Почему в России подорожают автомобили. «Классическое запугивание потребителя»

Все еще наблюдаются плохие новости для автокомпаний, что торгуют новыми машинами. Кризис, вроде, прошел, но свой след оставил конкретно. Так что в 2017 году автолюбители все еще будут засматриваться на более дешевые варианты – подержанные машины. Кстати, это отличный шанс для АвтоВАЗа получить преимущество над конкурентами.

К сожалению, в 2017 году падение интереса к новым машинам продолжится. Большинство покупателей захотят перейти на подержанные машины, дабы сэкономить не только в бюджетном, но и премиальном сегменте. А вот автопроизводители говорят о том, что непопулярные машины завозиться не будут, одновременно и цены вырастут.

Еще в 2015 году продажи новых машин составили около 1.5 миллиона единиц. Таким образом, когда в начале года был сделан оптимистичный прогноз Ассоциацией европейского бизнеса, не подтвердился. В тот момент эксперты считали, что будет продано около 1.98 автомобилей пассажирских и легковых.

Падение продаж к 2017 году

Многие могут наблюдать, что падение продаж все еще происходит, хоть и не так резко, как ранее. Несмотря на это, многие эксперты сошлись на одном мнении, что автомобили все еще будет дорожать, а покупатели будут больше обращать свое внимание на подержанные транспортные средства. Кстати, на поддержку отечественного автопрома было выделено в 2016 году около 50 миллиардов рублей.

Аналитик ИФК Метрополь по имени Андрей Рожков уверен в том, что следующий год не будет таким пессимистичным. Андрей считает, что падение продаж, даже при очень негативном сценарии экономики может быть равно 7-10 процентов. Такое возможно произойдет тогда, если доходы людей, а также сам спрос на дорогие вещи начнет сокращаться.

Если говорить о марках машин, то вполне комфортно себя будут чувствовать машины премиум-класса. Данный спрос будет стабильным из-за того, что такие покупатели не так сильно реагируют на экономику страны, которую мы сегодня наблюдаем.

Речь Вице-президента РОАД

Вице-президент РОАД говорит о том, что в следующем году в тренде будут подержанные машины. Ведь именно сегодня наши дилеры сфокусировали свои силы на таких товарах. Пока что трудно сказать, кто уйдет с рынка в 2017 году, однако, можно уже сейчас предсказать существенный рост цен. Автокомпании давали бюджеты на сдерживание цен в 2015 году. В 2016 году такого уже не наблюдалось.

Тогда же машины стали дороже в среднем на 20-30 процентов. Данные слова подтверждает и прогноз аналитического агентства Автостат. Эксперты компании полагают, что многие покупатели новых машин перейдут на сторону транспорта с пробегом. Как уже высказались аналитики в этом году, объем рынка подержанных марок будет равен 4.8-5.5 миллиона единиц. При этом работники Автостата говорят о том, что 2017 год тоже будет не простым.

Эксперты рассказали, что зимой продажи нового транспорта не превысят 100 тысяч в месяц. Такие факты говорят о том, что даже при самом благоприятном развитии ситуации автокомпаний, продажи не вырастут более 1.6 миллиона штук. А если события будут показывать негативный сценарий, то продажи рынка будут равны 1.3 миллиона.

Андрей Ермаков, директор по развитию автокредитования Локо-Банка рассказал о том, что в 2017 году из страны автопроизводители уходить не будут. Конечно же, может произойти сокращение модельного ряда, а также менее интересных марок для россиян. Может быть такое, что автокомпании станут предлагать жителям не такие дорогие варианты, но с меньшим количеством опций.

В 2017 году Ермаков не прогнозирует падение продаж. Директор утверждает об их повышении на 3 или 5 процента. А вот если верить прогнозу компании Frost&Sullivan, то он показывает прогноз роста в 2017 году на 1.8 миллиона, а в 2021 году данный показатель может дойти до отметки в 2.8 миллиона единиц.

В наступающем году покупателям стоит ждать очередного скачка, несмотря на относительную стабильность курса рубля. По их мнению, зимой дилеров ждут крайне низкие продажи, из-за чего они будут вынуждены повысить стоимость автомобилей.

Один из собеседников газеты считает, что цены вырастут в среднем на 4-5%. В то же время источник в одном из дилерских центров говорит о подорожании на 10-15%. Однако, добавил он, компании будут «откатывать цены» при помощи спецпредложений и акций.

Другой причиной грядущего повышения цен эксперты называют внедрение дорогостоящей системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость установки системы на одну модель источники оценивают в шесть миллионов рублей. По их мнению, больше всего рост цен ощутят потребители бюджетного сегмента, поскольку там даже небольшое повышение себестоимости ощутимо отражается на конечной цене.

Эксперт сайт:

Очевидно, что для всех марок идеальной будет ситуация, когда розничные цены на автомобили сравняются в валютном выражении с ценами на соседних рынках. В частности, европейских. Никого не устраивает тема потери маржи по сравнению с другими рынками.

Чтобы понимать, какие у дистрибьюторов есть резервы для повышения цен, надо знать, какая у каждой конкретной марки ситуация с продажами. И - что крайне важно - как себя чувствуют дилеры.

Вряд ли маркетологи любой марки сегодня ориентируются на докризисный уровень продаж - с ним сравнивать текущую ситуацию уже просто бессмысленно. Но и цифры падения продаж в штуках по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (абсолютные или относительные) объективной картины не дают. Уверен, что для маркетологов сейчас огромное поле для работы. Наверняка они сравнивают ситуацию не только в штуках (количестве отгруженных автомобилей дилерам и реальном количестве переданных клиентам машин), но, главное, в рублях и в евро. И в денежном выражении ситуация на рынке может отличаться. Вполне возможно, что в рублях падение не такое большое. То есть россияне тратят на автомобили такие же суммы, как и раньше. Просто произошло огромное смещение в сегментах. Так что это очень тонкая работа - маркетологов и дистрибьюторов. Дилеры проводят ревизию своего модельного ряда и рассматривают ситуацию буквально по каждой модели и каждой комплектации. На эти формулы также накладывается возможная игра с финансовыми инструментами - кредитами, лизингом и т.д.

Наверняка маркетологи уже пришли к мысли (или скоро придут) о сотрудничестве со страховыми компаниями - для того, чтобы оптимизировать страховые предложения. То же КАСКО сейчас занимает очень большой процент в общем пакете под названием «покупка автомобиля». Аналогично - переговоры с дилерами о стоимости периодического ТО. Хотя, здесь резервов еще меньше, поскольку дилеры только и живут этим бизнесом.

Возможно, если дилерам удастся подгрести под себя рынок подержанных машин, то есть откусить от него хотя бы процентов 15-20, они смогу найти резервы в собственной экономике для заманчивых предложений по новым автомобилям.

У дилеров вообще должна быть серьезная работа по оптимизации портфеля представленных марок. Например, Opel год назад отвалился сам. А Honda, наоборот, вроде бы и не ушла, но просто скинула все проблемы на дилеров. В результате мы уже недосчитываемся каких-то моделей и модификаций просто потому, что у продавцов нет резервов для снижения цен. И, тем более, денег для омологации новых продуктов. А это очень серьезные суммы.

В общем, понятно, что аккуратнее всего, без истерики, будут работать марки, которые инвестировали колоссальные суммы и в российскую сборку, и в работу с российскими поставщиками комплектующих. Они уже не могут уйти с рынка, и у них есть хоть какие-то резервы для сдерживания цен.

От правительства все ждут гарантий стабильности лет на 15 вперед. Тогда можно развивать местное производство. А это единственный путь для нормальной работы на рублевом рынке. Второе, чего ждут от властей, - это поддержка деньгами на утилизацию и частичную оплату покупательских кредитов. Тут авторынкок вряд ли чего-то дождется. Денег на это в бюджете скоро не будет совсем.

Цены на автомобили в 2017 году продолжат умеренный рост. Несмотря на данный фактор, эксперты прогнозируют частичное восстановление продаж, которые вернутся к показателям 2015 года. Полностью выйти из кризиса автомобильному рынку удастся только через несколько лет. При этом цены на авто сохранят зависимость от динамики валютного рынка.

Ценовое ралли

Динамика автомобильного рынка зависит сразу от нескольких факторов, отмечают эксперты. В первую очередь это рост цен на автомобили на фоне снижения доходов населения. И если темпы подорожания автомобилей постепенно замедляются, то снижение покупательской способности граждан будет оказывать давление на рынок в среднесрочной перспективе.

Во втором полугодии цены на новые автомобили прибавят 2-3%, прогнозирует представитель «Автостат» Сергей Удалов. В целом за 2016 год подорожание составит 10%, что существенно меньше прошлогодних показателей. Стабилизация ситуации с курсом доллара помогает участникам рынка удерживать цены. Однако в нынешних условиях данный фактор уже не способен стать существенным драйвером роста продаж.

При этом эксперты подчеркивают, что общее подорожание автомобилей за время кризиса еще не достигло масштабов девальвации. Если за период сентябрь 2014 года - июнь 2016 года цены на новые авто прибавили 38%, то стоимость доллара выросла на 70%. Поэтому цены имеют значительный потенциал для роста в 2017 году.

Курс рубля в 2017 году станет основным фактором, который будет влиять на будущую стоимость автомобилей. Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает постепенное укрепление российской валюты, что позволит сдержать рост цен на авто. Подорожание нефти даст возможность рублю отыграть утраченные позиции. В результате стоимость автомобилей останется без изменений.

Сохранение нынешних котировок на валютном рынке обернется ростом цен на авто в пределах 5-10%. Участники автомобильного рынка продолжат корректировать цены с учетом предыдущей девальвации.

Наиболее пессимистичный сценарий связан с новым обвалом нефтяного рынка и последующим кризисом российской экономики. Падение котировок «черного золота» до 25-30 долл./барр. обернется новым этапом ослабления рубля и падением реальных доходов населения. В итоге стоимость автомобилей прибавит 20-30%.

Динамика рынка: в поисках восстановления

В 2017 году прекратится спад на автомобильном рынке, прогнозируют аналитики. Согласно оценкам представителей Минпромторга, продажи легковых автомобилей снизятся до 1,4 млн шт., что на 6,7% меньше показателей 2015 года. Наиболее негативный сценарий предполагает более существенный обвал - до 1,1 млн шт. В рамках оптимистичного сценария ожидается умеренный рост продаж - до 1,6 млн шт. В следующем году продажи продемонстрируют рост впервые за последние 4 года, вернувшись к показателям 2015 года.

Спрос на автомобили окажется под давлением в среднесрочной перспективе, считают эксперты. Снижение доходов отражается на поведении потребителей, которые не готовы идти на существенные затраты в нынешних условиях. При этом дешевое кредитование, которое традиционно являлось основным драйвером роста продаж, остается недоступным.

Несмотря на постепенное снижение учетной ставки, коммерческие банки продолжают выдавать кредиты под высокий процент. Кроме того, финансовые учреждения установили жесткие требования для потенциальных заемщиков, что является существенным ограничением.

В нынешних условиях поддержка со стороны государства является единственным фактором, который сможет стабилизировать продажи, считает замглавы Минпромторга Александр Морозов. Однако правительство испытывает серьезные трудности с наполнением бюджета, что ставит под вопрос возможное продление госпрограммы в 2017 году. Чиновники намерены стабилизировать дефицит бюджета, что отражается на снижении финансовой поддержки экономики.

Прогнозы экспертов предполагают постепенное восстановление положительной динамики на автомобильном рынке в 2017 году. Выход российской экономики из кризиса позволит вернуть продажи к показателям 2015 года, до этого продажи снижались 4 года в подряд. Кроме того, восстановление продаж зависит от масштабов поддержки со стороны государства.

Цены на авто в следующем году сохранят зависимость от тенденций валютного рынка. Укрепление рубля, прогнозируемое Минэкономразвития, позволит участникам рынка сохранит цены без изменений. При этом рост стоимости автомобилей во втором полугодии 2016 года замедлится до 2-3%.

Стабилизация валютных котировок приведет к подорожанию автомобилей на 5-10% в 2017 году. Пессимистичный сценарий, связанный с обвалом цен на нефтяном рынке и девальвацией рубля, вызовет новую волну подорожания автомобилей. В таком случае рост цен составит 20-30%.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В ближайшем будущем продолжится постепенное повышение цен на автомобили, что подтверждает прогноз экспертов на 2017 год. Кроме того, в следующем году впервые после начала кризиса возобновится рост продаж на авторынке. При этом многое будет зависеть от динамики валютных котировок.

Прогноз автомобильного рынка на 2017 год

Продажи на автомобильном рынке после начала кризиса продолжают снижаться. Согласно расчетам представителей Минпромторга, по итогам текущего года данный показатель сократиться на 10%. Прогноз чиновников совпадает с ожиданиями представителей Ассоциации европейского бизнеса – продажи за год на уровне 1,44 млн авто (сокращение на 10,3%).

Негативные тенденции автомобильного рынка связаны с несколькими факторами. Девальвация рубля привела к существенному повышению стоимости автомобилей. При этом доходы населения после начала кризиса продолжают сокращаться. Кроме того, банковский сектор практически свернул кредитование.

В 2017 году возобновится рост экономики, что положительно отразится на прогнозе автомобильного рынка. Представители АВТОВАЗа считают, что в следующем году прекратится падение рынка, после чего продажи перейдут к устойчивому росту. Этому будет способствовать стабилизация валютного рынка и снижение ключевой ставки со стороны Центробанка. В результате снизится стоимость кредитных ресурсов, что приведет к увеличению количества сделок с участием банков.

Аналитики PwC настроены еще оптимистичнее. При наиболее благоприятном сценарии, по итогам следующего года продажи достигнут 1,5 млн автомобилей. В нынешних условиях основным драйвером роста остается поддержка отрасли со стороны государства. Согласно оценкам аналитиков, в следующем году правительство направит на поддержку авторынка около 47 млрд руб., что увеличит продажи на 620 тыс. шт.

Однако возможности правительства оказать действенную поддержку авторынку зависят от состояния бюджета. Ресурсы властей остаются достаточно ограниченными, что ставит под угрозу полноценное финансирование господдержки в 2017 году. Если чиновники откажутся от пролонгации действующих программ, то продажи новых автомобилей продолжат сокращаться.

Немаловажным фактором, который будет определять динамику рынка в ближайшей перспективе, является стоимость транспортных средств. Очередной этап роста цен на автомобили приведет к снижению продаж и ухудшению финансового положения участников рынка.

Цены на автомобили в 2017 году: прогнозы экспертов

Цены на автомобильном рынке остаются привязанными к валютным котировкам. После стремительной девальвации рубля участники рынка начали повышать стоимость транспортных средств. При этом подорожание авто происходило постепенно, автодилеры старались сдержать рост цен, жертвуя финансовыми показателями.

Ослабление рубля в прошлые периоды продолжает оказывать давление на цены, считают эксперты. В следующем году участники автомобильного рынка продолжат закладывать в стоимость предыдущее повышение курса доллара, что приведет к росту цен в диапазоне 5-10%.

Данные прогнозы экспертов основаны на реализации базового сценария: нефтяные котировки закрепятся выше 50 долл./барр., а российская экономика перейдет к росту. Пессимистичный сценарий предполагает новый этап девальвации российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Ослабление рубля в следующем году может быть связано с решением бюджетного вопроса. Девальвация даст возможность наполнить бюджет эмиссионными доходами, что позволит профинансировать дефицит бюджета. В противном случае правительству предстоит решить непростую задачу: с одной стороны в полном объеме выполнить социальные обязательства, в том числе найти средства на полноценную индексацию пенсий, с другой – учитывая стремительное сокращение резервов, найти дополнительные источники для наполнения бюджета.

В результате курс доллара может вернуться к диапазону 70-80 руб./долл. Наиболее негативный сценарий, который рассматривают эксперты, предполагает повышение стоимости доллара до 100 руб. В таких условиях цены на автомобили прибавят 20-25%, прогнозируют эксперты, что спровоцирует новый этап сокращения продаж.

Базовый прогноз для автомобильного рынка предполагает возобновление роста продаж, что связано с улучшением экономической ситуации. При этом цены на новые автомобили продемонстрируют незначительный рост, который составит 5-10%.

Пессимистичный сценарий допускает более существенное изменение стоимости авто. Для стабилизации дефицита бюджета правительство может пойти на девальвацию российской валюты. В результате стоимость автомобилей прибавит 20-25%. Кроме того, на автомобильном рынке продолжится сокращение продаж.

16-12-2016, 03:08

В 2016 году цены на автомобили в России выросли в среднем на 7%. Учитывая средневзвешенную цену нового транспортного средства в 1 360 000 руб., получаем подорожание в 95 200 руб. Более чем серьёзная сумма, учитывая среднюю заработную плату гражданина России в 36 200 рублей. Получается, что россиянину придется отработать ещё как минимум три месяца (при условии перехода на питание одной корочкой хлеба в день), чтобы просто покрыть это подорожание.

А в 2017 году ситуация с ценами на новые автомобили обещает стать ещё более напряженной. Все отечественные эксперты сходятся в едином мнении - машины начнут дорожать прямо с января будущего года, и, в конечном итоге, рост цен может превысить показатели 2016 года.

С чем это связано? Разумеется, в первую очередь с девальвацией российского рубля. За последние два года рост потребительских цен в нашей стране составил 44%, но, по мнению экспертов, он все равно ещё не покрывает темпы девальвации отечественной валюты. Конечно, в теории рубль в следующем году может начать расти, и тогда цены, соответственно, будут снижаться. Но в подобные радужные перспективы, кажется, в России не верит уже ни один человек.

Рост цен на автомобили в связи с данной проблемой коснется абсолютно всех марок, включая отечественные, ведь даже в продукции АвтоВАЗ присутствуют иностранные детали либо при её сборке используются агрегаты иностранного производства. Безусловно, на отечественных машинах такое подорожание скажется не так сильно, как на «немцах» или «американцах». Скорее всего, влияние курса рубля окажет минимальное воздействие и на цену автомобилей из Китайской Народной Республики.

Производители из Поднебесной все ещё пытаются завоевать отечественный рынок, «пробиваясь» как раз в основном за счет низких цен. Но на 1-3% могут подорожать даже самые бюджетные модели китайского производства.

Сильнее всего в 2016-ом подорожали японские Toyota и Mazda - на 10-11% в зависимости от модели. Следом за ними, казалось бы, неожиданно идет чешская Skoda - увеличение цены на 10%. На самом деле ситуация здесь объяснимая - Skoda принадлежит Volkswagen AG, при этом она не является «флагманом» ведущего европейского концерна на российском рынке. Соответственно, немцы придерживают цены на наиболее перспективные модели головного бренда Volkswagen, стремясь отыграть их относительную дешевизну за счет «нишевой» Skoda. Считается, что поклонники чешской марки - куда более преданная публика, нежели у самого Volkswagen, так что они не убегут к конкурентам и после 10% подорожания.

За Skoda в рейтинге увеличения цен идет американский Ford - 9%. Затем следуют корейские Hyundai и принадлежащая ей Kia, демонстрируя вполне умеренный рост в 7-8%. За ними плетутся тот самый Volkswagen и ещё парочка «японцев» - Nissan и Mitsubishi. У этой троицы рост составил 7%. Ну а наименьшие показатели роста цен, само собой, у отечественной Lada и её французской «хозяйки» Renault - около 4-5%.

Слабеющий рубль - не единственная причина, по которой ожидается подорожание автомобилей в следующем году. С 2017-ого все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС) обязаны оснащаться отечественной системой безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Данное нововведение российских властей крайне не понравилось иностранным производителям.

Только представьте себе, например, Ford Focus продается по всему миру практически в неизменном виде - различаются лишь версии комплектаций, да и то весьма незначительно. А тут американскому концерну придется устанавливать совершенно новую и ненужную никому, кроме российских властей, штатную опцию. И это притом, что наша страна не входит даже в десятку крупнейших мировых «потребителей» автомобильного транспорта!

Более того, только за 2015 год российский рынок продемонстрировал спад более чем на 36% - сильнее, чем какой-либо другой участник «ТОП-15» мировых продаж! Получается, что Россия в принципе не слишком интересна иностранным производителям, её привлекательность с каждым годом только падает, да ещё и отечественные власти ставят палки в колеса иностранным концернам.

В связи с этим многие мировые бренды и вовсе подумывают свернуть часть своих продаж в России - зачем тратить миллионы на установку ЭРА-ГЛОНАСС в не самую популярную у россиян модель, если последующие продажи даже не покроют эти самые вложения? Вдобавок, теперь компания ГЛОНАСС ещё и требует с автопроизводителей плату за активацию услуги. Выходит, что даже такие отечественные модели, как Lada Vesta и Lada Xray по цене от 389 000, в которых уже на этапе разработки была внедрена система ЭРА-ГЛОНАСС, все равно подорожают из-за «налога на активацию».

Что касается других моделей отечественного бренда, представители АвтоВАЗ уже выпустили официальные комментарии по данному поводу, сказав, что «не могут позволить использование ЭРА-ГЛОНАСС на Lada Kalina, Granta и Largus без влияния на розничные цены». В целом эксперты сходятся во мнении, что новая обязательная система безопасности сильнее всего скажется на цене именно бюджетных моделей. Данный сегмент наиболее остро реагирует на любые нововведения, да и лишние несколько тысяч рублей гораздо заметнее в ценнике из шести, а не семи-восьми цифр.

Другая неприятная новость для российских автолюбителей - «дефицит» специальных акций, распродаж и скидок, ожидаемый в 2017 году. Как мы уже упомянули выше, отечественный рынок не является приоритетным для иностранных компаний, и вряд ли эта ситуация изменится к лучшему в следующем году. Поэтому многие автомобильные концерны в 2017 отдадут предпочтение другим странам при распределении «вкусных» цен и особых предложений. Так, шведская Volvo собирается в следующем году отдать свои основные «промо-квоты» на крупнейший в мире китайский рынок и в страны Евросоюза.

Оно и понятно - в Китае ежегодно продают почти в двадцать раз больше автомобилей, чем в России! Даже в Германии, население которой насчитывает 82 миллиона человек, против 146 миллионов россиян, емкость автомобильного рынка составляет свыше трех миллионов единиц, тогда как у нас - менее полутора миллионов.

Остается уповать лишь на щедрость самих дилеров, которые предлагают скидки за собственный счет, а не дарованные «с барского плеча» компаниями-производителями. Например, таким альтруизмом славится московский салон «МАС-МОТОРС», расположенный по адресу - Варшавское шоссе, дом 132А, корпус 1. В течение всего 2016 года компания постоянно предлагала разнообразные скидочные акции и «особые условия», так что практически на все модели, вне зависимости от официальной политики брендов, в «МАС-МОТОРС» цены были ниже, чем в среднем по рынку.

Также многие эксперты предрекают в будущем году подорожание подержанных автомобилей, особенно иностранного производства в возрасте трех-пяти лет. Дело в том, что в предыдущие кризисные годы многие россияне предпочитали покупать именно такие «почти новые» иномарки, вместо подорожавших салонных образцов. В результате в данном сегменте настал настоящий «бум» продаж, и в следующем году, судя по всему, спрос превысит предложение. А значит, владельцы «трехлеток» начнут активно завышать цены на свой товар - все равно ведь купят! К слову, всё в том же салоне «МАС-МОТОРС» представлены и подержанные автомобили по весьма адекватным ценам.