Куда заливать антифриз? Инструкция. Что такое антифриз? Когда менять антифриз в машине? Какой антифриз заливать? Можно ли смешивать антифризы? Антифриз для систем отопления

Что такое антифриз: рассказывают эксперты "Технология тепла".

Одним из направлений работы компании «Технология тепла» является продажа автолюбителям качественных охлаждающих жидкостей. Мы не только предложим лучшие образцы российского и зарубежного производства, но и поможем разобраться, для чего нужен антифриз для машины и куда его наливают.

Необходимость в использовании охлаждающей жидкости в автомобиле вызвана тем, что в процессе работы двигатель внутреннего сгорания нагревается и требует постоянного охлаждения. Оптимальная температура его эксплуатации не должна превышать примерно +85ОС. Для этого и используется охлаждение. Ответ на вопрос, что это такое антифриз, состоит в том, что он является одной их технологических жидкостей, обязательных для автомобиля, и обеспечивает защиту двигателя от перегрева и связанных с ним неисправностей, снижения мощности, повышения расхода топлива.

Каждый автолюбитель знает, что проверка уровня охлаждающей жидкости - это обязательная процедура при эксплуатации автомобиля. Во многих моделях на панели приборов для этого имеется специальная лампочка индикации уровня жидкости. Если она отсутствует, то проверка должна проводиться визуально - по уровню или поплавку непосредственно в бачке. Достаточно осуществлять такую проверку один раз в месяц при условии, что не возникает никаких проблем с температурой двигателя. Если же наблюдается его перегрев - это повод для внеплановой проверки.

Рассказывая о том, зачем нужен антифриз, хотелось бы также добавить, что при снижении его уровня может наблюдаться такое явление, как неравномерность оборотов в моторе автомобиля. Это тоже повод проверить уровень и долить при необходимости до необходимого объема.

Постоянный контроль температуры двигателя, равномерности его работы, уровня охлаждающей жидкости позволят предотвратить перегрев и поломки, продлят срок исправной эксплуатации автомобиля.

Для чего нужен антифриз и почему без него не обойтись?

Специалисты компании «Технология тепла» всегда подробно и развернуто отвечают вопросы покупателей, что такое антифриз и почему он разного цвета, какая марка подойдет для моего автомобиля и многие другие.

Если вы начинающий автолюбитель, то у нас не только сможете купить необходимый состав. Наши специалисты готовы лично показать, куда лить антифриз в вашем автомобиле и какое его количество требуется, а также объяснить основные правила безопасности, которые следует при этом соблюдать. Никогда нельзя открывать крышку бачка при заведенном двигателе, потому что можно обжечь руки. Открывая крышку, следует сначала слегка ее открутить и выпустить давление, а лишь затем полностью снять. Уровень жидкости не должен быть слишком низким или высоким, потому что это создаст проблемы с нормальным охлаждением двигателя вашего автомобиля.

Обращайтесь в компанию «Технология тепла» чтобы купить качественную продукцию для охлаждения двигателя вашего автомобиля и узнать, что такое антифриз и тосол.

Антифризы (от греческой приставки анти - против, и английского глагола freeze — замерзать) — не замерзающие при низких температурах жидкости. Применяются в качестве теплоносителя в системах отопления периодического действия, находящихся в условиях отрицательных температур, в качестве авиационных антиобледенительных жидкостей, но в основном - для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Основа антифризов - смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов и других веществ с водой.

Оптимальной температурой двигателя внутреннего сгорания считается 85-90 о С. Ее поддерживает система охлаждения, в которой циркулирует жидкость для отвода излишков тепла. Первой такой жидкостью была вода. Но при отрицательных температурах она замерзает, и, чтобы лед не разорвал блок двигателя и радиатор, приходилось её сливать (так иногда делают и до сих пор). Позже в неё стали добавлять жидкости, замерзающие при более низких температурах.

Так, в 20-е годах ХХ века появился антифриз. Изготавливался он на основе глицерина. Кроме требуемой низкой температуры замерзания он обладал также высокой вязкостью и плохой текучестью. Чтобы это исправить к глицерину стали добавлять спирты, в основном, этанол. Текучесть улучшилась, но получился суррогатный алкогольный напиток, которым травились, но все-таки пили (особенно в России).

Замену этому нашли в виде этиленгликоля, который, однако, также ядовит. Чистый этиленгликоль замерзает уже при -12 градусах Цельсия. Но с добавлением воды (40-60 %) температура его кристаллизации сильно понижается. В СССР антифризы выпускались с температурой кристаллизации -40 о С и -65 о С, в странах с теплыми зимами - с более высокой. При этом антифриз превращается в кашеобразную массу, не увеличивающую свой объем.

Однако смесь этиленгликоля с водой агрессивна к цветным металлам и имеет склонность к вспениванию. Чтобы эти недостатки свести к минимуму, в раствор добавляют специальные присадки. Современная охлаждающая жидкость должна не только охлаждать двигатель, но также смазывать помпу и защищать систему охлаждения от коррозии в течение всего срока службы, а также иметь кипения. Поэтому правильнее её все-таки именовать как «engine coolant concentrate» (буквально с английского - «двигательный охладитель концентрированный»).

Современные автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, реже пропиленгликоля, дистиллированной воды и пакета присадок, придающих охлаждающей жидкости антикоррозионные, противопенные, антикавитационные и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль также повышает температуру кипения антифриза (108 и более о С), что немаловажно при эксплуатации автомобилей в жару и в экстремальных условиях. Красители, добавляемые в антифриз, не меняют его эксплуатационные свойства и используются в качестве отличия одной марки антифриза от другой.

По эффективности этиленгликоль и пропиленгликоль мало отличаются. Основным различием между ними является токсичность. Острая токсичность пропиленгликоля существенно ниже, чем у этиленгликоля. Пропиленгликоль не токсичен в малых дозах и не является хроническим токсином. Этиленгликоль и тяжелые металлы, входящие в состав некоторых присадок, являются хроническими токсинами. Антифризы на основе пропиленгликоля гораздо безопаснее для человека. Биоразлагаемость этиленгликоля и пропиленгликоля практически идентична. Тем не менее, большинство охлаждающих жидкостей производится на основе более дешевого этиленгликоля.

В настоящее время различают 4 типа антифризов по составу антикоррозионных присадок: карбоксилатный, гибридный, лобрид и . Смешивание разных типов антифризов не рекомендуется, так как это может нарушить работу пакета присадок.

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот, которые образуют защитный слой толщиной до 0,1 микрона. Расход ингибиторов происходит только при возникновении очагов коррозии. Поэтому карбоксилатный антифриз дольше служит (более 5 лет, а традиционный - 2 года) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя. Карбоксилатные антифризы часто обозначаются символикой компании Volkswagen: G-12 и G-12+. Этот тип антифризов и рекомендуется производителями большинства . Самые распространенные антифризы G12: CoolStream Premium, X-Freeze Carbox, Sintec Premium. Они получили допуск ряда автопроизводителей, ими заправляют автомобили ещё на заводе.

Гибридные антифризы сочетают органические (карбоксилатные) ингибиторы и неорганические - силикаты, нитриты или фосфаты. Обозначаются они термином «hybrid coolants» или G-11.

В 2008 году появился новый тип антифризов, в которых к органической основе добавлено небольшое количество минеральных ингибиторов. Разработчики называют их «Lobrid coolants», «SOAT coolants» или G-12++.

Традиционные антифризы имеют в своем составе в качестве ингибиторов коррозии неорганические вещества — силикаты, бораты, фосфаты, амины, нитриты, нитраты и их комбинации. Они имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. При эксплуатации силикаты покрывает поверхность системы охлаждения силикатным слоем, ухудшающим теплообмен и снижающим эффективность охлаждения двигателя.

К этому типу антифризов относятся Тосол и его многочисленные модификации. Охлаждающую жидкость "Тосол А40" с содержанием этиленгликоля 40% и набором присадок знает каждый автолюбитель. Как основной антифриз недавних времен, тосол превратился в имя нарицательное, так называют порой любые охлаждающие жидкости. На самом деле ТОСОЛ - это аббревиатура первых трех букв названия отдела (Т.О.С. - технологии органического синтеза) в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ). В 1971 году этим отделом разработана охлаждающая жидкость для автомобилей ВАЗ. А ОЛ - характерное для спиртов окончание (этанол, метанол, бутанол).

Любая охлаждающая жидкость имеет ограниченный срок службы. Комплект присадок для традиционного антифриза теряет свои свойства уже после 500-700 часов работы в дизельном и 700-1000 часов в бензиновом двигателе (примерно 40-60 тысяч км пробега). То есть один раз в 2-4 года, а кто много ездит - и чаще, антифриз необходимо менять с промывкой системы охлаждения. Но, не дожидаясь этих сроков, следует обратить внимание на такие признаки:

Первый- плотность жидкости, она должна быть в пределах 1,065-1,085 г/куб.см при температуре 20?С. Второй - цвет антифриза, который изменяется в процессе эксплуатации. "Тосол", например, становится зеленым, а затем приобретает желтый оттенок. Это уже сигнал к замене антифриза. Если антифриз становится рыже-бурым, значит детали системы уже подверглись коррозии. Такую охлаждающую жидкость нужно сразу заменить. Третий. Образование маслянистого налета в расширительном бачке. Четвертый: при небольших отрицательных температурах (минус 10-15°С) антифриз мутнеет, выпадает осадок. Пятый: чаще обычного срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появляется хотя бы один из этих признаков, антифриз пора менять.

Если уровень антифриза при эксплуатации понизился и при этом незаметно следов течи, то добавлять следует дистиллированную воду. При утечке, после устранения ее причин, нужно долить антифриз той же марки или, по крайней мере, того же типа.

Так что, если у вас современный автомобиль, то и антифриз в нем должен быть соответствующий. На нем не стоит экономить. Последствия применения некачественного или с истекшим сроком годности антифриза могут быть плачевны - это может привести к перегревам двигателя, повышению расхода топлива, снижению динамики и мощности, к поломке помпы (насоса охлаждающей жидкости), термостата или радиатора, а то и всего силового агрегата.

Поэтому к антифризу надо относиться не менее серьезно чем к топливу или к маслу. Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем, и лучше в серьезных магазинах. Канистра должна вызывать доверие к изготовителю, она, как правило, закрыта пробкой с одноразовой “трещоткой”, защищена “пломбой” - ярлыком или лентой, мембраной и быть полностью герметичной. Жидкость в ней должна быть прозрачной и без осадка. При встряхивании образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата - через пять. На хорошо приклеенной этикетке четко видны штрих-код, рисунки, буквы и цифры. Из нее можно узнать: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, инструкцию по применению антифриза, его температуру кипения и , срок хранения, номер партии и дату изготовления.

Антифриз для систем отопления

Напоследок, несколько слов об антифризе для систем отопления. Неверно полагать, что для этого годится автомобильный Тосол - в нем содержатся добавки, не разрешенные к применению в жилых помещениях. Для этих целей разработан специальный бытовой антифриз. Его заливают в отопительную систему и разбавляют водой примерно в соотношении 1:3.

Такой антифриз более текуч в отличие от воды. Поэтому в отопительной системе применяются специальные прокладки для обеспечения наиболее герметичного соединения резьбовых разъемов. Теплоемкость бытового антифриза на 15-20% меньше, чем у воды (он хуже аккумулирует тепло и хуже его передает). Поэтому при проектировании отопительной системы с бытовым антифризом выбирают более мощные радиаторы. Из-за более высокой вязкости для прокачки бытового антифриза необходимо устанавливать более мощные циркуляционные насосы. Недопустим перегрев бытового антифриза в котле и его с оцинкованными поверхностями, так как это приводит к необратимым химическим изменениям и утрате им первоначальных качеств.

Нормальное функционирование автомобиля невозможно без охлаждающей жидкости. А разъяснения, что она собой представляет, куда залить антифриз, фото этого процесса и другие полезные сведения мы предоставим далее в статье.

Что такое антифриз

Антифризом называется специальная жидкость, предназначенная для системы охлаждения автомобиля. Особенность этого вещества состоит в том, что оно не замерзает даже при самой низкой температуре. Такой эффект становится возможным благодаря специальному составу жидкости - этиленгликолю и воде, которые в совокупности образуют двухатомный спирт. В состав антифриза, кроме того, входят и так называемые ингибиторы - вещества, благодаря которым значительно замедляется процесс коррозии.

Как правило, производители рассматриваемой жидкости указывают температуру ее замерзания на упаковке (например, ОЖ-30 или "Тосол-50" и т. д.). Именно поэтому для каждого отдельного автомобиля есть свой тип охлаждающей жидкости. Самый знаменитый из них - "Тосол". Существует распространенное заблуждение, что это вещество не является антифризом и предназначено для устаревших моделей автомобилей. Это, конечно же, не так.


Первое, что стоит здесь отметить, - антифриз необходимо менять каждые 70-80 тыс. километров. Однако большинство людей в России ездят совсем не много, и такие цифры набираются лишь лет за десять. Поэтому полное обновление антифриза необходимо осуществлять каждые 2 года. При этом стоит помнить и о различных дополнительных факторах: большой возраст, не лучшее техническое состояние автомобиля - все это указывает на то, что производить замену охлаждающей жидкости стоит как можно чаще. Также нужно менять антифриз:

  • если жидкость потемнела;
  • если двигателю необходим капитальный ремонт;
  • если существует утечка в системе охлаждения.

Слив антифриза

Перед тем как обратиться к вопросу, куда заливать антифриз, необходимо рассказать о том, как его правильно слить. Кстати, удалить ненужные остатки охлаждающей жидкости куда сложнее, чем эту самую жидкость залить:

  1. Для начала необходимо найти ровную поверхность, чтобы припарковать автомобиль. Если машина будет стоять наклонно, значительно увеличится риск того, что жидкость просто нельзя будет разглядеть.
  2. Далее нужно подставить емкость под то место, куда антифриз будет вытекать. После этого открываются краники слива в системе (на некоторых машинах есть специальные патрубки, которые придется снять). Делать это нужно очень аккуратно, ведь охлаждающая жидкость может начать выливаться неконтролируемым потоком.
  3. После того, как весь антифриз равномерно выльется, необходимо закрыть краник или же закрутить патрубок.

Таким образом, нет ничего особо сложного в том, чтобы вылить антифриз. Куда заливать охлаждающую жидкость и как это необходимо делать, мы расскажем дальше.

Залив антифриза

Как правильно залить антифриз? Куда заливать его необходимо? Опытные, уже имеющие некоторый стаж водители давно знают ответ на этот вопрос. Более того, ничего сложного в сливе и заливе охлаждающей жидкости они не видят.


  1. Нужно отвинтить крышечку расширительного бачка.
  2. В отверстие этого бачка вставляется специальная линейка.
  3. Лишь после этого спокойно и без резких движений нужно залить охлаждающую жидкость внутрь. Делать это нужно строго по установленной линейке - иначе антифриз прольется.
  4. Не стоит лить слишком быстро и много - в этом случае может образоваться воздушная пробка. Ничего хорошего эта пробка не даст, только плохое функционирование системы охлаждения в дальнейшем. Если в расширительном бачке есть обозначения "максимум" и "минимум", то ориентироваться нужно по ним.
  5. После того как жидкость будет залита, нужно плотно, но аккуратно закрыть крышку бачка.
  6. Далее необходимо включить двигатель. Примерно около 10 минут придется следить за состоянием антифриза. Затем нужно долить его до конечной отметки.

Лишь после этого все работы с заменой охлаждающей жидкости будут завершены.

Ошибки при заливе антифриза

Начинающие владельцы автомобилей нередко допускают ошибки при сливе или заливе охлаждающей жидкости в машину. Связано это, как правило, с неопытностью или неосторожностью. О самых частых таких ошибках мы и расскажем вам.

Самое опасное, что можно сделать при заливе антифриза, - это заранее включить двигатель. Ни в коем случае не следует выкручивать крышку расширительного бачка при включенном двигателе автомобиля. Привести это может к самым неприятным последствиям вроде ожогов на руках и лице. Дело в том, что жидкость при включенном двигателе начинает сильно расплескиваться, а ее температура при этом очень высока.


Следующая распространенная ошибка новичков - залив новой охлаждающей жидкости без слива старой. Не стоит и говорить, насколько это глупо и попросту опасно. Банальная лень может привести к самым неприятным последствиям. Конечно же, слив и залив необходимо осуществлять целиком.

Допускают начинающие водители и множество других ошибок. Здесь и отсутствие проверки уровня охлаждающей жидкости, и использование ее для автомобиля другой марки и т. д. Всегда и во всем, что связано с автомобилями, нужно быть очень внимательным и осторожным. Выяснять, куда заливают антифриз в автомобиле и какую охлаждающую жидкость лучше выбрать, всегда нужно у профессионалов и специалистов.

Замена антифриза на разных автомобилях

"Рено-Логан", "Форд-Фокус", "Лада-Веста" или "Хендай-Солярис" - куда заливать антифриз на разных марках автомобиля, а главное, как это делать?


На этот вопрос никак нельзя ответить однозначно. Моделей машин действительно много, и вид замены охлаждающей жидкости порой может немного варьироваться. Однако стоит дать один совет.

Все вопросы, касающиеся замены чего-либо или функционирования каких-то отдельных элементов, обязательно должны согласовываться только с продавцами или компаниями, где был приобретена машина. Перед покупкой обязательно нужно уточнить, как и куда заливать антифриз. "Хендай", "Рено", "Мазда" и многие другие марки мало чем отличаются друг от друга по рассматриваемому вопросу, однако детали стоит уточнять в обязательном порядке.

Нужен ли для замены антифриза автосервис?

В большинстве случаев обращение в центр технического обслуживания ради замены охлаждающей жидкости не является необходимой процедурой.

Однако если владелец автомобиля не хочет иметь дело с содержимым капота или же попросту не имеет времени, обратиться в автосервис можно. Многие же и вовсе не хотят вникать в вопросы, связанные с обслуживанием машины. Им совершенно не интересно, зачем и куда заливать антифриз.

"Тойоту-Короллу" или, например, "Форд-Фьюжен" обслужить в автосервисе будет не так уж и дорого. Средняя цена за смену антифриза по России - 500-800 рублей. К тому же в автосервисе сделают все крайне профессионально и произведут качественную промывку.

Антифриз это наименование, которое используется для жидкостей, способных не замерзать при отрицательных температурах. Собственно говоря, на это указывает уже само название. Оно сформировано из двух слов, которые с греческого означают «против» и с английского «замерзать». Поэтому не сложно догадаться, что антифриз не замерзает. Он отлично выполняет свои функции в тридцатиградусный и больше мороз . Ну, а в нашем регионе температура опускается ниже в редчайших случаях.

Где и для чего используется антифриз

Данный продукт может применяться в следующих случаях:

    Защита рабочих двигателей от морозов.

    Предохранение от перегрева.

    Пассивный обогрев салона автомобиля.

А теперь обо всем детальнее. Охладитель заливают в агрегаты, которые работают в морозы и имеют двигатель внутреннего сгорания. Они нужны для того, чтобы исключить обледенение работающих деталей. Также он защищает от перегревания двигатель во время работы, то есть, отвечает за охлаждение системы. А еще принимает пассивное участие в обогреве салона автомобиля. Так как где-то третья часть тепла, которая забирается от двигателя, попадает в салон.

Цветовая характеристика антифриза

В состав антифриза обязательно входит этиленгликоль, пропиленгликолевые смеси, одноатомные спирты, глицерин, а также другие жидкости и вода. Цвет антифриза может отличаться. Производители добавляют в раствор красители разных цветов. Они не имеют никакого отношения к эксплуатационным возможностям. Иногда бывает, что изготовители придают одинаковым охлаждающим продуктам разные цвета. Это означает, что они предназначены для разных покупателей.Во время использования охладитель меняет свой цвет. Если вы решили проверить его в системе охлаждения и увидели, что он изменил свой цвет, значит, настало время его менять. Цвет этого охладителя изменяется по мере срабатывания имеющихся в нем присадок.

Обратим ваше внимание на то, что охладители разных цветов нельзя смешивать . Также отметим, что и антифризы одного цвета, но, разных классов одновременно заливать нельзя.

При смешивании разных продуктов может появиться новая субстанция, уже не выполняющая своих прямых функций.

Автомобильный антифриз

В этой части нашей статьи мы постараемся объяснить, что антифриз это жидкость для охлаждения в первую очередь двигателя автомобиля. Также отметим, что современный охладитель замерзает при низшей температуре, чем вода. Поэтому его использование в зимнее время довольно целесообразно и полностью оправдывает себя. Если вы будете вовремя менять антифриз, то забудете о разрывах бачка, шлангов и других возможных неприятностях, которые произошли из-за того, что жидкость в трубках просто превратилась в лед.

Можно ли для охлаждения использовать воду

Воду для охлаждения использовать не стоит, так как:

  • Можно с уверенностью сказать, что современный охладитель предотвращает порчу деталей автомобиля, которая происходит от того, что вода, замерзая, расширяется.
  • При замерзании охладители расширяются намного меньше, чем вода.
  • Вода увеличивается на девять процентов. А вот продукт, который состоит из 25% этиленгликолевого раствора и 75% воды – только на три с половиной процента. Если соотношение этиленгликоля и воды составляет 2:3, тогда при замерзании раствор расширяется лишь на полтора процента. Поэтому при использовании антифриза возможность повреждения деталей от его расширения практически нулевая.

Типы антифризов

Антифризы бывают четырех типов:

1. G-12, G−12 плюс . Это категория карбоксилатных охладителей. В их состав входят парализаторы коррозийных процессов, изготовленные их органических кислот, которые еще называют карбоновыми. Такие антифризы не образовывают протекционного слоя по всей металлической поверхности элементов автомобиля. Они исполняют защитную функцию лишь в местах, где есть потенциальная опасность возникновения коррозии. У карбоксилатных растворов один из самых длинных сроков эксплуатации. На протяжении около пяти лет он будет защищать от перегрева и переохлаждения двигатель вашего авто.

2. G-11: гибридная группа . В составе этих продуктов вы найдете органические и неорганические ингибиторы. Японцы и корейцы добавляют также фосфаты, а американцы – нитраты.

3. G−12 плюс плюс, G−13 . Это новый тип охлаждающих материалов, который появился в 2008 году. Их особенность в том, что производитель соединил органические элементы с минеральными ингибиторами.

4. Традиционный тип . К этому типу относится антифриз, в составе которого есть неорганические субстанции. Срок эксплуатации традиционных охладителей небольшой – около 2-х лет. Также они применяются при сравнительно невысоких температурах – не более 105 градусов. Во время использования охлаждающая жидкость обволакивает всю поверхность металлических деталей. Это негативно влияет на процесс теплообмена и охлаждение двигателя. К описываемому типу охладителей относится тосол. Этот тип антифриза немного устарел и не очень подходит для двигателей современных авто.

Слово «тосол» появилось из-за сочетания части названия лаборатории, разработавшей первую жидкость для охлаждения: «Технология органического синтеза» – «ТОС» и «Ол» указывает на то, что охладитель создан на гликолевой основе.

Что нужно знать, когда выбираете антифриз


Если вы автомобилист с многолетним стажем, тогда наверняка знаете, что оптимальная температура двигателя составляет восемьдесят три градуса. Если она значительно отличается от этой цифры в любую (большую или меньшую) сторону, значит, пришло время долить в бачок охлаждающее вещество, основное задание которого – охлаждать все части двигателя во время работы и защищать его как от перегревания, так и от обледенения. Выбирать охладитель нужно того цвета, который рекомендует производитель.

  • Перед тем как заливать жидкость для охлаждения, нужно выключить двигатель и немного подождать, чтобы жидкость стекла в бачок.
  • Выбирайте охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Смешивать продукты разных классов или цветов нельзя.
  • Если вы не полностью меняете всю охладительную жидкость, а только доливаете ее, покупайте продукт того же самого изготовителя.
  • Если вам не удалось найти такой же продукт для доливки, нужно полностью слить всю жидкость из системы, и только потом залить новую.
  • Помните, что охладитель не должен иметь посторонних примесей или какого-либо осадка – он должен быть абсолютно прозрачным и однородным. Поэтому при покупке внимательно рассмотрите канистру с охлаждающим веществом.
  • Подержав канистру некоторое время в руках, встряхните ее – сверху вы увидите небольшое количество пены. Если продукт качественный, пена быстро осядет. Для этого нужно несколько секунд.
  • И помните: лучше приобрести качественный материал подороже в специализированном магазине, чем сэкономить на этом, а потом тратиться на дорогостоящий ремонт автомобиля.

Что будет с автомобилем, если не использовать охлаждающие жидкости

Первое, с чем вы столкнетесь, если решите сэкономить на охладителе, это перегрев двигателя. И это может случиться не только жарким летом. Вы же не хотите, чтобы срок службы «сердца» вашего автомобиля сократился в два-три раза?

Антифриз защищает стенки шлангов и внутренние элементы автомобиля от накопления на них ржавчины и появления коррозии.

Ржавчина сужает все каналы, по которым течет жидкость, а коррозия приводит к порче элементов агрегата.

Если не использовать охлаждающую жидкость, возможно образование трещин, разрывов и других дефектов на металлических элементах автомобиля после размораживания расширительного бачка.

Охладители уменьшают негативное влияние кавитации, то есть появление пузырьков, которые, разрываясь, портят крыльчатку, края лопастей. Этому способствуют специальные присадки, имеющиеся в составе.

Надеемся, мы смогли доказать вам, что антифриз, изготовленный из качественных веществ, – это неотъемлемый атрибут долговечной и надежной службы вашего автомобиля не только в теплую погоду, но и при отрицательных температурах.

Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую . А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.

Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.

Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.

Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.

И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.


У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин . Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.

Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в .

Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.

Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.

Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).

Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).

Итого.

  • Антифриз – это вода, смешанная с этиленгликолем (пропиленгликолем, глицерином) в пропорции примерно 1 к 1 с добавлением антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и цветовых присадок.
  • Водный раствор этиленгликоля даёт низкую температуру замерзания и повышенную температуру закипания.
  • Коррозионная агрессивность этого раствора нейтрализуется антикоррозионными присадками.
  • В дешёвом тосоле часто применяют глицерин, имеющий большую вязкость. Иногда такой тосол имеет более высокую температуру замерзания (при смешивании с этиленгликолем для подгонки плотности).
  • Цвет антифризов ничего не говорит об их совместимости.

Нет похожих публикаций