Маршруты общественного транспорта изменятся на время парада трамваев. Городской блог

1. Сегодня прогремел (в прямом смысле) традиционный весенний праздник-смотр трамвайного департамента «Мосгортранса» , где они показывают всем желающим экспонаты своего музея. Как и в прошлом году с погодой не повезло. Если в 2016 году валил снег, то сегодня было солнечно, но по-зимнему холодно.

2. Либретто проведения мероприятия всегда одно и то же. Музей ГИБДД при входе демонстрирует свои запасники. Из нового у них появилась вот такая Волга (ГАЗ-31105 , если не ошибаюсь).


3. Сначала народу было мало совсем и гулять можно было свободно (только дураков слоняться по такому холоду мало).

Хотя у памятника Грибоедову стоял гражданин с картонкой « Подайте Защитим коллектив Новой от нового чеченского ИГИЛа».

4. Кругом прогуливается еще более примечательная публика.

5. Работники сцены перетаскивают реквизит.

6. Силы правопорядка получают последние указания.

7. Корреспонденты корреспондентствуют.

8. Зрители на фоне театра «Современник» уже ждут обещанные железные погремушки.

9. И они появились! (У фотографирующих экстаз).

10. Конка . В этот раз они украсили лошадок прямо как на погребальной карете или в цирке.

11. Все остальное постоянным зрителям знакомо. Вагоны Ф («Фонарный»). Обратите внимание, какой яркий персонаж шагает слева.

12. БФ («Бесфонарный»).

13. КМ («Коломенский Моторный»).

14. МТВ-82 .

15. Рижский красавец РВЗ-6 . Вот на таком я уже успел покататься (не в Москве). Более того, в некоторых городах они еще и пассажиров возят.

16. Tatra-2SU (Soviet Union то есть).

17. «Трешка»-классика (Tatra-3SU ).

18. «Шестерка» (Tatra-Т6В5SU ).

19. А вот T7В5SU они с прошлого года перекрасили и сняли сверху стеклянный куб с номером маршрута (зачем?).

20. Питерский циклоп ЛМ-2000 обладает самыми странными формами во всем трамвайном свете.

21. ПЕСУ ...

22 ... и ЛМ-99 с Краснопресненской сети они так и не вынули.

23. Зато пригнали новенькое изделие тверских трамваестроителей - вагон 71-931М «Витязь» .

25. Рельсовоз .

26. Снегоочиститель старый.

27. А это то , что придет ему на смену. Дизайн самый страшный. Обратите внимание и на гражданина, который пытается выщипнуть (выкусить?) кусок пластиковой щетки.

28. Это эвакуаторы-тягачи (причем не совсем понятно, они участвуют в параде или работают).

29. И забавный агрегат , который может перемещаться и на колесах и по рельсам.

30. Развлекали граждан все те же знакомые транспортные лица.

P.S. Если вы хотите подивиться на всяких фриков в грандиозном количестве - просто спуститесь в метро в центре Москвы в выходной день. Особенно меня очаровал мальчик, который обнимал колонны станции «Китай-город».

В этом году Московскому трамваю исполнилось 118 лет и в честь этого события состоялся очередной парад трамваев разных эпох от первых с конным экипажем и до современных. По традиции праздничная колонна прошла по маршруту «А» с остановкой на Чистопрудном бульваре, где каждый желающий мог посмотреть и посетить любой трамвай (кроме Конки). На сегодняшний день в Москве действуют 47 трамвайных маршрутов. Протяженность трамвайных путей в Москве ‒ 417 км, из них 244 км отделены от проезжей части и находятся на обособленном полотне.


«Конка» перед началом парада

Парад начался, колонну возглавляет "ретро" автомобиль ДПС

Ну а если серьёзно парад открывает ГАЗ-21

По традиции первой идёт «Конка»

Трамвай серии «Ф» (фонарный)

Годы выпуска: 1907 - 1914 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1908 - 1960 гг. Изготовитель: Коломенский, Сормовский, Мытищинский, Балтийский, Путиловский и Брянский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,4 тонны
Вагон Ф был самым распространенным типом трамвайных вагонов в дореволюционной Москве.
Вагон № 164 построен на Мытищинском заводе в 1908 году.
На нем установлено электрооборудование фирмы «Всемирная компания электричества», тормозная система фирмы Вестингауз и тележки системы Беккэра. Эксплуатировался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.

Трамвай серии «КМ» (Коломенский моторный) и серии «КП» (Коломенский прицепной)

КМ: Годы выпуска: 1926 - 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1926 - 1974 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 27 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 21,2 тонны
Вагон № 2170 выпущен Коломенским заводом в 1930 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1970 года, затем до 1986 году использовался в качестве буксира путеизмерительного вагона. Восстановлен как исторический экспонат в 1987 году. Снимался во многих известных художественные фильмах, таких как: «Солнце светит всем», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота». «Холодное лето 53-го» и других.

КП: Годы выпуска: 1930 — 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1930 — 1952 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 29 мест для сидения Масса: около 15 тонн
Прицепные вагоны КП, несмотря на свою большую вместимость, проработали в Москве сравнительно недолго и было полностью исключены из эксплуатации до 1952 года по причине неудачной конструкции ходовых тележек.
Вагон № 2556 выпущен в 1932 году на Коломенском заводе. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1951 года, после чего был переоборудован в путеизмерительный вагон. Восстановлен как исторический экспонат в 1988 году.

Трамвай серии «БФ» (бесфонарный)

БФ: Годы выпуска: 1925 - 1929 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1925 - 1970 гг Изготовитель: Коломенский машино¬строительный завод Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,5 тонн
Первый тип трамвайного вагона, выпущенный советской промышленностью.
Вагон № 932 построен в 1927 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1965 года, затем использовался как буксир на заводе СВАРЗ и трамвайно-ремонтном заводе. Восстановлен в качестве музейного экспоната в 1988 году.

Трамвай МТВ-82

Годы выпуска: 1947 - 1961 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1947 - 1981 гг. Изготовитель: Авиазавод № 82 (ТМЗ), Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия Вместимость: 39 мест для сидения Скорость: 45 км/час Масса: 19 тонн
Вагон № 1278 построен в 1948 году на авиазаводе № 82 (ныне Тушинский машиностроительный завод), эксплуатировался в Октябрьском депо, затем в депо имени Баумана и дело имени Русакова. С 1976 года работал на трамвайно-ремонтном заводе в качестве буксира.
В 1990 году восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай РВЗ-6

Годы выпуска: 1960 - 1975 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1960 - 1966 гг. Изготовитель: Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия вместимость: 36 мест для сидения. Скорость 50 км/час Масса; 18,4 тонны
РВЗ-6 - первый бесшумный советский трамвай. В 1966 году все московские вагоны РВЗ-6 были переданы Ташкенту, пережившему землетрясение, в качестве братском помощи.
Вагон № 222 выпущен в 1965 году и эксплуатировался в подмосковном, городе Коломна, сначала с пассажирами, а затем в качестве учебного. В 1999 году вагон был передан в Москву и восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай Татра Т-2

Годы выпуска: 1958 - 1963 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1959 - 1981 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16,8 тонны
Вагон № 378 построен в 1960 году Эксплуатировался с пассажирами в депо имени Апакова, После списания в 1975 году длительное время использовался в депо в качестве склада. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году.

Трамвай Татра Т-3

Годы выпуска: 1958 - 1966 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1963 - 1996 гг. Изготовить: завод «ЧКД Прага» (Чехословакии)
Конструкция кузова: цельнометаллический с отдельными элементами из стеклопластика Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16 тонн
Вагон № 1897 построен в 1972 году. Эксплуатировался в Краснопресненском депо до 1987 года, затем был переоборудован в служебный вагон отдела безопасности движения. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году. Текущий внешний вид вагона соответствует периоду начале 8O-x годов.

Трамвай Татра Т-6 Б5

Годы выпуска: 1983 - 2007 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1984 - 2006 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага»
(Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 18,4 тонны
Вагоны Татра 76 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве двух единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управление (ТИСУ).
вагон №0001 является прототипом вагонов серии Тб Б5 (Т3M). Он передан в Музей в 2006 году.

Трамвай Татра Т-7 Б5

Годы выпуска: 1988 - 1993 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1990 - 2010 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 20 тонн
Вагоны Татра Т7 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве шести единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управления(ТИСУ).
Вагон № 7001 эксплуатировался с пассажирами в Краснопресненском депо до 2010 года. После окончания эксплуатации был передан в музей.

Трамвай ЛМ-2000 «Циклоп»

Годы выпуска: 2001 г.
Годы эксплуатации в Москве: 2002 - 2014 гг.
ЛМ-2000 - это российский опытный четырёхосный трамвайный вагон. Построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2002 году в единственном экземпляре.
Был разработан по заказу Москвы с целью обеспечения подвижным составом депо им. Апакова и Краснопресненского депо, имевших проблемы с габаритом деповских строений (на некоторые пути не проходил ни один из современных трамвайных вагонов). Согласно пожеланиям заказчика был разработан новый кузов с габаритами как у вагона Tatra T3 и оригинальным, но довольно своеобразным дизайном. Вагон оборудован асинхронными тяговыми двигателями, и не имеет пневматического оборудования.
В январе 2002 года вагон был перевезён в Москву и стал первым за 102 года вагоном петербургского производства в городе. Вагон получил парковый номер № 0001, а затем 3001. Летом 2002 года Краснопресненское трамвайное депо было переведено на новую территорию в Строгино, и необходимость закупок вагонов с уменьшенным габаритом исчезла. Больше вагонов ЛМ-2000 не строилось. Вагон работал на маршруте № 28к, а в 2006 году переведён на маршрут № 21. Вагон часто простаивает из-за отсутствия оригинальных запчастей. Далее вагон был переведён на маршрут № 23. Передан в музей 23.10.2014 года.

И современный уродец трамвай 71-931М «Витязь-М»

Сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Он является чем-то средним между и .
В ноябре 2014 года первый трамвайный вагон поступил на испытания в Московское депо имени Баумана, где получил бортовой номер 0203. В марте 2015 года трамвай получил сертификат соответствия, став первым российским трамвайным вагоном, прошедшим добровольную сертификацию на автомобильном транспорте (ДС АТ). В июле 2016 года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая. В марте 2017 - в Москву.

Вагон «службы контактной сети»

Вагон-рельсотранспортер РТ-3

Годы выпуска: 1970 - 1984 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1970 - 2003 гг. Изготовитель: завод СВАРЗ Конструкция кузова: стальной Скорость: 40 км/час Масса: 22,5 тонны
Специализированный четырехосный трамвайный вагон, предназначенный дм механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн.
Вагон № 3490 изготовлен в 1984 году. Эксплуатировался в депо имени Баумана. Передан в музей в 2003 гаду. Восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в 2016 году.

Вагон-снегоочиститель ГС-4

Годы выпуска: 1958 - 1975 гг. Годы эксплуатации в Москве: 1963 г. - по настоящее время Изготовитель: Горьковский вагоноремонтный завод (ГВРЗ) Конструкция кузова: деревянный Скорость: 30 км/час Масса: 17 тонн
Специализированный вагон-снегоочиститель, предназначенный для механизированной уборки снега с трамвайных путей с помощью щеточных барабанов.
Вагон-снегоочиститель №0112 изготовлен в 1963 году. Эксплуатируется в депо имени Апакова.

Вагон-снегоочиститель «РОСТ»

Новый спецтранспорт российского производства обладает необходимыми характеристиками для качественной очистки трамвайных путей от снега в зимнее время, а также от мусора и пыли ‒ в тёплое время года. Вагон длиной 10,5 метра оснащён двумя щётками для удаления снега и наледи с трамвайных путей, а также специальным агрегатом для очистки рельсошпальной решётки от мелкого мусора. Техническая концепция универсального снегоочистителя позволяет в перспективе рассмотреть возможность расширения его функционала для обслуживания и эксплуатации трамвайной инфраструктуры.

Ежегодный Парад трамваев, организованный ГУП «Мосгортранс», состоялся в этом году 15 апреля. Гостям мероприятия очень повезло с погодой — в день парада после обеда даже выглянуло солнышко! А на следующий день Москву накрыла снежная метель…

С трамвайной тематикой коллекции Мосгортранса я вплотную раньше не сталкивался, поэтому прошу заранее извинить меня за возможные «ляпы». Хотя я постараюсь быть немногословным и просто расскажу о каждом участнике парада.


Конка — самый участник парада. Конный вагон 1884 года был восстановлен в 1999 году на основе ходовой части, использовавшейся как техническа платформа в депо имени Апакова. Внешний вид и интерьер соответствуют вагонаммосковской конки XIX века.


Поезд из моторного вагона Ф и прицепного вагона Н. Моторный вагон Ф («фонарный») был самым распространённым типом трамвая в дореволюционной Москве. Своё название получил благодаря остеклённому поясу на крыше (как тогда говорили, «фонарю»), служившим в основном для освещения салона.


Прототип прицепного вагона Н («нюрнбергский») родом из Германии. Первоначально эти вагоны закупали за рубежом, затем организовали их выпуск собственными силами на заводе в Мытищах.


Трамвайный вагон БФ («бесфонарный») отличался от предшественника отсутствием естественного крышевого освещения. Кроме того, этот трамвай уже имел входные двери на площадках и два поста управления, спереди и сзади, что улучшало его манёвренность.


Поезд из вагонов КМ и КП (Коломенский моторный и прицепной). Первые отечественные трамваи большой вместимости на двухосных тележках. В Москве эти вагоны работали до 1974 года.


В отличие от моторного КМ, рабочий век прицепного КП в Москве оказался не таким долгим — конструкция тележек была не совсем удачной. В 1952 году их полностью сняли со столичных маршрутов.


МТВ-82 — первый советский цельнометаллический трамвай, производство которого началось в 1947 году. По элементам кузова он был унифицирован с автобусом ЗиС-154 и троллейбусом МТБ-82.


РВЗ-6, цельнометаллический трамвай Рижского завода, выпускавшийся с 1960 года, был хорошо известен во многих городах Советского Союза. В 1966 году все московские РВЗ-6 были переданы разрушенному землетрясением Ташкенту для восстановления трамвайного движения.


С выходом на маршруты Tatra T2 в трамвайной Москве началась «чехословацкая эра». Чешские трамваи превосходили отечественные практически по всем параметрам — плавности хода, дизайну, уровню комфорта в салоне — а в год их появления (1959) москвичи выходили на улицу не погулять, а «покататься на Татре».


Tatra T 3, самая массовая модель Татры в Москве 1980-х. В столицу было поставлено более двух тысяч таких вагонов (после 1978 года они стали трёхдверными), а на маршрутах они работали до 1990 года. Почти до развала СССР.


Tatra T 6 B5 были специально спроектированы для работы в СССР. В 1983—1984 годах они проходили опытную эксплуатацию в Москве, однако для столицы оказались непригодны. Из-за нестандартной ширины вагонов масса проблем возникала при въезде и выезде из депо.


Tatra T 7 B5 был спроектирован с учётом проблем Tatra T 6 B5 специально для Москвы. В 1990-е годы он должен был стать самой массовой моделью столичного трамвая, однако город получил лишь шесть таких вагонов: СССР (а вместе с ним и СЭВ) перестали существовать, и закупки чехословацких трамваев прекратились.


ЛМ-2000 (он же 71-135) изготовлен в 2001 году по заказу Москвы на Петербургском трамвайно-механическом заводе в единственном экземпляре. Рассматривался в качестве альтернативой для замены устаревших на тот момент Tatra T 3.


Витязь-М— современный низкопольный трамвай, появившийся на московских маршрутах в марте 2017 года. В течение ближайших трёх лет Мосгортранс получит 300 таких вагонов.


Пассажирские трамваи закончились, переходим к специальным. Вагон-вышка на базе вагона Ф был переделан в служебный в 1930-е годы. Трамвай был оборудован подъёмной платформой, позволявшей проводить обслуживание, ремонт и прокладку контактной сети на участках с открытой шпальной решёткой, где работа автовышек была затруднена.


Рельсотранспортёр РТ-3 выпущен в 1984 году на заводе СВАРЗ. Он предназначен для механизированной погрузки и разгрузки рельсов и строительных деталей при ремонте и замене трамвайных путей.


ГС-4 расшифровывается как «Горьковский снегоочиститель». Вагоны этого типа выпускались в Нижнем Новгороде с 1958 по 1965 год и до сих пор работают по своей основной специальности: расчищают трамвайные пути во время снегопадов.


Рельсоочистительный вагон РОСТ Тихорецкого машзавода — разработка 2016 года. В 2017-м он проходит тестовую эксплуатацию в Москве.

Трамваев больше нет, зато остались автомобили технической поддержки и обслуживания.




Парад трамваев прошел в Москве 15 апреля. Ровно в 11:00 ретро-трамваи начали движение от депо имени Апакова. От Калужской площади, через центр столицы, поехали в сторону Чистопрудного бульвара. Там колонну встречали москвичи и туристы. Вагоны сделали почетный круг, остановились и открыли двери, чтобы все могли зайти, посидеть и сфотографироваться.

В параде участвовали 16 трамваев. Здесь и знаменитый «Коломенский моторный», звезда фильмов «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя» и «Холодное лето 53», несколько моделей «Татры», самый распространенный в дореволюционной столице состав - с фонарем на крыше.

Возглавил колонну уникальный конный вагон с рельсовым ходом образца XIX века. Интерьеры и застекленного салона и второго этажа полностью соответствуют оригиналу. «Конка» вмещала 40 пассажиров. Причем, подниматься наверх могли только мужчины. Для женщин был открыт только первый этаж трамвая. Сидеть наверху дамы не могли: считалось, что забраться туда в пышном платье или юбке, не нарушив правил этикета, просто невозможно.

Некоторые улицы столицы для ретротранспорта перекрыли второй раз за неделю. Сначала - ночью, для репетиции маршрута.

Впервые по Москве трамвай поехал 118 лет назад. Именно к этому событию и приурочен парад.

В конце колонны оказались трамваи, которые не только перевозили пассажиров, но и выполняли другие функции. Вагон-снегоочиститель с щеткой для расчистки путей, вагон-рельсотранспортер и вагон-вышка. Такой использовали для осмотра и ремонта контактных сетей.

Рядом со своими предшественниками стоял новейший «Витязь-М» - низкопольный, оборудованный системой климат-контроля и видеонаблюдением. В течение ближайших трех лет «Мосгортранс» получит 300 таких вагонов.

В минувшую субботу, 15 апреля, в Москве состоялся традиционный Парад трамваев. Московскому трамваю, ничего пока не грозит - так, что -

Я, наученный тем опытом, что соваться на площадку, где будет производиться мероприятие, не стОит от слова совершенно - ибо всё там будет запружено народом - решил ловить трамвайчики на их маршруте от депо имени Апакова на Шаболовке к месту проведения мероприятия на Чистых прудах. Поэтому занял диспозицию на площади Яузских ворот, в самом начале Яузского бульвара. И не прогадал: место оказалось замечательным - хотя задний план слегка портило задрапированное здание строящегося Выставочно-делового центра частных коллекций (так оно называется):

За ДПС-ной Бэхой - классическая двадцать первая Волга. Как она чётко по трамвайной колее идёт! ;):

А вот и трамваи. Первым номером на самой экспозиции выступала конка - но устроители решили лошадок не мучить, и конка стартовала с кольца на Чистопрудном бульваре. А тут первым номером шёл трамвай Ф ("Фонарный") с прицепным вагоном Н ("Нюрнбергский"):

Оказывается, очень многие знают, что Ф означает "фонарный", - но очень немногие знают, что за фонарь имеется в виду. Посмотрите на крышу этого трамвая. Видите там остеклённую надстройку? Вот это и есть фонарь - конструкция, позволяющая дополнительно осветить салон вагона естественным освещением. Сам вагон №164 построен в Мытищах в 1908 году - в следующем году ему стукнет сто десять лет. А он вполне себе ездит:

Параллельно едет машина, из которой ведётся видеосъёмка:

Следующим идёт трамвай БФ (безфонарный. Да-да - всё просто: у него нет на крыше фонаря-надстройки):

Вагон 1927 года постройки:

Следующим едет кинозвезда - вагон КМ (Коломенский моторный) №2170 с прицепом КП (Коломенский прицепной). Именно в этом самом трамвае Жеглов с Шараповым ловили Кирпича:

Ну, и не только. Этот трамвай, 1930 года постройки, снялся в куче отечественных кинофильмов:

А вот и МТВ-82 1948 года постройки - настоящий москвич, ибо построен на Тушинском авиастроительном заводе:

Настоящий московский трамвай, с типичной, для тех лет, московской схемой окраса - с ниспадающей к корме поясной линией:

Производство трамваев МТВ было, в своё время, передано в Ригу - где и появилась его дальнейшая реинкарнация РВЗ-6:

РВЗ-6 №222 был построен в 1965 году... и в Москве никогда не эксплуатировался. А ездил в подмосковной Коломне. Я на таких катался в Ногинске, и в Минске. Да и вообще РВЗ-6 в Москве не прижились:

А вот и Татра Т-2. Год рождения этого вагона - 1960:

Говорят, что чехословаки, строя этот трамвай, скопировали его с северо-американского PCC. Если это и так - то скопировали они только его внешность - полностью проигнорировав саму концепцию PCC, очень и очень грамотную: разделение пассажиров в транспортном средстве на "ближних" и "дальних", с выделением каждым из них отдельных зон. До этого такую же ошибку сделали наши... и делали её ещё очень долго. Но об этой концепции - разговор отдельный:

Татра Т-3, вагон №1897 1972 года постройки:

Та же ошибка, то же игнорирование концепции PCC...

Татра Т-6 Б5:

Было их в Москве всего две штуки, а это первый из них:

Тоже следует в колонне! ;)

Татра Т-7В5, выпускалась с 1988 по 1993 годы:

А было их в Москве всего шесть единиц:

А вот этот - один-единственный. В мире, вообще:

Питерский ЛМ-2000, из-за своей оригинальной передней светотехники прозванный "Циклопом". Создан в 2001 году для замены старых Татр-Т3, которые отъездили своё - а новые отечественные трамвайные вагоны не могли их заменить из-за своих габаритов, ибо просто не влезали в старые здания депо:

Но он так, одним-единственным, и остался. У нас научились делать зауженными усть-катавские вагоны. А вот - относительная московская трамвайная новинка:

Тверской 71-931М «Витязь-М»:

Вагон Службы контактной сети:

Следующим за ним шёл вагон-рельсотранспортер РТ-3:

Поначалу бодро шёл:

За рельсотранспортёром катился снегоочиститель ГС-4:

А за ним - новенький вагон-снегоочиститель "РОСТ":

ГС-4 вдруг взял, и резко остановился:

Остановив и всё дальнейшее движение остальной колонны:

Оказалось, на подъёме внезапно "заглох" вагон-рельсотранспортёр. Просто заглох - и всё. И покатился, поначалу, назад - прямо на затормозивший прямо за ним снегоочиститель ГС-4, который начал отчаянно звенеть сигнальным звонком. Рельсотранспортёр затормозил, и наглухо встал. Но надо отдать должное организаторам - тут же подлетел тягач-эвакуатор, следовавший сзади в колонне.