Новости компании тосол-синтез

Почти двадцать лет работаю в автосервисе. У нас регулярно обслуживаются десятки машин и такая операция как замена масла и тормозной жидкости доведена до автоматизма. Все двадцать лет я очень предвзято и с большим недоверием относился к продукции российского происхождения. В нашем сервисе, к примеру существовало негласное правило заливать и в отечественные агрегаты и в иномарки только импортную тормозную жидкость.

Отлично себя показывали жидкости марки Шелл, ATE, Мотул и ещё куча других. Большим сюрпризом для меня стало открытие действительно качественного российского продукта. Оказалось что некая компания Тосол Синтез аж с 99 года активно производит свою тормозную жидкость под маркой РосДот 4 (RosDot 4) и всё это время она проходила мимо меня.

Впервые с продукцией этой компании я столкнулся при замене пыльника поршня суппорта. У клиента возникли серьёзные проблемы с тормозной системой. Выяснилось, что все тормоза сильно поизносились и требуется ремонт. Поршень пришлось полностью выдавить и по окончании ремонта долить тормозной жидкости и прокачать тормоза. Как всегда хотел залить Шелл, но тут очень кстати новый коллега растрещался и стал нахваливать какую-то отечественную жижу. Не знаю какими силами, но тогда он меня убедил, я залил пока неизвестную жидкость с незатейливым названием Росдот.

Спустя полгода тот же самый клиент прикатил свой Лансер к нам на плановое ТО. Помня о том что я залил в его авто непроверенную тормозуху стало мне как-то совестно, решил невзначай разузнать как пошло. Он был в восторге и долго хвалил нашу работу.

Сразу следом я провел эксперимент на собственной машине. Езжу на Альмере. Машина капризная и любую химию дешевле энного количества рублей не признает и начинает то чихать, то плохо реагировать на команды. Что странно тут все прошло гладко. Больше того, прошло вот уже почти два года, а жижу я не менял до сих пор.

Свежая ещё «непочатая» банка выглядит вот так:

Продается эта жидкость в двух вариантах: либо объемом в 450, либо в 900 с чем то миллилитров. Тара очень прочная, не требуется переливать в другие емкости. У меня часто банки с химией валятся из машины, много раз их от этого рвало на части. Тут же производитель подошел основательно. Даже банка и та отличается.

С лицевой стороны обозначена дата, когда проходит срок годности продукта. Общий срок годности 5 лет. На боку канистры расположена полупрозрачная шкала по которой можно определить уровень оставшейся тормозухи

На крышке выдавлен логотип компании. Само средство отделено от внешней среды плотной мембраной. Это предотвращает ненужное его выветривание.

Сама тормозная жидкость Росдот 4 по консистенции не слишком вязкая, но и не вода. Оптимум соблюден.

Что могу сказать по ней в общем и целом:

Понравилось.

Доступность по цене. Импортные средства стоят от 800 и выше рублей за баночку с 300-400 миллилитрами жидкости пусть и высокого качества. Как показывает практика даже при полностью исправной тормозной системе расход её слишком большой и приходится менять тормозуху чуть ли не через каждые 10-20 тысяч метров. Это крайне неэкономно. Та же жидкость от Тосол Синтез стоит в среднем от 250 до 330 рублей. И хватает её куда на более долгое время.

Экономичность. Другие жидкости требуют частой замены. Тут же происходит довольно странная вещь. Проехал вот уже 45 тысяч километров после заливки тормозухи. Пока её не менял. Тормоза как были так и остались такими же. Чувствительность не упала, тормозной путь остался прежним. Не знаю сколько ещё можно будет проехать на той же жидкости, но и это уже рекорд. О том же самом говорят и клиенты.

Хорошие показатели вязкости. Тормозуха от Тосол Синтез показывает хорошую вязкость. Что я, что люди которым я заливал Росдот 4 ездят в разных условиях. Зимой и летом она устойчива к температуре от +35 до - 40. Тормозная жидкость ни замерзает, ни кипит и всегда сохраняет стабильные показатели кинематической вязкости.

Универсальность. Необычно, но Росдот 4 жидкость очень неприхотливая. Заливал её и в старые ВАЗы и в навороченные Тойоты. Везде одно и то же. Росдот полусинтетическая жидкость. Я заливал её даже в те машины, где производитель требует полностью синтетического средства (дот 5,6 и т.д.). Никакой разницы клиенты не заметили.

Негигроскопичность. Она не впитывает жидкость.

Неагрессивность. Средства вроде отечественной «Росы» или Томи беспощадно жрут детали из металла и даже резину. С точки зрения коррозии Росдот все таки более безопасен.

Не понравилось.

Особых каких-то недостатков я не заметил, да и у кого не спрашивал их не нашли. Будем смотреть дальше. Единственное что - у этой тормозухи очень едкий и резкий запах.

В общем и целом могу сказать что это достойная и доступная замена всем тормозным средствам, к тому же универсальная.

Тормозная система отвечает за безопасность водителя и пассажиров во время движения. Состоит она из большого количества компонентов и узлов. Сбалансированная работа всех компонентов системы - вот к чему нужно стремиться. Мы же с вами поговорим о том, что такое тормозная жидкость ДОТ-4, какая лучше и на что обратить внимание при выборе. А начнем мы с фундаментальных понятий.

О тормозной жидкости и её функциях в системе

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то колодки прижимаются к дискам, благодаря чему автомобиль останавливается. Во время торможения выделяется огромное количество тепла, которое нужно отвести из системы. Реализовать это можно с помощью специальной жидкости. Она должна обладать целым рядом свойств. Это:

  • низкая сжимаемость;
  • высокая температура кипения;
  • стабильная вязкость;
  • небольшой уровень абсорбации;
  • не вызывать разрушения резиновых прокладок и уплотнений.

Все эти свойства обязательны для эффективной работы тормозной системы. А так как автомобили постоянно совершенствуются, то увеличивается их мощность и масса. Соответственно, усилия для торможения должны быть высокими. Гидравлические тормоза в этом плане наиболее предпочтительны. Работают быстро и мягко, а также весьма надежны. Тормозную жидкость необходимо обновлять. Сегодня есть ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5.1.

То, что очень важно

Температура закипания - один из самых основных показателей качественной тормозной жидкости. Дело в том, что из-за тепла, отдаваемого колодками и диском в систему, обычная жидкость закипит. Это приводит к появлению пузырьков в системе и образованию воздушной пробки или полному отказу. На дороге такая ситуация с большой вероятностью может привести к аварии.

Именно поэтому производители тормозных жидкостей стараются максимально увеличить температуру закипания. Ведь это дает больше надежности. Все мы знаем, что вязкостные характеристики жидкости изменяются от её температуры. В тормозной жидкости этого происходить не должно. Давайте более подробно рассмотрим, что такое тормозная жидкость ДОТ-4, какая лучше, да и другие важные моменты.

Отличие ДОТ-3 от ДОТ-4

Тормозная жидкость ДОТ-3 постепенно выводится из эксплуатации. Связано это с появлением более совершенных составов. Особенностью ДОТ-3 является её низкая стоимость, что обусловлено наличием двухатомных спиртов (гликолей). Этот компонент существенно увеличивает гигроскопичность. Следовательно, со временем появляется вода в системе, а это приводит к понижению температуры кипения и появлению коррозии.

Более современная и качественная тормозная жидкость - DOT-4, которая состоит из сложных эфиров и борной кислоты. Кислота нейтрализует влагу при контакте, поэтому такого недостатка, как гигроскопичность, здесь нет. Следовательно, система может значительное время оставаться не обслуживаемой, ведь температура закипания в течение длительного времени не изменяется.

Тормозная жидкость ДОТ-5.1 и её особенности

Основное отличие заключается в более высокой температуре кипения. Химический состав похож на ДОТ-4. Зачастую используется в гоночных автомобилях и мототехнике, где развивается высокая скорость и свойственны затяжные интенсивные торможения.

Стоит помнить о правилах смешивания жидкостей тормозной системы. Если залито ДОТ-3, то можно доливать ДОТ-4 и ДОТ 5.1. А если в системе ДОТ-5.1, то добавляется только аналог. Несоблюдение данного правила может привести к заклиниванию системы и выходу из строя тормозного механизма со всеми вытекающими последствиями. Получается, что совместимость тормозной жидкости ДОТ-4 сводится к доливке более совершенной ДОТ-5.1. Это не всегда удобно, хоть и правильно с технической точки зрения.

Какую тормозную жидкость заливать в систему?

Этот вопрос волнует многих автомобилистов. В первую очередь необходимо руководствоваться рекомендациями завода изготовителя. Большинство автомобилей семейства ВАЗ эксплуатируются на ДОТ-3, хотя им отлично подойдет ДОТ-4. Это оптимальный вариант как по цене, так и по качеству.

В это же время использовать ДОТ-3 на иномарках не рекомендуется, хотя это и допустимо. Это обусловлено низкой температурой закипания, что может вывести тормоза из строя. Для умеренной езды подходит тормозная жидкость ДОТ-4. Какая лучше? А вот с этим мы сейчас и разберемся.

Тормозная жидкость "Лукойл ДОТ-4"

Температура кипения этой жидкости - 170 градусов (увлажненной) и 240 (сухой), что вполне подходит под стандарт даже с небольшим запасом. "Лукойл ДОТ-4" в рейтинге занимает достаточно высокую позицию, за счет своей стабильности и высокого качества. Помимо этого, невысокая стоимость продукта делает его более доступным для потребителя.

На рынке практически не встречаются подделки "Лукойл ДОТ-4", так как продукция хорошо защищена и имеет небольшую цену. В целом это достойный претендент на звание победителя, однако рассмотрим еще несколько вариантов.

"Синтек Евро" и "Синтек Супер"

Это еще один отечественный производитель качественного продукта. Тормозная жидкость Sintec Super DOT-4 обладает небольшим температурным запасом от того, который указан на банке. Правда, почему-то на конвейере не доливают немного, но, учитывая качество, это не страшно.

"Синтек Евро" имеет более высокий ценник, но и существенно отличается от предыдущей тормозной жидкости. На канистре указаны температуры, при которых система будет исправно работать. Но тестирование показало, что жидкость закипает при более высокой отметке. Поэтому мы имеем большой запас в температурном плане и довольно высокое качество. Жидкость не изменяет свои свойства с повышением температуры и спокойно "работает" по несколько лет.

Castrol React DOT4 Low Temp

Пол-литровая банка от данного производителя стоит примерно 450 рублей. Не самый дешевый вариант, однако один из лучших. Температура кипения в увлажненном состоянии 175 градусов, а в сухом - 265 градусов по Цельсию. По регламенту замена производится каждые два года эксплуатации.

Стоит обратить внимание, что тормозная жидкость DOT-4 Low Temp отлично подходит для использования при критически низких температурах. Производитель специально понизил вязкость жидкости до 650 мм 2 /с. Посмотрев на результаты тестов и характеристики данной жидкости, можно говорить о том, что это полноценный ДОТ-5.1. Тем не менее на рынке более востребована жидкость ДОТ-4, поэтому реализовывать её более целесообразно. Состав тормозной жидкости ДОТ-4 от "Кастрол" отличается от аналогов пакетом присадок, повышающих температуру кипения.

Liqui Moly Bremsflussigkeit DOT-4

Это еще один лидер продаж на российском рынке. Ценник здесь не такой большой, как у "Кастрола". Обойдется вам банка емкостью пол-литра в 300 рублей, что довольно таки немного. Порог закипания свежей жидкости составляет 250, а походившей примерно 165 градусов по Цельсию. Вязкость - 1800 мм 2 /с. В целом "Ликви Моли" вписывается в рамки стандарта ДОТ-4, но не более того. Однако стоит отдать предпочтение "Кастролу", но если средств недостаточно, то отлично подойдет и "Ликви Моли".

Нелишним будет отметить, что производитель сделал упор на защиту тормозной системы от коррозии. Им это удалось на славу, о чем говорят экспериментальные данные. В течение всего срока эксплуатации нет признаков появления ржавчины. Также компания уделила большое внимание смазывающим свойствам жидкости. Её можно рекомендовать для использования в центральной части России и южнее. "Ликви Моли" можно смешивать с ДОТ-3 и ДОТ-4, не рекомендуется с ДОТ-5.

RosDOT-4: краткий обзор

Отечественный производитель в данном случае уделил особое внимание температурным характеристикам. Свежая жидкость закипает при 255 градусах, а эксплуатируемая в течение года - приблизительно при 170 градусах. Дзержинский завод выпустил действительно качественный продукт, который по своим свойствам и характеристикам превзошел "Ликви Моли". Отечественный продукт имеет доступную стоимость и широко распространен по всем магазинам РФ. Тут вы не увидите ничего необычного - это рядовая "тормозуха" по приемлемой цене.

Как вы видите, лучшая тормозная жидкость ДОТ-4 выпускается фирмой "Кастрол". Несмотря на высокую стоимость, она очень и очень хороша.

Как сделать правильный выбор?

Здесь все предельно просто и понятно. Многое зависит от вашего стиля езды. Если вы предпочитаете агрессивную манеру поведения на дороге, то лучше выбрать "Кастрол", который хоть и позиционируется как ДОТ-4, однако его характеристики говорят о более высоком классе.

Для более спокойной и размеренной езды отлично подойдет любой из отечественных производителей. Правда, тут важно обращать внимание на вязкость жидкости при минусовых температурах. Для северных регионов желательно отдавать предпочтение более текучим жидкостям.

Еще один важный момент перед тем как определиться, какую тормозную жидкость заливать - нужно сохранить тормозную систему. В этом случае лучше всего выбрать "Ликви Моли". Именно от этого производителя тормозная жидкость показывает наилучшие результаты. Она не приводит к коррозии, а, наоборот, защищает от неё систему, что очень хорошо.

Регулярное обслуживание системы

Очень важно вовремя смазывать суппорта, менять пыльники и направляющие. Это касается и дисков с колодками, которые в процессе эксплуатации изнашиваются. Тормозная система на современном автомобиле довольно сложная. Состоит из блока АСБ, магистралей и т. п. За всеми элементами необходимо следить. Только тогда можно быть уверенным в том, что тормоза не подведут при экстремальном торможении.

Рекомендуется использовать графитную и медную смазки для обслуживания тормозной системы. Нужны они для того, чтобы при замене детали, её было проще заменить. Ведь из-за высоких температур металл очень часто прикипает, медный спрей этого делать не дает.

Что же касается тормозной жидкости, то рекомендуется все же использовать ту, которая прописана заводом-изготовителем. Обычно производитель просто указывает маркировку, например, ДОТ-3 или ДОТ-4 без каких-либо уточнений. В этом случае вы самостоятельно руководствуетесь исходя из своих предпочтений. На выбор должны повлиять такие факторы, как:

  • манера езды;
  • состояние тормозной системы;
  • защита от коррозии;
  • стоимость продукта.

Подходим к завершению

Тормозная жидкость "Кастрол ДОТ-4" очень хороша. Но стоит она немалых денег. Поэтому зачастую мы отдаем предпочтение бюджетным аналогам. Страшного в этом ничего нет. Главное - обращать внимание на следующие детали: температура кипения "сухой" жидкости должна быть не менее 250 градусов, а "увлажненной - 150-ти. Если на канистре указаны меньшие цифры, то лучше обойти стороной такой продукт. Также должна быть предусмотрена хотя бы минимальная защита от коррозии системы. Это крайне важно, ведь заменить все магистрали и суппорта, влетит вам в копейку. Среда должна быть либо нейтральной, либо же слабощелочной, но ни в коем случае не кислой.

Есть довольно качественные жидкости российского производства. К таким стоит отнести "Феликс" и "Люкс". Последний вариант не подойдет для северных регионов, так как при низких температурах сильно загустевает. А вот "Феликс" - отличная альтернатива для многих. Сочетает в себе положительные качества "Кастрол", и может похвастаться защитой от коррозии, как у "Ликви Моли". Вот мы и узнали, что такое тормозная жидкость ДОТ-4. Какая лучше? Тут есть абсолютный лидер - "Кастрол" и несколько достойных внимания отечественных производителей, на чем и рекомендуется остановиться.

Эффективность работы тормозной системы зависит не только от состояния исполнительных механизмов, но и от тормозной жидкости. Прочитав статью, вы узнаете, почему важно использовать тормозную жидкость, соответствующую автомобилю, что происходит, если применяют неподходящую жидкость и научитесь выбирать ее.

Что делает тормозная жидкость


Тормозная система любого автомобиля состоит из главного и рабочих тормозных цилиндров, которые работают по принципу сообщающихся сосудов. Нажатие на педаль тормоза активирует главный тормозной цилиндр или электромеханический привод АБС, выполняющий те же функции. Давление в тормозной системе возрастает, ведь жидкость, как и вода, не сжимается. Поднявшееся давление выжимает , который придавливает колодки к тормозному диску или барабану. Интенсивное нагревает колодки до температуры 150-300 градусов. Из-за этого рабочие цилиндры и тормозная жидкость нагреваются до 120-220 градусов. Если температура кипения жидкости ниже, то выделившийся пар резко увеличит давление в системе торможения, что негативно скажется на управляемости и безопасности автомобиля.

Если температура застывания жидкости выше, чем температура воздуха, то эффективность торможения резко снижается. Загустевшая жидкость с трудом передает давление по тонким трубкам тормозной системы.


Если жидкость гигроскопична (обладает способностью впитывать воду), то со временем влага из воздуха будет проникать в нее. Это приведет к изменению основных характеристик. Температура кипения снизится, а температура застывания увеличится. Эффективная работа главного и рабочих тормозных цилиндров возможна лишь в том случае, если тормозная жидкость смазывает резиновые уплотнительные детали, снижая трение о металлическую поверхность цилиндра. В автомобилях, произведенных в 60-80 годах прошлого века, использовали резиновые уплотнители, которые разъедают некоторые виды тормозной жидкости. Это связано с возросшими требованиями к тормозной системе, которые потребовали разработки новых жидкостей с улучшенными показателями температуры кипения/замерзания и гигроскопичности. Для таких тормозных систем используют шланги и уплотнители из особо стойкой резины.

Виды тормозной жидкости

Промышленность выпускает три вида тормозной жидкости:

  • бутиловая (DOT 3);
  • гликолевая и полигликолевая (DOT 4);
  • силиконовая (DOT 5).


Бутиловая тормозная жидкость отличается низкой температурой кипения и высокой температурой застывания, зато превосходно смазывает трущиеся резиновые детали, не повреждая их. Такую жидкость используют лишь в том случае, если она рекомендована для автомобиля. Гликолевая и полигликолевая жидкости закипают при температуре 240-260 градусов, а застывать начинают лишь при температуре минус 40 градусов. К тому же, обладают хорошими смазывающими качествами и менее агрессивны в отношении резинотехнических изделий (РТИ): тормозных шлангов и уплотнительных колец. Силиконовые жидкости отличаются высокой температурой кипения и полным отсутствием гигроскопичности, но обладают слабым смазывающим действием и разрушают шланги и уплотнительные кольца из обычной резины. Цифры после букв DOT означают класс допуска по американским стандартам безопасности (Department of Transport).

Как выбирать тормозную жидкость между DOT 3 и 4


При выборе тормозной жидкости ориентируйтесь на руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Если для автомобиля рекомендованы жидкости DOT 3, то использование других приведет к быстрому выходу РТИ из строя. Если рекомендована жидкость DOT 4, то применение DOT 3 приведет к небольшому снижению эффективности торможения в мороз и жару, а использование DOT 5 быстро разрушит шланги и уплотнители. Если же рекомендована жидкость DOT 5, то использование любой другой приведет к серьезному снижению эффективности торможения.

Наиболее надежные производители жидкости

Наиболее надежные из зарубежных производителей следующие: Castrol, Liqui Moly, Mobil. Среди российских фирм наиболее надежны «Тосол-синтез», «Химпром», «СВ-ХИМ». Все они выпускают свою продукцию в соответствии с требованиями DOT 3 и 4. Среди российских производителей нет ни одного, кто выпускает качественную тормозную жидкость класса DOT 5, сопоставимую с зарубежной продукцией.



Как отличить подделку

Существуют два основных правила, которые позволяют определить подделку;

  • внешний вид упаковки;
  • сертификат соответствия.

Все серьезные российские и зарубежные производители тормозной жидкости уделяют большое внимание упаковке. Поэтому все емкости выполнены без малейшего изъяна, наклейки изготовлены типографским способом, все надписи и рисунки (даже мелкие буквы) выглядят очень четко. Если этикетки наклеены неровно, отпечатаны нечетко или на таре видны заводские дефекты, это подделка. Открутив крышку, осмотрите защитную пленку. На ней должны быть нанесены или название или логотип производителя. Если этого нет - перед вами подделка.

Тормозная жидкость подлежит обязательной сертификации. Ее проверяют предприятия и лаборатории, получившие аккредитацию федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В сертификате должны быть указаны:

  • название производителя;
  • название тормозной жидкости;
  • дата проверки; срок действия сертификата;
  • наименование организации, проводившей проверку;
  • дату получения аккредитации и регистрационный номер;
  • нормативные документы, по которым проводилась проверка.

Если сертификата соответствия нет, или в нем отсутствуют необходимые данные, перед вами подделка.

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста - определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при -40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов - примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень - это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы - для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма - для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы - это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при -40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, - но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

110–1

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

111–1

Какую купить тормозную жидкость - DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас - DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.