Методичка рхх принцип работы. Регулятор холостого хода: нюансы работы и замены На что влияет датчик холостого

При возникновении нестабильности в работе холостого хода, первым делом владельцам автомобилей рекомендуется проверить состояние датчика холостого хода. Нестабильность работы ДХХ или регулятора ХХ проявляются в следующем:

  • При движении автомобиль глохнет в момент переключения передач;
  • Обороты то снижаются резко, то вновь начинают увеличиваться.

Если вы обнаружили одну из подобных неприятностей, РХХ придется, скорее всего, заменить. Но для начала разберемся, что это вообще за устройство.

Внешний вид и расположение

ДХХ отвечает за регулировку холостого хода. Отсюда и другое название — регулятор холостого хода. Внешне девайс представляет собой миниатюрный электродвигатель, на конце которого располагается небольшая конусообразная игла.

А где он находится? РХХ крепится на корпус дроссельного узла с помощью двух винтов или обычного лака. Рядом с ДХХ находится датчик положения дроссельной заслонки. Потому с поиском датчика проблем возникнуть не должно.

Неисправности

Особенность работы датчика холостого хода заключается в том, что невозможно отследить возникновение неисправности за счет работы бортового компьютера. Система не распознает поломку, потому приходится все делать вручную.

Есть несколько характерных признаков, которые могут подсказать вам о возникших проблемах с датчиком ХХ:

  • Автомобиль часто глохнет при работе на холостых оборотах;
  • Возникает такое явление как плавающие обороты;
  • Отсутствуют при запуске холодного двигателя повышенные обороты;
  • Если выключается передача, двигатель способен самопроизвольно заглохнуть.

Есть и несколько ошибок на бортовом компьютере, но полагаться сугубо на них не стоит.

Многие путают признаки поломки РХХ с датчиком положения дроссельной заслонки. Симптоматика действительно во многом похожа. Но суть в том, что бортовой компьютер сигнализирует о поломке датчика положения, а вот относительно РХХ он молчит.

Способы диагностики

Изучите оба, чтобы понять, какой вариант диагностики подходит больше вам.

Первый способ

  1. Обзаведитесь тестером, если ранее у вас его не было.
  2. Отключите ДХХ от колодки с проводами.
  3. Если у вас двигатель объемом 1,6 литра, тогда обязательно отсоедините крепежи дроссельного узла и сдвиньте его от ресивера примерно на 1 сантиметр.
  4. С помощью вольтметра проверьте, поступает ли напряжение на регулятор. Минус подключается к массе, а плюс идет на колодку — используйте выводы A-D.
  5. На включенном зажигании тестер должен показывать минимум 12 Вт.
  6. Если напряжение отсутствует, тогда в цепи питания или электрическом блоке автомобиля имеются проблемы.
  7. Если напряжение есть, но оно значительно меньше 12Вт, тогда это говорит о низком уровне заряда вашего аккумулятора. Обязательно подзарядите батарею.
  8. Проверив цепь на предмет эффективной работы, приступайте к изучению самого ДХХ. На данном этапе зажигание отключается.
  9. По очереди подключайте клеммы к тестеру к парам А-В и C-D. Нормальный показатель сопротивление должен быть примерно 53 Ом.
  10. Поменяйте пары на A-C и B-D. При их замерах сопротивление должно оказаться бесконечно большим.

Если проверка показывает, что показания не соответствуют нормам, тогда можно предпринять несколько действий:

  • Прочистите контакты, дроссельную заслонку, конусовидную иглу и прочие элементы датчика с помощью карбюраторного очистителя. Его отыскать не сложно, и он дешевле, чем специализированные очистители;
  • Если есть возможность, попробуйте отремонтировать РХХ;
  • При невозможности выполнить ремонт, проведите замену старого датчика на новый регулятор.

Второй способ

Для этого варианта проверки вам потребуется простейший тестер, который легко можно изготовить своими руками. Предлагаем соответствующую видео инструкцию

Теперь действуем следующим образом.

  1. Открутите крепежные винты регулятора и извлеките его с посадочного места. Расположение ДХХ вам уже прекрасно известно.
  2. Отсоедините регулятор от основной колодки, и приложите палец правой руки. Причем указательный. Не нужно прикладывать большое усилие и создавать набор.
  3. Нюанс прикладывания пальца заключается в особенностях самого регулятора, на конце которого располагается конусовидная игла.
  4. Если двигатель перестает работать, то при исправном РХХ игла выходит полностью.
  5. Палец позволит вам ощутить небольшой толчок при включении зажигания.
  6. Если этот толчок отсутствует, тогда устройство вышло из строя.

Максимальным расстоянием от выступающей головки штока до фланца является 23 миллиметра. Покупая новый РХХ, обязательно примите во внимание данный факт.

Вопрос выбора

При проверке датчика удалось выяснить, что устройство вышло из строя и нуждается в замене. Но что на его место выбрать?

Сегодня особым спросом для ВАЗ 2114 пользуются два типа устройства от разных производителей — ОМЕГА и КЗТА.

В случае с ОМЕГА обращайте внимание на номер 2112-114830. Если же решили выбрать КЗТА, тогда подходящий вам вариант имеет каталожный номер 2112-1148300-04.

Последние две цифры могут быть другими, и это очень важный момент. Если номер вашего РХХ заканчивается на 01, менять его на 03 не стоит, иначе вы просто зря потратите деньги. Устройство заменяется на аналогичное или с последующим номером — 01 меняют на 01 или 02 и т.д.

Стоимость РХХ составляет в районе 300-400 рублей, в зависимости от региона и конкретного магазина. Будьте внимательны, поскольку сейчас на рынке присутствует внушительное количество подделок.

Замена

Для работы вам потребуется:

  • Новый регулятор, подходящий для вашего ВАЗ 2114;
  • Ветошь;
  • Крестовая отвертка;
  • Ключ на 13 миллиметров;
  • Очиститель для карбюраторов;

Имея в наличии необходимые инструменты и материалы, можно приступать к работе.

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку, включите ручник.
  2. Поднимите капот и прочно его зафиксируйте, дабы избежать ненужных травм.
  3. Отключите минусовую клемму от аккумулятора. РХХ — это электроприбор, потому это мероприятие обязательное.
  4. Снимите защитный кожух с силового агрегата.
  5. Немного ослабьте хомут, чтобы отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра. Это нужно для того, чтобы трубка не мешала.
  6. Демонтируйте хомут, который удерживает патрубок воздушного фильтра. Гофра отсоединяется и отодвигается немного в сторону.
  7. Крепежный винт троса, идущего от педали газа к заслонке (дроссельной) нужно немного ослабить.
  8. Ветошью удаляется вся грязь возле, и на самом дроссельном узле.
  9. Крепежную гайку дроссельного узла, а также крепежные винты РХХ обработайте с помощью всемогущего средства WD40. Это позволит легче выполнить демонтаж.
  10. Снимите полностью дроссельный узел. Для этого откручиваются две гайки с помощью ключа на 13 миллиметров.
  11. Снимите разъем датчика с клемм.
  12. При наличии грязи на местах соприкосновения ДХХ и дроссельного узла, обязательно удалите ее ветошью.
  13. Отверткой открутите два крепежа, с помощью которых соединяются дроссельный узел и наш искомый датчик.
  14. Достаньте из крепежного гнезда регулятор.
  15. Промойте с помощью карбюраторного очистителя весь дроссельный узел.
  16. Установите новый регулятор в аналогичном положении, как стоял только что демонтированный ДХХ.
  17. Моторным маслом обработайте новую резиновую прокладку, которая должна идти в комплекте с РХХ.
  18. Верните на место два винта и убедитесь, что регулятор плотно прилегает к корпусу дроссельного узла.
  19. Верните ДУ на место и проверьте, насколько прочно зафиксированы гайки.
  20. Подключите разъем на клеммы устройства.
  21. Установите на место тросик, патрубки и трубки. Затяните как следует все хомуты.
  22. Поставьте обратно защитный кожух двигателя.

После сборки остается очень важный этап — калибровка нового РХХ. Для этого нужно подключить аккумулятор, и включить зажигание. Достаточно 10 секунд. За это время электронный блок управления самостоятельно выполнит калибровку.

Все, новый регулятор готов к работе. Чтобы не возникало проблем с заменой, посмотрите обучающее видео.

Ремонт

Не всегда есть возможность или даже желание тратить деньги на покупку нового устройства. Вне зависимости от причин, проблему вышедшего или плохо функционирующего датчика холостого хода вполне можно попытаться решить методом ремонта.

  1. Попробуйте промыть старый датчик.
  2. Для этого его следует демонтировать и тщательно очистить все контакты с помощью ватной палочки, вымоченной в карбюраторном очистителе.
  3. Далее очистителем обильно обрабатывается шток, игла и пружина.
  4. Зубной щеткой легко можно зачистить смазанные карбюраторным очистителем участки.
  5. Повторно промойте устройство, а затем верните его на место.
  6. Не редко подобные мероприятия позволяли достичь отличного результата, холостые обороты вновь начинали работать как раньше.

Но это наиболее простой вариант ремонта, рассчитывать на который не всегда стоит. Есть более сложный, но при этом более эффективный вариант самостоятельного ремонта вышедшего из строя регулятора холостого хода:

  • Демонтируйте датчик, очистите его внешние элементы, как указано в предыдущем способе ремонта;
  • Извлеките три шпильки, фиксирующие корпус датчика;
  • Максимально аккуратно демонтируйте корпус регулятора. Действительно медленно и осторожно, чтобы не повредить контакты;
  • После демонтажа вы можете обнаружить наличие обрыва припоя. В данной ситуации провод припаивается на место, а место пайки обрабатывается специальным антикоррозийным лаком;
  • При наличии в корпусе регулятора зазоров, они устраняются с помощью герметика. Так через клапан не будет подсасываться воздух.

Если при разборке устройства обнаружились проблемы на обмотке или же износилась игла, ремонт не поможет. Придется менять РХХ полностью .

Вопрос неисправности регулятора холостого хода достаточно распространен в случае с ВАЗ 2114. Этот элемент нельзя назвать слабым местом автомобиля, однако сталкиваться с подобной поломкой не хочется никому. Как, впрочем, и с любой другой неисправностью. Но куда от них денешься?!

Для обеспечения стабильной работы силового агрегата транспортного средства в режиме холостого хода отвечает специальный датчик, который так и называется - регулятор холостого хода. Многие начинающие автолюбители, не обладающие глубокими познаниями устройства своего железного коня, даже не подозревают о существовании этого датчика и тем более не имеют ни малейшего представления о том, что от его исправности зависит стабильная и полноценная работа двигателя. Поэтому очень важно выполнять периодическую диагностику и своевременную регулировку рхх.

Из школьного раздела механики всем нам известно, что для работы двигателя внутреннего сгорания необходима горючая смесь, представляющая собой оптимальное сочетание бензина и воздуха, которое задается в заранее заданной производителем мотора пропорции. Подача в силовой агрегат этой горючей смеси происходит в момент открытия заслонки при нажатии на педаль газа. На холостом ходу заслонка не открывается, однако, для того чтобы ДВГ не глох, ему необходимо топливо. Для этой цели в транспортном средстве и предназначен регулятор холостого хода, отвечающий за снабжение силового агрегата необходимым количеством бензина в обход заслонки.

Чтобы описать этот датчик в двух словах, понятных для обычного обывателя, то он представляет собой конусообразную иглу с пружиной, отвечающей за снабжение горючей смеси кислородом. Он работает совместно с другими датчиками, предоставляющими ему информацию о количестве необходимого воздуха. Стоит отметить, что в режиме холостого хода происходит наибольшая нагрузка на мотор. Этому существует множество причин, однако, основной из них является то, что после запуска в непрогретый двигатель поступает холодная горючая смесь, из-за чего на протяжении определенного времени нормальная работа мотора невозможна. Помимо этого, разница давления, создаваемая топливом во впускном и выпускном коллекторах, взывает выброс продуктов сгорания в блок цилиндров, что в значительной степени снижает мощность движущего элемента. Таким образом, происходит более быстрый износ деталей.
Стоит отметить, что на малых оборотах происходит и больший выброс в атмосферу вредных углекислых газов. Причиной этому является медленное поступление в систему подачи топлива горючей смеси, которая хуже обогащена кислородом и обладает меньшей эффективностью.

Многие механики утверждают, что производители автомобилей стараются создавать датчики холостого хода, обладающие высокой надежностью и сохраняющие работоспособность на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства. Тем не менее несмотря на различные ухищрения инженеров и инновационные разработки, эти устройства очень часто ломаются. Основной причиной этому являются различные проблемы с электрической системой автомобиля.

Чем чревата неисправность датчика холостого хода

Как уже упоминалось ранее, от исправности дхх зависит нормальная работоспособность силового агрегата на всех режимах работы. Таким образом, у многих начинающих автомобилистов может возникнуть вполне справедливый вопрос: «Что может повлечь за собой поломка датчика холостого хода?». Прежде чем приступить к рассмотрению основных отклонений в работе двигателя, стоит отметить, что некоторые из них могут быть вызваны не только поломкой этого устройства, но и, например, некачественным бензином или выходом из строя некоторых других узлов.

Одним из самых распространенных отклонений является нестабильная работа двигателя внутреннего сгорания в режиме холостого хода. Это проявляется резкими перепадами оборотов и нехарактерными вибрациями мотора. Все эти проявления могут стать причиной выхода из строя силового агрегата. Другим характерным признаком поломки датчика является часто глохнущий двигатель при включении нейтральной скорости, а также непроизвольное повышение или понижение оборотов, сопровождающееся характерными звуками. Очень часто после прогрева двигателя автомобиль не может сдвинуться с места, что объясняется невозможностью мотора переключиться на повышенные обороты.

Еще одним распространенным последствием поломки дхх является резкое падение оборотов при включении какого-либо оборудования транспортного средства, например, системы отопления, кондиционера, фар головного света или других.

Если датчик барахлит уже на протяжении длительного промежутка времени, все эти последствия могут проявляться в комплексе, что сделает эксплуатацию автомобиля очень некомфортным.

Основные причины выхода датчика из строя

Если двигатель внутреннего сгорания стал вести себя как-то подозрительно и у вас возникли подозрения на то, что поломался датчик холостого хода, то не рекомендуется затягивать с его ремонтом или полной заменой. Среди основных причин, вызывающих поломку этого устройства, можно выделить следующие:
— износилась направляющая игла;
— произошел обрыв провода внутри датчика.

Методы определения неисправности

Если вы столкнулись с проблемой стабильной работы силового агрегата, то в первую очередь необходимо правильно определить в чем заключается проблема, поскольку в некоторых моделях двигателей один признак может свидетельствовать о разных типах поломки. Поэтому работы по диагностике необходимо выполнять комплексно. Существует два основных метода определения исправности датчика холостого хода, о них мы и поговорим далее.

Первый метод невыполним без посторонней помощи. Первым делом, необходимо отсоединить сам дхх, но оставить подключенным четырехпиновый разъем. Далее, один человек закрывает пальцем кончик направляющей иглы, а второй в этот момент включает зажигание. Если игла выехала - то датчик полностью исправен.
Второй метод заключается в измерении сопротивления обмоток датчика холостого хода, которое между двумя парами контактов должно находиться в диапазоне от 40 до 80 Ом. Если показания мультиметра соответствуют указанным параметрам, то причина поломки заключается не в этом датчике и необходимо искать причину в другом узле силового агрегата.

Замена датчика холостого хода

В старых моделях автомобилей, в которых использовались отживающие свое карбюраторы, процесс регулировки холостого хода был очень трудоемким и требовал от водителя наличие специального оборудования и определенных навыков и знаний. Однако в наши дни такие автомобили становятся настоящим раритетом, поэтому подробно останавливаться на них в этой статье мы не будем.

В инжекторных автомобилях замена датчика холостого хода, в случае выхода его из строя, не представляет особой сложности. Однако выполняя эту процедуру необходимо придерживаться определенной последовательности выполнения работы. Сразу стоит отметить, что менять дхх следует исключительно при выключенном моторе.

Итак, первым делом необходимо демонтировать поломанный датчик. Для этого, отключаем его четырехпиновый разъем, откручиваем два фиксирующих болта и извлекаем устройство. После этого можно ставить на его место новый прибор, при этом весь процесс выполняется в обратном порядке. Стоит отметить, что фиксирующие болты должны быть хорошо закручены, чтобы датчик сидел на своем месте очень устойчиво.

Для завершения процедуры следует включить на 10 секунд зажигание для того, чтобы система откалибровала новый датчик. Запускать силовой агрегат при этом не нужно. По прошествии этого времени эксплуатировать транспортное средство можно в обычном режиме.

На этом работы по замене датчика холостого хода завершены. Напоследок необходимо отметить, что это устройство представляет собой цельный узел, поэтому при выходе его из строя ремонт не предусматривается. Однако в некоторых случаях вернуть его к жизни помогает внешняя чистка при помощи специальных средств. Чистку необходимо выполнять исключительно после полного демонтажа датчика холостого хода из системы подачи топлива и производить ее только поверхностно, не допуская попадания автомобильной химии вовнутрь прибора, поскольку она может вывести его из строя.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что при первых проявлениях нестабильной работы силового агрегата приступать к определению неисправности и ремонту вышедшего из строя узла необходимо приступать как можно раньше, поскольку ни одна поломка не проходит сама по себе.

Регулятор холостого хода предназначен для того, чтобы стабилизировать создаваемые двигателем обороты. Возникает логичный вопрос о том, настолько важно и необходимо присутствие этого устройства? А также можно ли вообще без него обойтись и как правильно осуществить ремонт в случае возникновения неисправности. От этого устройства зависит вся работа автомобиля.

Для того, чтобы понять на какие рабочие процессы влияет регулятор холостого хода и почему возникает необходимость регулировать его работу необходимо иметь понятие о том, каковы принципы его работы.

Принцип работы

Очень важно чтобы топливо и воздух были в определенных соотношениях. Поскольку при отклонениях того или иного показателя, процесс горения будет не совершенным или же будет вообще отсутствовать. Главной задачей регулятора холостого хода является регулировка подачи количества воздуха в момент нахождения в режиме холостого хода. Подача происходит не через дроссельную заслонку, так как она открывается в момент воздействия на педаль газа.

Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя, а также из подпружиненной конусной иглы. Для того, чтобы регулировать количество воздуха при работе автомобиля на холостом ходу необходимо с помощью регулятора изменять сечение в проходном канале. Одновременно с РХХ происходит работа специального датчика, который производит учет количества воздуха. В свою очередь контроллер производит подачу горючего.

Наверное, большинство людей, не посвященных в тонкости работы автомобиля, при упоминании словосочетания «холостой ход» думают, что это самый простой и легкий режим работы автомобиля, но это далеко не так. Данный режим является для двигателя самым утомительным, поскольку очень тяжело работать при небольших оборотах. И на это есть свои причины:


Причиной, вышеуказанным процессам, является маленькая скорость подачи топлива, обогащенного воздухом, в выпускную систему. В результате этого реакция смешивания происходит на недостаточном уровне и значительно снижается уровень эффективности. Конечно, при правильной регулировке РХХ будет работать очень долго, но зачастую неисправности в работе данного устройства не являются редкостью. Чаще всего во всем виновата плохая проводка. Достаточно большую популярность заслужила установка РХХ механического образца.

Внимание! Благодаря механическому РРХ можно добиться значительного уменьшения токсичности выхлопных газов.

Самые распространенные неисправности холостого хода

К возможному появлению неисправностей, связанных с работой регулятора холостого хода, нужно относиться с полной серьезностью, поскольку они могут привести к страшным и не желательным последствиям. Существует ряд определенных признаков, которые указывают на то, что есть неисправности датчика холостого хода. К ним относятся:


Необходимо знать, каким образом можно проверить исправность датчика холостого хода, поскольку некоторые признаки поломки могут свидетельствовать о неисправности других деталей автомобиля.

Причины возникновения проблем

Существует много причин, которые могли привести к данной неисправности. Не стоит терять много времени на догадки, а нужно как можно быстрее устранить неисправность. Ведь длительная эксплуатация автомобиля с ней может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Выделяют две, самые распространенные, причины появления неисправностей:

  • износ направляющей иглы;
  • обрыв контактов в середине корпуса датчика.

Проверка исправности регулятора

Перед тем как начать процесс проверки регулятора холостого хода необходимо обеспечить неподвижность транспортного средства, то есть затянуть ручник и подложить под колеса башмаки. Рассмотрим самые простые и доступные способы диагностирования.

Устройство изымается из общей электрической цепочки и при помощи вольтметра производится проверка напряжения. При включении зажигания полученное напряжение не должно выходить за стандартные пределы, то есть, 20 вольт. Если напряжение намного ниже - неисправность с зарядкой аккумулятора, если отсутствует - стоит проверить всю цепь.

Следует проверить уровень сопротивления. Он не должен превышать 53 Ома.

Внимание! Если работа регулятора холостого хода идеальная, то показатель напряжения будет очень высоким.

Если включить зажигание и приложить к регулятору холостого хода колодку питания, то игла датчика должна сменить свое положение, если нет, то это свидетельствует о неисправности.

Возможно, что главная неисправность находится в самой работе РХХ. При определенных навыках и знаниях заменить неисправный регулятор холостого хода можно самостоятельно, без помощи работников автосервиса.

Замена регулятора

Для того, чтобы произвести настройку регулятора холостого хода в автомобилях карбюраторного типа, существуют специальные винты, которые позволяют сделать замену вручную. Но понадобятся дополнительные устройства такие, как тахометр и газоанализатор. В общем, сам процесс замены регулятора холостого хода на данных автомобилях характеризуется определенной сложностью.

Но на транспортных средствах нового образца эту процедуру можно сделать намного легче и быстрее. Правда, придется неуклонно следовать некоторым советам и рекомендациям:


Есть один небольшой, но важный нюанс, который касается ремонта регулятора холостого хода. Он просто напросто не предусмотрен. Некоторые неисправности можно устранить при помощи обработки поверхности специальными химическими средствами. Например, WD-40 или средство для чистки карбюратора.

Важно! Все чистящие процедуры необходимо проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить прибор.

Приобретение регулятора

Агрегат, в котором не ощущается вибрация иглы, не подлежит ремонту. В таком случае, чтобы не тратить время на бессмысленные реанимационные усилия, нужно просто от него избавиться. Чтобы приобрести новый датчик не нужно затрачивать огромные денежные средства.

Совет! Самым оптимальным вариантом относительно цены и качества считаются датчики отечественного производства.

В специализированных магазинах продавцы консультанты помогут определиться с выбором датчика. Если есть сомнения по поводу нового типа устройства, то лучше всего в качестве образца взять с собой старый датчик и приобрести именно такую модель.

Очень важно купить оригинальный прибор, а не дешевую подделку. Стоит обратить внимание на все надписи и голограммы на упаковке. Если есть ошибки в написании слов или другие подозрительные моменты, то лучше посетить другой магазин и выбрать устройство которое не вызывает сомнений.

Покупку лучше всего осуществлять в проверенных местах. Для больших гарантий можно проверить наличие сертификатов качества на указанный агрегат. Также не стоит забывать о чеке. Его необходимо брать всегда, поскольку он является вашей гарантией.

В случае, когда в работе автомобиля в холостом режиме замечены нарушения не характерные для работы двигателя такие, как резкая смена оборотов, то необходимо провести диагностику для того, чтобы выявить причину данных нарушений работы. Если не обнаружить и не устранить проблему вовремя, то ситуация может усугубиться. Не стоит уповать на недостаток времени для проведения ремонтных работ, ведь это не займет его много.

Замена датчика холостого хода показана на примере автомобиля ВАЗ 21103:

В двигателе автомобиля полностью закрыта. Однако мотор продолжает работать и поддерживает постоянные обороты, что позволяет обойтись без необходимости повторно заводить его при каждой остановке. Главная заслуга в этом принадлежит регулятору холостого хода, который позволяет подавать во впускной тракт достаточно воздуха. Поломка этой небольшой детали может существенно осложнить использование автомобиля, поэтому каждому водителю стоит знать, как работает регулятор холостого хода, где его можно найти и в чём проявляются основные неисправности. Если вы занимаетесь ремонтом машины самостоятельно, вам будет очень полезно узнать о способах восстановления регулятора и устранения неприятных последствий поломки.

Принцип действия

Регулятор холостого хода, или, как его часто называют, датчик ХХ, представляет собой маленькую деталь, помещающуюся на ладони взрослого человека. Он состоит из трёх основных частей - конусной иглы, предназначенной для изменения пропускной способности патрубка, пружины, а также шагового электромотора со штоком.

Это устройство позволяет изменять сечение проходного канала, который отвечает за поступление воздуха к двигателю при закрытой дроссельной заслонке. После включения зажигания датчик автоматически выдвигает шток, пока игла не попадает в калибровочное отверстие. При запуске мотора регулятор холостого хода автоматически открывает проход, позволяя мотору получать достаточно воздуха для устойчивой работы. Если температура очень низка, регулятор может подать больше воздуха, обеспечив повышение оборотов двигателя для ускоренного прогрева. Благодаря этому автомобиль также может стартовать немедленно, без предварительного прогревания мотора, не рискуя заглохнуть.

Регулятор всегда находится поблизости от датчика положения дроссельной заслонки - узнать его можно по характерной пластиковой крышке электромотора, сильно выступающей над поверхностью узла. К нему тянется провод, который может подключаться к разъёму неподалёку или же ответвляться от общего жгута, соединённого с блоком управления. Будьте внимательны, поскольку на новых машинах регулятор нередко находится под общим кожухом, защищающим дроссельный узел.

Неисправности

Главный признак того, что вам нужно обратить внимание на регулятор холостого хода - неустойчивые обороты при отсутствии нагрузки на мотор. Они могут существенно колебаться, что связано с неправильным объёмом воздуха, подающегося во впускной тракт. Большинство моторов реагирует на такую проблему повышенным расходом топлива и сильной вибрацией, которая приводит к ускоренному износу опор, подушек и некоторых других компонентов. Если при неустойчивой работе на малых оборотах, будьте уверены, что датчику ХХ требуется срочная замена.

Стоит насторожиться и в том случае, когда при холодном пуске мотора не происходит существенного повышения оборотов, позволяющего ускорить прогрев. Вероятнее всего, датчик не может принять калибровочное положение, что не позволяет точно выбрать нужное сечение проходного канала. Вам стоит позаботиться о ремонте детали и в том случае, когда при малейшей дополнительной нагрузке, например, включении фар или отопителя, происходит падение оборотов вплоть до остановки мотора. Теоретически, эти неисправности регулятора холостого хода не мешают использовать автомобиль, однако они способны доставить множество проблем водителю.

При полном выходе из строя детали автомобиль попросту не заведётся без нажатия газа - учитывая, что большинство производителей не рекомендуют запускать мотор подобным образом, это может стать достаточно серьёзной проблемой. Кроме того, двигатель будет глохнуть при переключении передач без перегазовки и при любом другом снижении оборотов. Стоит отметить, что неисправности регулятора холостого хода приводят к ускорению износа мотора и топливной системы, а также к увеличению объёма отложений в силовом агрегате. Поэтому выполнять ремонт нужно в кратчайшие сроки - это позволит сэкономить немалую сумму денег.

Владельцам автомобилей производства АвтоВАЗа обязательно нужно знать, как проверить регулятор холостого хода, поскольку его поломка не приводит к срабатыванию индикатора « ». Поэтому собственники отечественной техники очень часто перепроверяют много других узлов, включая впускную систему, и лишь затем переходят к датчику ХХ, хотя начинать следует именно с него. Водителям иномарок и ВАЗов последнего поколения такая проблема не грозит - неисправность регулятора холостого хода отображается на приборной панели и легко определяется специальным сканером.

Диагностика и ремонт

Проверку этой детали выполнить достаточно просто, однако иногда возникают проблемы с её демонтажем. Обычно регулятор холостого хода крепится к дроссельному узлу при помощи винтов, что позволяет легко снять его, используя отвёртку. Однако в некоторых машинах датчик ХХ фиксируется лаком, что вызывает проблемы. Снимать регулятор холостого хода, используя силу, нельзя, поскольку вы можете повредить часть впускной системы автомобиля. Придётся демонтировать весь дроссельный узел, и лишь затем аккуратно отсоединять датчик.

Определив, где находится регулятор, и, сняв его с двигателя, выполните проверку электромотора. Для этого вам потребуется обычный мультиметр, которым нужно замерить сопротивление обмоток. Контакты требуется устанавливать последовательно на обмотки A и B, а затем на C и D соответственно - полученный показатель должен находиться в пределах 40–80 Ом. Если же вы переставите контакты мультиметра в ином порядке, прибор должен показать обрыв цепи - это будет свидетельством правильной работы регулятора холостого хода. Некоторые специалисты советуют самостоятельно сделать включатель на 6 В, который будет диагностировать работу детали - но пригодится ли он вам в дальнейшем?

В большинстве случаев причиной неисправности является сильное загрязнение регулятора холостого хода - при этом вам необходимо заняться его чисткой, используя следующую последовательность действий:

  • Отсоедините провода и открутите винты. Если датчик ХХ зафиксирован лаком, демонтируйте весь дроссельный узел;
  • Смочите ватную палочку в спирте либо специальном средстве и аккуратно оботрите контакты;
  • Если конусная игла, шток или пружина сильно загрязнены, используйте средство WD-40 для удаления отложений;
  • Проверьте состояние дроссельной заслонки и при необходимости выполните её очистку;
  • Установите регулятор на место и проверьте его работоспособность.

Причиной неисправности регулятора вполне могут быть оборванные провода - в таком случае нужно зачистить площадки контактов, припаять их, а затем покрыть это место лаком, чтобы исключить на надёжность узла. К сожалению, далеко не все поломки регулятора холостого хода удаётся решить простой чисткой. К примеру, износ конусной иглы, выработка штока и разрушение мотора требуют полной замены датчика. Однако сильно расстраиваться не стоит, поскольку цена детали находится в пределах 500–1000 рублей.

Большие проблемы от маленькой детали

Регулятор холостого хода имеет малые размеры и почти всегда незаметен в подкапотном пространстве при первом взгляде. Однако это приспособление выполняет очень важную работу, позволяя стабилизировать работу мотора при отсутствии нагрузки. Его поломка может стать причиной достаточно серьёзных неприятностей - езда на автомобиле будет сильно осложнённой и водителю придётся постоянно удерживать высокие обороты. Автомобили с автоматическими и роботизированными трансмиссиями придётся доставлять в сервисный центр на эвакуаторе. Поэтому при первых симптомах неисправности этой детали займитесь диагностикой и ремонтом.

Так называемые холостые обороты двигателя, при которых коленвал вращается настолько медленно, насколько это возможно, - головная боль инженеров-конструкторов. Они, как ни странно, наибольшую нагрузку. Причина в том, что при низком давлении процесс сгорания топливно-воздушной смеси нестабилен; кроме того, сама смесь не может быть отрегулирована по пропорциям.

В эпоху карбюраторных двигателей эта проблема решалась с помощью газоанализатора, тахометра и отвёртки. Сейчас же инженеры построили цепь из трёх элементов: сам двигатель, вычисляющий блок и регулятор холостого хода. Вычисляющий блок (контроллер) проверяет обороты двигателя, в случае необходимости даёт ему команду, и он через механизм регулятора меняет обороты.

Принцип работы регулятора холостого хода

Регулятор холостого хода - это механическое устройство с электромотором и конусной иглой, на которую намотана пружина. По сути, единственная движущаяся часть РХХ и выполняет его основную функцию: изменяет геометрию канала подачи воздуха в обход заслонки дросселя.

Как работает устройство

Когда контроллер по показателям датчика положения коленчатого вала даёт команду регулятору, тот включает электромотор, изменяет длину иглы и тем самым открывает обходной канал. Вот как это работает: воздух, поступивший в результате через этот канал во впускной коллектор, обогащает смесь, её сгорание становится более стабильным, что, соответственно, стабилизирует , оптимизирует давление и устраняет перепады оборотов.

Таким образом, благодаря бесперебойной работе этого устройства в современном автомобиле двигатель работает в обычно режиме даже без предварительного прогрева.

Где находится регулятор

Регулятор холостого хода крепится . Как правило, для крепления используется два винта. То, где находится РХХ в конкретной машине, определяется местоположением обходного воздушного канала. Открывая и закрывая этот канал, регулятор обеспечивает подачу воздуха за счёт изменения сечения этого канала и его геометрии.

Когда стоит беспокоиться

Симптомы неисправности

Зная, как работает устройство, можно без труда понять симптомы его поломки. Если РХХ не в порядке, мотор не будет «держать холостые», будет глохнуть . Также возможно, что обороты будут сами по себе снижаться и повышаться. Все это, конечно, применительно к холодному двигателю. Кроме того, если обороты начинают «скакать» при включении дополнительного оборудования (кондиционера, прикуривателя, подсветки и т. п.), то с высокой долей вероятности причина именно в регуляторе холостого хода.

Возможно, у читателя возникнет вопрос: для чего мне это знать? Причина проста: регулятор холостого хода - исполнительное устройство, так что его не затрагивает процедура самодиагностики автомобиля. Симптомы его неисправности немного напоминают признаки поломки датчика положения дроссельной заслонки. Но в этом случае диагностика как раз работает, и такая неисправность зажжёт соответствующий индикатор. При этом РХХ в инжекторном двигателе - необходимая деталь; именно поэтому важно знать, как проверить регулятор холостого хода, не заезжая на компьютерную диагностику.

Следующий шаг

Итак, у вас появились описанные симптомы, и при этом не зажглась лампочка «Проверьте двигатель». Как заменить сломавший регулятор холостого хода? Он прикреплён к корпусу дроссельной заслонки; нюанс в том, что некоторые производители рассверливают или заливают лаком головки винтов, которыми крепится устройство. В таком случае, конечно, придётся снимать дроссельную заслонку полностью. Впрочем, это маловероятно.

Как правило, с крепёжными винтами все в порядке, и нужно только открутив их, отключить разъем с четырьмя контактами, посредством которого РХХ получает сигналы от управляющего контроллера. Важно заметить, что описанные ваши симптомы необязательно автоматически означают замену регулятора холостого хода; часто достаточно просто очистить обходной воздушный канал.

В зависимости от модели автомобиля может быть установлен РХХ одного из трёх типов. Сути работы устройства это не меняет, и, по большому счету, вам необязательно знать, какой именно тип используется в вашей машине. Однако, если для ремонта вы будете использовать не «родные» запчасти, то этот момент становится важным. Итак, регулятор холостого хода может быть соленоидным, роторным или шаговым. В зависимости от типа, разнится и способ подачи управляющего сигнала от контроллера, так что эти регуляторы не являются обратно совместимыми!

После демонтажа РХХ и его замены/проверки, в обратном порядке производится его установка. Главное, нужно следить за тем, чтобы расстояние между корпусом устройства и крайней точкой его конусной иглы было равно 23 миллиметрам, иначе такой регулятор неисправен, и его нужно заменить.

Вывод

Холостой ход - весьма важный и сложный момент в работе двигателя. Нагрузка, как бы ни парадоксально это звучало, будет наибольшей именно на малых оборотах.

Как проверить работу регулятора холостого хода:

  • падение/повышение оборотов двигателя, даже когда вы не трогаете педаль газа;
  • мотор глохнет, когда вы включаете «нейтралку»;
  • обороты меняются при включении фар.

Если ваша машина начинает так себя вести, не зажигая индикатора проверки двигателя - значит, пора проверить РХХ и заменить его. Или при необходимости просто прочистить байпасный канал дроссельной заслонки.