Выбираем автотранспорт для строительства дома или дачи. Какая спецтехника понадобится при строительстве дома, коттеджа Какие машины участвуют в строительстве дома

Вопрос: Какая техника используется на стройплощадке?
Подготовительные работы (рыхление грунтов, очистка территорий от кустарников, деревьев, камней) производят строительные машины на базе гусеничных тракторов - рыхлители, кусторезы, корчевальные машины, которые имеют навесное сменное рабочее оборудование, соответствующее виду выполняемых работ.

На земляных работах в зависимости от характера разрабатываемых грунтов и вида работ используют одно- и многоковшовые экскаваторы, канавокопатели, одноковшовые погрузчики, средства гидромеханизации. Для уплотнения грунтов в насыпях и материалов, укладываемых в дорожные основания, применяют виброкатки и катки дорожные статического действия с металлическими вальцами и пневматическими шинами, трамбующие машины.

Буровые работы при разработке скальных грунтов, добыче нерудных строительных материалов, образовании скважин для установки свай, закладки взрывчатых веществ и т.п. ведут различными буровыми машинами.

Сваебойные работы при устройстве оснований и закладке фундаментов выполняют сваебойным оборудованием, в том числе дизель-молотами, паровоздушными молотами, вибропогружателями. Подъем свай и направление сваебойного оборудования во время работы осуществляют строительными копрами.

Бетонные работы производят с помощью специальных машин и агрегатов: для приготовления бетонных смесей служат дозаторы, бетоносмесители, для уплотнения - вибраторы, для доставки смеси к месту укладки - бетононасосы, для приема и распределения смеси - бетоноукладчики.

Кроме строительных машин, в строительстве используют такие средства механизации, как подъемные краны, подъемно-транспортные машины (главным образом для монтажных работ), погрузчики и разгрузчики, конвейеры, грузовые автомобили, тракторы, тягачи, трейлеры для выполнения транспортных операций и т.п.

Вопрос: Каковы основные направления в совершенствовании строительных машин?
Прежде всего, требуют решения следующие задачи:

  • Увеличение единичной мощности и грузоподъемности, разработка новых видов сменного оборудования, создание машин-малюток (особенно для финишных отделочных операций).
  • Внедрение ручных машин с различными сменными рабочими насадками.
  • Конструирование машин на основе агрегатирования унифицированных узлов и деталей, т.е. создание универсальных строительных машин с комплектами сменного рабочего оборудования; повышение надежности и долговечности.

Экскаваторная техника

Вопрос: Каково основное предназначение строительных экскаваторов?
Данный вид строительной техники выполняет копание и перемещение грунта посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного). Исходя из этого требования экскаваторы подразделяются:

  • на одноковшовые экскаваторы периодического действия;
  • на экскаваторы непрерывного действия.

Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование.

Чтобы верно оценивать эксплуатационные возможности машины, надо хорошо знать их индексацию. Первые буквы всегда будут обозначать классификацию, например ЭО - экскаватор одноковшовый. Далее следуют три основные цифры индекса:

  • размерная группа экскаватора (вместимость ковша);
  • ходовое устройство;
  • конструкция рабочей подвески.

Имеется и четвертая цифра в индексе, которая обозначает порядковый номер модели экскаватора.

Затем опять следует буквенная индексация: первая из дополнительных букв (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последующие - вид климатического исполнения (С или ХЛ - северное, Т - тропическое, ТВ - для работы на влажных тропиках).

Например, индекс ЭО-5123ХЛ можно расшифровать так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении.

Вопрос: Как подразделяются размерные группы экскаватора?
Для каждой размерной группы обычно указывается несколько вместимостей ковшей - основного и сменных повышенной вместимости, причем для последних предусмотрены меньшие линейные параметры и более слабые грунты, чем при работе с основным ковшом. Основным считается ковш, которым экскаватор может разрабатывать грунт 4-й категории.

Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет: для 2-й размерной группы - 0,25-0,28 куб.м, 3-й - 0,40-0,65 куб.м, 4-й - 0,65-1 куб.м, 5-й - 1,0-1,6 куб.м, 6-й - 1,6-2,5 куб.м, 7-й - 2,5-4 куб.м.

В последнее время все большее применение получают малогабаритные мини- и микроэкскаваторы. Они могут отрыть котлованы, траншеи, выполнить работу в труднодоступных местах. В коттеджном и дачном строительстве они незаменимы.

Вопрос: Как различаются экскаваторы по типу ходового устройства?
Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9:

1 - гусеничное (Г);

2 - гусеничное уширенное (ГУ);

3 - пневмоколесное (П);

4 - специальное шасси автомобильного типа (СШ);

5 - шасси грузового автомобиля (А);

6 - шасси серийного трактора (Тр);

7 - прицепное ходовое устройство (Пр);

8, 9 - резерв.

Вопрос: Как обозначается конструкция рабочей подвески?
Конструктивное исполнение рабочего оборудования указывается цифрами: 1 - с гибкой подвеской (канатные полиспасты); 2 - с жесткой подвеской (гидроцилиндры); 3 - телескопическое.

Гибкая подвеска рабочего оборудования подразделяется на:

  • имеющие оборудование с прямой лопатой;
  • имеющие оборудование с обратной лопатой.

Выбор определенной модификации экскаватора диктуется характером выполняемых работ, их особенностями и правильное определение необходимой в каждом конкретном случае машины значит очень много.

Жесткая подвеска рабочего оборудования дает возможность оснастить экскаватор гидромолотом, который навешивается вместо ковша. Сам гидромолот приводится в действие от насосов гидросистемы экскаватора, что обеспечивает оптимальное использование мощности и снижение затрат.

Экскаваторы с канатными полиспастами могут оснащаться подвеской драглайн, крановым оборудованием, грейфером.

Вопрос: Каковы условия применения различного рабочего оборудования?
Экскаваторы с оборудованием прямой лопаты и с разгрузкой в транспортные средства или отвал целесообразно применять для рытья котлованов, преимущественно в крепких, каменистых и скальных породах и грунтах, а также в устойчивых грунтах средней крепости.

Оборудование обратной лопаты используется для рытья узких траншей (шириной 0,7-1,5 м и глубиной до 8 м), особенно с вертикальными стенками для прокладки сетей канализации, устройства фундаментов в крепких и каменистых грунтах, а также сооружения небольших котлованов.

Рабочее оборудование экскаватора-драглайна состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъемного и тягового канатов. Выемку грунта драглайн производит, как правило, ниже уровня установки экскаватора; ковши применяются различной емкости - в скальных предварительно разрыхленных породах допускается работа драглайна при емкости ковша свыше 10 м3. Продолжительность цикла обычно на 10-20% больше, чем при работе экскаватора с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40% одноковшовых экскаваторов.

Вопрос: Что такое грейфер?
Грейфер - грузозахватное приспособление экскаваторов, подъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек, снабженное поворотными челюстями для захвата груза. Грейферы применяют для перегрузки и транспортирования на небольшие расстояния сыпучих и кусковых грузов, лесоматериалов и др. Наиболее распространены грейферы для сыпучих грузов емкостью 0,8-1,5 куб.м. Грейфер для лесоматериалов (бревен, балансов, дров и т.д.) по устройству аналогичен грейферу для сыпучих грузов, но имеет челюсти специальной конструкции - каждая состоит из двух когтей, отогнутых вниз и соединенных балкой. Применение грейферов позволяет полностью автоматизировать операции захвата и освобождения различных грузов.

Вопрос: В чем отличие траншейных экскаваторов от одноковшовых?
Главное назначение траншейных экскаваторов - выемка грунта при строительстве подземных коммуникаций. Их производительность выше, чем одноковшовых.

Индексация траншейных экскаваторов схожа с одноковшовыми, но имеет свои особенности. Например, индекс ЭТЦ-252А обозначает: экскаватор траншейный цепной, глубина копания 25 дм, вторая модель - 2, прошедшая первую модернизацию - А. То есть цифры в данном случае уже отражают и конкретные характеристики машины.

Вопрос: Можно ли использовать экскаватор для погрузо-разгрузочных работ?
При необходимости можно. Но лучше использовать погрузчик. Впрочем, есть машины, оснащенные оборудованием и для экскавации, и для погрузки. Конечно же, погрузочный ковш имеет большую вместимость. Например, погрузчик-экскаватор ПК-301 производства ОАО «Муроммашзавод» оборудуется экскаваторным ковшом объемом 0,48 м3 и погрузочным - 1,5 куб.м. Кстати, имеет неплохие характеристики: максимальная глубина копания - 420 см, максимальная высота подъема ковша экскаватора - 520 см, максимальная высота погрузки в транспортное средство - 352,5 см.

Приобретая одну машину вместо двух, потребитель получает экономию средств при покупке, также снижаются затраты на обслуживание и ремонт. Особое внимание уделено созданию безопасных и комфортных условий труда машиниста: усилие на рычагах и педалях значительно ниже нормативных, рулевая колонка с изменяемым углом наклона, хорошая обзорность. Удобная кабина имеет хорошую звукоизоляцию, оснащена регулируемым креслом на упругой подвеске с поворотом на 360 градусов.

Имея колесное ходовое устройство, ПК-301 может свободно перемещаться по автодорогам.

Вопрос: Какие погрузочно-разгрузочные машины используются на стройплощадке?
Погрузчики подразделяются на следующие виды: ковшовые, вилочные и многоковшовые (непрерывного действия). В дачном и коттеджном строительстве наиболее распространены фронтальный погрузчик, бульдозер-погрузчик и малогабаритный универсальный погрузчик.

Фронтальный погрузчик обеспечивает разгрузку ковша вперед в пределах заданной высоты. Основной ковш (1 куб.м) имеет прямую режущую кромку со съемными зубьями.

Бульдозер-погрузчик наряду с погрузочно-разгрузочными работами может осуществлять планировку площадок и засыпку ям. В качестве основного сменного оборудования используется гидроуправляемый отвал и ковш объемом 0,38 или 0,5 куб.м.

Малогабаритные погрузчики предназначены для выполнения работ в особо стесненных условиях. Они имеют большой выбор сменного оборудования и успешно применяют зачистной ковш, обратную лопату, грузовую стрелу, вилы, гидромолот, бур, бульдозерный отвал, траншеекопатель. Такой погрузчик может совершить разворот на месте на 180 градусов, работать при ширине не более 4 метров.

Мини-экскаваторы

Вопрос: Каковы достоинства мини-экскаваторов?
Очень малые габаритные размеры, низкое давление на опорную поверхность при высокой проходимости и маневренности позволяют использовать такие мини-машины внутри станций метрополитена, в подвалах и на этажах высотных жилых и административных зданий, в трюмах судов, в морских и речных портах. Достоинством мини-экскаваторов является быстрое выполнение работ небольших объемов на объектах, удаленных друг от друга, благодаря возможности их транспортировки в кузове грузовых автомобилей, а также установки и работы на очень малых стройплощадках.

При их помощи отрывают водоотводные канавы (кюветы) вдоль загородных автомобильных дорог, скважины для стоек ограждений, опор линий электропередач, траншеи различного поперечного сечения для прокладки сетей, небольшие траншеи и котлованы для оснований фундаментов зданий и сооружений, осуществляют строительство очистных сооружений, бассейнов, благоустройство скверов, парков, садов, выполняют строительство спортивных площадок.

Некоторые модели мини-экскаваторов способны эффективно и быстро выполнять следующие работы: в комплектации с отбойным молотком применяться для разрушения старых зданий и сооружений; в комплектации с обычным или двустворчатым ковшом - для многопрофильных земляных и погрузочных работ; в комплектации с управляемым вращающимся ковшом - для работ в саду, мелиоративных и лесопосадочных работ.

Есть модели мини-экскаваторов, которые оснащаются дополнительным навесным оборудованием: ковш, планирующий ковш, подвижный ковш, двустворчатый ковш, бур.

Вопрос: Каковы основные характеристики мини-экскаваторов?
В странах Европы мини-экскаваторы классифицируются по вместимости ковша и по массе машины. В Великобритании малогабаритные экскаваторы разделены на 3 категории: микро, собственно мини и супермини. Масса стандартных мини-экскаваторов составляет 1-5 т. К категории супермини относят экскаваторы массой 6-10 т. В то же время в Великобритании мини-экскаваторы разделены на 3 основные группы: массой до 2 т, от 2 до 3,5 т и свыше 3,5 т. В Японии мини-экскаваторы классифицируют по вместимости ковша.

Все фирмы обращали особое внимание на вопросы перебазировки мини-экскаваторов. Так, перебазировка на стандартных или специальных низкорамных прицепах трудностей не вызывает. Имеется также опыт перемещения мини-экскаваторов в машинах со съемными кузовами и на контейнеровозах, на которые мини-экскаватор самопогружается с помощью своей стрелы и так же разгружается.

Наиболее типичные характеристики можно изучить, ознакомившись с содержанием таблицы 1.

Таблица 1. Технические характеристики мини-экскаватора фирмы «Zettelmeyer Maschinenfabrik GmbH»

Вопрос: Что собой представляет типичный мини-экскаватор?
Германская фирма «Zeppelin» выпускает мини-экскаваторы нескольких моделей.

Экскаватор модели Z204R на гусеничном ходу с трехцилиндровым дизельным двигателем имеет мощность 32 кВт. Двигатель с прямым вспрыском топлива расположен сзади и играет одновременно роль противовеса. Масса экскаватора 3900 кг, усилие врезания в грунт - 31 кН.

Экскаватор модели Z206 выпускается в двух вариантах: на гусеничном и на пневмоколесном ходу. Мощность его дизельного двигателя 34 кВт, собственная масса 4700 кг. Максимальная глубина копания у мини-экскаваторов данных моделей соответственно 3250 и 3500 мм, максимальный вылет стрелы - 5800 мм, максимальная высота копания - 4100 и 4900 мм. Гидравлическая система машин включает в себя сдвоенный насосный агрегат с суммированием производительности. Управление машиной осуществляется с помощью двух рычагов. Для водителя имеется переставляемое вибробезопасное сиденье с подлокотниками. Рычаг безопасности допускает работу всех механизмов только при наличии водителя в кабине. Угол поворота рабочего оборудования составляет 360°. Стрела может поворачиваться в горизонтальной плоскости и перемещаться поперек оси симметрии машины с фиксацией в трех положениях.

Представляет интерес гусеничный полноповоротный мини-экскаватор JCB 801, разработанный и выпускаемый британской фирмой «JCB Hydrapower Ltd» на резиновых гусеницах, работающий шестью сменными ковшами шириной: 230, 300, 400, 460, 600 и 900 мм. Высокая маневренность машины обеспечивается благодаря повороту кабины, а также повороту стрелы относительно продольной оси кабины в обе стороны на 60°.

Экскаватор может работать в стесненных условиях, он имеет низкое давление на грунт - только 0,26 кгс/см2, что дает возможность вести работы по устройству аллей, дорожек, площадок для стоянок машин на пересеченной местности, не нарушая растительный покров прилегающей территории (сада, парка).

Вопрос: В каких условиях может эксплуатироваться мини-экскаватор?
Мини-экскаватор Z206 на пневмоколесном ходу эксплуатирует фирма «Frenzel», специализирующаяся на строительстве железнодорожных путей и перронов. Специалисты фирмы отмечают, что экскаватор благодаря малой массе переезжает через рельсы, не повреждая их, обладает прочной и надежной конструкцией. Привод на все колеса (передняя ось управляемая) обеспечивает высокую проходимость. Скорость передвижения бесступенчато регулируется в двух диапазонах: от 0 до 9 км/ч и от 0 до 18 км/ч. Примером удачного применения экскаватора является его эксплуатация на строительстве участка железной дороги Ганновер - Вюрцбург. Из-за плохой погоды грунт сильно размок и использование обычных экскаваторов было невозможно. Мини-экскаватор Z206 благодаря своей малой массе (4700 кг) успешно выполнил всю необходимую работу. Комфортабельная кабина экскаватора Z206 имеет отопление для работы зимой. Отмечается простота технического обслуживания машины.

Фирма «Richter», специализирующаяся на строительстве газопроводов и имеющая свой парк экскаваторов-погрузчиков, в течение нескольких недель в качестве основной машины эксплуатировала мини-экскаватор Z206. В процессе работ экскаватор оборудовали ковшом обратной лопаты шириной 600 м (вместимость - 143 л) или 400 мм (вместимость - 86 л). Фирма отмечает возможность использования данного экскаватора для загрузки автосамосвалов, большое усилие резания ковша и его хорошую устойчивость, а также удачную конструкцию стрелы, которую можно крепить в трех положениях с помощью одного болта. Продумана и компоновка гидросистемы, что должно повысить ее долговечность.

Вопрос: Как управляется мини-экскаватор?
Двигатель мини-экскаватора модели HR12 фирмы «Karl Schaeff & Co» (ФРГ) запускается очень быстро, причем все необходимые для запуска операции сосредоточены на небольшом и аккуратном командном пульте под подлокотником для правой руки оператора. Двигатель дизельный (3 цилиндра, 4 такта) немецкой фирмы «Deutz». Мощность двигателя 18 л.с. (13,3 кВт) при 2600 мин-1 оборотов коленвала. Охлаждение жидкостное. Двигатель соответствует строгим международным нормам Евро-I.

Чтобы привести машину в движение, необходимо любой из двух крайних боковых рычагов, жестко связанных друг с другом, поднять в крайнее верхнее положение. При нахождении их в нижнем положении покинуть водительское место крайне затруднительно, зато и любое перемещение экскаватора или его стрелы в этом случае исключается. Две средние педали и соединенные с ними рычаги управляют работой гусениц. Средние рычаги расположены очень близко друг относительно друга, так что их перемещение двумя руками вперед для соответствующего движения экскаватора затруднительно. Головки рычагов свободно размещаются в одной руке, и их избирательное совместное перемещение обеспечивает плавное движение вперед-назад и для совершения обоих поворотов.

Экскаватор имеет удобный в обслуживании гусеничный механизм, подрессоренное ведущее колесо с системой гидронатягивания гусеницы. Предусмотрено независимое управление гусеничным движителем, 2-цикличная гидравлика, комбинированное управление через ручные рычаги и ножные педали.

Вопрос: Не влияет ли «миниатюрность» данной экскаваторной техники на условия работы обслуживающего персонала?
Отнюдь. К примеру, рабочая кабина модели HR12 имеет надежную звукоизоляцию, феластовое напольное покрытие, оборудована ударостойким стеклом, подъемным передним (ветровым) стеклом, укомплектована регулируемым сиденьем, галогеновыми фарами, радио. У этой же модели есть обогрев кабины и переднего стекла.

Обе двери кабины (левая и правая) распахиваются на угол 180° с фиксацией в крайних положениях, что обеспечивает удобную посадку-высадку оператора. Для того чтобы боковой обзор (влево и вправо) был сопоставим в случае открытых и закрытых дверей, последние снабжены верхним и нижним стеклами, которые занимают не менее 80% всего дверного проема. В то же время двери достаточно прочны благодаря наличию среднерасположенного пояса в стальной части корпуса двери. В этом самом поясе размещается рукоятка с замком для запирания кабины. Передняя часть кабины сплошь покрыта стеклом (от пола до потолка), так что наблюдение за стрелой и рабочим органом не вызывает затруднений. Ветровое стекло очень оригинально подвешено на подвижных кронштейнах, что позволяет оперативно убирать его в кабину под крышу и фиксировать в таком положении. В этом случае нижняя часть (примерно 33% переднего ветрового проема) остается закрытой стеклом.

Грузоподъемные механизмы

Вопрос: Какие виды крановой техники используются в строительстве?
При гражданском и промышленном строительстве используют преимущественно башенные краны. Конструкция строительных башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, которая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). Строительные подъемные краны обычно передвигаются по рельсам, а при значительной высоте выполняются также приставными (опираются на землю и на каркас строящегося здания) или самоподъемными, называют иногда ползучими (опираются на здание и перемещаются вертикально по мере роста возводимого сооружения).

Однако довольно часто используются краны на автомобильном, пневмоколесном и гусеничном ходу: обычно их называют стреловыми кранами. Они имеют стреловые устройства в виде подъемной (качающейся) стрелы или консольной стрелы, по которой перемещается грузовая тележка с канатной тягой. Для увеличения устойчивости имеют выносные опоры (аутригеры).

Крановые металлоконструкции, как правило, изготовляют сварными. Для снижения веса конструкций их изготовляют из низколегированных сталей повышенной прочности, а также из алюминиевых сплавов.

Вылет строительных кранов достигает 40 м, высота подъема 150 м; скорости движений: подъема груза 10-100 м/мин, вращения 0,2-1,0 об./мин, передвижения крана (установочное движение) 10-30 м/мин. Грузоподъемность (переменная) достигает 75 т (при минимальном вылете).

Вопрос: Как осуществляется управление строительными кранами?
В механизмах привода кранов используют электрические двигатели (главным образом переменного тока), двигатели внутреннего сгорания (преимущественно дизельные), гидравлические и пневматические двигатели или привод ручной. При необходимости плавного регулирования скоростей в широких пределах применяют электродвигатели постоянного тока. Двигатели внутреннего сгорания устанавливают на подъемных кранах, которые должны работать независимо от электрической сети (плавучие, железнодорожные, автомобильные, гусеничные краны).

Для устранения сложных и трудных в управлении распределительных передач от одного двигателя к ряду механизмов (одномоторный привод) применяется комбинированный дизель-электрический или дизель-гидравлический привод, в которых каждый механизм имеет отдельный электрический или гидравлический двигатель (гидроцилиндр) - многомоторный привод, а дизель приводит в действие генератор тока или насосы. Гидравлический привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий КПД.

Пневматический привод с поршневыми двигателями и цилиндрами применяется в небольших подъемных кранах, работающих во взрывоопасных помещениях.

Ручной привод используют в подъемных кранах при перемещении грузов на небольшие расстояния и редкой работе. Скорости движений при этом невелики, т.к. мощность ограничена.

Управление механизмами кранов осуществляет один крановщик из кабины, которая может находиться на поворотной части, грузовой тележке или мосту крана. Тихоходными и редко используемыми подъемными кранами может управлять рабочий, находящийся на полу (с помощью кнопочного аппарата). Возможно дистанционное управление по проводам или с помощью радио. При работе по определенному графику возможно программное управление с автоматическим выполнением большинства операций; в некоторых случаях применяется радиотелефонная и телевизионная системы связи крановщика с местом работы.

Для торможения и остановки механизмов служат механические тормоза автоматического действия или управляемые крановщиком. При наличии электрических двигателей, кроме того, возможно применение электрического торможения.

Вопрос: Что собой представляет современный автокран российского производства?
Наиболее известны российские краны «Ивановец». Привод механизмов крана КС-35715-2 - гидравлический от насоса, приводимого в действие двигателем шасси. Стрела телескопическая, двухсекционная. Для увеличения производительности комплектуется легким решетчатым удлинителем стрелы (так называемый «гусек»). Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка стрелы, а также автоматически ограничивать зону действия крана. Телеметрическая память («черный ящик») фиксирует рабочие параметры и степень нагрузки крана в течение всего срока службы.

Вопрос: Какой кран наиболее оптимален при строительстве небольшого коттеджа?
Кран стреловой переставной КЛ-1Б типа «Пионер» может быть использован для механизации строительно-монтажных работ при строительстве загородных домов и сооружений. Кран может работать как при установке его на уровне земли, так и на перекрытиях строящихся зданий. Безопасными считаются условия работы при скорости напора ветра до 14 м/сек.

Более подробно о характеристиках крана можно узнать из таблицы 2.

Таблица 2. Технические данные крана «Пионер»

2.1 Грузоподъемность при двукратной запасовке каната, кг
на вылете 4 м 500
на вылете 3 м 800
на вылете 2,3 м 1000
2.2 Высота подъема крюка, м:
на вылете 2,3 м 5,6
на вылете 3 м 5,5
на вылете 4 м 4,8
2.3 Глубина спуска, м
при двукратной запасовке 25
при однократной запасовке 50
2.4 Напряжение, В 380
2.5 Максимальные габаритные размеры крана, мм
длина 6100
ширина 2000
высота 6600
2.6 Масса крана, кг
конструктивная 850

Вопрос: Каким строительным оборудованием перемещаются стройматериалы на верхние этажи зданий?
Можно установить подъемник мачтовый. Он предназначен для подъема и подачи внутрь проемов зданий различных строительных грузов при жилищном строительстве, отделочных работах и ремонте. Подъемник крепится к стене здания. Допустимая скорость ветра в рабочем состоянии 14 м/с.

Более подробно характеристики такого механизма изложены в таблице 3.

Таблица 3

Вопрос: Какие простейшие подъемные механизмы можно применить на строительном объекте?
Лебедка ручная предназначена для подъема, удержания в поднятом состоянии и плавного опускания груза. Грузоподъемность 650/1300 кг. Высота подъема на одной ветви 15 м. Высота подъема на полиспасте 7,5 м. Диаметр каната от 4,0 до 6,9 мм. Масса (без каната) 15 кг.

Механизм тяговый монтажный используется для подъема или перемещения грузов на строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах. Целесообразно применять его в условиях ограниченного пространства.

Принцип работы механизма основан на протягивании каната через тяговый механизм с помощью двух пар сжимов, которые попеременно зажимают канат с усилием, пропорциональным нагрузке, и продвигают его в соответствующем направлении.

Механизм может быть использован для работы с одним или двумя блоками. Применение блоков позволит поднимать или перемещать грузы, масса которых (или сопротивление перемещению) в 2-3 раза превышает тяговое усилие механизма.

Техника для производства земляных работ

Вопрос: Какие работы на стройплощадке выполняют бульдозеры?
Бульдозер - самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колесный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом - криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60-150 м) грунтов при планировке стройплощадки, на строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т.п. сооружений.

Различают бульдозеры: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины; с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней; универсальные с отвалом из двух шарнирно сочлененных половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик). Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом для подъема - опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперед - назад по ходу.

Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлительными зубьями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Вопрос: Что собой представляет скрепер?
Скрепер (англ. scraper, от scrape - скрести) - землеройно-транспортная машина, которая рабочим органом (ковшом) послойно срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или разравнивает. Может использоваться для послойной разработки грунтов, их транспортировки и отсыпки слоя заданной толщины. Для увеличения производительности набор грунта скрепером производится с помощью трактора-толкача или бульдозера. Допускается загрузка экскаватором или ковшовым погрузчиком, что в сочетании с существующим качеством послойной разгрузки слоем заданной толщины расширяет универсальность использования скрепера. Применение скреперов целесообразно для быстрого выполнения нулевого цикла земляных работ и передачи площадей для дальнейших строительных работ.

Скреперы классифицируются по виду тяги (самоходные и прицепные), способам загрузки и разгрузки (свободная и принудительная), параметрам ковша, типу привода и другим признакам. При наборе грунта скрепер движется вперед с опущенным ковшом. Грунт разгружается обычно из ковша на ходу, высыпаясь между колесами, реже - назад (за колеса). Возможна разгрузка грунта слоями толщиной до 0,5 м. Емкость ковшей скреперов, выпускаемых в РФ, 3-25 куб.м. Дальность перевозки грунта 0,1-5 км. Внедряются скреперы с принудительной загрузкой ковша с помощью скребковых элеваторов и с автоматизированным управлением.

Для транспортировки и укладки растворобетонных смесей

Вопрос: Каков наиболее эффективный способ транспортировки бетонных смесей?
С использованием автобетоносмесителей, который готовит бетонную смесь в пути следования к объекту, будучи уже загруженным качественной смесью, активирует (перемешивает) ее в пути. Оптимальная температура для работы этих машин - от -30 до +40°C.

Нередко в автобетоносмесителе объединены несколько функций: транспортировка бетона, подача бетона на высоту до 28 м, моментальная подача бетона в любую точку радиусом до 24 м. Таким образом, данная машина является одновременно и миксером, и бетононасосом, и распределительной стрелой, и предназначена для устройства монолитных бетонных конструкций.

Вопрос: Каким образом осуществляется подача бетонных смесей на стройплощадке?
Автобетононасосы предназначены для приема бетонной смеси от бетонотранспортных средств (например, «миксеров») к месту укладки с помощью бетонораспределительной стрелы. При использовании стационарного бетоновода высота подачи смеси составляет до 80 м по вертикали. Автобетононасос эксплуатируется при температуре от (5 до +40°С). В качестве базового шасси для автобетононасосов серий СБ и БН применяются автомобили КамАЗ-53213, Урал 4320-1912. На отечественный рынок также поставляются автобетононасосы систем CIFA, Pulsar, «Пуцмайстер», KVM. Используется при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона или железобетона.

Бетононасосы-прицепы являются стационарными устройствами для транспортирования бетонных смесей, в том числе и на значительные расстояния. Существуют облегченные установки, которые можно поднимать на этажи здания. Разновидностью являются установки для транспортирования пенобетонных смесей.

Вопрос: Как ускорить процесс уплотнения бетонной смеси на больших площадях?
Можно применить вибробрус. Это устройство имеет длину: 1,52-2,29 м. Вес тоже внушительный 120-140 кг. Оснащение двигателем внутреннего сгорания позволяет использовать такую технику на любой стройплощадке. Для перемещения можно использовать не только ручные, но и гидравлические или пневматические лебедки.

Вопрос: Как работают штукатурные агрегаты?
Данные механизмы предназначены для приготовления из сухой растворной смеси кладочных, штукатурных или облицовочных растворов (известковых, цементных, цементно-известковых, известково-гипсовых с содержанием гипса не более 30%) для последующего транспортирования по рукавам и нанесения на подготовленную поверхность. Могут использоваться на объектах, обеспеченных электроэнергией, водой, сжатым воздухом.

Все компоненты растворной смеси в требуемых пропорциях загружаются в верхний бункер агрегата, где осуществляется приготовление растворных составов. Затем готовая смесь сливается в нижний бункер, откуда транспортируется по растворопроводу или рукаву к рабочему месту.

Конструкция агрегатов позволяет применять как готовые сухие смеси, так и приготавливать их из компонентов непосредственно в агрегате. При нанесении растворной смеси на подготовленную поверхность с помощью пневматической форсунки к ней должен подаваться сжатый воздух давлением до 0,6 МПа и расходом до 0,5 м3/мин.

Обычно в комплекте агрегатов имеются:

  • растворопровод с форсункой;
  • принадлежности для нанесения малярных и окрасочных составов;
  • вибросито для получения более однородных штукатурных растворов, малярных, окрасочных и других составов.

Агрегаты штукатурные также могут использоваться для приготовления, процеживания, транспортирования по рукавам и нанесения водных грунтовочных, огнезащитных и окрасочных составов, а также масляных и клеевых шпаклевок.

Техника различного назначения

Вопрос: На каких работах применяется реверсивная виброплита?
Этот механизм используется для уплотнения грунта, щебня, песка, асфальтобетонной смеси, при проведении работ по устройству фундаментов, инженерных сетей и коммуникаций, строительству спортивных площадок, благоустройству парковых аллей, а также при проведении ямочного ремонта.

Вопрос: Как осушить траншеи для закладки фундаментов?
Необходимо использовать электронасосы центробежные переносные погружные моноблочные («Гном-6» и др.). Они предназначены для откачивания из траншей и котлованов грунтовых загрязненных вод (кроме бытовых и фекальных) температурой от 0 до 35°C. Содержание твердых механических примесей в воде не должно превышать 10% по массе и размером частиц не более 5 мм (табл. 4).

Таблица 4. Технические характеристики насоса «Гном»

Вопрос: Как механизировать процесс подготовки помещений для ремонта?
Для быстрой очистки больших поверхностей от побелки, старой краски, штукатурки и т.д., а также для мойки применяют аппарат «Спрут». Он очищает плоскость вращающимися фрезами и водой под высоким давлением. Рабочий процесс не сопровождается разбрызгиванием воды и загрязнением окружающего пространства фрагментами старого покрытия. Это позволяет применять аппарат во внутренних помещениях. Аппарат фильтрует отработанную воду от попавших в нее твердых частиц, не допуская их проникновения в почву или канализацию.

Вопрос: Для каких работ применяется вибросито?
Вибросито используется для фракционного отделения инертных заполнителей. Применяется для просеивания сыпучих компонентов бетонных смесей. Отличительной особенностью установки является возможность выгрузки материала на две стороны, что существенно повышает удобство и скорость работы на ВС - 2С. Направляющий лоток для крупных включений позволяет быстро очистить рабочую поверхность сита от частиц, не прошедших отсев. Изменяемый угол наклона сетки позволяет произвести более качественное отсеивание сыпучих компонентов.

Технические характеристики

Габаритные размеры: 800х940х1440 мм

Номинальная мощность электродвигателя: 0,25 кВт

Размеры сита: 490х760 мм

Вес: 150 кг

Вопрос: Можно ли механизировать процесс укладки тротуарной плитки?
Благоустройство территорий можно значительно ускорить, если применить универсальную машину для укладки тротуарной плитки. Механизированный способ мощения позволяет быстро, точно и дешево вымостить любую территорию с производительностью до 500 м2 в рабочую смену.

Машина оснащена захватом типа «грейфер». Захват имеет плавную регулировку и подходит для всех типов плитки. Более того, он может сдвигать нужные ряды плитки в поддоне в точный рисунок, а затем размещать его на площадке.

Есть возможность навески дополнительного оборудования. К примеру, планировочного рубанка для выравнивания основания для мощения. Или гидравлической щетки как дополнительного агрегата, служащего для заполнения и затирания швов после укладки. Направление вращения и угол наклона щеток легко управляется с пульта.

Вопрос: Как устроена машина, выполняющая работы по стабилизации грунтов и рециклингу асфальтовых покрытий дорог?
Машина оснащена ротором (диаметр 1,225 мм) с рабочей глубиной рыхления грунта до 500 мм, а также установкой для впрыска вспененного битума или холодной эмульсии.

Ее использование позволяет выполнять как стабилизацию грунта цементом или известью, так и рециклинг старого асфальтобетонного покрытия с добавлением вспененного битума или эмульсии с последующим уплотнением грунтовым виброкатком и нанесением на полученное прочное основание новых слоев асфальтобетона.

Вопрос: Что такое гидравлическая станция?
Гидравлические станции являются оборудованием нового поколения, отвечающим современным требованиям по экологичности, экономичности, функциональности. Указанные преимущества сочетаются с малыми габаритами, небольшим весом и, главное, возможностью подключения инструмента и специального рабочего оборудования широкой номенклатуры.

Разработкой и внедрением гидроинструмента занимаются известные во всем мире компании, справедливо считая его инструментом будущего.

Для удобства транспортирования станция оборудована колесиками, поэтому перемещается без особых усилий одним или двумя работниками и свободно помещается в кузов легкового автомобиля-пикапа или автомобиля типа ВАЗ-2109. Выпускаются модели гидравлических станций с возможностью работы одним инструментом, или одновременно двумя инструментами (по статистике, любой компрессор в среднем 80% времени работает всего на один молоток, хотя имеет возможность подключения большего количества). Подключение к станции рабочего инструмента осуществляется при помощи рукавов с быстроразъемными соединениями, обеспечивающими быстрое соединение без пролива масла.

Гидравлическая станция предназначена для привода различного инструмента, в частности, гидравлических отбойных молотков. Ручные гидравлические отбойные молотки предназначены для разрушения горных пород, бетона, асфальтобетона, кирпичных и каменных кладок. Гидравлические молотки обладают рядом существенных преимуществ перед пневматическими. При высоких ударных характеристиках (до 85 кДж) гидравлический молоток достаточно компактен, у него нет выхлопа воздуха, он гораздо менее шумный, не боится влаги и снега, сохраняет работоспособность даже при температуре -40 °С. Большое значение придается снижению шума и вибрации, отдельные модели оборудуются специальными рукоятками, поглощающими вибрацию и снижающими риск повреждения суставов оператора. С целью обеспечения безопасной работы оператора и соблюдения требований европейских стандартов все ручные гидравлические отбойные молотки оборудованы стандартным предохранительным спуском. Кроме того, гидравлический отбойный молоток надежно работает под любым углом к рабочей поверхности.

Помимо отбойных молотков, к гидравлическим станциям выпускается ряд оборудования и инструмента: пила дисковая гидравлическая, помпа погружная, машина шлифовальная угловая и др.

Вопрос: Какая техника используется при устройстве мягких кровель?
Данные работы осуществляют с применением кровельных машин, которые производят очистку, перемотку рулонных материалов, их раскатку и наклейку. Для подачи мастики на кровлю, предварительного перемешивания и подогрева мастики используют специальные установки, называемые битумными станциями.

Основные требования и показатели.

Строительной машиной называют устройство, которое посредством механического движения преобразует размеры, форму, свойства или положение в пространстве строительных материалов, изделий и конструкций (СМИК).

Строительные машины:

транспортные – это автомобили, тракторы, тягочи;

технологические – это грузоподъемные, транспортирующие.

Состояние функционирования машины, в процессе которого она вырабатывает продукцию, называют производственной эксплуатацией.

Мероприятия, обеспечивающие поддержание качества машин при их эксплуатации - приемка, сдача, обкатка, монтаж, демонтаж, транспортирование, хранение, консервация, техническое обслуживание, ремонт, снабжение материалами и запасными частями, обеспечение безопасной эксплуатации – все это техническая эксплуатация.

Предельное состояние машины – это невозможность ее дальнейшей эксплуатации из-за неустранимого нарушения требований безопасности.

Срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации машины от ее начала до наступления предельного состояния.

Технический ресурс – это время в часах чистой работы машины до наступления предельного состояния.

Эти две обязательные характеристики указываются в технической документации на конкретные виды или модели машин.

Моральный износ машины – соответствие конструктивного решения современному уровню развития техники. Так как со временем модели машин устаревают и уступают по своим выходным параметрам, пришедшим на смену им новым моделям.

Параметром называют количественную, реже качественную, характеристику какого-либо существенного признака машины.

Различают главные, основные и вспомогательные параметры:

Главные параметры – это масса машины, мощность силовой установки или суммарная мощность основных двигателей в электроприводе, производительность и другие. Они наиболее определяют технологические возможности машины.

Основные параметры - необходимые для выбора машин параметры в определенных условиях их эксплуатации. К этим параметрам относятся:

характеристики проходимости (удельное давление на грунт в рабочих и транспортных режимах);

характеристики маневренности (радиусы разворота);

характеристики других ходовых устройств (скорости передвижения, предельные углы подъема);

характеристики усилий на рабочих органах;

Вспомогательные – все остальные параметры (характеризуют условия технического обслуживания, ремонта и перебазирования).

В пределах каждой функциональной группы машины объединяются по типоразмерам, характеризуемым единым главным параметром.

Обязательные составные части любой машины:

привод, состоящий из силовой установки;

передаточные устройства (трансмиссии);

система управления;

один или несколько рабочих органов;

рама (несущие конструкции).

У передвижных машин добавляется ходовое устройство шасси.

Производительность – важная характеристика строительных машин. Это кличество продукции, произведенной машиной в единицу времени.

Различают расчетную (теоретическая или конструктивная), техническую и эксплуатационную производительность.

Под расчетной производительностью понимают производительность за один час непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе и расчетных условиях работы.

Для машин цикличного действия:

Прцик расч= 3600∙Q/tц,

где Q – расчетное количество продукции;

tц - расчетная производительность 1 рабочего цикла.

Для машин непрерывного действия:

Прцик=3600∙F∙V,

где F – расчетное количество продукции на 1 м длины ее потока.

V - расчетная скорость потока.

Под технической производительностью (Пт) понимают максимально возможную в данных производственных условиях производительность при непрерывной работе машин.

Эксплуатационная производительность машины (Пэ) – это фактическая производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей.

Пэ=ΣQ/Tобщ,

где ΣQ - фактический объем произведенной продукции;

Тобщ – продолжительность нахождения машины на рабочей площадке, в течение которого эта продукция производилась.

Используются также 3 коэффициента: Кт, Кв, Кп

Кт=Пт/Пр,(коэф-т перехода от техническ. и расчетн. пр-ти)

Кв=Тм/Тобщ., (использование машин во времени)

Кп=Пэ/Пт, (использование технологической возможности)

Кп=Кт∙Кв,

где Тм – продолжительность чистой работы машины (за вычетом простоев).

О требовании, предъявляемым к набору комплектов машин. Это связано со структурой парка машин. Чем шире номенклатура типоразмеров основных видов машин, тем эффективнее решаются задачи комплексной механизации.

Важнейшие требования – это обеспечение благоприятных условий работы машинистов и обслуживающего персонала. Это социальная приспособленность машин (их эксплуатационные, эргономические (гигиена, жизнедеятельность, работоспособность человека), эстетические, экологические свойства).

2.2 Землеройно–транспортные машины

2.3 Землеройные машины

2.4 Грузоподъёмные машины и механизмы

2.5 Самоходные грейдеры (автогрейдеры)

3. Хронометраж рабочего цикла

3.1 Результаты хронометража рабочего процесса экскаватора ЭО–3323А

3.2 Результаты хронометража рабочего процесса бульдозера Т130

4. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин

5. Техника безопасности

Библиографический список


1. Организация учебной практики

Цель практики: Ознакомиться с основными типами строительных машин и основами их автоматизации; изучить устройство и рабочий процесс машин; провести работы по определению производительности машин.

Подъем строительства на качественно новый уровень возможен за счет последовательного проведения курса на дальнейшую его индустриализацию, существенного сокращения ручного труда, совершенствования структуры и организации строительного производства.

Одним из ведущих факторов в решении задач сокращения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации и автоматизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования.

Непрерывный количественный и качественный рост строительства требует дальнейшего сокращения стоимости, трудоемкости, сроков строительно-монтажных работ, повышения эффективности капиталовложений и производительности труда, успешное решение которых может быть обеспечено усовершенствованием технологии и организации работ, внедрением поточных методов производства, повышением эффективности использования существующего машинного парка строительства, созданием и внедрением новых, более совершенных и производительных строительных машин и оборудования, широкой комплексной механизацией и автоматизацией тяжелых и трудоемких технологических процессов, улучшением условий труда.

Современное строительство ведется индустриальными методами и представляет собой комплексно-механизированный поточный процесс монтажа зданий и сооружений из сборных элементов, изготовляемых на заводах и домостроительных комбинатах (ДСК) в условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства. В настоящее время в строительстве используется огромный парк строительных машин и оборудования (около 600 тыс. ед.), позволяющий комплексно механизировать основные работы на всех стадиях строительного производства. Комплексная механизация строительства на современном этапе развития техники требует внедрения систем машин, базирующихся на применении основных машин повышенной единичной мощности с комплектацией их средствами механизации всех технологических процессов.

Важным фактором повышения производительности труда в строительстве является возрастающая оснащенность строительно-монтажных организаций ручными машинами, средствами малой механизации и нормокомплектами для кровельных, штукатурных и малярных работ. Для сокращения малоквалифицированного и монотонного труда, а также труда в тяжелых и вредных для здоровья условиях, все шире осуществляются мероприятия по внедрению автоматических манипуляторов (промышленных роботов) при производстве отделочных, землеройно-планировочных и других работ. Номенклатура строительных машин постоянно расширяется и пополняется более совершенными типами и моделями, отвечающими современным требованиям технологии городского строительства.

При производстве строительных работ в сложившихся городских условиях часто возникают дополнительные трудности из-за необходимости выполнения работ в стесненных условиях и в сжатые сроки, поскольку большинство из них связано с нарушением пешеходного движения, установившегося режима работы транспорта, наземных и подземных коммуникаций и т.п. Кроме того, зачастую приходится выполнять трудоемкие подготовительные операции по разрушению старых строений, фундаментов, дорожных покрытий и т.п. Для эффективного выполнения работ в стесненных условиях используется широкая номенклатура высокопроизводительных специальных и универсальных машин многоцелевого назначения, обладающих компактностью, высокими мобильными и транспортными качествами и обеспечивающих полную безопасность работ в данных условиях. Широко используются в стесненных условиях средства малой механизации, позволяющие практически полностью исключить ручной труд. Растущие из года в год масштабы и современная технология городского строительства требуют постоянного увеличения парка строительных машин и оборудования, расширения номенклатуры, повышения технического уровня машин, улучшения организации их использования.

Повышение технического уровня основных видов строительных машин и оборудования обеспечивается прежде всего за счет повышения их единичной мощности (энергонасыщенности) и производительности, универсальности и технологических возможностей, надежности и долговечности, улучшения удельных показателей важнейших рабочих параметров, развития гидрофикации приводов, широкого использования в конструкциях машин унифицированных узлов, агрегатов и деталей, расширения номенклатуры сменного рабочего оборудования, применения современных систем автоматизации управления рабочими процессами машин, повышения приспособляемости машин к техническому обслуживанию и ремонту, улучшения условий труда машинистов (операторов) и т.п.


2. Основные теоретические сведения

2.1 Машины для подготовительных работ

Подготовительные работы включают очистку строительной площадки от леса и кустарника, камней, строительного мусора, корчевку пней, рыхление горных пород и мерзлых грунтов. К вспомогательным работам относятся бурение шпуров и скважин, в том числе скважин для изготовления буронабивных свай.

Рыхлители служат для рыхления мерзлых грунтов и пород, которые не могут разрабатываться обычными машинами для земляных работ, экскаваторами, бульдозерами, скреперами.

Одноковшовые строительные экскаваторы могут разрабатывать грунты с удельным сопротивлением копанию k 1 =0,5МПа, а многоковшовые с k 1 =0,8МПа. Бульдозеры и скреперы могут разрабатывать только грунты, у которых k 1 не превышает 0,3 МПа. Более крепкие грунты, а также мерзлые породы средней прочности разрабатывают чаще всего после предварительного рыхления.

Рыхлители.

Рыхлитель представляет собой навесное или прицепное оборудование к гусеничным тракторам или базовым тягачам различной мощности и с разным тяговым усилием.

Прицепное оборудование менее эффективно, чем навесное, так как имеет меньшие маневренность и устойчивость, а для заглубления зубьев нельзя использовать массу тягача, поэтому его следует применять только для сравнительно малых объемов работ и при отсутствии рыхлителей с навесным оборудованием. Применение рыхлителей экономически выгодно для использования в строительстве.

Кусторезы, корчеватели – собиратели.

Кусторезы – это машины, предназначенные для срезания кустарников и деревьев с максимальным диаметром стволов 20…40 см.

Различают кусторезы ножевые и фрезерные. Широко применяют ножевые кусторезы с прямыми и пилообразными ножами. Работает кусторез следующим образом. Отвал (нож) опускается на поверхность земли и при движении машины вперед срезает кусты.

Корчеватели – собиратели – это такие машины, которые применяют для извлечения из почвы крупных камней и пней, корчевания кустарников и уборки деревьев, срезанных кусторезами или поваленных древовалами. Рабочим органом служит решетчатый отвал с зубьями. Отвал крепится к толкающей раме трактора. Извлекать камень можно толкающим усилием или подклинить его, а затем поднять. Вторым способом можно извлекать камни большого веса, находящиеся на большой глубине. Для извлечения этим способом требуется больше времени.

Спереди трактора на гусеничные балки на шарнирах навешен активный валкователь. Для обеспечения рабочих скоростей передвижения базовый трактор оборудован ходоуменьшителем. Регулирование высоты срезания и установка рабочего органа в транспортное положение осуществляется с помощью гидроцилиндров от гидросистемы трактора. Валкователь в транспортное и рабочее положения устанавливают с помощью гидравлической передней навесной системы, которой оборудован трактор.

Для корчевания крупных пней, валунов, выкорчевывания части мелколесья, их сгребания и перетряхивания используют корчеватели, которые являются навесным или прицепным оборудованием, в основном к гусеничным тракторам. Корчеватели классифицируют по расположению и назначению рабочего органа: по расположению рабочего органа корчеватели бывают с передним и задним расположением, по назначению – корчеватели-собиратели, корчеватели-погрузчики и корчевательные агрегаты.

Корчеватели на отвале имеют обычно не более 4 зубьев. Корчеватели-собиратели имеют отвалю с уширителями, на которых устанавливают 9 зубьев, поэтому они лучше приспособлены для работ по сгребанию кустарника и перемещению пней и корней в кучи или валы. Корчевальные агрегаты включают комплект орудий, имеющих аналогичное название. Корчеватели-погрузчики снабжены устройством поворота корчевального отвала и могут производить погрузку пней и корней в транспортные средства.

Современные корчеватели удаляют пни путем разрыва корней толкающим усилием трактора с одновременным приложением вертикального усилия, создаваемого гидроцилиндрами подъема и поворота отвала. При корчевании, сгребании и транспортировании выкорчеванной (или срезанной кусторезами) древесины эти машины перемещают в валы и кучи значительно (до 300 тонн/га) количества почвы. Большое количество почвы остается на пнях, образуются большие подпневые ямы. Поэтому необходима последующая планировка площади.

Современное строительство невозможно представить без использования экскаваторов, кранов, бетономешалок и прочей техники, позволяющей в разы ускорить процесс и облегчить труд человека. Более того, возведение высотных домов и других крупных сооружений вообще невозможно без строительных машин и механизмов.

Рассмотрим основные типы машин, используемых в современном строительстве

Экскаваторы
Основная функция экскаваторов - копание грунта и его перемещение посредством либо ковша, либо цепного или роторного механизма непрерывного действия. В соответствии с эти параметром, экскаваторы делят на одноковшовые (периодического принципа действия) и многоковшовые (непрерывного принципа действия).

Одноковшовые экскаваторы могут быть универсальными, предназначенными для различных земляных работ, и карьерными, сконструированными для разработки карьеров.

Погрузочно-разгрузочные машины
Основным предназначением этой техники являются работы по перемещению грузов. Как правило это универсальные самоходные машины на базе колесных транспортных средств. В погрузочно-разгрузочных машинах применяется быстросъемное навесное оборудование - ковши, захваты, краны и т.д.
Погрузчики делятся на вилочные, ковшовые и многоковшовые.

В городском, коттеджном и дачном строительстве наиболее популярны фронтальные погрузчики, бульдозеры-погрузчики и малогабаритные погрузчики. Фронтальный погрузчик способен обеспечить разгрузку ковша перед собой в пределах ограниченной высоты. Основной его ковш (обычно 1 м. куб.) имеет прямую режущую кромку и съемные зубья.

Бульдозер-погрузчик может осуществлять не только погрузочно-разгрузочные работы, но и засыпку ям, планировку площадок, разравнивание небольших холмов. Основное его оборудование - это используется отвал и ковш.

Малогабаритные погрузчики применяются работ в стесненных условиях. Для них производится большой выбор навесного оборудования.

Машины для работы с растворами и бетонами
Эти машины могут быть трех видов: для приготовления бетонных и растворных смесей, для доставки растворов на стройплощадку, для укладки и уплотнения смесей и растворов.

К первому типу относят смесительные машины циклического или непрерывного действия, весельного или турбулентного типа, гравитационного или принудительного принципа смешивания, стационарные или передвижные.
Ко второму типу относят машины для перевозки приготовленных смесей: авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители, автобетононасосы.

Машины для свайных работ
При монтаже фундаментов задействуются сваебойные и копровые установки. Для них производится сменное оборудование: вибромолоты, свайные молоты, вибропогружатели. Данные установки монтируются обычно на базе самоходных машин, к примеру, экскаваторов.

Машины для разработки грунта
К таким машинам, помимо уже упомянутых экскаваторов, относятся буровые машины, скреперы (самоходные, прицепные и полуприцепные), бульдозеры-погрузчики, бульдозеры с рыхлителем, бульдозеры с неповоротным отвалом и пр.