Дневные ходовые огни: особенности, плюсы и минусы. Что лучше ближний свет или дневные ходовые огни

С тем фактом, что дневные ходовые огни способны повысить безопасность передвижения уже согласна большая часть экспертов. Статистика европейских стран является бесспорной, поэтому они с 2011 года сделали обязательной установку ходовых огней на машины, предназначенные для реализации на территории Европейского союза.
Но почему именно дневные ходовые огни являются обязательными, ведь можно просто ездить с ближним светом, к тому же, правила разрешают это? Ответов целых три:
1. Днем водители могут забыть включить ближний свет, так как дорогу и так нормально видно.
2. Включать днем головной свет невыгодно во всех отношениях. Поэтому транспортные средства для Европейского союза и оснащаются дневными ходовыми огнями, которые по сравнению с галогенными лампами потребляют электроэнергии на 10-20 раз меньше и служат намного дольше.
3. Ближний свет является компромиссной мерой, ведь его плохо видно днем. Что касается дневных ходовых огней, то они хоть и светят не так сильно, зато имеют большую яркость, значит их лучше видно.
Что будет, если в попытке сэкономить «для галочки» установить дневные ходовые огни китайского безымянного производителя? Они хоть и светят слабо, но если не нарушать правил дорожного движения, то и нет особой необходимости для предупреждения на перекрестке о своем появлении. Но добиться желаемой экономии таким способом не удастся, а если говорить о безопасности, то здесь вообще любые компромиссы будут неуместны. Но обо всем по порядку.
Наверное, нецелесообразно говорить об экономии, когда еле заметные дешевые огни не могут отвечать своему прямому назначению, в таких случаях будете вынуждены вести беседы с инспекторами.
А теперь о вопросах безопасности. Зачем покупать качественные яркие дневные ходовые огни, которые заметны только под большим углом солнца и издали, ведь безопасность водителя в основном зависит лишь от того видит ли он другие транспортные средства или нет? Тот автомобилист, который привык ни при каких обстоятельствах не нарушать правила дорожного движения, заинтересован в том, чтобы видеть всех потенциальных нарушителей. Насколько важно то, видят ли этого водителя другие участники дорожного движения, когда он совершает безопасные и выверенные маневры? Ведь если кто и попадет в ДТП, то для этого существуют разные виды страховок. В целом это логичная теория, но от реальной жизни безмерно далекая по нескольким причинам:
1. Создается иллюзия полного соблюдения всех правил. Даже в том случае, когда водитель не нарушал ранее правил дорожного движения, то это еще не значит, что он не делал этого неумышленно.
2. Лучше остаться целым, нежели правым, ведь даже в случае положительного исхода ДТП со стороны страхового разбирательства, автомобилист все равно теряет время и нервы.
3. Спорные ситуации. В практике существует много спорных ситуаций, когда оба водителя оказываются правыми с определенных точек зрения. Ведь далеко не все дорожные происшествия уложатся в строгие прокурорские формулировки. К тому же в процессе езды имеется много «смежных зон» и «переходных моментов», когда происходит смена режима проезда перекрестков, смена приоритетного права на проезд и прочее.
Также следует учесть, что дневные ходовые огни предназначены не только для того, чтобы сделать транспортное средство более заметным, они также и помогают автомобилистам правильно оценивать расстояние. Зрение человека устроено таким образом, что ему проще «навести резкость» на более ярку точку, нежели на размытый силуэт.
Вывод из этого напрашивается сам: для обеспечения безопасного движения водителю недостаточно быть самому наблюдательным и дисциплинированным по отношению к другим участникам движения. Следует повышать шансы на такое внимание, то есть на то, чтобы быть замеченным другими. Также необходимо учитывать, что чем больше на улице транспортных средств, оснащенных яркими ходовыми огнями, тем менее заметными среди них становятся машины с «номинальными» слабыми огнями, так как водители днем ориентируются на свет примерно так само, как и ночью. Хотя сейчас нам еще очень далеко до ночного режима, где при наличии света есть и автомобиль, ну а если нет света, значит, автомобиля тоже нет.
Так какие же дневные ходовые огни ставить? Большинство производителей советуют ставить врезные конструкции, вот только их установка считается довольно сложным процессом, к тому же требует некоторых навыков. Сегодня в продаже также можно найти навесные моноблоки, их можно вмонтировать в решетку бампера, вот только их проблемой является размер из-за чего почти невозможно их правильно установить. Что касается тех ходовых огней, которые подходят вам по размеру, обычно не подойдут по нормам из-за слабой светосилы. Но на сегодняшнем рынке многие из предлагаемых огней вообще не имеют необходимой сертификации, а это значит, что вам могут подсунуть под видом дневных ходовых огней обычное елочное украшение. Отдельные производители бытовых светодиодов, увидев новый рынок, решили устанавливать свою продукцию в пластмассовые корпуса, выдавая за ходовые огни.
На этом фоне весьма выгодно отличаются дневные ходовые огни, выпущенные известными компаниями, например фирмой Philips, которая первую такую продукцию разработала еще в 1992 году, и ее было установлено на машину Форд Тхунбербирд.
Но дневные ходовые огни должны не только быть правильными, но и еще обязаны правильно подключаться. Согласно правилам, автомобилисты должны знать, что дневные ходовые огни обязаны включаться вместе с пуском силового агрегата, а выключаться автоматически во время включения головных фар, исключением стали только случаи «подмигивания», то есть когда фары головного света включаются на короткие промежутки.
Вывод из всего вышесказанного прост – надо устанавливать дневные ходовые огни, причем с самого начала необходимо устанавливать качественные дневные огни, чтобы со временем не пришлось их менять. И не стоит забывать, что цена даже наиболее качественных дневных огней окупается благодаря их экономичности, а их безопасность и комфорт вообще являются бесценными.

Как известно всем водителям Украины, согласно последним изменениям в ПДД (введенным в действие 15 апреля 2013года), в период с 1-го октября по 1-е мая, в светлое время суток на всех транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, если они есть в конструкции машины, либо ближний свет (п. 9.8 ПДД). За нарушение этого правила ГАИ угрожает, наказанием по ст.122 ч. 2 (нарушение правил пользование внешними световыми приборами) в виде штрафа от 425 до 510 грн.

В данной статье мы хотели бы рассказать, зачем нужно включать свет в дневное время, что такое ДХО и действительно ли ГАИ должно выписывать такой большой штраф за нарушением ПДД п. 9.8

Итак, ДХО (DRL) – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости транспортного средства спереди в светлое время суток. Не следует путать их со стояночными илигабаритными огнями, которые имеют меньшую яркость и предназначены для обозначения габаритов автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Цель ДХО – отметиться в глазах водителя встречного транспортного средства (или пешехода), при этом не ослепив его. Формально это значит, что ДХО должно светить в глаза встречному транспорту и пешеходу (еще выше).

Есть несколько вариантов исполнения ДХО в разных странах мира. К примеру, в Великобритании в качестве ДХО используются фары ближнего света, но при этом их напряжение должно быть понижено. В США принято использовать фары дальнего света, опять же на пониженном напряжении. Отдельные ходовые огни – обязательно использовать в Скандинавских странах. При этом все машины, производящиеся в этих странах идут с установленными таким огнями. В России предусмотрено использование противотуманных фар в качестве ДХО.

Почему ведущие мировые страны пошли на то, чтобы использовать именно уменьшенную мощность? Основной фактов – это экологическая проблема. При включенном головном свете – возрастает потребляемая мощность генератора, соответственно приблизительно на 5% (по расчетам экспертов) возрастает потребление бензина и отсюда увеличивается выброс в атмосферу.

Давайте рассмотрим несколько вариантов.
1. Использование противотуманных фар (ПТФ). Основное направление свечения противотуманных фар – это понизу дороги, чтобы в туман можно было что-то увидеть. Поэтому как ДХО они не сильно эффективны. Обычная мощность лампочки в ПТФ (H11) составляет – 55Вт, т.е. езда днем будет стоит вам лишних 110 Вт энергии генератора, дополнительно не забываем, что ПТФ работают при включенных габаритах. Полная мощность составит порядка 150-160Вт. Это выльется в расходы бензина (если посчитать цифру в год – станет совсем страшно). К тому же снизится ресурс лампы ПТФ при цене
H 11 порядка 90 грн за штуку.
2. Использование ближнего света фар, которые мы должны включать, согласно ПДД днем при езде по городу. Если пристально вглядеться в этот вариант, то по эффективности он не сильно отличается от ПТФ. Ходовой огонь для эффективности должен светить в глаза встречного транспорта, а ближний свет специально регулируется для свечения в дорогу (чтобы ночью не ослеплять водителей). По мощности также не сильно отличается от ПТФ. Мощность ламп ближнего света – 55Вт, итоговая мощность с включенными габаритами – те же 150Вт дополнительной круглосуточной нагрузки на генератор. Такая нагрузка часто выливается в недозаряд аккумулятора (особенно в зимнее время), нагрузку на проводку и контактную группу замка зажигания. По информации с РФ, на машинах, особенно российской сборки, очень часто стали менять именно контактную группу зажигания, наряду с фарами ближнего света.
3. Дальний свет мы рассматривать не будем, хотя это один из самых эффективных методов использования его, как ДХО. Для этого он делается в полнакала и является самым эффективным, но к сожалению, он никак не принят нашей редакцией ПДД.

4. ДХО – дневные ходовые огни. Это отдельно продающиеся фары со светодиодными огнями белого света, которые устанавливаются впереди транспортного средства согласно ДСТУ UN/ECE R 48-02:2002. Обычная мощность одной фары ДХО составляет 5-10 Вт и особой нагрузки и повышения расхода топлива – не вызывает.

В современных автомобилях ДХО устанавливает уже производитель. ДСТУ UN / ECER 48-02:2002 разрешает факультативную установку огней дневного света, если они будут соответствовать описанным в ДСТУ требования. Размещение – по ширине – точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства. Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм. По высоте – на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.По длине – на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства. Геометрическая видимость: горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь. Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали. Функциональная электрическая схема. В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение “включено” орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения. При этом хотелось бы отметить, что сила света каждого дневного огня на выходной оси не должны быть ниже 400 кд и выше 1200 кд.

Особенно хотелось бы отметить факт, что ПДД явно не запрещают устанавливать ДХО в конструкцию транспортного средства. ЦБДД – выдал свое письмо, в котором они настаивают на то, что ДХО должны быть только установлены производителем автомобиля. Но имеется и другое письмо, что в Украине есть ДСТУ, которое разрешает факультативную установку ДХО. Единственное требование – соответствие этому стандарту, т.е. елочные диоды, приклеенные на бампер, естественно требованию стандарту не соответствуют. Поэтому, если вы не уверены в том, что купленные Вами и установленные ДХО соответствуют ДСТУ – мы советуем их не ставить, а пользоваться за городом ближним светом.

Еще бы хотелось поговорить по поводу наказания за «не включённый» на трассе за городом в дневное время ближний свет. С ДХО понятно – если они установлены, они всегда горят. А вот что делать с тем, что кто-то забыл включить ближний свет. И так ГАИ, расценивает это как нарушение правил пользования осветительными приборами, что наказывается согласно ст. 122 ч.2 КУпАП. Правильно ли это?

Требования включить в дневное время ближний свет фар описано в п. 9.8 настоящих ПДД. Раздел № 9 ПДД посвящен ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ сигналам. И это понятно, поскольку ближний свет в дневное время явно не включается с целью осветить, а только с целью предупредить водителя встречного транспортного средства. Внешние световые приборы, а также правила их пользования описаны в разделе № 19 ПДД. Поэтому исходя из этого, использования формулировки «нарушение правил пользования внешними осветительными приборами» для описания нарушения ПДД п. 9.8 – явно не подходит. Но КУпАП ст. 122 ч.2 предусматривает и наказание за нарушение правил пользования предупредительными сигналами при начале движения или при изменении его направления. В данном случае, всем понятно, что речь идет о использовании сигналов поворотов, но никак не ДХО или ближнего света за городом в дневное время. Таким образом ст. 122 ч.2 не подходит для классификации такого нарушения. Поэтому единственное, на наш взгляд, правильная трактовка этого нарушения – это ст. 125 КУпАП – иные нарушения ПДД не предусмотренные другими статьями. И наказание – это предупреждение.

Но все равно, не смотря на это, редакция обращается ко всем водителям! Включенные за городом дневные ходовые огни или ближний свет фар – это ваша личная пассивная безопасность. Благодаря тому, что ваше транспортное средство видно из далека другим водителем – он сможет заранее подготовится к опасному маневру, повороту, обгону и т.д. или подождать не совершать его. Культура водителей на дорогах – это безопасность дорожного движения и сохраненные человеческие жизни! Не нарушайте ПДД.

Правозащитник Петр Моругин.

19.10.2015



Популярность ДХО (дневных световых огней) в последние годы все болеее неоспорима. К примеру, многие производители уже взяли за правило установку ДХО на всей линейке продукции. «Загорелись» новой идеей и автолюбители, активно покупающие выносные устройства и монтирующие их в автомобиль. «Масла в огонь» подливают и ПДД, по которым движение за городом должно осуществляться с включенным ДХО (или ближним светом). Но, несмотря на свою популярность в широких массах, об особенностях, принципах конструкции и преимуществах ДХО знают немногие. В данной статье постараемся разъяснить самые важные моменты и устранить «пробелы» в знаниях.




Что это такое?

ДХО - светотехнические устройства, активно применяемые в автомобилестроении. Дневные ходовые огни относятся к категории внешнего освещения и несут задачу выделить авто из транспортного потока. При этом есть уверенность, что уже через несколько лет установка ДХО станет обязательной на всех моделях авто. Пока же дополнительная система монтируется далеко не везде. Владельцам же авто без дневных ходовых огней, как правило, приходится довольствоваться ближним светом.


Многие путают ДХО и габаритные огни. Но это грубая ошибка. Задача габаритов - выделение автомобиля в темное время суток, чтобы другие участники движения могли определить параметры авто. В свою очередь, цель ДХО - сделать автомобиль броским в дневное время суток. При этом дорога дополнительно освещается ярким светом с белым оттенком.




Классификация дневных ходовых огней

Сегодня есть несколько типов ДХО, о которых должен знать каждый автолюбитель. Их можно классифицировать:



1. По типу исполнения:


  • Ближний свет. На практике в роли ДХО все чаще выступают стандартные фары, установленные в каждом авто. Ночью ближний свет применяется для освещения дороги, а днем - для обозначения машины;


  • Дальний свет. Как и в прошлом варианте, для выделения транспорта на дороге применяются стандартные фары. Только применяется не ближний, а дальний свет;


  • Противотуманные фары. В ряде случаев для обозначения машины на дороге применяются ПТФ (если они установлены на авто);


  • Специальные светодиодные комплекты. Все чаще владельца авто устанавливают на фарах специальные светодиодные модули. Их задача - сделать более видимым автомобиль в дневное время суток.



2. По особенностям монтажа выделяется два варианта ДХО:


  • Базовые (заводские, штатные). Как правило, ходовые огни монтируются на сравнительно новых авто. При этом первые «ласточки» были «запущены» в 2011 года. До этого встроенные ходовые огни в заводских вариантах не предусматривались. Через время в продаже появились специальные (штатные) фары, которые продаются сразу с корпусом. Немаловажный момент - особенности исполнения. Штатный вариант может быть выполнен в форме отдельного устройства или же в другом виде, к примеру, дальнего (ближнего) света;


  • Универсальные - системы, которые монтируются на автомобиле самостоятельно (для них не предусмотрен штатный (заводской) вариант ДХО).



Чему отдать предпочтение?

Автолюбителям весьма сложно принять решение, какой из существующих вариантов стоит применять в виде ДХО. Рассмотрим же все варианты по отдельности:



1. Ближний свет в качестве ходовых огней. Сегодня именно этот вариант является одним из наиболее популярных среди автолюбителей. Это обусловлено требованием ПДД и отсутствием штатных дневных ходовых огней на подавляющем большинстве автомобилей.



К основным плюсам ближнего света (при использовании вместо ходовых огней) стоит отнести:


  • Практичность и возможность экономии. Нет необходимости покупать дополнительные устройства - ближний свет предусмотрен в каждом авто;


  • При желании можно настроить автоматическое зажигание фары. Все, что требуется - несложные манипуляции с проводкой;


  • Высокая эффективность, ведь включенный ближний свет отлично выделяет машину на дороге (в том числе и днем).



Минусы:


  • Повышенное энергопотребление, что приводит к большей «прожорливости» автомобиля;


  • Увеличение скорости износа генератора, которому приходится выдерживать большую нагрузку;


  • При отсутствии автоматического режима можно забыть включить ближний свет, тем самым нарвавшись на штраф сотрудника ГИБДД;


  • Необходимость частой замены ламп, ведь из-за регулярной работы они будут быстро приходить в негодность.



2. Дальний свет в роли ДХО. В большинстве стран мира такой тип ходовых огней запрещено применять из-за высокого риска ослепления встречного водителя.



Плюсы:


  • Броскость машины на дороге (дальний свет видно в любую погоду);


  • Отсутствие необходимости в проведении переделки.



Недостатки:


  • Быстрый выход из строя ламп дальнего света;


  • Запрет на использование.



3. Применение «противотуманок» в качестве ДХО - еще одна хитрость многих автолюбителей. Таким способом можно избежать необходимости включения ближнего или дальнего света.



Плюсы:


  • Простота использования (нет никакой нужды в покупке дополнительных устройств);


  • Меньшее энергопотребление (при условии установки ксеноновых огней);


  • Допустимость применения у нас в стране.



Минусы:


  • В случае применения стандартных галогенных фар использование ПТФ в качестве ДХО не обеспечивает нормальной видимости автомобиля при плохих погодных условиях;


  • Повышенный расход энергии (в случае применения стандартных галогенных ламп);


  • Запрет на применение ПТФ в нормальных погодных условиях.



4. Использование отдельных систем в качестве ДХО становится все более популярным. При этом используются как универсальные варианты, так и штатные (заводские) приборы.



Плюсы:


  • Отличная видимость машины, благодаря применению в устройстве ярких светодиодов;


  • Минимальная мощность потребления энергии. Как следствие, продлевается ресурс генератора и АКБ автомобиля. Кроме этого, меньше изнашивается силовой узел и не повышаются затраты топлива;


  • Срок службы может достигать 50 тысяч часов;


  • Современный вид позволяет украсить автомобиль;


  • Ряд современных ДХО являются многофункциональными, поэтому их можно использовать не только в роли ходовых огней, но и как стандартные габариты;


  • Наличие функции автоматического включения и отключения.



Минусы:


  • Если речь идет не о заводской установке, то придется осуществлять переделку, что запрещено законом;


  • Цена качественных ДХО по карману далеко не всем автолюбителям.


Как следствие, из перечисленных выше вариантов более предпочтительным является применение выносных дневных ходовых огней. Их преимущество перед конкурентами - эффективность и практичность.




Стоит ли вообще использовать ДХО?

На фоне роста популярности и появлении обязательств использования ДХО при движении в светлое время суток возникает все больше вопросов в отношении этих систем. В частности, не совсем понятно, как появились дневные ходовые огни и чем вызвано их столь активное внедрение в последние годы.


Появление ДХО не так спонтанно, как думают многие. Исследования в отношении эффективности данных огней ведутся еще с 1970 года. Полученные результаты показали, что применение ходовых огней дневного света повышает безопасность на дороге.


Не секрет, что большая часть ДТП происходит именно днем. Включенные фары позволяют снизить аварийность на 8-10%. При этом общее число пострадавших в ДТП уменьшается на 20-25%. Похожие исследований проводились и в США (в 2008 году). Единственное, что результаты были другим. Здесь ученым удалось доказать, что применение ДХО не оказывает существенного воздействия на снижение частоты или тяжести ДТП. Парадоксально, но, несмотря на эти доказательства, применение ДХО в США обязательно.


В 2011 году Европейская Экономическая комиссия постановила, что на всех автомобилях мира должны быть установлены дневные ходовые огни. При этом их использование в дневное время становилось обязательным (в частности, осенью и зимой).

Добрый день, уважаемые читатели.

Думаю, что Вы уже много раз слышали о том, что с 20 ноября 2010 года вступают в силу и что начиная с этого момента будет необходимо использовать дневные ходовые огни .

Однако в этой статье я буду рассматривать не сами изменения в правилах использования световых приборов. Речь пойдет о том, как можно световыми приборами пользоваться до 20 ноября, как - после этой даты.

Т.е. мы поговорим о том, как наилучшим образом перейти от езды с выключенным ближним светом к езде с включенным. Напомню, что до вступления в силу указанных изменений в правила осталось уже меньше трех месяцев, поэтому самое время задуматься над вопросом их изучения и выполнения.

Сразу предупреждаю, что в этой статье мы будем рассматривать использование световых приборов только в светлое время суток .

Использование световых приборов до 20 ноября 2010 года

В настоящее время при движении в светлое время суток некоторые категории транспортных средств должны включить ближний свет фар. Об этом свидетельствует пункт :

19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

  • на мотоциклах и мопедах;
  • при движении в организованной транспортной колонне;
  • на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения;
  • при организованной перевозке групп детей;
  • при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);
  • при движении вне населенных пунктов.

Отмечу, что перечисленные транспортные средства должны использовать ближний свет фар. Однако это не означает того, что другие транспортные средства не могут сделать тоже самое.

Использование противотуманных фар описывается в :

19.4.

  • в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил.

Заметьте, противотуманные фары могут использоваться . Т.е. могут использоваться, а могут и не использоваться. Соответственно, даже если Ваш автомобиль оборудован противотуманными фарами, Вы можете их не включать никогда. И наоборот, можете всегда ездить с включенными противотуманными фарами.

Что касается дневных ходовых огней, то о них в существующей редакции правил дорожного движения вообще не говориться. Ну а поскольку этот вид световых приборов включается одновременно с запуском двигателя автомобиля, то о нем вообще помнить не надо.

Подведем итоги. В настоящее время в светлое время суток световые приборы должны быть включены только на транспортных средствах, перечисленных в пункте 19.5. Остальные же транспортные средства также могут их включить по мере необходимости.

Использование световых приборов после 20 ноября 2010 года

После 20 ноября 2010 года текст пункта 19.5 правил дорожного движения значительно сократится, тем не менее группа транспортных средств, которую он будет охватывать, значительно увеличится:

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Теперь ближний свет фар должен быть включен на всех транспортных средствах и всегда. Появилась у него и альтернатива - использование дневных ходовых огней, которые и так всегда включены.

Что касается противотуманных фар, то пункт 19.4 претерпел незначительные изменения:

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Поэтому противотуманные фары также являются альтернативой ближнего света.

Подведем итоги. После 20 ноября 2010 года на каждом транспортном средстве должен быть включен хотя бы один из перечисленных световых приборов: ближний свет, дневные ходовые огни, противотуманные фары.

Переходим на новые правила дорожного движения

В этой части статьи рассмотрим, каким образом лучше перейти на новые правила дорожного движения водителям различных автомобилей.

Больше всего повезло владельцам автомобилей с дневными ходовыми огнями . Им вообще задумываться ни над чем не нужно. Они могут как до, так и после 20 ноября ездить по одним и тем же правилам.

Хотя на самом деле положение таких автомобилей даже улучшиться, т.к. они уже не будут обязаны включать ближний свет за городом, при буксировке и т.п.

Т.е на таком автомобиле можно будет просто сесть за руль и поехать, не думая при этом об использовании световых приборов.

Тем же водителям, автомобили которых не оборудованы дневными ходовыми огнями , рекомендуется переходить на новые следующим образом.

Примерно за 10-15 дней до 20 ноября 2010 года т.е. 5-10 ноября нужно начинать использовать ближний свет фар при движении днем. Можно использовать и противотуманные фары. Выбор зависит от Ваших предпочтений.

Если найдутся желающие, то они могут начать использовать ближний свет фар или ПТФ уже сейчас, существующие правила этого не запрещают.

Ну а если кто-то хочет наоборот потянуть до последнего, то никто не запрещает ждать прямо до 20 ноября, а уж потом начинать использовать ближний свет.

Подведем итоги. Владельцам автомобилей с дневными ходовыми огнями можно вообще не думать об изменении пунктов 19.4 и 19.5 правил дорожного движения, остальным же следует готовить себя к тому, что начиная с 20 ноября 2010 года нужно будет постоянно держать включенным ближний свет. Можно включать ближний свет днем и до наступления этой даты.

А вот нашел что давно искал:))) что же такое эти "Дневные ходовые огни"? :)))

Дневные ходовые огни или LED DRL - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

“19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни” - говорится о DRL в новой поправке в ПДД.

У многих возникает встречный вопрос о правомерности использования таких DRL при прохождении техосмотра, так как запрещается использовать доп. световые приборы, не предусмотренные конструкцией ТС. На это есть ответ из ПДД:

Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», установка подобных устройств на автомобиль допускается. Пункт 6.19 сего ГОСТа допускает факультативную установку дневного ходового огня при условии, что размещение будет соответствовать нормам (см. рисунок) и функциональная электрическая схема будет надлежащей. «В случае установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента (без участия дополнительных клавиш — прим. редакции). Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения».

В ночное время они (светодиодные дневные ходовые огни ) должны автоматически отключаться, в противном случае эффект ослепления будет даже выше, чем от ксенона.

Как это ни покажется странным, но одним из поводов появления дневных ходовых огней в России станет запрет нештатного, или, как говорят в народе, «колхозного» ксенона. Причем тут он? Да все очень просто. Ни для кого не секрет, что в свое время, когда ксеноновый свет только прописался на автомобилях, он был олицетворением богатства и роскоши. Такой автомобиль пользовался приоритетом на дороге и всеобщим пиететом со стороны галогеновых участников движения. Ксенон был баснословно дорог, и позволить себе купить автомобиль с такой оптикой мог не каждый. Но хотелось-то такое многим. Тогда и стали появляться первые эрзац-комплекты, состоящие из галогеновых лампочек с покрашенными в синий цвет колбочками. Светили они, конечно, так себе, зато как ксенон, леденящим окружающих и греющим душу хозяину голубоватым оттенком. На какое-то время статус-кво был восстановлен. Но вдруг грянул гром. В ГИБДД началась борьба с синим светом, чье появление в оптике автомобиля шло в разрез с ПДД. Машины пачками останавливались во время облав, и их хозяевам выписывался штраф. И хотя он был не столь велик, за день могло набежать немало. Грусть народа стала непомерной. BMW и Mercedes вновь стали особенно заметны на дорогах, а дабы еще более подчеркнуть свой статус, их хозяева не гасили ксенон даже днем. И тем самым, кстати говоря, сами того не ведая, повышали безопасность дорожного движения. Не увидеть днем едущий с ближним ксеноновым светом автомобиль невозможно. Как следствие — меньший процент попадания таких автомобилей в ДТП днем. А народ все ждал. И наконец дождался. Помощь пришла из Поднебесной. Огромное количество дешевого ксенона буквально наводнило прилавки наших магазинов, тем самым открыв населению дорогу в светлое статусное будущее. Ксенон начали ставить буквально на все, что движется. 4300 кельвинов, 6000 кельвинов, 7500 кельвинов — в цветовой температуре стали разбираться буквально все, начиная с хозяев дорогих внедорожников и заканчивая владельцами убитых дорогами и жизнью «копеек». При этом совсем не учитывалось то, что ксеноновая лампа должна работать в паре с просчитанной именно под нее оптикой, будь то линза или рефлекторный отражатель. В противном случае она не только плохо светит, порой хуже галогенки, но еще и слепит. В связи с чем запрет стал вполне обоснованной мерой. С санкциями, конечно, перегнули. Отнимать права за это не стоило бы. Машиной, в конце концов, может управлять человек, и не знающий об установленном на нее ксеноне. Скажем, взяли вы машину у друга в аэропорт за семьей смотаться, а вас на посту ДПС — хоп! — и прав лишили. Штрафа, в два раза превышающего стоимость средне-статистического комплекта, вполне бы хватило. Это чтобы с гаишником даже на половину суммы было бы невыгодно торговаться.

А причем тут дневные ходовые огни, спросите вы. Яркие, сверхмощные светодиоды — вот что вдруг стало статусным на автомобиле. Вы обращали внимание, сколько появилось машин с оптикой, подражающей оптике последних Audi или Opel? Недорогие светодиодные ленты буквально опоясывают фары многих далеко не новых автомобилей. Однако мало кто из владельцев этих машин задумывался над тем, что эти светящиеся полоски или галочки в фирменной оптике есть не что иное, как дневные ходовые огни. Сверхмощные свето-диоды, установленные в фарах последних моделей европейских автомобилей, излучают чисто белый свет, который одинаково хорошо виден как при пасмурной, так и при солнечной погоде. Последнее делает автомобиль более заметным на дороге, и тем самым повышается безопасность как водителя, так и его пассажиров, а равно и сторонних участников дорожного движения. Плюс к этому светодиодные ходовые огни на 80 процентов снижают электропотребление. Они потребляют всего 14 Ватт вместо 110 Ватт ближнего света и еще 20 Ватт габаритных огней, которые горят вместе с ним. Да и срок службы обычной системы освещения ввиду отсутствия необходимости в использовании ее днем увеличивается. Сам же срок службы таких светодиодов, как правило, приравнен к сроку службы всего автомобиля, а это порядка 10 000 часов. При условии, что они будут использоваться только в дневное время. Кстати, это одно из обязательных условий. В ночное время они должны автоматически отключаться, в противном случае эффект ослепления будет даже выше, чем от ксенона. Пока в наших ПДД об этих ходовых огнях нет ни слова, но в ближайшее время они, скорее всего, будут внесены соответствующими поправками. «Данная новация — требование времени.

На современных автомашинах применяются дневные ходовые огни, которые начинают работать сразу после включения двигателя. Таким образом, включать ближний свет фар уже не требуется. Соответственно, в правилах необходимо предусмотреть альтернативу — либо горит ближний свет, либо дневные ходовые огни», — отметил главный инспектор безопасно-сти дорожного движения РФ Виктор Кирьянов.

Так что же получается, сегодня такие ходовые огни запрещены? Отнюдь нет. Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», установка подобных устройств на автомобиль допускается. Пункт 6.19 сего ГОСТа допускает факультативную установку дневного ходового огня при условии, что размещение будет соответствовать нормам (см. рисунок) и функциональная электрическая схема будет надлежащей. «В случае установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента (без участия дополнительных клавиш — прим. редакции). Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения».

Рынок дополнительных ходовых огней пока невелик. Да и те, что предлагаются, очень дороги. Как правило, стоимость таких комплектов в два раза превышает стоимость китайского ксенона. Плюс к этому в большей массе своей они требуют достаточно квалифицированной установки. Резать бампер, а потом еще лезть с проводками в блок предохранителей решится не каждый. Проведя исследования рынка, мы пришли к выводу, что на этом фоне выгодно отличался лишь комплект Philips LED Daytime Lights. По заявлению производителя, комплект можно установить практически на любой современный европейский автомобиль менее чем за два часа. Заманчиво, не правда ли? Мы связались с компанией и получили комплект на пробу.

Комплект действительно оказался самодостаточным, для его установки требовались лишь крестовая отвертка, пассатижи и накидной ключ «на 10». Однако тут всплыла другая проблема. Как выяснилось, далеко не на каждый европейский автомобиль сей комплект можно установить. Если строго следовать установочному рисунку, то таких машин окажется не много. В конце концов, под требования по установке из всей редакционной плеяды подошел лишь бюджетный Renault Logan. (Ирония судьбы, не правда ли? Вещица недешевая, а поставить можно лишь на бюджетную иномарку.) В остальных машинах либо не было места соответствующего размера, либо их местоположение шло вразрез с ГОСТом. Впрочем, установка LED Daytime Lights на Logan тоже не прошла совсем гладко. Дабы утопить фары заподлицо с бампером, пришлось в месте установки выпиливать решетку. Зато проблем с электрической частью не было. Требовалось лишь протянуть проводку до блока управления включением, блок запитать на клеммы аккумулятора и один проводок «кинуть» в параллель с плюсом габаритных огней. Умная электроника в этом случае отслеживает момент пуска двигателя по повышению напряжения на аккумуляторе и после пуска включает огни. Стоит же включить габаритные огни, как LED Daytime Lights моментально отключаются, тем самым пресекая возможность пользоваться сей оптикой в темное время суток. Да и делать это, если честно, совсем не хочется, потому как дневные ходовые огни, хоть и яркие, да вот светят отвратительно. Максимум, на сколько они могут осветить дорогу, — метр-полтора. Зато днем автомобиль действительно гораздо заметнее, особенно при ненастной погоде. Причем чем дальше он находится, тем интенсивность потока больше. Остается только надеяться, что в скором времени стоимость этих полезных устройств снизится, и они из разряда статусных перейдут в разряд общедоступных. Ведь безопасность на дорогах — это наше общее дело.


Не все так просто

Два десятка лет не стихают споры, нужен ли свет днем. И ответа нет до сих пор.

Еще в 1993 году General Motors впервые обращается в Национальную администрацию безопасности дорожного движения NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) с предложением об обязательной установке дневного света (DRL — Daytime Running Lights) на все вновь выпускаемые автомобили. И получает первый отказ. Последний датируется прошлым годом. Заключение главного американского эксперта по вопросам безопасности дорожного движения, основанное как на анализе данных, представленных GM, так и многочисленных самостоятельных и независимых исследований, гласит: «Используемые методики исследований не дают возможности утверждать, что DRL действительно повышают безопасность на дорогах. Вполне вероятно, что в отдельных ситуациях положительный эффект имеет место, но при этом не исключается и отрицательный в других». Вывод NHTSA: DRL могут использоваться в качестве необязательного дополнительного оборудования. А в Канаде и Европе дневной свет прижился. И кое-где даже стал требованием закона. Список стран, «бегущих впереди паровоза», включает все скандинавские плюс т. н. бывшие страны восточного блока. С последними все понятно: большинство принимаемых нашими экс-союзниками и экс-согражданами законов призваны доказать, что они святее Папы и большие европейцы, чем немцы
и французы.

А вот со скандинавами и финнами дело серьезнее. Северные страны не могут похвастать обилием света. Сумерки растягиваются на полгода: выделять транспорт на дороге просто необходимо.

Противники DRL в Европе (о них позже) утверждают, что от дневного света проигрывают другие участники движения — мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. Мотоциклисты теряют свое эксклюзивное право выделять себя на дороге, передвигающиеся своей силой и вовсе теряются. Аргумент серьезный, но не очень актуальный для Севера, где пешком стараются не ходить. Да и на двух колесах здесь комфортно пару месяцев в году.
Как в лагерь сторонников попала Италия, остается загадкой.

Между тем, движение против DRL охватило почти всю Европу. Но поскольку законы в ряде стран уже приняты, авторитетные органы обращаются к экспертам с вопросом: ухудшаются ли условия для «неподсвеченных» участников движения? И те, так же, как и их американские коллеги, отвечают про отсутствие точных методик и четких доказательств. Но на сей раз не пользы DRL, а вреда от них. Подробности споров можно узнать на сайтах национальных организаций Drivers against DRL («Водители против дневных ходовых огней»).

С точки зрения техники обязательство ездить со светом днем также вызывает критику. Если просто включать ближний свет штатных фар, возрастут расход топлива (на 1-3%) и выбросы СО2 (на 0,6-1,4%). Если бы вместо ближнего света (55 Вт) можно было использовать лампы стоп-сигналов (21 Вт) или аналогичные по мощности, то расход энергии уменьшился бы на 62%. И такие лампы специально для DRL уже созданы. Но поскольку, как и все прочие лампы накаливания, они имеют ограниченный срок службы, а используются дольше, чем «ночные», их широкого распространения ожидать не приходится.

Светодиодные «дневные фары» выглядят куда более интересно. Они расходуют значительно меньше энергии, служат не меньше, чем сам автомобиль, и развязывают руки дизайнерам. В отличие от «притушенных» штатных фар, LED DRL практически не слепят встречных. Цена вот только кусается.

Ставить или нет DRL? Решайте сами. Обязывающего закона у нас, к счастью, нет. Светящиеся «реснички» входят в моду, и вреда от них, при любом раскладе, куда меньше, чем от самопального или не отрегулированного ксенона. А пользы? Польза — понятие относительное.

Удачи на дорогах!

Движение транспортных средств с включенными передними фарами в дневное время стало нормой после утверждения поправок в ПДД РФ от 2010 года. Однако отсутствие штатных дневных ходовых огней (ДХО) вынуждает водителей использовать в качестве подсветки другие, разрешенные законом, автомобильные фонари. Это могут быть фары ближнего света или противотуманки (ПТФ).

Какие недостатки удалось выявить среди разрешенных типов фар за прошедшие 6 лет действия закона? Как от них избавиться, не нарушая пункты действующих ПДД?

Почему нежелательно использовать ближний свет?

Название «Ближний свет» свидетельствует о его прямом назначении – освещение дорожного полотна в тёмное время суток непосредственно перед автомобилем, не ослепляя встречный транспорт. Решение задействовать его в качестве ходовых огней было вынужденной мерой, не требующей перепланировки конструкции и дополнительных капиталовложений. В результате: хотели как лучше (повысить уровень безопасности на дорогах), а получилось как всегда (возросла нагрузка на автомобиль).

В отличие от штатных ДХО, которые начинают светиться с пуском двигателя, фары ближнего света (ФБС) необходимо не забывать включать и отключать. Забыли включить – штраф, забыли отключить – севший аккумулятор. В обоих случаях последствия не радужные. Световой поток, излучаемый фарами ближнего света, в основном направлен вниз, чтобы не пропустить изъяны в асфальте. На сравнительно большом расстоянии между встречно движущимися машинами эффект от такого свечения практически отсутствует. Получается, что, двигаясь на скорости около 100 км/ч, водителям сложно своевременно реагировать на транспортные средства, которые движутся или идут на обгон по встречной полосе и создают потенциально аварийную угрозу. Это, пожалуй, главный недостаток использования ближнего света вместо ДХО, требующий от водителей повышенной концентрации внимания.

В некоторых марках авто от одного выключателя запитаны не только ФБС, но и другие приборы освещения, например, подсветка приборной панели. Пользы в дневное время от этого никакой, а вот дополнительный расход энергии и топлива обеспечен. Отрицательно сказываются и поездки по городу с частыми простоями в пробках и на светофорах. В таких случаях генератор не успевает пополнять энергией аккумулятор.

Регулярное применение фар ближнего света в дневное время негативно сказывается на надёжности всех элементов электрической цепи: сокращается срок службы ламп и аккумуляторной батареи. В результате в ночное время, когда без ФБС просто не обойтись, одна из ламп может попросту выйти из строя.

Что плохого в кастомных светодиодных ДХО?

Несмотря на широкий перечень преимуществ, светодиодные ходовые огни (led-drl) не лишены недостатков. По понятным причинам китайские производители тщательно скрывают «обратную сторону медали», пытаясь навязать неопытному покупателю разрекламированный товар за небольшие деньги. Практика порою доказывает полное отсутствие эффективности от дешевых ДХО, смонтированных своими руками, которое проявляется следующим образом:

  • сила света значительно меньше, минимально установленного правилами значения в 400 кд;
  • угол распространения светового потока не отвечает нормам;
  • низкое качество сборки приводит к сбоям и быстрому выходу ДХО из строя.

Конечно, можно купить качественные ДХО на светодиодах, заплатить за их подключение и установку по всем правилам, а после наслаждаться поездкой. Однако стоимость фирменного комплекта с услугами по монтажу выльется примерно в 7 тыс. рублей.

Дальний свет в полнакала вместо ДХО

Существует ещё один способ реализации ходовых огней, лишённый вышеуказанных недостатков. Его суть заключается в использовании фар дальнего света, включенных в полнакала и используемых вместо ДХО. Такой способ включения уже давно был предложен американцами. Однако на европейском авторынке этот вариант не получил распространение.

Суть метода состоит в последовательном включении двух ламп дальнего света, что приводит к двукратному снижению напряжения на них. Так как спираль лампочки – это активная нагрузка, то ток снижается пропорционально напряжению. В результате мощность потребления и светоотдача снижается в 4 раза. Как ни странно, но эффект от таких ДХО выше, чем от включенного ближнего света. Свет от них получается мягче и направлен он на водителей встречного транспорта.

Вариант реализации

Конструктивные особенности большинства машин не позволяют быстро переделать схему параллельного включения фар дальнего света в последовательное соединение, оставив при этом в рабочем состоянии оба варианта. Причина тому – необходимость переподключения реле, ошибки бортового компьютера и прочие сложности.

Тем не менее, находятся народные умельцы, которые делают практические схемы по регулировке яркости мощных ламп своими руками. Они основаны на работе MOSFET-транзисторов в режиме ШИМ-модуляции, что позволяет эффективно управлять световым потоком, не влияя на остальные исполнительные механизмы. Одна из таких схем представлена ниже. Наиболее простым и приемлемым для многих автолюбителей способом переделки дальнего в полнакала является установка готового DRL-контроллера. Это миниатюрное устройство размером со спичечный коробок отличается высокой надежностью и простотой подключения. Серийно выпускаются DRL-контроллеры для разных марок авто с различными функциональными возможностями.

В самом простом случае DRL-controller снижает мощность ламп примерно в 3 раза с 100 до фиксированных 30–35% и имеет 5 выводов для подключения:

  • (+12В) – подключается через предохранитель 10А к аккумулятору;
  • корпус – подключается к автомобильному кузову;
  • (+включение) – поступает на клемму после зажигания;
  • выход – соединяется с проводом фар дальнего света;
  • габариты – соединяется с проводом габаритных огней.

ДХО из дальнего света на базе контроллера могут иметь несколько способов подключения. Оптимальным вариантом считается их автоматический пуск в момент зажигания с задержкой в несколько секунд. Чтобы избежать сбоев в работе остальных осветительных приборов, иногда приходится дорабатывать схему, добавляя в неё реле. Разместить DRL-контроллер можно в любом удобном месте, зафиксировав его с помощью стяжки. Для обеспечения надежного контакта провода спаивают между собой, а в клеммных соединениях используют оконцеватели или наконечники.

Важный параметр ДХО-контроллера – максимальная нагрузочная способность. Перед первым включением убедитесь, что мощность ламп не превышает данный параметр.

Произведя несколько тестовых включений, можно отправляться в путь и пользоваться всеми преимуществами дальнего света в полнакала, а именно:

  • грамотно подобранная яркость и направление светового потока;
  • автоматическое включение и отключение;
  • отсутствие затрат на светодиодные ДХО;

Читайте так же