Разрешено ли движение задним ходом на дорогах с односторонним движением? Правила движения задним ходом. Запрет на езду задним ходом

Главным условием при движении задним ходом является безопасность, а также уверенность в том, что данный маневр не создаст помех другим участникам движения. Кроме того, в Правилах дорожного движения указаны места, в которых задний ход запрещен. За несоблюдения этих правил, водителю выписывается штраф.

Какие штрафы за задний ход придется платить нарушителю ПДД? Читайте в статье.

Движение задним ходом требует немалой сноровки и опытности В Правилах дорожного движения прописаны места, на которых движение задним ходом строго запрещено. К таким местам относятся:

  • Перекрестки;
  • Тоннели;
  • На переходе, по которому перемещаются пешеходы;
  • Скоростная дорога;
  • В местах остановки маршрутных транспортных средств;
  • На мостах, путепроводах, эстакадах;
  • На участках дороги с недостаточной видимостью (менее ста метров);
  • В местах, где запрещен разворот (однако в этом пункте есть оговорка, что это правило не распространяется на дороги с односторонним движением);
  • На железнодорожных переездах.

Что касается приоритетности на дороге во время совершения данного маневра, то у водителя, который двигается задним ходом, самый низкий приоритет. Иначе говоря, он должен уступать всем участникам движения и только после этого — двигаться самому.

Где можно двигаться задним ходом?

На участках дорог, которые не перечислены в вышепредставленном списке. При этом водитель должен соблюдать следующие условия:

  • Двигаться безопасно, т.е. не создавая риска возникновения дорожно-транспортного происшествия;

Это значит, что водитель должен продвигаться назад на минимальной скорости, убедившись в том, что ему видно всех участников движения (другие автомобили, пешеходов и т. д.)

Если по какой-то причине видимость водителя, который двигается задним ходом, ограничена, он обязан прибегнуть к подсказкам третьих лиц.

Так, например, если водитель выезжает из «кармашка» парковки и не видит, кто двигается у него «за спиной» (запотело окно, сильный туман и т.д.), он должен прекратить движение задним ходом и попросить, например, своего пассажира/пешехода/водителя другой машины помочь выехать, не создавая опасную ситуацию на дороге.

  • Не создавать помехи движению других ТС. Этот пункт касается участков дорог, на которых установлен порядок одностороннего движения;

Т.е. водитель, который решил двигаться задним ходом, не должен способствовать тому, чтобы другие транспортные средства меняли траекторию движения, понижали скорость или прибегали к экстренному торможению.

Штрафы за движение задним ходом

  • Если водитель осуществляя движение задним ходом на автомагистрали, при этом мешает двигаться другим автомобилям, создавая риск возникновения дорожно-транспортного происшествия, то, согласно статье 12.11 Кодекса об административных правонарушениях, за это нарушение ему придется заплатить штраф в размере двух с половиной тысяч рублей .

Помните, что если предпринять попытку оплаты штрафа в первые двадцать дней, то его сумма сократится в два раза. Так, например, если водитель двигался по дороге с односторонним движением, создавая помехи другим водителям, при остановке сотрудником патрульной службы ему будет выписан штраф на 2500 рублей. Если он оплатит его в первые 20 дней, заплатить придется только 1250 рублей.

  • Если водитель по невнимательности заехал на дорогу, где установлено одностороннее движение для маршрутных транспортных средств , а потом решил «сдать» назад с этой дороги, то при остановке ему придется заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.

При повторном совершении въезда на дорогу, где установлены знаки «Одностороннее движение» и «Движение маршрутных транспортных средств», к водителю будет применена более суровая мера наказания — лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

  • Если водитель заезжает под знак «движение запрещено», либо едет задним ходом в местах, где этот маневр запрещен, в том числе и на перекрестке , то ему при придется заплатить штраф в размере пятисот рублей . Лишение права управления транспортным средством в этом случае не предусмотрено, если такое нарушение было совершено однократно.

Как видно из приведенных примеров, самый большой штраф предусмотрен при движении задним ходом по дороге с односторонним движением.

Оплатить штраф онлайн:

Задний ход — опасный маневр и к его совершению стоит подходить со всей ответственностью. Чтобы случайно не врезаться в другую машину или не сбить пешехода, стоит учитывать следующие советы:

  • При начале движения задним ходом нужно посмотреть в боковые зеркала, чтобы убедиться, что сзади нет помех (других автомобилей или людей);
  • Помимо этого нужно убедиться, что вблизи нет запрещающих данный маневр знаков;
  • Помните, что движение задним ходом запрещено на таких участках дорог, как перекрестки, переходы, тоннели, железнодорожные переезды, мосты, эстакады, места где нельзя совершать разворот (не касается одностороннего движения), где плохо видно и т.д.

Есть такой анекдот: один из представителей народов Севера приобрел себе новый автомобиль. Спустя несколько дней у него спрашивают, нравится ли ему ездить на новом «железном коне». Тот отвечает: «Ехать на работу очень нравится, а обратно - нет». У него спрашивают, в чем же дело. На что от отвечает: «Вперед у машины есть аж 5 передач, а назад – только одна!»

Этот анекдот уже давно можно назвать «бородатым». Но даже если предположить, что это правда, то у такого водителя не было никаких трудностей при езде задним ходом только потому, что пройденный километраж достаточно приличный. А сколько километров вы проехали на заднем ходу? Наверняка, эта цифра очень мала, если сравнивать с обычным передвижением. Что же мешает водителям ездить задним ходом так же легко, как и «передом»? Возможно, отсутствие опыта или же просто неумение. Чтобы с легкостью совершать подобные маневры, нужно проехать примерно 1 – 3 км, после чего вы без труда сможете припарковать авто задним ходом.

Езда задним ходом по зеркалам

Любые навыки требуют постоянных тренировок. Прежде чем начать ездить по оживленным городским дорогам, нужно научиться хорошо ездить задним ходом. Сначала нужно научиться ездить таким способом по прямой, не глядя при этом в зеркала. Для этого нужно повернуть голову назад и смотреть через правое плечо. Нужно помнить, что авто будет ехать прямо, только если установить руль в нужное положение. Даже если вы будете минимально двигать руль, то колеса будут отклоняться в разные стороны, отводя в разные стороны и машину. Именно поэтому двигаться нужно на минимальной скорости.

После этого можно учиться ездить по зеркалам. Для начала необходимо отрегулировать положение каждого зеркала заднего вида. Боковые зеркала должны показывать вам минимум самой машины и максимум пространства вокруг авто. В центральном зеркале вы должны видеть полное отражение заднего стекла. Самый идеальный вариант регулировки – если водитель может смотреть в зеркала, не поворачиваясь и не наклоняясь. Вы должны все видеть только переводя свой взгляд. К сожалению, не в каждой машине можно сделать развесовку зеркал. Посему небольшие повороты головы вполне допустимы.

Почти у каждой машины, которая не оборудована специальными камерами, есть так называемая «мертвая зона». Именно эту область водитель никак не может контролировать посредством использования зеркал. Чтобы езда была действительно безопасной, нужно точно знать, где находятся такие зоны у вашей машины. Для этого водитель должен сесть за руль и посмотреть в зеркала, помощник же в это время должен обойти машину. Те области, где другого человека не видно, и будут «мертвыми». Контролировать эти зоны нужно самостоятельно поворотом головы без использования зеркал.

Начинающим водителям нужно обязательно обучиться езде задним ходом без использования зеркал. Ведь во многих странах сдавать задним ходом по зеркалам вообще запрещено. Главный принцип – держите руль прямо, чувствуйте его, как собственные руки. Тогда любые маневры вам будут под силу.

Учимся делать повороты

Разумеется, езда задним ходом по прямой – навык полезный, но уметь поворачивать при таком способе езды тоже нужно. Учиться этому нужно только после того, как вы полностью освоите прямолинейное движение задним ходом. Самое главное в этом вопросе – не перепутать, в какую именно сторону нужно поворачивать руль. Если вы обернетесь, то стороны по ощущениям поменяются местами. А вот рулевой механизм ведь не меняется. Если вы повернете вправо, то машина туда и поедет, только задом. Для того чтобы избавиться от этого ложного ощущения, нужно практиковаться.

Дабы уверенно управлять автомобилем на заднем ходу, нужно все движения «закрепить в подсознании». Вы не должны задумываться, в какую сторону повернуть руль для поворота влево или вправо, ваши руки должны работать автоматически. Посему учиться нужно на минимальных скоростях. Крайне важно научиться обрабатывать информацию без запинок.

Если вы чувствуете, что начинаете запутываться, то нужно сразу же остановиться. Такое явление вполне нормальное – ваш мозг будет пытаться осознать то, что происходит, просто ему нужно будет помочь. Сядьте прямо, переведите дыхание и проанализируйте свои ошибки. Оцените, осмыслите и «переварите» создавшуюся ситуацию. Только после этого можно делать еще одну попытку.

Для начала нужно освоить повороты задним ходом, причем контролировать маневр нужно через заднее стекло, то есть повернув голову вправо. Итак, выполняем непосредственно поворот. Как только задняя часть машины будет направлена в нужную сторону, выкрутите руль, чтобы он стоял прямо. Благодаря этому вы будете двигаться по прямой. Если нужно, то руль можно немного подворачивать.

Когда вы этому научитесь, то можно будет практиковать повороты задним ходом, используя зеркала заднего вида. Скорость сначала должна быть наименьшей. Последнее замечание – когда будете поворачивать, внимательно смотрите на передние крылья. Они могут значительно смещаться в сторону.

Важные нюансы

Понятно, что при таком передвижении нужно соблюдать ПДД. Согласно правилам, задним ходом по проезжей части ездить нельзя. Допускается движение по дороге с односторонним направлением дорожного потока при условии, что подъехать к нужному объекту каким-либо другим способом невозможно. При этом водитель должен быть максимально внимательным, не создавать опасные ситуации и не должен создавать препятствия для других машин. Нельзя двигаться задним ходом в тот момент, когда машина сзади маневрирует. По поводу скорости движения в ПДД нет никаких конкретных цифр, но понятно, что показания спидометра должны быть минимальными.

Оптимальный вариант – включить «аварийку» на время езды задним ходом. Так вы привлечете внимание остальных водителей даже ночью, не создав аварийной ситуации и не накликав на себя гнев правоохранителей. Нельзя выполнять подобные маневры в тех местах, где запрещено поворачивать авто.

В Правилах описан целый ряд мест, где запрещен проезд задним ходом: автомагистрали, дороги с двумя направлениями, ж/д переезды, пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, перекрестки, остановки общественного транспорта, тоннели вместе с въездами и выездами из них. Также маневры запрещены в условиях недостаточной видимости. Если особой необходимости нет, то лучше проехать прямо при густом тумане, сильном дожде и так далее. Будьте внимательны при выездах задним ходом с парковок, дворов домов. Правоохранители утверждают, что именно в этих местах происходит большое количество аварий из-за невнимательности тех водителей, которые совершают маневр.

Еще один аспект, требующий внимания, - это настройка зеркала заднего вида и боковых. Боковые зеркала должны быть повернуты и наклонены под таким углом, чтобы в них отражалось не более 20% корпуса авто. Остальные 80% должно занимать свободное пространство, чтобы вы могли видеть обстановку сбоку и сзади от машины, причем линия горизонта должна лежать приблизительно по центру зеркала.В зеркало заднего вида вы должны видеть полностью заднее стекломашины. Но все же доверять на все 100% зеркалам попросту нельзя. Особенно это актуально для тех машин, в которых установлено не обыкновенное прямое зеркало, а изогнутое и большое.

Подобные зеркала ставятся для того, чтобы водитель не поворачивал лишний раз головой. Но у такого зеркала есть один большой недостаток – они искажают реальное расстояние. В него водитель не сможет реально оценить расстояние, которое можно проехать задним ходом. Посему человеку нужно все равно поворачивать корпус и смотреть назад, захватывая при этом сзади подголовник пассажирского сидения.

Если сделать именно так, то водитель получит больший обзор и больше информации, нежели если он будет смотреть в зеркало. Если водитель опытный, то он уже умеет опираться на отражение в зеркале, а вот новичок так не сможет по причине недостатка опыта. К тому же, нужно смотреть и на левое, и на правое, и на салонное зеркала, после чего все эти обрывки информации нужно соединить в общую картину. Это, безусловно, трудно. Посему лучше научиться поворачиваться назад, дабы оценить ситуации через заднее и боковые стекла.

Не забывайте следить за передними колесами! Это очень распространенная ошибка. Ее допускает большой процент новичков. Они начинают двигаться задним ходом, выворачивают в сторону руль и концентрируют все свое внимание на пространстве за автомобилем. В этот момент передняя часть кузова машины начинает двигаться по дуге с приличным радиусом, то есть авто смещается в сторону, противоположную повороту руля.

В итоге машина на выезде из парковки задевает бампером или передним крылом тот автомобиль, который стоит спереди, а если вы выезжаете из гаража, то машина столкнется со стеной гаража или створом ворот.

Маневрирование и остановка

Маневры на задней передаче – потенциально опасный тип вождения. Обусловлено это тем, что информации о людях и объектах за машиной недостаточно. Поэтому требуется настройка зеркал заднего вида. Они ни в ком случае не должны перекашиваться. Делать это можно только в одной ситуации – если вы паркуетесь задним ходом плотно к бордюру. Во всех остальных ситуациях зеркала должны стоять ровно.

При маневрировании на задней передаче обязательно нужно учитывать один нюанс – переднюю часть кузова заносит. Если вы повернете вправо, то переднее крыло сместится влево, и наоборот. Поэтому вы должны быть очень внимательными, чтобы не задеть соседние машины и остальные препятствия. Для новичков характерна одна ошибка – они бросают сцепление после остановки, но забывают выключать передачу. В результате машина катится в обратном направлении. Это опасно тем, что вы можете врезаться в стену, бордюр или другую машину.

Очень важно, чтобы вы научились правильно рулить и трогаться с места. С теоретической точки зрения все достаточно просто: крутите руль в ту сторону, в которую хотите повернуть. В реальности же может произойти все что угодно, от чего вы можете элементарно потерять контроль и над собой, и над автомобилем.

Для того чтобы не попасть в аварию, маневрировать задним ходом нужно очень медленно. Самое главное – не отпускайте сцепление полностью. Если нужно покатиться, то сцепление нужно немного отпустить, когда машина сдвинется с места, сцепление в пол. Газуйте умеренно.

Любая машина, независимо от марки, маневрирует более резко, если двигаться на ней задним ходом, так как в результате углы получаются более резкими. Положите левую руку на верхнюю точку руля и отводите ее по мере необходимости влево и вправо.

Один из самых распространенных маневров, которые выполняют все водители, - это парковка. Начинать учиться этому нужно в присутствии инструктора. Чтобы припарковать свою машину, выполните следующие действия:

1) Найдите свободное место, куда бы поместилась ваша машина, причем поместилась бы свободно, то есть вокруг авто должно быть свободное пространство.

2) Прижмитесь к парковочному месту так, чтобы между вашим и соседним авто было 15 – 20 см свободного расстояния.

3) Подкатитесь к машине, стоящей впереди, так, чтобы задние бамперы вашей и соседней машины поравнялись.

4) Включите задний ход. Держите руль прямо. Немного подкатитесь. Соблюдайте угол безопасного входа в поворот. Этот угол может сильно отличаться у разных моделей машин. Есть универсальный совет: сдавать назад нужно до того момента, пока центр диска заднего колеса не сравняется с задним бампером рядом припаркованной машины.

5) Выкрутите руль до упора в ту сторону, в которую поворачиваете. Если угол безопасного поворота был соблюден, то вы не заденете соседнюю припаркованную машину. Здесь все просто: если вы начнете крутить руль вправо, то машина также начнет поворачивать вправо, и наоборот.

6) Продолжайте двигаться задним ходом, при этом руль нужно выкрутить в обратную сторону для того, чтобы двигаться прямо.

7) Выровняйте автомобиль, докрутив руль в обратную сторону.

Имеет смысл отметить, что многие начинающие водители по ошибке считают, что парковаться задним ходом – занятие архитрудное. Именно поэтому они паркуются прямым ходом. Но после нескольких не совсем удачных попыток они понимают, что парковаться нужно задом.

Почему же так? Почему парковаться «передом» нельзя? Ответ на этот вопрос заключается непосредственно в конструкции автомобиля: при повороте руля задние колеса идут по более короткой дуге, нежели передние колеса. Передний мост описывает протяжную дугу, а задние колеса поворачивают машину. То есть, любая машина будет более маневренной, если ездить задним ходом. Именно поэтому парковаться нужно не «передом».

Меры предосторожности

Когда вы будете передвигаться задним ходом, то вы обязательно должны быть пристегнуты. Это может спасти вам жизнь. Также не забывайте включать аварийный сигнал и «поворотники», чтобы остальные участники движения видели, что вы совершаете маневр. Если вы вынуждены ездить таким способом в достаточно сложной ситуации (на тесной парковке, в условиях активного движения или плохой видимости), то «аварийку» включать нужно обязательно.

Вы теперь знаете все о езде задним ходом. Вам нужно будет хорошенько потренироваться, после чего вы научитесь хорошо ездить. Самое главное – это помнить 2 простых правила: не торопитесь, внимательно следите за передними крыльями машины, ориентируйтесь по зеркалам. Не нужно стесняться оборачиваться для оценки ситуации. Так у вас получится избежать аварии. Успехов на дороге!

Движение задним ходом - весьма сложный маневр, требующий от водителя максимальной концентрации. Ведь при этом значительно ограничивается обзорность, и усложняется перемещение. Поэтому в некоторых местах, где могут быть созданы аварийные ситуации, такая езда запрещена.

Разрешено ли

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Существуют определенные правила, придерживаться которых при движении задним ходом необходимо. Следует делать это не торопясь, внимательно оценивать дорожную ситуацию. Если раздался звук клаксона, остановиться и прояснить обстановку.

Другой водитель, увидевший возможность аварии, обязан подать сигнал для ее предотвращения. При ДТП виновником всегда является тот, кто едет задом.

Согласно Правилам дорожного движения, на некоторых участках двигаться задним ходом запрещено:

  • на пешеходной «зебре»;
  • на остановках;
  • на перекрестке;
  • на автомагистрали;
  • на ж/д переездах;
  • на мостах и путепроводах;
  • на эстакадах;
  • на участках с плохой видимостью;
  • в местах, где не разрешены развороты;
  • при создании помех остальным участникам движения.

На участках с плохой видимостью можно совершить подобный маневр только воспользовавшись помощью другого лица: пассажира или постороннего пешехода.

Кроме вышеперечисленных ограничений, такое движение запрещают и некоторые знаки:

  • «Въезд запрещен», так как автомобилисты в принципе не могут заезжать под него;
  • «Полоса для маршрутных транспортных средств», по той же причине.

Про частный случай движения задним ходом по дороге с односторонним движением в Правилах не упоминается. В Постановлении Верховного Суда, принятом в 2012-м году, говорится, что оно разрешено при условии безопасности маневра и его объективной необходимости: в случае объезда препятствия или парковки.

Что еще может являться объективной необходимостью, нет ни в ПДД, ни в Постановлении, поэтому решает данный вопрос либо сотрудник Госавтоинспекции, либо суд.

Итак, езда задним ходом по односторонней дороге допускается, если:

  • она безопасна;
  • не создает аварийную ситуацию;
  • на дороге нет запрещающих знаков;
  • на пути машины отсутствуют пешеходные переходы, перекрестки, мосты и т.д. (т.е. места, где это запрещено Правилами);
  • она является необходимостью.

Причем сколько можно проехать, 2, 3 или 10 метров, ни в каких нормативных актах не уточняется.

Следует знать, что, если водитель проехал поворот или съезд с односторонней дороги, возвращение к нему задним ходом будет желаемым и наиболее удобным для него действием, но не объективной необходимостью.

Поэтому ему придется сделать круг, проехав вперед, и вернуться к повороту или съезду таким образом.

Ответственность за нарушение

По действующему Кодексу об Административных Правонарушениях в Российской Федерации водитель, проехавший по дороге с односторонним движением задним ходом, будет наказан административным штрафом.

Которое в зависимости от обстоятельств может различаться по размеру:

  1. В местах, где этот маневр запрещен (на мостах, эстакадах, переходах, перекрестках и т.д.), данное нарушение может быть квалифицировано как несоблюдение правил маневрирования, за которое придется заплатить 500 рублей.
  2. За то же действие, совершенное на автомагистрали, взыскание будет больше, уже 2 500 рублей.
  3. Самый большой штраф грозит автолюбителям, поехавших задним ходом в местах установки запрещающих знаков или нанесения запрещающей разметки. Такие маневры чаще всего создают аварийные ситуации, поэтому и наказание за них назначено в размере 5 000 рублей. Также у водителя могут конфисковать удостоверение на четыре или шесть месяцев. Если он совершит данное правонарушение повторно, в случае регистрации действий камерами видеонаблюдения или средствами фотофиксации, будет снова наложен штраф в 5 000 рублей. Инспектор за аналогичное нарушение ПДД вправе лишить прав уже на год.

В последнем случае маневр приравнивается к езде по односторонней дороге во встречном направлении. Такая мера наказания была предложена тем же Постановлением Верховного суда, принятым в 2012-м году.

Как оплатить штраф

Водителю, уверенному в своей правоте и собирающемуся обжаловать действия автоинспектора, не стоит спешить с оплатой наложенного штрафа. Остальным гражданам лучше с этим поторопиться.

Ведь с 2016-го года в силу вступил закон, позволяющий погашать некоторые взыскания с пятидесятипроцентной скидкой, если оно производится в течение 20-ти дней после получения постановления.

Половину суммы не удастся оплатить автолюбителям, совершившим следующие правонарушения:

  • некоторые повторные, случившиеся в течение года после первого наказания;
  • езда в алкогольном опьянении и отказ от освидетельствования;
  • авария по вине водителя с пострадавшими людьми;
  • при просрочке или отсрочке исполнения постановления о назначенном взыскании.

Минимальный штраф за езду по проезжей части задним ходом составляет 500 рублей. Следовательно, со скидкой сумма будет всего 250.

Оплатить задолженность можно через кассу банка по квитанции, приложение Сбербанк Онлайн, платежные терминалы, электронные платежные системы, сайты ГИБДД и Государственных услуг.

Через онлайн-сервис Сбербанка при оплате не предусмотрены комиссии, что является неоспоримым преимуществом перед некоторыми другими способами.

Сначала необходимо войти в Личный кабинет, затем:

  1. Нажать на «Переводы и платежи».
  2. Выбрать из меню «ГИБДД, налоги, пошлины».

  3. Кликнуть на выписавшую штраф организацию, то есть ГИБДД.
  4. Заполнить бланк, внеся необходимые реквизиты.

    Затем останется ввести размер штрафа и номер карты, с которой будут переведены денежные средства.

    Можно ли обжаловать

    Как уже было сказано, не всегда движение задним ходом будет являться нарушением закона. Если гражданин уверен, что он ехал, соблюдая ПДД, а инспектор ГИБДД с этим не согласен и выписывает протокол, ни в коем случае не стоит отказываться подписывать документ.

    Сотрудник имеет право найти двух понятых, которые заверят его и подтвердят все обстоятельства. Лучше будет внести в протокол аргументы, подтверждающие правоту автолюбителя и поставить подпись.

    В течение 10-ти дней после получения на руки постановления об административном нарушении, от дорожного инспектора или по почте, гражданин имеет право его оспорить. Причем жалобу можно подать в ГИБДД сотруднику, выписавшему протокол.

    Он в свою очередь должен будет передать ее своему непосредственному начальнику. Также бумагу о несогласии можно направить сразу вышестоящему руководителю.

    И третий способ, который является самым надежным, обратиться в суд. Там ситуацию рассмотрят объективно, не принимая во внимание субъективные доводы инспектора.

    В жалобе обязательно следует указать:

    • наименование организации и ФИО должностного лица, которому подается документ;
    • личные данные и реквизиты автолюбителя;
    • подробно изложить обстоятельства, можно приложить схему маневра, объяснить причины несогласия с действиями сотрудника Госавтоинспекции;
    • подтвердить свои слова документами, фотографиями, видеозаписями, показаниями свидетелей;
    • поставить подпись и дату под обращением.

    Если водитель предоставит внушительную доказательную базу, суд примет его сторону. Без документальных подтверждений оспаривание не стоит начинать. Оно будет заранее обречено на провал.

    По итогам расследования постановление может быть аннулировано за отсутствием правонарушения или отправлено на пересмотр за нехваткой доказательств у обеих сторон.

    Еще может быть смягчено наказание. Например, если водитель полностью признает свою вину за езду задним ходом под запрещающим знаком, то вместо конфискации прав ему присудят оплатить штраф.

    Автолюбитель, совершивший при движении назад дорожно-транспортное происшествие, при обжаловании наказания получит отказ со стопроцентной вероятностью. Он практически всегда будет признан виновным, так как не соблюдал правила безопасности при передвижении.

    Кстати, в некоторых случаях страховая компания может отказаться от выплаты по ОСАГО, и виновнику придется самостоятельно ремонтировать поврежденный автомобиль.

    Движение транспортного средства задним ходом - маневр повышенной опасности. При его исполнении высока вероятность наезда на пешехода или столкновения с другим автомобилем.

    Поэтому в местах, где оно разрешено, следует быть предельно внимательными. А если видимость ограничена, лучше не прибегать к данному действию или воспользоваться помощью третьего лица.

    Движение задним ходом – это манёвр, при осуществлении которого необходима стопроцентная сосредоточенность внимания водителя. А в некоторых случаях даже требуется дополнительное внимание ещё одного лица, например, в условиях ограниченной видимости . Существует огромное количество нюансов и ограничений, для такого типа движения, но, к сожалению, иногда ситуация складывается таким образом, что движения задним ходом просто не избежать. В связи с этим рекомендуется держать в памяти правила дорожного движения и возможные наказания за их нарушения.

    Движение задним ходом по дороге с односторонним движением

    Долгое время такие манипуляции рассматривались правоохранительными органами как действие равное выезду на встречную полосу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но в последнее время, появились некие поблажки.

    В недавнее время было принято решение о позволении движения задним ходом, но с определёнными оговорками. Согласно пункту 8.12 ПДД , по дороге с движением в одну сторону ехать задним ходом разрешено при условии:

    • Это безопасно для всех участников движения на дороге;
    • Двигаться именно таким образом требуется в связи с вынужденной необходимостью (например, в случае возникновения на дороге препятствия, которое невозможно объехать иначе или при выполнении манёвра парковки);
    • В случае плохой видимости и недостаточного обзора водитель должен найти себе помощника, который, стоя на улице, будет регулировать движения автомобиля, тем самым обезопасив всех участников дорожного движения.

    На перекрёстке

    На данных участках дороги двигаться на автомобиле, используя заднюю скорость, категорически запрещается! При этом не важно, регулируемый это перекрёсток или нет, равнозначны ли дороги на нём или водитель движется по главной дороге. Так же совершенно не важно, сколько полос на перекрёстке или какое количество других участников дорожного движение в данное время окружает автомобиль.

    Разрешается ли на автомагистрали?

    Автомагистраль – это тип дороги, по которому автомобили движутся, как правило, с максимально разрешённой скоростью, на некоторых участках она достигает 130 км/ч. Зачастую такие дороги довольно сильно загружены. Учитывая оба этих фактора, нужно понимать, что включение задней скорости в таком месте может быть крайне опасно для жизни сразу нескольких участников движения. Естественно, что на официальном уровне ПДД категорически запрещают такой манёвр на автомагистрали.

    А если во дворе?

    Дворы крупных городов в последнее время просто переполнены автомобилями и, начиная с 5 часов вечера и до самой ночи там идут настоящие бои сначала за поиск парковочного места, а затем за право его занять.

    Часто приходится наблюдать водителей, которые не могут разъехаться в узком проезде или не могут с первого раза втиснуться в небольшое место для парковки. Им приходится по несколько раз сдавать назад для выполнения таких конфигураций.

    На самом деле нет прямого постановления, указывающего на запрет движения задним ходом во дворовой зоне, а учитывая реальную обстановку возле домов, его было невозможно соблюдать. Но концентрация внимания при таких манёврах в данной зоне должна быть просто запредельной. Поскольку, как правило, здесь ограничены обзор и пространство для манёвра, большее количество пешеходов и, самое главное, здесь увеличен риск встречи с детьми.

    ВНИМАНИЕ!
    Двигаясь задним ходом во дворовой зоне, водитель находится в повышенной зоне риска, поэтому настоятельно рекомендуется при подобных манёврах прибегать к помощи знакомых/пассажиров или даже просто прохожих, для личной безопасности и безопасности возможных встречных участников движения.

    Где запрещено движение задним ходом?

    Для того, чтобы не разбирать каждый отдельный случай, следует зафиксировать в памяти те участки дороги, где правилами запрещается движение на автомобиле при использовании задней скорости. Среди них:

    • На перекрёстках всех видов;
    • В тоннелях и путепроводах;
    • На эстакадах и мостах;
    • На , регулируемых и не регулируемых;
    • На скоростных трассах, автомагистралях;
    • На всех типах железнодорожных переездов;
    • На остановках общественного транспорта, обозначенных соответствующими знаками;
    • На любых отрезках дороги с видимостью менее 100 метров;
    • Во всех местах, где запрещён разворот.

    Где разрешено?

    Безусловно, с особой осторожностью и стопроцентным вниманием движение задним ходом разрешено в следующих обстоятельствах:

    На тех участках дорог, которые не приведены в списке выше и при условии хорошей видимости, а также при обязательном условии, что водитель не создаст помех для остальных участников дорожного движения.

    Какой штраф?

    При включении задней скорости в запрещённых для этого местах, будьте готовы заплатить штраф в размере 500 рублей , согласно статье 12.14 КоАП . При совершении такого нарушения правила на автомагистрали размер штрафа увеличивается в 5 раз!

    ВНИМАНИЕ!
    При следовании задним ходом по автомагистрали величина штрафа составляет 2500 рублей согласно статье 12.11 КоАП .

    Ответственность за аварию

    В большинстве случаев виновником аварии, а которой один из участников двигался задним ходом, признаётся как раз тот самый водитель, который включил заднюю скорость. Но есть и случаи, когда виноват другой участник движения, который, например, превысил скорость . Для того, чтобы избежать таких ситуаций, лучше всего попросить помощи пассажиров или прохожих для безопасного осуществления манёвра.

    Если же всё-таки вина, движущегося назад водителя, будет доказана, то его ожидают:

    • Штраф размером 2500 рублей;
    • Оплата, покрывающая восстановления всех повреждений автомобиля, полученных другими участниками дорожного движения в ходе данного ДТП;
    • Лишение прав на срок, определённый решением суда;
    • Возбуждение уголовного дела и уголовная ответственность в случае причинение физического вреда здоровью участников дорожного движения в ходе этого ДТП.

    Кто виноват при столкновении с автомобилем на стоянке или наезде на пешехода при движении задним ходом

    Учитывая всем известный факт о том, что пешеход всегда прав, а также тот момент, что при следовании задним ходом водитель пользуется последним приоритетом, то при столкновении с другим автомобилем на парковке или при наезде на пешехода,

    виноват в любом случае будет водитель движущегося назад транспортного средства. В случае, если такой инцидент всё-таки произошёл нужно действовать следующим образом:

    • Оценить обстановку – если никому не нанесено тяжёлых увечий и у пешехода нет к вам никаких претензий, то можно ограничиться извинениями. И важно дождаться водителя задетого автомобиля, для того, чтобы урегулировать вопрос с ним по средствам евро-протокола.
    • При серьёзных увечьях пешехода или сильных повреждениях второго автомобиля необходимо вызвать ГИБДД и скорую помощь. По возможности оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

    Ну и естественно сделать вывод о том, чтобы быть более внимательным за рулём и при необходимости не стесняться пользоваться помощью других людей.

    ГЛАВНОЕ!
    Никогда не стесняйтесь прибегать к помощи даже просто проходящих мимо вашей машины людей (если в вашем автомобиле не оказалось пассажиров), чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения при включении задней скорости!

    Как доказать невиновность в ДТП если в твой автомобиль въехали на дороге при движении задним ходом

    В такой неприятной ситуации, которая всё-таки может случиться при следовании по загруженной дороге первым делом нужно не растеряться, а проделать ряд несложных действий:

    • Во-первых, лучше всего найти , который может подтвердить вашу невиновность, обменяться с ним контактными данными и заручиться его поддержкой. Это могут быть водители и пассажиры соседних автомобилей или пешеходы.
    • Если в вашем автомобиле закреплён видеорегистратор, то необходимо сохранить файлы с записью момента столкновения, их можно будет в дальнейшем приложить к материалам дела;
    • Внимательно оглядитесь вокруг. Возможно, в ближайшем окружении установлены камеры видеонаблюдения на зданиях, прилегающих к дороге, вероятно, они также могли зафиксировать данный инцидент;
    • Не исключайте и порядочность водителя, виновника происшествия. Есть вероятность, что он сам признает свою неправоту.

    Управление автомобилем всегда сопряжено с высоким уровнем риска, а при сложных манёврах, таких как, например, движение задним ходом, этот риск существенно повышается. В связи с этим рекомендуется прибегать к такому движению лишь в исключительных случаях и всегда пользоваться помощью третьих лиц.

    Полезное видео

    Здесь можно узнать о правилах движения задним ходом:

    Статья о том, как нужно ездить задним ходом на автомобиле. Какие важные моменты необходимо учитывать при движении назад. 8 советов и видео о правильном движении на машине задом.


    Содержание статьи:

    Основной проблемой у начинающего водителя является езда на автомобиле задним ходом. Для совершения маневра в сложных ситуациях задним ходом потребуется набраться значительного опыта. В большинстве прецедентов начинающему водителю для парковки в месте с узким проемом не хватает определенных навыков. Зачастую к авариям приводит именно отсутствие практического опыта и знаний в управлении транспортным средством. Как ездить задним ходом на машине и можно ли ездить задним ходом вообще, постараемся более подробно рассмотреть ниже.

    Настройка зеркал


    При совершении маневра задним ходом возрастает опасность создания аварийной ситуации. Это происходит ввиду того, что видимость происходящего сзади для водителя очень ограничена. Поэтому в целях избежания аварий при езде задним ходом необходимо правильно настроить зеркала. Настраивают их следующим образом: боковое зеркало должно отображать 15% заднего крыла автомобиля, а остальные - 85% происходящее сзади транспортного средства.

    В местах парковки с бордюрами для удачного совершения маневра зеркала стоит наклонить. Для остальных случаев движения задним ходом происходящее сзади должно хорошо просматриваться.


    Если зеркало заднего вида, находящееся в салоне автомобиля, отображает заднее стекло целиком и частично захватывает макушку водителя, то считается, что оно правильно настроено. Некоторые автоледи любят настраивать данное зеркало на отображение собственного образа, что в дороге может привести к негативным последствиям.

    Правильное использование заднего стекла во время движения назад


    Начинающему водителю не стоит абсолютно полагаться на зеркала во время движения задним ходом. Сейчас зачастую можно увидеть в машинах зеркала изогнутой формы, благодаря которым водителю проще анализировать ситуацию, происходящую позади автомобиля.

    Двигаясь задним ходом, водитель оборачивается через правое плечо, осматривая происходящее сзади через заднее стекло - такой вариант позволяет держать под контролем движение автомобиля задним ходом.

    Как контролировать движение задним ходом


    Изучая методику маневрирования рулевой колонки, возникает вопрос - а как правильно ездить задним ходом? Исходя из теории, с управлением автомобилем справиться и младенец. Но применяя знания на практике, уверенность у большинства начинающих автовладельцев моментально улетучивается.

    Езда задним ходом не терпит спешки, поэтому начинать стоит с медленных и плавных действий. Чем плавней движение назад, тем ниже вероятность совершения наезда на препятствие.

    При совершении маневра задним ходом неопытному водителю нежелательно полностью отпускать педаль сцепления, а педаль газа нажимается медленно и без рывков. Иногда при прохождении обучения будущих водителей учат ездить назад, применяя лишь сцепление, однако такие навыки не помогут неопытному водителю в повседневной жизни, когда придется совершать заезд на подъеме - без использования педали газа автомобиль не поедет, а сразу заглохнет.

    Для новичков использование заднего стекла при движении задним ходом упростит вождение. Стоит учитывать, что автомобиль любой модели и различных характеристик по маневренности задним ходом превосходит движение вперед. Поворачиваемость при перемещении назад у любого транспортного средства резче. Для эффективности совершения маневра руки на руле стоит держать в самой верхней точке.

    Парковка задним ходом


    Обучение навыкам парковки проходит в автошколах под руководством инструкторов. Но количество часов, выделенных на обучение езде задним ходом, недостаточно. Бывают случаи, когда автолюбитель получает права, а должного навыка в езде назад так и не приобретено. При этом необходимо в первую очередь обращать внимание на предполагаемое место парковки - стоит объективно оценить свои силы и само место для парковки автомобиля. Для новичка лучше выбирать места с минимальным количеством препятствий либо с большим запасом.

    Зачастую припарковать автомобиль задним ходом намного легче, чем используя передний ход. Ввиду того, что маневренность машины при движении задним ходом гораздо выше, чем передним, получается, что парковаться, сдавая назад, проще.

    Как правильно ездить задним ходом с прицепом


    Сложнее всего совершить манёвр назад с прицепом. Даже опытный водитель испытывает ряд трудностей, выполняя движение назад с грузом. Как же не допустить ошибок, двигаясь назад с прицепом?

    Во-первых, необходимо расположиться в водительском кресле так, чтобы получить хороший обзор и доступ к системе управления транспортным средством. Для получения нужного обзора лучше всего подойдет поза в полоборота, где водитель левой рукой держит руль, а правой опирается за пассажирское сидение.

    Сложности возникают, если движение задним ходом осуществляется с тентированным прицепом. В данном случае, совершая манёвр задним ходом, стоит руководствоваться правильно настроенными зеркалами.


    Манёвр совершается, лишь когда прицеп встанет на одну линию с автомобилем - при нахождении прицепа под углом совершение маневра считается нецелесообразным. Потребуется время на его выравнивание, но и это не даст абсолютной гарантии в удачности маневра.

    Каждый начинающий водитель должен знать, что для совершения разворота прицепа влево руль необходимо поворачивать вправо, и наоборот. Для большинства водителей это правило вызывает ряд трудностей. В последующем манёвр можно разбить на четыре шага:

    • Поворот прицепа по направлению заезда, разворачивая руль в противоположную сторону;
    • Затем руль поворачивается обратно, производя медленное движение назад до полного выравнивания;
    • Движение задним ходом производится до поворота;
    • На повороте автомобиль плавно развернуть для ровного преодоления пути.
    Главным фактором является правильное положение прицепа относительно автомобиля - они, как было сказано ранее, должны находиться на одной прямой, не создавая помех другим водителям и для совершения иных действий.

    Совершая манёвр с прицепом, все движения должны быть легкими и плавными без резких рывков и остановок, поскольку на прицепе нет тормозов и он не сможет сразу остановиться, а продолжит движение. Совершать движение задним ходом - достаточно сложная задача, которая подразумевает множество нюансов: маневренность прицепа, его повороты, длина расстояния от фаркопа до оси и многие другие.

    Соблюдение ПДД при движении назад


    При езде назад убедитесь, что ваши действия не противоречат правилам дорожного движения. ПДД позволяют совершать манёвр назад, если соблюдается его безопасность и при этом не создаются помехи для других участников дорожного движения.

    Помните, что если при движении назад Вы задели стоящий рядом автомобиль, то виновником дорожно-транспортного происшествия будете именно Вы.


    Если при совершении маневра назад Вы заметили, что на Вас едет другой автомобиль, прекратите движение и примените звуковой сигнал. Лишь убедившись в безопасности, можно продолжить движение.

    Аварийная сигнализация


    Совершая манёвр задним ходом, можно применить аварийную сигнализацию, которая может выделить Ваш автомобиль из ряда других транспортных средств и тем самым предотвратить аварийную ситуацию. А в темное время суток аварийка поможет осветить находящееся позади машины пространство.

    Парктроник и камера заднего вида


    Данные опции установлены далеко не в каждой машине, но там, где они есть, парктроник и камера заднего вида помогут начинающему водителю сориентироваться во время парковки и при любом другом движении машины задним ходом. Но не стоит забывать, что данные автомобильные функции имеют лишь вспомогательный характер - основная задача ложиться непосредственно на плечи водителя.

    Подведя итог, можно сказать, что езда задним ходом - важный и неотъемлемый навык при управлении автомобилем. Освоение движения назад позволит избавить водителя от проблем с парковкой и перемещением в узких проемах. При соблюдении основных правил научиться правильно ездить задним ходом сможет любой водитель.

    Видео о том, как правильно ездить задним ходом: