Можно ли смешивать масло 5w30 разных производителей. Можно ли смешивать масла разных производителей? Вязкость моторного масла

Многие начинающие автолюбители интересуются: можно ли смешивать масла разных производителей, категорий и классов вязкости? Давайте разбираться.

Если масло разных производителей

Любое масло состоит из основы и набора присадок, которые придают базовому ему индивидуальные качества. В возможной несовместимости основ разных производителей кроется первая проблема. У разных производителей разные технологии и способы производства основы, которая в итоге может обладать различными свойствами (особенно это касается синтетики).

Из-за неодинаковости основ могут быть проблемы при смешивании одинаковых синтетических масел, но разных производителей. Происходит это потому, что в действие вступает более серьёзный фактор – присадки!

Поясню: чтобы достичь одинаковых показателей вязкости и температуры производители решают разные задачи, определёнными свойствами собственной базовой основы. Набор присадок, который в итоге решает их задачу приведения к стандарту, может получиться кардинально иным. Когда два этих разных набора химически активных элементов, коими и являются присадки, начинают взаимодействовать между собой…

Если смешиваем масло разных категорий

Например, минеральное и синтетическое. Одна из проблем: минеральное, в отличие от синтетического масла, не обладает стабильной вязкостью. В нём необходимо использовать соответствующую присадку. Неизвестно как она повлияет на синтетическую составляющую смеси. Более того, непонятно как будут взаимодействовать присадки между собой с течением времени.
  • Загрязнение двигателя - закоксовывание колец, отложение шлака и т.п.
  • Выпадение в осадок части присадок либо снижение эффективности их действия
  • Повышение вязкости масла вплоть до его полного сворачивания и забивания маслопроводящих каналов

Итог может быть плачевен – необходимость капитального ремонта двигателя либо приближение к нему семимильными шагами.

Почему смешивают?

  • Иногда возникает ситуация тяжёлого выбора: нет возможности срочно долить то же масло, поэтому рискуют и доливают другое.
  • Глобализация и унификация могут иметь положительное действие: основы и в особенности присадки производятся небольшим количеством производителей. Это существенно уменьшает проблемы их совместимости, более того – производители знают эту проблему и постепенно стараются её нивелировать.
  • Положительные примеры водителей, которые не имели (или не заметили) отрицательных последствий увеличивают влияние фактора земноводной асфиксии (проще – жаба душит), если где-то завалялось пол-канистры неплохого масла.
  • Никогда не смешивайте масла разных типов (минеральное и синтетическое, к примеру)
  • Как крайняя мера, можно смешать жидкости одного производителя, но разного вида (например, синтетику Mobil 5W30 и синтетику Mobil 5W40). Желательно позже поменять его и фильтр .
  • Долив до 10% схожего масла не должен повлиять на его свойства (примерно столько остаётся в двигателе при замене)
  • Разное масло и разных производителей – только в крайнем случае.

Любой новичок-автолюбитель обязательно задастся вопросом: «Можно ли смешивать масла разных производителей, если у них разные категории и классы вязкости?».

Возможная несовместимость основы масел

Каждое масло имеет основу и состоит из присадок, благодаря которым оно получает свои основные свойства и характеристики.

Производители занимаются изготовлением основы для моторного масла разными способами и технологиями. А значит каждая основа по своим физическим характеристикам будет отличаться от основы конкурента по производству. С синтетическими основами это будет еще более заметно. Таким образом, при одинаковом названии масла, но от разных производителей, есть подводный камень — у этих масел разные основы. К тому же в масло добавляются различные присадки.

Пример. Два масла стандарта 10W40 от разных производителей могут соответствовать всем требованиям и нормам, которые предъявляются к этому типу. Но из-за того, что при применении основ применяются разные технологии, и далее в них добавляются присадки, которые могут активизироваться при контакте с другими маслами, конечный результат при их смешивании может доставить автолюбителю много хлопот.

Конкретно никто не сможет объяснить, что может произойти с двигателем при смешивании в нем масел от разных производителей. Рынок предлагает множество вариантов значительно отличающихся друг от друга, делящихся на категории в зависимости от рабочего температурного режима двигателя и вязкости.

Несовместимость категорий

Категории масла делятся на синтетические и минеральные. При их смешивании эффект может быть самым негативным. Так как вязкость у этих категорий масел совершено разная, и их перемешивания следует строго избегать. Даже, если это незаметно в начале, неизвестно, как в будущем будут вести себя присадки, перемешиваясь друг с другом, и какая будет реакция у деталей двигателя.

Последствия

  1. Грязный двигатель – это отложение шлаков, закоксовывание колец и т.д.;
  2. Присадки скорее всего выпадут в осадок, результат — низкий коэффициент их работы;
  3. Слишком высокая вязкость масла, а как следствие полное сворачивание масла и забивка масляных каналов.

Этого уже достаточно для того, чтобы готовить двигатель к капитальному ремонту.

Вывод

  1. Автомобильные масла разных категорий (например синтетическое и минеральное) ни в коем случае не перемешивать;
  2. В случае вынужденной доливки масла в двигатель, выбрать одного производителя, например, синтетическое масло Mobil 5W40 и синтетическое Mobil 5W30. В последствии желательно заменить масляный фильтр и масло;
  3. Если невозможно долить масло этого же производителя и приходится смешивать, то продолжать движение на невысоких оборотах двигателя, и заменить масло в ближайшем пункте СТО. При смешивании масел разных категорий, в дальнейшем при замене рекомендуется промывка двигателя.

Очень популярный вопрос о том, можно ли смешивать моторные масла , отличаются ли у них присадки, в чем разница среди моторных масел,соответствуют ли вязкости у разных производителей и в каких пропорциях можно доливать.
На подобные вопросы специалисты на всякий случай ответят категорическим «нет», и их можно понять. Выяснять степень грамотности покупателя, разбираться в конкретной ситуации и брать на себя риск потенциально возможного возникновения проблемы — вряд ли кто осмелится. Но мы, на пальцах и в доступной форме, попробуем разобрать азы этой науки.

Что стоит учитывать при смешивании моторного масла в первую очередь:

  • Какая основа (органика, полусинтетика или синтетика)
  • Критерии ILSAC, ACEA, API , тип двигателя и вид топлива
  • Вязкость по SAE

Перед тем как выпустить масло на рынок, производитель должен проводить анализ на смешиваемость данного моторного масла с другими марками, при условии их соответствия заявленным критериям. Основная задача – это не допустить конфликта между пакетами присадок и соблюдение степени синтетичности смазывающего материала.
В небольших пропорциях допускают смешивания моторных масел с одинаковой вязкостью от разных производителей, например:
Смешиваем Shell 10w40 и Elf 10w40 , учитывая, что они рекомендованы для одного типа двигателей (бензин или дизель), нацелены на одинаковый вид транспорта (легкомоторный или грузовой), оба моторных масла подобные по составу — полусинтетические. При смешивании обращайте внимание на вторую цифру вязкости (пример: х w40 ). В случае, если масло от одного производителя, но нет подходящей вязкости, то можно допустить смешивание синтетической с полусинтетической базы (5w40 и 10w40), или минеральной и полусинтетической (15w40 и 10w40), но не 10w40 и 5w30.

Советуем прибегать к смешиванию моторных масел максимально взвешенно, т.к. достаточно легко допустить ошибку, которая может привести к преждевременному капитальному ремонту.

Если доливка все же была, следует при первой возможности заехать на сервис и провести замену масла (предварительно выяснив причину расхода смазывающего материала). Это именно тот случай, когда не помешает почистить систему промывочным маслом, т.к. если в процессе доливки все же образовались нежелательные продукты, то стоит от них поскорее избавиться.
Крайне не рекомендуем смешивать моторное масло на разных основах.(синтетическое и минеральное). Присадки таковых почти гарантированно дадут нежелательный эффект и двигатель выйдет из строя!
Не так давно была опубликована статья об изменении свойства масла при добавлении в него похожего смазывающего материала. В тесте участвовали несколько известных всем брендов. Результаты были достаточно оптимистичными: химические реакции при добавлении моторного масла чужого бренда все же произошли, но кардинальных изменений в свойствах обнаружено не было, присадки не конфликтовали. Вывод напрашивается сам: разница среди моторных масел одного типа не так уж велика и контролируется соответствующими службами.

И самое главное. Не допускайте неконтролируемого расхода моторного масла до того момента, чтобы его не приходилось доливать и смешивать. Если двигатель начал системно требовать доливки сверх нормы– нужно ехать кратчайшим путем на станцию технического обслуживания и выяснять причину.

Одной из главных проблем как новичков, так и опытных автолюбителей является смешивание моторных масел.

Сложности могут возникнуть даже с учетом всех рекомендаций производителя автомобиля: широкий ассортимент смазочных материалов, доступный на сегодняшний день в магазинах, в разы осложняет выбор масла, подходящего для двигателя конкретной модели авто.

Во время сборки автомобиля в мотор заливается рекомендованное производителем масло. Каждое последующее ТО, которое будет проходить транспортное средство, сопровождается полной заменой смазочных материалов, соответственно, будет использоваться только то масло, которое рекомендовано заводом-производителем.

Почему смешивают масла?

Причиной большинства проблем, связанных со смазочными материалами для двигателя, является решение владельца транспортного средства перейти на материал от другого производителя, отличный по типу и вязкости. Конечно же, выбранное масло будет в разы отличаться от того, которое заливалось производителем.

В двигателе автомобиля, даже после тщательного его очищения путем отсоса или слива, остается порядка полулитра старого масла, которое впоследствии и смешивается с новым.

Нередко можно столкнуться с вынужденной необходимостью долить в двигатель автомобиля необходимое количество масла. Причиной этому обычно становится неожиданное и резкое снижение уровня смазочного материала. Соответственно, добавление нового масла приводит к смешиванию разных типов смазок, что нередко вызывает поломки и прочие неприятности.

Отдельно стоит упомянуть тех автовладельцев, которые добавляют различные присадки, способствующие повышению эффективности работы моторных масел. Сюда можно отнести и слишком частую процедуру очищения двигателя специальными промывочными средствами.

Полностью отработанное масло удалить из двигателя автомобиля невозможно: в узлах и деталях всегда остается определенное его количество. То же самое относится и к промывочным составам, присадкам и коктейлям из разных масел.

Можно ли смешивать разные моторные масла?

Каждый из существующих типов моторных масел отличается по виду и количеству присадок, базовой основе и прочим характеристикам. При этом нет никакой гарантии того, что масло одного и того же типа, изготовленное под разными брендами, будет иметь идентичный состав: как правило, в каждой компании имеется собственная рецептура.

Присадки в синтетические, минеральные и прочие масла добавляются с целью достижения определенных эксплуатационных характеристик и физико-химических свойств смазочного материала. К тому же, такие компоненты значительно разнятся по составу в зависимости от конкретной группы масел, с которой они будут смешиваться.

Соответственно, каждый производитель может выпускать одно и то же масло, различающееся по количеству и виду добавляемых в него присадок.

Учитывая огромный ассортимент смазочной продукции, отыскать аналогичное масло другого производителя практически нереально. Если владелец авто все же решился смешать разные масла, то необходимо учитывать несколько правил.

Как правильно смешивать масла

Стоит сразу сказать о том, что смешивать моторные масла крайне нежелательно и делать это не рекомендуют официальные дилеры, но при этом процедура не является запретной и вполне допустима.

Главной проблемой при смешивании масел может стать не столько разница их базовых основ, сколько возможные химические реакции между присадками.

Синтетические и минеральные масла на основе ПАО (полиальфаолефинов) вполне реально смешивать с гидрокрекинговым маслом – одним из результатов такой процедуры и являются полусинтетические масла.

Прочие смазочные материалы – силиконовые, полиэфирные, гликолевые – разительно отличающиеся от ПАО, добавлять в полусинтетические и минеральные масла следует с крайней осторожностью;

Производители масел официально не запрещают смешивать моторные масла.

Помимо этого, в Европе и США существуют особые стандарты ACEA и API соответственно, в которых говорится о том, что синтетические масла одного бренда обязаны иметь специальные свойства, допускающие смешивание с ними других масел, прошедших сертификацию по приведенным выше стандартам.

Смешивание смазочных материалов не должно сопровождаться опасными для силового агрегата химическими реакциями, вспениванием, выпадением осадка.

Вывод

С одной стороны, смешивать моторные масла не запрещается, ничего катастрофичного и опасного для двигателя в этом нет. С другой стороны, при проведении подобной процедуры необходимо соблюдать определенные условия:

1. Делается это только в случае крайней необходимости;

2. Даже если вязкость масел разная, желательно приобретать средства одного производителя;

3. Присадки могут вступать в химические реакции, а физико-химические свойства смеси будут в разы хуже, чем у чистого масла.

Если смешивание масел все же произошло, то при первой же возможности проводится полная замена смазочного материала и чистка двигателя. Повторная замена осуществляется через половину срока, регламентированного производителем.

Каждый владелец авто рано или поздно встанет перед дилеммой - можно смешивать моторные масла разных производителей и разной вязкости или нет? Вопрос этот вполне закономерен, так как сегодня производители моторных масел (ММ) предлагают довольно широкий спектр смазочных материалов, которые отличаются по своему химическому составу, по количеству присадок и по многим другим показателям. Кроме этого, масла изготавливаются на минеральной, синтетической или полусинтетической основе.

На самом деле смешивать ММ можно, и даже делать «миксы» из минералки и синтетики, главное, знать меру и придерживаться рекомендациям. Дело в том, что все смазочные жидкости проходят соответствующие тестирования на совместимость с другими маслами. При этом такой продукт сопровождается необходимыми сертификатами, где указывается в представленном ММ отсутствуют присадки, которые могут конфликтовать с присадками другого масла. Это в теории, на практике же «непопулярные» производители редко проводят подобные проверки, поэтому если вы планируете смешивать масла, убедитесь что вы используете продукт от проверенной фирмы. Например, если перед вами ММ Castrol и Mobil или Shell и Лукойл, которое принадлежит к одному классу, то такая смесь имеет место быть. То есть если синтетика или полусинтетика имеет схожую вязкость и этот продукт рассчитан для одинакового типа двигателя, то вреда мотору вы не нанесете.

Какие масла можно смешивать

Многие специалисты в один голос твердят, что мешать продукты разных производителей, или разных классов можно только в экстренной ситуации. После этого нужно как можно быстрее отправиться в сервисный центр, где необходимо промыть движок и залить новое масло. На самом деле такие «страшилки» созданы искусственно и по факту не являются истиной.

Все знают, что моторные масла отличаются по нескольких параметрам:

  • по базовой основе (минеральные, синтетические, полусинтетические);
  • по степени вязкости (индекс SAE). Масла имеют маркировку от 0w-60 до 15w-40;
  • по своей классификации (API, ACEA, ILSAC). ММ могут быть для легковых, грузовых, бензиновых, и других типов двигателей.

Соответственно если смешиваемые масла будут отвечать одним и тем же параметрам, то смешать их можно.

Что будет если смешать масла на разной основе

Если речь идет о синтетике, то они могут смешиваться с любым другим продуктом, который подходит по своим стандартам, то есть имеет допуск согласно API или ACEA. Согласно этим требованиям производитель должен предоставлять продукт, который абсолютно спокойно перенесет такое соседство. При этом никакой опасности для частей двигателя нет. Также в процессе такого смешения не произойдет никаких химических реакций, которые будут провоцировать появление осадка или вспенивание жидкости.

Если мы возьмем синтетическое масло 5w-40 и полусинтетику 10w-40, то ничего ужасного тоже не произойдет. Смешав две этих жидкости, на выходе мы получим вполне работоспособный «коктейль» с показателями 6w-40 или 8w-40 (в зависимости от пропорции старого и нового масла). Но лучше всего не доливать ММ, а дождаться запланированной замены и залить нефтепродукты в равных долях.

Если в двигателе уже залита «минералка», то смешать ее можно с полусинтетическим маслом или с синтетикой, изготовленной на основе полиальфаолефинов (ПАО). «Миксовать минералку» с полиэфирной, гликолевой и силиконовой синтетикой можно не всегда. В каких случаях это допустимо можно узнать только у производителя вашей марки автомобиля.

Самый безопасный способ смешивания масел, по мнению производителей

Продукция одного и того же бренда обычно имеет больше общих элементов, поэтому специалисты придерживаются мнения, что лучше добавить в движок мало сильно отличающееся по вязкости той же марки, чем заливать ММ со схожими характеристиками от другой фирмы.

Это объясняется тем, что количество присадок в жидкостях от одного производителя обычно совпадает, также как и другие элементы. Из этого следует что, по сути, основа (даже в разных по вязкости материалах) будет одинаковой, что напрочь исключит возможность конфликта присадок в процессе смешивания. Также стоит отметить, что ММ одного бренда можно смело смешивать в любых соотношениях.

При запланированном переходе от масла одной вязкости к другой рекомендуется также использовать жидкость одного производителя. Дело в том, что при замене смазочного материала в движке остается около 5-10% старого продукта, чего может оказаться достаточно для того же конфликта присадок.

В заключении

Результаты того как ведут себя разные масла друг с другом в свое время были опубликованы в одном журнале, посвященном авто-тематике. В ходе эксперимента и лабораторных тестирований удалось доказать, что схожие по своим характеристикам масла разных фирм вступают в химические реакции, но эти изменения никак не влияют на работоспособность двигателя и его «продолжительность жизни». Все рекомендации и страшилки связанные с тем, что заливать ММ можно только от одного производителя не что иное, как коммерческий ход, поэтому не бойтесь экспериментировать, главное, делайте это с умом.