Мотоцикл к 175 технические характеристики. Литерные зайцы

«Красавец» - так называли советские сорвиголовы и ценители мотоциклетной техники модель «К-175», которая стала принципиально новой и технически совершенной в далеком 1957 г. Прототипом знаменитых ковровских железных коней послужила трофейная модель немецких мотоциклов «DKW-RT-125». Это был лучший из легких мотоциклов с рабочим объемом двигателя 125 см³ времен 30-40-х годов прошлого века.

Об истории развития моделей мотоциклов «Ковровец»

Спустя год после Отечественной Войны, в 1946 году были выпущены первые модели ковровских мотоциклов с рабочим объемом мотора 125 «кубиков». Модель так и называлась - «К-125». Этот мотоцикл был фактически полной копией немецких «RT-125», которой за первый год выпуска с «дегтярёвских» конвейеров сошло 286 единиц.

Мотоцикл «Ковровец» 125-й модели был одним из лучших советских легких мотоциклов, которые выпускались вплоть до 1951 года. Затем техника была подвергнута модернизации, которая заключалась в улучшении комфорта и удобства во время езды. В период с 1951 до 1955 годов ковровские умельцы выпускали модель «К-125М».

В 1955 году руководством ЗиД (Ковровский завод имени Дегтярёва) было принято решение о выпуске принципиально новых моделей мотоциклов, которые должны были отличаться от предшественников улучшенными рабочими характеристиками. Так появилась модель «К-55». Этот мотоцикл «Ковровец» оснащался совершенно новым типом карбюратора и модернизированной системой удаления выхлопных газов, за счет чего удалось увеличить его мощность.

Переломный 57-й год

«К-55» выпускался до 1957 года, после чего появилась еще одна модель - «К-58», на которой был установлен 5-сильный двухцилиндровый мотор, а также был увеличен бензобак. К тому же производители изменили его форму, которая стала более обтекаемой, и модернизировали электрооборудование машины. Мотоцикл «Ковровец» (фото можно увидеть ниже) 58-й модели стал завершающим в модельном ряду 125-кубовых «байков», выпуск которых завершился в 1960 году.

Выпуск ковровских мотоциклов серии «К-175» был налажен в 1957 году. Это были мощные дорожные мотоциклы, которые наряду с 58-й моделью выпускались заводом до 1960 года. В дальнейшем они были заменены моделью «К-175А». Мотоцикл 175-й серии выпускался вплоть до 1965 года, а его прототипом послужила чешская модель «Ява-ЧЗ-175». В Советском Союзе ранее не выпускались мотоциклы с рабочим объемом 175 см³, поэтому появление на рынке модели «К-175» вызвало достаточно сильный ажиотаж.

Чешская «Ява» была на то время верхом совершенства инженерной мысли и технических решений, поэтому и мотоцикл «Ковровец» получился достаточно интересной машиной - красивой и мощной, с отличными ходовыми характеристиками, к тому же очень комфортной. Серию «К» замыкают модели «К-175В» и «К-175СМ», после которых в 1966 году появился мотоцикл «Восход» («Ковровец») - машина на порядок комфортнее, которая отличалась превосходными техническими характеристиками.

Характеристики модели «К-125» выпуска 1946-1951 годов

«Ковровец» 125-й серии является одноместным легким дорожным мотоциклом, который оборудован двухтактным одноцилиндровым 4.25-сильным мотором с воздушным типом охлаждения, обеспечивающим максимальную мощность 4.8 тыс. об/мин. Цилиндр мотора изготовлен из чугуна, который вместе с легкосплавной головкой монтируется на алюминиевом картере посредством шпилек. На моторе также располагается переменный электрогенератор «Г-35» и поплавковый карбюратор типа «К-30» с игольчатым типом клапана.

Трансмиссия данной модели представлена в виде трехступенчатой коробки передач с ножным типом переключения. Сцепление многодискового типа располагается в масляном картере. Трубчатая закрытая рама весит немногим более чем 5 кг, а общая масса машины составляет 84 кг, при этом вес двигателя составляет 17.5 кг. Габариты базы составляют 1245×970×675 мм. Максимальная скорость, которую способен развить этот мотоцикл, составляет 70 км/ч. Отметим, что в 1951 году была выпущена модель «К-125М», которая весила уже 88 кг. Она оснащалась передней телескопической вилкой, которая сочленялась с гидравлическим амортизатором.

Серия «К-55» и ее особенности

КБ завода велись разработки по модернизации 125-го «Ковровца», и уже в 1955 году была выпущена первая модель «К-55». Благодаря модернизации, была увеличена скоростная характеристика мотоцикла «Ковровец» до максимального значения 75 км/ч. 55-ка была оснащена карбюратором нового типа «К-55», а также задняя подвеска стала маятниковой.

До этого у 125-й модели задняя жесткая подвеска вызывала значительный дискомфорт во время езды и приводила к тому, что приходилось производить ремонт мотоцикла «Ковровец» (в основном ходовая часть). Машина укомплектовывалась однотактным 4.75-сильным двухцилиндровым мотором собственного производства с рабочим объемом 123.7 см³ с улучшенной системой охлаждения. Весит мотоцикл, как и «К-125», 84 кг. Мотоцикл «Ковровец» модели «К-55» выпускался заводом до середины 1957 года.

О «Ковровце» 58-й модели

58-й мотоцикл «Ковровец» (фото которого расположено сверху) был продолжением предыдущей 55-ки, в котором существенным изменениям подверглось электрооборудование. Здесь стал использоваться переменный генератор, что позволило отказаться от батареи, тем самым значительно упростился процесс эксплуатации машины. Также в корпус фары монтировался спидометр и замок зажигания, что стало гораздо удобней для водителя.

Максимальная скорость модели достигала 80 км/ч при общем весе мотоцикла 92 кг. Рабочий объем одноцилиндрового 5-сильного мотора остался без изменений. Однако была изменена форма топливного бака и его емкость, что позволило увеличить километраж без необходимости дозаправки. Механизм, выключающий сцепление, был также подвергнут доработке, что позволило значительно облегчить выжим. К тому же без потери мощности двигателя удалось существенно уменьшить шумность, путем установки глушителя более совершенной модели.

Модель «К-175»

Устройство двигателя мотоцикла «Ковровец» 175-й модели теперь стало короткоходным с одним цилиндром с двухтактным рабочим циклом. Объем мотора составил 173.7 см³ - до этого в СССР таких двигателей в производстве мототехники не использовали.

От своих предшественников модель стала отличаться внешне: задняя часть закрытого исполнения, на карбюраторе появился защитный кожух, цепь привода также стала защищенной, появилось удобное двухместное сиденье и совершенно новая 16-дюймовая колесная база - таким теперь стал мотоцикл «Ковровец К-175». Технические характеристики также имели существенное различие. Судите сами: 8-сильный мотор выдавал максимальную частоту 5200 об/мин и был способен разогнаться до 80 км/ч при весе 105 кг.

175-й мотоцикл «Ковровец» имеет 1270-миллиметровую базу с дорожным просветом 240 мм. Габариты модели составляют 1980×1070×760 мм. Что касается трансмиссии, то коробка осталась трехступенчатого исполнения с ножным типом переключения передач. В более поздних версиях использовался полуавтоматический выжим. Что касается электрооборудования этой машины, следует отметить, что стала использоваться система постоянного тока с применением АКБ.

Модификация «Ковровца» «К-175А»

В декабре 1959 г на свет появилась принципиально новая модель 175-ки - «К-175А» мотоцикл «Ковровец». Технические характеристики модификации «А» существенно отличались от «младших братьев». На нее была установлена четырехступенчатая коробка переключения передач с механизмом дискового типа.

Электрооборудование базировалось на использовании переменного генератора «Г-38», позволившего обходиться без аккумуляторной батареи, что особенно было значимо для жителей сельской местности, где ее обслуживание вызывало большие трудности. Ощутимую плавность ходу машины придавала передняя подвеска, представленная в виде телескопической вилки бесштокового типа.

Некоторым изменениям подверглась и конструкция воздушного фильтра, которая стала монтироваться на патрубке всасывающего действия. Масса модели «К-175А» составляет 110 кг. В сравнении со 175-й модификацией, силовые характеристики и скоростные возможности остались практически без изменений. На бензобаке модификации «А» стала красоваться новая эмблема: два повернутых друг к другу зайца - эмблема города Коврова, а снизу надпись «Ковровец».

О ковровском мотоцикле модификации «К-175Б»

Производство серии «К-175Б» было начато в 1962 году. Модель «Б» оснащалась новым карбюратором марки «К-36», благодаря которой на малых оборотах удалось достичь хорошей устойчивой работы одноцилиндрового 9.5 сильного мотора, способного выдавать максимальное количество оборотов 5.4 тысяч.

Это дало возможность поднять скоростной показатель. Теперь максимальная скорость машины достигала отметки 85 км/ч, которую можно было развить со старта за четверть минуты, что практически вдвое меньше, чем у модели «К-175А».

На мотоциклах этой серии устанавливался переменный генератор типа «Г-401», который обеспечивал более устойчивые рабочие показатели. Общий вес машины составляет 115 кг. Выпускалась модель вплоть до 1964 года.

Серия машин «К-175В»

Первые модели мотоциклов «К-175В» начали выпускать в 1963 году, которые отличались наличием цилиндра, изготовленного из чугуна, с одной выпускной трубой. Такое решение было принято инженерами завода, прежде всего, для упрощения конструкции и изменения передаточного числа, однако этого достичь не удалось.

Особых отличий у этой модели не было. Все тот же одноцилиндровый 9.5-сильный двухтактный мотор, который позволял развить максимальную скорость до 80 км/ч при весе 110 кг. Однако более поздние версии имели уже алюминиевый цилиндр с двумя трубами для выпуска отработанных газов, что позволило повысить максимальный скоростной порог до 85 км/ч. Внешне модель осталась без изменений.

Мощные ковровские мотоциклы серии «К-175СМ»

1959 год знаменит тем, что ковровские мотоциклы принимали участие в международных спортивных соревнованиях. Благодаря их совершенной конструкции и мастерству советских спортсменов, удалось неоднократно стать призерами гонок. Естественно, что серия «СМ» считается самой мощной и технически совершенной. Она имела множество отличий, в том числе и устойчивую колесную базу, благодаря которой зимняя езда на мотоцикле «Ковровец», не представляла для спортсменов особых сложностей.

Технические характеристики «К-175СМ»

Основным отличием «К-175СМ» является его мощный 12.8-сильный мотор с ходом поршня 58 мм и диаметром рабочего цилиндра 61.7 мм, которые обеспечивали развитие максимальной скорости до 100 км/ч. К тому же двигатель был способен развивать большой крутящий момент - 1.72 кг*м при максимальной мощности 5.6 тыс. об/мин. База мотоцикла составляет 1270 мм, а его габаритные показатели 1980×1070×760 мм при общем весе машины 110 кг.

Что касается коробки передач, то она выполнена четырехступенчатой с улучшенным механизмом переключения. К тому же моторная цепь двухрядного типа позволила усилить передаточный момент, передаваемый с коленвала на «первичку» коробки.

В заключение добавим, что после выхода модели ковровских мотоциклов серии "К-175В", в 1966 г "ЗиД" наладил выпуск 1-й модели мотоцикла "Восход". Многие узлы машин предыдущих версий подверглись серьезной доработке, что в итоге позволило значительно улучшить основные эксплуатационные показатели. Это было начало выпуска более комфортной и технически совершенной продукции предприятия.

Впервые мотоциклы «Ковровец» вышли на трассы многодневных международных соревнований в 1959 году. Дебют их был довольно удачным — два спортсмена из трех, стартовавших на «К-175СМ», завоевали золотые медали.

В дальнейшем конструкция этих мотоциклов претерпела большие изменения. Новый «Ковровец» для многодневок значительно отличается от своего предшественника. Расскажем о путях модернизации этой машины.

Двигатель. Трасса современных многодневных соревнований изобилует крутыми подъемами. Поэтому нужен двигатель повышенной мощности с хорошими тяговыми качествами.

Коллектив конструкторов совместно со спортсменами провел большую работу по совершенствованию двигателя «К-175СМ». По сравнению со старым модернизированный двигатель при тех же основных параметрах обладает более высокими показателями по мощности (12,8 л. с. против 11 л.с.), крутящему моменту и надежности.

При конструировании нового цилиндра особое внимание уделялось продувке. Для ее улучшения головка цилиндра выполнена по типу «жокейская шапочка». В сочетании с определенной формой продувочных каналов это дало приращение мощности до 0,8 л. с.

Техническая характеристика мотоцикла Ковровец

База — 1270 мм
Дорожный просвет — 240 мм
Сухой вес — 105 кг
Габариты:
длина — 1980 мм
ширина — 760 мм
высота — 1070 мм

Основные параметры двигателя
Рабочий объем — 173,7 см3
Диаметр цилиндра — 61,72 мм
Ход поршня — 58 мм
Степень сжатия — 8,5—9
Опережение зажигания — 4мм до ВМТ
Максимальная мощность— 12,8 л. с.
Число оборотов — 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент (М) — 1,72 кгм
Число оборотов при М = 1,72 кгм — 4200 об/мин
Свеча — А11У
Максимальная скорость не менее — 100 км/нас
Емкость топливного бака — 12,5 л

Увеличение плотности струи рабочей смеси, поступающей в цилиндр, достигнуто повышением давления продувки. Для этого диаметр маховиков сокращен с 136 до 128 мм (соответственно уменьшена кривошипная камера в картере).

Немало сделано в процессе доводки карбюраторов К-28Б. Лучшие результаты получены при диффузоре диаметром 27 мм. Опытным путем установлена длина выпускных труб — 490 мм.

Приходилось рассчитывать на то, что двигатель будет работать при высокой температуре и разряженной атмосфере, поэтому потребовалось развитое оребрение. На верхнюю часть чугунного цилиндра напрессована алюминиевая рубашка с четырьмя ребрами, площадь которых увеличена по сравнению с прежней моделью на 350 см3.

Степень сжатия — 8,5—9 — принята по результатам работы на бензине Б-70.

Новый поршень имеет три кольца, ширина которых уменьшена до 2 мм; первое кольцо отстоит от днища на 6 мм (вместо 4 мм), а сам поршень опущен на 7 мм, т. е. поршневой палец смещен на 7 мм к днищу. Этим достигнуто дополнительное уменьшение кривошипной камеры. Гладкие стопоры поршневых колец заменены нарезными.

Воздушный фильтр применен новый, с глушителем шума всасывания. Он размещен под седлом и представляет собой изогнутый раструб из стеклопластика, в который вставляется сетчатая корзинка, набитая капроновой путанкой. Корзинка сверху запирается. Корпус фильтра соединен с карбюратором резиновой муфтой. При помощи текстовинита и клея БФ-2 он изолирован от окружающей среды, благодаря чему влага, грязь и пыль непосредственно не попадают в фильтр.

Выхлопное устройство. В настоящее время глубокие броды из трасс многодневок исключены, поэтому трубы глушителя можно было расположить внизу. Это обеспечило лучшую очистку цилиндра, а значит лучшую работу двигателя. Конструкция глушителя такая же, как у дорожного «Ковровца-175». Выхлопная труба приварена к его корпусу. Это придало всей системе жесткость и уменьшило шум выхлопа. Исследования показали, что такие глушители отбирают на 0,3 л. с. мощности меньше, чем современные иностранные.

Коробка перемены передач. Дальнейшему улучшению подверглась четырехступенчатая коробка передач, в частности, механизм переключения. Шестерни обработаны дробеструйным методом. Вместо однорядной введена двухрядная моторная цепь, передающая крутящий момент с коленчатого вала на первичный вал коробки. Коленчатый вал установлен на подшипниках серии 204 со стороны звездочки и серии 303 со стороны генератора.

С повышением мощности двигателя и улучшением динамики мотоцикла увеличились нагрузки на раму, поэтому она существенно изменена и изготовлена из труб ст. 30ХГСА.

Высота рулевой колонки принята в 180 мм вместо 135. Для размещения фильтра подседельная стойка сверху убрана, а ось маятника приближена к оси звездочки на 15 мм и качается в радиально-упорных роликовых подшипниках. Конструкция этого узла очень жесткая, прочная и обеспечивает высокую устойчивость.

Описанная рама успешно прошла испытания на дорогах Крыма, Карпат и Австрийских Альп.

Передняя вилка: 1 — буферное резиновое кольцо; 2 — усилительный бугель; 3 — резиновое маcлосъемное кольцо; 4 — обратный клапан; 5 — труба гидроамортизатора; 6 — пружина вилки; 7 — упорный подшипник рулевой колонки.

Передняя вилка мотоцикла — телескопическая, штоковая, с ходом 150 мм. Ее пружины изготовлены из проволоки диаметром 4 мм (вместо 3,5 мм), жесткость их 0,46 кг/мм. Вилка хорошо амортизирует на малых и больших препятствиях. Энергия удара и вес неподрессоренных масс переднего колеса и деталей передней вилки гасятся хорошо разработанной гидравлической системой.

Сальниковое уплотнение с дополнительной фетровой прокладкой и резиновыми маслосъемными кольцами исключает пропуск смеси. Вилка имеет дополнительный усиливающий бугель из трубы. Она установлена на упорных подшипниках средней серии (вместо легкой).

Передняя подвеска в новом «К-175СМ» также изменена. Объем гидрокамеры увеличен с 60 до 90 см3, а межцентровое расстояние — с 309 до 330 мм. Ход благодаря этому доведен до 90 мм. Гидравлическая система снабжена устройством, регулирующим частоту колебаний и скорость движущихся масс. Работа гидросистемы зависит от температуры воздуха, веса водителя и дороги.

Руль изготовлен из трубы 22 X 2 (ст. 30ХГСА). Ширина его 740 мм. Концы труб приподняты и соединены усиливающей трубой. Форма и размеры руля обеспечивают хорошую посадку и удобное управление мотоциклом. На концах рычагов установлены резиновые шарики, препятствующие соскальзыванию рук и травмированию при падении. Рукоятка дросселя имеет гнездо для дублирующего троса золотника карбюратора.

Задняя подвеска имеет новый маятниковый рычаг из труб размером 32 X 2 (ст. 30ХГСА). Наконечники его выполнены из листа толщиной 7 мм и согнуты в месте приварки к перьям вилки. Маятниковый рычаг удлинен с таким расчетом, чтобы можно было применить шины размером 3,5X19".

Колеса также претерпели большие конструктивные изменения. Монтаж и демонтаж шин вызывали раньше большие затруднения, обод при сильных ударах деформировался. Теперь обод сделан более глубоким.

Ступица колеса — сборная, с большими фланцами и спицами диаметром 3,5 мм. Она соединена с ведомой звездочкой заднего колеса через резиновую муфту, это улучшило условия работы цепи и всех передающих силовых узлов.

Тормозные барабаны сделаны диаметром 150 мм. В барабан переднего колеса запрессована чугунная гильза. Это повышает эффективность тормозов. Накладки, изготовленные из асбокаучуковой массы, крепятся на клее БФ-2; заклепки расположены в шахматном порядке. В тормозном барабане сделана кольцевая выточка, куда входит кольцевой выступ основания тормозных колодок. Это исключает попадание в них влаги. Войлочное кольцо размещено между тормозным барабаном и фланцем ступицы.

Сцепление колес с дорогой, устойчивость их при прохождении грязных и песчаных участков, косых спусков и виражей, а также при движении на твердых и прямых участках во многом зависят от профиля шин и качества резины. На мотоцикле «Ковровец-175СМ» применяются показанные на фото шины моделей Л-85А, Л-131 и чешские «Вачим-59». Привод спидометра перенесен с заднего колеса на переднее.

Седло изготовлено из латекса. Оно уширено и удлинено. Форма и размеры его дают водителю возможность свободно менять положение в зависимости от характера дороги.

Электрооборудование . Схема его была разработана и испытана в пяти вариантах. В конечном счете принята схема батарейного зажигания с генератором постоянного тока Г-36М и аккумуляторной батареей, применяемая на спортивных мотоциклах ИЖ. Это сделано в целях унификации.

В головке устанавливаются две свечи, а на раме — две катушки зажигания. Они работают попарно. В случае отказа одной из них или бобины переключением тумблера вводят в работу другую.

Специальное оборудование. Мотоцикл оборудован контрольными приборами СП-15 и часами. На топливный бак крепится инструментальная сумка, имеющая сверху планшетку. Предусмотрены два боковых инструментальных ящика. С правой стороны на раме имеется капельница для смазки цепи задней передачи во время движения.

Соскальзывание цепи с зубчатки заднего колеса предотвращается специальной направляющей.

Мотоциклы «Ковровец-175СМ» последней модели участвовали в международных соревнованиях прошлого сезона и показали хорошие результаты. В настоящее время ведутся работы по повышению мощности двигателя, снижению веса машины и дальнейшему совершенствованию ее эксплуатационных качеств.

«Ковровцы» для международных соревнований положат начало производству новых серийных спортивных мотоциклов для многодневок.

Д. КАБАЕВ, ведущий инженер-конструктор.

Хай! В одной из публикаций Все о мото уже рассказывалось про завод мотоциклов Ковровец и Восход. Сейчас же мы хотим обратить ваше внимание на одну из наиболее известных серий двухколесных от этого производителя. Фото прилагаются.

Мото К-175 из Коврова

Купить б/у вариант данного байка с каждым годом все сложнее и сложнее. Производился он ведь давным-давно. Первый двухколесный вышеуказанной линейки сошел с конвейера еще в далеком 1957 году. После 1965-го этот железный конь массово уже не выпускался.

Что же выделяет данный мотоцикл от завода имени Дегтярёва? Для начала нужно обратить внимание на его простенький короткоходный двухтактный мотор, обустроенный лишь одним небольшим цилиндром. Кубатура у данного силового агрегата была весьма скромной - почти 174 см³. С такой техникой хозяйство не поднимешь. Зато поселковым и деревенским жителям в перемещении на большие расстояния пользы от него было немало. Да и цена Ковровца К-175 была довольно-таки доступной.

Важной особенностью этого стального скакуна является наличие капотированного пенала и защитного кожуха вокруг карбюратора. В то время не каждый советский двухколесный обладал такой практичным и эстетичным дополнением. Среди особенностей мото К-175 Ковровец, купить который на сегодня можно в нескольких вариациях, и наличие легких 16-дюймовых колес.

Технические характеристики мотоцикла Ковровца К-175

Невысокая максимальная мощность движка этого мото (8 лошадок) достигается при 5200 оборотов в минуту. Это позволяет стальному скакуну набрать максимальную рекомендованную скорость в 80 километров в час при существенном весе в 105 килограмм. Выделялся этот байк от завода им. Дегтярева наличием защиты цепной передачи. Ее область полностью закрыта от дорожной пыли, грязи и песка. Интересно, что данный железный конь рассчитан, как на одиночные путешествия, так и на езду вдвоем. Все же, его двухместное седло не столь и просторно. Некоторые мото линейки обустроены механизмом полуавтоматического включения/выключения сцепления.

Некоторые запчасти для Ковровец, хоть в Брянске или в Чернигове, хоть в Минске или в Питере, найти в наше время непросто. Дело в том, что многие мотоциклы К 175 производились с самыми разными модификациями. Тем не менее, большинство этих железных коней обладают трёхступенчатой коробкой передач и простой задней подвеской. Система электропитания этих двухколесных располагает АКБ (аккумулятором).

Среди технических характеристик мото из Коврова много достойных внимания позиций. Байк обладает высокоэффективной, как для своего времени, системой отвода выхлопных газов из камеры сгорания. Она представлена парой глушителей. Цилиндр двухколесного выполнен при использовании чугуна в качестве основного материала.

"К 175" первых лет выпуска обладал гораздо меньшей массой, чем выпущенные с конвейера завода имени Дегтярёва байки 1962-1964 гг. С начала шестидесятых прошлого века представители вышеуказанной серии получали дополнительную букву в качестве приставки к названию. Например, "К-175Б" . Модифицированные двухколесные из Коврова получали другие карбюраторы, что позволяло увеличивать показатель максимальной скорости.

Изменения коснулись и цилиндра Ковровцев, фото которых вы увидите в данной статье. Производитель начал заменять чугунные варианты на их аналоги, созданные из алюминиевого сплава. Такие действия позволили существенно увеличить мощность байка.

Любопытно, что мото завод города Коврова выпускал и спортивные мотоциклы К 175. Эти железные кони использовались в различных соревнованиях. Они располагали форсированным одноцилиндровым мотором, обновленным механизмом сцепления, а также более прочной цепной передачей. Усиление коснулось и рамы двухколесного спортивного Ковровца. Многие ее части становились сверх-прочными.

юодпамдодеярамсю МОТОЦИКЛД то — легкая дорожная машина с.* двигателем мощностью 5,5 л. с. Ее вполне можно поднять до 6—6,5 л. с. и даже выше. Прежде всего для этой цели нужно запастись инструментом: набором напильников, надфилей, наждачной бумагой. Снятый двигатель тщательно промывают в керосине, очищают глушитель и выпускную трубу от нагара. Теперь можно приступить к форсировке. Но сначала нужно снять развертку цилиндра. Для этого смазывают зеркало цилиндра тонким слоем масла, вырезают лист бумаги размером 118 X 162 и, вставив свернутую бумагу в цилиндр, продавливают контуры окон. Теперь полученную развертку нужно сравнить с разверткой, приведенной на рисунке (предварительно вычерченной в масштабе 1: 1), и станет ясно, насколько необходимо опилить то или иное окно. Вертикальные сверления продувочных каналов цилиндра опиливают по контуру каналов картера до полного совпадения. Вполне понятно, что переход от одного сечения канала к другому должен быть как можно плавнее, а поверхности каналов — очищены от неровностей и заполированы. Кромки окон цилиндра следует скруглить радиусом 0,3—0,5 мм, Теперь можно браться за торец головки цилиндра. Его нужно опилить так, чтобы высота сферы была равнаЖЯП/ра№ЯЯ*ЗПЯЛ11№Ж&&Ш1ЯМ -1 03"-«*--^=«лл,и,.<лг^.Лг,16,5 мм. Это соответствует степени сжатия 8,5. Сняв фаску под углом 30 градусов, мы получим диаметр сферыс фаской, р авный 53,5 мм. Сферу головки цилиндров и поршень тоже надо тщательно заполировать. Собрав вновь двигатель, приступают к его регулировке. Для этого устанавливают опережение зажигания 3,5—3,7 мм до в. м. т. (при зазоре в прерывателе 0.4 мм), прогревают его на средних оборотах, з акрывая рукой половину щели воздухофильтра. Если обороты вала двигателя увеличиваются — значит, смесь обедненная, если резко падают — смесь обогащенная, если падают медленно — смесь нормальная. Если же обороты не изменяются, следует искать подсос воздуха в соединении карбюратора с фильтром или цилиндром, в прокладках, сальниках и др. Изменяя положение дроссельной иглы или меняя жиклеры, можно добиться нормальной смеси. Категорически запрещается разгонять двигатель без нагрузки до максимальных оборотов, т аккакчерез 25—40 секунд подшипник нижней головки шатуна выйдет из строя. , Для проверки регулировки в дорожных условиях на ровном участке разгоняют мотоцикл на всех передачах до максимальной скорости, добиваясь нормальной рабочей смеси. Смесь нормальная, если разгон на пер-Развертка цилиндра двигателя М-103 повышенной мощности. Пунктиром обозначены контуры окон серийно выпускаемого цилиндра. вой передаче быстрый ик концу его двигатель начинает работать «через такт»; на второй передаче разгон нормальный, иногда в самом конце его двигатель начинает работать «через такт»: разгон на третьей передаче нормальный, двигатель работает нормально, не «поет» и не работает «через такт»; при этом развивается максимальная скорость. Чтобы отрегулировать карбюратор в дорожных условиях, надо наклонить его или поднять (а если нужно — опустить! дроссельную иглу. Не следует снимать контактно-масляный фильтр или удалять решетки глушителя: заметного увеличения мощности это не дает. РУБЕЛЬ, инженерг. Минск«КОВРОВЕЦ-175» ".4SS*»hieMV^SfU^SH»9№iKtMK,хода, обогащение смеси достигается завинчиванием регулировочного винта. обеднение — отвинчиванием. У К-36 это делается при помощи двух винтов — установочного, регулирующего степень подъема дросселя, и винта, регулирующего количество смеси. Самая трудная и кропотливая часть работы — подбор главного жиклера. Дать какие-либо определенные рекомендации очень трудно, многое зависит от индивидуальных особенностей двигателя. Двигатель «Ковровца-175» р азных моделей после доводки может развить мощность до 11 л. с. при 52005400 об/мин. Чугунный однопатрубный цилиндр мотоцикла «Ковровец-175В», установленный в картер спортивного мотоцикла «Ковровец-175СК>, с добавлением алюминиевой насадки, выполненной по рис. 3, дает мощность 11 л. с. без изменения фаз газораспределения, но при степени сжатия 7,0—7,5. Насадка выточена из алюминия. Продувочные каналы ее выфрезерованы до совпадения с продувочными каналами цилиндра и картера. Обработать каналы надо до седьмого класса чистоты. Насадку нагревают газовой горелкой и надевают на цилиндр. Место стыка предварительно промазывают бакелитовым лаком или клеем БФ-2 — это обеспечивает герметичность каналов. Впускное окно фрезеруют по месту или до запрессовки. Особое внимание следует обратить на совпадение продувочных каналов и впускного окна, если оно было выфрезеровано до запрессовки. При повышении мощности двигателя сцеплению передается повышенная нагрузка. Поэтому необходимо в существующем сцеплении добавить по одному пластмассовому и металлическому диску или завернуть все нажимные пружины на один оборот, а выступающие витки пружины срезать заподлицо с ведущим барабаном сцепления. X. МИРОПОЛЬСКИИ, В. УТКИН, инженеры Рис. 1. Комплект инструментов для форсировки мотоцикла К-175: а — приспособления для наворачивания наждачных полотен: б — стальные шарошки; в — ш арошкас шлифовальным камнем; г — напильник плоский, круглый; д — шаберы; е — напильники круглые и квадратные. Р ис 2. Р азвертка цилиндра «Ковровца-175». Пунктирными линиями обозначены каналы до форсировки, сплошными — после форсировки. Р ис. 3. Алюминиевая насадка.л я двигателя «Ковровца-175» при работе на бензине А-66 степень сжатия должна быть не выше 7,5, на бензине А-72, А-74, В-70 она может быть поднята до 8,5. Но при этом желательно применять масла МС н МК. Набор инструментов, необходимых для форсировки, показан на рис. 1. Повышают степень сжатия, подрезая головку цилиндра. Это нужно сделать так, чтобы чистота поверхности была не ниже шестого класса. Размер, на который нужно подрезать головку, определяют опытным путем. Камеру сгорания следует тщательно отполировать мелкой шкуркой — это уменьшит нагарообразование и улучшит продувку. Для создания хорошей герметичности посадочную поверхность головки и цилиндра тщательно притирают с пастой. Соединяют их без прокладки — для улучшения отвода тепла. Определяют степень сжатия на полностью собранном двигателе. заливая масло из мензурки. Объем заливаемой смеси при степени сжатия 7.5 должен составлять 27 см", при 825 см», а при 8,5 — 23.5 смз. Для облегчения поршня желательно срезать внизу базовый поясок. Если отполировать днище поршня, теплонапряженность его уменьшится. Кольца вканавках должны сидеть с зазором по высоте 0,05—0,07 мм. Р азмеры окон подгоняют по развертке, показанной иа рис. 2. Большие слои металла на гильзе цилиндра очень хорошо и быстро снимаются шарошками при помощи пневмопистолета или электродрели, а если их нет — полудрачевым личным напильником. Во всех случаях окна шлифуют наждачным полотном. Каналы в алюминиевой рубашке цилиндра припиливают к окнам напильниками, шаберами, наждачными полотнами и обрабатывают до получения ровной поверхности седьмого класса чистоты. Каких-либо несовпадений каналов рубашки цилиндра с окнами не должно быть. Продувочные каналы не увеличивают, но припиливают по шаблону к каналам в картере и шлифуют. Несовпадение каналов картерау цилиндра должно быть в пределах 0,1—0,2 мм. На рис. 2 пунктирными линиями условно обозначены каналы до форсировки, сплошными — к аналы после форсировки, а также каналы, не меняющие формы после форсировки. Когда все работы по доводке двигателя завершены, детали промывают в керосине. Последний этап — регулировка карбюратора. На холостом ходу качество смеси регулируется у карбюратора К-55В регулировочным винтом холостого»V4V5Macr.:ttrA*.nrcil%^:»A4VbT-»iW:V«"ii4?^^^Д