Масло моторное 2 тактное. Как выбрать масло для лодочных двигателей

На мотоциклах, снегоходах, бензопилах и другой технике устанавливаются двухтактные двигатели, требующие специальных моторных масел. Все о моторных маслах для двухтактных двигателей, их особенностях и отличиях от масел для четырехтактных моторов, а также об их выборе и применении — читайте в статье.

Что такое моторное масло для двухтактных двигателей

Моторное масло для двухтактных двигателей (two-strokeoil, two-cycleoil, 2T oil) — специализированные масло, предназначенное для смазки бензиновых двухтактных двигателей внутреннего сгорания, в которых не предусмотрена отдельная система смазки.

Масло выполняет несколько основных функций:

  • Смазка трущихся деталей;
  • Защита деталей, узлов и агрегатов от коррозии;
  • Продление ресурса узлов двигателя;
  • В меньшей степени — помощь в охлаждении двигателя за счет улучшения теплообмена между внутренними деталями двигателя и его корпусным деталями (в первую очередь — с рубашкой охлаждения).

Как нетрудно заметить, моторные масла для двухтактных двигателей решают тот же круг задач, что и смазочные материалы для четырехтактных агрегатов. Однако 2-х и 4-тактные двигатели имеют существенные конструктивные отличия, поэтому и масла для них не одинаковы. Об этом расскажем подробнее.

Отличие масел для двухтактных двигателей от масел для четырехтактных двигателей

Двухтактный двигатель — простой по конструкции, надежный и эффективный силовой агрегат, который сегодня имеет очень широкое распространение на маломощной технике. Двигатели объемом от 50 до 500 куб. см устанавливаются на мотороллеры и мотоциклы, снегоходы, бензопилы, газонокосилки, моторные лодки, разнообразные генераторные установки и т.д.

Большинство двухтактных двигателей с целью упрощения конструкции не имеет отдельной системы смазки, однако трущиеся детали в них должны смазываться. Решается эта задача добавкой масла непосредственно в бензин, который через карбюратор поступает в надпоршневое (в цилиндр) и подпоршневое пространство — здесь образуется бензиномасляный туман (а точнее, топливно-масляно-воздушная горючая смесь), смазывающий собой все трущиеся детали. В цилиндре данная смесь сгорает, и образующиеся газы через продувочное окно выбрасываются в атмосферу. Таким образом, двухтактный двигатель расходует не только бензин, но и масло.

Добавка масла в бензин может выполняться двумя различными способами:

  • Непосредственно в топливный бак в определенной пропорции к бензину — смесь масла и бензина поступает в карбюратор, где смешивается с воздухом и образует горючую смесь;
  • В топливно-воздушную смесь на выходе из карбюратора — в этом случае предусмотрен отдельный масляный бачок, из которого масло с помощью дозирующего насоса поступает к выходу карбюратора, где смешивается с готовой горючей смесью.

В любом случае моторное масло для двухтактного двигателя имеет ряд особенностей, отличающих данный смазочный материал от масел для 4-тактных моторов:

Все эти характеристики обусловлены особенностями эксплуатации масла. Во-первых, масло должно равномерно смешиваться с бензином, в противном случае будут образовываться крупные масляные капли, которые не смогут обеспечить равномерную смазку трущихся деталей. Во-вторых, масло должно максимально полно сгорать в цилиндре, образуя минимальное количество дыма — это обеспечивается пониженным содержанием золы. Наконец, масло должно эффективно смазывать трущиеся детали, проходя по двигателю и одновременно подвергаясь высоким температурам (до 300°С) — именно поэтому оно должно быстро создавать пленку на деталях и сохранять свои характеристики при нагреве.

Эти требования обуславливают состав и особенности масел.

Типы, состав и особенности масел для 2-тактных двигателей

Все масла для двухтактных моторов имеют принципиально одинаковый состав:

  • Основа — базовое масло, полученное из нефти или нефтепродуктов;
  • Присадки — комплексы различных компонентов для придания маслу требуемых характеристик.

Моторное масло с дозатором

В качестве основы могут использоваться минеральные и синтетические базовые масла, первые получаются путем перегонки нефти, а вторые — при органическом синтезе и иных технологиях переработки нефтепродуктов и газов. В пакет присадок входят растворители (для повышения способности смешивания с бензином), ингибиторы коррозии, регуляторы вязкости, очищающие (моющие), антиокислительные и другие компоненты. При этом как базовое масло, так и присадки подбираются таким образом, чтобы все они не снижали качество топлива и сгорали с образованием минимального количества твердых сажевых частиц.

С целью регулирования качества и характеристик моторных масел используются различные национальные и международные стандарты. В настоящее время применяется четыре основных стандарта, разработанных Американским Нефтяным Институтом (American Petroleum Institute, API), Японской организацией по стандартизации масел (Japanese Engine Oil Standards Implementation Panel, JASO), Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) и Национальной Ассоциации Судостроителей США (National Marine Manufacturers Association, NMMA).

Большинство этих стандартов устанавливает зольность смазочных материалов, степень растворимости их в бензине, температурные диапазоны эксплуатации, моющий эффект и другие качества. Также по стандартам предусматривается окрашивание масла в синий или иной цвет для уверенной идентификации этих материалов и визуального определения их степени растворения в бензине.

В России единого стандарта на смазочные материалы для двухтактных силовых агрегатов нет, отечественные производители используют собственные ТУ, в основе которых зачастую лежат указанные выше стандарты.

Следует заметить, что многие производители техники (особенно бензопил, бензокос, газонокосилок и другой) предлагают свои фирменные масла для двухтактных двигателей, имеющие различную маркировку — HP, HD, XP и т.д. Однако все эти материалы в любом случае соответствуют одному или сразу нескольким указанным выше стандартам. Также на упаковках масла встречается маркировка «2T», что означает лишь назначение этого смазочного материала для двухтактных моторов.

Как правильно подобрать и использовать масло для 2-тактных двигателей

Применение моторных масел для двухтактных силовых агрегатов имеет свои особенности. В первую очередь, для моторов различных типов можно использовать только рекомендованные стандартами смазочные материалы. Например, для двигателей мотоциклов и снегоходов — масла по спецификации APITC, JACO или ISO, а для подвесных лодочных моторов — масла TC-W3. И следует отказаться применения масел для четырехтактных моторов — они обладают повышенной зольностью, поэтому приводят к интенсивному образованию отложений на поршне, закоксовке колец и к другим негативным последствиям.

Добавлять масло в бензин следует только в соответствии с инструкцией к агрегату и смазочному материалу. Если масло должно добавляться в бензобак, то рекомендуется изготовить смесь в отдельной канистре в следующем порядке:

  1. Налить половину от необходимого количества топлива;
  2. Добавить необходимый объем масла;
  3. Долить остатки топлива;
  4. Тщательно перемешать смесь, вылить ее в бензобак.

Если на мотороллере, мотоцикле или снегоходе предусмотрен отдельный масляный бачок, то смазочный материал просто добавляется в него.

Критически важно соблюдать пропорции масла и бензина при их смешивании. В зависимости от указаний производителя техники соотношение масла и бензина может варьироваться от 1:20 до 1:50. Для точного соблюдения пропорций рекомендуется использовать мерные стаканчики или приобретать масло в канистрах со встроенной мерной емкостью.

При грамотном подборе масла и правильном его смешивании с бензином мотор мотоцикла, снегохода, лодки, бензопилы или генератора будет работать надежно и эффективно на всех режимах.

Масло для 2 тактных двигателей имеет немало существенных отличий от аналогичных смазочных материалов, предназначенных для заливания в четырехтактные моторы. Поэтому прежде, чем приобрести рабочую жидкость, необходимо узнать о ее технических и эксплуатационных характеристиках больше информации.

Качественное масло для двухтактных двигателей применяют для различных транспортных средств, рабочих инструментов и спецтехники - это могут быть небольшие фургончики, газонокосилки, цепные пилы, моторные лодки, снегоходы, мотоциклы и другие. Основными параметрами силовых установок, для которых подходит такая смазка, являются: низкая цена, небольшая масса и высокие показатели удельной мощности.

Важный момент, о котором нужно помнить: моторные масла в двухтактных двигателях не циркулируют (как в четырехтактных силовых агрегатах). Поэтому вводить их необходимо прямо в горючее. Основной объем рабочей жидкости сгорит вместе с топливной смесью, приблизительно 25% масла для 2 тактных двигателей выбросится в форме несгоревшего масляного тумана с выхлопными газами.

Если речь идет о простом моторе, который можно встретить на старых моделях, то смешивание нужно производить особенным образом. В соотношении от 1:100 до 1:20 определенный объем масла для двухтактного двигателя необходимо ввести в топливную ёмкость вручную.

Если говорить про современные силовые агрегаты, то они уже оснащены специальной системой, выполняющей дозирование автоматически. Подача масла для 2 тактного двигателя здесь ведется соответственно нагрузке на мотор. Использование таких систем позволяет варьировать соотношение топлива и масла для двухтактного двигателя от 1:400 до 1:50.

Показатели качества моторных масел для 2 тактных двигателей.

То, каким качеством обладает масло для двухтактного двигателя, оказывает сильное влияние на срок эксплуатации и надежность силовой установки. Рабочие жидкости обладают различными параметрами, изучать которые перед покупкой стоит непременно.

Но действительно ли это так важно, и не лучше ли просто купить то моторное масло для двухтактных двигателей, которое предлагается по самой низкой цене? Рассмотрим небольшой пример.

Эксплуатация авиационных двигателей ведется при высоких температурах и в максимально сложных условиях. Кроме того, авиадвигателям приходится регулярно подвергаться существенным температурным перепадам. С другой стороны, подвесные лодочные моторы работают при стабильно низких температурах, перепадов здесь нет вообще. В связи с тем, что и сами двухтактные установки различные, и эксплуатируются при совершенно разных условиях, заливать в них одну и ту же смазку было бы неверно. В первом случае можно порекомендовать масло для 2-х тактных двигателей с воздушным охлаждением. Тогда как во втором воздушное охлаждение ни к чему.

Покупка подходящего масла для 2 тактных двигателей непростой процесс. Основной показатель качества продукции - уровень сгорания смазки в цилиндре. Высококлассная жидкость будет обеспечивать силовой установке надежную защиту и не позволит загрязнять агрегат смолами, сажей и дымом. Вредные вещества будут выделяться, но в меньших количествах. применяйте хорошее масло, и вы сможете снизить естественный износ мотора и оставить выхлоп чистым. Профессионалы не рекомендуют применять присадки с металлической основой как раз по этой причине. Такие смазки при сгорании образуют сильно абразивные зольные производные. В случае с подвесными лодочными моторами с водяным или воздушным типами охлаждения, можно использовать беззольные масла.

Перед тем, как приобрести то или иное масло для двухтактного двигателя, вы должны быть уверены, что продукт обладает следующими качествами:

  • Высокие противоизносные и смазочные показатели;
  • Наличие очищающей функции, моющих и диспергирующих свойств;
  • Возможность предотвращать образование отложений в выпускном механизме;
  • Уровень дыма - минимальный;
  • Возможность поддерживать свечи зажигания в чистоте и предотвращать их преждевременное воспламенение;
  • Высокие показатели текучести;
  • Возможность обеспечить силовому агрегату защиту от коррозийных процессов;
  • Возможность быстрого и равномерного смешивания с топливом даже при низкой температуре воздуха.

Для масел такой группы очень важны отличные смазывающие показатели и устойчивость к коррозии (в особенности, если продукт необходим для плавучих транспортных средств, работающих в соленых водах). Еще один ключевой параметр - износоустойчивость. Даже при продолжительном простое мотора смазка должна противостоять коррозийным процессам. Как правило, в качественных маслах для 2 тактных двигателей все нужные присадки уже включены в состав.

Ошибка при выборе масла - возможные последствия

Многих интересует вопрос о том, что будет, если в двухтактную силовую установку залить рабочую жидкость, которая имеет низкое качество или не соответствует самому виду мотора (предназначается, допустим, для четырехтактных агрегатов)? Результат печальный:

  • Серьезный износ элементов ЦПГ;
  • Закоксовывание поршневых колец;
  • Большой нагар в цилиндрах.

Результатом отложения на наконечниках свечей частиц золы может стать калильное зажигание. То есть, вспышки в цилиндрах могут произойти произвольно, от раскаленных зольных частиц, а не от искры зажигания. Перед покупкой масла для 2 тактного двигателя ознакомьтесь с составом продукта. В некоторых качественных жидкостях 85-98% общего состава смеси являются базовым смазочным веществом. Остальное - различные присадки, придающие высокие технические и эксплуатационные характеристики.

Кроме того, высококачественные масла этой группы могут содержать множество разных сложных синтетических эфиров. В особенности, если мы говорим про биологически разлагаемые смазки, разработанные для заливания в подвесные двигатели морских кораблей.

Ассортимент и маркировка

Двухтактные масла, предназначающиеся для заливания в моторы мототехники и наземных транспортных средств, имеют собственную маркировку:

  • JASO FC - бездымные жидкости для силовых агрегатов автомобилей и прочих устройств;
  • JASO FB и JASO FA - масла для моторов мото- и иной техники.

ВАЖНО! Если вы видите на упаковке масла буквы JASO MB и JASO MA, то знайте, что эти продукты должны быть использованы в 4 тактных двигателях мотоциклов! Коэффициенты их трения: низкий и высокий соответственно.

Беззольные масла, предназначенные для 2 тактных лодочных подвесных моторов с любым типом охлаждения, также имеют маркировку:

  • TSC-4 - продукты для подвесных лодочных двигателей с водяным охлаждением.
  • TSC-3 - масла для движков, которые нуждаются в самом высоком качестве смазки. Такие моторы могут быть установлены не только на лодках, но и на снегоходах, мотоциклах. Объем силовых агрегатов 50-200 см3.
  • TSC-2 - продукция, предназначенная для скоростных силовых установок (объем 50-200 см3). Охлаждение движков происходит воздухам, агрегатам приходится работать при высоких нагрузках в конструкции бензопил, мотоциклов, мотороллеров и т.д.
  • TSC-1 - рабочие жидкости для заливки в малые двигатели (объем 50 см3. максимум). У таких двухтактных моторов есть система воздушного охлаждения и, как правило, они входят в конструкцию электрогенераторов, сенокосилок и мопедов.

Большая часть лодочных двигателей охлаждается в воде. Поэтому к маслам для заливки в них предъявляют наиболее суровые экологические требования экологически. В особенности, в отношении дымообразования и биоразлагаемости.

Если вы не знаете, какое моторное масло для двухтактного двигателя выбрать, вы можете позвонить нам по телефону или воспользоваться контактной формой на сайте.

Моторное масло – важнейший элемент работы двигательной системы в автомобиле, скутере, мотоцикле, технике электрической направленности. Существует обширная классификация данных продуктов, позволяющая определить их особенности и конкурентные преимущества.

Масло для имеет несколько отличий от других жидкостей, используемых для моторов. К базовым характеристикам относится невысокая стоимость и повышенная мощность. Здесь нет циркуляции масла, поскольку его ввод сразу же осуществляется в горючее. Сгорание значительной части смазки обеспечивается совместно с топливом.

Качество смазочных материалов

Этот параметр оказывает прямое влияние на надежность расходника и на свойства эксплуатации. Поэтому, выбирая моторное масло для 2х-тактных агрегатов, важно уделить внимание его характеристикам:

  • свойства смазки;
  • характеристики против износа;
  • моющие качества и очистка;
  • малое количество дыма;
  • возможность предотвращения отложений в системы выпуска;
  • обеспечение чистоты в области свечей зажигания;
  • защитные свойства против коррозии;
  • возможность смешивания с топливом даже при низких температурах;
  • повышенные показатели текучести жидкости.

Все эти свойства являются показателями качества масла и способствуют улучшению его характеристик.

Классификация смазочных материалов

(2х-тактных) имеет достаточно широкую классификацию. Традиционно для подвесных лодочных агрегатов используется масло без золы.

Самые проверенные и качественные марки – ESSO, SADKO.

Классификация API:

  • TSC -1 – TA – данное моторное масло предполагает вхождение в эту группу всех смазочных материалов для малых двигателей, имеющих объем не более 50 см куб. Моторы могут применяться в электрических генераторах, косилках и прочих элементах.
  • TSC -2 (B ) данный класс содержит масла, используемые для двигателей с объемом от 50 см куб. Такие агрегаты обладают воздушным охлаждением и могут осуществлять работу при высоких нагрузках.
  • TSC -3 (C ) – данное моторное масло предполагает смазочные вещества, используемые для двухтактных моторов, которые предъявляют особо высокие требования к уровню качества смазки. Такие продукты используются для двигателей, имеющих объем 50–200 куб. см, преимущественно – на мотоциклах, снегоходах.
  • TSC -4 (TD ) представлены расходниками, которые зачастую используются в двигателях подвесного типа – в моторных лодках и так далее, оснащенных водяным охлаждением.

Рейтинг масел

Рассматривая вопрос о том, какая жидкость является лучшей, можно оценить их общий рейтинг на основании рекомендаций специалистов и личного опыта многих водителей:

  • Racing 2 T . Применяется для двигателей машин, которые принимают активное участие в состязаниях спортивной направленности. Чтобы приготовить топливную смесь, важно соблюдать соотношение, которое рекомендовано изготовителем.
  • Sport 2 T . Является смазочным материалом, который изготавливается на синтетической основе. Применяется для мототехники, в любых условиях эксплуатации.
  • Special 2 T . Используется для мотоциклов, скутеров и мопедов. Главное требование при составлении топливной смеси – соблюдать соотношение, которое рекомендовано изготовителем.
  • Scooter 2 T . Данный тип жидкости характеризуется высоким качеством и имеет многочисленные присадки.


Масла для садовой техники:

  • PROSYLVA 2 T SYN – может использоваться для работы в тяжелых условиях с колоссальными внешними нагрузками. Может запросто смешиваться с бензином или использоваться в раздельных системах смазки.
  • PROSYLVA 2 TZ – изготавливается продукт на основе базового масла для двухтактных двигателей, которые устанавливаются на садовой технике. Может сохранять свои свойства в экстремальных условиях использования. Имеет совместимость с неэтилированным бензином и используется в системах раздельной смазки.

Резюме

Все масла имеют несколько спецификаций и подходят для особых условий использования. При выборе подходящей смазочной жидкости важно обратить внимание на ее основные параметры, которые характеризуют качество. Выбор высококачественного продукта позволит использовать механизмы без проблем.

Как известно, двигатели внутреннего сгорания бывают 2-х и 4-х тактными. Если коротко, один такт в двигателе фактически является движением вверх или вниз, при этом за один оборот коленвала совершается два такта. Такт, при котором происходит сгорание топлива и отдача энергии газов поршню для совершения полезной работы, принято называть рабочим ходом поршня.

При этом важно понимать, что хотя двух и четырехтактные моторы похожи по принципу действия, они также существенно отличаются друг от друга по ряду особенностей (как конструктивных, так и других). Далее мы поговорим о том, как работают двухтактные моторы, а также какое масло для двухтактных двигателей наилучшим образом подходит при использования в данного типа.

Читайте в этой статье

Особенности двухтактных двигателей и система смазки на моторах данного типа

Прежде всего, рабочий цикл любого ДВС состоит из:

  • впуска, когда цилиндр наполняется топливно-воздушной смесью;
  • сжатия (рабочая смесь предварительно сжимается в цилиндре);
  • воспламенения топливного заряда и передачи энергии поршню;
  • выпуска отработавших газов из цилиндра;

Если в 4-х тактном моторе такой рабочий цикл совершается за 2 оборота , то в 2-хтактном за один. Другими словами, рабочий цикл 2-х тактного двигателя условно представляет собой «совмещенный» впуск смеси, сжатие и рабочий ход, которые происходят не в отельных тактах (как в 4-х тактных ДВС).

Во время сжатия поршень поднимается из НМТ в ВМТ (верхняя и нижняя мертвая точка). При этом в двигателе конструктивно реализованы специальные «окна» вместо более привычных клапанов. По мере движения поршня вверх сначала перекрывается так называемое продувочное окно (через него в цилиндр попадает смесь), затем происходит перекрытие выпускного окна (через него из цилиндра выходят отработавшие газы).

Соответственно, когда окна перекрыты, происходит сжатие рабочей смеси. Параллельно с этим в кривошипной камере образуется разрежение, благодаря чему из карбюратора происходит «затягивание» следующей порции смеси. Далее поршень приближается к ВМТ, искра воспламеняет сжатую смесь, появляются газы, которые расширяются и толкают поршень вниз. Эта энергия от поршня передается на коленвал и происходит его вращение.

Пока поршень совершает рабочий ход, в кривошипной камере происходит увеличение давления, что приводит к сжатию рабочей смеси, которая оказалась там во время предыдущего такта. После того, как поверхность поршня достигнет зоны выпускного окна, происходит его открытие, что позволяет вывести отработавшие газы в систему выпуска.

Затем поршень аналогичным образом открывает и продувочное окно, через которое смесь, которая уже находится под давлением в кривошипной камере, попадает в цилиндр и вытесняет остатки отработавших газов. Далее смесь заполняет пространство над поршнем. После того, как поршень достигнет НМТ, весь цикл работы двухтактного двигателя повторяется снова.

Если говорить о системе смазки, двухтактные двигатели могут и вовсе не иметь для этих целей отдельного решения. Если просто, эти моторы смазываются благодаря тому, что бензин и масло смешиваются в нужной пропорции (например, 1/25 или 1/50). При этом такая смесь является смесью не только воздуха и бензина, но и включает в себя частицы масла.

Достаточно вспомнить принцип работы двухтактного двигателя, после чего становится понятно, что циркуляция подобной смеси в кривошипной и поршневой камерах позволяет реализовать смазку нагруженных элементов ДВС (шатунные подшипники, подшипники коленчатого вала, стенки цилиндра и т.д.) В тот момент, когда топливная смесь сгорает, одновременно выгорает и смазка, после чего происходит продувка цилиндра.

Что касается способов смешивания масла с топливом, их два:

  • вместе с горючим в бак напрямую заливается моторное масло. Это простейшее решение.
  • горючее и смазка находятся в отдельных баках, а бензо-масляная смесь образуется во впускном патрубке, который расположен между самим цилиндром и карбюратором.

Вторая схема более сложная и предполагает наличие не только бачка для масла и магистрали для его подачи, но и насоса плунжерного типа. Благодаря такой конструкции масло подается дозировано, а также с учетом количества смеси бензина и воздуха.

Не вдаваясь в подробности, насос выдает большую производительность в зависимости от того, насколько выкручена рукоятка «газа». Чем сильнее выкручен газ, те больше подается горючего, что означает и увеличение подачи смазки. Раздельная система смазки на двухтактном двигателе позволяет точнее сбалансировать соотношение масла к количеству бензина, двигатель меньше дымит и коксуется, уменьшается расход масла и т.д.

Итак, сравнение систем смазки двухтактного мотора и 4-х тактного двигателя наглядно демонстрирует, что эти двигатели сильно отличаются. . При этом смазка практически не попадает в камеру сгорания, то есть в цилиндрах горит только топливно-воздушная смесь.

В 2-хтактных ДВС предполагается сгорание не только топлива и воздуха, но и самого смазочного материала. С учетом вышесказанного становится понятно, что и требования к маслам для 2-х тактных двигателей сильно отличаются.

Масло для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением и других похожих ДВС должно после сгорания оставлять минимальное количество нагара в цилиндрах, хорошо перемешиваться с горючим, сохранять свои свойства как можно дольше и лучше и т.д.

Масло для двухтактных двигателей: какое лучше выбрать

Начнем с того, что моторные масла для двухтактных двигателей внутреннего сгорания являются отдельным типом смазочной жидкости. Такие смазки отличаются по своим свойствам от подобных смазочных материалов для четырехтактных автомобильных двигателей и других похожих ДВС.

Как уже было сказано, к маслу для двухтактных моторов выдвигаются особые уникальные требования. Например, масла для двухтактных бензиновых двигателей должны в обязательном порядке обеспечивать:

  • Наименьшее количество кокса и золы, которые образуются при сгорании в цилиндре. В идеальном случае, смазка должна выгорать полностью.
  • Также масло для 2-х тактных ДВС должно полностью и легко растворяться в топливе.
  • Смазочный материал обязательно должен обладать защитными, противоизносными и смазывающими свойствами в условиях высоких температур. Также масло должно обеспечить надежную защиту от коррозии.

Если двухтактный двигатель имеет раздельную систему смазки, важно, чтобы масло хорошо прокачивалось и оставалось текучим. Добавим, что если учесть специфику и сферу применения двухтактных двигателей, которые являются моторами для мопедов и скутеров, лодочными моторами, двигателями на газонокосилках и т.д., тогда отдельные требования выдвигаются и в плане токсичности.

Например, в случае попадания на почву смазка должна быть максимально безопасной для окружающей среды, а если такой смазочный материал попадает в воду, тогда он должен быстро разлагаться.

Итак, масла для двухтактных двигателей должны соответствовать стандартам 2Т и TC-W3. Кстати, такие масла зачастую отличаются по цвету от других аналогов, так как они дополнительно окрашены для их определения. Как правило, масло для 2-х тактного двигателя синего цвета, при этом его хорошо видно даже тогда, когда оно уже смешано с бензином.

Стандарт 2Т предполагает использование такой смазки в двигателях с воздушным охлаждением, начиная от бензопил и газонокосилок и заканчивая легкими мотоциклами. Что касается масел TCW3, они рассчитаны для использования в гидроциклах и моторах подвесного типа с водяным охлаждением.

Также следует добавить, что для зимней эксплуатации существуют для двухтактных моторов. Еще смазка (аналогично маслам для других двигателей) может иметь как (минеральное, полусинтетическое или синтетическое моторное масло для двухтактного двигателя).

Как видно, на рынке существует много предложений по маслам для лодочных и других двухтактных моторов. Встречаются даже готовые продукты, когда масло уже изначально разбавлено и полностью готово к использованию (его нужно только залить в канистру с горючим, взболтать и лить в бак на той или иной технике).

При этом продукты могут заметно отличаться по цене и свойствам. Как правило, минеральное масло дешевле синтетики. При этом возникает сложность, что купить. Прежде всего, использовать нужно такое масло, которое предписывает сам изготовитель мотора.

Если в инструкции по эксплуатации указано, что нужно лить масло со стандартом TC-W3, тогда подойдет любое масло, соответствующее данному стандарту. При этом не так важно, что лить, минералку или синтетику. Что касается производителя, выбирайте тот бренд, который имеет надлежащую репутацию. При этом нужно особо остерегаться подделок.

Обратите внимание, если в мануале отдельно прописаны рекомендации по маслам, отличные от предписанных в инструкции продукты лить категорически запрещено. Например, для «впрысковых» импортных моторов часто отдельно указывается, что заливать можно только полностью синтетическое масло, которое соответствует четко определенным стандартам.

Дело в том, что двигатель в этом случае изначально рассчитан на работу именно на такой смазке, а использование другого масла приведет к быстрому выходу агрегата из строя. Если же говорить о простой технике, особенно изготовленной во времена СССР (мопеды, мотоциклы, бензопилы, лодочные двигатели и т.д.), такие агрегаты вполне успешно работают и на МС-20.

При этом любой импортный агрегат имеет все шансы закоксоваться и выйти из строя на данной смазке уже через несколько моточасов работы. Еще отметим, что в любые двухтактные двигатели категорически запрещается заливать автомобильные бензиновые или или, тем более, «отработку».

Такие смазки содержат много лишних для 2-х тактного ДВС присадок, при сгорании образуют большое количество золы и т.д. Важно понимать, что игнорирование этих правил обычно является причиной поломки не только импортной, но и достаточно выносливой отечественной техники.

Что в итоге

Как видно, приведенная выше информация позволяет сделать вывод о том, что к вопросу выбора масла для двухтактного двигателя нужно подходить с особой ответственностью.

Главное, внимательно изучит руководство по эксплуатации. Если двигатель относительно простой и производитель допускает использование разных видов масла, тогда в таком «двухтактнике» вполне можно использовать и более дорогую синтетику, и простое минеральное масло.

Единственное, нужно убедиться в том, чтобы та или иная смазка соответствовала рекомендуемым стандартам. При этом разница между минералкой и синтетикой на практике будет незначительной, разве что на синтетике двигатель может легче заводиться и немного меньше изнашиваться на высоких оборотах. Также в камере сгорания может быть меньше кокса и нагара.

Еще добавим, что даже на минеральном масле такой мотор все равно выходит свой заявленный ресурс (при условии использования подходящего топлива и своевременного обслуживания).

Однако если производитель двигателя рекомендует заливать только конкретное синтетическое масло, то минеральное заливать уже нельзя, причем даже если оно также имеет нужный стандарт (например, TCW3). В этом случае «минералка» все равно не подойдет по ряду важных параметров, так как система смазки данного мотора попросту не рассчитана на использование масел с минеральной масляной основой.

Читайте также

Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.

  • Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.


  • Двухтактные двигатели, несмотря на свое несовершенство относительно четырехтактных конструкций, до сих пор массово применяются на многих вновь произведенных устройствах.

    Легендарная Ява с двухтактным двигателем 638

    • В основном моторы такого типа применяются для:
    • мотоциклов малой кубатуры, снегоходов, мопедов;
    • газонокосилок, мотоблоков, переносных генераторов, бензопил;
    • моторных лодок;
    • других устройств, где требуется небольшой размер при большой мощности.

    Устройство этого двигателя накладывает некоторые особенности на эксплуатацию. В частности, привычная система смазки на большинстве конструкций двухтактных ДВС отсутствует.

    Есть модификации, где смазка подается непосредственно в поток топливно-воздушной смеси из специального устройства в виде масляного тумана. Однако в подавляющем большинстве масло для современных 2-х тактных двигателей поступает в цилиндры вместе с топливом.

    Принцип работы двухтактного двигателя

    Двухтактные двигатели работают немного по другой схеме. В этих моторах так же, как и в четырехтактных, присутствует коленчатый вал, шатун и поршень, который ходит внутри цилиндра. Дальше начинаются отличия. Рассмотрим их поэтапно.

    принцип работы двухтактного двигателя

    Первое, и самое главное отличие – газораспределительная система. Здесь отсутствуют привычные распределительные валы, клапана и головка блока как таковая. Эту функцию исполняют так называемые окна (выпускное, впускное и продувочное) и камера в картере двигателя.

    В картере двигателя нет масла. Вообще нет. Моторное масло для двухтактных двигателей находится в отдельном баке или смешано с топливом. Есть масло только в коробке передач, которая часто совмещена с двухтактным мотором.

    Вместо этого в картере выполнена герметичная камера. Когда поршень идет вверх, в этой камере создается разряжение. Через впускное окно из системы питания в эту полость засасывается топливно-воздушная смесь.

    Поршень двухтактного двигателя с длинной гладкой юбкой

    На стенках цилиндра выполнены окна: выпускное и продувочное. Закрываются они телом поршня. Когда поршень после сгорания смеси под давлением идет вниз, незадолго до нижней мертвой точки он открывает выпускное окно. Отработавшие газы частично выходят, и давление в камере нормализуется. Чуть ниже расположено продувочное окно.

    Поршень, двигаясь вниз по цилиндру, создает давление в камере картера, где уже находится втянутая тактом ранее топливно-воздушная смесь. И когда он доходит до продувочного окна, смесь под действием давления выдавливает остатки отработавших газов из цилиндра и заполняет собой камеру сгорания.

    Поршень идет вверх и закрывает оба окна. В верхней мертвой точке свеча поджигает топливно-воздушную смесь. Цикла начинается заново.

    Еще из значимых отличий можно назвать отсутствие маслосъемных колец (только компрессионные) и игольчатые подшипники вместо вкладышей в соединениях шатуна с коленчатым валом и поршнем. Так же зачастую отсутствует жидкостная система охлаждения. Мотор охлаждается проходящим потоком воздуха.

    Еще одна наглядная схема работы двухтактного двигателя

    Из преимуществ к двухтактным двигателям можно отнести:

    1. Хороший коэффициент удельной мощности (относительно большая мощность, приходящаяся на единицу массы).
    2. Простота изготовления.
    3. Неприхотливость в обслуживании.

    Из существенных недостатков можно выделить:

    1. Оотносительно малый ресурс и невысокая надежность.
    2. Сравнительно небольшой КПД.
    3. Большая вероятность перегрева (для двухтактных ДВС с воздушным охлаждением).

    Масло для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением добавляется в топливо. Эта особенность накладывает кое-какие ограничения на его свойства. Но об этом поговорим позже.

    Работа двигателя без масла

    В любом механизме, где реализовано трение металлических поверхностей под нагрузкой, должна быть смазка. Не исключение и двухтактные двигатели. В этом случае возникает вопрос в том, как доставить необходимую порцию смазочного материала к рабочим поверхностям.

    Наиболее распространенная конструкция предусматривает смазку деталей ЦПГ за счет масла, разбавленного в бензине. Смазка, попав в камеру сгорания в виде тумана вместе с топливно-воздушной смесью, частично оседает на стенках цилиндра.

    Работа поршня без масла, оставляет на его поверхности глубокие задиры

    Поршень при движении кольцами подбирает эту смазку и увлекает в зазор между ним и цилиндром. За счет этого осуществляется смазка.

    В игольчатый подшипник смазка забита сразу при сборке, и она рассчитана на весь срок службы. Есть еще такая гипотеза, что и он смазывается за счет топливно-воздушной смеси. Частично – да, так и есть. Но говорить о смазке за счет только масляного тумана здесь нельзя.

    Все это и определяет некоторые особенности эксплуатации. Например, всегда нужно иметь при себе какой-то минимальный запас двухтактного масла на случай непредвиденной заправки. Если в бензин не залить масла, то некоторое время двигатель еще будет работать.

    После наступит следующее:

    • лавинообразно начнут изнашиваться поршни, кольца и зеркало цилиндра;
    • за счет трения начнется интенсивный разогрев;
    • в итоге разрушатся кольца и поверхность цилиндров, или заклинит поршень.

    Требования к двухтактным маслам

    Требования к маслам для 2-х тактных двигателей немного отличаются от требований к своим четырехтактным оппонентам. Есть смысл упомянуть несколько ключевых параметров.

    Почти все современные масла для двухтактных двигателей сегодня выпускаются под маркой TC-W3. Это универсальная смазка подходит почти под все известные моторы. А вообще существует несколько классификаторов. Рассмотрим кратко некоторые.

    Классификация по API

    Здесь известны 4 разновидности масел: TA, TB, TC и TD. Сейчас три из них в прошлом, и найти масло с маркировкой, отличной от TC, можно только залежалое, с какого либо малоактивного склада. Подробнее о сфере применения трех остальных классов много информации в свободном доступе. Но она вряд ли понадобится, разве что для общего развития.

    Классификация по JASO

    Здесь так же 4 категории: FA, FB, FC и FD. Чем дальше вторая буква латинского алфавита от его начала, тем качественнее масло. В интернете есть расшифровки составов, рассматривать их детально в пределах этой статьи нет смысла.

    Классификация по ISO

    Этот классификатор увязан на JASO. Только здесь учитываются три последних класса (первый устарел) и проведена дополнительно проверка этого масла в реальных условиях работы.

    Грязный и изношенный поршень бензопилы из-за неправильно подобранного масла

    Для классов ISO-L-EGB и ISO-L-EGC сохраняются требования соответственно FB и FC, описанные для JASO, плюс дополнительно проведена проверка чистоты поршней после его использования.

    Если поршни имеют требуемую чистоту поверхности, то масло подтверждает свой высокий класс, и ему присваивается одна из этих маркировок. В самом высоком классе, ISO-L-EGD, основанном на JASO FD, дополнительно к поршням оценивается моющий эффект.

    Правила приготовления топливной смеси

    Правила приготовления смеси бензина и масла индивидуальны для каждого отдельно взятого случая. Некоторые производители техники допускают заливку масла для их 2-тактных двигателей непосредственно в бак сразу после заправки бензином. Это относится к мотоциклам, мопедам, моторным лодкам и в целом ко всей крупногабаритной технике.

    Подготовка смеси, разведение двухтактного масла

    Если рассматривать бензопилы, триммеры и прочий ручной бензиновый инструмент, то здесь смесь топлива и масла рекомендуется готовить заранее в отдельной таре. Важным моментом является подбор подходящей канистры или бутыли.

    Авто этого материала лично был свидетелем, как смесь бензина и масла разъела уплотнительный вкладыш на пробке пластиковой бутылки, и бутылка начала подтекать, находясь в наплечной сумке косца.

    Небольшая искра или, например, спичка после прикуривания – и человек мог сгореть заживо. Немаловажным моментом в процессе приготовления смеси является соблюдение пропорции. Об этом отдельно поговорим ниже.

    Пропорции и смешивание

    Если для более технологичных версий двухтактных двигателей масло подается дозированно из отдельного бачка в зависимости от режима работы двигателя, то в случае с простыми двухтактниками все немного сложнее.

    Изначально производитель указывает пропорцию для нового двигателя. Как правило, она колеблется в интервале от 1/20 до 1/33. То есть, если указана рекомендуемая пропорция 1/20, это означает, что на один литр бензина необходимо добавить 50 грамм масла.

    Если это 1/33, то масла должно быть 30 грамм. Логика подсчета, например, для 1/20 такая: на одну долю масла 20 долей топлива. Впоследствии, после определенного пробега или наработки некоторого количества моточасов, порция масла будет увеличиваться. За этим важно следить.

    Таблица пропорций для подготовки рабочей смеси из бензина и двухтактного масла

    Бензин
    (литры)
    Масло (мл)
    25:1 30:1 35:1 40:1 50:1
    1 40 33 28 25 20
    5 200 165 140 125 100
    10 400 330 280 250 200
    15 600 495 420 375 300

    Так как выработка на деталях ЦПГ потребует дополнительного количества масла для создания защитной пленки в изношенных поверхностях.