Что такое тормозной суппорт и для чего он нужен? Суппорт тормозной передний

Тормозной суппорт - одна из важнейших деталей тормозной системы автомобиля. От исправности тормозных суппортов зависит жизнь находящихся в автомобиле людей. Кроме того, тормозной суппорт - наиболее "динамично развивающаяся" часть тормозной системы. Это обусловлено жесткой конкуренцией между производителями автомобилей, старающихся привлечь потенциальных покупателей, в том числе, и за счет увеличения максимальной скорости.

История применения дисковых тормозных механизмов

Считается, что первую модель разработал англичанин Фредерик Ланчестер приблизительно в 1890 году. В его схеме впервые был использован суппорт, сжимающий . Однако в то время еще не существовало материалов для массового производства дисковых тормозов, и о конструкции благополучно забыли. Популярностью дисковых тормозов мир обязан авиационной промышленности. Во время Второй мировой войны их устанавливали на шасси боевых самолетов. В начале пятидесятых дисковые тормоза стали активно применять на спортивных автомобилях, а через некоторое время начали устанавливать и на серийные модели. Впервые дисковые тормоза в штатной модификации были установлены на передней оси .

Устройство, принцип работы и виды тормозных суппортов. Плюсы и минусы.

В процессе эволюции дисковых тормозов выявились две отдельные "ветви" развития - тормозные суппорты фиксированной конструкции и с так называемой "плавающей скобой". Тормозной суппорт фиксированной конструкции Фиксированные суппорта хронологически появились раньше, чем тормозные механизмы с плавающей скобой. Суппорт фиксированного типа состоит из металлического корпуса и расположенных симметрично с двух сторон от тормозного диска рабочих цилиндров. Корпус жестко закреплен или задней подвески. При нажатии на тормоз колодки прижимаются к диску одновременно с двух сторон. В разведенном состоянии колодки удерживаются на месте пружинами особой формы. Для обеспечения одновременного срабатывания поршней тормозная жидкость подается при помощи разветвленной системой трубок одновременно во все цилиндры. За счет того, что в механизме используется несколько цилиндров, фиксированные тормоза обладают большой эффективностью. Их ставят на автомобили, обладающие большой массой (например W463) или . Устройства такого типа производят специализированные компании по производству спортивных запчастей, такие как Brembo.Тормозной суппорт с плавающей скобой Тормозные механизмы этого типа отличаются от фиксированных тем, что на одной стороне колодка постоянно находится на одном месте. Суппорт с плавающей скобой состоит из кронштейна и корпуса цилиндра, закрепленного с внутренней стороны колеса. В корпусе цилиндра установлен один (реже два) поршень. При торможении поршень надавливает на вторую колодку, находящуюся перед ним. Таким образом, сначала начинает двигаться колодка, а когда она прижимается к плоскости диска, плавающая скоба суппорта начинает перемещаться навстречу поршню по направляющим пальцам, в результате чего к прижимается вторая, внешняя колодка.Механизм этого типа проще, дешевле в производстве и обладает небольшим размером. Тормоза этого типа получили распространение на недорогих автомобилях , оснащенных штатными дисками малого диаметра.

Вопросы эксплуатации и модернизация тормозных суппортов

Автолюбителю, следящему за автомобилем самостоятельно, важно знать автомобиля.1. Необходимо хотя бы раз в месяц осматривать элементы тормозной системы, в том числе и тормозные суппорты, на предмет подтекания тормозной жидкости. При осмотре тормозных суппортов следует обратить внимание на пыльник поршня рабочего цилиндра и место соединения шланга с суппортом. При обнаружении следов подтеков срочно найти их причину и устранить ее.2. Не реже чем раз в два года эксплуатации автомобиля полностью менять тормозную жидкость в системе. Так как она обладает таким свойством как гигроскопичность - способность впитывать влагу из воздуха. Наличие воды в составе т , это, во-первых - ватные и непослушные тормоза, во-вторых – не откручивающиеся соединения трубок и шлангов тормозной системы - из-за появления следов коррозии. Следствием несвоевременной замены тормозной жидкости может стать закисание поршня в рабочем тормозном цилиндре. Для устранения этой неисправности цилиндр придется заменить.3. Все современные тормозные колодки оборудованы сигнализаторами износа. При замене колодок нужно обратить внимание на равномерность их износа. Если износ неравномерный – то, скорее всего, закисли направляющие пальцы плавающей скобы. Для устранения неисправности необходимо заменить смазку и разработать направляющую втулку.

Модернизация

Замена тормозных суппортов на более производительные - естественное продолжение тюнинга автомобиля, если первым этапом стало . Для усиления тормозной системы автомобиля штатные суппорта обычно заменяют на суппорты с большим количеством рабочих цилиндров или на суппорты с большим диаметром рабочего цилиндра. Такие вмешательства, как правило, происходят в паре с заменой тормозных дисков на диски большего диаметра и с усовершенствованной вентиляцией. Тормозные суппорты с 4-12 поршневым механизмом создают намного большее прижимное усилие, которое равномерно и оптимально распределяется по площади колодки. При этом с 8-12 поршневыми суппортами требуется уже четыре колодки на суппорт. После замены суппортов необходимо проверять эффективность системы на специальном диагностическом стенде.

Стали все активнее приходить дисковые системы, производителям пришлось искать решение одной очень актуальной проблемы. Дело в том, что в дисковых необходимо обеспечивать не расширение колодок, а наоборот - их сжатие. Следовательно, традиционная конструктивная схема оказалась непригодной. Впрочем, решение было найдено достаточно быстро. Первое эффективное устройство, получившее название "тормозной суппорт задний", появилось на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия. Как работает оно и в чем особенности его обслуживания и ремонта?

Принципиальная схема заднего тормозного суппорта автомобиля

Планомерное развитие технологий производства дисковых машины привело к тому, что на сегодняшний день суппорт тормозной задний может иметь две различные принципиальные конструктивные схемы:

  • фиксированную;
  • конструкцию так называемой «плавающей скобы».

Назначение обеих схем идентично. Они позволяют превратить тормозной суппорт задний в активный элемент, осуществляющий прижатие колодок к колесному диску. Но каждая из конструкций обладает своими особенностями.

Фиксированная конструкция тормозного суппорта

Такой суппорт состоит из металлического центрального блока, закрепленного на специальном и рабочих цилиндров с поршнями, симметрично размещенных с обеих сторон тормозного диска. В нерабочем состоянии колодки при помощи пружин удерживаются в параллельном диску состоянии на некотором удалении от него. При нажатии на педаль поступающая одновременно по сложной системе шлангов, приводит в действие поршни, которые и сжимают колодки.

Такая конструктивная схема считается наиболее эффективной для дисковых систем и с успехом применяется на автомобилях с высокими показателями мощности двигателя. Именно такой тормозной суппорт задний устанавливается на большинство внедорожников, автомобилей представительского класса и спортивных машин.

Механизм с плавающей скобой

Принципиальное конструктивное отличие такой системы от традиционного заключается в том, что одна из колодок всегда находится в статичном положении. Процесс торможения осуществляется следующим образом:

  • при нажатии на педаль жидкость оказывает давление на поршень тормозного цилиндра;
  • благодаря свободному ходу скобы поршень суппорта тормозного заднего выходит из корпуса цилиндра и давит на вторую тормозную колодку;
  • продолжая свое движение по специальным направляющим, скоба прижимает к диску и вторую тормозную колодку.

Такая схема достаточно часто применяется в различных марках легковых автомобилей.

В частности, задний тормозной суппорт («Опель» не исключение) чаще всего имеет именно «плавающую» конструктивную схему.

Важность исправного состояния суппорта

Само собой разумеется, что безотказная работа данной системы автомобиля напрямую влияет на безопасность владельца машины, пассажиров и других участников движения. Соответственно, состояние этих элементов требует повышенного внимания к себе. При первых же признаках неполадок в работе суппортов необходимо незамедлительно обращаться к высококвалифицированным специалистам автосервиса или станции технического обслуживания!

Наиболее характерные неисправности

Самыми распространенными видами неисправностей, которым подвержен суппорт тормозной задний, являются следующие:

  • Закисание и коррозия поршня. В результате давление тормозной жидкости при нажатии педали тормоза недостаточно для того, чтобы привести поршень в движение.
  • Протекание уплотнительных манжет. Это приводит к недостаточно эффективному прижиманию колодок. Кроме того, в систему может попасть воздух, что приведет к недостаточно корректному торможению всех колес автомобиля.
  • Выход из строя пыльника. В этом случае между поршнем и цилиндром скапливается пыль и грязь, что приводит к затрудненному ходу поршня, а также к потерям жидкости.
  • Повреждение подвижной скобы или ее недостаточная затяжка. Одна из наиболее опасных поломок. Если, к примеру, суппорт тормозной задний правый получает повреждение скобы, то при резком торможении она может попросту отвалиться. Жидкость моментально выльется наружу, что неизбежно приведет к отказу системы и на остальных колесах.

Таким образом, тщательный контроль корректной работы суппортов диктуется элементарными соображениями здравого смысла, собственной безопасности и инстинктом самосохранения.


Профессиональная диагностика

Наиболее эффективным способом избежать проблем, перечисленных выше, является профессиональная диагностика, производимая высококвалифицированными специалистами с использованием специализированного инструмента и оборудования. Процесс диагностики включает в себя, как правило, два этапа работ:

  • Проверка эффективности работы тормоза каждого колеса. Она проводится на специальном компьютерном стенде под присмотром квалифицированных экспертов.
  • Визуальный осмотр суппортов. Эта операция предусматривает необходимость снятия задних колес. Проверяется состояние скоб, корпуса, цилиндров и пыльников. При обнаружении повреждений детали подлежат немедленной замене.


Самостоятельная диагностика

При невозможности проведения профессиональной диагностики суппорт тормозной задний (левый или правый - не суть важно) можно проверить и самостоятельно. Правда, результаты такого мероприятия могут оказаться приблизительными, а значит, вы не выявите проблемы своевременно.

Тем не менее проверка исправности работы тормозной системы задних колес осуществляется следующим образом:

  • выбирается ровный участок дороги с хорошим покрытием и с минимально возможной интенсивностью движения;
  • машина разгоняется до скорости 30 км/ч;
  • при достижении указанной скорости выжимается сцепление (или включается нейтральный режим на АКПП), и резко вдавливается в пол педаль тормоза.

Если машина сохраняет курсовую устойчивость, то система в порядке. Если же ее начинает заносить, то это зачастую свидетельствует о неисправности суппорта. Определить, с какой именно стороны тормозной суппорт задний неисправен, достаточно легко. Машину всегда «уводит» в противоположном направлении.


Ремонт и замена

Как и диагностические работы, так и ремонт тормозных суппортов настоятельно рекомендуется поручать высококвалифицированным специалистам. Помимо того, что они владеют всеми необходимыми глубокими теоретическими знаниями и богатым практическим опытом, в их распоряжении еще и широкий арсенал специализированного инструмента и оборудования.

Как правило, ремонт заднего тормозного ступора включает в себя замену пыльников и манжет, добавление тормозной жидкости и усиление крепления всех элементов конструкции. Но это - так называемый текущий ремонт, с которым может справиться и сам автолюбитель. А вот трещины на скобе или на корпусе рабочего цилиндра, повреждения направляющих, деформация поршней требуют вмешательства специалистов.

В зависимости от производителя и модели автомобиля, ремонт суппортов дисковой тормозной системы задних колес может иметь различия и определенные нюансы, о которых следует помнить. Так, например, суппорт тормозной задний «Лачетти» и по своей конструкции, и по принципиальной схеме, и по расположению деталей существенно отличается от аналогичного агрегата, установленного, скажем, на автомобиле Toyota Land Cruiser. А поскольку исправная и безотказная работа данной системы является жизненно важным фактором для любого транспортного средства, обслуживание и ремонт заднего тормозного суппорта требуют высокой степени подготовки и соответствующей квалификации.


Демонтаж и замена детали своими руками

Впрочем, при острой необходимости замену заднего тормозного суппорта можно произвести и собственными силами. Для этого необходимо будет выполнить следующие действия:

  • под передние колеса нужно установить противооткатные упоры строительный кирпич или другие предметы);
  • после чего при помощи домкрата следует приподнять заднюю часть автомобиля;
  • в целях безопасности под заднюю часть автомобиля нужно будет подставить упоры;
  • после чего можно демонтировать соответствующее колесо;
  • далее отсоединяем привод (если он есть);
  • снимаем защитные колпачки с направляющих;
  • открутив направляющие при помощи шестигранника, осторожно снимаем суппорт.

Важный момент. При необходимости полного снятия детали наверняка потребуется отсоединить тормозной шланг. Для того чтобы предотвратить утечку жидкости, следует иметь под рукой кусок резины, целлофана или плотной тряпки, которыми затыкается отверстие шланга. Нельзя забывать и о необходимости подключения его после установки нового элемента. Иначе система работать не будет.


Периодичность профилактики и ремонта

Современный тормозной суппорт представляет собой достаточно прочное и надежное устройство, выходящее из строя и получающее серьезные повреждения сравнительно редко. Тем не менее в целях безопасности диагностику этого важнейшего агрегата рекомендуется проводить не реже, чем раз в 6 месяцев. И лучше всего доверять работы подобного типа квалифицированным специалистам. Это, конечно, повлечет определенные финансовые затраты, но взамен гарантирует безопасность и даже может сохранить человеческие жизни!

Итак, мы выяснили, как устроен тормозной суппорт автомобиля и каким образом его можно продиагностировать самостоятельно. Успехов!

Профилактика работы и ремонт тормозных суппортов. Автомобильная тормозная система состоит из нескольких элементов, каждый из них выполняет определенную функцию. Суппорт один из важнейших элементов в тормозной системе, он во время торможения прижимает колодки к диску, от его состояния зависит насколько быстро остановится машина.

Работа суппорта.

При торможении, когда нажимаем на педаль, увеличивается давление в тормозной магистрали, это давление передается на поршни суппортов. Они подводят колодки к диску и зажимают диск с обеих сторон. Соответственно происходит трение, вращение замедляется, превращая энергию движения в тепловую энергию, нагревает суппорт и колодки. Именно поэтому суппорты должны быть крепкими, с хорошей теплоотдачей, чтоб не менять свою форму из-за высоких температур.

Если вы услышали появившийся при торможении скрип, это признак того, что суппорт может сломаться или износились тормозные колодки (скрипеть могут и недавно установленные колодки).




Профилактика суппортов.

Как и любые механизмы суппорты требуют профилактики, а именно:

  • разобрать и смазать;
  • проверить целостность резиновых уплотнителей (от их целостности зависит продолжительность службы суппортов);
  • проверить пыльники, чтобы не попадала грязь в цилиндры, царапающая их и поршень;
  • смазывать суппорты только специальным смазывающим материалом (продается в специализированных автомагазинах), литолом или графитовой пользоваться не стоит.


Суппорты передних тормозов – проверка и ремонт.

Перед тем, как заняться разборкой – сборкой суппорта приобретите ремкомплект, укомплектованный таким образом:

  • уплотнительные кольца;
  • пыльники для поршня;
  • пыльники для направляющих;
  • специальная смазка.

Возможно, использовать старые детали суппорта, если они не имеют повреждений.


Часть первая про то, какими бывают тормозные суппорта, чем они отличаются и как работают, поговорим про рабочий тормозной цилиндр и колодки, устроим небольшую автоугадайку и посмотрим много фотографий. Начнем с тормозного диска.

Тормозной диск



Тормозной диск с плавающим ротором Ferrari 430

Тормозной диск, выполненный из чугуна, жестко закреплен на ступице колеса, то есть вращается со скоростью колеса. Тормозные диски это то, что предстает перед нами, при снятом колесе.


Передний тормозной диск Ford Focus ST

Тормозной диск берет на себя почти всю тепловую энергию, выделяющуюся во время торможения. Поэтому его главной характеристикой является теплоемкость и теплопроводность. Последняя в свою очередь также нужна для того, чтобы быстро отдавать тепло окружающей среде - нагревать воздух. Диск должен обладать достаточной жесткостью, чтобы выдерживать давление колодок и должен переносить частые и сильные перепады температур. В гражданских автомобилях применяют диски из чугуна, который имеет очень низкий коэффициент трения, что повышает износостойкость. Казалось бы, что в тормозах коэффициент трения должен быть большим, но что все в конечном итоге упирается в коэффициент трения покрышек с асфальтом. И только там, где покрышки позволяют, имеет смысл использовать диски из керамики, карбона. Но такие диски будут заметно быстрее изнашиваться.
По конструкции различают цельные диски и вентилируемые (двойные). Цельные представляют из себя плоский цельный диск - такие обычно ставят на задние колеса бюджетных машин.


Цельный задний тормозной диск

Вентиллируемые диски это, по-сути, два цельных диска соединенные перегородками. Вентиллируемые диски гораздо лучше охлаждаются за счет воздуха, который циркулирует между дисками. На дорогих дисках перегородки спроектированы специально так, чтобы улучшить циркуляцию воздуха.


Вентиллируемый передний тормозной диск BMW

Для облегчения веса ступичную часть диска (колокол) изготавливают из более легких сплавов (алюминий), а сам ротор (рабочая поверхность) крепится болтами. Причем крепление может быть не жестким и допускать некоторое осевое смещение рабочей части диска - диски с плавающим ротором.


Составной тормозной диск Mitsubishi Evolution X

Диски с насечками помогают отводить горячие газы от трущихся поверхностей колодки и диска, и с одной стороны увеличивают площадь поверхности диска (для лучшего охлаждения), а с другой уменьшают площадь соприкосновения колодки с диском, соответственно меньше тепла выделяется в паре трения.


Вентиллируемый диск с насечками. В разрезе видно структуру перемычек, соединяющих две части диска

Перфорируемые диски имеют сквозные и глухие отверстия и способствуют лучшему охлаждению диска. Также с одной стороны они уменьшают жесткость всей конструкции, а с другой помогают диску легче переносить деформации связанные с постоянными и быстрыми нагреваниями и охлаждениями.


Тормозной диск с перфорацией Aston Martin в виде настенных часов


Сравнение разных видов дисков

Тормозной диск, а вернее его размер напрямую влияет на минимальный размер колесных дисков и косвенно на профиль резины. Чем больше требуется тормозной диск, тем больше будет колесо, ведь сам диск и суппорт должны поместиться в колесный диск и еще иметь зазор для доступа воздуха для охлаждения и не перегревать сами колеса.

Суппорт



Тормозной суппорт Brembo «Extrema» для Ferrari LaFerrari

Задача суппорта - прижимать колодки к тормозному диску с обеих сторон. На передних колесах суппорт крепится к поворотному кулаку и неподвижен относительно вращающегося тормозного диска. Колодки к диску прижимает рабочий цилиндр (от одного до шести-восьми), приводимый в действие высоким давлением тормозной жидкости. Рабочие цилиндры могут находиться как с одной стороны цилиндра, так и с обеих.


Однопоршневой плавающий суппорт BMW

В обычных машинах в суппорте находится один рабочий цилиндр, размещенный с внутренней стороны. Для гоночных машин хорошо подходят суппорта с несколькими рабочими цилиндрами (многопоршневые), но в гонках редко когда торможение происходит до полной остановки, обычно там необходимо быстро и эффективно сбросить скорость (ну, скажем, до 90 км/ч и пройти крутой поворот). Несколько рабочих цилиндров равномернее прижимают колодку к диску, и тепло распределяется равномернее. Но у таких конструкций меньше прижимной силы, из-за малого размера самих поршней и цилиндров. Один большой рабочий цилиндр развивает большее усилие, чем, например, два-три маленьких.


Однопоршневой плавающий суппорт с тормозными колодками

Распространены две конструкции - с плавающим и фиксированным суппортом. В гражданских автомобилях применяется первая. Состоит из двух частей - самого суппорта и направляющей колодок.


Колодки в направляющей (без суппорта)

Плавающий суппорт закреплен только по оси вращения тормозного диска (колеса) и может свободно перемещаться перпендикулярно ей по направляющим (пальцам), закрепленным в направляющей колодок. Это позволяет разместить один или несколько тормозных цилиндров только с одной стороны суппорта, но при этом иметь равномерное прижатие колодок к диску с двух сторон. Поршень рабочего цилиндра давит на колодку, прижимая ее к тормозному диску, при этом толкая суппорт от поршня, что приводит к прижиму колодки с противоположной стороны диска.

Двухпоршневой плавающий суппорт в сборе с направляющими и колодками

Фиксированные суппорта жестко закреплены относительно диска и имеют от двух до восьми рабочих цилиндров, расположенных с разных сторон относительно диска. Сами суппорта разрезные, либо отлиты одной частью.


Четырехпоршневой фиксированный монолитный суппорт в разрезе

Суппорт крепится к поворотному кулаку либо непосредстенно, либо через специальные скобы.


Крепление суппорта Honda Civic (фиксированный составной четырехпоршневой)

Суппорт имеет два отверстия - для подачи тормозной жидкости и для прокачки (обычно располагают сверху, чтобы воздух легче выходил).


Плавающий однопоршневой задний суппорт KIA Sorento. Стрелками отмечены входной порт и штуцер для прокачки (под резиновым колпачком)

Фиксированные суппорта могут быть составными (суппорт имеет продольный разрез и состоит из двух зеркальных половинок) и монолитными. Первые проще в изготовлении. В целом они имеют примерно одинаковую прочность, причем составным добавляют жесткость стальные болты, соединяющие две части алюминиевого суппорта. (Причем модуль упругости стали увеличивается с ростом температуры, в то время как для алюминия он падает, но для дорогих монолитных суппортов применяют особые сплавы аллюминия, которые не так сильно этому подвержены).


Монолитный фиксированный суппорт

Две половины фиксированных суппортов соедининены трубкой для подачи тормозной жидкости ко второй половине. Обычно она располагается снаружи, но может проходит каналом и внутри суппорта.


Составной шестипоршневой фиксированный суппорт. Снизу трубка для соединения двух половин

На разных машина расположение тормозных суппортов относительно диска носит, казалось бы, совершенно случайный характер. Каких только конфигураций нет (наиболее часто встречающаяся - передний суппорт смещен назад, задний - вперед, т. е. суппорта «смотрят» друг на друга). В целом, тормозной суппорт следует держать подальше от пыли, грязи и воды летящей с дороги, но это приводит к повышению центра тяжести (особенно на гоночных машинах с огромными и тяжелыми суппортами). Расположение переднего суппорта продиктовано расположением рулевой тяги и геометрией подвески. Расположением суппортов можно немного повлиять на продольную развесовку машины и длину тормозной магистрали, которая влияет на скорость срабатывания тормозов. Также следует принимать во внимание удобство обслуживания. Там где это важно, следует учитывать направления потоков воздуха для охлаждения тормозов - охлаждать ли сначала суппорт или диск.


Рабочий тормозной цилиндр



Разрез рабочего цилиндра с поршнем Chevrolet Corvette ZR1

Рабочий цилиндр представляет из себя поршень, который ходит в просверленном отверстии в суппорте. Поршень давит непосредственно на тормозную колодку под действием давления тормозной жидкости. Для уплотнения используется резиновое кольцо, вставленное в углубление в стенке поршня (суппорта). Сам поршень полый, обычно в виде стакана, часто покрыт хромом для защиты от коррозии. Для защиты от попадания в рабочий цилиндр пыли и грязи используется пыльник, фиксирующийся одной стороной на поршне, а другой на суппорте. Пыльник выполнен из жаропрочной резины.


Поршень рабочего цилиндра

В многопоршневых суппортах (6 и выше) принято использовать рабочие цилиндры разного диаметра, который увеличивается к задней части колодки/суппорта. То есть задняя часть колодки прижимается сильнее. Это позволяет добиться более равномерного износа колодки, помогая эффективнее распределять тепло. Кроме того при торможении колодка стачивается, образуя пыль, которая накапливается к задней части колодки.


Поршень рабочего цилиндра. Такая конструкция поршня позволяет меньше тепла передавать тормозной жидкости

Тормозные колодки



Колодка это металлическая пластина с нанесенным на нее фрикционным слоем, который должен быть устойчив к высоким температурам. Коэффициент трения фрикционного слоя у обычных (гражданских колодок) не превышает 0.4. Нужно учитывать что высокий коэффициент трения в паре колодка-диск приводит к визгу при торможении, из-за возникающих вибраций. Для термоизоляции тормозной колодки от поршня рабочего цилиндра и самое главное от тормозной жидкости изпользуют резиновые или медные составы, нанесенные между колодкой и поршнем. Это кроме того помогает снизить уровень вибраций и визга.


Из-за большой твердости (и хрупкости) фрикционного слоя на колодках применяют насечки. Обычно это вертикальный (один или несколько в зависимости от площади колодки) разрез по центру, который предотвращает растрескивание колодки (из-за постоянного термического расширения и сужения), а также помогает очищать трущиеся поверхности от ржавчины с тормозного диска, пыли, грязи и способствует отводу горячих газов.


Для своевременного оповещения об износе колодок на них устанавливают механический индикатор износа. Он представляет из себя тонкую металлическую пластинку, которая при износе колодки начинает касаться диска и издавать вигз при торможении.


На верхних колодках хорошо виден индикатор износа

В заключении рассмотрим пару фотографий и попробуем определить что там к чему.


Передние тормоза Ford Focus 2012


Это фотография тормозов одного из кадабровцев. Он любит играть в шашечки на МКАДе и у него очень крутые тормоза. Попробуйте отгадать авто и владельца.

Во второй части мы поговорим про тормозную магистраль, тормозную жидкость, поймем принцип работы главного тормозного цилиндра, регулятора и вакуумного усилителя тормозов. В третьей части рассмотрим конструкцию тормозных барабанов, стояночного тормоза, отличия задних суппортов и попробуем «вскрыть» блок ABS.

Если вы заметили, что автомобиль при торможении заметно уводит вправо или влево, a после отпускания педали тормоза передние колеса (колесо) остаются заблокированными, наблюдается перегрев тормозных дисков или появилось ощущение, что они деформированы – то признаки неисправности тормозного суппорта на лицо, и Вам стоит обратить пристальное внимание на суппорт дискового тормозного механизма ВАЗа . В частности, особого внимания заслуживают его поршни, цилиндры и направляющие.

Стоит учитывать, что похожие неисправности тормозного суппорта могут быть вызваны иными причинами. Вот их список:

  • Сильный износ тормозных колодок.
  • Неисправность главного тормозного цилиндра.
  • Наличие воздушных пробок в гидроприводе тормозной системы.
  • Повреждение тормозного диска.

Следовательно, для локализации неисправности необходимо для начала убедиться в том, что все остальные узлы в порядке и прокачать тормозную систему. Далее вы узнаете, как проверить направляющие суппорта.

Проверка направляющих суппорта («пальцев») Лады Калина (ВАЗ 1118)

Если после проведения этих мероприятий проблема остается, можно переходить непосредственно к диагностике суппорта . Особого внимания в данном случае заслуживают цилиндр и направляющие штыри («пальцы»), по которым перемещается суппорт при выходе поршня из цилиндра для сжатия колодок. Первым признаком плохой работы направляющих является их сильно загрязненная поверхность, препятствующая ходу суппорта. Также об этом свидетельствует неравномерный износ внутренней и внешней – он не должен превышать 5 мм.


Если вы обнаружили подобные симптомы, направляющие суппорта лучше заменить. Стоимость их в месте со всеми шайбами и пыльниками в сборе невелика и не потребует особых затрат. Операция же по их снятию и установке новых «пальцев» займет не более часа, при условии замены всех четырех направляющих. При желании (или отсутствии запчастей), можно попробовать прочистить старые направляющие.

Если осмотр показал, что направляющие в порядке, а износ колодок равномерный, внимание следует перенести на цилиндры суппорта. В первую очередь стоит осмотреть их на предмет протечек тормозной жидкости. Наличие таковых свидетельствует об износе сальников. В данном случае требуется замена суппорта в сборе, так как его ремонт в домашних условиях практически невозможен с требуемой эффективностью.

Спасибо за подписку!


Если при нажатии на педаль тормоза поршни не выходят из цилиндров или не возвращаются назад после ее отпускания, по-прежнему прижимая колодки к дискам, это свидетельствует об их закисании. В данном случае можно попробовать восстановить нормальную работу суппорта (см. статью Профилактика тормозных суппортов ) или сразу заменить суппорт с цилиндром и поршнем в сборе.

Перед проверкой работоспособности направляющих и поршней передних суппортов обязательно проверьте остальные элементы тормозной системы, неисправность которых может повлечь за собой похожие симптомы. При диагностике состояния тормозных суппортов особое внимание обращайте на состояние направляющих и поршней.