Баркас история. Barkas B1000 — «минивен» из ГДР

1986 Barkas B1000 – баркас

Barkas (VEB Barkas-Werke ) - автопроизводитель в ГДР, в период с 1961 по 1991 год выпускавшиймикроавтобусы и развозные фургоны модели B1000, а также и лёгкие грузовики и спецавтомобили на их основе.

Производство было создано на базе национализированного правительством ГДР автозавода компании Framo в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц).

Сборочное производство предприятия отличалось низкой автоматизацией и высокой долей ручного труда. При этом единственная выпускаемая модель несколько десятилетий не подвергалась серьёзной модернизации, и к началу 1990-х гг. сильно устарела. После объединения Германии продукция Barkas оказалась неконкурентноспособной, и 10 апреля 1991 года конвейер автозавода был остановлен.

В 1993 оборудование предприятия было демонтировано и упаковано для отправки в Россию с целью организации производства микроавтобусов на Кировском заводе под Санкт-Петербургом, однако из-за отсутствия свободноконвертируемой валюты у российской стороны сделка не состоялась, и весь подготовленный к отправке груз был сдан в металлолом.

В настоящее время на месте прежнего завода в Хемнице располагается сборочное производство двигателей Фольксваген.

Barkas B1000

Общие данные

Двигатели

Масса: 1324 кг

В начале 1950-х гг. руководством Восточной Германии была поставлена задача создать многоцелевой грузовой автомобиль грузоподъёмностью 1 т, способным передвигаться со скоростью 100 км/ч. В 1956 году был построен прототип фургона под названием L1, спустя ещё год прототип микроавтобуса, которые в течение нескольких лет на испытаниях прошли более 1 млн км. Конструктивными особенностями перспективной модели были: вагонная компоновка, несущий цельнометаллический кузов, независимаяторсионная подвеска, привод на передние колеса.

Первая серийная партия автомобилей была выпущена 14 июня 1961 года. Первоначально устанавливаемый двухтактный трёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением от Wartburg-311 мощностью 28 л.с. был форсирован до 42 л.с., в 1972 году - до 45 л.с., при этом в конструкцию была введена дополнительная система охлаждения.

15 мая 1969 года был собран Barkas B1000 с силовым агрегатом Москвич-412. Однако советская сторона отказалась от поставок данного двигателя, так как на него приходились более выгодные экспортные поставки. Также не удались попытки установки дизеля и доведения грузоподъёмности до 1,3 т.

В дальнейшие два десятилетия конструкция автомобиля подверглась изменениям в рулевом управлении, механизме сцепления и светотехнике, в 1987 году в фургоне была установлена сдвижная боковая дверь.

В 1989 году на серию пошли четырёхтактные дизельные двигатели Фольксваген, модель получила индекс B1000-1 .

Всего было выпущено 175740 автомобилей Barkas B1000 и 1961 микроавтобусов модели B1000/1s.

50 лет назад, 14 июня 1961 года в городе Карл-Маркс-Штадт с конвейера сошла пилотная серия развозного автомобиля Barkas B1000.

Собственно, и по-немецки, и по-русски название машины значит одно и то же - баркас. В словаре Даля «баркас», это «самое большое гребное судно, чернорабочее, для завоза якоря и перевозки людей и тяжестей…» Слово это французского происхождения, barcasse. Почему именно так решили назвать новую машину конструкторы располагавшегося в городе Карл-Маркс-Штадт конструкторского бюро VEB Zentrale Entwicklung und Konstruktion für den Kraftfahrzeugbau (VEB ZEK), понятно. По спущенной партией разнарядке полагалось создать многоцелевой грузовой автомобиль грузоподъемностью 1 т, способный развивать скорость 100 км/ч. Такие машины в Германии называли Schnell-Laster, то есть, быстроходный грузовик. Работы по его проектированию начались еще в 1950 году, однако в молодой демократической Германии в те годы все так быстро менялось, что спустя пять лет VEB ZEK полностью пересмотрело концепцию машины. В частности, жесткие лимиты на металл, получаемый из СССР, заставили более тщательно подойти к массо-габаритным параметрам машины. Помимо того, что это должен был быть переднеприводный грузовик, теперь его решили оснастить несущим кузовом.

Вагонная компоновка, несущий цельнометаллический кузов, независимая торсионная подвеска, привод на передние колеса - прототип фургона, условно называвшийся L1, был готов в 1956 году. На следующий год к нему прибавились прототипы грузо-пассажирской модели и микроавтобуса.

Выпускать автомобиль предстояло народному предприятию VEB Kraftfahrzeugwerk FRAMO Hainichen в городе Хайнихен. Это был бывший завод Framo, основанный Йорге Скафте Расмуссеном (он также создал известное производство мотоциклов и автомобилей DKW) Для немецких солдат в годы Второй мировой войны стандартная санитарка Framo была символом избавления от фронтового ужаса. Естественно, власти ГДР подобных ассоциаций не желали, и поэтому в 1957 году завод переименовали. А в 1958 году на основе куста предприятий был создан комбинат VEB Barkas-Werke Karl-Marx-Stadt. В него вошли и бывший завод Framo в Хайнихене, и моторный и сборочный заводы в самом Карл-Маркс-Штадте, а также завод топливной аппаратуры в Вольфпфютце.

В 1958-м автомобиль, все еще носящий обозначение L1, приобретает окончательные очертания, и его отправляют на сертификационные испытания. В период с 1956 по 1961 годы прототипы успевают набегать свыше миллиона километров.

Первый автомобиль, сошедший с конвейера, имел номер шасси 40009. Всего нулевая серия состояла из 39 машин, включая автомобиль скорой медицинской помощи, два грузопассажирских и два 11-местных микроавтобуса.

Немцы продемонстрировали, что невзирая на демонтаж оборудования в 1945 году, на бегство многих специалистов на Запад, несмотря на все лимиты и запреты, налагаемые со стороны СССР, умеют создавать достойные автомобили. Пусть Barkas B1000 оснащался устаревшим силовым агрегатом, работавшим на пределе своих возможностей - по таким параметрам как вместимость, удельная грузоподъемность, дизайн, эргономика сравнение его с советскими RAF Latvia или УАЗ-451 были не в пользу последних. Существенно выделялся Barkas и на фоне европейских аналогов. В этом могли убедиться в 1962 году посетители Лейпцигской ярмарки, где состоялся официальный международный дебют новинки. Увы, социалистическая система готовила подобным проектам долгую жизнь и, какими бы ни были преимущества, они постепенно иссякали.

Неоднократные попытки улучшения конструкции ограничились только изменениями, без которых автомобиль не мог продаваться на внешних рынках. Машина приобрела двухконтурные тормоза с диагональным приводом, увеличенного размера светотехнику. 900-кубовый трехцилиндровый двухтактный мотор AWE-311 от легковой модели Wartburg-311 в 1962 году был расточен до 991 «кубика» (AWE-312), и вместо жалких 28 стал выдавать не менее унизительные 42 л.с. В 1969-м пришлось вводить в конструкцию дополнительную систему охлаждения, чтобы двигатель не перегревался. В 1972 году силенок прибавилось аж целых три. Неоднократно поднимавшийся вопрос о замене мотора четырехтактным постоянно откладывался. 15 мая 1969 года на заводе построили прототип Barkas B1100 с двигателем от «Москвич-412» в расчете на кооперацию в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако СССР не выделил моторов - в ту пору «412-й» был ходовым экспортным товаром.

Приходилось довольствоваться тем, что имелось в наличии. Barkas, тем не менее, пользовался спросом и за пределами ГДР. 22 февраля 1980 года с конвейера сошел 100-тысячный B-1000.

Провалились попытки конца 1960-х установить на Barkas дизель, дисковые тормоза, создать модификацию грузоподъемностью до 1,3 т. Что все же менялось в машине? Девятого августа 1977 года отказались от гидравлического привода сцепления. 31 октября 1979-го червячный рулевой механизм заменили на более современный типа «винт-гайка с перекатывающимися шариками». В 1985-м на Barkas установили диафрагменное сцепление. Максимум изменений, постигших автомобиль, стала сдвижная боковая дверь в июне 1987 года.

В 1989 году, когда забрезжило объединение двух Германий, на Barkas наконец начали устанавливать четырехтактный двигатель, по лицензии Volkswagen - машина получила обозначение B1000–1. Это новшество сыграло, скорее, психологическую роль: «осси», как называли восточных немцев жители ФРГ, в их глазах уже не выглядели настолько отсталыми. И тем не менее, судьба Barkas и завода в Хейнехене была предрешена. Сборка велась примитивными методами, «на коленке», у машины так и не появилось дисковых тормозов. 10 апреля 1991 года с конвейера сошел последний Barkas. Его провожали с неподдельной грустью - симпатичная машинка успела за эти долгие годы приглянуться нескольким поколениям немцев. Всего предприятие выпустило 175740 автомобилей Barkas B1000. Оборудование завода было демонтировано, его следы затерялись не то в Санкт-Петербурге, не то в Казани.

Модификации Barkas B1000

Barkas B1000 1.0 MT

Одноклассники Barkas B1000 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников...

Отзывы владельцев Barkas B1000

Barkas B1000, 1984 г

Уникальный автомобиль эпохи социализма. Специально созданная машина для поднятия народного хозяйства ГДР. Передний привод, 3-х цилиндровый 2-х тактный двигатель мощностью 45 л.с. Торсионная подвеска, коробка передач с обгонной муфтой, типа полуавтомат, сбрасываешь газ - машина катится на нейтральной передаче, давишь газ - Barkas B1000 плавно подхватывает. Грузоподъемность 900 кг. Экономайзер электронный, уровень топлива и температура светодиодные, катушка на каждую свечу. По тем временам передовые технологии. В то время когда наш Жигули стоил в ГДР 15 тыс. марок и на него были очереди, Barkas B1000 стоил 150 тыс. марок и мог продаваться в частные руки только с личного разрешения Эрика Хонеккера. Машина предназначалась только для использования в организациях и выпускалась на более чем 13-и различных шасси. Теперь этот экспонат бережно эксплуатируется для выездных прогулок и тусовок на природе. Машину продал, Barkas B1000 поехал в Тюмень, но теплое отношение к этой марке осталось, в нашем городе таких еще много катается и может быть я еще буду иметь Баркаса в рядах своих раритетов.

Достоинства : это просто уникальный в своем роде автомобиль.

Недостатки : на них можно закрыть глаза.

Алексей, Кострома

Barkas B1000, 1986 г

Barkas B1000 достался мне от дедушки. Он был уже в очень хорошем состоянии, но пришлось, конечно, немного в нем поковыряться: ремонт помпы регулировали зажигание приводили в рабочее состояние двигатель. Этот автомобиль 1986 года выпуска, производство ГДР. Объем двигателя 0.992 л 46 Hp, двигатель 2-тактный 3-цилиндровый, бензин перемешивается с маслом 1/50. Передний привод, есть блокировка ведущих колес, коробка механическая 4-ступенчатая, позволяющая двигаться в накат не выключая передачу. Независимая торсионная подвеска, в Barkas B1000 7 пассажирских мест, есть люк для проветривания и машина оснащена независимым отопителем салона, работающем на бензине (там отдельный бак на 5 литров - греет так, что зимой не замерзнешь). Предусмотрен электроподогрев заднего стекла. Все детали этого автомобиля кроме покрышек и аккумулятора оригинальные. Даже аптечка, огнетушитель и домкрат заводские. На дороге Barkas B1000 ведет себя довольно устойчиво, за счет массы и торсионной подвески, мелкие ямки и гравийная дорога для него не ощутимы. Скорость он набирает медленно, но после 60 км/ч довольно приемистый, оптимальная скорость 80. Автомобиль находится в достойном состоянии. В данный момент Баркас является незаменимым помощником в хозяйстве и активном отдыхе. Наши планы - сохранить Barkas B1000 в первозданном оригинальном виде.

Достоинства : отличный автомобиль своей эпохи.

Недостатки : требует внимания. Возраст.

Дмитрий, Смоленск

Barkas B1000, 1970 г

Итак, имеем Barkas B1000 1970 года с убитым родным мотором и неплохим кузовом. Комфортабельный микроавтобус с надёжным силовым агрегатом, хорошими тормозами, достаточно вместительный. Буду восстанавливать, так как состояние сего агрегата оставляет желать лучшего. Выбор был сделан в пользу двигателя 1,8 л и КПП от VW Passat B2. Сей агрегат, весьма распространённый в наших краях, отличается непревзойдённой надёжностью, простотой, низкой ценой и доступностью запчастей. Да и работать с ним одно удовольствие - разбирается и собирается как автомат Калашникова. А по габаритам и весу он ненамного больше родного 2-т и, тем более 4-т.

Достоинства : автомобиль для ценителей.

Недостатки : требует внимания.

История создания Barkas B1000

«Рафик» из ГДР, или история создания Barkas B1000

Что мы знаем об автомобильной Германии времен социализма? Большинство автолюбителей вспомнят об известных на весь мир Trabant и Wartburg, которые действительно были символом ГДР. Но было бы неправильно забыть и еще один автомобиль. А точнее – микроавтобус Barkas, на долгие годы ставший этаким немецким «Рафиком».

Если капнуть очень глубоко, то окажется, что своим появлением Barkas обязан датчанину Йоргену Скафте Расмунсену, который, получив инженерное образование, в конце 19 века обосновался в Германии. Открыв в городке Хемниц небольшое предприятие, специализирующееся на производстве арматуры, Расмунсен очень скоро добился первых успехов, после чего производство было перенесено в город Чопау. Постепенно на смену бесхитростной арматуре пришли другие изделия из металла, а после Первой мировой войны на заводе в Чопау стали выпускать паромобили.

Со временем последние обзавелись собственным именем DKW, а концу 20-х годов компания Расмунсена освоила производство мопедов, мотоциклов и бензиновых двигателей к ним. К этому времени талантливый датчанин стал настолько авторитетен в автомобильной отрасли, что без особого труда совместно с другими промышленниками создал еще одно производство. Новая фабрика, специализирующая на выпуске комплектующих для техники DKW, после нескольких переименований стала известна как Framo.

К 30-м годам DKW стало одним из крупнейших немецких производителей легкой грузовой техники. Сперва на заводе Framo на базе мотоциклов DKW стали выпускать небольшие трехколесные фургоны, а спустя пару лет было освоено и производство четырехколесной техники. Всего же во Франкенберге, где располагалась фабрика Framo, ежегодно выпускали около 5 тысяч единиц самой разнообразной техники. Наверняка производство стремительно развивалось бы и дальше, но свои коррективы внесла Вторая мировая война.

Как и большинство других немецких предприятий, завод Framo был перепрофилирован под нужды военной промышленности, а после поражения Германии большая часть оборудования и вовсе была перевезена в Советский Союз. От некогда известного на всю Западную Европу Framo осталась небольшая авторемонтная мастерская. На этом история могла бы и закончиться, но предприятие спасла национализация. В 1949 году оно было включено в состав крупнейшего промышленного объединения IndustrieverbandFahrzeugbau, после чего завод получил новое имя – Werk Framo Hainichen.

Получив «добро» от стран совета экономической взаимопомощи, куда входила и Восточная Германия, на WFH начали производство сразу нескольких моделей: довоенного грузовика Framo V501и более современного Framo V901. В очередной раз свое название завод поменял только в 1958 году. На этот раз от имени Framo было решено отказаться вовсе, а взамен «народное предприятие» получило название Barkas Verke Hainichen. Ушел в историю и саксонский город Хемниц, с которого все началось. Новоявленный Карл-Маркс-Штадт стал родиной новоявленного «Баркаса».

Как и Советский Союз, молодая Восточная Германия остро нуждалась в большом количестве развозных фургонов и небольших грузовиков. Немудрено, что руководство страны очень скоро попросило конструкторов из Карл-Маркс-Штадта бросить все силы на разработку автомобиля нового поколения. Учитывая огромный довоенный инженерный потенциал и накопленный опыт немецких специалистов, результат не заставил себя ждать. Предполагалось, что фургон нового поколения будет иметь вагонную компоновку, передний привод, несущий кузов и независимую торсионную подвеску. По тем временам – конструкция весьма инновационная. Лишь с названием будущего автомобиля решили не заморачиваться. Фургон получил такое же название, как и предприятие, – Barkas.

Технические характеристики Barkas B1000

Пытаясь снизить затраты, еще на стадии проектирования Barkas был во многом унифицирован с Wartburg-311. У него, например, был позаимствован трехцилиндровый двигатель. При объеме в 966 «кубиков» его мощность составляла 37 лошадиных сил, что для легкого фургончика более-менее хватало. В 1956 году свет увидели первые опытные образцы, а спустя год к версии с цельнометаллическим кузовом присоединились микроавтобусы с иной компоновкой и назначением. Как и советскому РАФу, немецкому Баркасу предстояло стать и скорой, и пожарной, и просто развозным фургоном.

К 1961 году несколько десятков прототипов преодолели более миллиона испытательных километров. После устранения выявленных недостатков Barkas был запущен в серийное производство. Примечательно, что версия B1000 (цифра показывает грузоподъемность фургона) изготавливалась в Карл-Маркс-Штадте, после чего досборка автомобиля производилась в Хайнихене. От 37-сильного двигателя, который устанавливался на прототипы, отказались же практически сразу после старта производства. Не сказать, что новый силовой агрегат AWE-312 мощностью 42 лошадиные силы заметно улучшил динамические возможности автомобиля, но это в любом случае был шаг вперед.

Скромный Barkas полюбился не только обычным автомобилистам, но и профессионалам. Последние не преминули отметить, что весивший 1200 килограммов фургон может увезти еще практически столько же. А благодаря отсутствию карданного вала и цельнометаллическому кузову в фургоне можно было разместить до шести «кубов» груза. К середине 60-х годов к уже имеющимся версиям добавились восьмиместный микроавтобус и бортовой грузовик. Параллельно инженеры совершенствовали конструкцию самого автомобиля. Не были забыты и водители, которым за рулем Barkas зачастую приходилось проводить дни напролет. Так, например, для охлаждения салона на крыше был предусмотрен открывающийся люк. В зимнее время, напротив, спасал обогреватель, устанавливаемый на пассажирские версии Barkas.

В 1972 году Barkas получил новый двигатель от Wartburg-353. И в этом же году все версии автомобиля были существенно доработаны, что позволило им прийти в соответствие с международными требованиями, касающимися норм выхлопа и безопасности. Barkas обзавелся усовершенствованным рулевым управлением, ремнями безопасности, тросовым приводом сцепления, новой системой питания. А вот внешность

Barkas была изменена лишь в 1983 году. Хотя, учитывая, что она изначально получилась «вне времени» и вызывала исключительно положительные эмоции, все свелось к установке иных бамперов и «противотуманок».

В 1988 году произошла еще одна небольшая модернизация: боковая распашная дверь уступила место сдвижной. К этому времени предприятие в Хайнихене произвело уже более 150 Баркасов.

Востребованные в небогатых социалистических странах грузовики, микроавтобусы и фургоны вполне могли бы производиться еще добрый десяток лет, но история решила иначе. После того как социалистическая Германия получила возможность пользоваться техникой родом из капиталистической ФРГ, судьба Barkas была предрешена. Выпускавшийся с 1962 года автомобиль даже с современным «фольксвагеновским» 1,3-литровым двигателем не мог на равных конкурировать с куда более совершенной коммерческой техникой от того же Volkswagen. Подобно Трабанту и Вартбургу, Barkas был съеден «акулами капитализма».

Удивительно, но Barkas чуть было не получил вторую жизнь в России. Идея состояла в том, чтобы дешево купить оборудование для производства автомобиля, после чего локализовать его сборку. Педантичные немцы на сделку согласились и даже практически отправили оборудование, но в последний момент российская сторона пошла на попятную. Через год никому не нужные станки и штампы было решено утилизировать. В славной истории Barkas была поставлена жирная точка.

Не так давно я начал цикл публикаций о старых микроавтобусах, так что пополняю коллекцию очередной статьей. На этот раз хочу рассказать о «минивене» из ГДР – ныне несуществующей страны несуществующего Восточного блока – Восточной части Германии, принадлежавшей к странам «соцлагеря». Речь пойдет об автомобиле Barkas B1000. Почему «минивен» я взял в кавычки? Да потому что такого понятия в то время просто не существовало, хотя этот микроавтобус можно смело отнести к этому классу.

Barkas B1000 увидел свет в 1961 году, сменив выпускавшийся до этого фургон Framo V901 на заводе VEB Barkas-Werke в городе Хемниц. Автомобиль разительно отличался от своего предшественника. Достаточно современная конструкция – свежий дизайн, кабина над двигателем, передний привод, независимая торсионная подвеска всех колес выделяли его среди армии легких коммерческих автомобилей того времени. Даже 3х цилиндровый двухтактный двигатель 0,9л. 43 л.с.,

ведущий свою родословную от производителей мотоциклов DKW, не был еще анахронизмом, хотя уже считался устаревшим. Используя конструктивные элементы, узлы и агрегаты легкового автомобиля Wartburg 311 немецкие инженеры создали легкий развозной автомобиль, с многочисленными модификациями — пассажирский микроавтобус, пикап, закрытый фургон и т.д. Автомобиль приобрел яркий и запоминающийся экстерьер. От легкового автомобиля Wartburg 311, Barkas унаследовал и двигатель – трех цилиндровый бензиновый двухтактный двигатель с объемом 0,9 литра типа AWE 311, мощностью 43 л.с. и четырех ступенчатую коробку передач. Позже этот двигатель был заменен модернизированным AWE 312 с объемом 0,992 л и 46 л.с. Максимальная скорость, которую способен был развить автомобиль, составляла 110 км/ч. Не смотря на современный на то время вид этого автомобиля, многие технические решения были устаревшими. Так, например, двигатель не имел собственной системы смазки и масло добавлялось прямо в бензин. Вместо привычных ШРУСов, передающих крутящий момент на колеса, использовалась карданная передача, а привод на одно из колес мог отключаться. Тормозная система на ранних моделях была двухконтурная — только на передние колеса и с механическим приводом. Салон отапливался автономным обогревателем. Хотя и это имело свои плюсы — автомобиль был достаточно

надежным и простым в ремонте, и самое главное — дешевым в производстве. Barkas выпускался в широкой гамме кузовов: микроавтобус, фургон, пикап (бортовая платформа), шасси; а так же специальных исполнений: автомобиль скорой помощи, малый пожарный автомобиль, армейский фургон. Микроавтобус пользовался успехом и за пределами ГДР, поэтому его до сих пор можно встретить на просторах стран бывшего Советского Союза и Варшавского Договора — Польши, Чехии и т.д.
Но отсутствие конкуренции сделало свое черное дело — barkas выпускался без каких либо изменений до 1989 года, и даже предпринятая попытка модернизации (установка двигателя Фольксваген 1,3 л) не спасла от неминуемого — автомобиль безнадежно устарел. После объединения Германии, завод Barkas был куплен концерном Volkswagen, и новое руководство свернуло производство.За 30 лет производства (1961-1991) было изготовлено 175.740 автомобилей B1000. Многие из них до сих пор сохранились, их даже можно встретить на наших дорогах.