Ремонт распределителя зажигания

Наверное, каждый автомобилист, являющийся владельцем машин семейства ВАЗ 2108-09, сталкивался с неисправностями системы зажигания. Очень часто данные неисправности вызваны банальной причиной — неверно выставленным зажиганием. Именно о вопросе как выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор мы и поговорим ниже.

Для неправильно настроенной системе характерны следующие признаки:

  • при движении силовая установка не может развить максимальную мощность;
  • провалы оборотов двигателя при его резком ускорении;
  • нестабильная работа двигателя при его работе в холостом режиме;
  • затрудненный пуск силовой установки;
  • двигатель имеет повышенный расход топливной смеси.

Устройство системы

Перед тем как приступить к рассмотрению процесса регулировки считаем необходимым разобраться со схемой и принципом действия системы. На автомобилях модельного ряда ВАЗ 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Схема соединения всех элементов имеет следующий вид:

Принцип действия системы не имеет ничего сложного. Для того, чтобы начала вырабатываться искра должен провернуться вал мотора. Одновременно с его поворотом провернется и распредвал. В результате этого датчик вырабатывает сигнал, который будет подан на коммутатор. Вывод «К» катушки соединится с общим проводом (с «массой»), вследствие чего на основном проводе возникнет искра. В момент, когда рабочий бегунок распределителя соединит основной провод с тем или иным высоковольтным проводом на соответствующей свече, появится искра и мотор машины запустится.

В случае если настройка произведена неверно, свечи работают в неправильных временных режимах. Следовательно, такое нарушение и становится причиной нестабильной работы всего силового агрегата.

Подготовительные мероприятия и необходимые инструменты

Установка зажигания ВАЗ 2109 карбюратор начинается с подготовительных мероприятий. В частности, вам необходимо:

  1. Прогреть двигатель автомобиля;
  2. Установить автомобиль на стояночный тормоз и установить под его задние колеса противокатные упоры.

Помните, что игнорировать правила техники безопасности нельзя, ведь автомобиль – транспортное средство повышенной опасности, и несоблюдение правил техники безопасности при его вождении, обслуживании и ремонте может дорого вам стоить.

Важный момент: перед тем как приступить к работе вам следует убедиться в том, что на автомобиле правильно настроена работа карбюратора. Не лишним будет произвести визуальный осмотр всех элементов системы. В случае если речь идет о карбюраторном автомобиле особое внимание стоит уделить осмотру состояния распределителя.

Если же у вас автомобиль с инжекторным мотором, стоит проверить на исправность модуль зажигания. Все дело в том, что, как показывает практика, именно данный модуль выходит из строя чаще всего и является причиной неработоспособности всей системы.

Для выполнения работ нам необходимы:

  • стробоскоп;
  • набор ключей.

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор – детальная инструкция

Процесс настройки выглядит следующим образом:

1. Заводим двигатель автомобиля и добиваемся, чтобы частота вращения мотора составляла примерно 800 об/м. Для установки холостого хода в таких пределах достаточно с помощью шлицевой отвертки подрегулировать винт, отвечающий за количество топливной смеси в карбюраторе.

2. После установки холостого хода до указанного выше значения глушим двигатель автомобиля.


3. Отсоединяем от вакуум корректора резиновый шланг. Аккуратно перегибаем шланг примерно посередине или заглушаем его винтом подходящего диаметра.

4. Подключаем плюсовой вывод стробоскопа к «+» выводу АКБ;

5. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «-» выводу АКБ;

6. Отсоединяем свечной провод из гнезда первого цилиндра как это показано на изображении:



Отсоединяем свечной провод

7. В гнездо устанавливаем датчик стробоскопа и к нему подсоединяем высоковольтный провод;



Удаляем заглушку

9. Включаем зажигание и заводим двигатель. Активно изменяющийся световой поток, вырабатываемый стробоскопом, направляем в люк картера сцепления:



10. При мигающем свете кажется, что метка, которая располагается на маховике, находится в неподвижном состоянии. В случае, если зажигание установлено верно, то первая метка должна быть между технологической выемкой и предыдущей отметкой на шкале.



11. Если после описанных операций было обнаружено, что регулировка зажигания ВАЗ 2109 неверна, продолжаем работу.

12. Воспользовавшись рожково-накидным ключом немного ослабляем крепежные гайки распределителя системы зажигания:



Крепежные гайки

13. После ослабления гаек крепления проворачиваем корпус распределителя в правую сторону – если необходимо повысить угол зажигания, и в левую сторону, если угол необходимо уменьшить.

14. Подсоединяем к вакуум корректору резиновую трубку и проверяем правильность установки зажигания. Если нормальный результат не был достигнут, производим повторные регулировки. О том, как осуществляется проверка правильности работы системы, будет описано немного ниже.

Лампа накаливания вместо стробоскопа

Многие автовладельцы зададут вполне справедливый вопрос: как осуществляется настройка зажигания ВАЗ 2109 при отсутствии стробоскопа. Конечно, правильнее все же работать со стробоскопом, тем более что в таком случае можно максимально точно произвести регулировочно-настроечные работы. Однако существует и другой способ, который пригодится тем, кто по тем или иным причинам не желает приобретать стробоскоп.

Для работы нам потребуется обыкновенная лампа накаливания, рассчитанная на рабочее напряжение 12В. Весь алгоритм действий имеет следующий вид:

  1. Отключаем от распределителя провод, который идет на зажигательную катушку
  2. К проводу подключаем один вывод лампочки накаливания. Второй провод от лампы подключаем на «массу».
  3. Как и в случае, когда производится выставление зажигания ВАЗ 2109 с применением стробоскопа, с помощью накидного ключа отпускаем крепежные гайки распределителя.
  4. Включаем зажигание. Лампа накаливания должна засветиться.
  5. Постепенно проворачиваем распределитель до того момента, пока лампа не перестанет светиться. После этого немного проворачиваем распределитель в другую сторону. Как только лампа снова начнет светиться, можно зажимать крепежные гайки.

Разумеется, описанный выше способ не может обеспечить максимально высокую точность регулировки. Однако добиться с его помощью более-менее правильной и стабильной работы силового агрегата вполне возможно.


Как отрегулировать зажигание на ВАЗ 2109 – альтернативный способ

Помимо описанных выше способов регулировки при помощи стробоскопа и лампочки следует вспомнить еще об одном способе – регулировке с использованием штатного тахометра. Подчеркнем, что данный способ, как и способ с применением лампочки, не может обеспечить высокую точность регулировки. Более того, для него характерен один существенный недостаток – самостоятельно выполнить регулировку невозможно, потребуется привлечение помощника. Итак:

  1. Ваш помощник располагается за рулем автомобиля. Он включает зажигание и контролирует показания штатного тахометра на панели приборов.
  2. Вы ослабляете гайки крепления распределителя и немного проворачиваете его.
  3. Ваш помощник поворачивает ключ зажигания. Стрелка тахометра должна быстро отклониться и вернуться на нулевое значение.
  4. Вам необходимо добиться того, чтобы распределитель остался в таком положении, при котором стрелка тахометра отклоняется.

Можно заметить, что данный метод требует терпения и достаточно много времени. Как показывает практика, быстро и с первого раза произвести настройку зажигания таким методом не представляется возможным . Поэтому мы рекомендуем пользоваться им только в крайних случаях.

Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 инжектор

Выше нами был описан процесс регулировки карбюраторных моторов. Однако существуют модификации ВАЗ, оснащенные инжекторными силовыми агрегатами. Как настроить зажигание на ВАЗ 2109 с таким двигателем?

Прежде всего, следует обратить внимание, что в случае с инжекторными моторами в них отсутствует распределитель и датчик Холла. При этом в системе предусмотрено сразу две катушки зажигания, и, соответственно, два коммутатора. Основное отличие инжекторной системы от классической заключается в том, что управляющие сигналы вырабатываются специальным электронным блоком. Принцип действия имеет следующий вид:



Таким образом, в распределителе просто нет необходимости, ведь именно электронный блок управления определяет в каком цилиндре и в какой момент времени должна быть искра. Сигналы от блока управления подаются на входы коммутаторов, а от них уже на катушки зажигания. Один коммутатор отвечает за искрообразование в первом и третьем цилиндрах, а второй – во втором и четвертом.

Как и в случае с моторами с карбюраторной топливной системой, регулировка осуществляется по специальным технологическим рискам. Метки зажигания ВАЗ 2109 инжектор показаны на фото ниже:



Отметим, что произвести настройку системы инжекторного двигателя самостоятельно не представляется возможным. Все дело в том, что данная операция предусматривает внесение изменений в программное обеспечение микроконтроллера электронного блока управления. Разумеется, для каждого определенного микроконтроллера существует своя определенная прошивка. Более того, существуют и нестандартные прошивки, например, с настройками под спортивный стиль вождения.

Прошить электронный блок управления под силу только опытному специалисту, обладающему определенными знаниями. Поэтому в случае возникновения сбоев в работе системы зажигания инжекторного мотора следует обратиться за помощью в проверенный автосервис.

Проверка правильности настройки

После того как мы разобрались с вопросом как установить зажигание на ВАЗ 2109, рассмотрим процесс проверки правильности выполнения регулировочных работ.

Итак, при правильной настройке:

  • в процессе быстрого набора силовой установкой оборотов (при прогретом автомобиле) не отмечаться нарушение стабильности его работы;
  • при движении машины на скорости около 50 км/ч на четвертой скорости и при резком ускорении должно присутствовать непродолжительное детонирование мотора. Если детонирования нет, зажигание позднее, если оно есть, но не проходит – ранее. Корректировку производим путем поворота распределителя в ту или иную сторону.

Помните, что зачастую добиться стабильной работы силового агрегата невозможно из-за неправильной работы топливной системы или вовсе из-за низкого качества бензина. В подобного рода ситуации лучшим выходом из нее будет настройка карбюратора на наиболее оптимальный режим работы с последующей подстройкой момента зажигания.

Очень часто данные неисправности системы зажигания вызваны банальной причиной — неверно выставленным зажиганием.

Деталь, именуемая «трамблёр», выполняет функцию распределения зажигания и оказывает непосредственное влияние на стабильность функционирования автомобильного мотора.
Главная задача, которую призвано решать данное изделие, это регулирование искрообразования в зависимости от нагрузки, количества оборотов и иных параметров работы двигателя, и последующая правильная раздача образующейся искры по всем цилиндрам.

Трамблёр — его конструкция и назначение

Указанное изделие это элемент системы зажигания, решающий комплекс задач:

  • Регулировку уровня сигнала (электрического), его контроль, а также последующая передача на катушечный коммутатор;
  • Распределение в требуемой последовательности образующейся искры на свечи зажигания, которая задаётся тактами зажигания;

Сегодня в конструкциях автомобилей применяются 2 типа систем зажигания: контактные и бесконтактные. Существуют иные технические решения, но они применяются на моделях, число которых пренебрежимо мало.
Устанавливаемые в них распределители отличаются по
конструкции весьма незначительно и практически идентичны по базовым характеристикам. Поэтому поняв, что масло течёт из-под трамблёра ВАЗ 2109, выполнять работы по устранению выявленной неисправности можно одними и теми же методами.

Трамблёр для ВАЗ 2109


Штатное изделие для машины указанной марки имеет встроенный четырёхискровой датчик Холла, укомплектованный встроенными регуляторами, регулирующими систему опережения зажигания. Последние могут быть вакуумными, либо центробежными.

Основными элементами карбюратора можно назвать следующие его детали:

  • Муфта
  • Валик с установленным центробежным регулятором
  • Кольцо уплотнительное
  • Пластинка опорная
  • Регулировочные шайбы
  • Пылезащитный экран
  • Датчик Холла
  • Вакуум-корректор
  • Бегунок (прерыватель-распределитель)
  • Шайбы упорная и стопорная
  • Корпус трамблёра

Внешние проявления неисправности

Понять, что следует проверить техническое состояние трамблёра, можно по следующим фактам:

  • В движении машина дёргается
  • Двигатель невозможно завести
  • При увеличении скорости движения слышен характерный стук поршневых пальцев
  • Медленный разгон автомобиля
  • Существенно увеличившийся расход топлива

Одной из вероятных причин возникновения неисправности является масло в трамблере ваз 2109, попавшее в его распределитель.

Причины, по которым масло может попасть в трамблёр


В автомобиле ВАЗ 2109 масло из-под трамблёра может попасть внутрь данного изделия сквозь имеющийся на хвостовике сальник. Внешне это будет выглядеть примерно так. При разборе трамблёра явно видна ржавчина на бегунке, установленный там уголёк часто полностью стирается, а под экраном всё в масле.

Причиной, приведшей к тому, что появилось масло в трамблёре ВАЗ 2109, является засорение мелкого отверстия, имеющегося в основании карбюратора, которое относится конструктивно к системе вентиляции имеющегося у двигателя картера.

На холостых оборотах двигателя в картере возникает избыточное давление, которое через сальник продавливает масло внутрь трамблёра.
Для того, чтобы неисправность не повторялась, следует прочистить отверстие, упомянутое выше. Но операция достаточно сложна в техническом плане. Поэтому её следует выполнять в СТО.

Ещё одной причиной, приводящей к появлению на ВАЗ 2109 масла в трамблёре, служит сильная изношенность сальника.

Для выявления и устранения данной неисправности трамблёр, как минимум, требуется снять, а после выполнения необходимого объёма работ, установить на место.

Последовательность выполнения работ своими руками


Перед началом работ помните, что маслом в трамблёре ВАЗ 2109 испачканы все находящиеся внутри детали. После демонтажа из следует промыть и просушить.

1. Демонтаж трамблёра начинается со снятия минусового провода, который подключен к клемме АКБ.

2. Затем отключаем от него провода высоковольтные, потом вакуумный шланг, которым трамблёр соединён с вакуум корректором.

3. Следующим этапом работ станет выемка троса из держателя. Он используется для привода заслонок.

4. Убираем кронштейн, являющийся фиксатором для проводов. В комплекте со всеми шпильками и теми проводами, которые были здесь закреплены.

5. Откручиваем крепёжную гайку, контролируя, при этом, чтобы установленная под ней шайба не потерялась. Указанная работа выполняется в несколько этапов:
На привод устройств вспомогательных, с одной стороны, и корпус трамблёра, с другой, наносятся специальные метки. Это необходимо сделать для того, чтобы выполняя сборку изделия, вы могли сохранить стартовый момент зажигания без проведения новой регулировки.

6. Отвёрткой отжимаем фиксатор на распределителе и вынимаем жгут проводов зажигания.

7. Вынимаем заглушку из резины из корпуса картера автомобильного сцепления.

8. Вращая коленвал, добиваемся выставление поршня в 1-ом цилиндре в ВМТ.

9. Риска, нанесённая на маховик, просматриваемая в отверстии, должна совпасть с делением, нанесённым на середину шкалы корпуса.

10. Снимаем трамблёр, предварительно отвернув удерживающие его гайки.

11. Монтаж осуществляется в обратной последовательности.

12. При установке бегунка необходимо проконтролировать, положение валика. Последний должен размещаться так, чтобы его внешний контакт располагался напротив клеммы, которая соответствует 1-ому цилиндру.

13. Клемма находится на крышке.

14. Обязательно совместите метки, о которых говорилось выше.

Ниже вы можете просмотреть видео о том, кaк снять и установить трамблёр на ВАЗ 2108-09.

Регулировка зажигания

В тех случаях, когда при обратной сборке вы забыли о метках или провернули вал, в результате чего поршень ушёл из ВМТ, то придётся достаточно много времени потратить на повторное выставление зажигания.

Перед тем, как приступить к работам, необходимо:

Полезный совет

ВАЖНО! Число оборотов мотора автомобиля должно лежать в диапазоне 820 – 900 об/мин

  • На холостом ходу провести установку угла опережения зажигания и его проверку.
  • Величина выставляемого угла 0 – 1 градус, считая от ВМТ. Последствиями неправильной установки зажигания станет перегрев двигателя и существенное снижение его мощности, а также возникновение детонации. Последняя приводит к ускоренному разрушению колец на цилиндрах и увеличению расхода топлива
  • Проводится регулировка, упомянутая выше, по шкале, размещающейся в специальном люке, предусмотренном в корпусе сцепления (резиновая заглушка должна быть снята). И по метке, нанесённой на маховик в заводских условиях

Далее осуществляется собственно процедура регулировки. Но это уже тема отдельной статьи, которую вы можете прочесть на нашем сайте. Здесь же выложено видео, являющееся пошаговой инструкцией по устранению указанной неисправности и соответствующие фото.
В том случае, если вы планируете устранить неисправность на СТО, цена выполнения работы должна уточняться дополнительно.

Каждый владелец автомобиля ВАЗ-2109 сталкивался с проблемой корректного функционирования двигателя. Основным затруднением является то, что при повороте ключа зажигания, двигатель запускается, но работает с перебоями.

Технические понятия

Система зажигания являет собой цепь приборов, гарантирующих возникновение электрического разряда, поджигающего воздушно-топливный состав в двигателе. В оснащении автомобиля она играет основную роль. Появление искры, определяющее время поджига и работоспособность системы, называется зажиганием. Последствиями некорректно выставленного зажигания могут стать едкий дым, исходящий при выхлопе из трубы, проблема с запуском мотора и множество других. ВАЗ-2109, обладающий карбюраторным двигателем, нуждается в четкой регулировке зажигания. При этом не лишним будет, использование стробоскопа, значительно облегчающего процесс работы.


Симптомы, говорящие о необходимости регулировки зажигания.

  • Излишняя детонация поршневой системы. Характеризуется звенящим звуком, издаваемым в момент нажатия педали газа. Причиной является преждевременное зажигание, грозящее нарушением функций автомобиля с последующей деформацией поршневых колец.
  • Запуск двигателя сопровождается черным дымом выхлопа. Это также связано с ранним зажиганием.
  • Значительное снижение мощности мотора, изменение его режимов работы, перерасход топлива. Данные проблемы относятся к позднему зажиганию, не позволяющему полностью сгорать смеси.
  • Неравномерная работа движка при холостом ходе.


Регулировка зажигания.

Для нормализации работы движка, необходимо полноценно отрегулировать момент зажигания. Для осуществления диагностики и устранения неисправностей, необходимо иметь определенные инструменты:

  • тахометр, чаще всего, находящийся в автотестере;
  • стробоскоп;
  • гаечный ключ;
  • шлицевая отвертка.


Прежде чем приступать к процессу налаживания, необходимо запустить движок, доведя количество холостых оборотов до 800 с минуту. При этом температура в системе должна быть не менее 90 градусов.
Далее, коленвал выставляется по метке, расположенной на крышке блока цилиндров.

К выходящему из трамблера проводу необходимо подключить 12-вольтовую лампочку, второй контакт которой, подсоединяется к массе. Включив зажигание, смотрим - лампа не загорелась. Необходимо ослабить гайку, удерживающую пластину распределителя и не спеша поворачивать корпус против хода часовой стрелки до загорания ламы.


Чтобы проверить правильность настройки, автомобиль разгоняют до скорости, не превышающей 50 км/час, переключившись на 4 скорость, резко вжимают педаль газа в пол. Равномерный стук детонации означает правильно выполненную работу. Отсутствие звуков, говорит о позднем зажигании. Исправить это можно поворотом трамблера по ходу часовой стрелки.

Отсутствие положительного результата, еще не повод для огорчения. Решить проблему за минимальную стоимость поможет посещение автосервиса.


Устройство трамблера его приведено. Нормальное функционирование трамблера - это залог стабильной работы двигателя внутреннего сгорания. Причиной является то, что при помощи распределителя выполняется подача искры на электроды свечей. Причем происходит это не только при движении автомобиля, но и в режиме холостого хода.

Для чего нужен трамблер

Крайне важно нормальное функционирование распределителя для идеальных динамических характеристик, когда двигатель быстро набирает обороты. Функция заключается в том, что с его помощью производится коррекция момента опережения зажигания. Другими словами, он выбирает правильный момент для подачи искры на электроды свечей. Причем зависит этот момент от определенных факторов, в число которых входят частота вращения коленчатого вала, нагрузка на двигатель, а также многие другие. Стоит также отметить, что необходимо правильно распределять искру по всем свечам. Это входит в задачи распределителя зажигания, то есть трамблера. Если двигатель на автомобиле ВАЗ 2109, устройство трамблера которого рассмотрено в статье, начинает дергаться, либо же с трудом это делает, то, скорее всего, необходим ремонт самого распределителя. Процесс этот несложный, образование автоэлектрика вам не нужно, достаточно придерживаться небольшой инструкции.

Конструкция трамблера


Это основной элемент всей системы зажигания. Необходим для того, чтобы регулировать контролировать и передавать электрические сигналы с низкой амплитудой от к электронному коммутатору. А также распределять высокое напряжение на свечи зажигания в строгой последовательности. Причем эта последовательность зависит от того, в каком цилиндре должен происходить такт воспламенения. На автомобиле ВАЗ 2109, устройство трамблера которого практически одинаково с одноименным узлом на «классике», устанавливается Контактные типы систем никогда не использовались на данной серии автомобилей. Они применялись на всех ранних моделях автомобилей ВАЗ. Но такая система ушла в небытие, так как у нее очень много недостатков. Основной заключается в наличии контактного прерывателя-распределителя. Функции этого механизма в бесконтактной системе зажигания перешли к датчику Холла. Стоит отметить, что работа обеих систем практически аналогична. Исключение составляют лишь конструкция прерывателя. Вот такое несложное устройство трамблера ВАЗ 2109. Карбюратор если находится в системе питания, то распределитель зажигания является основным элементом. Если же автомобиль инжекторный, то трамблер в нем отсутствует.

Особенности конструкции


Кроме того, устройство которого рассмотрено в статье ниже, включает в себя вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Кроме них имеется еще несколько элементов, которые способствуют нормальной работе распределителя. Кроме вакуумного корректора, датчика Холла, центробежного регулятора имеется экран из пластика, который позволяет защитить внутреннюю поверхность распределителя от пыли и грязи. Бегунок, который фиксируется на роторе распределителя зажигания, имеет в своей конструкции постоянное сопротивление. Его значение - около 1 кОм. Также есть упорные и стопорные шайбы, несколько регулировочных, опорные пластинки и уплотнительные кольца. Все это собрано в едином алюминиевом корпусе. На одном краю произведено крепление крышки при помощи двух болтов. Из таких элементов состоит трамблер ВАЗ 2109, устройство, фото и конструкция которого приведены в статье.

Как определить, что сломан трамблер


Определить неисправность электронного распределителя зажигания довольно-таки просто. Начинает дергаться при движении автомобиль. Причем никаких других предпосылок нет. Другими словами, в баке находится качественное топливо, бензонасос в нормальном состоянии, карбюратор работает исправно. Двигатель начинает троить, когда набирает машина определенную скорость. Зачастую причиной этого является замасливание контактов, которые находятся на корпусе трамблера. Также двигатель может вовсе не заводиться. Возникает стук поршневых пальцев во время набора скорости. Если скорость набирается крайне медленно, увеличивается расход бензина, то налицо поломка распределителя зажигания или какого-либо его элемента. Может разрушиться крышка трамблера ВАЗ 2109.

Что может выйти из строя?


Причем наиболее часто прогорает бегунок, который распределяет высокое напряжение на электроды свечей. Также могут прогорать и контакты, расположенные непосредственно в пластиковой крышке. Если двигатель вообще не заводится, то не исключено, что разрушены центральные контакты в крышке распределителя ВАЗ 2109. Устройство трамблера таково, что никуда не деться без использования такого рода контактов. Также может выйти из строя непосредственно датчик Холла. Очень часто разбалтывается подшипник этого датчика либо же происходит его разрушение. Даже малейшая трещина в крышке распределителя зажигания может стать причиной того, что двигатель не заводится либо работает с перебоями. Вполне возможно, что штекер, к которому подключён датчик Холла, имеет очень плохой контакт.

Снятие распределителя


Это руководство вам потребуется в случае, если необходима замена трамблера ВАЗ 2109. Также чтобы произвести ремонт, необходимо снятие распределителя зажигания. Для этого сначала нужно отключить от аккумулятора минусовую клемму. Затем - отключить все бронепровода, идущие к крышке распределителя зажигания. Также отключается шланг, который идет от вакуумного корректора к карбюратору. После необходимо отсоединить кронштейн, который держит все провода. Для этого необходимо выкрутить гайку. Обратите внимание, что под ней имеется шайба, которую очень важно не потерять.

Установка распределителя


Обратите внимание, что на автомобиле ВАЗ 2109 установить трамблер можно только лишь в одном положении его ротора. Поэтому перед тем как снять трамблер на ВАЗ 2109 с распредвала, не нужно наносить никакие метки. Просто выкручиваете три гайки, которыми произведен крепеж корпуса к головке блока цилиндров. Но перед этим необходимо отключить штекер, которым проведено подключение датчика Холла к коммутатору.

Если вы не снимаете ремень газораспределения, а проводите работы только лишь с распределителем зажигания, то при установке трамблера не нужно выставлять коленчатый вал по меткам. Конструкция привода распределителя зажигания на «девятках», а также «восьмерках» и карбюраторных «десятках» отличается от той, которая применена в автомобилях классической серии. Распределитель невозможно поставить как-то не так, он становится в одном только положении. При этом контакт бегунка всегда будет находиться в том положении, в каком необходимо ему быть. О том, как выставить трамблер на ВАЗ 2109, много говорить не стоит. Главное - это верно выставить метки на распределительном и коленчатом валах.

Начало разборки трамблера


Сначала выкручиваете два болта, которые производят крепление крышки к корпусу распределителя. Затем вынимаете бегунок, потянув его вверх. Обратите внимание на его состояние, на нем не должно быть ни ржавчины, ни повреждений, ни следов износа, ни гари. При этом в своем обычном положении бегунок должен крепко прилегать к ротору трамблера. Хорошее прилегание обеспечивается при помощи небольшой пластинчатой пружины. В том случае, если произошло ослабление либо же она сломалась или деформировалась, необходимо полностью заменить весь бегунок. Стоимость этого элемента маленькая, не более 50 рублей, поэтому проблем с ним не возникнет. Обратите внимание, что все провода трамблера ВАЗ 2109 должны быть отключены от системы питания.

Проверка бегунка и дальнейший демонтаж


Чтобы удостовериться в целостности бегунка, необходимо произвести замер сопротивления, который находится между контактами из меди на нем. Сопротивление должно быть около 1 кОм. Далее необходимо демонтировать пластиковый экран для защиты от пыли. Затем достается клемма, при помощи которой передается низкое напряжение. Чтобы сделать это, необходимо выкрутить болт, которым она закреплена. Отверткой необходимо сжать держатель и вынуть провод. Затем выкручивается два болта, при помощи которых произведено крепление опорной пластины бесконтактного датчика Холла. После этого можно снять его. Вытаскивается стопорное кольцо, вполне возможно, что потребуется прикладывать большие усилия. Но можете не переживать, сломать этот узел вряд ли получится.

После нужно выкрутить два болта, которыми произведено крепление вакуумного корректора, без него работать не сможет трамблер ВАЗ 2109. Устройство его таково, что он производит изменение анализируя работу мотора. С помощью отвертки необходимо выдергивать тягу этого корректора с опорой на пластине.

Окончание разборки


После этого можно полностью снять с корпуса распределителя зажигания вакуумный корректор и выдернуть опорную пластину. В том случае, если имеются задиры, разрывы либо же присутствует чрезмерный износ на втулке, необходимо полностью произвести замену этого элемента. Далее необходимо демонтировать стопорное кольцо. После этого снимается шайба, которая находится непосредственно за ним на валике распределителя зажигания. Штифт, который крепит муфту, прижимается при помощи пружинного кольца. Его необходимо обязательно снимать. В том случае, если кольцо для уплотнения имеет износ либо стало твердым, а то и вовсе порвалось, меняйте его на новое. Для выбивания штифта из муфты необходимо взять хотя бы небольшой гвоздь, а лучше - тонкую выколотку. Затем произведите демонтаж пластины на центробежном регуляторе. Проконтролируйте, как происходит вращение грузиков этого регулятора на осях. Если оно тяжелое, то необходимо снять стопорные кольца и эти грузики. Тщательно прочистить в нем все отверстия и произвести смазку.


Если вам необходимо заменить датчик-прерыватель, то нужно открутить два болта, которыми произведено его крепление, после чего снять его с опорной пластинки. Обратите внимание, что в некоторых распределителях зажигания крепление датчика может осуществляться с помощью заклепок. В таком случае замена этого элемента должна производиться совместно с пластиной, на которой он расположен. Вот как снять трамблер на ВАЗ 2109, а также провести его полную разборку. Сборка производится в обратном порядке.

Неисправности зажигания ВАЗ могут привести к тому, что двигатель не будет заводиться, или будет работать неустойчиво на холостом ходу, либо не разовьет полной мощности. Двигатель может не заводиться из-за поломки в системе зажигания по некоторым причинам, которые мы опишем ниже.
VX-5.ru / Наука и жизнь / Система знаний

  • разорвана цепь низкого напряжения, или короткое замыкание в ней;
  • неисправны свечи, трамблер, катушка зажигания или коммутатор;
  • высоковольтные провода неправильно подключены к свечам;
  • грязные высоковольтные провода или их обрыв;
  • установлено неправильное опережение зажигания;
  • повреждена крышка трамблера или бегунок;

На холостом ходу мотор будет работать с перебоями, если зазор в свечах больше нормы, или зажигание выставлено неправильно, а также, если провода замаслены, или неисправны свечи, крышка трамблера, бегунок. На высоких же оборотах двигатель будет работать неустойчиво, если неисправет трамблер. Полную мощность мотор не разовьет, если есть неисправность коммутатора, трамблера, неправильный угол опережения зажигания.

Меры безопасности.

Во время работы коммутатор может сильно нагреваться. Чтобы не вышла из строя электроника, а также чтобы не получить травмы нужно соблюдать следующее:

  1. Не надо прикасаться к высоковольтным проводам, катушке, коммутатору при работе двигателя, потому что в бесконтактной системе зажигания намного больше напряжение, чем в контактной.
  2. Не нужно проверять искру и держать в руке провод или свечу. Для этого пользуйтесь разрядником.
  3. Не прокладывайте вместе провода высокого и низкого напряжения.
  4. Не выключайте "массу", если зажигание включено, может выйти из строя электроника.
  5. Не отсоединяйте провода от коммутатора, если включено зажигание.
  6. Проверяйте надежность соединения коммутатора с "массой".

Для проверки искры можно пользоваться старыми свечами. Устанавливайте зазор в свечах в пределах 0,7-0,8 мм.

Если система зажигания неисправна, то может возникнуть проблема с пуском двигателя. Но чтобы начать искать поломку в системе зажигания, надо удостовериться, что исправна топливная система. Если топливо не идет в карбюратор, то мотор не заведется. Чтобы убедиться в поступлении бензина надо снять шланг с карбюратора и вручную качать бензин, должен течь бензин. Мотор может неустойчиво работать при повышенном уровне бензина в карбюраторе, из-за неисправности вакуумного усилителя тормозов.

Возможные причины работы двигателя с перебоями.

  1. Сырые, грязные или повреждены высоковольтные провода.
  2. Высоковольтные провода не полностью воткнуты в гнезда крышки трамблера и катушки зажигания, в подсвечники.
  3. Зазор в свечах не соответствует норме, сломаны свечи.
  4. Неправильная установка угла опережения зажигания.
  5. Сгорел резистор бегунка в трамблере, или неисправен сам бегунок.
  6. Повреждена крышка трамблера.
  7. Сгорел коммутатор.
  8. Сгорела катушка зажигания.

Время от времени проводите очистку высоковольных проводов, подсвечников, катушки зажигания, крышки трамблера, коммутатора.

Что делать, если двигатель не заводится (не запускается).

  1. Проверьте искру через разрядник или свечу на всех цилиндрах. При необходимости замените неисправные высоковольтные провода. Если же искра имеется на всех цилиндрах, но двигатель не заводится, то замените свечи.
  2. Если нет искры на всех свечах, то попробуйте заменить бегунок или резистор. Исправность резистора можно проверить омметром, сопротивление резистора должно быть 0,9-1,1 кОм. Если после этих мероприятий двигатель все равно не заводится, то замените крышку трамблера. В противном случае надо заменять по порядку: катушку зажигания, коммутатор и трамблер.

Что делать, если двигатель работает, но с перебоями.

  1. Проверьте и при необходимости очистите высоковольтные провода. Для удобства проверки изоляции проводов и крышки трамблера заедьте в гараж и выключите свет, при работающем двигателе внимательно смотрите на провода, в поврежденных местах вы увидите свечение.
  2. Для определения того, какая именно свеча непригодна, надо отсоединить провод от нее при неработающем двигателе, затем завести двигатель, если неустойчивость двигателя стала больше, то эта свеча исправна. Так надо проверить все свечи. Если же неустойчивость не изменилась, то замените свечу, а если и это не помогло, то замените высоковольтный провод.
  3. Если все провода и свечи не имеют неисправностей, но мотор также работает с перебоями, то надо пробовать заменять бегунок, а затем крышку трамблера.
  4. Если и это не помогает, то следующим этапом надо менять коммутатор зажигания.
  5. Последним этапом нужно проверить установку зажигания.