Cомнительная покупка. Быстро теряющие в цене автомобили

В премиальном сегменте наиболее выгодным для перепродажи оказался Porsche Cayenne. Эта модель не просто сохранила свою начальную стоимость, но и увеличила ее на 1,4%. Случилось это из-за искусственного завышения цен на вторичном рынке на фоне постоянного удорожания новых автомобилей.

В премиум-сегменте, помимо Porsche Cayenne, высокую остаточную стоимость в своих категориях сохранили: пикапы Toyota Hilux и Volkswagen Amarok; внедорожники Volvo XC70, Toyota Highlander, Honda CR-V, Mercedes-Benz Gl, Toyota Land Cruiser Prado и компактные авто Volkswagen Golf и Mercedes-Benz CLA.

Эксперты погалают, что большое количество марок Toyota связано с традиционной любовью россиян к этому бренду. Считается, что автомобили Toyota со временем минимально падают в цене.

Самым ликвидным автомобилем малого класса среди машин массового сегмента стала Skoda Fabia, которая за три года сохранила 86,4% от первоначальной стоимости. В гольф-классе лучший результат показал Volkswagen Golf – 92,4% от цены трехлетней давности. Среди автомобилей среднего класса на первое место вышла Mazda 6 с показателем остаточной стоимости 86,6%. Топ-3 в бизнес-классе возглавила Toyota Camry (81,5%). В сегменте микро- и компактвэнов лучший показатель демонстрирует Volkswagen Golf Plus (85,4%), в классе минивэнов лидирует Chevrolet Orlando (85,1%).

В список самых ликвидных автомобилей не попали ни Renault Logan, ни ряд моделей Daewoo, ни российские или китайские авто. По мнению экспертов, это связано с плохо развитым в России рынке трейд-ин, когда владельцы авто сдают свой транспорт в обмен на скидку при покупке нового автосредства. Зато в России есть большой рынок «из рук в руки», где очень большой разбег цен и невозможно провести какую-то статистику.

В конце списка остались крупные седаны и авто представительского и бизнес-класс (E и D-класс). Такую особенность связывают с дороговизной обслуживания и владении. Также считается, что при покупке автомобили премиум-класса всегда сильно теряют в цене, по сравнению с эконом-классом, например.

Эксперты прогнозируют, что в течение этого года существенных изменений в рейтинге не будет, он не поменяется, при условии сохранения действующего курса валют. Однако самая объективная картина будет в следующем году, когда автомобили 2015 года будет отмечать трехлетие, а именно они были первые, купленные по-новому, приближенному к текущему курсу валюты.

Многие машины, купленные три года назад, почти не потеряли в стоимости. Их владельцы при перепродаже смогут получить лишь на 15–20% меньше, чем они сами заплатили.

Все автомобили падают в цене сразу после того, как они выезжают из салона. Но, к примеру, люксовый кроссовер Porsche Cayenne даже спустя три года близок к первоначальному ценнику, а не менее дорогой седан Jaguar XJ через 3 года уже сбрасывает больше половины цены. Лайф расскажет о том, какие модели сберегут кошелёк водителя при перепродаже.

Эксперты аналитического агентства "Автостат-инфо" проанализировали остаточную стоимость автомобилей массового и премиального сегментов 2013 года выпуска (см. таблицу ). На основании средневзвешенной цены трёхлетних машин (типичная дата первой перепродажи) по ситуации на конец 2016 года был составлен рейтинг автомобилей, которые меньше всего теряют в цене при последующей продаже.

Среди всех владельцев автомобилей массового сегмента меньше всего потеряют при продаже хозяева пикапов Toyota Hilux. В 2013 году стоимость этого автомобиля начиналась с отметки в 1,2 миллиона рублей, именно столько сейчас стоит самый дешёвый трёхлетний Hilux на интернет-площадках по продаже авто. Новый японский пикап сейчас оценивают минимум в 2 миллиона рублей. Такой популярности способствует тот факт, что сегмент пикапов в России представлен небольшим количеством моделей и Hilux - лидер продаж.

Среди отечественных автомобилей наиболее ликвидным стал внедорожник "УАЗ-Патриот", трёхлетку сейчас предлагают за 550 тысяч рублей (–18%). Автомобили люксового и премиального сегментов теряют в стоимости быстрее дешёвых моделей. Пожалуй, одно из редких исключений - Porsche Cayenne, который даже подорожал относительно нынешней базовой версии. Тут срабатывает статус марки автомобиля.

Ничто так стремительно не дешевеет, как английский премиум. Седан Jaguar XJ теряет более половины в цене. Машина проигрывает конкурентам по многим показателям: сказываются прежние провалы с качеством. Отпугивает и дороговизна сервиса и запчастей.

На самом деле подержанные автомобили должны были подорожать ещё сильнее, но сказалось падение рубля: с 2013 года цены на новые машины взлетели на 30–50%, что автоматически потянуло за собой вторичный рынок, убеждён аналитик по автопрому "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.

Три года назад, к примеру, бизнес-седан стоил 1 миллион рублей, а сейчас - столько же или даже больше. А новый вариант той же модели стоит уже за 2 миллиона рублей. На остаточную стоимость также влияет качество и то, сколько он может прослужить без серьёзных поломок. По этой причине российские авто по большей части значительно теряют в стоимости, - говорит Беспалов.

Нынешние цены на подержанные автомобили не совсем естественные ещё и потому, что в кризис вторичный рынок разогрелся за счёт тех, кто отказался от новых машин, констатирует управляющий партнёр EURussia Partners Сергей Бургазлиев.

Реальность такова, что за 2,5 миллиона рублей человек лучше купит, например, трёхлетний Porsche Cayenne, чем новый Nissan Pathfinder, - объясняет эксперт.

По итогам 2016 года объём вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 5,19 миллиона единиц, что на 6% больше, чем годом ранее. И этот тренд продолжится.

По моим оценкам, в этом году рынок новых автомобилей упадёт примерно на 5–9% минимум. А рынок подержанных авто продолжит расти и увеличится на 7–10%, - спрогнозировал Сергей Бургазлиев.

При выборе машины, большинство автолюбителей ориентируется исключительно на личные вкусовые предпочтения. Люди не думают о том, что, возможно, автомобиль еще придется продавать. Другие покупатели подходят к выбору и покупке более рационально. Для них основной задачей является приобретение машины не только по критерию «нравится - не нравится», но и с позиции снижения цены через 3-5 лет.

Считаете, что автомобили дешевеют одинаково? – Ошибаетесь. Есть мнение, что французские машины, как и отечественные, существенно дешевеют на вторичном рынке. С другой стороны, авто немецкого или японского производства могут держать свою стоимость долгое время. Но так ли это? Давайте попробуем разобраться.

Конечно, проводить эксперименты бессмысленно, а вот изучить статистику, исходя из нынешних цен на вторичном рынке, не составит труда. При этом в расчетах используются цены годовалых, а не новых авто. Это делается осознанно, чтобы уменьшить погрешности на различные комплектации транспортного средства. В ситуации с б/у автомобилями стоимость «выравнивается». Конечно, все приведенные ниже данные имеют определенную погрешность, но вывести тенденции и сделать некоторые выводы вполне реально. Рассмотрим автомобили, начиная с нижнего класса до самого высшего.

1. Одним из наиболее популярных автомобилей в России является Lada Priora. Только вот она за четыре года теряет практически 40% стоимости. Следовательно, при покупке данного авто, необходимо несколько раз подумать. Конечно, качество данной модели за последние несколько лет существенно подросло, но говорить о высокой надежности комплектующих все равно рано. Четырехлетний автомобиль в руках неумелого автолюбителя может оказаться и вовсе «стареньким». Не останавливает снижение цены даже невероятный спрос на автомобиль.

2. Второй в нашем списке - хорошо известный Chevrolet Aveo. Казалось бы, автомобиль надежный и популярный в широких кругах, но даже он за четыре года теряет в цене 35-40%. Конечно, для иномарки это довольно много, но есть уверенность, что данная тенденция сместится в меньшую сторону, ведь в 2012 году появились кардинально новые модели Шевроле. Специалисты склоняются к мнению, что основной проблемой данного автомобиля является электрическая часть. Именно здесь и проявляются основные неисправности.

3. В начале статьи уже упоминались французские автомобили и их стремительное удешевление после покупки. С автомобилем Citroen C4 данное предположение лишний раз подтверждается – автомобиль за четыре года теряет фактически половину цены. Казалось бы, популярная и востребованная модель. Но есть проблема – авто часто ломается, а стоимость деталей очень высока.

Чтобы продать это транспортное средство на вторичном рынке, приходится хорошенько повозиться. К слову, другое французское авто - Peugeot 308 гораздо меньше падает в цене – около 35%. Следовательно, можно сделать вывод о низкой надежности Citroen C4, что лишний раз и подтверждают его владельцы.

4. Оказывается, автомобили бизнес-класса тоже могут терять в цене. Лишним тому подтверждением является Volkswagen Passat, который за четыре года дешевеет почти до 45% своей первоначальной стоимости.

Вы удивлены? – Это действительно так. Казалось бы, надежный немецкий автомобиль, который востребован и пользуется заслуженным уважением. В чем проблема? - Все просто. В этом автомобиле уже нет той надежности, которую так привыкли видеть в немецких автомобилях. В принципе, дорогие машины всегда быстро теряют в цене, но не до такой же степени.

5. Почти половину стоимости за четыре года уходит у BMW 5 series. Ну что еще надо отечественному автолюбителю, если даже такие «немцы» падают в цене?! Скорее всего, причиной является спортивность этого автомобиля. Считается, что за несколько лет его ресурс намного снижается и автолюбитель теряет интерес. В свою очередь, Audi A6 сбавляет в цене меньше – около 45%, а Мерседес Е-класса – около 35%. Более спортивные аппараты, вроде Ягуаров, теряют и того больше – более 50%.

6. Хотелось бы посмотреть на кроссоверы. Некоторые автолюбители считают, что они почти не дешевеют. Но это не так. Тот же Ниссан Мурано теряет около 48% цены за те же четыре отчетных года. Но, к слову, бюджетные кроссоверы дешевеют намного медленнее. «Китаец» Tiggo сбросил в цене всего 25%. С чем же связано падение цены на Nissan Murano? Здесь та же проблема, что и у «французов» - дорогие расходные материалы. Да и смены поколений автолюбители уже откровенно заждались.

7. Очень сильно дешевеет Range Rover. Этот классический автомобиль теряет в цене практически 70% уже через четыре года. Данную цифру сложно оправдать, но это действительно так. Что и говорить, Rover – уникальный автомобиль, но практичным его назвать очень сложно. Часто даже новые автомобили ломались непосредственно во время теста. Что здесь говорить об эксплуатации в суровых российских условиях? К слову, хотелось бы отметить, что его конкуренты дешевеют не намного меньше. Тот же Х5 сбрасывает в цене где-то 60%, что также очень много.

Конечно, приведенная выше информация совсем не означает, что необходимо сразу же отказываться от той или иной модели. Многие автомобили за последние годы стали намного качественнее. Следовательно, они будут меньше терять в цене. Наша статистика – это лишь информация к размышлению, но никак не к действию. В любом случае, если вы планируете через время менять автомобиль на новый и уверены в этом, то лучше сразу отдавать предпочтение устоявшимся моделям, которые дольше держатся в цене.

Многие рассматривают автомобиль как способ сберечь накопления. Но не надо очертя голову бросаться на поиски самых выгодных предложений, иначе можно стать обладателем машины, от которой придется избавляться долго и с большими потерями. В наше время российский рынок не благоволит к минивэнам, универсалам, купе и кабриолетам, спортмодификациям... Ликвидно лишь то, что отвечает среднестатистическим запросам: седаны, отчасти хетчбэки и, разумеется, кроссоверы. Аналогичный принцип действует и при выборе модификации/комплектации. Найти покупателя на слишком мощную или, напротив, самую слабую и бедную модель проблематично. Поэтому в обзоре мы представим в каждом классе только самые востребованные версии.

Впрочем, это не означает, что вы лишаетесь свободы выбора. Следует, например, прагматично подойти к подбору оснащения. Одна-две практичные опции, выторгованные у дилера по выгодной цене при заказе нового авто, могут с лихвой окупиться после, ведь выставленная на продажу машина будет выделяться “бонусом” для покупателя.

КОМПАКТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Обычно модели этого класса показывают малую потерю стоимости и ровную динамику ее снижения. А лидеров сегмента не нужно даже вычислять – наибольшим спросом пользуются самые практичные, рациональные и выносливые машины. Но сейчас для них наступили не лучшие времена – рынок переполнен доступными седанами и хетчбэками малого класса, а цены на них находятся под мощным прессом. Это значит, что можно дешево купить, но избавляться от автомобиля придется в таких же жестких условиях соперничества с другими желающими продать.

По данным “Автостата”, основанным на мониторинге цен на вторичном рынке, тройка автомобилей с лучшей остаточной стоимостью в прошлом году выглядела так: “Renault Sandero”, “Volkswagen Polo”, “Hyundai Solaris”. С тех пор мало что изменилось.

Не стоит рассматривать и редкие в компактном сегменте премиальные автомобили, хотя некоторые из них показывают даже лучшее сохранение цены (особенно в течение первых лет). Все-таки это модели на любителя, а их рынок очень узкий.

Динамика снижения цен на автомобили с возрастом рассчитывалась по так называемой оценочной стоимости от года владения, применяемой в тарифообразовании страховых услуг. В тех случаях, когда оценочная стоимость имела заметное расхождение с фактической, данные подвергались корректировке исходя из реальных предложений на рынке б/у автомобилей. Оценки ликвидности, приведенные в таблицах для каждой популярной модификации, не являются точным прогнозом стоимости и служат исключительно для маркетингового анализа.


АВТОМОБИЛЬ ГОЛЬФ-КЛАССА

Поскольку популярные кроссоверы по цене становятся все более недоступными широким слоям покупателей, можно ожидать перераспределения спроса в гольф-сегмент. Это означает, что, купив такой автомобиль сейчас, его можно будет затем продать с наименьшими потерями в цене. Если вы собираетесь владеть автомобилем два-три года, то лучше выбирать седан. Если брать пятилетнюю перспективу, то хетчбэк.


В недалеком прошлом в топ самых ликвидных моделей, согласно подсчетам агентства “Автостат”, входил “Volkswagen Golf”, но покупатели стали отдавать предпочтение более функциональным и просторным машинам, о чем свидетельствуют падение продаж все того же “Golf” и возрастание доли “?koda Octavia”. В остальном все неизменно – возглавляют рейтинги японские седаны и хетчбэки.

Еще лучшие возможности предоставляет, как ни странно, премиальный сегмент. Все модели немецкой тройки в течение пяти лет лучше сохраняют стоимость, чем автомобили стандартного класса. Объяснить это можно тем, что надбавка за престижную марку в гольф-сегменте относительно невелика. В таком тренде привлекательно смотрится даже “MINI Clubman”. Сугубо нишевая модель в прежнем поколении, перейдя из малого сегмента, стала заметно просторнее и функциональнее.

АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА

Еще один сегмент с хорошим потенциалом сохранения стоимости. В последние годы он был сильно недооценен покупателями, из-за чего среднеразмерные седаны перестали быть высоколиквидным товаром. Но может возникнуть тенденция к восстановлению. Ведь цены на автомобили-“середнячки” и сейчас остаются привлекательными!

Формально вверху рейтинга – “Passat”, но если учитывать объемы продаж, то лучше выбрать “Mazda6”, сумевшую сохранить стабильно высокий уровень даже в провальные годы. Высокие рейтинги и у нового “Superb”, но эта модель совсем новая, и как воспримет ее рынок, пока можно только гадать. Тот же “Hyundai i40”, например, хотя и находится в рейтинге на ступеньку ниже, зато он реально ликвидный. Следовательно, дает гарантию сохранения цены.

Иной расклад в секторе премиальных среднеразмерных седанов. Модели, во-первых, значительно различаются в способности сохранять стоимость. Во-вторых, уже с первого года владения они обесцениваются ощутимо быстрее стандартных, а еще год-два спустя тенденция даже усиливается, хотя дальнейшее снижение цены идет без скачков. Машины этого класса целесообразно рассматривать как долгосрочную покупку на срок пять и более лет. Они обладают высоким премиальным статусом, но сберегают деньги тем, что относительно не накладны в эксплуатации.


АВТОМОБИЛЬ БИЗНЕС-КЛАССА

Беспроигрышный вариант при выборе солидной модели для частного или корпоративного пользователя – покупка бизнес-седана “Toyota Camry”. Ликвидность у модели беспрецедентная, чем она и изжила своих конкурентов, кто пытался предложить максимум солидности за наименьшие деньги. Но набирает обороты и новая концепция в лице корейского седана “Hyundai Genesis”. Здесь за умеренную цену клиенту предлагают мощный большой автомобиль с исчерпывающим оснащением. Несмотря на кризис, текущие темпы продаж показывают, что он тоже востребован на рынке. Укрепляющаяся репутация модели из Кореи может вывести ее в число ликвидных.


При выборе премиального бизнес-седана сразу свыкайтесь с мыслью, что еще до наступления пятилетнего возраста автомобиль утратит больше половины своей цены. Однако есть модели, которые дают отличные возможности минимизации потерь, если от них избавляться без промедления, не дожидаясь наступления двух-, трехлетнего возраста. Это прежде всего относится к консервативному, зато сверхнадежному “Infiniti Q70”, “Mercedes-Benz” “E-класса” и “Jaguar XF” уходящего поколения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Любой роскошный седан – это прежде всего имидж и статус. Автоматически это означает, что он же и худший объект для инвестиции, если исходить только из соображения сохранения денег. Уже спустя три года стоимость автомобиля падает вдвое. И тенденция затем почти не замедляется – высокие расходы на обслуживание, налоги и страховки отталкивают покупателей от представительских седанов на вторичном рынке. Даже самые распространенные модификации малоликвидны. А если мы говорим о седанах, которые придется выставлять на продажу уже после того, когда в автосалонах появятся модели той же марки, но следующего поколения, то от оставшейся цены можно еще смело вычитать процентов десять и больше, когда речь идет о престижных топ-модификациях. Ведь главного – престижа – в них как раз и нет.


Есть, правда, два роскошных корейских седана, которые продаются без “налога на престиж” – “Hyundai Equus” и “Kia Quoris” (наиболее популярны версии “Premium” с мотором V6 3.8). Логика подсказывает, что они могли показать наилучшую динамику сохранения стоимости. Но эти модели пока плохо известны рынку, а поэтому к ликвидным относить их еще рано.

КОМПАКТНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Предложений в этом сегменте очень много. Для компактных кроссоверов характерны относительно небольшие расхождения в потере цены от модели к модели.


Хотя статистика показывает, что спрос на кроссоверы близок к пиковому, их доля среди других классов вряд ли резко обвалится – они все равно останутся высоколиквидными на “вторичке”. К тому же реальная цена на ряд моделей, которые уже побывали в эксплуатации, нередко оказывается выше оценочной. Так было с “Nissan Juke” и премиальным “Range Rover Evoque”, которые, по данным “Автостата”, входили в тройку самых ликвидных кроссоверов. Так что здесь важно угадать с тем, как складываются покупательские интересы. На текущий момент они таковы. В выборе бюджетных моделей (например, “Renault Duster”) клиенты все чаще склоняются к модификациям с механической коробкой, дизельным мотором и приводом 4х4. При покупке стандартного кроссовера покупатели отдают предпочтение моделям с традиционным автоматом и неприхотливым бензиновым двигателем, не доверяя модным роботам с двумя сцеплениями и турбомоторам малого объема. Отчасти это наблюдается и в премиальном сегменте – наилучшей ликвидностью обладает почтенный “QX50”, который, несмотря на возраст, все еще остается третьей по популярности моделью во всей гамме “Infiniti”.

СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Выбор заметно сужен, а различия между премиальными и стандартными моделями в потере цены невелики. Лучше сохраняют стоимость автомобили, которые уже давно стоят на конвейере и показали себя крепкими и выносливыми. Тому пример – “Mitsubishi Pajero Sport”. Этот простой классический внедорожник с возрастом не теряет своего главного качества служить обладателю “рабочей лошадкой”, следовательно, не утрачивает и своей ценности. Или “Nissan Murano” – еще один пенсионер, но уже среди кроссоверов. Если вы намерены покупать более современную модель, то стоит присмотреться к “Hyundai Santa Fe Premium” и “Kia Sorento Prime”. Динамика падения цены от года владения в будущем может стать не такой крутой из-за пятилетних гарантий.


В премиальном сегменте меньше всего дешевеют те кроссоверы-”середняки”, которые для рынка в новинку. Одно время рейтинг ликвидности возглавлял “Audi Q5”. Сейчас можно делать ставку на “Mercedes-Benz GLC”, который пришел на смену популярному “GLK”. Непривычно низкие позиции модели от “Lexus” вполне объясняются приведенными выше доводами. Имеющиеся оценки ликвидности делались по модели прежнего поколения, которая порядком надоела публике даже на вторичном рынке. Но новому поколению “RX” по силам восстановить статус-кво.


ПОЛНОРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Если рассматривать стандартные автомобили, то картина с ликвидностью точно такая же, как и в других сегментах. Менее всего теряют в цене “рабочие лошадки” японского производства. Покупатели все больше склонны доверять и американским моделям, которые на рынке считаются достаточно крепкими и неприхотливыми.


Но в премиальном сегменте все иначе. Дорогие престижные модели почти гарантированно теряют за четыре-пять лет больше половины стоимости! Как и роскошные седаны представительского класса, они не лучший способ сохранять деньги. Чтобы оправдать и без того высокие траты, здесь, как нигде, эффективно правило: купил – на третий год продай! Исключений из него очень мало: кроссовер “Infiniti QX70” и большой люксовый вездеход “Lexus LX”. Характеристика удешевления у них куда более пологая и не имеет резкого “обрыва”, который просматривается на графике для всего сегмента крупных премиальных внедорожников.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Российский рынок весьма специфичен в покупательских предпочтениях. Целый ряд моделей, которые в других странах относятся к нишевым, у нас пользуется стабильно высоким спросом и тоже способен хорошо сохранять цену.

Обладатель брутального “Mercedes-Benz G-Klassе” теряет меньше других – даже на пятом году владения модель оценивается не меньше чем в половину изначальной стоимости. Весьма дорогой на рынке остается и такая классика, как “Jeep Wrangler” – топовая трехдверка в первые два года теряет лишь пятую часть стоимости, хотя затем темп снижения ускоряется. Проблема лишь в том, что эта машина “клубная”, покупателя придется искать среди фанатов оффроуда.

С перспективой на пару лет выгодно приобретать купе-кроссовер “BMW X6”. Но если вы “передержите” автомобиль в гараже хотя бы на год, цена едва ли не скачком снизится до половины. Аналогичный характер обесценивания и у четырехдверного купе “Mercedes-Benz CLS 400 4Matic”: оценочная стоимость на второй год владения достигает 84%, что является своеобразным рекордом в обзоре, но за “трехлетку” выручить можно будет уже лишь 65%.

Популярные в России “вседорожные” версии универсалов тоже, казалось бы, могли неплохо сохранять стоимость, но в действительности это не так – за модель в годах на вторичном рынке дают едва ли больше, чем за обычный универсал. Не стоит рассматривать в качестве инвестиции и все модели класса “Luxury” – они теряют четверть цены сразу, как только покидают пределы дилерского центра.

Но это не значит, что “автомобили не для каждого” не способны сохранять стоимость. Такой всемирно известный спорткар, как “Porsche 911 Carrera”, гипотетически дешевеет за пять лет по формуле 96-83-61-59-55%, то есть куда медленнее многих самых ликвидных популярных моделей. На то есть объективная причина: пробеги спорткаров обычно на порядок меньше. Впрочем, из-за этого сравнивать напрямую их ликвидность с обычными моделями будет просто некорректно.


Руслан ТАРАСОВ,
фото фирм-производителей и из архива “Клаксона”

Чем выше цена нового автомобиля, тем больше денег потеряет его владелец при перепродаже через три года. К такому заключению пришли эксперты тольяттинского агентства «Автостат», проведя соответствующее исследование.

Эксперты установили, что потеря стоимости автомобиля зависит от ценовой категории, в которой он представлен.

Машины, которые стоят до 400 тыс. рублей, спустя три года теряют в цене 29,5%.

Такие автомобили — не самый удачный выбор в том случае, если владелец с самого начала планирует продать машину, поездив на ней три года. Более дорогие авто обесцениваются не так сильно: за 400-600 тыс. рублей — на 26,3%, за 600-800 тыс. рублей — на 26,7%, от 800 тыс. до 1 млн рублей — на 27,4%, от 1 млн до 1,5 млн рублей — на 28,4% и от 1,5 млн до 2 млн рублей — на 28,9%. Тенденция очевидна: чем дороже машина, тем больше она теряет со временем в цене.

Больше всего, а именно — 32% от первоначальной цены, теряют при перепродаже обладатели автомобилей стоимостью более 3 млн рублей.

К таким выводам эксперты пришли после того, как сравнили стоимость новых легковых автомобилей в 2011 году с примерными ценами, по которым эти машины продаются на рынке сейчас.

Самым невыгодным автомобилем с точки зрения перепродажи, по данным аналитиков, стала модель Laguna: за три года она подешевела на 44,6% от стоимости новой.

Не смогут выручить при продаже много денег и владельцы моделей Jaguar XF и Cadilac CTS: седаны теряют в цене 42,7% и 41,4% соответственно.

У самой дешевой модели в этом списке также нет иммунитета к обесцениванию: Zaz Chance через три года станет на 41,4% дешевле, чем новый.

Экспертами был составлен и список моделей, которые, наоборот, меньше всего теряют в цене после трехлетней эксплуатации. На вершине списка оказалась модель Renault Sandero, которая дешевеет в среднем на 14,9%. В 2011 году модель оценивали на рынке в 426,4 тыс. рублей, три года спустя ее можно было приобрести за 362,9 тыс. рублей.

Второе место досталось еще одной популярной в России модели — Solaris, стоимость которой на вторичном рынке сегодня на 15,9% ниже, чем новой в 2011 году. Серебряным призером рейтинга стала также модель Hyundai — Santa Fe стал дешевле на 16%.

В топ-10 также вошли Volkswagen Golf и Polo (-16,2%), Great Wall Hover H5 (-16,9%), Honda CR-V (-16,9%), Volkswagen Amarok (-17,7%), Kia Soul (-18%), Nissan Note (-18,2%).

«Лидерство этих моделей объясняется тем, что три года назад, при выводе на рынок, производители заявляли наиболее низкие цены на свои автомобили, и потеря стоимости оказалась минимальной», — прокомментировал результаты исследования начальник отдела аналитики «Автостат» Сергей Топтун.

Среди 50 моделей, которые после трех лет дешевеют менее чем на 25% от стоимости, оказались семь представителей бренда Volkswagen, шесть моделей Toyota, по четыре модели компаний Nissan и Renault и три модели южнокорейской KIA.

Нашлось место в этом списке и автомобилям отечественного производителя: Lada Niva разместилась на 24-й строчке таблицы (-21,6%), а Patriot оказалась на 28-м месте (-22,2%).

При этом эксперты отмечают, что в процентном выражении падение стоимости выглядит не столь наглядно, нежели в пересчете на реальные деньги. К примеру, 41% от первоначальной стоимости модели Zaz Chance составляет 130 тыс. рублей — эту сумму потеряет владелец, продав машину через три года эксплуатации. А вот для обладателя Cadillac CTS те же 41,4% обернутся более серьезной потерей — около 760 тыс. рублей.

Однако, по мнению экспертов, в любой ценовой категории есть модели, которые с годами теряют в цене незначительно.

Гендиректор «Подбор Авто» Денис Еременко счел результаты исследования соответствующими реальности. «Действительно, такой тренд есть: чем дороже автомобиль, тем он менее ликвиден, — рассказал «Газете.Ru» эксперт.

— Но есть, конечно, много моделей стоимостью до 1 млн рублей, которые обесцениваются довольно медленно. Это, например, Mitsubishi Lancer или Toyota Corolla».

По словам Еременко, сегодня российские автолюбители не особенно задумываются о ликвидности приобретаемого ими нового автомобиля. «По крайней мере, на этот фактор обращают внимание меньшее количество потребителей, нежели в Европе или США, — поясняет эксперт. — Там есть такая практика: заключается с дилером договор, и в нем прописана сумма, которую клиент получит через три года по трейд-ину».

«Среди дорогих автомобилей тоже встречаются такие модели, которые крайне мало теряют в цене при перепродаже, — говорит Еременко. — Например, Toyota Land Cruiser Prado или Lexus RX сейчас стоят на вторичном рынке не намного меньше, чем владельцы заплатили за них несколько лет назад».