Путешествие в кемпере по европе. Путешествие в доме на колесах

Про путешествия по Европе

Благодаря тому, что сейчас практически все страны Европы входят в Шенген, стало довольно просто и легко путешествовать на автодоме , достаточно получить визу в одну из этих стран – и в путь! Пересечение границ между европейскими странами очень напоминает пересечение границ областей по России – практически, это происходит не сбавляя скорости, хотя иногда бывают всякие «рейды», но это все происходит быстро и «безболезненно».

Мы проехали уже, практически, все страны Европы слева-направо,справа-налево и сверху-вниз.

Вот ненавязчивые советы для путешествующих на автодомах :

  1. Собираясь в дорогу не берите много лишних вещей!!! Т.к. проверено собственным опытом — многое возвращается нетронутым. Насчет посуды: самое лучшее брать одноразовую посуду — поев, вы ее просто выбросите, вам не надо тратить драгоценное время на ее мытье, а самое главное – вам не надо тратить драгоценную воду! Хотя чистая вода это не самое страшное – самое неприятное – найти куда слить грязную воду!!! Если вы путешествуете по Европе, то посуду (кастрюли и сковородки) лучше всего мыть на стоянках, где есть все – и вода и туалеты, куда вы, помыв посуду, можете слить грязную воду.
  2. Планируя путешествие не забудьте про «платные дороги », т.к. бесплатно вы сможете ездить очень мало где! Во Франции, Италии, Испании – платные дороги (берут плату за преодоленное расстояние), хотя существует много параллельных бесплатных дорог, но не советую вам искать их в Италии (там навигаторы творят такие чудеса Сусанинства, что можно просто попасть на горную тропку для Коз – лично попадал несколько раз, в итоге — дешевле ехать по платным автобанам, тем более, что в Италии они не очень дорогие). А вот во Франции, наоборот, очень советую ехать альтернативными маршрутами – вы попадаете в такой быт провинциальной Франции: мелкие ухоженные деревушки, зеленые поля виноградников и ароматы цветов…

Насчет затрат на дороги во Франции: проехать ее насквозь от Бельгии до Испании на альковном автодоме категории В будет стоить порядка 200 евро… Зато вы проедете это расстояние дня за полтора.

В Италии дороги вам обойдутся примерно 0.10 евроцентов за километр (это примерно в 2 раза дешевле Франции).

3. Какие брать деньги и как их везти в путешествие ? Самое простое – это иметь Кредитную карту, а также какую-нибудь дебетовую карту с нормальным курсом конвертации, чтобы можно было всегда снять небольшую наличную сумму, т.к. в высокотехнологичной Европе очень любят наличные деньги, а во многих магазинах вы можете рассчитаться только по специальным банковским картам…

Если же вы решили везти наличные деньги, то придумайте себе какую-нибудь «нычку», благо в автодоме это сделать очень легко, туда спрячьте также и паспорта (и обязательно имейте ксерокопии всех своих документов — это может пригодиться, если настоящие украдут), чтобы не могли найти воры, т.к. в Европе, особенно на Юге Франции и в Испании, легко могут «обчистить»… сами несколько раз этому подвергались…. Вот такая она «прекрасная Европа»…. Поэтому при путешествиях лучше всего ночевать в кемпингах. Ну а если вас застиг сон в пути, то ищите огромную заправку, там обязательно будет ночевать много «домиков» — паркуйтесь вблизи и смело ночуйте… Только ни в коем случае не ночуйте посреди фур, там где нет ни одного «домика»…

Счастливого путешествия! 🙂

Добрый день уважаемые Форумчане.
Более четырех лет ни чего не публиковал на этом сайте… за это время объехали кучу стран разными путями… машиной на своей и арендованных… поездами… летали на Ирландских Лоукостерах про всеми обожаемый Аэрофлот и не говорю и прочее… и прочее…

В сентябре прошлого года, блуждая по просторам Интернета,… родилась идея изменить (совсем чуть чуть))))) транспортное средство… да и пожалую весь формат отдыха. С начала вкратце. Транспорт!!! Знакомьтесь…

Кемпер на базе автомобиля Фиат Дукато.TWIST V594MAX

Это чудо на колесах было арендовано еще в Октябре прошлого года в компании из Литвы. После Жесткого мониторинга цен и условий… в России Кемперы и их Аренда в зачаточно- убитом ИЗНАЧАЛЬНО состоянии… Цены за аренду в два а то и в три раза превосходят европейские. Про состояние вообще молчу. Аппараты в основном очень старые и с большим пробегом. Я же арендовал практически новый ему и года нет. В интернете достаточно много рассказов о кемперах или как еще их называют караванах. Все они разного качества и информативной полезности. Действительно полезных с точки зрения обслуживания и специфики проживания и вождения не так уж и много. Я постарался сделать краткий рассказ о нашем Фиате. Начнем… Категория водительских прав, как на легковой авто. Дизельный двигатель. Коробка передач 6 ст. механика. Две двухспальные кровати внутри. Обеденная зона. Душ + Туалет. Газовая двухкомфорочная плита и раковина. Холодильник, шкафчик для одежды и куча ящиков для всяческой мелочи. Сзади авто крепление для велосипедов..(в нашем случае два самоката уместились в легкую)

Более подробно о компании механизме оплаты подписании договора и прочие техническо -бумажные. вещи напишу в сл. публикациях. Маршрут следования разрабатывал вместе с детьми.Было много вариантов а еще больше было ХОЧУ ТУДА, И СЮДА И ТУДА… а времени всего 1 месяц.

Контрольные Точки Маршрута.
-Москва. Стартуем на Фольксваген Гольф. в направлении Вильнюса
-Смоленск.
-Вильнюс. Фольксваген оставляем на парковке и переселяемся на целый месяц в Кемпер.
-Аквапарк в Пригороде Берлина " Тропический Остров"
-Париж
-Пуатье (Франция. Парк Исторических Реконструкций)
-Рим.Ватикан.
-Озеро Гарда.
-Руст Германия (Европа Парк)

Ну а далее дорога Домой. По максимуму забронировал места в кемпингах, практически по всему маршруту следования. Все что касается адресов и ссылок на сайты кемпингов парков и пр. и пр. сделаю обязательно отдельный отчет в цифрах.

Заранее многое оплатил, как проживание, так и билеты в парки. Весь отдых ориентирован на детей как развлечения так и познавательная его часть оба уже школьники. " Окружающий Мир" в школе припадают очень даже неплохо.
Старт был назначен на 30 июня. Направление Москва - Смоленск.

Выезд в районе 10-00. До Смоленска доехали за 6 часов. Без спешки… тихо и спокойно.
Переночевали в апартаментах, забронированные через Букинг . Утром-завтрак и путь к границе. Морально были готовы к 4-5 часам ожидания. В реалиях простояли почти 8 часов.
В 22-00 по местному были в частном доме в пригороде Вильнюса. Сон Завтрак и к 10-00 мы уже подъезжали к стоянке, где должны были забрать нашего «Спутника-Помошника» на Ближайший месяц.

… Вот уже два дня как вернулся… месяц пролетел… и фиат уже сдали…
Делаю первый отчет коротким… что-то вроде вступления. Если тема подобного рода путешествий будет интересна то обязательно напишу еще. Через пару дней опубликую более подробные цифры по стоимости и по остальному… все в процессе и черновиках… если кого то есть вопросы - напишите. Постараюсь за ближайшие три дня все ответы включить в отчет, так же привезли более 1000 фоток. Лучшие опубликую.

В прошлом году мой муж во время путешествия по Нормандии, глядя на череду машинок-караванов, задумчиво произнес «вот было бы интересно попробовать, как это». Поэтому когда приблизился его день рождения, над подарком я долго не размышляла. Решила, что мы обязательно должны попробовать, как это – путешествовать на мотодоме. Тем более, что по Европе, где мы бываем каждый месяц, их ездит огромное количество. Уехать сразу после его дня рождения у нас не получилось – на этот год свободные машины были только с сентября (при том, что бронировала я ее в начале марта). 7 сентября мы в составе – я, мой муж, наша четырехмесячная дочь Лиза и наш фотограф Дима высадились в Варшаве, чтобы за 11 дней проехать небольшое по нашим меркам расстояние до Люберона через Швейцарию и обратно. По пути мы забрали с собой еще и тетю, которая переезжала с нами, а ночевала все-таки в отеле. Оговорюсь сразу, маршрут мы существенно поменяли уже на 2й день. А в остальном – это было одним их самых захватывающих приключений в моей жизни. И одно из самых сложныхКак и где арендовать?

Первые дни путешествия по отзывам в ФБ и Инстаграме показали, что мы исполнили какую-то недосягаемую мечту многих украинских пар. Хотя в Европе отпуск на автодоме – абсолютно типичное времяпрепровождение. И на любой трассе вы встретите множество машин-улиток или автобусов, везущих с собой маленький дом.

Если вам не достался прицеп или автодом в наследство, то его всегда можно арендовать. В гугл достаточно много предложений по ключевым словам motohome, autohome. Изначально я хотела арендовать машину на местном Норвежском сайте и, соответственно, проехаться по Норвегии в августе, но они 4 раза вручную присылали мне отказ по датам, и в отчаянии я случайно нашла одну из самых известных компаний McRent , которая работает по франчайзингу по всей Европе. Машину можно забрать в любом крупном городе, что очень удобно. Стоит это чуть дороже, чем у местных операторов, но есть одно отличие – если вы вдруг поломаетесь за 1000 км от пункта аренды, маленькая компания вам точно не пришлет замену, тогда как крупный игрок это сделает в течение суток.

Стоимость аренды существенно зависит от величины рентовой компании и сезона. В несезон (с октября по конец апреля) цены стартуют от 60 евро за машину с минимальной комплектацией. В сезон автодом среднего размера будет стоить 130 евро. Хотя некоторые люксовые модели обойдутся до 300 евро/сутки. Аренда начинается от 11 дней, в некоторых компаниях – от 14. Меньше не получится. При получении машины с вас возьмут залог 1200 евро, которые заблокируют на карте (наличные не принимаются) и вернут в течение трех дней после сдачи авто, если с ним все будет в порядке.

Для управления вам понадобятся права категории В, стаж вождения не менее 3-х лет и паспортный возраст – от 25 лет. Мы втроем претендовали на то, чтобы управлять этим «самоваром», как мы ласково прозвали его в поездке, но по факту рулил только муж, потому что дело это оказалось нелегким. «В принципе, ты едешь на грузовике и отвлечься нельзя, потому что им все время нужно управлять. Это тебе не легковушка», — говорил Андрей всю дорогу.

Я выбрала машину Compact Plus Group, построенную на основе шасси Фиат Дукато. Дизель 2.3, весом 3499 кг (чтобы подошла для прав категории В). Расход по ровным европейским дорогам у такой машины 11-13 литров, правда, не пугайтесь, если во время поднятия на гору приборы покажут расход до 45 литров.

Парковки и кемпинги.

Вся прелесть такого путешествия прежде всего в том, что ты можешь останавливаться в самых красивых местах, в том числе там, где отелям строиться не разрешили. Например, с австрийского озера Wolfgangsee я просто отказывалась уезжать, потому что жили мы в двух метрах от этого самого озера и местные лебеди приходили к нам клянчить кусочки круассана. С другой стороны – первую ночь мы провели на специально отведенном паркинге около АЗС, и к счастью, к нам никто не ломился в дверь, а утром было прикольно прийти в тапочках на АЗС за кофе. Это, кстати, подтвердило мою догадку — в караване можно ночевать в любом охраняемом месте, если вдруг устал и не можешь дальше ехать. Хотя мыться в местном душе я бы чаще двух раз за поездку не стала – уж больно тесно.

Парковом и кемпингом в Европе более чем достаточно, если не сказать «на каждом шагу». Есть шикарные 5-звездочные с ресторанами, бассейнами, мини-аквапарками, есть попроще – окультуренная стоянка. В принципе, мы рассчитывали на несколько конкретных мест в Австрии, которые заприметили еще в прошлой поездке, и на удачу – забить в гугле поиск ближайшего кемпинга, как только устанем. Что мы не предусмотрели, так это то, что сентябрь в Европе для такого вида туризма – High season, и места на лучших стоянках нужно бронировать заранее. Например, в той же Австрии первая линия уже забронирована на все следующее лето. «Позвоните мне в декабре, возможно, у кого-то из ребят поменяются планы и я найду вам место», — сказала девочка на ресепшине в одном из кемпингом недалеко от Зальцбурга.

Можно приобрести карточку клуба кемпингистов ACSI , она дает скидку на парковки до 50%, кроме того, у клуба – отличное мобильное приложение с картой кемпингов по всей Европе. Стоит 25 евро. Говорят, что реально экономит деньги, но мы о ней узнали ближе к концу поездки, так что воспользоваться не получилось.

Кемпинг – это такая закрытая оборудованная площадка, где чаще всего есть несколько домиков (в них охотнее всего ночуют байкеры), парковочные места для мотодомов, места для палаток. Некоторые кемпинги принимают только автодома без прицепов и максимум до 9 метров в длину, и не селят мотоциклистов или туристов. Мы останавливались в таком на Гарде, и я была дико разочарована этой жизнью пусть и на комфортной, но парковке.

В кемпинге обязательно будет подключение к электричеству, воде, находится кран с питьевой водой, есть слив воды (которую вы использовали для душа и мытья посуды), и контейнера-туалета. Собственно, ради этого он и строится. На территории обязательно будет душ, туалет, wi-fi и, если повезет, кухонька.

С душем везде по-разному: где-то он безлимитный, а где-то надо нести с собой 0,5-1 евро и укладывать свое мытье в 4 минуты. Что вам сказать? Осознание, что в сутки на «помыться» может уйти 60 гривен, внесла поправки в гигиенические нормы нашего фотографа.

Стоимость стоянки очень разная. Средняя цена – 15-20 евро в сутки. Но мы ни разу два раза не заплатили одинаково. В Чехии это была фиксированная плата в 12 евро на трех человек с безлимитным пользованием душем и кухней. Это был обычный незамысловатый кемпинг с кучей байкеров и детей. В Австрии на озере Wolfgangsee 11 евро в сутки стоила парковка, 7 евро за каждого человека, и дополнительно – плата за электричество по счетчику. За двое суток мы заплатили больше 65 евро. В Италии мы отдали за парковку 18 евро, но отдельно оплачивали каждое движение кроме похода в туалет. В Германии был самый живописный кемпинг с улочками, цветами и огромной детской площадкой прямо на берегу. Стоило это 39 евро/сутки, из которых 7,5 – это 3 подключения к интернету, 8 евро за третьего взрослого, остальное – парковка каравана с двумя пассажирами. Отдельно платили за душ. В этом кемпинге люди останавливались и жили подолгу, а не как мы – 2е суток, чтобы посмотреть на звезды.

И как в нем жить?

Честно говоря, меньше всего я ожидала, что жизнь в караванере будет такой комфортной. Более того, меня все пожалели, что я так себя ущемляла.

Любая машина такого типа, независимо от размера и уровня, укомплектована кроватями с удобными матрасами (не во всех отечественных отелях есть такой комфорт), газовой плитой, мойкой, холодильником, туалетом, душем, раковиной, двумя газовыми баллонами и баком на 150 литров воды. Кондиционер рассчитан только на переднюю часть машины, сзади – только отопление. Даже при нулевой температуре ночью было нехолодно. Кроме того, система лампочек-розеток, удобно расположенных шкафчиков и всевозможных «нычек» делает стоянки и поездки очень удобными. Минуса два – все-таки тесновато. И если постоянно переезжать, как мы, все приходится паковать и прятать. Потому что любая чашка, оставленная на столике, при торможении будет летать по всему салону. Любая неспрятанная детская игрушка окажется у вас на торпеде. Абсолютно все нужно прятать и закреплять.

Несмотря на то, что мы в машине готовили ужины, включали отопление, мыли посуду и пару раз принимали душ (но в основном пользовались им в кемпингах), воду мы доливали один раз, а газ не использовали даже с одного баллона.

Больше всего меня поразил контейнер туалета, который сконструирован таким образом, что даже самый неуклюжий владелец машины при его чистке не имеет возможности обляпаться. А синяя таблетка, заброшенная в чистый контейнер, полностью убивает любой запах.

До поездки я немного изучала вопросы, связанные с путешествием в автодоме, и мы приехали уже подготовленные: взяли с собой постель и белье, полотенца, посуду на троих, кухонную утварь и даже маленький электрочайник. В IKEA купили раскладные стулья, чтобы завтракать на улице. Правда, ни разу так и не воспользовались по прямому назначению, потому что все время догоняли дождь. В принципе, все это можно арендовать, если вдруг забыли, но комплект белья или посуды обойдется в 60-80 евро, так что дешевле заехать в IКEA. Я лично везла все с собой, правда, в таком состоянии, что было не жалко выкинуть после поездки. Назад забрала только любимое одеяло. И то зря, все равно купила домой новое.

В чем же прелесть?

Надо понимать, что такое путешествие – не лучше и не хуже, не дешевле и не дороже обычного путешествия. Оно просто другое. Мой друг, почитав посты и послушав мой рассказ, сказал: «За 200 евро в сутки ты будешь жить в отличном отеле на Лазурке». И он действительно прав. На автодоме точно нет смысла ехать, если вы планируете проехать за 10 дней больше 2500 тысяч километров, посмотреть большие туристические города и много гулять по достопримечательностям.

С другой стороны, если вам хочется быть поближе к природе, вам нравятся живописные озера и горы, вы мечтали припарковаться на скале с видом на море и с утра увидеть «вот это вот все», вы не против готовить себе сами и мыть посуду по графику, вас не смущает, что лежа на кровати вы без особых усилий выключаете свет в ванной – то пробуйте! Еще опытные путешественники не боятся останавливаться в необорудованных местах. Но тут важно не забыть подпорки под колеса, чтобы утром случайно не обнаружить себя, например, в озере вместе с машиной.

Лично для меня самый жирный плюс такой поездки – останавливаться в живописных местах, где на береговой линии нет ни одного отеля. Красота природы и возможность ночью понаблюдать за звездами – самый главный бонус такой поездки.

Из внезапно обнаруженных плюсов – обычно в кемпингах останавливаются ребята из разных стран, и вечернее пиво в местном баре – отличная возможность социализироваться и посмеяться не только над своими, но и над чужими приключениями. Ну и вообще: международная тусовка безумных, таких же как и ты, как вы понимаете, бесценна!

Из того, что отметила для себя, средний возраст путешественников – 50+. Молодежь до 30 редко пользуется автодомами. Вторая группа – родители с детьми-младшими школьниками. Хотя, может, мы просто были не в сезон. И еще – почти в каждой машине всегда была собака. Как в этом английском анекдоте: «А если у человека 3 собаки, значит ли это, что он маньяк? Нет, маньяк – это человек, у которого нет собаки».

Вообще-то, лично мне это очень похоже на поездку в детстве с папой в Крым с палатками. Те же принципы общего существования, компактная упаковка вещей, закупка продуктов. Только сейчас это более цивилизовано и удобно. Особенно, конечно, удобна система ящиков и хранения. Буквально все можно разложить по местам и ничто не будет мешать.

Не знаю, откажусь ли я в ближайшем будущем от пятизвездочных отелей с белыми простынями с пользу такого отдыха. Но мы с Андреем уже договорились, что когда Лизе будет 6-8 лет, мы обязательно арендуем караван снова. Потому что это незабываемое приключение в домике!

Лайфхаки для начинающих от нашей семьи.

То, что мы не знали, но поняли в результате нашего первого путешествия:


Бюджет

Итак, стоимость нашей поездки:

120 евро/сутки – автодом, что потянуло на 1320 евро. Помним, что еще 1200 евро надо оставить заблокированными в качестве залога.

Марки для дорог Чехии и Австрии и оплата автобанов Италии – около 80 евро.

Мы проехали от Варшавы через Чехию, Австрию и Венецию до Гарды, на обратном пути заехали на озеро под Мюнхеном и вернусь через Дрезден в Варшаву. Итого мы выкатали почти 5 полных баков дизеля – это коло 400 евро.

Парковки в среднем нам обошлись в 35 евро/сутки – это со всеми доп.костами на интернет и 3го человека. Можно находить и за 15.

Еда – по вашему усмотрению и аппетиту. Мы готовили раза 4, завтракали почти всегда «дома», остальное время питалий в ауте. Маленький чайник и прихваченный кофе из дома очень пригодились. Но в среднем уходило около 100 евро в день, все-таки в небольших, пусть и туристических местах, цены не космические. Хотя, ужины в мишленовских ресторанах никто не отменял.

Также мы заплатили штраф компании за треснувший бампер и плохую уборку – около 320 евро.

На автодоме по Украине

В Украине такой вид отдыха пока не очень популярен. Но судя по отзывам в FB и Инстаграме, очень многие мои друзья хотели бы попробовать.

Арендовать машину внутри страны, не исключено, что возможно. Более того, у нас есть свой производитель прицепов (они с кухонькой, но без туалета), с ним можно ездить на рыбалку. Но пользоваться хорошим автодомом в полную силу не сможете – проблема даже не в дорогах, у нас нет парковок. И даже если слить контейнер с отходами или опустошить отсек с водой вы сумеете негуманным для окружающей среды способом, то подключится на ночь к электричеству, а также залить воду – точно нет. Да и охранять вас никто даже в самом живописном месте не будет.

Поэтому если вы встретите где-то на дороге караван на европейских номерах – знайте, он сюда заехал как машина. Его жители в Украине ночуют в отелях.

Фото Дмитрий Вакулка

Как планируется и осуществляется традиционное путешествие, например, в Европу? Все по накатанной схеме - планирование, оформление документов, покупка билетов, бронь отеля, вылет, заселение. Это стандартный путь путешественника-новичка. Туристы, уже набравшие опыта в поездках, постепенно начинают искать варианты, как сэкономить или сделать поездку более красочной. Все меньше опытные путешественники обращаются в туристические агентства, выбирают дешевые виды транспорта, отказываются от дополнительных услуг. Но активный туризм "дикарём" весьма специфичен - нужно обязательно найти приличную гостиницу, где-то поесть и отдохнуть. Но не всякая еда и временный ночлег вызывают доверие и могут быть безопасными.

Решив, что "дикие" путешествия все-таки рискованны, мы решили поискать другие варианты, но при этом сохранить романтику самостоятельных поездок. Решение было найдено быстро - аренда автодома . Для Европы это идеальный вариант. Благодаря этому передвижному дому, мы могли бы хоть каждый день оказываться в новом европейском государстве, не думая где помыться и зарядить смартфон, приготовить еду и выспаться. Автодом освобождает от многих бытовых заморочек.

Аренда автодома

В Европе с арендой нам помогла компания Polarus . Воспользоваться их услугой было очень удобно, есть русскоязычный сайт, номер телефона, где мы поговорили с консультантом тоже по-русски. Заявку можно заполнить прямо на сайте в электронной форме. Можно также выбрать удобный маршрут, зарезервировать кемпер дистанционно. Все это очень удобно.

Преимущества автодома

Первое, что нам понравилось - это значительная экономия личного времени. Отпуск мучительно короток и не хочется тратить время на налаживание быта. Здесь нам даже не нужно останавливаться на ночевку - просто ехали, не останавливаясь, из одного города в другой по заданному маршруту.

Второе важное преимущество - безусловный комфорт. Проехали не одну тысячу километров и даже не заметили. Особенно, если сравнивать с поездкой на легковом автомобиле, доверху забитом людьми. Автодом напрокат легко вместит в себя весь сплоченный коллектив путешественников - можно запросто усесться на диванах и заниматься своими делами.

Гастрономические радости в кемпере - это отдельная история. Там есть все, что может потребоваться для готовки - посуда, стол, ящики для хранения, холодильник, конфорки. Мы с удовольствием готовили по нескольку раз в день, а продукты покупали в супермаркетах. Все это обходилось в разы дешевле, чем вынужденное питание в общественных местах в прежних наших путешествиях.Туалет и душ здесь имеют свои ограничения по объему воды, но для путешествий это вполне нормально и приемлемо.

Путешествие в автодоме имеет свои недостатки, особенно для тех, кто не любит активный отдых и привыкли к повышенному комфорту. Но весомая доля дорожной романтики все эти минусы превращает в плюсы. Да и значительная экономия на отелях, ресторанной еде и освобождение собственного времени - немаловажные детали, открыто призывающие сделать выбор в пользу путешествий в автодоме.

На Западе такое в порядке вещей, а у нас - диковинка. Ещё год назад я сам же писал, что путешествовать по России в автодоме - мука, скука и вообще невозможно. Инфраструктуры же нет.

Тем интереснее получить такой опыт именно в российских условиях. Целую неделю мы с друзьями путешествовали в доме на колёсах по Татарстану, и пришло время рассказать, как там всё устроено.

1. Для путешествия арендовали два кемпера Adria, сделанные на базе грузовичка Fiat Ducato. Каждой машине пять лет, пробег около 150 тысяч километров.

2 Чтобы управлять такой машиной, нужна обычная, “легковая”, категория B. Несмотря на это, желающих рулить было немного. В нашем домике водителями были мы с lovigin по очереди, второй же мужественно вели местные ребята: первый татарский блогер Ринат и Айдар из комитета республики по туризму.

3 Дороги в Татарстане хорошие. Временами вообще хайвеи-двухполоски, но чаще всего обыкновенные, вот такие, с отличным покрытием. Качество дорог тоже повлияло на решение провести нашу экспедицию именно в этой республике.

4 По задумке, автодом позволяет существовать автономно, даже вдали от цивилизации. Есть туалет, душ и бойлер для подогрева, бак на 100 литров воды. Есть мини-кухня с холодильником и плитой (в машине стоят два газовых баллона по 27 л.)

5 Мы этим почти не пользовались: пополнять запасы воды и сливать отработанную было просто негде и некуда. Впрочем, в туалет ходили в домик. А еду не готовили, даже в самом маленьком городке Татарстана найдётся хоть какой, но ресторан.

6 За большим столом работать удобно, машина превращается в передвижной офис. Если подключить инвертор, можно заряжать ноутбуки и технику на ходу.

7 Главное, не делать это при выключенном двигателе. Однажды у нас сел аккумулятор, как раз поэтому, пришлось толкать и “прикуривать”.

8 Двигатель дизельный, 130 лошадей, но очень прыткий, он запросто тянул трёхтонную машину. Бензобак огромный, на 90 литров. Этого хватает на 500 километров хода.

9 С собой у нас было много разных гаджетов, которыми поделились наши партнёры. Например, компания YI Technologies выдала каждому из нас свою новую 4K-камеру. Петя снял на неё видеотур по дому на колёсах.

10 Привыкайте к видео в блоге, скоро все там будем. И подписывайтесь на ютуб-канал Ловыгина!

11 Сначала мы ещё как-то пытались работать в дороге. Но быстро бросили это бесполезное занятие - общаться друг с другом интересней!

12 Татарстан отлично подходит для такого путешествия. Мы проехали чуть больше тысячи километров за неделю, не особо напрягаясь.

13 Ехать же на дальние расстояния утомительно. Путь от Москвы до Казани растянулся на 18 часов. Крейсерская скорость автодома - 80 км/ч, максимальная комфортная - 100. Не погоняешь!

14 Спать на ходу тоже не получится. Только на кровати в “корме”, и то, если пассажир весит меньше 70 килограмм.

15 Зато ночи в кемпере проводить - одно удовольствие! Здесь должно быть тепло даже зимой, есть автономный отопитель. На пороге осени, когда в палатках уже прохладно, дом держит тепло. Мы провели в нём лишь одну ночь, а жаль, мне понравилось.

16 Главное - найти розетку. Это важнее воды. Для питания и освещения дома на колёсах подойдёт любой источник 220, в комплекте к машине идёт удлинитель на 20 метров. Но нам повезло, в Болгаре построили палаточный лагерь, и внезапно подумали о кемперах. Розеток хватает на всех.

17 Один из партнёров путешествия, Ritmix, выдал нам несколько коробок своих продуктов. Они делают и продают доступную портативную электронику: читалки, диктофоны, плееры, держалки, наушники и вот это всё.

18 Машины оснастили по-полной. Радар-детекор вовремя предупреждал о камерах скорости, чем сэкономил кучу денег. В Татарстане нет гаишников на трассах, но скрытые радары встречаются в самых неожиданных местах.

19 Без видеорегистратора в России вообще из двора выезжать нельзя. Он у нас тоже был, на всякий пожарный.

20 А мне больше всего понравился нескользящий коврик для телефона. Идеальная держалка!

21 Плюшевый медведь стал талисманом путешествия и звездой российского Инстаграма. Художественную фотографию Полины с мишкой увидели больше 10 миллионов человек. Но мало кто знает, что это не просто мягкая игрушка, а bluetooth-колонка от Ritmix.

22 Наши дома на колёсах сопровождала машина генерального партнёра экспедиции, компании ЭРА-Глонасс. И благодаря им мы были в безопасности. С виду-то это обычная Lada X-Ray.

23 И внутри - тоже обычная. Но всё дело в системе экстренного реагирования на аварии. Она имеет GSM и ГЛОНАСС модули. При столкновении, если сработают подушки безопасности, машина автоматически передаст сигнал об аварии, вместе с координатами машины, её данными. Это позволит сократить время реагирования на ДТП в разы, а значит, сохранить много жизней.

Такая система уже стоит на всех новых Ладах и некоторых моделях Ниссанов, собираемых в России. А с 2017 такая появится на всех новых авто, собранных на территории страны. Во время поездки нам пришлось "протестировать" работу системы на себе. К счастью, с нами ничего не случилось, но мы стали свидетелями нескольких аварий, и так как полиции на месте не было, связывались через систему ЭРА-Глонасс с оператором и сообщали о том, что произошло.

24 Это очень крутая и полезная штука. Мы записали стрим-видео и даже запустили её в тестовом режиме. Объясняю, как всё работает.

25 Подвожу итоги поездки. Это был отличный опыт, совсем новый формат путешествия. Главные плюсы автодома: не нужно искать отели и тратиться на них, а пассажиры могут общаться, работать и даже танцевать во время поездки.

26 Путешествие по Татарстану было только первой ласточкой. Мы выходили в эфир четыре раза в день, и вели прямые трансляции из Татарстана с помощью сервиса OK Live. Все наши видео можно