Паспорт безопасности музея образец заполнения. Где скачать образец заполнения паспорта безопасности объекта

Приложение к Положению о порядке разработки

типового паспорта безопасности опасного объекта города Москвы


ТИПОВАЯ ФОРМА ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА


Форма титульного листа паспорта безопасности опасного объекта


Гриф определяется исполнителем


"Согласовано" "Утверждаю" Начальник Главного управления Руководитель объекта МЧС России по г. Москве Место печати Место печати (на подписи) (на подписи) "___" ________ 200_ г. "___" ________ 200_ г. ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ __________________________________________________________________ (наименование объекта и эксплуатирующей организации) Москва, 200___ г.

1. Общая характеристика опасного объекта.

2. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций.

3. Характеристика аварийности и травматизма.

4. Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Ситуационный план.

6. Расчетно-пояснительная записка.


1. Общая характеристика опасного объекта


┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │Наименование показателя │Значение │ │ │показателя │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │1. Полное и сокращенное наименование организации │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп │ │ │организации, Ф.И.О. руководителей │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │3. Краткий перечень основных направлений │ │ │деятельности организации, связанных с эксплуатацией │ │ │объекта │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │4. Сведения о размерах территории, санитарно- │ │ │защитных и/или охранных зонах: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │площадь объекта, кв. м │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │размер санитарно-защитной зоны, кв. м │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │5. Сведения о персонале: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │общая численность, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │наибольшая работающая смена, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │6. Износ производственных фондов, % │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7. Характеристика территории │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7а. Среднегодовые: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │направление ветра, румбы │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │скорость ветра, км/ч │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │относительная влажность, % │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7б. Максимальные значения (по сезонам): │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │скорость ветра, км/ч │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7в. Количество атмосферных осадков, мм: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │среднегодовое │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │максимальное (по сезонам) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7г. Температура, град. C: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │среднегодовая │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │максимальная (по сезонам) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │8. Сведения об опасных веществах на опасном объекте: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически │ │ │и биологически опасных веществ (по видам), тонн │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически │ │ │и биологически опасных веществ по каждому опасному │ │ │производству, тонн │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │перечень и количество радиоактивных веществ │ │ │(по видам), куб. м/Ки │ │ └─────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘

2. Показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации


┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐ │Наименование показателя │Значение │ │ │показателя │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ -1 │ │ │1. Показатель приемлемого риска, год: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │для персонала │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │для населения, проживающего на близлежащей │ │ │территории │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария │ │ │развития чрезвычайных ситуаций (последовательность │ │ │событий) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │3. Показатели степени риска для персонала │ │ │и населения при наиболее опасном сценарии развития │ │ │чрезвычайных ситуаций: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │частота наиболее опасного сценария развития │ │ │ -1 │ │ │чрезвычайных ситуаций, год │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │количество опасного вещества, участвующего │ │ │в реализации наиболее опасного сценария, │ │ │тонн, куб. м/Ки │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество погибших среди персонала, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество пострадавших среди персонала, │ │ │чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество погибших среди населения, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество пострадавших среди населения, │ │ │чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество населения, у которого могут │ │ │быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом │ │ │воздействия вторичных факторов поражения │ │ │и вредного воздействия на окружающую среду, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │величина возможного ущерба, руб. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │4. Размеры зон действия поражающих факторов │ │ │при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайной │ │ │ситуации: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │площадь зон действия поражающих факторов при │ │ │реализации наиболее опасного сценария развития │ │ │чрезвычайной ситуации, кв. м │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │количество разрушенных или поврежденных зданий, │ │ │сооружений или технологического оборудования │ │ │в зонах действия поражающих факторов при │ │ │реализации наиболее опасного сценария развития │ │ │чрезвычайной ситуации (отдельно по "слабой", │ │ │"средней", "сильной", "полной" в % от общего │ │ │количества) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │5. Краткая характеристика наиболее вероятного │ │ │сценария развития чрезвычайной ситуации │ │ │(последовательность событий) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │6. Показатели степени риска для персонала │ │ │и населения при наиболее вероятном сценарии │ │ │развития чрезвычайной ситуации: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │частота наиболее вероятного сценария развития │ │ │ -1 │ │ │чрезвычайной ситуации, год │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │количество опасного вещества, участвующего │ │ │в реализации наиболее вероятного сценария, тонн │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество погибших среди персонала, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество пострадавших среди персонала, │ │ │чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество погибших среди населения, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество пострадавших среди населения, │ │ │чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │возможное количество населения, у которого могут │ │ │быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом │ │ │воздействия вторичных факторов поражения │ │ │и вредного воздействия на окружающую среду, чел. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │величина возможного ущерба, руб. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │7. Размеры зон действия поражающих факторов при │ │ │реализации наиболее вероятного сценария развития │ │ │чрезвычайной ситуации: │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │площадь зон действия поражающих факторов при │ │ │реализации наиболее вероятного сценария развития │ │ │чрезвычайной ситуации, кв. м │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │количество разрушенных или поврежденных зданий, │ │ │сооружений или технологического оборудования │ │ │в зонах действия поражающих факторов при │ │ │реализации наиболее вероятного сценария развития │ │ │чрезвычайной ситуации (отдельно по "слабой", │ │ │"средней", "сильной", "полной" в % от общего │ │ │количества) │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │ -1 │ │ │8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей │ │ │ -1 │ │ │территории, год │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤ │10. Коллективный риск (математическое ожидание │ │ │потерь) - ожидаемое количество пострадавших │ │ │(погибших) людей (персонала и населения) │ │ │в результате возможных аварий (ЧС) за определенное │ │ │время (год), чел./год │ │ └─────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘

3. Характеристика аварийности, травматизма и пожаров на опасном объекте


3.1. Характеристика аварийности на опасном объекте


┌───────┬────┬──────┬───────────────┬───────┬───────┬────────────────┐ │Год │N │Дата │Характеристика │Причина│Послед-│% выполнения │ │п/п │п/п │ │аварии │аварии │ствия │мероприятий, │ │ │ │ │ │ │аварии │предусмотренных │ │ │ │ │ │ │ │актами │ │ │ │ │ │ │ │расследования │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2000 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2001 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2002 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2003 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2004 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2005 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ └───────┴────┴──────┴───────────────┴───────┴───────┴────────────────┘

3.2. Характеристика травматизма на опасном объекте


┌───────┬────┬──────┬───────────────┬───────┬───────┬────────────────┐ │Год │N │Дата │Характеристика │Причина│Послед-│% выполнения │ │п/п │п/п │ │травмы │травмы │ствия │мероприятий, │ │ │ │ │ │ │травмы │предусмотренных │ │ │ │ │ │ │ │актами │ │ │ │ │ │ │ │расследования │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2000 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2001 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2002 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2003 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2004 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2005 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ └───────┴────┴──────┴───────────────┴───────┴───────┴────────────────┘

3.3. Характеристика пожаров на опасном объекте


┌───────┬────┬──────┬───────────────┬───────┬───────┬────────────────┐ │Год │N │Дата │Характеристика │Причина│Послед-│% выполнения │ │п/п │п/п │ │пожара │пожара │ствия │мероприятий, │ │ │ │ │ │ │пожара │предусмотренных │ │ │ │ │ │ │ │актами │ │ │ │ │ │ │ │расследования │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2000 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2001 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2002 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2003 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2004 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │2005 г.│1. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │2. │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼───────────────┼───────┼───────┼────────────────┤ │ │... │ │ │ │ │ │ └───────┴────┴──────┴───────────────┴───────┴───────┴────────────────┘

4. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций


┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │Наименование показателя │Значение │ │ │показателя │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │1. Наличие на опасном объекте │ │ │организационно-плановых документов │ │ │в соответствии с Требованиями по │ │ │предупреждению чрезвычайных ситуаций на │ │ │потенциально опасных объектах и объектах │ │ │жизнеобеспечения (приказ МЧС России от │ │ │28.02.2003 N 105, зарегистрирован │ │ │в Минюсте России 20.03.2003 N 4291), │ │ │да/нет: │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │Положение по организации прогнозирования │ │ │техногенных чрезвычайных ситуаций │ │ │на опасном объекте │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │Положение об органе управления по делам │ │ │гражданской обороны и чрезвычайным │ │ │ситуациям │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │план мероприятий по предупреждению │ │ │и ликвидации чрезвычайных ситуаций │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │план подготовки руководящего состава │ │ │и специалистов по вопросам предупреждения, │ │ │локализации и ликвидации чрезвычайных │ │ │ситуаций │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │декларация промышленной безопасности │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │показатели степени риска чрезвычайных │ │ │ситуаций │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │2. Последний срок оценки готовности │ │ │опасного объекта к локализации и ликвидации │ │ │чрезвычайных ситуаций и достаточности сил │ │ │и средств по защите населения и территорий │ │ │от чрезвычайных ситуаций, дата │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │3. Наличие на опасном объекте Плана │ │ │взаимодействия с антитеррористическими │ │ │подразделениями ФСБ России, внутренними │ │ │войсками МВД России, подразделениями │ │ │вневедомственной охраны МВД России │ │ │в случае несанкционированного │ │ │вмешательства в деятельность объекта или │ │ │при угрозе террористического акта, да/нет │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │4. Наличие на опасном объекте спасательных │ │ │формирований, аварийно-восстановительных │ │ │подразделений, подразделений пожарной │ │ │охраны, да/нет (по видам) │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │5. Укомплектованность личным составом │ │ │спасательных формирований, аварийно- │ │ │восстановительных подразделений, │ │ │подразделений пожарной охраны │ │ │в соответствии со штатным расписанием │ │ │(по видам подразделений), % к необходимому │ │ │количеству │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │6. Оснащенность приборами и оборудованием │ │ │спасательных формирований, аварийно- │ │ │восстановительных подразделений, │ │ │подразделений пожарной охраны │ │ │в соответствии с табелем оснащения, % │ │ │к необходимому количеству │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │7. Укомплектованность служб и подразделений │ │ │опасного объекта специалистами, │ │ │осуществляющими деятельность в области │ │ │предупреждения чрезвычайных ситуаций, │ │ │% к необходимому количеству │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │8. Обучение спасательных формирований, │ │ │аварийно-восстановительных подразделений, │ │ │подразделений пожарной охраны, служб │ │ │и подразделений опасного объекта, │ │ │осуществляющих деятельность в области │ │ │предупреждения, локализации и ликвидации │ │ │чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение │ │ │к общему количеству (по каждому │ │ │подразделению) │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │9.Наличие на опасном объекте систем │ │ │оповещения персонала и населения, │ │ │проживающего около опасного объекта, │ │ │да/нет │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │10. Наличие на объекте защитных сооружений │ │ │(по видам сооружений и их назначению), │ │ │количество укрываемых и % от нормативной │ │ │потребности │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │11. Наличие на опасном объекте │ │ │работоспособных технических систем │ │ │предупреждения и локализации чрезвычайных │ │ │ситуаций, предусмотренных нормативными │ │ │документами, да/нет (по видам) │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │12. Наличие на объекте системы внутреннего │ │ │противопожарного водопровода, его │ │ │характеристики и соответствие требованиям │ │ │нормативных документов │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │13. Наличие на объекте системы наружного │ │ │противопожарного водопровода, его │ │ │характеристики и соответствие требованиям │ │ │нормативных документов │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │14. Соответствие генерального плана │ │ │предприятия, объемно-планировочных решений │ │ │помещений зданий и сооружений, путей │ │ │эвакуации требованиям нормативных документов │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │15. Наличие на опасном объекте │ │ │подразделения охраны и технических систем │ │ │обнаружения несанкционированного │ │ │проникновения на территорию или систем │ │ │физической защиты, да/нет │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │16. Наличие на опасном объекте пункта │ │ │и автоматизированной системы управления │ │ │производственным процессом, │ │ │функционирующих в условиях ЧС, │ │ │в соответствии с требованиями нормативных │ │ │документов, да/нет │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │17. Количество зданий и помещений, │ │ │оборудованных автоматическими установками │ │ │пожаротушения, ед./% от общего количества, │ │ │подлежащих оборудованию в соответствии │ │ │с нормами │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │18. Количество зданий и помещений, │ │ │оборудованных системами автоматической │ │ │пожарной сигнализацией, ед./% от общего │ │ │количества, подлежащих оборудованию │ │ │в соответствии с нормами │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │19. Наличие на опасном объекте резервных │ │ │источников электроснабжения, теплоснабжения, │ │ │газоснабжения, водоснабжения, систем связи, │ │ │обеспечивающих функционирование объекта при │ │ │чрезвычайной ситуации и действия │ │ │аварийно-восстановительных подразделений │ │ │при ликвидации чрезвычайных ситуаций │ │ │(по видам), да/нет │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │20. Наличие договора страхования │ │ │ответственности за причинение вреда при │ │ │эксплуатации опасного объекта за │ │ │нанесенный ущерб физическим, юридическим │ │ │лицам и окружающей природной среде, да/нет │ │ └─────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

Актуальность разработки паспорта безопасности опасного объекта

В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 2 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно-опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть их представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 90 млн образом, возникает необходимость разработки и осуществления превентильных мероприятий в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Для достижения этой цели в частности на государственном уровне разработана и реализуется Федеральная и региональные целевые программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года». В них входят такие мероприятия как «разработка и внедрение информационных и прогнозно –аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем», «проведение ком­плексных исследований с использованием методов математического моделиро­вания для выявления закономерностей в области обеспечения техногенной безопасности, выработки вероятных сценариев развития ситуаций я поддержки принятия необходимых решений», паспортизация опасных производственных объектов.

Не смотря на значительные успехи в решении проблем анализа риска, далеко не все задачи в этой области можно считать решенными. По-прежнему актуальны исследования, направленные на комплексное прогнозирование возможных техногенных ЧС, анализ опасных производств, опасностей на территории, получение достоверной информация о возможных угрозах техногенного характера.

Одним из важнейших мероприятий в области защиты от ЧС, отвечающим вышеприведенным требованиям и относящимся к превентивным мероприятиям, является разработка паспортов безопасности (ПБ) промышленных объектов Паспорта безопасности промышленных объектов разрабатывают с целью про-ведения всестороннего анализа риска, определения его показателей для персонала и проживающего вблизи населения, разработки мероприятий по снижению уровня риска и смягчению последствий аварий на опасном объекте применение геоинформациониых систем

Проведенный анализ известных программных средств, посредством которых возможна информационная поддержка этапов процесса анализа риска при паспортизации опасных объектов показал, что нет единой клиентоориентированной системы позволяющий интегрировать различные программно-реализованные математические модели для прогнозирования аварий на опасных объектах, построенных по принципу применения ГИС не в качестве отдельной подсистемы, а в качестве «ядра», которое может дополняться специализированными модулями Также недостаточное внимание уделяется решению вопросов поддержки принятая решения при идентификации опасностей и выборе расчетных сценариев аварий.

ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ОБРАЗЕЦ

НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

1. Технические параметры опасного объекта

1.1. АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска следующих видов горюче-смазочных материалов (ГСМ):

а) автомобильного бензина А-76;

б) дизельного топлива.

АЗС построена в 2006 году по проекту, разработанному в 2005 году ГПИ «МГП». Участок АЗС площадью 2,0 га расположен на южной окраине г.Энска, ближайшая жилая застройка находится на удалении 120 м в северном направлении. Расположение ближайших по отношению к

АЗС объектов показано в таблице 1.

Таблица 1

Расположение соседних к АЗС объектов

* От центра разгрузочной площадки АЗС.

Рельеф местности на участке размещения АЗС спокойный. Вся территория участка размещения АЗС имеет твёрдое покрытие, обрамлённое бордюрным камнем:

а) разгрузочная площадка для автоцистерн –бетонное;

б) заправочный островок-цементобетонное с железнением;

в) заправочная площадка - бетонное;

г) подъездные пути – асфальтобетонное.

Численность персонала АЗС – два человека, режим работы – круглосуточный.

1.2. В состав АЗС входит:

Операторская;

Заглубленный склад топлива (саркофаг):

Резервуар для хранения бензина А-76 ёмкостью 24 м3;

Резервуар для хранения дизтоплива ёмкостью 24 м3;

Трубопроводы и запорная арматура для раздачи топлива;

Две топливораздаточные колонки (ТРК) типа «Нара 42-16»;

Резервуар для сбора ливневых стоков ёмкостью 4 м3.

1.2.1. Операторская. Одноэтажное, без подвала, кирпичное здание с перекрытием из железобетонных плит имеет габариты в плане 5×6 м.

Крыша односкатная с рулонной кровлей. Двери операторской деревянные, окрашенные масляной краской. В операторской имеется три окна с двойными застеклёнными деревянными рамами.

1.2.2. Заглубленный склад топлива. Склад представляет собой железобетонный футляр-саркофаг, стены которого выполнены из панелей стеновых лёгкобетонных, в котором на железобетонных опорах ниже уровня земли установлены два цилиндрических горизонтальных резервуара РГО-24, днища которых находятся на отметке минус 1,0 м. Крыша саркофага выполнена из пустотелых железобетонных плит.

Все резервуары установлены на железобетонные столбики высотой 0,2 м от основания (фундамента) склада. Основание склада выполнено с уклоном в сторону приёмника утечек. Приёмник утечек оборудован трубой контроля герметичности резервуаров с заглушкой, выполненной из перфорированной асбоцементной трубы диаметром 273 мм.

Пространство под резервуарами засыпано промытым крупным гравием, а прочее свободное пространство – мелкозернистым песком с уплотнением. Резервуары рассчитаны на избыточное давление паров не более 0,07 МПа.

Каждый резервуар оборудован:

Двумя технологическими шахтами, с расположенным в них технологическим оборудованием;

Горловиной с крышкой, имеющей прокладку из маслобензостойкой резины;

Топливопроводом наполнения, оснащённым расположенным в сливном колодцеприёмным патрубком с муфтой МСМ и фильтром грубой очистки;

Топливопроводом выдачи;

Замерным колодцем для метрштока (который используется при определении уровня топлива в резервуарах);

Трубопроводом газоуравнительной системы;

Дыхательной трубкой, оборудованной совмещённым механическим клапаном с огневым преградителем типа СМДК-50. Клапан устанавливается на конце вертикального участка дыхательного трубопровода на высоте 4,5 м от уровня планировочной отметки земли и служит для выравнивания давлений в резервуаре и окружающем пространстве при «малых» дыханиях.

1.2.3. Бензин и дизельное топливо поступают на АЗС в автомобильной цистерне объёмом 2,5 м3. Прибывшая на разгрузочную площадку автоцистерна сливает моторное топливо через герметичную сливную муфту в соответствующий резервуар принудительным способом, насосом автоцистерны. Во время приёма топлива на разгрузочной площадке находятся два человека - водитель автоцистерны и оператор.

Согласно требованиям отпуск горюче-смазочных материалов (ГСМ) через ТРК в процессе разгрузки автоцистерны не осуществляется.

Средняя продолжительность разгрузки составляет 20 минут.

1.2.4. Трубопроводы линии подачи и выдачи топлива расположены в подземных бетонных лотках, засыпанных песком с уплотнением. Запорные вентили трубопроводов выдачи топлива находятся в колодцах возле разгрузочной площадки.

1.2.5. Две топливораздаточные колонки (ТРК) типа «Нара 42-16» установлены на заправочных островках шириной 1,3 м и позволяют одновременно заправлять четыре автомобиля (с левым и правым расположением горловины топливного бака). Островок облицован бордюрным камнем и находится выше уровня заправочной площадки на 30 см, что предотвращает наезд автотранспорта. Перед подачей в бак автомашины топливо очищается от механических примесей на фильтрах тонкой очистки, выполненных в виде сменных кассет и установленных в каждой ТРК. Номинальный расход колонки – 50 л/мин.

1.2.6. Для сбора условно чистых ливневых стоков и аварийных проливов ГСМ используется система ливневой канализации, включающая:

а) открытые железобетонные лотки, расположенные по периметру разгрузочной площадки и забранные металлическими решётками;

б) дренажный трубопровод, связывающий лотки с резервуаром сбора крупных утечек и ливневых вод;

в) заглубленный стальной резервуар ёмкостью 4 м3, выполняющий роль сборника ливневых вод и аварийных проливов ГСМ. По мере наполнения резервуара загрязнённые нефтепродуктами сточные воды и осадок вывозятся спецавтотранспортом в места, согласованные с природоохранными службами.

1.3. Согласно проектным данным оборот ГСМ по АЗС составит:

Бензин А-76 – 125 м3;

Дизельное топливо - 315 м3.

2. Характеристика объекта с точки зрения взрывопожарной опасности

На территории АЗС расположены следующие взрывопожароопасные объекты:

2.1. Разгрузочная площадка. С целью повышения взрывопожарной и экологической безопасности при сливе топлива используется газоуравнительная система «резервуар-автоцистерна», которая позволяет исключить попадание паров ГСМ в атмосферу при сливных операциях.

Взрывопожарная опасность возникает в случае аварийной разгерметизации резервуара автоцистерны либо – сливного рукава.

2.2. Заглубленный склад ГСМ. Взрывопожарную опасность представляют дыхательные клапаны СМДК-50 в моменты «малого» дыхания резервуаров.

2.3. Заправочная площадка. Взрывные явления и возгорания на заправочной площадке могут возникнуть как в штатном режиме эксплуатации, так и в результате аварийных проливов ГСМ.

2.4. Характеристика моторного топлива с точки зрения аварийной безопасности. Автомобильный бензин марки А-76 и дизельное топливо являются техническими жидкостями – продуктами переработки нефти, обладающими повышенной взрывопожарной опасностью. Данные

виды моторного топлива изготавливаются методом прямой перегонки нефти и вторичных процессов (термокрекинга, коксования и каталического риформинга).

Моторное топливо способно электризоваться:

При прокачке по рукавам и трубопроводам;

Прохождении через фильтры;

Ударе струи топлива о твёрдую поверхность;

Разбрызгивании в воздухе при падении с высоты.

Накопление статических зарядов опасно во взрывопожарном отношении, т.к. может вызывать образование электрических искр, поскольку пробой воздуха с парами нефтепродуктов возможен уже при разности потенциалов 300÷ 500 В. Электризуемость топлива зависит от ряда его свойств: содержания воды, механических примесей, продуктов окисления, вязкости и может колебаться в некоторых пределах.

3. Описание технических решений, обеспечивающих противоаварийную безопасность АЗС

В качестве технических решений, позволяющих предотвратить возникновение на АЗС чрезвычайных ситуаций, а также – локализовать их, следует отметить следующее:

3.1. Разгрузочная площадка.

3.1.1. По периметру разгрузочной площадки установлены железобетонные лотки, служащие для перехвата и направления в заглубленный резервуар моторного топлива, пролитого в результате аварии.

3.1.2. Для снятия статических зарядов с автоцистерны на разгрузочной площадке смонтировано защитное заземляющее устройство (ЗЗУ), к которому водитель медным кабелем подключает корпус автоцистерны перед началом слива.

Электрическое сопротивление ЗЗУ согласно протоколу замеров, выполненных в ноябре 2006 года, отвечает нормативным требованиям.

3.1.3. Резервуары склада ГСМ имеют повышенную антикоррозионную защиту и размещены в заглубленном железобетонном саркофаге.

С целью предотвращения резервуаров от всплытия при попадании внутрь саркофага воды они установлены на железобетонных опорах высотой 200 мм и прикреплены к основанию анкерными болтами;

3.1.4. Для сбора возможных утечек фундамент саркофага имеет уклон в сторону приёмника утечек, над которым смонтирована труба контроля герметичности резервуаров.

3.1.5. Приёмные патрубки резервуаров снабжены быстроразъёмными муфтами типа МСМ, обеспечивающими герметичный слив моторного топлива.

3.1.6. Аэрация парового пространства резервуаров обеспечивается с помощью дыхательных трубок, снабжённых дыхательными клапанами СМДК-50, совмещёнными с огнепреградителями.

3.1.7. На крышках всех люков, имеющихся на крыше саркофага, смонтированы резиновые прокладки.

3.1.8. Для защиты от проявлений статического электричества корпуса всех резервуаров надёжно заземлены.

3.1.9. С целью устранения выбросов паров моторных топлив «большого» дыхания (во время слива топлива из автоцистерн) на резервуарах смонтирована газоуравнительная система, позволяющая возвращать пары в автоцистерну.

3.2.1. Топливораздаточные колонки с целью предотвращения наездов автомашин установлены на заправочных островках, выше уровня дорожного покрытия площадки на 300 мм.

3.2.2. С целью недопущения переливов топлива при заправке автомашин на заправочном пистолете имеется рычаг, при отпускании которого прекращается подача топлива в бак автомобиля.

3.2.3. Согласно требованиям на подающем топливном шланге ТРК установлены обратные клапаны, закрывающиеся при резком падении давления топлива в шланге (в результате разгерметизации топливной магистрали).

3.3. Топливопроводы.

3.3.1. Патрубки трубопроводов подачи топлива оснащены огнепреградителями.

3.3.2. Защита от действия вторичного (индукционного) действия молнии – установка стальных не требуется, т.к. длина топливопроводов

не превышает 30 м.

3.4. Молниезащита.

Защита от молнии заглубленного склада ГСМ (саркофага), разгрузочной и заправочной площадок осуществляется многократным стержневым молниеприёмником (9 шт.). Электрическое сопротивление контура заземления стержневых молниеприёмников согласно протоколу замеров, выполненных в ноябре 2006 года, отвечает нормативным требованиям.

Зона защиты молниеотвода – это пространство, внутри которого объект защищён от прямых ударов молнии (ПУМ) с надёжностью не ниже определённого значения. Геометрические параметры зоны защиты молниеприёмника от ПУМ зависят от выбранного уровня защиты, определяемого, в свою очередь, её надёжностью Рз (вероятностью ПУМ в защищаемую область, рассчитываемую как 1 – Рз). Все объекты согласно РД 34.21.122-87 должны иметь зоны защиты типа А и Б. В зонам защиты А и Б приписана ориентировочная степень надёжности 0,995 и 0,95, соответственно.

Рис. 1. Зона защиты (в плане) многократного стержневого молниеотвода

Зона защиты многократного стержневого молниеотвода определяется как зона защиты попарно взятых соседних стержневых молниеотводов высотой h до 150 м. Основным условием защищенности одного или нескольких объектов высотой hx с надёжностью, соответствующей надёжности зоны А и зоны Б, является выполнение неравенства rcx > 0 для всех попарно взятых молниеотводов. В противном случае построение зон защиты должно быть выполнено для одиночных или двойных стержневых молниеотводов в зависимости от выполнения условий п. 3.2.5.2 .

Зона защиты двойного стержневого молниеотвода высотой h ≤ 150 м представлена на рисунке 2. Торцевые области зоны защиты определяются как зоны защиты одиночных стержневых молниеотводов, габаритные размеры которых h0, r0, rx1, rx2 определяются по формулам для обоих типов зон защиты.

Зоны защиты одиночных стержневых молниеотводов высотой h ≤ 150 м имеют следующие габаритные размеры:

а) для молниеотводов высотой h = 11 м:

h0 = 0,85h = 0,85·11 = 9,35 м;

r0 = (1,1 – 0,002h)h = (1,1 – 0,002·11)·11 = 11,86 м;

rx = (1,1 – 0,002h)(h – hx/0,85).

h0 = 0,92h = 0,92·11 = 10,12 м;

r0 = 1,5h = 1,5·11 = 16,5 м;

rx = 1,5(h - hx/0,92).

Рис. 2. Зона защиты двойного стержневого молниеотвода: h-высота молниеотвода; hо-высота зоны защиты молниеотвода; rо - радиус зоны защиты молниеотвода на нулевой отметке; rх - радиус зоны защиты молниеотвода на произвольной высоте hх; 1-граница зоны защиты на уровне hx1; 2 – то же на уровне hx2; 3 - то же на уровне земли.

Проверим молниезащиту дыхательных клапанов резервуаров саркофага, расположенных на высоте hx = 4,5 м над уровнем земли, двойными стержневыми молниеотводами. Согласно зонам диаметром 3 м и высотой 2,5 м над дыхательной горловиной резервуара должна быть защищена от ПУМ.

Тогда hx = 4,5 + 2,5 = 7 м. Высота молниеотводов h = 11 м:

Зона А: rx = (1,1 – 0,002h) (h – hx/0,85) = (1,1 – 0,002·11)(11 – 7/0,85) = 2,98 м.

Расстояние между молниеотводами М1–М2

Т.к. L ≤ h: hc = h0 – (0,17 + 3·10–3h)(L – h) =9,35 – (0,17 + 0,003·11)(10,3 – 11) = 9,49 м; rc = r0 = 11,86 м; rcx = r0(hc – hx)/hc = 11,86(9,49 –7)/9,49 = 3,11 м.

Зона Б: rx = 1,5(h – hx/0,92) = 1,5(11 – 7/0,92) = 5,1 м.

Т.к. L ≤ h: hc = h0 = 10,12 м; rc = r0 = 16,5 м; rcx = rx = 5,1 м.

Расстояние между молниеотводами М2 – М3

Зона А, при L ≤ h: hc = h0 –(0,17 + 3·10–3h)(L – h) = 9,35 – (0,17 + 0,003·11)(9,55 – 11) = 9,64 м; rc = r0 = 11,86 м; rcx = r0(hc – hx)/hc = 11,86(9,64 –7)/9,64 = 3,25 м.

Зона Б, при L ≤ h: hc = h0 = 10,12 м; rc = r0 =16,5 м; rcx = rx = 5,1 м.

Дальнейший ход вычислений опущен.

Анализ выполненных расчётов показывает, что существующий многократный стержневой молниеотвод обеспечивает защиту II категории следующих объектов, которые находятся в зоне Б имеющихся молниеприёмников:

Топливораздаточных колонок;

Разгрузочной площадки со стоящей на ней автоцистерной;

Заправочной площадки со стоящей на ней автомашиной;

Сливных колодцев заглубленного склада ГСМ.

3.5. Противопожарные мероприятия

3.5.1. Противопожарная безопасность АЗС обеспечивается:

а) планировочными решениями – здания и сооружения размещены с учётом необходимых пожарных разрывов согласно требованиям;

б) выполнением электрооборудования во взрывобезопасном исполнении согласно требованиям ПУЭ;

в) защитой от проявлений статического электричества

– заземлением всех взрывопожароопасных объектов.

3.5.2. Для своевременного обнаружения возгораний в здании операторской смонтирована система автоматической пожарной сигнализации.

3.5.3. В целях эффективной локализации возникших возгораний на АЗС имеются:

а) средства первичного пожаротушения:

Два огнетушителя ОП-50;

Два пожарных щита с ящиками с песком;

Пожарный гидрант, расположенный на расстоянии

80 метров;

б) телефонная связь с постом охраны предприятия и с экстренными службами г.Энска.

4. Оценка риска ЧС

В общем случае количественно риск может быть оценен параметром «степень риска», равным математическому ожиданию ущерба ЧС.

Согласно приказу МЧС России № 506 в Паспорте безопасности опасного объекта после определения значений вероятностей возникновения всех сценариев развития чрезвычайных ситуаций показатели степени риска приводятся только для двух из них: наиболее опасного и наиболее вероятного.

Вероятность нанесения ущерба какому-либо объекту в общем случае определяется произведением вероятностей двух независимых событий:

1) вероятности возникновения в данной точке пространства поражающего фактора ЧС с интенсивностью, достаточной для поражения;

2) вероятности нахождения объекта в данной точке пространства.

В свою очередь, вероятность может быть рассчитана методами теории надёжности по результатам анализа дерева отказов и дерева событий

(дендрограмм) чрезвычайной ситуации.

На подготовительном этапе работы, до построения дендрограмм отказов и событий, следует провести предварительный анализ возможных чрезвычайных ситуаций на рассматриваемом опасном объекте.

4.1. Предварительный анализ риска ЧС

Предварительный анализ сценариев чрезвычайных ситуаций на автозаправочной станции показывает, что на данном опасном объекте возможно появление следующих источников ЧС (табл. 2).

Таблица 2

Возможные источники техногенных

чрезвычайных ситуаций на автозаправочной станции

Обознач.сценария Источники техногенных чрезвычайных ситуаций
«А» Пожар разлития бензина на разгрузочной площадке при полной разгерметизации автоцистерны*
«Б» Взрыв паров бензина на разгрузочной площадке при полной разгерметизации автоцистерны
«В» Образование «огненного шара» на разгрузочной площадке при разгерметизации полной автоцистерны с бензином
«Д» Пожар разлития дизельного топлива на разгрузочной площадке при полной разгерметизации автоцистерны
«Е» Взрыв паров дизельного топлива на разгрузочной площадке при полной разгерметизации автоцистерны
«Ж» Взрыв паров бензина при «малом дыхании» резервуара
«З» Пожар разлития бензина на заправочной площадке
«И» Взрыв паров бензина на заправочной площадке
«К» Взрыв паров дизельного топлива на заправочной площадке
Примечание . Наряду с полной разгерметизацией возможна частичная, например, отсоединение сливного шланга автоцистерны от приёмного патрубка резервуара. Последствия этого сценария будут меньшими, чем в случае полной разгерметизации автоцистерны

В качестве чрезвычайных ситуаций на рассматриваемом АЗС, соответствующих вышеназванным источникам, могут рассматриваться следующие сценарии:

«А» – термическое поражение персонала, возгорание автоцистерны и прочих объектов в результате пожара, вызванного проливом бензина

из автоцистерны на разгрузочной площадке и возгоранием пролива;

«Б» – барическое поражение персонала, повреждение автоцистерны и прочих объектов в результате объёмного взрыва топливовоздушной смеси (ТВС) паров бензина на разгрузочной площадке, возникшего в результате разгерметизации автоцистерны;

«В» – термическое поражение персонала, возгорание автоцистерны и прочих объектов из-за действия теплового излучения «огненного шара», вызванного проливом бензина из автоцистерны на разгрузочной площадке и возгоранием облака топливовоздушной смеси (ТВС);

«Г» – термическое поражение персонала, возгорание автоцистерны и прочих объектов в результате пожара, вызванного проливом дизельного топлива из автоцистерны на разгрузочной площадке и возгоранием пролива;

«Д» – барическое поражение персонала, повреждение автоцистерны и прочих объектов в результате объёмного взрыва топливовоздушной смеси (ТВС) паров дизельного топлива на разгрузочной площадке, возникшего в результате разгерметизации автоцистерны;

«Е» – барическое поражение людей, зданий и прочих объектов в результате объёмного взрыва ТВС, образовавшейся при «малом дыхании» резервуара с бензином;

«Ж» – термическое поражение персонала АЗС, водителей и пассажиров, возгорание заправляющихся автотранспортных средств и прочих объектов в результате пожара, вызванного проливом бензина на заправочной площадке и его возгоранием;

«З» – термическое поражение АЗС, водителей и пассажиров, возгорание заправляющихся автотранспортных средств и прочих объектов в результате пожара, вызванного проливом дизельного топлива на заправочной площадке и его возгоранием;

«И» – барическое поражение людей, зданий и прочих объектов в результате объёмного взрыва ТВС, образовавшейся вследствие пролива бензина на заправочной площадке;

«К» – барическое поражение людей, зданий и прочих объектов в результате объёмного взрыва ТВС, образовавшейся вследствие пролива дизельного топлива на заправочной площадке.

4.2. Качественный анализ риска ЧС

Качественный анализ техногенного риска на рассматриваемом АЗС проведём методом построения дендрограмм («деревьев») отказов и событий для всех вышеперечисленных сценариев.

Анализ реальных аварий, сопровождающихся образованием проливов моторного топлива и формированием ТВС его паров, показал, , что в результате такой аварии могут наблюдаться следующие события:

  • Рассеивание в атмосферепаров бензина без пожара или взрыва — 50
  • Пожар пролива — 20
  • Пожар пролива с последующим взрывом — 20
  • Взрыв
  • Взрыв с последующим образованием «огненного шара» — 10
  • «Пожар-вспышка»* (или «хлопок»)

Очевидно, что реализация того или иного сценария главным образом зависит от распределения концентрации паров в облаке

ТВС, а также местоположения источника зажигания (ИЗ). В подавляющем большинстве случаев ИЗ находится в периферийной части облака.

После взрыва периферийной части облака ТВС (где концентрация паров находится в «опасном» диапазоне) из центральной, переобогащённой топливом части облака может образоваться «огненный шар». Иногда, впрочем, «огненный шар» образуется и при концентрациях горючего вещества, близких к стехиометрическим.

Вообще говоря, после образования облака ТВС возможен его дрейф (перенос ветром) с последующим либо взрывным превращением, либо рассеиванием в атмосфере без последствий. Однако в действующих на сегодняшний день нормативно-методических документах (НМД) отсутствует учёт дрейфа облака паров моторных топлив, за исключением СУГ. Кроме того, в НМД нет указаний на долю случаев реализации того или иного сценария, поскольку этот вопрос недостаточно изучен. В силу этого обстоятельства дрейф облака ТВС не рассматривается, а вероятности реализации сценариев условно приняты.

Сценарии «А», «Г», «Ж» и «З»

Горение пролива горючей жидкости возможно, если её температура превышает температуру воспламенения, а энергия источника зажигания выше минимальной Wmin. С учётом низкой температуры вспышки бензинов и дизельного топлива*, а также того обстоятельства, что температура воспламенения лишь на несколько градусов превышает температуру вспышки опыта с открытым тиглем, можно считать, что большинство обычных ИЗ (открытое пламя, искры электростатических разрядов и т.п.) способно поджечь пролив бензина и дизельного топлива.

* Примечание: следует отметить, что параметры взрывоопасности, указанные в различных литературных источниках, несколько разнятся.

Отчасти это объясняется разбросом свойств моторных топлив, изготавливаемых различными нефтеперегонными заводами (НПЗ). По данным, температура вспышки (в стандартном опыте с закрытым тиглем) равна:

а) паров бензина: минус 36 ÷ минус 37 °С;

б) паров дизельного топлива: плюс 35 ÷ плюс 40 °С.

Сценарии «Б», «Д», «И» и «К»

Взрыв ТВС паров горючего вещества возможен лишь при одновременном наличии двух событий:

а) наличия взрывоопасной горючей среды;

б) появления в этой среде ИЗ с энергией, превышающей Wmin……

Продолжение:

Запрос на полный текст образца паспорта безопасности опасного объекта Вы отправить через онлайн заявку на сайте

Один из часто задаваемых вопросов где найти образец заполнения Паспорта безопасности. Данную тему мы неоднократно освещали в рубрике сайта Вопрос-ответ. , который удовлетворит требованиям Вашего объекта невозможно. Образец формы Паспорта безопасности представлен в каждом законе, который устанавливает необходимость наличия данного документа для того или иного объекта. Таких законом на данный момент около 50-ти. Каждый из них определяет требования к антитеррористической защищенности, порядок категорирования, а также форму Паспорта безопасности объекта в зависимости от профиля деятельности. При этом обратите внимание на год выхода того или иного постановления, так постановления, вышедшие в 2013 году и устанавливающие форму Паспорта безопасности объекта, существенно отличаются от тех, которые вышли в 2014 году, 2015 году, 2016 году и 2017 году, т.к. большинство постановлений, устанавливающих образец формы и структуру Паспорта безопасности объекта претерпели изменения или утратили силу в виду выхода новых законов.

Стоит отметить, что по умолчанию данный документ является документом ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования», в отдельных случаях ему присваивается гриф секретности. Другими словами, если Вы находите такой документ в сети интернет или выкладываете его на всеобщее обозрение, то Вы нарушаете закон. Несмотря на это в сети имеется множества так называемых образцов Паспортов безопасности. Большинство из них относятся к образовательным учреждениям. Обращаем Ваше внимание, что если Вы являетесь правообладателем торгового центра, магазина, гостиницы и т.п. то образец данного Паспорта безопасности Вам не подходит, т.к. для каждого объекта в зависимости от профиля и вида деятельности структура Паспорта безопасности разная. В первую очередь это обусловлено тем, что документ должен учитывать специфику функционирования того или иного объекта. Ничего общего в процессе функционирования ресторана и школы нет.

На нашем сайте, также, как и во многих открытых источниках Вы можете скачать то или иной постановление устанавливающее форму Паспорта безопасности объекта. Если у Вас возникли сложности с определением принадлежности Вашего объекта к тому или иному нормативно правовому акту обратитесь за помощью к нашим консультантам. После определения нужного Вам законы можно приступать к разработке Паспорта безопасности. Структура, а также порядок разработки документа достаточно подробно изложены в данных постановлениях.