая некоторое количество моделей под собственным брендом. На снимке — вечная классика, Premier Padmini, производившийся по лицензии Fiat с 1964 по 2000 год.


Hindustan — самый, видимо, легендарный индийский бренд. Основанная в 1942 году компания прославилась «вечной» моделью Hindustan Ambassador (на снимке), базировавшейся на классическом Morris Oxford series III и производившейся с 1958 по 2014 год (!), правда, с лёгкими фейслифтами раз в 10 лет. Сегодня Hindustan — это по сути сборочный завод Mitsubishi.


Rajah — забытая ныне компания, с 1981 по середину 2000-х производившая грузовички и микроавтобусы исключительно для внутреннего рынка. На снимке — модель Rajah Kazwa 1981-го года.


Eicher — совершенно неизвестный у нас завод, с 1948 года успешно производящий грузовые автомобили. На иллюстрации — одна из новых моделей, Eicher Pro 6031. Помимо грузовиков, Eicher делает легковой фермерский утилити-мобиль Eicher Polaris Multix.


Force — ещё один не слишком известный производитель легковых и специальных автомобилей. Основан в 1958 году, до 2005-го назывался Bajaj (и под этим названием чуть чаще встречался в прессе). На снимке — внедорожник Force Gurkha.