Компоновка рабочего места водителя трактора. Требования к кабинам тракторов Обзор превыше всего

Кабина – это часть трактора, в которой при работе находится тракторист. В ней расположены все органы управления.

Работая в период весенних полевых работ по 14-16 часов в сутки, тракторист должен находиться в комфортных и безопасных условиях, где соблюдены все необходимые показатели шума, вибрации, содержания пыли, а также комфортная температура и микроклимат. Кабины современных тракторов позволяют реализовать все эти требования и защитить тракториста от воздействия внешней среды.

Работа тракториста – не из легких. В процессе неё неизбежны сильная тряска, большое количество пыли, высокая температура окружающей среды. Поэтому конструкция кабины в полной мере должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к рабочему месту тракториста, к его условиям работы. Здесь важна герметичная конструкция, предотврающая попадание пыли и влаги. Оборудование, установленное внутри кабины, должно создать комфортную температуру и микроклимат в зоне работы тракториста, а большая площадь остекления позволит обеспечить прекрасный обзор.

Крепление кабины к раме трактора через резиновые амортизаторы снижает уровень шумов и вибраций, передающихся от двигателя и трансмиссии при работе. Регулируемые по высоте сиденье и рулевое колесо трактора позволит удобно разместиться как невысокому водителю, так и трактористу высокого роста.

Кабины, которые устанавливаются на тракторы марки МТЗ, делятся на два основных типа:

  1. унифицированная кабина УК;
  2. малая кабина МК, изготавливаемая с уменьшенной габаритной высотой.

В условиях, когда трактор используется преимущественно как пропашной, а также в других случаях, где высота не играет никакой роли, применяются унифицированные кабины УК.

Удобство кабины – в большом пространстве над головой тракториста, что в некоторых случаях имеет немаловажное значение. Но очень часто высота кабины, а вместе с ней и всего трактора, имеет решающее значение. Такие ситуации возникают, обычно, при работе трактора в различных помещениях. Это могут быть склады, строения для содержания скота, а также другие здания и сооружения. В таких случаях применяются машины с малой кабиной МК. Установка такой кабины уменьшает габаритную высоту трактора на 300 мм – с 2850 до 2550 мм – и позволяет легко применять его в более широким спектре задач.

В плане внутреннего обустройства обе кабины практически ничем не отличаются. Они одинаково комфортны и удобны для водителя, взаимозаменяемы и замена одного типа на другой не требует никаких изменений и переделок в конструкции трактора.

Конструкция и внутреннее обустройство

Кабина современного трактора МТЗ имеет жесткий каркас и полностью герметизированную конструкцию. Крепится она через резиновые амортизационные подушки, что существенно снижает возникающие в процессе работы вибрации. Комфортную температуру и микроклимат внутреннего пространства обеспечивает отопительно-вентиляционная установка, а при желании можно открыть расположенный на крыше люк или заднее окно. Удобную посадку тракториста обеспечивает регулируемое по росту и высоте водителя торсионное сиденье с гидроамортизатором.

Кабина оснащена противосолнечным козырьком, осветительным плафоном, а также вешалками для верхней одежды. Удобство посадки и выхода из салона машины обеспечивают ступеньки и поручни, а также откидывающееся рулевое колесо. Рулевая колонка имеет также регулировку по вертикали, что позволяет выбрать удобное положение тракториста любой комплекции.

В комплекте идет медицинская аптечка и емкость для воды. Также трактора МТЗ могут оснащаться кондиционером, что крайне актуально при работах в летний период. Зеркала заднего вида располагаются с наружной каркаса. С помощью специального устройства возможна фиксация дверей трактора в открытом положении, что добавляет удобства во время посадки водителя в трактор и выхода из него.

Обзор превыше всего

Отличительной особенностью кабин тракторов МТЗ является великолепная обзорность. Она достигается с помощью значительной степени остекленности ее элементов – большое ветровое и боковые стекла, практически полностью остекленные двери, заднее стекло, и даже люк на крыше. На стенках кабины есть дополнительные смотровые окна. Прибавляют обзорности также и регулируемые зеркала заднего вида большого размера, расположенные снаружи кабины. В любой ситуации тракторист имеет возможность видеть практически все, что происходит снаружи, что особенно важно как при полевых работах, так и при работах внутри зданий и сооружений, когда работы производятся в ограниченном пространстве и водителю необходимо с большой точностью «чувствовать» габариты трактора.

Размеры стекол тракторов Беларус МТЗ-80/82
Модель трактора Кабина Тип Габариты, мм
МТЗ-80 Старая Лобовое 1044х656
Новая Ветровое 1245х915
Новая Ветровое нижнее 434х278
Старая Ветровое заднее 1040х655
Новая Заднее 1195х840
Новая Боковое 770х640
Старая Боковое 765х630
Новая Дверь 765х600
Старая Дверь 630х450
МК Боковое 475х225
МК Дверь 659х453
МТЗ-82 УК Боковое 767х642
УК Боковое 868х749
УК Дверь 763х608
УК Заднее 1205х841
УК Переднее 1267х921

Конструкция кабины трактора МТ3 позволяет практически полностью исключить «слепые» зоны видимости для тракториста и обеспечить прекрасный обзор во всех направлениях. Во время осадков помогут стеклоочистители электрического типа, установленные на переднем и заднем стекле кабины. Они имеют несколько режимов, из которых всегда можно выбрать удобный, в зависимости от интенсивности осадков. Для остекления кабины применяются термопоглощающие стекла, что позволяет избежать чрезмерного нагрева воздуха внутри салона в жаркое время года.

Внутренняя отделка

При изготовлении кабин тракторов МТЗ применяются современные качественные и экологически чистые материалы. Это касается как тех материалов, из которых собирается несущая часть каркаса, так и материалов для внутренней отделки. Кабина изготавливается из листовой стали и имеет каркасную конструкцию. Прочность материалов и точный конструкторский расчет обеспечивают безопасность тракториста в критических ситуациях, например при опрокидывании и даже перевороте трактора.

Важное значение имеет и то, какие материалы используются для внутренней отделки кабины трактора. Для ее обустройства применяются современные шумопоглощающие и термопоглощающие материалы, которыми обшивают внутреннее пространство салона. На полу располагаются резиновые ковры для фиксации ног в нужном положении и предотвращения соскальзывания их с педалей.

Все материалы, применяемые при изготовлении кабин, проходят сертификацию и соответствуют требованиям норм экологии и безопасны для жизни и здоровья обслуживающего персонала. Материалы, из которых изготавливаются элементы внутренней отделки, имеют нейтральные цвета серой гаммы, не раздражающие зрение и не отвлекающие водителя трактора от его работы.

Контролируем параметры

Для контроля параметров работы всех основных узлов, агрегатов и механизмов трактора служит щиток приборов. Он располагается на передней панели кабины прямо перед глазами тракториста и включает в себя стандартный набор приборов и сигнальных ламп. Это спидометр, указатель давления масла и температуры двигателя, приборы контроля бортовой электрической сети и другие.

Приборы имеют привычную круглую форму и расположены в удобной для считывания комбинации. Беглого опытного взгляда на щиток приборов вполне достаточно, чтобы в достаточном объеме оценить параметры работы систем трактора. О выходе какого либо показателя из допустимых пределов немедленно сигнализируют яркие сигнальные лампы, позволяющие принять решение о прекращении работы машины и начать поиск и устранение возникшей неисправности.

Для работы в темное время суток щиток приборов имеет световую подсветку, при включении которой показания приборов легко читаются. Все приборы – стрелочного типа с разбитой на зоны шкалой. При нормальных параметрах работы механизмов трактора стрелки приборов должны находиться в зеленой зоне шкалы. Выход стрелок приборов из зеленой зоны свидетельствует об отклонениях в работе трактора. В данной ситуации работа прекращается до выяснения и устранения неисправности.

Органы управления

Важнейшее значение в удобстве и безопасности управления трактором имеет правильное и удобное расположение органов управления. Это касается как управления основными рабочими операциями трактора, так и вспомогательных функций, таких как свет фар, управление стеклоочистителями, отоплением салона и других. На полу кабины располагаются педали тормозов, сцепления, а также педаль акселератора. Педали управления оснащаются резиновыми накладками, обеспечивающими фиксацию ноги и исключающими ее соскакивание, что является немаловажной деталью в части обеспечения безопасности.

Справа от водителя находятся рычаги управления рабочими операциями трактора. Они расположены эргономично и удобно, что повышает точность управления механизмами. Для наглядности перед глазами водителя располагается схема назначения рычагов, комбинации их положений и сочетаний.

Рулевое колесо удобного размера, хорошо ложится в руку и имеет кнопку звукового сигнала посередине. Снизу от рулевого колеса находятся переключатель указателя поворотов и переключатель стеклоомывателя. Так же удобно располагаются и органы управления вспомогательными функциями трактора. Переключатели расположены на щитке приборов в легкодоступном месте и имеют световую индикацию включения.

Микроклимат

Микроклимату в салоне трактора уделяется особое значение. В летнее время при постоянной работе трактора под открытым небом температура внутри кабины может достигать 50-60 градусов по Цельсию. Кондиционер значительно понижает температуру в кабине до приемлемых 23-25 градусов, обеспечивая комфортные условия для тракториста. Для очистки воздуха, поступающего внутрь салона, применена современная многоступенчатая система фильтрации. Это крайне важно, поскольку при полевых работах снаружи трактора присутствует значительное количество пыли, которая зачастую может содержать вредные для дыхательных путей химические элементы. Это касается работ с удобрениями, химическими средствами для борьбы с вредителями других.

Кондиционер имеет два основных исполнения:

  • подкапотный;
  • крышный.

Во время работ в осенне-зимний период воздух внутри в салоне необходимо, напротив, прогреть до комфортной температуры. С этой задачей прекрасно справляется мощная печка, подключенная к системе охлаждения двигателя трактора. Печка имеет несколько режимов работы, что позволяет установить нужную температуру вне зависимости от погоды за бортом. Так же печка выполняет еще одну немаловажную роль – предотвращение запотевания стекол во время осадков в виде дождя и снега. В теплое время года печку можно отключить от системы охлаждения при помощи специального крана.

Демонтаж

Рано или поздно наступают случаи, когда требуется произвести демонтаж кабины трактора. Это бывает необходимо как для ремонта самой кабины, так и для получения доступа к некоторым узлам и агрегатам трактора, таким как задний мост, коробка переключения передач, сцепление и другим. Кабина снимается также в случае ее замены на новую или аналогичную.

Демонтаж кабины трактора МТЗ представляет собой довольно трудоемкий процесс, поэтому должен производиться специализированными ремонтными предприятиями, имеющими необходимое оборудование и квалифицированный обученный персонал. Но при необходимости и наличии грузоподъемного оборудования эту работу можно выполнить самостоятельно.

Порядок проведения работ по снятию и установке кабины подробно описан в ремонтной документации на трактор.
Для демонтажа в сборе необходимо, сняв заднюю крышку радиатора, отсоединить тяги управления. После этого демонтируют педали управления и разбирают крепление кабины к кронштейнам. Затем отключают провод стартера и отсоединяют щиток приборов.

Далее снимают ручки коробки передач и понижающего редуктора , снимают ручки с рычагов управления понижающим редуктором и коробкой передач. Потом демонтируется тросик тахоспидометра, провода сигнала и фар. Сняв коврик и короб пола, нужно приступить к снятию педали подачи топлива. После этого снимается пол. Для этого предварительно откручиваются крепежные болты внутри кабины и снизу нее. Далее снимаются сектор и рычаг силового регулятора. Затем, отсоединив провода и сняв аккумуляторные батареи, грузоподъемным механизмом снимается кабина трактора. После проведения ремонтных работ кабина устанавливается на прежнее место в обратном порядке.

Ремонт

В процессе эксплуатации необходимо тщательно и внимательно следить за состоянием кабины трактора, своевременно проводить необходимое техническое обслуживание. Большое внимание уделяется при этом состоянию металлических деталей и лакокрасочному покрытию. Небольшие царапины и другие повреждения должны немедленно удаляться во избежание развития коррозии. Также следует периодически внимательно осматривать уплотнители стекол на предмет протечек. Поврежденные уплотнения сразу же заменяют новыми.

Следует периодически уделять внимание состоянию тепло- и шумоизоляции. Не допускается эксплуатация кабины с разбитыми или треснувшими стеклами. Такие стекла нужно заменить новыми. Петли тракторных дверей нужно периодически смазывать консистентной смазкой.

Ремонт кабины трактора МТЗ после повреждений в результате аварий или переворота трактора следует производить в специализированных ремонтных мастерских, имеющих соответствующее оборудование. Такие мастерские могут также дать рекомендации по пригодности поврежденной кабины к ремонту и целесообразности ее замены. Мелкий косметический и технический ремонт кабины трактора можно выполнить своими силами благодаря хорошей ремонтопригодности тракторов МТЗ даже в полевых условиях. Во время выполнения работ по снятию и установке кабины необходимо руководствоваться документацией на трактор, а также строго соблюдать требования правил техники безопасности при производстве данных видов работ.

Одной из самых серьезных опасностей, которой подвергается тракторист, является возможность травмирования в аварийной ситуа-ции. Так, для колесных сельскохозяйственных тракторов классиче- ской компоновки характерно опрокидывание набок, при этом трактор может совершить несколько оборотов. Для промышленных тракторов характерно боковое опрокидывание с переворачиванием через крышу кабины и падение камней на крышу при работе в карьерах или на горных разработках. Для лесопромышленных тракторов возможны случаи падения на кабину деревьев, сучьев и веток.

Большое разнообразие конструктивного решения защитных уст- ройств кабин классифицируют по конструктивному исполнению и числу вертикальных силовых элементов(рис.13.1).

При этом двух - и многостоечные(четырех- и шестистоечные)каркасы могут быть встроены в кабину или располагаться вне ее по контору. Кроме того, кабины классифицируют по техническому ис-полнению на штампованные, каркасные и комбинированные.

Условия эксплуатации и характерные виды аварийных ситуаций обусловили применение для кабин сельскохозяйственных тракторов четырех- шестистоечных каркасов. В отдельных случаях на этих тракторах устанавливают двухстоечные каркасы с усиленной перед- ней частью крыши и передней стойкой кабины.

М н о г о с т о е ч н ы е з а щ и т н ы е к а р к а с ы при установке образуют несущий элемент для закрепляемых на нем панелей кабины. Жесткий каркас образован корпусом кабины,который выполнен в ви- де цельного узла, устанавливаемого на трактор с помощью резиновых виброизоляторов, а непрозрачные панели изнутри облицованы теп- лошумоизоляционными материалами. При этом корпус кабины может выполняться из штампованных элементов и из профильного и толсто- листового проката.

На рис. 13.2 показан корпус кабины сельскохозяйственного трактора, выполненный из штампованных из стали толщиной1...1,25 мм элементов. Детали корпуса- передняя1 ,левая6 и правая2 боко- вые панели, крыша3 , левая5 и правая4 стойки, задняя панель8 , ле- вый7 и правый9 порожки с помощью сварки в сборочном кондукто- ре собираются в общий узел.

Рис. 13.1. Классификация кабин по использованию устройств защиты тракториста:

а - кабины сельскохозяйственных тракторов(I , II , III - соответственно счетырех-, шес-ти- и двухстоечным каркасом); б- кабины промышленных тракторов с каркасом ароч-ного типа(IV - каркасROPS встроен в конструкцию кабины; V - раздельное исполне-ние кабины и защитного каркасаROPS); в- кабины лесохозяйственных и лесопро-мышленных тракторов(VI - каркасы арочного типаFOPS иROPS встроены в конст-рукцию кабины; VII - каркасыFOPS со всеми несущими стойками; VIII - защитный каркас арочного типа расположен снаружи кабины

На рис. 13.3 представлена конструкция корпуса кабины, выпол-ненная из толстолистового проката. Корпус кабины содержит два же-стких пояса, один из которых образован гнутым профилем10 основа-

ния, боковыми профильными стойками8 и12 и профильной пере-мычкой6 , а второй- задними стойками4 и15 , перемычкой2 , боко-винами3 и16 и задней поперечиной крыши1 . Оба жестких пояса со-единены продольными связями5 , 7 , 13 , 14 и образуют замкнутую систему, к которой крепится лицевая панель9 , сформированная из профильного проката и гнутых из листа деталей. К нижней обвязке каркаса приварен пол11 из листовой стали.

Рис. 13.3. Корпус кабины из толстолистового проката

в результате чего он может быть раздавлен трактором. Для повыше- ния безопасности застекленные проемы кабины иногда огораживают металлической сеткой, которая защищает тракториста в кабине и от проникающих предметов. С целью предохранения тракториста от вы- броса из кабины иногда применяют ремни безопасности(типа авто- мобильных).

С целью быстрого выхода в послеаварийной ситуации трактори- ста из кабины предусматривается наличие аварийного люка в крыше кабины(см. рис. 13.2). В случае же опрокидывания трактора, если люк отсутствует, тракторист может выбраться из кабины в любой удобный для этого проем кабины, поскольку стекла из сталинита при такой аварии обычно рассыпаются. Аварийными выходами являются также и застекленные окна. Поэтому в кабине должны находиться средства, которыми при аварийной ситуации можно разбить или вы- ставить стекло аварийного выхода.

Для обеспечения безопасности водителей тракторов (операто-ров) при опрокидывании на тракторы устанавливаются защитные ка- бины или устройства защитыROPS иFOPS. Защитные каркасыROPS иFOPS защищают водителя(оператора)соответственно при опрокидывании трактора и от падающих предметов. ROPS обеспе- чивает защиту оператора при всех возможных случаях опрокидыва- ния при следующих условиях:движение со скоростью до16 км/ч по глинистой поверхности с максимальным уклоном300, опрокидывание на3600 относительно продольной оси машины без потери контакта с опорной поверхностью.

На промышленных тракторах конструкция машины должна обеспечивать возможность установки защитных устройств ROPS,обеспечивающих сохранение объема ограничения деформации(зоны безопасности в кабине) при случайном падении на кабину предметов или при опрокидывании трактора. В отличие от сельскохозяйственно- го трактора кабина промышленного трактора не должна иметь жест- кого каркаса. Здесь защитное устройство располагают вне кабины

Рис. 13.4. Защитное устройство и кабина промышленного трактора:

а - защитное устройство; б- кабина

Защитное устройство содержит П - образный разъемный каркас,выполненный из профиля прямоугольного сечения, к которому свер-

ху крепится защитный козырек. Нижние концы стоек П- образного каркаса крепятся к остову трактора. Кабина также крепится к остову трактора и накрывается сверху защитным устройством.

Кабины лесохозяйственных и лесопромышленных тракторов по конструкции аналогичны кабинам сельскохозяйственных тракторов, но имеют дополнительное устройство(FОРS) для защиты от падаю- щих предметов и от проникновения деревьев в кабину при их транс- портировании и выполнении технологических операций. Для защиты оператора промышленных и лесопромышленных тракторов от па- дающих предметов козырек или крышу кабины выполняют из метал- лического листа,рассчитанного на энергию удара, равную11,6 кДж.

13.2. Кабины и кузова автомобилей

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя и пассажиров, различных грузов, специального оборудования, а также для защиты их от внешних воздействий. Кроме того, несущий кузов служит для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля, он воспринимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомо-биль при движении. Это наиболее важная конструктивная, материа-лоемкая и дорогостоящая часть автомобиля.

Автомобильные кузова классифицируются по назначению: гру-зовые, легковые, автобусные, грузопассажирские, специальные; по конструкции: каркасные, полукаркасные, бескаркасные; по на-груженности: несущие, полунесущие, разгруженные. Грузовой кузов являются рабочим оборудованием автомобиля(см. подраздел12.4).

Грузовой кузов предназначен для перевозки всевозможных грузов, пассажирский(легковой и автобусный) - людей, грузопас-сажирский- людей и грузов, а специальный- для различного обору-дования(лабораторного, медицинского и др.).

К а р к а с н ы й к у з о в имеет жесткий пространственный кар- кас, к которому прикреплены наружная и внутренняя облицовки, и воспринимает все нагрузки автомобиля.Облицовки нагрузок не не- сут. Кузов применяют на современных автобусах и некоторых лег- ковых автомобилях.

П о л у к а р к а с н ы й (с к е л е т н ы й) к у з о в имеет только отдельные части каркаса(стойки, дуги, усилители), которые соеди- няются между собой наружными и внутренними облицовками. Все нагрузки кузова воспринимаются совместно частями каркаса и об- лицовками. Такие кузова применяют на легковых автомобилях и ав- тобусах. Полукаркасными также выполняют цельнометаллические кабины грузовых автомобилей.

Б е с к а р к а с н ы й (о б о л о ч к о в ы й) к у з о в жесткого пространственного каркаса не имеет. Он представляет собой корпус(оболочку), состоящий из больших штампованных частей и панелей, соединенных между собой сваркой в пространственную систему. Для того чтобы такой кузов обладал необходимой жесткостью, час- тям и панелям придают определенные форму и сечение. Все нагруз- ки воспринимаются его корпусом. Бескаркасными выполняют кузова большинства современных легковых автомобилей,так как они очень технологичны при производстве(автоматическая сварка панелей ку- зова может производиться на конвейере), а также цельнометалличе- ские кабины грузовых автомобилей.

Н е с у щ и й к у з о в не имеет рамы и воспринимает все силы и нагрузки, действующие на автомобиль. Большинство современных легковых автомобилей(кроме высшего класса) и автобусов обо- рудованы несущими кузовами.

П о л у н е с у щ и й к у з о в, жестко соединенный с рамой, воспринимает часть нагрузки, приходящейся на раму.Такие кузова применяют на автобусах.

Р а з г р у ж е н н ы й к у з о в не имеет жесткого соединения с рамой. Он устанавливается на раме через прокладки, на подушках и, кроме нагрузки от перевозимого груза, никаких других нагрузок не воспринимает. Применяют его на грузовых автомобилях, а также на легковых автомобилях высшего класса и повышенной проходимо- сти.

Кабина грузового автомобиля предназначена для водителя и пассажиров, сопровождающих перевозимые грузы.

Кабины грузовых автомобилей классифицируются по:

По числу мест: одноместные, двухместные, трёхместные;

По компоновке: капотные, бескапотные.

Наибольшее распространение на грузовых автомобилях полу- чили двухместные и трехместные кабины. Одноместные кабины обычно применяются на карьерных самосвалах и автокранах.

Капотная кабина состоит из двух объемов. Она имеет объём для размещения водителя и пассажиров и объем для двигателя,ко- торый размещен перед водителем с пассажирами.

Бескапотная кабина является однообъемной. В ней отделение двигателя объединено с помещением водителя и находится под ка- биной. Бескапотная кабина по сравнению с капотной позволяет ра- циональнее использовать габаритную длину автомобиля(увеличить размеры грузового кузова),улучшить обзорность дороги для водите- ля.

К а б и н а г р у з о в о г о а в т о м о б и л я З И Л - 4 1 3 4 1 0 (рис. 13.5) - капотная, цельнометаллическая, жесткая, сварная,трех- местная, с цельным панорамным неоткрывающимся стеклом ветро- вого окна. Переднее стекло устанавливается в проеме окна кабины при помощи специального резинового уплотнителя. Кабина крепит- ся в трех точках на кронштейнах20 и26 рамы. К кузову также от- носится оперение, закрывающее те части автомобиля, которые расположены вне кабины: капот,крылья, облицовка радиатора, подножки.

Рис. 13.5. Кабина автомобиля ЗИЛ– 413410 с узлами подвески:

1,4 - соответственно нижняя и верхняя подушки; 2, 5, 16, 22 - болты; 3 - втулка; 6 -держатель зеркала; 7 - подвижная распорка зеркала; 8 - зеркало в сборе; 9 -уплотни- тель капота; 10 - стекло ветрового окна; 11 - форточка; 12 - стекло двери; 13 - заднее стекло; 14, 24 - лонжероны рамы; 15 - серьга в сборе; 17 -планка; 18 - опорная втул- ка; 19 - резиновая подушка; 20 - задний кронштейн; 21 - заклепка; 23 - поперечина рамы; 25 - дверь кабины; 26 - правый и левый кронштейны

На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и правой сторон установлены зеркала 8 заднего вида. Место водителя оборудо- вано противосолнечным козырьком.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор-точки. Подъём стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом по- ложении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.

Двери кабины, левая и правая, имеют замки,открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положе- нии блокирует открытие дверей снаружи. Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернутьручку-запор, нажав предвари- тельно на ее кнопку.

К а б и н а г р у з о в о г о а в т о м о б и л я К а м А З бескапот- ная расположена над двигателем, наклоняемая,трехместная, цель- нометаллическая, сварная рис.13.6.

Она оборудована шумо- и термоизоляцией. Наружные панели кабины имеют виброгасящее и антикоррозионное покрытие.

Ветровое окно кабины глухое с плоскими,расположенными под углом стеклами. Стекла- полированные,трехслойные(типа три- плекс). Дверные стекла и стекло заднего окна закаленные, непо- лированные.

Рис 13.6. Общий вид кабины автомобиля КамАЗ

Крепление кабины к раме осуществляется в четырех точ-ках: с помощью резиновых по-душек впереди и двух четверт-ных рессор, снабженных аморти-заторами, в задней части кабины.

Переднее крепление каби- ны выполнено с механизмом уравновешивания.

Кабина фиксируется на раме двумя запорными устройствами механического типа с левой и правой стороны,действующими неза- висимо друг от друга, причем правое запорное устройство имеет пре- дохранитель.

Кабина оборудована двумя зеркалами заднего вида,установ- ленными на кронштейнах, выходящих за габариты автомобиля по ширине.

Двери кабины имеют поворотные форточки, стекла с механиз- мом подъема и опускания, замки с наружными и внутренними руч- ками.

Замок двери отпирается снаружи нажатием на кнопку ручки, а изнутри- поворотом ручки на себя. Корпус замка выполнен заодно с клином установа, фиксирующим дверь в проеме. При закрывании

двери клин входит между скобой фиксатора и стойкой проема двери. Стекла дверей кабины закаленные, неполированные,перемещаются в направляющих при помощи однорычажных стеклоподъемников с ме- ханическим приводом. В приводе стеклоподъемника имеется тормоз- ной механизм, благодаря которому стекло может быть зафиксировано в любом заданном положении. Монтаж и демонтаж замков, стекло- подъемников и стекол производится через люк внутренней панели двери.

Кузова легковых автомобилей отличаются большим разнооб-

разием. От типа и назначения автомобиля зависит форма кузова, число дверей, сидений и его вместимость.

Кузова легковых автомобилей различают по числу дверей,рядов сидений и конструкции крыши.

Автомобили могут быть: двух-, трех-, четырех- и пятидверны- ми; с одним, двумя и тремя рядами сидений;закрытые и с откидным верхом.

Большинство легковых автомобилей массового производства имеют несущие кузова. Это позволяет понизить их центр масс,уменьшить общую высоту и металлоемкость конструкции.

Цельнометаллические несущие бескаркасные кузова обычно из- готовляют из листовой стали. Корпус такого кузова представляет со- бой сварную конструкцию.

По количеству объемов кузова легковых автомобилей выполняются однообъемными, двухобъемными и трехобъемными:

Если отсеки для двигателя, водителя с пассажирами и багажа совмещены, то такой кузов называют однообъемным;

Двухобъемный кузов имеет два отсека. В одном отсеке располо- жен двигатель, а в другом- пассажиры и багаж(автомобили ВАЗ- 1111, ВАЗ-2108,ВАЗ-2111);

Трехобъемный кузов имеет три отсека. В одном отсеке распо- лагается двигатель, в другом- пассажиры, а в третьем-багаж(авто- мобилиГАЗ-31029 «Волга», ГАЗ-3110 «Волга»,ВАЗ-2110, «Лада- Приора», ВАЗ-1118 «Калина» и др.).

Кузова легковых автомобилей выполняют как закрытыми, так

иоткрывающимися.

Закрытые кузова, обладающие значительной прочностью, дол-говечностью и пассивной безопасностью, получили наибольшее рас- пространение. Они имеют жесткий замкнутый корпус с металличе- ской крышей и жесткие двери с опускающимися стеклами.

Условия труда на тракторе в значительной мере определяют производительность МТА, поскольку из-за увеличения энергонасыщенности трактора, скорости выполнения технологических и транспортных операций, количества агрегатируемых с трактором машин и орудий усложняется функциональная деятельность тракториста. Благодаря рациональной конструкции поста управления трактором, можно значительно снизить утомляемость тракториста, избавить его от неудобств в работе, повысить производительность труда и, что особенно важно, снизить риск общей и профессионально обусловленной заболеваемости.

Кабина трактора с соответствующим оборудованием должна защищать тракториста от тяжелых травм при авариях, снижать уровень шума и вибраций, иметь хорошую обзорность, удобные вход и выход, а также соответствующие антропометрическим данным тракториста размещение органов управления и посадочное место. Микроклимат в кабине должен поддерживаться независимо от изменения внешних условий. Система вентиляции должна подавать очищенный от пыли и вредных примесей воздух.

Кабина определяет композицию и характер формообразования машины в целом. Рационально спроектированная кабина, создающая комфортные условия труда трактористу, требует значительных материальных затрат. Достаточно отметить, что стоимость современной тракторной кабины составляет 40…50% стоимости машины в целом.

16.1. Конструкции защитных кабин

Одной из самых серьезных опасностей, которой подвергается тракторист, является возможность травмирования при аварийной ситуации. Так, для колесных сельскохозяйственных тракторов классической компоновки характерно опрокидывание набок, при этом трактор может совершить несколько оборотов. Для промышленных тракторов характерно боковое опрокидывание с переворачиванием через крышу кабины и падение камней на крышу при работе в карьерах или на горных разработках. Для гусеничных лесопромышленных тракторов возможны случаи падения на кабину деревьев, сучьев и веток.

Большое разнообразие конструктивного решения защитных устройств кабин классифицируют по конструктивному исполнению и числу вертикальных силовых элементов. При этом двух - и многосто-

ечные (четырех - и шестистоечные) каркасы могут быть встроены в кабину или располагаться вне ее по контору. Кроме того, кабины классифицируют по техническому исполнению на штампованные, каркасные и комбинированные.

Примером двухстоечного каркаса , на котором могут быть закреплены остальные элементы ограждения кабины, является конструкция, представленная на рис. 16.1. На корпусе полуосей задних колес трактора установлены стойки 6 и 7 , наклоненные назад таким образом, что их верхние концы находятся над задней частью сиденья тракториста. Сечение верхних концов стоек меньше сечения их основания.

Рис. 16.1. Защитное ограждение рабочего места тракториста:

а - жесткий двухстоечный каркас с крышей; б - установка жесткого каркаса на тракторе; в - установка кабины с жестким двухстоечным каркасом на тракторе.

В конструкции имеется горизонтальная поперечина 5 , скрепляющая верхние концы стоек и служащая для установки крыши 4 с поперечинами 1 и 3 и продольными связями 2 и 8 . К поперечине 1

крепится передняя стенка кабины 9 , к продольным связям 2 и 8 - боковые стенки 10 и 11 , а к поперечине 5 - задняя стенка 12 кабины. Таким образом, имея в качестве жесткого элемента двухстоечный каркас с верхней поперечиной, можно, навешивая на него дополнительные элементы, получить на тракторе тент или закрытую кабину.

Такие устройства, распространенные ранее особенно за рубежом, имеют существенный недостаток: полом кабины является верхняя часть корпуса трансмиссии, что обусловливает существенный уровень шума на рабочем месте. В настоящее время аналогичные двухстоечные каркасы с защитной крышей применяют только на промышленных тракторах для предохранения кабины от падающих предметов.

На сельскохозяйственных тракторах широкое распространение получили многостоечные защитные каркасы , которые при установ-

ке образуют несущий элемент для закрепляемых на нем панелей кабины. Жесткий каркас образован корпусом кабины, который выполнен в виде цельного узла, устанавливаемого на трактор с помощью резиновых виброизоляторов, а непрозрачные панели изнутри облицованы теплошумоизоляционными материалами. При этом корпус кабины может выполняться из штампованных элементов и из профильного и толстолистового проката.

На рис. 16.2 показан корпус кабины сельскохозяйственного трактора, выполненный из штампованных из стали толщиной 1...1,25 мм элементов. Детали корпуса - передняя 1 , левая 6 и правая 2 боковые панели, крыша 3 , левая 5 и правая 4 стойки, задняя панель 8 , левый 7 и правый 9 порожки с помощью сварки в сборочном кондукторе собираются в общий узел. Такая технология широко используется в автомобилестроении и обеспечивает высокую точность и необходимое качество изготовления кабин при относительно небольшой стоимости в условиях крупносерийного производства.

На рис. 16.3 представлена конструкция корпуса кабины, выполненная из толстолистового проката. Корпус кабины содержит два жестких пояса, один из которых образован гнутым профилем 10 основания, боковыми профильными стойками 8 и 12 и профильной перемычкой 6 , а второй - задними стойками 4 и 15 , перемычкой 2 , боковинами 3 и 16 и задней поперечиной крыши 1 . Оба жестких пояса соединены продольными связями 5 , 7 , 13 , 14 и образуют замкнутую систему, к которой крепится лицевая панель 9 , сформированная из профильного проката и гнутых из листа деталей. К нижней обвязке каркаса приварен пол 11 из листовой стали.

Рис. 16.2. Корпус кабины и штампованные элементы:

а - общий вид; б - составные элементы

Рис. 16.3. Корпус кабины из толстолистового проката

Рис. 16.4. Хлопководческий трактор с каркасной кабиной

Каркасная кабина из стандартного проката прямоугольного трубчатого сечения применяется на тракторе Т-25А и хлопководческом тракторе (рис. 16.4).

Шесть вертикальных трубчатых стоек прямоугольного сечения каркаса кабины соединены продольными и поперечными балками. Таким образом три вертикально установленные замкнутые рамы соединены между собой. Жесткость соединения рам увеличена установкой штампованных из листовой стали косынок. Кабина оборудована сдвижными дверями и имеет относительно большое остекление (64%), причем передняя рама застеклена целиком. Стекла установлены на каркас кабины с помощью специальных резиновых уплотнений.

Преимуществами каркасных кабин по сравнению с кабинами из штампованных элементов являются:

меньшая масса кабины за счет применения неметаллических материалов для ограждений;

меньший на 30…40% расход металла; упрощение модификации кабины в зависимости от и спроса на

Указанные положительные качества каркасных кабин с применением в конструкции стандартного проката обусловили их широкое распространение на тракторах.

К недостаткам кабин этого типа можно отнести повышенную трудоемкость сборки и сварки корпуса изза сложности автоматизации сварочных работ.

При особо тяжелых авариях, когда трактор при падении может перевернуться более чем на 180о , возникает опасность выброса тракториста из кабины, в результате чего он может быть раздавлен трактором. Для по-

вышения безопасности застекленные проемы кабины иногда огораживают металлической сеткой, которая защищает тракториста в кабине и от проникающих предметов. С целью предохранения тракто-

риста от выброса из кабины иногда применяют ремни безопасности (типа автомобильных).

При работе на льду замерзших водоемов может возникнуть необходимость быстрого выхода тракториста из кабины. С этой целью предусматривается наличие аварийного люка в крыше кабины (см. рис. 16.2). В случае же опрокидывания трактора, если люк отсутствует, тракторист может выбраться из кабины в любой удобный для этого проем кабины, поскольку стекла из сталинита при такой аварии обычно рассыпаются. В соответствии с ГОСТ 12.2.120 аварийными выходами являются застекленные окна. Поэтому в кабине должны находиться средства, которыми при аварийной ситуации можно разбить или выставить стекло аварийного выхода.

На промышленных тракторах в соответствии с ГОСТ 12.2.121 конструкция машины должна обеспечивать возможность установки по требованию заказчика защитных устройств, обеспечивающих сохранение объема ограничения деформации (зоны безопасности в кабине) при случайном падении на кабину предметов или при опрокидывании трактора. В отличие от сельскохозяйственного трактора кабина промышленного трактора не должна иметь жесткого каркаса, рассчитанного на случаи опрокидывания машины. Защитное устройство располагают вне кабины (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Защитное устройство и кабина промышленного трактора:

а - защитное устройство; б - кабина

Защитное устройство содержит П - образный разъемный каркас, выполненный из профиля прямоугольного сечения, к которому сверху крепится защитный козырек. Нижние концы стоек П - образного каркаса крепятся к остову трактора. Кабина также крепится к остову трактора и накрывается сверху защитным устройством.

Параметры рабочего места оператора следует устанавливать на основании антропометрических данных операторов, т. е. базовая точка измерений должна быть тесно связана с оператором. В автомобилестроении в качестве базовой принята точка бедра, находящаяся на пересечении вертикальной плоскости, проходящей через продольную плоскость симметрии сиденья, с теоретической осью поворота бедра относительно торса человека. Торс человека имитируют манекеном. Учитывая сложность изготовления самого манекена, а также определенные трудности для испытателей по его установке, особенно на мощных тракторах с одноместной кабиной (необходимость подъема манекена на большую высоту), в тракторостроении упростили устройство для определения базовой точки. В качестве базовой (или точки отсчета сиденья ТОС) принята точка в продольной плоскости симметрии сиденья, в которой пересекаются плоскость 7, касательная к задней поверхности нижней части спинки устройства для определения ТОС (рис. 1.1), и горизонтальная плоскость //, пересекающая нижнюю поверхность основания устройства на расстоянии 150 мм впереди плоскости I. Для определения ТОС это устройство устанавливают так, чтобы его продольная плоскость симметрии совпала с продольной плоскостью симметрии сиденья. Затем устройство нагружают усилием 550 Н, действующим вертикально в точке, расположенной на расстоянии 50 мм впереди точки А, причем обе части спинки устройства должны быть слегка прижаты к спинке сиденья. Если нельзя обеспечить устойчивое касание устройства к нижней части спинки сиденья, то только нижнюю часть его спинки устанавливают вертикально и слегка прижимают к спинке сиденья. Если нельзя обеспечить устойчивое касание устройства в верхней части спинки сиденья, то обе части его спинки устанавливают вертикально и слегка прижимают к спинке сиденья. Точка отсчета сиденья в определенной степени также связана с оператором - лежит в плоскости симметрии оператора на линии пересечения плоскостей, касательных к спине и к тазобедренным суставам. Неудобство пользования ТОС связано с тем, что при непосредственных измерениях ее на тракторе положение нагруженного усилием 550 Н устройства определяют относительно какого-либо базового элемента (например, пола кабины), а затем размеры переносят на чертеж. Возможна и установка с обеих сторон сиденья вертикальных стоек, соединенных между собой перемычкой или тросом в зоне, где проходит

линия пересечения плоскостей, касательных к подушке и спинке устройства.

Для определения размеров и конструкции рабочего места оператора землеройных машин в качестве базовой принята контрольная точка сиденья (КТС), в которой пересекаются вертикальная плоскость, проходящая через осевую линию сиденья, и теоретическая ось поворота бедра относительно торса человека. Экспериментальная проверка, проведенная в различных странах, показала, что отклонение КТС от точки пересечения торс - бедро не превышает ± 10 мм. КТС так же, как и ТОС, может быть определена на самом сиденье, задана в рабочем пространстве на машине или установлена непосредственно изготовителем сиденья. Для определения КТС служит устройство, показанное на рисунке 1.2. Для определения положения контрольной точки (КТС) сиденье устанавливают в среднее положение его регулировок по горизонтали, вертикали, угловым положениям и по массе оператора (в последнем случае при размещении на сиденье нагруженного устройства). Если установить сиденье в среднем положении невозможно, то его регулируют незначительно, отклоняя вверх и назад от среднего положения. Механизм подвески можно блокировать в среднем положении. Нерегулируемые подвески блокируют в вертикальном положении при размещении на сиденье полностью нагруженного устройства. Методика определения КТС следующая. Устройство (без дополнительных масс) помещают на подушку сиденья, предварительно накрытого тканью для облегчения правильного размещения, и сдвигают назад к спинке сиденья. На устройство устанавливают дополнительные массы, доводя общую массу от 6 ± 1 кг (масса устройства) до 26 ± 1 кг. Точка приложения вертикального усилия, создаваемого дополнительными массами, должна быть расположена на расстоянии 40 мм от проекции КТС на горизонтальную часть устройства. Устройство, нагруженное дополнительной массой, горизонтальным усилием 100 Н, прижимается к спинке сиденья. Затем на устройство устанавливают дополнительные массы, доводя его общую массу до 65 ± 1 кг. При этом центр приложения вертикального усилия от дополнительных масс не должен изменяться (масса среднего оператора 75 кг приблизительно соответствует массе устройства 65 кг, помещенного на сиденье). В двух вертикальных плоскостях, проведенных с обеих сторон сиденья на одинаковых расстояниях от продольной осевой плоскости сиденья, с точностью ± 10 мм определяют координаты точек пересечения этих плоскостей с осью, проходящей через обозначенную на устройстве КТС. Далее рассчитывают средние арифметические значения результатов измерения КТС в двух плоскостях.

Для определения ТОС и КТС используют разные по конструкции устройства. Методики измерения этих точек различаются прилагаемым к устройству усилием: для ТОС - 550 Н, для КТС - 590 Н, причем в обоих случаях предполагаемая масса оператора 75 кг. Кроме того, при определении КТС четко оговаривается положение регулировок сиденья, в то время как положение ТОС может изменяться в зависимости от положения регулировок сиденья.

Сельскохозяйственные тракторы с навешенным землеройным оборудованием используют в промышленности, поэтому они должны соответствовать требованиям стандартов для землеройных машин. При наличии двух базовых точек, различающихся как устройствами для их определения, так и методикой измерений, возникают определенные трудности из-за необходимости в двух комплектах документации на рабочее место оператора и проведения удвоенного объема испытаний для определения указанных точек. В качестве компромиссного решения с учетом результатов исследований по выявлению корреляционной связи между этими точками принято следующее соотношение: КТС располагается на 90 мм выше и на 140 мм вперед относительно ТОС. Предполагают, что по мере накопления опыта использования обеих точек будет выбрана единая базовая точка сиденья. Рассмотренные выше определения ТОС и КТС нужны для проектирования новой кабины при модернизации трактора. Проектирование новой кабины, а точнее, рабочее место оператора следует начинать с выбора положения базовой точки относительно малоизменяемых агрегатов трактора, например ходовой системы, трансмиссии. При непосредственных измерениях рабочего места оператора замеры можно проводить от какой-либо точки на устройстве, а затем пересчитать их от ТОС. В 1986 г. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), учитывая стабильность определения КТС, приняли решение о переработке стандартов, использующих базовую точку рабочего места оператора, с ТОС на КТС.

ГОСТ 12.2.120-2005

Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

КАБИНЫ И РАБОЧИЕ МЕСТА ОПЕРАТОРОВ ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Cabs and operator"s workplaces of tractors and powered agricultural machines. General safety requirements


МКС 13.100
65.060.10

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)"

2 ВНЕСЕН Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 28 от 9 декабря 2005 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минторгэкономразвития

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

Кыргызстандарт

Молдова

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских Директив:

- 2003/37/ЕС Директива Европейского Парламента и Совета от 26 мая 2003 г. на официальное утверждение типа сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, трейлеров к ним и взаимозаменяемых буксируемых машин вместе с их системами, компонентами и отдельными техническими блоками, отменяющая Директиву 74/150/ЕЕС;

- 75/321/EEC Директива Совета от 20 мая 1975 г. относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся рулевого управления колесных сельскохозяйственных и лесовозных тракторов;

- 76/432/ЕЕС Директива Совета от 6 апреля 1976 г. относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся тормозных устройств колесных сельскохозяйственных и лесопромышленных тракторов;

- 86/415/ЕЕС Директива Совета от 24 июля 1986 г. об установке, расположении, работе и идентификации устройств управления тракторов сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения

5 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2009 г. N 498-ст

6 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.120-88


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2011 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин, универсальных энергетических средств (далее - машин) и устанавливает требования к размерам минимального пространства, системам доступа на рабочее место оператора, расположению органов управления, условиям труда оператора и защитным свойствам кабины.

Стандарт не распространяется на малогабаритные тракторы и самоходные машины с колеей менее 1150 мм, а также на самоходные машины, предназначенные для работы в закрытых помещениях (теплицах, животноводческих фермах).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002.2-91 * Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций
_______________
ГОСТ Р ИСО 3463-2008 .


ГОСТ ЕН 632-2003 Машины сельскохозяйственные. Комбайны зерноуборочные и кормоуборочные. Требования безопасности

ГОСТ ЕН 894-2-2002* Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 2. Средства отображения информации
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 51341-99**.

** Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 51341-99 . - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ ИСО 2867-2002* Машины землеройные. Системы доступа
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2867-99 .


ГОСТ ИСО 3164-2002* Машины землеройные. Защитные устройства. Характеристика объема ограничения деформации при лабораторных испытаниях
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3164-99 .


ГОСТ ИСО 3411-2003* Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3411-99 .


ГОСТ ИСО 4252-2005 Тракторы сельскохозяйственные. Рабочее место оператора, вход и выход. Размеры

ГОСТ ИСО 4253-2005 Тракторы сельскохозяйственные. Расположение сиденья оператора. Размеры

ГОСТ ИСО 4254-3-2005 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 3. Тракторы

ГОСТ ИСО 4254-7-2005 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные

ГОСТ ИСО 5353-2003* Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 27715-88 .

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 8082-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты при опрокидывании. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8082-2005 "Машины для леса самоходные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 8083-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8083-2008 "Машины для леса. Устройства защиты от падающих предметов. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 8084-2002* Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8084-2005 "Машины для леса. Устройства защиты оператора. Технические требования и методы испытаний"


ГОСТ ИСО 11112-2000* Машины землеройные. Сиденье оператора. Размеры и технические требования
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 20062-96 "Сиденье тракторное. Общие технические условия"


ГОСТ ИСО 14269-2-2003 Тракторы и самоходные машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 2. Метод испытаний и характеристики систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

ГОСТ ИСО 14269-5-2003 Тракторы и самоходные машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 5. Метод испытания системы герметизации

ГОСТ 20062-96 Сиденье тракторное. Общие технические условия

ГОСТ 21480-76 Система "Человек-машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 26336-97* Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 26336-84 "Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное, газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы"

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86) Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 30879-2003 (ИСО 3795:1989)* Транспорт дорожный, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Определение характеристик горения материалов для отделки салона
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25076-81 .

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Требования к конструкции кабины

3.1 Точкой отсчета параметров кабин, зон расположения органов управления является контрольная точка сиденья (SIP) по ГОСТ ИСО 5353.

3.2 Для одноместной кабины минимальное рабочее пространство для оператора должно соответствовать:

- для тракторов - ГОСТ ИСО 4252 , для промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - ГОСТ ИСО 3411;

- для зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных комбайнов - ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7.

Для остальных машин минимальное рабочее пространство для оператора, рассчитанное на работу сидя, ограниченное элементами кабины и ее оборудования при среднем по регулировкам (вертикальной, горизонтальной и по массе оператора) положении сиденья, - в соответствии с рисунком 1.

Примечание - Минимальное рабочее пространство по 3.2 и 3.3 не определяет форму кабины.

Рисунок 1


Минимальная ширина двухместной кабины машины на высоте от 310 до 810 мм над SIP должна быть не менее 1400 мм.

3.3 Минимальное рабочее пространство в кабинах, рассчитанных на работу оператора в положении стоя, - по ГОСТ ИСО 3411.

3.4 Для машин с реверсивным постом управления минимальное рабочее пространство и размеры кабины при реверсивном управлении - по техническим условиям (ТУ) на машины конкретных моделей.

3.5 Размеры дверного проема и прохода при максимально возможной открытой двери для кабин тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, - по ГОСТ ИСО 4252 , для кабин зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7, для остальных машин - в соответствии с рисунком 2. Для лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ ИСО 2867.

______________
* Высота дверного проема при максимально возможной открытой двери кабины, предназначенной для работы стоя.
** Минимальная высота дверного проема для кабин, предназначенных для работы сидя.

Примечание - Чертеж не определяет форму дверного проема.

Рисунок 2


Для колесных тракторов классов менее 1,4 допускается по согласованию с потребителем уменьшение высоты дверного проема не более чем на 50 мм.

3.6 Машины, за исключением самоходных сельскохозяйственных машин, гусеничных сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов (кроме виноградниковых тракторов) должны быть оборудованы защитными кабинами или иметь устройства, обеспечивающие ограничение деформации при опрокидывании машины и (или) падении на кабину случайных предметов. Промышленные тракторы должны быть оборудованы защитными кабинами или устройствами по требованию потребителя.

Размеры и расположение относительно точки SIP и сиденья операторов:

- зоны свободного пространства для защитных кабин (устройств) колесных сельскохозяйственных тракторов - по ГОСТ 12.2.002.2 ;

- объема ограничения деформации для защитных кабин (устройств) промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ ИСО 3164.

Лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы должны быть оснащены кабинами и оборудованы устройствами защиты при опрокидывании по ГОСТ ИСО 8082, от падающих предметов - по ГОСТ ИСО 8083 и проникающих предметов - по ГОСТ ИСО 8084.

При двухместной кабине аналогичное ограничение деформации должно быть обеспечено и для второго рабочего места.

Для кабин с реверсивным постом управления ограничение деформации кабины должно быть обеспечено для обоих положений поста управления.

3.7 В случае установки защитного каркаса или дуги безопасности следует выполнять требования 3.2, 3.3 и 3.6.

3.8 Кабины тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, должны иметь аварийные выходы по ГОСТ ИСО 4252 , кабины зерноуборочных, кормоуборочных, хлопкоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7. Кабины лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов должны иметь запасной (второй) выход по ГОСТ ИСО 2867.

Остальные машины должны иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут служить двери, окна, люки. Аварийные выходы должны быть расположены на разных сторонах (стенках, крыше) кабины и иметь форму эллипса с главными осями 640 и 440 мм или квадрата со стороной 600 мм, или прямоугольника 650х470 мм, или круга диаметром 650 мм.

Аварийные выходы должны открываться без помощи инструмента. Если аварийными выходами являются застекленные окна, то в кабине должны находиться средства, которыми при аварийной ситуации можно разбить или выставить стекло аварийного выхода.

3.9 Кабины машин должны защищать оператора от атмосферных осадков.

4 Требования к оборудованию кабин

4.1 Кабины самоходных сельскохозяйственных машин должны быть оборудованы стеклоочистителями передних стекол, а остальных машин - передних и задних стекол.

Число стеклоочистителей должно быть установлено в ТУ на машины конкретных моделей.

Стеклоочистители должны работать независимо от режима работы двигателя и скорости движения машины.

Допускается при отсутствии реверсивного поста управления для стеклоочистителей задних стекол иметь только ручной привод.

4.2 Кабины тракторов должны быть оборудованы омывателями передних стекол.

Установка омывателей передних стекол в кабинах остальных машин - по требованию заказчика.

4.3 Кабины машин должны быть застеклены стеклами по ГОСТ 5727 или другими стеклами при условии обеспечения требований безопасности по ГОСТ 5727 .

По требованию заказчика допускается остекление окон кабин операторов машин теплопоглощающими стеклами.

4.4 Открываемые окна кабины машины должны открываться изнутри и иметь устройство для фиксации их в открытом и закрытом положениях.

4.5 Двери кабин машин должны иметь замки, запирающиеся на ключ, и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении.

Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой двери внутреннего запора.

Аварийные люки (при их наличии) должны иметь внутренние запоры.

4.6 Рабочее место оператора тракторов, кроме лесопромышленных и лесохозяйственных, и машин должно быть оборудовано подрессоренным сиденьем со спинкой по ГОСТ 20062 . Лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы должны быть оснащены сиденьем - по ГОСТ ИСО 11112.

На специальных модификациях сельскохозяйственных тракторов в технически обоснованных случаях по согласованию с потребителем допускается установка неподрессоренного сиденья.

Для рабочих мест с реверсивным постом управления должен обеспечиваться поворот сиденья на 180° с фиксацией его в рабочих положениях.

При необходимости несимметричного расположения сиденья допускается по согласованию с заказчиком уменьшение расстояния до ближайшей боковой стенки не более чем на 75 мм.

Размеры дополнительного сиденья при его наличии - по ТУ на машины конкретных моделей.

4.7 Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением.

Рекомендуемая освещенность на уровне пульта управления и щитка приборов от внутреннего освещения кабины - не менее 5 лк.

4.8 В кабине машин должны быть предусмотрены места для расположения футляра с аптечкой первой медицинской помощи, устройств для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды и для верхней одежды оператора.

4.9 В кабине машин должно быть предусмотрено место для установки радиоприемника и антенны.

4.10 Кабины машин должны быть оборудованы устройством, защищающим лицо оператора от прямых солнечных лучей.

4.11 Кабины колесных машин, которые могут перемещаться по дорогам общего пользования, должны быть оборудованы наружными зеркалами заднего вида слева и справа. Кабины самоходных сельскохозяйственных машин, кроме комбайнов зерноуборочных и кормоуборочных, должны быть оборудованы наружным зеркалом заднего вида только слева, обеспечивающим обзор назад. Оборудование зеркалами кабин зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 .

4.12 Контрольные приборы в кабине машины должны иметь подсветку, исключающую появление бликов.

4.13 Материалы, применяемые для отделки салона кабин тракторов и машин, должны быть неогнеопасными по ГОСТ 30879.

5 Требования к рабочему месту оператора

5.1 Кабины должны быть оборудованы системами вентиляции и отопления. Рабочие характеристики систем вентиляции и отопления рабочего места оператора должны соответствовать ГОСТ ИСО 14269-2 .

Конструкция кабины должна обеспечивать герметичность по ГОСТ ИСО 14269-5 .

Для самоходных машин, предназначенных для эксплуатации преимущественно в теплый период года, допускается не устанавливать систему отопления.

При установке кондиционера рабочие характеристики системы кондиционирования воздуха должны соответствовать ГОСТ ИСО 14269-2 .

5.2 Концентрация пыли в кабине в зависимости от содержания SiO не должна быть более указанной в таблице 1.


Таблица 1

Содержание кристаллического SiO в пыли, %

Средняя концентрация пыли, мг/м

5.3 Концентрация окиси углерода в кабине при работающем двигателе не должна быть выше 20 мг/м.

5.4 Расположение педалей и рулевого колеса относительно точки SIP для тракторов - по ГОСТ ИСО 4253 . Для машин размеры, взаимное расположение сиденья, рулевого колеса, педалей муфты сцепления и тормоза при выбранном свободном ходе должны соответствовать приведенным на рисунках 3, 4 и в таблице 2. Регулируемая рулевая колонка при этом должна находиться в среднем по регулировкам положении.

1 - рулевое колесо; 2 - педали тормоза и муфты сцепления

Примечание - Размеры на чертеже указаны при следующих условиях:

- педали находятся в положении, когда выбран свободный ход;

- сиденье нагружено и находится в среднем по регулировкам положении.

Рисунок 3

1 - сцепление; 2 - тормоз; 3 - акселератор

Рисунок 4


Таблица 2

В миллиметрах


Расположение органов управления лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов - по ГОСТ 27258 .

Расположение основных и вспомогательных органов управления для машин с реверсивным постом управления - по ТУ на машины конкретных моделей.

5.5 Зоны досягаемости рук и ног оператора для тракторов - по ГОСТ ИСО 4254-3 ГОСТ ЕН 632 .

Для остальных машин при работе оператора в положении сидя:

- в зоне (рисунок 5) не должно быть никаких элементов, которые могут мешать оператору пользоваться органами управления;

- в зоне должно обеспечиваться свободное пространство не менее 120 мм между соседними движущимися элементами.

Рисунок 5 - Сферические зоны свободного пространства

5.6 Типовые способы приведения в действие основных органов управления даны в приложении А.

5.7 Расположение рулевого колеса для тракторов - по ГОСТ ИСО 4253 , для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 . Для остальных машин рулевое колесо должно располагаться относительно горизонтальной плоскости в пределах 10° - 30° при работе сидя и в пределах 0° - 30° - при работе стоя, при этом регулирование следует проводить бесступенчато или с фиксацией не менее чем в четырех положениях, рулевое колесо этих машин должно иметь регулирование по высоте (вдоль оси колонки) на (100±20) мм бесступенчато или с фиксацией не менее чем в пяти положениях.

5.8 Расположение органов управления для тракторов - по ГОСТ ИСО 4252 , для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - по ГОСТ ЕН 632 .

Для остальных машин расстояния от рукояток рычагов управления (во всех положениях) до элементов рабочего места и между рукоятками, кроме рычагов, приводимых в движение одновременно горизонтально расположенной кистью, должны быть не менее 50 мм для приводимых в движение кистью с управляющим усилием свыше 150 Н и не менее 25 мм - для приводимых в действие пальцами с управляющим усилием от 80 до 150 Н (кроме органов управления двигателем).

Минимальная длина свободной части рычага вместе с рукояткой в любом его положении, приводимого в движение пальцами, должна быть не менее 50 мм, приводимого в движение кистью - не менее 150 мм.

5.9 Эргономические требования по конструированию средств органов управления - по ГОСТ ЕН 894-2. Размеры рукояток рычагов и других ручных органов управления - по ГОСТ 21753 .

5.10 Опорные площадки основных педалей должны иметь длину и ширину не менее чем по 60 мм.

Если в кабине машины не предусмотрены педали управления, то на полу кабины должны быть наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25°-40° к горизонтали, покрытые малотеплопроводным материалом. Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ног оператора.

5.11 Расстояние между кромками площадок рядом расположенных неблокируемых педалей должно быть в пределах 50-100 мм, блокируемых - 5-20 мм. Угол разворота от продольной оси машины опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, не должен превышать 15°.

5.12 Силы сопротивления перемещению органов управления не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.


Таблица 3

Управляемый орган

Сила сопротивления, Н

Ножное управление

Ручное управление

Максимальное значение

Максимальное значение

Муфта главного сцепления

Коробка переключения передач:

Без разрыва потока мощности

С разрывом потока мощности

Механизм поворота:

Без усилителя

С усилителем:

на рулевом колесе

на рулевом колесе с гидрообъемным приводом при аварийной ситуации

на рычагах

Рабочий тормоз

Стояночный тормоз

Регулятор частоты вращения двигателя

Деселератор

Распределитель гидросистемы:

Механический привод (рычаги)

Электрогидравлическии привод:

рукоятка

кнопка

Гидравлический привод

Механогидравлический привод

Вал отбора мощности

Остальные органы

5.13 Элементы органов управления, с которыми соприкасаются руки оператора или обслуживающего персонала, следует изготовлять из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт/(м·К), или они должны иметь покрытие из этого материала толщиной не менее 0,5 мм.

5.14 Обозначать средства отображения информации следует символами по ГОСТ 26336 и (или) надписями, которые должны быть расположены на панели приборов в непосредственной близости от индикатора (прибора, сигнальной лампочки и др.) или на самом индикаторе.

Требования по конструированию средств отображения информации - по ГОСТ ЕН 894-2, построение мнемосхем - по ГОСТ 21480 .

Приложение А (рекомендуемое). Типовые способы приведения в действие основных органов управления


Таблица А.1

Наименование органа управления

Управляющее воздействие оператора

Направляющее перемещение

Рычаг подачи топлива

Перемещение вперед и вверх и (или) вперед и в сторону вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось машины, для увеличения числа оборотов двигателя

Педаль подачи топлива

Приведение в действие стопой или носком стопы правой ноги

Перемещение нажатием вперед и (или) вниз для увеличения числа оборотов двигателя

Рулевое колесо

Приведение в действие двумя руками

Вращение рулевого колеса по часовой стрелке для поворота машины вправо, против часовой стрелки - влево

Рычаги поворота (правый и левый) для машин с гусеничным движителем

Приведение в действие правой и (или) левой руками

Перемещение правого рычага назад для поворота машины вправо, левого рычага назад - влево

Педали тормозов для тракторов и машин с колесным движителем

Приведение в действие правой ногой

Педали тормозов для машин с гусеничным движителем

Приведение в действие правой и (или) левой ногами

Перемещение нажатием вперед и (или) вниз при торможении

Рычаг стояночного тормоза

Перемещение тянущим движением при торможении

Педаль муфты сцепления

Приведение в действие левой ногой

Перемещение нажатием вперед - вниз для отключения муфты

Рычаг реверса

Приведение в действие правой или левой рукой

Перемещение вперед для переднего хода

Рычаг изменения скорости движения при бесступенчатой коробке передач

Приведение в действие предпочтительно правой рукой

Перемещение вверх и (или) вперед для увеличения скорости переднего хода. Перемещение назад и (или) вниз для увеличения скорости заднего хода

Рычаг переключения передач

Приведение в действие правой или левой рукой

Направление перемещения относительно нейтрального положения обозначать мнемосхемой

Рычаги управления гидросистемой навесного оборудования

Приведение в действие предпочтительно правой рукой

Перемещение вверх и (или) назад для подъема, вниз и (или) вперед - для опускания навесного оборудования



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2010

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"