Как отрегулировать схождение. Регулировка развал-схождения - можно ли сделать без СТО

Не только опытный водитель, но и новичок знаком с понятием «сход-развал».

Однако не все знают, как часто нужно проверять углы наклона колес и какие признаки укажут на необходимость проверки?

Нужно сразу отметить, что специалисты рекомендуют проверять так называемый развал-схождение при покупке автомобиля или на первом ТО.

Автопроизводители советуют проходить процедуру каждые 15 тыс. км. И во время прохождения техобслуживания.


Есть еще причины для проверки схода-развала:

  1. Если были проведены ремонтные работы ходовой части или изменению клиренса.

  2. Когда при движении машину «ведет» вправо или влево.

  3. При попадании колесом в дорожную выбоину, автомобиль бросает в разные стороны, аналогичная ситуация при наезде на колею.

  4. Руль находится в смещенном положении относительно рулевой оси или неестественно туго проворачивается. Автомобиль может реагировать с некоторым запозданием на движения рулевого колеса.

  5. Если резина установлена недавно или, наоборот, присутствует чрезмерный ее износ.

  6. Когда произошел резкий наезд на жесткое препятствие, особенно если случай окончился деформацией дисков или повреждением подвески.

  7. После смены сезонной резины с зимней на летнюю во избежание быстрого износа. Зимой сбитые углы могут не давать знать о себе ввиду скользкой дороги, а с потеплением резина начинает стираться интенсивнее.

  8. После покупки не нового автомобиля и после обкатки авто из салона.

  9. Когда имеет место разность в величинах радиусов разворотов влево и вправо. Ситуация может быть сопряжена с задеванием колесами арок при полном выкручивании рулевого колеса.

  10. Во время выхода из поворота наблюдается плохой возврат руля.

Многих автовладельцев интересует, как сделать развал-схождение своими руками. Понять их можно, поскольку далеко не всегда в нужный момент под боком есть автосервис с необходимым оборудованием.

Но прежде чем переходить к описанию обязательной для любых автомобилей процедуры следует прояснить несколько вопросов:

  • Что такое развал-схождение?
  • Почему необходимо проведение такой регулировки?
  • Когда нужно делать развал-схождение?
  • Что может потребоваться для выполнения работы?
  • Одинаков ли алгоритм действий для всех автомобилей?
  • Как производится регулировка?

Только тогда вам станет ясно, сможете ли вы самостоятельно справиться с задачей.

Что такое развал-схождение?

Упрощённо под этим термином подразумевается положение колёс относительно продольной вертикальной плоскости симметрии автомобиля.

На самом деле всё несколько сложнее, поскольку в действительности при расчётах подвески и рулевого управления учитывают не два, а три параметра:

1. Развал. Это отклонение колеса от вертикальной плоскости его вращения. При этом, если верхний край шины завален внутрь, ближе к центру машины, параметр считается отрицательным, а если наружу – положительным. Конкретные размеры зависят от устройства и параметров подвески.

Ради упрощения конструкции на многих современных автомобилях возможность регулировки развала не предусмотрена.

В этом случае на первый план выходит сохранение геометрии элементов шасси и несущего каркаса кузова. Если детали повреждены, то регулировка может выйти за допустимые пределы.

2. Схождение. В этом случае замеряется угол между продольной вертикальной плоскостью симметрии и плоскостью вращения колеса. Этот параметр более всего влияет на управляемость автомобиля, увеличение либо уменьшение его поворачиваемости. Возможность регулировки схождения сохранена практически во всех типах подвески.


3. Кастер. Так принято называть угол между вертикальной осью колеса и проекцией оси его поворота в продольной плоскости. На большинстве машин устанавливается положительный кастер, когда верхняя часть оси наклонена назад от направления движения.

Чем больше наклон, тем больше выравнивающий момент на руле, позволяющий колёсам возвращаться в среднее положение. Возможность регулировки этого параметра также, как и развала, предусмотрена не всегда.

Существуют множество нюансов, для разбора которых требуется затрагивать специальные области знаний. Но для общего понимания сути вопроса данной информации достаточно.

Почему необходимо выполнение регулировки?

Из сказанного выше уже можно понять, что регулировка развала-схождения колёс влияет на поведение автомобиля на дороге.

Если заложенные в конструкцию расчётные параметры нарушены, это может серьёзно повлиять на поведение машины на дороге. Возрастёт тормозной путь. Машину будет уводить в сторону.

В зависимости от ситуации уменьшится или увеличится усилие на руле . Вредны оба отклонения, поскольку при любом из них водитель получает неверную информацию о контакте колёс с дорогой и может потерять контроль над своим транспортным средством.

Кроме этого, существуют и другие чисто технические проблемы. Они связаны:

  1. С износом шин. Чем сильнее нарушены заданные параметры, тем больше будет износ. В некоторых случаях покрышки могут прийти в полную негодность за несколько километров пути.
  2. С увеличением расхода топлива. Это связано с тем, что при нарушении регулировки возрастает трение качения.

В любом случае следует принять меры для восстановления статус-кво. Недаром пилоты разных гоночных серий много времени проводят в боксах, чтобы во время тестов установить на своих автомобилях оптимальный, с их точки зрения, сход-развал. Это позволяет им успешно бороться за победу.

Линейка для регулировки схождения. Видео:

Когда следует регулировать сход-развал?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Начать следует с того, что проверку желательно выполнять регулярно, хотя бы раз в год. Даже если очевидных признаков неисправности нет, это позволит удостовериться, что всё действительно в порядке. О необходимости процедуры сигнализируют вполне конкретные симптомы:

  • На ровной дороге при движении с отпущенным рулём машину уводит в сторону.
  • Гудение и посторонние шумы, возникающие в различных скоростных режимах.
  • Износ протектора, который может быть как равномерным, так и локальным.

После проведения ремонта подвески, рулевого управления или несущего каркаса кузова регулировку следует выполнять обязательно.

К примеру, поворот гайки рулевой тяги на один оборот приводит к изменению угла схождения на градус и более, что уже недопустимо.

Что может потребоваться для выполнения работы?

В идеале необходим специальный стенд . Но поскольку такое оборудование для сход-развала стоит недёшево, целесообразность приобретения его в личное пользование ради обслуживания одного автомобиля довольно сомнительна.

Но и без регулировочного стенда есть возможность довольно точно выставить необходимые параметры. Для этого потребуются:


Отвес с угольником можно заменить устройством, носящим сложное название «штангенрейсмас» . Оно отлично подойдёт для поставленной задачи. Некоторые умельцы умудряются заменить линейку точно оттарированным лазерным дальномером.

А вот от угломеров и, тем более транспортиров, придётся отказаться. Произвести ими точные измерения вам не удастся. В любом случае браться за дело имеет смысл, только когда всё перечисленное есть в наличии.

Когда нужно делать развал-схождение? Видео:

Как производится регулировка?

Алгоритм действий будет зависеть от конструкции подвески и рулевого управления автомобиля. Наиболее часто на современных машинах встречается передняя подвеска типа Мак-Ферсон (качающаяся свеча ) и реечное рулевое управление. Этот вариант и рассмотрим в первую очередь. Действовать предстоит в следующей последовательности:

  • Устанавливаем машину на яму, обеспечив себе беспрепятственный доступ к рулевым тягам. Работая, не забывайте о правилах безопасности и о том, что вам не один раз придётся вылезать из смотровой ямы и спускаться обратно.

  • Убеждаемся, что все элементы ходовой части находятся в исправном состоянии. Если обнаружены неисправные рычаги, сайлентблоки, тяги, шаровые опоры и т. п., их следует сначала заменить. В противном случае вы лишь напрасно потратите время и силы.
  • Проверяем и выравниваем давление во всех шинах автомобиля. Убеждаемся в целостности колёсных дисков и одинаковой размерности покрышек.
  • Отпираем замок рулевой колонки и поворачиваем колёса из одного крайнего положения в другое. После этого устанавливаем их по центру. Это необходимо, чтобы все компоненты встали на свои места.
  • Находим и отмечаем среднюю точку, измерив расстояние между шаровыми опорами или шкворнями подвески и поделив его пополам.
  • Производим замер с внутренней стороны колёс. Меряем диски, а не покрышки! Сначала определяем расстояние между их передними кромками, а потом между задними. По полученной разнице вычисляем имеющийся угол развала. Сверяем его с данными в технической спецификации.

  • Если параметр нарушен, то ослабляем контргайки на рулевых тягах и, вращая соединительные муфты, выполняем регулировку. Тут есть одна тонкость. Важно, чтобы углы установки левого и правого колес были одинаковыми. Подтвердить это можно, произведя замеры от средней точки до каждой стороны и выполнив повторные вычисления. После этого затягиваем контргайки и считаем, что схождение отрегулировано.
  • В случае когда необходимо проверить и отрегулировать развал, замеры придётся производить с наружной стороны дисков, поскольку изнутри этому могут препятствовать конструктивные элементы автомобиля. Для этого придётся вооружиться отвесом либо большим треугольником, предварительно построив перпендикуляр к оси колеса.
  • Замеряем и высчитываем разницу между верхним и нижним краем диска. По ней вычисляем угол.

  • Среди наиболее часто встречающихся вариантов устройства регулировки развала: 1. Вращающиеся эксцентрики. 2. Подкладные пластины.

В зависимости от ситуации, вращая эксцентрики или вставляя/подкладывая пластины, добиваемся необходимых параметров. Для беспрепятственного доступа к пластинам и эксцентрикам нередко приходится снимать колёса, а затем при проведении замеров устанавливать их обратно.

Дело мастера боится

Разумеется, ваша задача значительно упростится, если вы всё же решитесь потратиться на покупку профессионального оборудования. Не обязательно приобретать сложный стенд с лазерными датчиками и обрабатывающим информацию компьютерным терминалом, подключённым к базе данных, в которой содержатся все необходимые параметры на сотни моделей машин.

Вполне достаточно и относительно недорогого оптического стенда. Отечественный вариант подобного устройства, СКО-1М , можно найти в магазинах по вполне приемлемой, в пределах 60 000 руб. , цене. За бывший в употреблении просят и того меньше.

Но тут уж каждый должен решать для себя сам, оправдывает себя такое вложение средств или всё же выгоднее, когда возникнет необходимость, отправляться на станцию технического обслуживания.

Выполнить сход-развал своими руками непросто. То, что выглядит лёгким на словах, на практике требует серьёзных затрат физических и нервных сил. Рассчитывать, что всё получится с первого раза, не стоит. Придётся набраться терпения. Помните, что самое совершенное оборудование для сход-развала не сделает из вас опытного специалиста. Зато в руках мастера даже обычная линейка ПСК-ЛГ способна творить чудеса!

Для хорошего автомобилиста совсем не имеет значения то, новая ли у него машина или подержанная. Он все равно будет уделять ей уйму времени. И как бы не возмущались по этому поводу жены или девушки, подобные затраты времени и сил всегда оправдывают себя. Ведь если в автомобиле подкручены все гаечки, выровнены зеркала, настроены датчики и налажена работа всех систем – движение становится не только комфортным, но и безопасным. И чтобы этого добиться, нельзя упускать из внимания ни одной детали, а особенное внимание каждого автомобилиста должно быть приковано к развалу схождения. Угол, под которым располагаются колеса относительно кузова, является основным параметром, который определяет движение автомобиля и который необходимо периодически регулировать.

О том, как это делать, не обращаясь к специалистам, и сохраняя денежные средства, мы и поговорим в сегодняшней статье. Также ознакомимся с тем, какие параметры развал схождения имеет и как осуществляется непосредственная регулировка угла развала колес.

1. Параметры развала схождения: какими они бывают и как проводится их диагностика?

Безопасность на дороге – это святое, так же как и регулировка параметров развала схождения передних колес автомобиля, которые являются для него ведущими. Параметров у этого показателя есть очень много, но определить их самостоятельно без специальной техники довольно сложно, а вернее вообще не возможно. Благо, в подобной ситуации на выручку всегда готовы прийти работники автомобильных сервисов, у которых все оборудование завезено из-за «границы» и которое может дать самые «точные» данные. Беда только в том, что для работы с хорошим оборудование нужны хорошие и профессиональные руки, которые также есть не у каждого работника СТО. Вот и получается, что даже заплатив большие деньги за то, что Ваше авто будет проверено на оптических/компьютерных/лазерных стендах, Вы не всегда получаете хороший результат.

Ведь действительно квалифицированный механик может дать заключение о том, в каком состоянии находится развал схождения даже без оборудования. Дополнительная компьютерная диагностика только может подтвердить и уточнить его выводы. Наверное, это и стал причиной того, что большое количество автовладельцев стараются избегать «профессиональных» проверок и отдают предпочтение дедовским методам, которые никогда не подводят точностью своих результатов. Речь идет об использовании специального приспособления, которое называется «телескопическая линейка». Именно благодаря ей развал схождения измерялся еще до появления специальных стендов.

Однако, забегать наперед не будем, поскольку перед тем как приступать к регулировке развала схождения, необходимо ознакомиться с параметрами, которые необходимо будет регулировать.

Параметры: развал схождения – что нужно измерять?

Развал схождения автомобиля обладает достаточно большим количеством параметров, определить многие из которых возможно только на стенде. Самостоятельной регулировке подлежат только два из них, однако иметь представление о всех не менее важно. Но чтобы данная информация не запутала Вас окончательно, мы познакомим Вас только с теми, которые необходимо знать для осуществления самостоятельной регулировки развала схождения:

1. Передний развал, который на английском языке обозначается как «Camber». Под данным параметром стоит понимать угол наклона колес относительно дороги. Естественно, измеряется данный угол в вертикальной плоскости. Если развал имеет отрицательный показатель, это значит, что верхняя часть колеса больше наклонена к кузову автомобиля. В том же случае, если показатель развала является положительным, по вертикальной прямой колесо будет немного отклонено от кузова наружу.

2. Разность развалов. Этот параметр указывает на то, насколько сильными являются отличия между развалами колес, которые находятся на одной оси. Очень важно, чтобы этот показатель ни в коем случае не превышал 30°. В противном случае езда на автомобиля будет практически невозможной и может привести к аварийной ситуации.

3. Переднее раздельное схождение, которое также обозначается как «Partial Toe». Имеется в виду угол, который создается между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр автомобильного колеса.

4. Продольный наклон оси поворота, обозначаемый в англоязычной литературе как «Caster». Этот параметр также указывает на угол, который образуется между условной вертикальной линией, проходящей через цент колеса и проекцией линии, которая проходит через центры шаровых опор на параллельную относительно продольной оси автомобиля плоскость. В данном случае также очень важно, чтобы разность этого параметра между двумя колесами одной оси не превышала 30°.

К сожалению, но знание параметров еще не обеспечивает того, что Вы сами сможете их измерять. Но и здесь мы не собираемся оставлять Вас наедине с проблемой, а подробно расскажем обо всем в следующих разделах.

2. Как отрегулировать развал схождение своими руками: с чего начать и какие инструменты необходимо подготовить?

Вообще, следует выделить несколько вариантов, благодаря которым можно произвести самостоятельную диагностику и последующее регулирование развала схождения. Самый простой и распространенный среди водителей – это применение обычного лазерного указателя. Однако, если сравнивать этот метод с использованием телескопической линейки – он является более затратным в аспекте того количества приспособлений, которые необходимо будет использовать в дополнение к лазеру. В частности, Вам понадобиться большое количество экранов для отражения и измерения необходимых углов.

Именно по этой причине мы остаемся приверженцами процесса регулирования развала схождения автомобиля с использованием отвеса и упомянутой телескопической линейки. Конечно, просим извинить нас за старину, однако мы гарантируем надежность такого измерения, которая была подтверждена многими водителями. Обратим Ваше внимание на некоторые нюансы, благодаря которым обеспечивается не только комфорт и безопасность передвижения на автомобиле, но и возможность получить точные данные относительно необходимого для нас развала схождения:

1. Покрышки на те колеса, которые располагаются на одной оси, обязательно должны быть идентичными друг другу в отношении размеров, типа и модели. Ведь если одно колесо будет иметь более большой диаметр, чем второе, машина будет неестественно приподнята в одну сторону, что сильно отразится на всех параметрах развала схождения.

2. Колесные диски также должны быть абсолютно одинаковыми. Только в этом случае данное правило применяется не только к колесам одной оси, а ко всем четырем колесам автомобиля. Стоит учитывать такие параметры как , его ширина, а также посадочный размер. Желательно, хотя не всегда возможно, чтобы диски были штатными , поскольку не всем водителям удается удачно подобрать диск к колесу.

3. Перед тем, как приступать к регулировке развала, необходимо определить положение руля в прямолинейном движении, а также подсчитать количество оборотов, которое необходимо сделать при повороте вправо и влево (пока колеса не будут вывернуты до упора).

4. Стоит также убедиться, что все детали и составляющие элементы автомобильной находятся в исправном состоянии. В первую очередь это касается амортизаторов, а также отсутствие люфта в рулевом управлении, шаровых опорах колес, тяги и рычаги должны находиться не только в полной исправности, но и не иметь механических повреждений.

5. Необходимо проверить давление в колесах и довести его до показателя, который рекомендуется производителем.

Конечно же, Вы можете и не доводить все вышеперечисленные критерии до идеального состояния, но при этом Вы должны понимать, что это будет отражаться на полученных в результате диагностики развала результатах. В любом случае, выбор всегда остается только за Вами.

Теперь же стоит ознакомиться с перечнем материалов и оборудования, которое понадобиться нас для осуществления регулировки развала своими силами. В первую очередь для проведения данной процедуры Вам понадобиться ровная площадка и смотровая ямы (без нее можно и обойтись, но все же ее наличие также желательно). Также, Вам потребуется иметь под рукой:

- набор штатных инструментов водителя, состоящий из гаечных ключей разных размеров;

Мел, с помощью которого можно будет сделать отметки для более точного и удобного измерения углов;

Шнур-овес, при помощи которого будут обозначаться нужные нам углы;

Обычная школьная линейка, желательно как можно длиннее;

Телескопическая линейка.

Когда все подготовлено и проверено, остается только выбрать солнечный день и приступать к непосредственной процессу регулировки развала схождения. Подробное описание процесса регулировки угла развала колес, и угла их схождения в виде последовательных этапов мы изложим для Вас далее.

3. Осуществляем регулировку угла развала колес

Ну что же, давайте ознакомимся с этапами, которые обязательно необходимо выполнять по порядку:

1. Выставляем передние колеса в режиме прямолинейного движения. Для этого можно даже немного проехаться и остановить автомобиль для его дальнейшей диагностики.

2. При помощи мела делаем отметки на колесе по его диаметру. Отметки обязательно оставляем снизу и сверху колеса.

3. Прикладываем отвес к крылу автомобиля и замеряем, какое расстояние разделяет шнур и обод колеса.

4. Теперь прокатываем автомобиль немного вперед, чтобы наши колеса провернулись ровно на 90° (то есть, если бы между нашими отметками была проведена линия, после проворачивания колес эта линия должна находиться параллельно дороге). Проводим аналогичные измерения. Все это необходимо нам для того, чтобы получить чистоту всех дальнейших измерений – все полученные результаты должны совпадать, что в свою очередь засвидетельствует для нас ровные параметры колес и крыла. Разница между величинами может составлять +/- 3 мм.

5. Теперь наступает время для непосредственно выполнения регулировки. Производим демонтаж колеса, отпускаем болты крепления стойки амортизатора, которые крепят это устройство к поворотному кулаку. Сдвигаем поворотный кулак на расстояние, полученное в результате измерения – внутрь или же наружу.

По сути, угол развала теперь отрегулирован. Нам остается в обратном порядке установить все детали и колесо на место и провести повторные замеры. Это позволит нам узнать, насколько эффективной и качественной была проведенная нами регулировка и не стала ли разница между развалами обоих колес еще больше. Отметим, что для автомобилей с передним приводом допустимой нормой угла развала передних колес является промежуток от -1 до +1мм, а для заднепрриводных - +1/+3мм.

4. Регулировка угла схождения колес: в чем заключаются особенности и основные правила?

Если говорить об этом процессе, то все основные принципы регулировки и требования к состоянии автомобиля и его систем остаются теми же, что и при проведении регулировки угла развала. Все материалы и оборудование также остаются прежними, вплоть до мела и отвеса. Не забываем также и о инструментах, с помощью которых будет необходимо разбирать и собирать детали автомобиля. Теперь приступаем к работам:

1. Такие же отметки, как и при проведении замеров для определения развала колес, мы делаем и сейчас, только уже на внутренней стороне покрышки. Важно, чтобы отметки вплотную подходили к колесным дискам.

2. Теперь наконец-то пришло время для нашей телескопической линейки. Устанавливаем ее концами в сделанные нами отметки на колесах. Совмещаем указатель шкалы линейки с отметкой «0» и фиксируем шкалу.

3. Очень важно во время установки линейки следить за тем, чтобы она не дотрагивалась к другим элементам автомобиля – подвеске и кузову.

4. Автомобиль необходимо немного прокатить, чтобы наша линейка немного сместилась назад. Опять же не забываем следить за тем, чтобы она не касалась кузова и подвески автомобиля.

5. Проверяем показатели на шкале нашей линейки, которые были получены в результате диагностики обоих колес одной оси. Именно относительно их и нужно осуществлять регулировку угла схождения. В том случае, если после прокручивания колес расстояние между ними стало меньше – тягу необходимо немного укоротить. Если же оно наоборот увеличилось – то тягу удлиняем. Все регулировка производится при помощи муфты.

Надеемся, наши рекомендации помогли Вам правильно и ровно «поставить» Ваши колеса и теперь Вы не будете переживать о безопасности езды. Напомним только, что подобную регулировку полезно проводить после каждой замены покрышки и тем более после замены всего колеса. Но даже если Вы и не выполняете никаких манипуляций с колесами, развал схождения может меняться в следствие интенсивной эксплуатации автомобиля и езды по не совсем ровным дорогам. Поэтому, в любом случае периодичность между регулировками не должна быть большой. Успехов Вам при проведении регулировки и при управлении Вашем «четырехколесным другом»!

Подписывайтесь на наши ленты в