Любимые автомобили брежнева. Любимые автомобили леонида брежнева

Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
Но, и Бьюик был совсем не плох...


Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей — в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop — со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими — сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet — это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
Евгений и Галина не остались в долгу — и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.




А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...




Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных - два, один из которых достался Брежневу, а второй - императору Японии.




В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.


Вспоминает Генри Киссенджер:

«Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова - во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.




Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие - там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.


«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия — не всегда лёгкое искусство».

Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.





Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!










Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13


А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем - представительской «Чайкой» ГАЗ-14.






Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly - поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.




Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным - водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.


Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

У этого человека было несколько страстных увлечений, которые запомнила история. Но главное хобби и страсть Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева - автомобили высокого класса и быстрая езда. Сегодня иногда появляются на аукционах машины из его коллекции. Стоят они баснословные деньги именно благодаря их знаменитому владельцу. О машинах Брежнева и истории их появления в гараже ЦК эта статья.

Леонид Ильич

Для старшего поколения брежневские времена ассоциируются с уверенностью в завтрашнем дне и стабильностью, дефицитом и валютными магазинами. Для молодежи напомним - Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) был главным человеком в СССР, Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза с 1966 года и до своей смерти. Он вошел в историю благодаря своим одиозным увлечениям (охота и гонки по Москве), колоритной внешности с густыми бровями, любви к поцелуям и различным орденам, медалям и званиям. Количество наград у генсека перевалило за 200, «тройного Брежнева» (поцелуй в обе щеки и в губы) удостоились Индира Ганди и С легкой руки этого модника визиткой советского партийного работника стали черное пальто с каракулевым воротником и каракулевая шапка. Именно он ввел моду на солнцезащитные очки, а его личный портной был не последней фигурой в стране. Но самая большая страсть Леонида Брежнева - машины. Он их не просто любил, он их обожал.

Гараж Леонида Ильича

Хотя генсек был прекрасным семьянином, о его романах с женщинами ходили легенды. Но не дамы были его заветной страстью, а первоклассные автомобили. По различным данным машин у Брежнева было от 40 до 320. При этом практически все они являлись подарками и не принадлежали ему лично. Но это ничего не меняло - при его жизни все они были в его полном распоряжении. После смерти Брежнева машин осталось всего 10. Из них 4 передали его внучкам, а остальные поделили представители ЦК и КГБ. Некоторые «жемчужины» коллекции легендарного генсека получили вторую жизнь в качестве экспонатов в музеях.

Рождение страсти

По официальной версии любовь к достойным автомобилям зародилась у Леонида Ильича в конце 30-х годов ХХ столетия, когда он, будучи секретарем Днепропетровского обкома КПСС, ездил на американском автомобиле Buick-90 Limited. Раньше вообще в чести были американские марки, например у Сталина был "Паккард". Потом появились трофейные машины. К концу Второй мировой войны генерал-майор Брежнев стал заправским гонщиком и ценителем скоростных автомобилей. Известны его восторженные отзывы об Opel Kapitan, который попал в часть политрука Брежнева в 1944 году.

Начало коллекции

Первой официальной машиной стал подаренный Н. С. Хрущевым Chevrolet Bel Air. Этот двухдверный аппарат появился в коллекции машин Брежнева в 1955 году, когда он возглавлял компартию Казахстана. Позднее, когда он станет главным человеком в стране, дипломаты, не стесняясь, будут подсказывать своим коллегам из посещаемых генсеком стран, какой подарок придется по душе патрону. А свой первый "Шевроле" Брежнев любил и впоследствии подарил дочери Галине.

Следующим личным автомобилем Брежнева стал в 1960 году Opel Kapitan L, подаренный первым мужем Галины - цирковым артистом Он приобрел его во время гастролей в ФРГ.

Первые шедевры

В 1966 году автопарк генсека пополнился автомобилем с трагической судьбой Chrysler 300. Этот красавец в 1986 году был куплен из автопарка киностудии имени Максима Горького Мухарбеком Эжиевым и увезен в Осетию. В период Осетино-Ингушского конфликта (1992) мародеры не смогли его угнать и сожгли. От раритетного автомобиля остались лишь ключи и документы.

А потом в гараже появился который подарили итальянские коммунисты в 1968 году. Это была машина с рекордными по тем временам показателями - 290 "лошадей" под капотом и способность развивать скорость до 240 км/час.

«Жемчужины» в автопарке

Многие лидеры зарубежных государств отметились своими подарками для Брежнева. Машины изготавливались либо в единственном экземпляре, либо в ограниченной партии. Перечислим лишь некоторые из них.

Очень редкая модель Mercedes 600 с кузовом «пульман-лимузин» - подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта. Таких было изготовлено всего семь машин, из которых шестидверных - две. Одна досталась императору Японии, а вторая машина - Брежневу (фото этой красавицы приведено ниже). На этом автомобиле генсек однажды чуть не сорвался в пропасть на крымском серпантине.

Президент Соединенных Штатов Америки поочередно подарил Брежневу три автомобиля: Cadillac (1971), Cadillac Eldorado (1972), Lincoln Continental (1973). На первом Брежнев с ветерком лично прокатил Госсекретаря США Генри Киссинджера в 1972 году по сельским дорогам Подмосковья, о чем последний оставил впечатляющие записи в мемуарах. Вслед за Киссинджером в Москву собирался Никсон. Дипломаты ненавязчиво намекнули ему, что Леониду Ильичу очень нравится модель "кадиллака" Eldorado. Автомобиль изготовили за три дня, и транспортный авиалайнер доставил его в Москву.

Автомобиль, как у президента Соединенных Штатов Америки

Сам Никсон разъезжал во время своего визита на президентском «Линкольне». Брежнев выразил восхищение этой машиной. Ко времени визита генсека в США в 1973 году ему в подарок был изготовлен эксклюзивный "седан" Lincoln Continental голубого цвета с черным верхом и обивкой салона из винила, а на приборной доске красовалась надпись «Самые лучшие пожелания. На добрую память». А еще в этом автомобиле была установка климат-контроля, электрическая регулировка кресел и музыкальная установка. Этот подарок Никсон презентовал от имени американских бизнесменов, который они купили за 10 тысяч долларов США.

Согласно свидетельствам очевидцев, это была любимая машина Брежнева. Именно на ней состоялась знаменательная совместная поездка лидеров двух великих держав по дорогам Кэмп-Дэвида. Именно после этой поездки с лихим водителем Брежневым, который летел со скоростью не менее 80 км/час по дорогам, где сам Никсон не гонял на такой скорости даже на спортивной машине, последний сказал знаменитую фразу: «Дипломатия - не всегда легкое искусство».

Другие подарки

Не имеет значения, на какой машине ездил Брежнев, все они были для него не средством передвижения, а объектом страстной любви.

В коллекции генерального секретаря Брежнева было три Rolls-Royce Silver Shadow.

Первый был подарен генсеку американским бизнесменом Армандом Хаммером в 1968 году. Вторая «Серебряная тень» была подарком королевы Великобритании Елизаветы II в 1974 году. Судьба машины удивительна.

Он был разбит на подмосковной дороге в 1980 году то ли Брежневым, то ли его водителем. Но в случае с этим автомобилем его стоимость только возросла в результате ДТП - его выкупил Риге, где его не восстанавливали. А на переднем сиденьи в экспозиции сидит восковая фигура генсека-лихача.

Третий - «Роллс-Ройс Серебряный Дух» (Rolls-Royce Silver Wraith) подарен правительством Великобритании в 1979 году. На нем Брежнев ездил на охоту.

Японская нота

В списке машин генсека любимым авто из Японии был Nissan President, подаренный в 1973 году и имевший номер кузова 000002. Номер первый стоял в гараже премьер-министра Японии. И на этой машине Брежнев лично прокатил по Москве Никсона и Киссинджера, после чего появился анекдот с ключевой фразой «Ты погляди, кто у них за шофера!». Этот тяжеловес весом в две тонны, объемом двигателя 4,4 литра и автоматической коробкой передач разгонялся до 190 км/час, а бензина брал 15 литров на 100 километров. Вот на какой машине возили Брежнева!

После смерти Леонида Ильича он оказался во владении Галины Леонидовны Брежневой. Она продала его патриарху Пимену, настоятелю Почаевской Лавры. В 1992 году на Всероссийском аукционе редких и экзотических автомобилей он был куплен в частную коллекцию за 160 тысяч долларов.

Машины отечественного производства

В коллекции генсека были не только машины иностранного производства. Любовь Брежнева к автомобилям, можно сказать, оказалась благотворной струей для отечественной автомобильной промышленности. В 1966 году в автопарке Кремля появилась машина Брежнева «Чайка» (ГАЗ-13). Три ряда сидений, кресла обтянутые элитной шерстью или кожей, электроподъемники стекол и магнитола с управлением от пульта, установленного в подлокотнике заднего сидения - все для комфорта пассажира. Через 10 лет первая новая «Чайка» (ГАЗ-14) прямо с конвейера попала в кремлевский гараж, как подарок на 70-й день рождения Леонида Ильича. Примечательно, что это единственный автомобиль данной серии вишневого цвета. Все остальные машины исключительно черные.

Были в гараже генсека и автомобили марки «Волга». Одна (ГАЗ-24-95) даже была оборудована полным приводом и являлась отечественным кроссовером того времени, на котором Леонид Ильич ездил на охоту.

Были в гараже у Леонида Ильича Брежнева и ЗИЛы - машины с бронированным кузовом «лимузин» представительского класса. От одного остались только сиденья (ЗИЛ -115, уничтожен), судьба второго (ЗИЛ-4105) неизвестна.

Автомобили Брежнева в наше время

Судьбы у брежневских любимиц сложились по-разному. Во времена перестройки 90-х годов прошлого столетия, автомобили из гаража Кремля разошлись по всему миру. Как говорилось, великолепный Maserati Quattroporte сначала попал в Эстонию во владение охранной фирмы из бывших сотрудников КГБ, а после был продан премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Разбитый «Серебряный призрак» стоит в музее в Риге. Подарок Никсона Cadillac Eldorado можно увидеть в московской экспозиции клуба «Автоамерика».

По всему миру на различных аукционах всплывают машины из гаража Брежнева. В Германии был продан в частную коллекцию его Mercedes, а Nissan President был выставлен на аукционе Sotheby"s, правда, его никто не купил. А на российском интернет-портале в апреле 2018 года появилось объявление о продаже "Чайки" (ГАЗ-13) образца 1980 года из гаража Брежнева. Продавец поставил цену в 30 миллионов рублей, история автомобиля проверяется. Но уже ясно, что комплектация машины не соответствует серийному производству.

Автомобили с историей всегда становятся находками для истинных коллекционеров, которые готовы платить за них любую сумму. Машины из коллекции одного из самых известных политиков ХХ столетия - Леонида Ильича Брежнева могут стать украшением и гордостью любой коллекции.

Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

    Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
    Но, и Бьюик был совсем не плох...

    Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
    Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
    Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».

    Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.

    Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
    Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.

    А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
    Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

    После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)

    Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

    Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.

    Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

    У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II

    По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...

    Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных – два, один из которых достался Брежневу, а второй – императору Японии.

    В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.

    Вспоминает Генри Киссенджер:

    «Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

    Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

    Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.

    Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.

    «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

    Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

    С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.

    Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!

    Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13

    А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14.

    Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

    Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.

    Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
    После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

    До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

    А хорошо бы собрать их всех вместе, правда?)

Имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в нашей истории связано с дешевой водкой, застоем и с громадной автомобильной коллекцией. Генсек был ведь не только заядлым охотником, но также шофером-асом и страстным автоколлекционером. Причем для пополнения своей коллекции он имел такие возможности, о которых простые смертные, для которых даже покупка или продажа подержанных авто была в те годы недоступна, могли только мечтать. Советские Джеймсы Бонды и здесь были начеку.

В его гараже стояло около восьми десятков зарубежных легковушек. Единственным автомобилем из Страны Восходящего Солнца был Nissan President 1973 года. Его история связана с единственной в жизни Брежнева аварией…

Звездный час подполковника

Производство автомобилей представительского класса с V-образным 8-цилиндровым мотором Nissan начал в 1965 году после преобразования моторостроительной компании Prinz Motors. 748 машин первой серии (1965-1967 гг.) имели двигатель с рабочим объемом 3998 см³ и мощность 197 л.с. при 5000 об/мин. Об удачной конструкции этого первенца свидетельствует то, что без особых изменений он выпускался 30 лет! Лишь наращивал «мускулатуру» - объем двигателя и «атлетическую силу» - мощность.

На Токийском автосалоне 1973 года Nissan представил второе поколение этого японского «Роллс-Ройса». Объем двигателя вырос до 4400 см³, а мощность - до «табуна» из 220 «самурайских скакунов», разгонявших двухтонную «вторую серию» до 195 км/ч. Крутящий момент остался прежним. Он не менялся на протяжении всех лет выпуска модели. Как, впрочем, и автоматическая коробка передач. Расход топлива был сравнительно небольшим для представительского автомобиля - 15 литров на 100 км пути.

Первым владельцем обновленного Nissan President с 4-х местным кузовом седан, дизайн которого был явно проамериканским, стал премьер-министр Японии.

На автосалоне лимузин привлек внимание щеголеватого европейца небольшого роста, которого звали Владимир Алексеевич Пронников. Он имел звание подполковника Первого Главного управления КГБ (внешняя разведка). Этот невероятно усердный и способный человек в свое время с отличием закончил Институт международных отношений и в совершенстве владел японским языком. Попав в конце 50-х в Токио, он прекрасно усвоил манеры поведения западных дипломатов: коллекционировал старинные японские маски, любил щеголять в разговоре малоизвестными подробностями японской истории, страстно обoжал теннис, слыл знатоком престижных автомобилей и французских вин. Такой внешний лоск и эрудиция привлекли внимание КГБ, и сотрудника посольства Пронникова пригласили по совместительству работать на Комитет.

В первый же год своей службы Владимир Алексеевич завербовал японского журналиста - небывалый для новичка успех - и показал себя мастером интриг, став (по официальной версии) заместителем резидента в Японии. «Страшному подполковнику» (как его называли коллеги) сопутствовал успех. Ему удалось завербовать Хирохиде Исиду - бывшего министра (агент по кличке Гувер). Этот человек за хорошие деньги стал проводником советских идей во враждебной коммунизму Японии. Естественно, такой агент не мог не заинтересовать «небожителей»: Брежнева, Громыко, Андропова. Исида стал получать от КГБ якобы для «парламентской ассоциации японо-советской дружбы» огромные суммы, отчета за которые от него никто не требовал. В 1973 году этот агент Кремля посетил Москву. И к его визиту была подготовлена специальная акция.

В нейтральных водах пограничники задержали 49 японских рыбаков. А потом (якобы по просьбе Исиды к председателю Совета Министров Косыгину) отпустили, подтвердив «влиятельность японского миротворца». За вербовку такого ценного источника информации Пронников получил орден Красного Знамени. И советский подполковник всерьез задумался, как отблагодарить «дорогого Леонида Ильича» за оказанное доверие. 4 сентября на открытии уже упомянутого автосалона Владимиру Алексеевичу не составило большого труда уговорить Хирохиде Исиду подарить Брежневу новый Nissan President. Ведь практически покупка осуществлялась на деньги КГБ.

Автомобиль не брали со склада готовой продукции, а, как и положено для машины такого класса, изготовили специально под «звездного клиента» (на тот момент дважды Героя) Брежнева. И в сентябре того же года спецрейсом «Аэрофлота» из Токио был доставлен большой седан, окрашенный в металлик темного оттенка красно-коричневого цвета. Автомобиль сверкал многочисленными хромированными деталями и четырьмя фарами. Салон из серой кожи был отделан деревом дорогих пород, а от непривычной нашему человеку аппаратуры (электростеклоподъемники, электрически регулируемые сидения) шла кругом голова. Но одна опция была создана специально для этого автомобиля: шкала и настройка приемника марки Sony соответствовали советским параметрам УКВ.

Машину сразу отвезли на Лубянку, где её осмотрели специалисты по аппаратуре прослушивания из 7-го отдела полковника Калягина. Эти люди чуть не угробили богатое и сложное электрохозяйство Nissan President своим топорным вмешательством. Вечером того же дня начальник личной охраны Брежнева генерал-майор Александр Яковлевич Рябенко перегнал автомобиль с двигателем № 000750 и кузовом № 000002 (вторая машина второй обновленной серии) его владельцу. Новая «игрушка» очень понравилась 66-летнему «хозяину страны» и заняла достойное место в его гараже на даче в Одинцовском районе под Москвой.

В разные годы эту «дачную» коллекцию пополнили: черный Rolls-Royce Silver Shadow - подарок Арманда Хаммера, два разных, но очень мощных Mercedes-Benz - подарки боннских лидеров, презенты американских президентов Cadillac Eldorado 1972 г. и Lincoln Continental 1974 г.

Первый Buick Генсека

Любовь к иномаркам зародилась у Брежнева в далеком 1938-м, когда за секретарем Днепропетровского обкома партии закрепили новехонький Buick-90 Limited. Управлял им шофер Рябенко. После войны у Брежнева проснулась тяга к трофейным машинам, которые ему привозили из побежденной Германии и из Москвы. Ильич через всю жизнь пронес любовь к хорошему охотничьему оружию и автомобилям. Недаром Киссинджер как-то сказал о нем: «Политик никудышний, но водитель - ас». На дачах Генсека оседали серьезные машины: Citroen SM, Maserati Quattoroporte, Ferrari Daytona…

Инцидент в Завидово

Как известно, любимым местом отдыха Леонида Ильича было охотничье хозяйство в Завидове. А отдых - это ведь не только охота, но и езда с ветерком. Личным рекордом генсека-автолюбителя считалось преодоление расстояния от Кремля до Завидова (150 км) всего за 50 минут!

Однажды, возвращаясь в Москву с удачной охоты из Завидова, Брежнев разогнал свою «восточную красавицу» почти до 200 км/ч. И вдруг машину начало заносить вправо. «Скорость, скорость снижайте!», - испуганно закричал сидевший рядом шофер. Брежнев, не теряя самообладания, всем телом налег на руль, пытаясь своим весом удержать машину. И это ему удалось. Лишь заднее правое крыло слегка оцарапалось о придорожное дерево. Когда остановились и осмотрели автомобиль, оказалось, что пробито переднее правое колесо. И только самообладание действительно классного водителя, коим и был (несмотря на возраст и прогрессирующий склероз) Брежнев, помогло избежать катастрофы.

«Последний» Ильич не имел марок-фаворитов, он любил действительно хорошие машины. Генсек не давал застаиваться своим железным коням и, соблюдая очередность, носился на них по дорогам общего пользования. Правда, рядом обычно сидел опытный водитель, а на заднем сиденье - Рябенко со своим заместителем Медведевым. За брежневским автомобилем постоянно следовала переполненная людьми из охраны черная «Волга» ГАЗ-24 с «чайковскими» мотором и трансмиссией.

Единственным автомобилем, за руль которого «кремлевский гонщик» не садился, был служебный «ЗИЛ-114». Брежнев разграничивал личные и служебные поездки. Интересно отметить, что даже во время затянувшихся переговоров с Никсоном и Киссинджером Брежнев просто сбегал из Кремля в Завидово, где мог спокойно поохотиться и проехаться с ветерком. Последняя автопоездка произошла в 1980 году, когда державный водитель, не учтя дорожной ситуации, вдребезги разбил любимый Rolls-Royce.

«Ниссан» стал коллекцией

После кончины Леонида Ильича, 10 ноября 1982 года, Nissan попал в Жуковку, на дачу дочери Галины. «Бриллиантовая леди», как известно, предпочитала «мерсы», и «японец» вскоре оказался у другого истинного знатока - настоятеля Почаевской Лавры. Позднее President был передан в гараж Патриарха Всея Руси Алексия II, где и находился до начала 90-х. Там этот автомобиль увидел специалист по профессиональной звукоусилительной технике Борис Лахметкин, выполнявший заказ Патриархии. Ему и уступили это много повидавшее авто. Борис Евгеньевич, большой любитель рыбалки и джаза (кстати, рыбачит он в том же Завидове), произвел ремонт этого удивительного автомобиля. Он подобрал краску и закрасил памятную царапину, пересмотрел двигатель и ходовую (которые прекрасно сохранились), разобрался с электрооборудованием. Лахметкин считает, что такой автомобиль должен принадлежать истинному коллекционеру, и негоже на нем ездить каждый день…

Единиц.

По воспоминаниям современников, Л.И. Брежнев имел страсть к автомобилям и быстрой езде и любил ездить на автомобилях из своей коллекции . Известны случаи, когда он своим лихачеством подвергал опасности жизни иностранных руководителей .

Автомобили хранились в кремлёвском Гараже особого назначения и на даче Л.И. Брежнева в Заречье (Подмосковье) . После смерти Генерального секретаря коллекция была раздроблена и распродана.

Коллекция

В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей было редчайшим явлением. Кроме того, владение автомобилем производства капиталистических стран, которые составляли большую часть коллекции Л.И. Брежнева, само по себе было среди советских граждан крайне редким исключением. Официально, для открытой продажи, они в страну не поставлялись. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л.И. Брежневу, а аппарату ЦК , но делались именно для него .

По воспоминаниям личного телохранителя Л.И. Брежнева Владимира Медведева, большое количество дарившихся Генсеку автомобилей объясняется тем, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит.

Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева:

  • «Шевроле Бел Эйр» (1955, США). Кузов купе . Был подарен Л.И. Брежневу Н.С. Хрущёвым . Впоследствии Л.И. Брежнев подарил его своей дочери Галине. В настоящее время находится в Днепропетровске.
  • «Опель Капитан» L (1960, ФРГ). Был подарен Л.И. Брежневу дочерью Галиной и её мужем.
  • «Крайслер 300» (1966, США). В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в Северо-Осетинской АССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена осетинскими мародёрами после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, – это ключи и документы.
  • «Мазерати Кваттропорте» (1968, Италия). Был подарен Л.И. Брежневу руководством итальянской Компартии . Это четырёхдверный седан с двигателем V8 мощностью 290 л.с. Максимальная скорость 230 км/ч.
  • «Мерседес-Бенц 600 Пульман» (1969, ФРГ). Кузов «пульман-лимузин» (шесть дверей). Подарен канцлером ФРГ Вилли Брандтом . Это очень редкая модель, изготовленная всего в семи экземплярах ; шестидверных же было всего два (второй достался императору Японии). В 2008 году продан коллекционеру из Германии за 103600 евро .
  • «Мерседес-Бенц SL-класса» (ФРГ). Во время поездки в ФРГ Л.И. Брежневу был вручён спортивный двухместный «Мерседес» синего цвета. Леонид Ильич тут же опробовал его в деле, совершив длительную поездку. Генсек остался доволен «Мерседесом», но отметил, что ему бы больше подошёл более коммунистический цвет - красный. Хозяева прислушались к пожеланию и заменили синий «Мерседес» красным.
  • «Кадиллак» (1971, США). Чёрного цвета, модель и тип кузова неизвестны. Подарен Ричардом Никсоном в 1971 году. На этом автомобиле Л.И. Брежнев катал Госсекретаря США Генри Киссинджера во время визита последнего в СССР в 1972 году.
  • «Кадиллак Эльдорадо» (1972, США). Кузов купе. В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.
  • «Линкольн Континенталь» (1973, США). Кузов седан . Голубого цвета с чёрным виниловым верхом. Подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде от лица американских бизнесменов. Во время визита Никсона в Москву в 1972 году Л.И. Брежнев увидел президентский «Линкольн» и воскликнул: «А можно и мне такой же? Только обычный, конечно». По просьбе Никсона американские бизнесмены приобрели для Генсека автомобиль стоимостью 10000 долл. (в ценах 1973 г.) . Автомобиль был вручён Л.И. Брежневу на следующей встрече лидеров двух стран. Никсон вспоминал:

Я сделал ему официальный подарок - тёмно-голубой «Линкольн-Континенталь» индивидуальной сборки с чёрной велюровой обивкой салона. На приборной доске надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания»

По воспоминаниям охранников Л.И. Брежнева, это был его любимый автомобиль. На этом автомобиле состоялась знаменитая поездка двух лидеров.

После смерти Л.И. Брежнева коллекция была конфискована у его семьи и раздроблена. Из воспоминаний его дочери Галины:

Папу награждали решением Политбюро, ЦК. Да ну и что, что он любил ордена? Ведь это безобидная причуда. Он же не квартиры и дачи присваивал, да и заграничных счетов у него не было… А что ордена - так это ведь самый дешевый способ отблагодарить человека, который так много сделал для страны. Почти все потом же и забрали. Не постыдились издавать по этому случаю указы. Первым изъяли орден Победы. По стоимости этот орден был самый дорогой: там много бриллиантов, рубины… Отобрали все ценности, которые папе дарили. Всю коллекцию оружия отобрали, когда еще папино тело не остыло. Отобрали все машины. Даже квартиру опечатали - потом там почти все пропало. Отобрали все ценное - все, что блестит…

Не совсем ясно, что Г. Брежнева понимает под словом «отобрали», так как многие из машин коллекции находились в собственности аппарата ЦК КПСС, а не лично Леонида Ильича или его семьи.

Лихачество

Л.И. Брежнев научился водить автомобиль в годы Великой Отечественной войны, любил быструю езду. Став Генеральным секретарём, он лихачил на освобождённых от другого транспорта участках шоссе.

Своей рискованной ездой Леонид Ильич несколько раз шокировал иностранных политиков, оказавшихся с ним в машине. Генри Киссинджер так описал один из этих случаев [ ] :

«Однажды он подвёл меня к чёрному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина . С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

Аналогичным воспоминанием делится Ричард Никсон [ ] :

«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперёд и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

Примечания

  1. Александр МЕЛЕНБЕРГ. Личное состояние Брежнева Л. И. Архивная копия от 7 апреля 2009 на Wayback Machine // Новая газета , ежемесячное обозрение, май 2006 года.
  2. Брежнев и его эпоха. Историческая справка. // РИА «Новости»
  3. Alexander Duncan. Russia’s Rich Drive Roaring Luxury Car Trade // The St. Petersburg Times, October 4, 2005.
  4. Мэлор Стуруа. Брежнев, я и мой «Чарджер» // Известия. Ру, 19 декабря 2006.
  5. Miles Kington.