Принцип работы водяной помпы автомобиля. Признаки неисправности помпы системы охлаждения

Помпой автомобилисты называют насос, работающий совместно с двигателем. В любом авто есть как минимум два вида этого устройства. Один из них выполняет принудительную перекачку охлаждающей жидкости, другой перегоняет топливо из бака в двигатель автомобиля.

Водяная помпа

Обычное месторасположение этого специального насоса для перекачивания охлаждающей жидкости – передняя часть головки блока цилиндров. Конструктивно помпа представляет собой корпус, в котором расположена крыльчатка, закрепленная на валу. Последний устанавливается в паре подшипников (по одному с каждого конца). Вращение вала осуществляется передачей крутящего момента через ремень от двигателя. Неисправность помпы ведет к перегреву мотора и дальнейшему его выходу из строя.

Существует несколько признаков поломки водяного насоса:
- показания прибора, указывающего температуру охлаждающей жидкости, находятся в красном секторе;
- в салоне ощущается запах охлаждающей жидкости;
- появляются посторонние шумы (чаще всего свист, свидетельствующий о необходимости ремонта, замены помпы);
- под машиной видны капли охлаждающей жидкости (наличие течи можно определить посредством листа бумаги, расстеленного под двигателем и оставленного на ночь).

В ряде случаев возможен частичный ремонт водяного насоса. Например, замена подшипников вала. Однако чтобы самостоятельно восстановить этот агрегат, необходим опыт и соответствующие инструменты, приспособления. Поэтому целесообразнее приобрести новый насос.

Топливная помпа

Задача этого насоса – подача топлива в двигатель. Ранее в карбюраторных автомобилях использовались механические насосы. Они имели привод непосредственно от двигателя - специальный шток толкал диафрагму, создавая разрежение и закачивая топливо в карбюратор. Сегодня абсолютное большинство выпускаемых авто имеют инжекторную систему и электрический бензонасос.

Его функции:
- доставка топлива со скоростью от 1-2 л/мин.;
- обеспечение постоянного давления в топливной системе (примерно 700 МПа).

Современная топливная помпа представляют собой электрический двигатель, с которым жестко соединен рабочий ротор, проталкивающий топливо. Бензиновая помпа устанавливается непосредственно в бензобаке автомобиля. При этом топливо играет роль охлаждающей жидкости и смазывающего состава. Некоторые модели авто имеют 2 насоса: один считается главным и устанавливается под капотом, второй, рабочий, помещается в топливный бак.

Тосол выполняет функцию охлаждения двигателя, проходя по трубкам и магистралям, расположенных, как внутри двигателя, так и патрубкам в силовом отсеке транспортного средства. Но тосол должен нагнетаться и циркулировать под воздействием специального устройства, которым и является водяной насос. Двигатель «шестерки» охлаждается по схожему принципу, поэтому помпа ВАЗ 2106 и заставляет охладитель перемещаться. При выходе ее из строя при работающем двигателе его температура начинает повышаться, что может привести к перегреву мотора и к разрушению охладительных магистралей.

Неисправная помпа подлежит снятию и последующему ремонту или замене. Многие наши соотечественниками, которые управляют «шестеркой», спрашивают, сколько стоит помпа для ВАЗ 2106, чтобы приобрести ее в случае необходимости. С этой целью необходимо посетить автомобильный магазин по продаже запчастей, где видно, что цена составляет сумму в пределах 650 рублей.

Устройство помпы

Подробное устройство помпы следующее: это жидкостный центробежный насос, приводимый в действие от шкива коленчатого вала силовой установки, усилие от которой посредством клиновидной ременной передачи транслируется на шкив помпы ТС. Непосредственно изделие крепится справа к блоку двигателя через паронитовое уплотнение. Корпусная часть и крышка детали изготовлены из сплава алюминия. Вал помпы вращается с помощью двухрядного безобойменного подшипника неразборного типа.

С одной стороны вала закреплена крыльчатка, с другой - ступица приводного шкива. Кольцо-уплотнитель подпружинивает крыльчатку с помощью сальника неразборного типа, который размещен в насосной крышке и закреплен методом запрессовки. Корпусная часть помпы на ВАЗ 2106, фото которой размещено на нашем ресурсе, оснащена входным патрубком и выходным отверстием. Вращением крыльчатки формируется необходимое давление, которое обеспечивает ход охладителя в магистральную систему охлаждения двигателя и других элементов, требующих теплового отведения нагретой жидкости.

Все перечисленные выше детали можно рассмотреть при полной разборке помпы, которая проводится при ремонтных работах. Проверить циркуляцию охладительной жидкости и работоспособность водяного насоса можно следующим способом: прогреваем двигатель до температурного значения 90 градусов по Цельсию и сжимаем патрубок радиатора верхнего расположения. При работающей помпе охладитель в системе должен продолжать циркуляцию.


Неисправности и ремонт помпы

Все неисправности помпы связаны с ее эксплуатацией. Иногда в изделии появляются громкие шумы, что свидетельствует о скором выходе водяного насоса из строя. Основные детали, которые подлежат ремонту - сальник и подшипник. Обычно это является причиной такого дефекта, в т.ч. и когда течет помпа и необходимо принимать неотложные меры, чтобы доехать до ремонтного органа. Проводя разборку помпы «шестерки», можно провести замену означенных компонентов водяного насоса.


В автомобиле ВАЗ 2106 водяная помпа подлежит замене в случае невозможности проведения ремонтных работ по улучшению ее функционала. Рассмотрим вопрос, как поменять помпу на автомобиле. При ее замене использованный тосол желательно слить, и закачать более свежую охлаждающую жидкость. Необходимо подготовить для демонтажных работ набор слесарных инструментов из водительского комплекта и дополнительный бак для слива охладителя.

Демонтаж водяного насоса:

  1. Подставляем под двигатель дополнительный бак для слива охладителя и выполняем эту операцию.
  2. При полной замене охладителя снимает также пробку для слива на радиаторе автомобиля.
  3. Отсоединяем АКБ и ставим ее в сторону.
  4. Рассоединяем колодку контактов от вентилятора и демонтируем его.
  5. Немного откручиваем крепеж натяжителя генераторного ремня и демонтируем его. Снимаем крепеж скобы водяного насоса и убираем ее вбок.
  6. Теперь необходимо снять шкив помпы,отвинтив крепеж и застопорив положение изделия отверткой или ее аналогом.
  7. Демонтируем водяной насос, сняв крепеж.
  8. Заменяем уплотнитель и или зачищаем места крепления водяного насоса и моторного блока.
  9. Далее проводим установку помпы вместе с новым уплотнителем и делаем сборку по принципу обратного алгоритма.
  10. Заправляем систему тосолом, проводим сборку необходимого навесного оборудования и закрепляем АКБ.

На этом установку помпы на ВАЗ 2106 обновленного вида можно считать оконченной. Выбор производителя помпы представляется достаточно сложным мероприятием. Таких фирм много и трудно определить, какое изделие лучше по качеству. Зато автолюбители в один голос определили, помпу какой фирмы не стоит выбирать на замену. Наихудшие отзывы на формах высказываются в отношении водяного насоса от компании «Фенокс» из-за низкого качества сборки.


По мнению многих автолюбителей, эксплуатировавших в частном пользовании «шестерку», предпочтительным вариантом следует считать эксплуатацию помпы производства Волжского автозавода. Главное, при приобретении этой детали необходимо проверять наличие уплотнительной прокладки, которая понадобится для монтажа изделия.

Рынок деталей систем охлаждения делится на 3 больших сегмента: радиаторы, термостаты, водяные помпы. Последний сегмент рынка обладает наибольшей денежной ёмкостью. Объясняется это тем, что стоимость насоса системы охлаждения в два раза выше, чем средняя розничная цена термостата, поэтому, даже несмотря на то, что термостаты продаются гораздо чаще, в денежном выражении этот сегмент рынка менее ёмкий. Что касается радиаторов, то ресурс данного узла в современном автомобиле достигает 250 тыс. километров, соответственно можно говорить о том, что ресурс радиатора сопоставим с ресурсом автомобиля. Замена данного узла чаще всего связана с ДТП, или использованием некачественной охлаждающей жидкости, так что несмотря на высокую стоимость радиаторов, объем этого рынка в сегменте aftermarket невелик.

Наш сегодняшний обзор розничного рынка посвящен насосам системы охлаждения для атвомобилей иностранного производства. По традиции, мы выбрали три автомобиля, которые представляют различные сегменты российского автомобильного парка. Renault Logan - отвечает за самый дешевый сегмент. Ford Focus - автомобили среднего класса, Toyota RAV-4 - представляет бизнес-класс. Отметим также, что каждый из автомобилей исторически относится к разным странам производства: Европа, Америка и Япония, хотя мы отдаем себе отчет в том, что сегодня такое разделение является весьма условным. К тому же два автомобиля из трёх в настоящее время собираются на территории России.

Средний ресурс водяного насоса на автомобилях иностранного производства составляет около 150 000 километров. Этот показатель у зарубежных производителей намного выше, чем у поставщиков автокомпонентов на российские автомобили. Тем не менее, с учетом того, что поставки подержанных иномарок на наш рынок по-прежнему довольно высоки, спрос на помпы системы охлаждения стабильно растет. Специалисты нашего отдела аналитики методом телефонного опроса собрали информацию со 150 торговых точек в 4 городах Сибири: Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле. Результаты данной работы мы и предлагаем вашему вниманию.

Renault Logan

Забегая вперед, отмечу, что автомобиль, олицетворяющий собой иномарку эконом-класса, оказывается далеко не самым доступным в плане обслуживания. Средняя стоимость оригинальной «помпы» на него составляет в Сибири более 3 500 рублей. Так что, если потребитель будет выбирать для ремонта оригинальные детали, то стоимость эксплуатации «Логана» влетит ему в хорошую «копеечку». Впрочем, большого практического смысла покупать «оригинальные» детали для подержанного Logan нет. На независимом рынке представлен такой большой выбор водяных насосов на эту иномарку, что владельцам всех прочих автомобилей остается только завидовать. Мы насчитали в тороговых сетях 17 брендов. Так что конкуренция за владельцев «Рено» среди производителей водяных насосов идет нешуточная, и потеснить торговые марки, занимающие наиболее прочные позиции на витринах сибирских автомагазинов, будет очень не просто. Посмотрим на лидеров по «представленности» в розничной сети. Наиболее сильные позиции - у немецкого «упаковщика» Vierol. Его продукция представлена в 16% автомагазинов. Немного отстают от него такие известные производители как испанский Dolz и немецкий Hepu. Водяные насосы этих марок представлены в 15% и 14%, соответственно. На одном уровне с Hepu - оригинальные водяные насосы. Впрочем, в упаковке с надписью Renault можно обнаружить все те же насосы Hepu, но уже без опознавательных знаков, поскольку этот производитель является конвейерным поставщиком для компании Renault. Всего на 1% от этой четверки отстал ещё один известнейший бренд на рынке деталей систем - Meyle. Насосы этой марки для Renault Logan представлены в 13% автомагазинов. Позиции прочих участников рынка заметно отстают от пятерки лидеров (см. диаграмму 1).

Лидером по цене с огромным отрывом от всех остальных участников рынка является «оригинальный» продукт. Его стоимость я уже назвал выше. Из независимых поставщиков заметно отличается от всех прочих торговая марка Valeo. Водяные насосы этого производителя в розничной сети стоят дороже 1700 рублей. Все прочие производители стараются удержать стоимость своих деталей на уровне 1500 рублей. Ближе всего к этой отметке приблизилась торговая марка SKF. В этом же сегменте рынка расположился и один из лидеров по представленности в торговой сети - Hepu (1476 рублей). Другие лидеры находятся в районе нижней границы среднего ценового сегмента. Стоимость водяных насосов Dolzи Vierol не превышает 1200 рублей. В самом нижнем ценовом сегменте находится продукция двух небезызвестных российскому потребителю торговых марок Pilenga и Tsitron. Эти компании предлагают водяные насосы для Renault Logan по цене ниже 800 рублей. Это более чем в 4 раза дешевле, чем за «оригинал». Но пока и Pilenga, и Tsitron крайне слабо представлены в торговой сети Сибири.

Ford Focus

В этом сегменте рынка конкуренция заметно ниже. За кошельки владельцев «Фокусов» второго поколения (именно этот автомобиль мы выбрали в качестве идеального представителя среднего класса) борется всего лишь 8 производителей водяных насосов. Львиную долю рынка занимают насосы, выпускаемые под брендом Ford Motorcraft. Проще говоря - «оригиналы». Насосы этой марки представлены в 40% всех магазинов, торгующих запасными частями для Ford. На втором месте также американский бренд - Airtex. Это хорошо известный в Новом Свете производитель бензонасосов и водяных помп, который поставляет свою продукцию не только на aftermarket, но и на конвейеры американских автоконцернов. В каждом десятом магазине Сибири владельцу «Фокуса» предложат помпы Pilenga и Ruville. Обе компании самостоятельно не производят данную продукцию, а только упаковывают, но качество поставляемой продукции у большинства производителей не оставляет сомнений.

Очень хорошо представлены в розничной сети водяные насосы на Ford Focus от таких производителей как GMB (Япония), Hepu и Meyle. Все три компании имеют собственное производство данной продукции.

Как и в предыдущем сегменте рынка, ценовым лидером здесь является «оригинальная» помпа системы охлаждения. Как и в предыдущем сегменте, её цена в два раза выше, чем у независимых производителей среднего ценового сегмента. Верхний ценовой сегмент здесь составляют три бренда: SKF, Myele, Ruville. Их насосы стоят около 2000 рублей. Средний ценовой сегмент (1500-1700 рублей) представлен такими поставщиками как Hepu, Airtex, GMB, Dolz. В нижнем сегменте одиноко расположился бренд Pilenga. Стоимость насосов этой марки ниже 1200 рублей.

Toyota RAV-4

Конкуренция в бизнес-классе так же не высока. Водяные помпы на Toyota поставляют в Сибирь не менее 10 известных торговых марок. Треть автомагазинов торгует оригинальными насосами. Каждый четвертый автомагазин предлагает также водяные помпы марки GMB. Немного удивило нас столь слабая представленность насосов Tama, которые ещё совсем недавно относились к лидерами рынка. Сегодня насосы этой марки представлены лишь в 5% торговых точек. Это удивительно, учитывая то, что Tama является структурным подразделением крупнейшего в Японии производителя термостатов и датчиков - компании Nippon Thermostat Inc. (NTCL). И все же - это факт. Насосы Tama на Toyota RAV-4 встречаются в продаже реже, чем Hepu, Dolz, Airtex.

Вилка цен на водяные помпы в этом сегменте не такая большая, как в предыдущих двух. Оригинальные насосы по-прежнему самые дорогие, но их цена уже не 2 раза выше, а всего лишь на 30%. Из независимых производителей насосов ценовыми лидерами являются NRW и Optimal, которые представлены в розничной сети слабо. Основная масса торговых марок находится в средней ценовой нише (1500-1700 рублей). Нижний ценовой сегмент представлен лишь одной маркой - Dolz.

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима рабо­тающего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение) или окружающе­го воздуха (воздушное охлаждение).

Для нормальной рабо­ты двигателя температура охлаждающей жидкости должна быть 80-95° С. Жидкостная система охлаждения включает в себя водяную рубашку 6 (рис. 20) охлаждения бло­ка и головки цилиндров, радиатор 2, водяной на­сос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства (термостат 4, соединительные шланги, краники 7 и 10 слива, термометр 5). Во время работы двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом 9, который забирает воду из нижнего бака ради­атора и нагнетает ее под давлением в водяную рубашку 6, где она охлаждает стенки цилиндров. Далее вода направляется через отвер­стия и каналы в водяную рубашку головки цилиндров. По каналам потоки воды движутся к перемычкам клапанных гнезд, подвер­женным наибольшему нагреву. В холодном двигателе вода направ­ляется термостатом из водяной рубашки к водяному насосу (по малому кругу), минуя радиатор, а в прогретом - в верхний бак радиатора (по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиато­ра 2 в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается по­током воздуха, создаваемым вентилятором 3 и поступающим меж­ду трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя. Благодаря высокой скорос­ти движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4-7° С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя.

Рис. 20 Система охлаждения рядного двигателя .

1-шторка радиатора; 2- радиатор; 3 - вентилятор; 4 - термостат; 5 – термометр; 6- водяная рубашка; 7 и 10 - сливные краники; 8 - водораспределительный канал; 9 - водяной насос

Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей из во­дяной рубашки двигателя. Он состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Баки и сердцевина для луч­шей проводимости теплоты изготовлены из латуни.

В сердцевине размещен ряд тонких пластин, сквозь которые проходит множество вертикальных трубок, припаянных к ним. Вода, поступающая через сердцевину радиатора, разветв­ляется на большое число мелких струек. При таком строении сер­дцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению пло­щади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки патрубками со­единены с рубашкой охлаждения двигателя. В нижем баке предус­мотрен краник для слива воды из радиатора. Для ее спуска из водяной рубашки в нижней части блока цилиндров также имеются краники (с обеих сторон).

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака, закрываемую пробкой.

В системе жидкостного охлаждения предусмотрено двойное ре­гулирование теплового режима двигателя с помощью: жалюзи и термостата.

Жалюзи состоят из набора пластин. Они шарнино закреплены в планке, которая тягой и системой рычагов связана с рукояткой управления жалюзи. Рукоятка размещена в кабине. Створки могут располагаться вертикально или горизонтально.

Водяной насос и ветилятор объединены в одном кор­пусе, который через уплотнительную прокладку прикреплен к пло­щадке на передней стенке блок-картера. В корпусе 7 (рис. 22) на­соса на шариковых подшипниках установлен валик 4. На его пере­днем конце с помощью ступицы закреплен шкив 2. К его торцу привернута крестовина, к которой приклепана крыльчатка 1 вен­тилятора. При работе двигателя шкив получает вращение от ко­ленчатого вала через ремень. Лопасти крыльчатки 1, расположен­ные под углом к плоскости вращения, забирают воздух от радиа­тора, создавая разрежение внутри кожуха вентилятора. Благодаря этому холодный воздух проходит через сердцевину радиатора, отнимая у него теплоту.

На заднем конце валика 4 жестко посажена крыльчатка 5 цент­робежного водяного насоса, который представляет собой диск с равномерно расположенными на нем криволинейными лопатками. При вращении крыльчатки жидкость из подводящего патрубка 8 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 7 и через прилив подается в водяную рубашку двигателя.

Н

а заднем конце валика 4 также предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду из водяной рубашки дви­гателя. Уплотнение смонтировано в цилиндрической ступице крыль­чатки и застопорено в ней пружинным кольцом. Оно состоит из текстолитовой уплотняющей шайбы 11, резиновой манжеты 10 и пружины, которая прижимает шайбу к торцу корпуса подшипни­ков. Своими выступами шайба входит в пазы крыльчатки 5 и зак­репляется обоймой 12.

Патрубок 8 соединяет полость всасывания водяного насоса с нижним патрубком радиатора. Подшипники смазываются через пресс-масленку, ввернутую в корпус 9. Самоподжимные сальники предотвращают подтекание солидола из корпуса.

Рис. 22 Водяной насос и вентилятор. 1-крыльчатка вентилятора; 2-шкив; 3-подшипник; 4-валик; 5-крыльчатка насоса; 6-прокладка; 7- корпус насоса; 8-подводящий патрубок; 9-корпус подшипников; 10-манжета; 11-уплотнтельная шайба; 12-обойма сальникого уплотнения.

Термостат служит для ускорения прогрева холодного двига­теля и автоматического регулирования его теплового режима в за­данных пределах. Он представляет собой клапан, регулирующий количество циркулирующей жидкости через радиатор.

На изучаемых двигателях применяют одноклапанные термоста­ты с твердым наполнителем - церизином (нефтяным воском). Тер­мостат установлен между патрубком 10 и 11 (рис. 23), отводящими нагретую жидкость в верхний бак радиатора и водяной насос.


Рис. 23. Термостат с поворотным и простым клапаном:

а - устройство термостата с поворотным клапаном двигателя ЗИЛ-508; б и в - схемы действия поворотного клапана (закрытое и открытое положения);

г - термостат с простым клапаном;

1 - возвратная пружина; 2 - корпус; 3 - клапан (заслонка); 4 - рычаг; 5 - шток; 6 - направляющая втулка; 7 - мембрана; 8 - активная масса; 9 - баллон; 10 и 11 - патрубки отвода жидкости в радиатор и водяной насос; 12 - седло; 13 - клапан; 14 - пружина; 15 - резиновый буфер; А - ход клапана.

Термостат состоит из корпуса 2 (рис. 23, а), внутри которого помещен медный баллон 9, заполненный активной массой 8, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином. Масса в баллоне плотно закрыта резиновой мембраной 7, на которой установлена направ­ляющая втулка 6 с отверстием для резинового буфера. На после­днем установлен шток 5, связанный рычагом 4 с клапаном. Клапан плотно прижат в исходном положении (на холодном двигателе) к седлу (рис. 23, б) корпуса 2 спиральной пружиной 1.

При температуре охлаждающей жидкости выше 75° С активная масса 8 плавится и расширяется, воздействуя через мембрану, бу­фер и шток 5 на рычаг 4, который преодолевая силу пружины 1 начинает открывать клапан 3 (рис. 23, в), полное открытие которого произойдет при температуре 90° С. В интервале температур от 75 до 90° С клапан термостата, изменяя свое положение регулирует коли­чество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, тем самым поддерживая нормальный температурный режим двигателя.

На рисунке 23, г изображен термостат с простым клапаном 13 в положении его полного открытия, ход которого равен расстоянию А. При температуре 90° С, когда активная масса баллона расплавле­на, клапан вместе с баллоном садится вниз, преодолевая сопротив­ление пружины 14. При остывании масса в баллоне сжимается и пружина поднимает клапан вверх. При температуре 75° С клапан при­жимается к седлу 12 корпуса, закрывая выход жидкости в радиатор.

Охлаждающие жидкости необходимы для охлаждения деталей двигателя, соприкасащися с горячей рабочей смесью. В качестве охлаждающей жидкости на грузовых автомобилях обычно применяют воду. Недостатки воды - образование накипи и замер­зание при низкой температуре. При замерзании она расширяется, что ведет к выходу из строя деталей двигателя.

В зимнее время рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя жидкость с низкой температурой замерзания. В качестве такой жидкости используют антифриз. Температура его застывания - минус 40° С (марка 40) или - минус 65° С (марка 65). Эти жидко­сти светло-желтого цвета.

Для всесезонной эксплуатации автомобильных двигателей наи­большее распространение полчили антифризы тосол-А40М (го­лубой), тосол-65М (красный) и «Лена» (ОЖ-40 и ОЖ-65 желтозеленого цвета).

Срок службы антифриза два года, температура кипения +105° С, относительная плотность больше единицы. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емксти сис­темы охлаждения, т. к. он имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения.

    Лизинг, как метод обновления автомобильного парка.

Лизинг – аренда средств производства, зданий, сооружений, транспортных средств, конторского оборудования, складских помещений, и др. на условиях возвратности, платности и срочности; с возможностью последующей их продажи арендатору.

Система лизинга считается самой выгодной формой приобретения оборудования, а также удобным способом усилить инвестицион. активность. Широкое распространение за рубежом лизинг получил благодаря гос. поддержке. Лизинг признан и практически опробован во многих странах как один из эффективных механизмов обновления осн. фондов предприятий в условиях высокой стоимости оборудования и отсутствия собственных средств у предприятий для его приобретения.

Обеспечение АТП автотехникой по лизингу позволит ослабить остроту и даже полностью снять некоторые из перечисленных проблем.

Например, при поддержке Департамента автомоб. транспорта Министерства транспорта РФ была образована государственная лизинговая компания «Транслизинг». Ее целью было более выгодное оптовое приобретение городских и пригородных автобусов и передача их пассажирским предприятиям в лизинг. Практика работы фирмы «Транслизинг» в течение более 4-х лет показала, что форма оказания господдержки в виде лизинга автобусов оказалась выгодна как лизингодателю – государству, так и лизингополучателю – трансп. предприятиям. Помимо получения известных преимушеств приобретения техники по лизингу (использование сразу, а выплата стоимости постепенно) выгода для трансп. предприятий заключалась также в том, что:

Автобусы закупаются оптом непосредственно у производителя, что значительно дешевле, чем если бы каждое предприятие самостоятельно осуществляло эту покупку;

Приобретение автобусов на автозаводе специалистами лизинговой фирмы обеспечивает квалифицированную приемку, которую не всегда может выполнить предприятие, кроме того, фирма обеспечивает предлизинговый тех. сервис.

Выгода организации формы господдержки для государства оказалась в том, что:

Улучшилось транспортное обслуживание населения в городах;

Упростился контроль за использованием гос. средств по назначению.

Преимущества лизинга:

1) Лизингополучателю (арендатору) фактически предоставляется долгосрочный кредит лизингодателем на 100% стоимости поставляемого оборудования, который не требует немедленного начала платежа. 2) Лизинговые операции, как правила, осуществляются по фиксированной ставке, защищающей лизингополучателя (арендатора) от инфляционных колебаний. 3) Лизингополкчатель не делает первоначального взноса (что он обязан, был сделать при покупке оборудования в кредит) либо делает очень маленький взнос. 4) Лизингополучатель пользуется налоговыми льготами в связи с ускоренной амортизацией и тем, что арендные платежи, считаются эксплуатационными расходами и включаются в себестоимость продукции. 5) Предприятие по лизингу получает необходимое ему оборудование, в то время как кредит на его закупку может быть использован не по назначению. 6) Лизингодатель в течение всего срока действия лизингового соглашения остается собственником оборудования, предоставленного лизингополучателю (арендатору). Это повышает эффективность и надежность партнеров по лизинговому бизнесу. 7) Лизинг открывает для предприятия один из самых дешевых способов доступа к современной технике, включая зарубежную, с последующей ее наладкой и сервисным обслуживанием завода-изготовителя. 8) Лизингополучатель по окончании срока аренды может приобрести оборудование в собственность по остаточной стоимости, а в ряде случаев оно может быть оставлено бесплатно. 9) Схема финансирования бывает, как правило, индивидуальная, достаточно гибкая, с учетом возможностей конкретного предприятия и специфики местного законодательства. 10) Некоторые лизинговые компании даже не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий, поскольку обеспечением сделки является само оборудование. 11) При международных лизинговых операциях лизингополучатель (арендатель) получает налоговые льготы страны арендодателя. Речь идет об ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льготах и т.п.

Недостатки лизинговых сделок:

Происходит моральное и физическое старение арендуемого оборудования;

Стоимость лизинга оборудования (без налоговых льгот) выше затрат на его приобретение в кредит.

Во время езды на автомобиле появился посторонний шум? Потекла охлаждающая жидкость? Пора заглянуть под капот и проверить состояние насоса системы охлаждения. Где его найти, и какие неисправности характерны для этой детали?

Назначение и принцип работы помпы системы охладжения

Насос системы охлаждения (помпа) выполняет важную функцию – охлаждение двигателя машины. Во время работы транспортного средства силовой агрегат нагревается, и чтобы не произошло перегрева, помпа под воздействием ремня ГРМ производит принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. ОЖ поступает к водяному насосу из нижнего бачка радиатора. Жидкость, выходящая из помпы, проходит через блок цилиндров и головки цилиндра, после в радиатор и в итоге обратно в помпу.
Без системы охлаждения двигателя невозможна его нормальная и бесперебойная работа.

Неисправность насоса системы охлаждения ведет к закипанию ОЖ и соответственно выходу двигателя из строя. Неисправная помпа может стать причиной необратимых повреждений двигателя.

Общая конструкция помпы

Помпа представляет собой алюминиевый или стальной корпус, внутри которого имеется рабочее колесо (крыльчатка), размещенное на валу со шкивом. Внутри конструкции располагаются специальные каналы, предназначенные для отвода и подвода ОЖ. На приводном валу находится крыльчатка, которая вращаясь, приводит ОЖ в движение. На другом конце вала располагается шкив.

Корпус и крыльчатку изготавливают методом литья магниевых или алюминиевых сплавов, бывают пластиковые крыльчатки. Насос системы охлаждения располагается в передней части блока цилиндров.

Признаки неисправности помпы системы охлаждения

Понять, что помпа отработала свой ресурс можно по следующим признакам:

  • в салоне автомобиля отчетливо ощущается запах охлаждающей жидкости;
  • под транспортным средством видны капли охлаждающей жидкости;
  • появились посторонние шумы (стуки или хрусты) при езде на машине;
  • показания датчика, определяющего температуру ОЖ, находятся в красном секторе;
  • опустился уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Последствия использования дешевых изделий

При покупке дешевого насоса или подделки известной марки высока вероятность его быстрого износа. При производстве таких деталей используются некачественные материалы, что и приводит к поломкам – протечке, заклиниванию подшипников. Такой насос может серьезно навредить автомобилю. В лучшем случае после некачественного насоса автолюбителю придется приобрести новый насос, в худшем – ему грозит дорогостоящий ремонт двигателя. При заклинивании вытечет ОЖ, порвется ремень ГРМ, погнет клапана и продолжать движение будет невозможно, значит, автомобиль придется эвакуировать.

Замена насоса системы охлаждения

Описанный метод позволяет произвести замену помпы на всех моделях ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.

Для осуществления замены насоса системы охлаждения понадобится подготовить инструменты: головка на 10, бита с шестью углами, маленькая трещотка, кусачки, отвертка.

  • Загоняем транспортное средство на эстакаду и освобождаем доступ к . Для этого откручиваем защиту картера и двигателя. Поднимаем крышку капота и с левой стороны отвинчиваем заглушку, чтобы слить .


Если планируется обратно залить эту же охлаждающую жидкость, тогда нужно подставить емкость (например, ведро) под радиатор.

  • Находим болт на лицевой части блока цилиндров и откручиваем его. Из двигателя также сливаем охлаждающую жидкость.
  • Удаляем с двигателя пластиковую накладку. Для этого нужно потянуть ее немного вверх.
  • Отворачиваем болты, держащие переднюю крышку ремня ГРМ с помощью трещотки соединенной с битой.
  • По треугольным выемкам на задней крышке газораспределительного ремня выставляем верхние шкивы.


  • Откручиваем два ролика натяжителя ремня ГРМ и извлекаем его вместе с шестерней.


  • Теперь вытаскиваем два верхних зубчатых шкива. Для этого их понадобится открутить.
  • На задней крышке привода газораспределительного ремня с помощью головки на 10 откручиваем шесть болтов и вытаскиваем ее.
  • Откручиваем трещоткой три винта крепления насоса.


  • Извлекаем помпу. Для этого поддеваем отверткой за отлив на корпусе и вытягиваем ее.


  • Сухой тряпкой очищаем посадочное место насоса от остатков старой прокладки и грязи.
  • На новом насосе небольшим количеством герметика смазываем место посадки прокладки.
  • Надеваем на помпу прокладку, и тоже смазываем.
  • Устанавливаем помпу на двигатель таким образом, чтобы отверстие в ее корпусе было направлено вниз в ближайшее отверстие к фильтру.
  • Прикручиваем болты, держащие насос.


В случае если установка или замена насоса системы охлаждения была выполнена неверно, при езде по неровной дороге будут слышны стуки, и в салоне появится запах охлаждающей жидкости.

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Сбои в работе подшипников – это основная причина поломки насоса системы охлаждения. Условно можно выделить две основные неисправности этих деталей.

  • Люфт подшипника, который может стать причиной не только нарушений в работе системы охлаждения двигателя, но и обрыва ремня ГРМ. Следы охлаждающей жидкости на помпе свидетельствуют об этой неисправности.
  • Заклинивание подшипника происходит в результате нехватки смазки. Он перестает крутиться, что становится причиной обрыва газораспределительного ремня. Причиной заклинивания также может быть попадание мусора в систему охлаждения, в этом случае необходимо произвести очистку системы.

Причинами поломки помпы может стать разрушение:

  • уплотнений и прокладок;
  • корпуса;
  • крыльчатки.

Как правило, причиной этих разрушений становится желание водителей сэкономить на охлаждающей жидкости. Дешевая жидкость может замерзать при минусовых температурах, провоцировать появление коррозии и т. п. При выборе жидкости стоит отдать предпочтение более дорогими известным маркам, что поможет избежать поломок насоса.

Частичный ремонт подшипников вала и замена уплотнений теоретически возможны, но, как правило, автолюбители при выявлении неисправностей сразу меняют насос. Частичный ремонт имеет определенные сложности, а итоговая цена отдельных деталей будет практически равна стоимости насоса в сборе.

Популярные производители и модели

Корейская марка Kortex известна на рынке с 1997 года. Сегодня она занимает ведущие позиции в поставке автозапчастей для транспортных средств азиатского производства. Автомобильные запчасти Kortex соответствуют стандартам и техническим нормам. Детали этой фирмы пользуются популярностью и в России благодаря достойному качеству и адекватной цене.

  • Насос KPW0010 подходит для Chevrolet AveoT200, Lacetti, AveoT250.
  • Насос KPW0008 подходит для Daewoo Nexia.
  • Насос KPW0022 подходит для Hyundai Sonata, Santa Fe.


История компании General Motors началась в 1897 году. Сегодня концерн GM выходит в лидеры по производству и мировым продажам автомобилей и запчастей. Все детали изготавливаются с учетом марки модели автомобиля и соответствуют мировым стандартам.

  • Помпа 1,8 (96499089) подходит для Chevrolet, Motors, Rezzo.
  • Помпа 1334135 подходит для Opel Corsa C, Astra H.


ТЗА функционирует с 1995 года и занимается поставкой компонентов и автозапчастей для автомобилей марки ВАЗ. Вся продукция сертифицирована, защищена средствами защиты от подделок и имеет фирменную упаковку.

  • Насос водяной 2101-130711 подходит для ВАЗ 2101-2107, 2121.
  • Насос 2109-1307010 подходит для ВАЗ 2108-2110
  • Насос 21114-1307010-20 подходит для ВАЗ 2108-09.