Советы и рекомендации, а также полезная информация о том, как что-либо починить в домашних условиях самостоятельно, обязательные правила и техника безопасности. Как починить разбитый экран на телефоне Почему так много

Если вы ездите на автомобиле, значит, вы так или иначе сталкивались или потенциально можете столкнуться с этой проблемой. Касается она темы замков, вернее электропривода данных . Время и частая эксплуатация узла рано или поздно приводят к его неминуемому износу. Хорошо хоть в автомобиль все же можно будет попасть, отперев дверь при помощи обычного «физического» ключа. Но это не наш метод!

Данная поломка, конечно же, не является концом света, но она на один шаг отдаляет вас от комфортного автомобиля вашей мечты, если вы привыкли к удобству использования электрических замков. В тот момент, когда дверь перестает запираться и отпираться с нажатия кнопки, это часто означает, что дистанционный привод замка двери окончательно решил уйти на пенсию. Что делать? Чинить! Как? Сейчас расскажем.


Если брать основу конструкции, она окажется крайне простой: привод замка состоит из небольшого электромотора, который приводит в движение редуктор механизма привода замка. Вот и вся премудрость.

Звучит действительно достаточно просто, верно? И кажется, что самым разумным способом лечения внезапного недуга может стать покупка детали взамен вышедшей из строя, но, скорее всего, даже этого делать не придется. Сломанный привод дистанционного управления замками может быть починен бесплатно на любом автомобиле, для этого нужно лишь затратить какое-то время.

Сейчас мы взглянем на внутренности привода замка двери автомобиля, посмотрим, что там сломано, а затем исправим эту поломку, потому что она практически всегда будет одна и та же.

Добираемся до источника проблем

Первое, что нам нужно сделать, - это добраться до привода механизма блокировки замков (процедура, которая будет варьироваться от автомобиля к автомобилю). В некоторых автомобилях легко добраться до нужной части, а в других это настоящий вызов. 2011 года выпуска можно классифицировать как сложный в плане проведения работ автомобиль. Тем лучше: пример получится нагляднее.

Примечание: процесс разборки в подавляющем большинстве случаев является очень деликатной операцией, которая должна быть выполнена безукоризненно. От ее успеха зависит внешний вид салона машины.

Существует два основных шага, которые будут схожи для любого транспортного средства вне зависимости от класса и года выпуска. Первый - отсоединить аккумулятор перед началом проведения работ. Особенно актуально для современных автомобилей с боковыми подушками безопасности. Прежде чем приступить к действию, не забудьте отключить АКБ. Это важно!

Второй шаг - снятие внутренней дверной панели. У каждого автомобиля устанавливаются оригинальные «дверные карты». Крепятся они также по-разному. Поэтому для того чтобы узнать и понять принцип крепления, характерный именно для вашего автомобиля, нужно будет заглянуть в мануал по разборке-сборке автомобиля. Последний можно купить или совершенно бесплатно найти в Интернете при помощи поиска Yandex или Google.

Недорогие инструменты для работы с внутренней отделкой, как те, что на фото выше, удобны для проведения работ по отсоединению внутренней части обивки, но, по сути, не требуются. Пластиковые клипсы, держащие внутреннюю панель на двери, как правило, располагаются по внешнему периметру панели двери, их несложно поочередно утопить при помощи отвертки с плоским широким жалом. Главное - знать, где расположены данные пластиковые зажимы (схема-инструкция вам в помощь) и действовать аккуратно!

На пути к окончательному снятию двери у вас встанет три-четыре скрытых винта. Обычно они расположены за дверной ручкой, карманом для мелочевки и треугольником наружного зеркала. Если дверная панель не снимается, это, вероятнее всего, потому, что где-то все еще сидит невидимый глазу винт, который не был откручен. Не применяйте силу! Найдите его.


Дверная панель почти снята

Как только внешняя панель салона будет снята с двери, как правило, нужно будет снять вторую часть обивки. Это технический слой, работающий на поглощение звуков и защищающий вас от вездесущей пыли в салоне автомобиля.

На некоторых автомобилях это просто приклеенная пластиковая пленка, а на других это жесткая пластиковая панель. На Сонате был установлен второй вариант.

Помните, я сказал, что производить демонтаж и в целом ремонт этого автомобиля сложнее? Это потому, что все внутренности, проложенные в двери, вмонтированы в эту вторичную панель. Колонки, ограничитель окна, электродвигатель окна, привод замка двери и вся электрика, которая находится там же, прикреплены к панели болтами.

Закрепленные на вторичной панели механизмы и провода

Прежде чем продолжить извлечение защитной внутренней панели, необходимо снять или ослабить крепление всех находящихся на ней деталей. Привод замка на этом автомобиле встроен в дверную защелку. Он первым делом был откручен перед демонтажем. После наружная дверная ручка была снята со своего места.

Затем была ослаблена посадка бокового стекла двери, ибо ограничитель хода окна прикреплен к внутренней панели. Само можно извлечь из двери или оставить его там, предварительно закрепив, чтобы оно не выпало.

Идущая по центру серая трубка - усиливающий элемент безопасности, защищающий от бокового удара.

Окончательно извлекаем панель для доступа к приводу замка двери, он прикреплен к задней стороне защитной панельки. Обратите внимание, что дверной замок автомобиля и привод закрытия замка совмещены в едином блоке. Снимаем юнит с громоздкой конструкции.

Когда привод замка двери окончательно снят с вторичной панели, мы приближаемся к самому важному этапу ремонта - непосредственному решению копеечной проблемы.

Разбираем электропривод замка


Так, нам все еще нужно проникнуть внутрь привода замка. В этот момент становится все более очевидным, что производитель привода замка не хотел, чтобы вы его чинили. Корпус сделан, словно какое-то банковское хранилище. Стоит повертеть в руках корпус, и вы поймете, что он состоит из двух или трех частей, которые удерживаются между собой при помощи небольших защелок.

Берем пару маленьких отверток с плоской головкой и начинаем прожимать эти клипсы, медленно, но верно продвигаясь к разделению устройства на две половинки. Не исключено, что вы сломаете несколько клипс. В этом нет ничего страшного, хотя лучше постараться действовать предельно осторожно. Если поломать все или большую часть клипс, половинки узла придется сажать на клей, а это затруднит доступ к его электронным внутренностям в будущем (при необходимости.)

Итак, перед вами внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Уменьшаем масштаб нашей деятельности, продвигаясь дальше. В обязательном порядке фотографируйте все этапы разборки. Это поможет проще произвести процесс сборки.

Теперь поговорим о главном

Привод, который продемонстрирован в примере, имеет корпус, состоящий из трех частей. Виновником неполадок привода замка обычно является электродвигатель, который представляет собой блестящую серебряную прямоугольную часть с червячной передачей на конце. Просто вытаскиваем его (он ничем не закреплен), чтобы продолжить более тщательный осмотр.

Чтобы убедиться, что моторчик действительно оказался корнем зла, можно провести мини-тест, подключив 9-вольтовую батарею к клеммам на электромоторе. Если все в порядке, мотор оживет, если нет, продолжит неподвижно лежать на своем месте. В нашем случае двигатель не вращался. Даже не пикнул. Пациент найден!

На этом этапе можно пойти двумя путями. Купить схожий электромоторчик в магазине запчастей/электронных товаров/рабочий, с разборки. Или починить этот. Поскольку мы обещали вам показать вариант бесплатного ремонта - а ремонт здесь действительно ничего не будет стоить, - то продолжим препарирование мотора.

Импровизированный тест доказал, что проблема с приводом замка определенно была в двигателе. Не будем углубляться в физику того, как работают эти маленькие двигатели постоянного тока. Вам просто нужно знать, что часть внутри электродвигателя, называемая коллектором, загрязнилась, сделав мотор неработоспособным. Чтобы его починить, нужно очистить коллектор.

Вам понадобится

  • - маленькая крестообразная отвертка;
  • - отвертка шестигранник;
  • - канцелярский ластик;
  • - скотч.

Инструкция

Очистите рабочее место от ненужных предметов. Возьмите небольшую коробочку для складирования болтиков, чтобы они не потерялись. Отделите от телефона боковины. С помощью шестигранной отвертки открутите два болтика в низу задней крышки и два болтика под боковинами. Также не забудьте убрать два болтика в аккумуляторном отсеке. Там, где сняли боковины, вы увидите защелки. С помощью отвертки отделите верхнюю крышку. Выключите разъем экрана и крестообразной отверткой открутите два шурупчика, которые находятся в верхней части. Найдите в верхнем правом углу платы разъем для наушников. Под ним находится микрофон. Разъем освободите от корпуса телефона и отделите плату от экрана.

При помощи ластика зачистите контакты шлейфа – они должны блестеть. Далее переверните экран и подсоедините его к плате. Затем необходимо включить данную конструкцию. Скотчем на плате закрепите аккумулятор. Чтобы такая конструкция смогла заработать, надо снять блокировку, которая располагается между аккумулятором и СF-разъемом. На плате нажмите кнопку Power.

Поломка обычно заключается в том, что не проходит контакт от шлейфа к сенсорному экрану. Чтобы в этом убедится, на область соединения экрана и шлейфа положите ластик. Надавите на него слегка и стилусом поводите по экрану. Если все работает, можно легко отремонтировать. Отрежьте ровную и очень тонкую полоску ластика, около 1 мм. Затем приклейте эту полосочку клеем, который не сразу застывает, на место контакта шлейфа с экраном. Если при сборке окажется, что экран не восстановлен, просто передвиньте ластик в подходящее место.

Соберите все детали в обратном порядке. Не забывайте про микрофон и кусочки скотча, оставленные для крепления батареи. Иногда бывает, что разборка приводит к хард-резету, например, из-за севшей вспомогательной батареи. В таком случае сделайте русификацию и запустите процесс восстановления.

Видео по теме

Источники:

  • как сделать экран телефона сенсорным

Наверное, многим знакома проблема пропажи чувствительности сенсорного экрана на КПК. В случае, если вы посчитали не экономичным нести его в ремонт в сервисный центр и считаете, что вы сможете сами его отремонтировать, то эта статья поможет вам.

Вам понадобится

  • Маленькая крестообразная отвертка и отвертка шестигранник, кроме того канцелярский ластик и скотч.

Инструкция

Освободите рабочее место от лишних предметов. Приготовьте коробочку для складирования болтиков, чтобы они не затерялись. Отделите боковины. Открутите шестигранником два болтика под боковинами и два болтика в низу задней крышечки. Еще открутите болтики в аккумуляторном отсеке. В том месте, где вы сняли боковины, имеются защелки. Отделите с помощью отвертки верхнюю крышку. Отключите разъем экрана и открутите крестообразной отверткой два шурупчика, находящиеся в верхней части. В правом верхнем углу платы находится разъем для наушника. Под ним есть . Освободите разъем от корпуса и отделите плату от экрана.

Зачистите ластиком контакты шлейфа – они начнут блестеть. Переверните экран. Подсоедините экран к плате. Далее нужно данную конструкцию. На плате скотчем закрепите аккумулятор. Чтобы эта конструкция заработала, нужно снять блокировку, которая находится между СF-разъемом и аккумулятором. Нажмите кнопку Power на плате.

Обычно поломка заключается в том, что контакт шлейфа с . Чтобы это , положите ластик на область соединения шлейфа и экрана. Надавите слегка на него и поводите стилусом по экрану. Если все заработало, то можно легко починить. Отрежьте очень тонкую и ровную полоску ластика, примерно 1 мм. Приклейте эту полоску в место контакта шлейфа с экраном клеем, который не сразу застывает. Если при сборке потом окажется, что экран не восстановился, передвиньте ластик в более подходящее место.

Соберите все в обратном порядке. Не забудьте про микрофон и кусочки скотча, если вы их оставили для крепления батареи. Иногда разборка может привести к "хард-резету", например, из-за того, что села вспомогательная батарея. В этом случае установите русификацию и запустите процесс восстановления.

Многие пользователи сотовых телефонов выбрасывают свои устройства и сразу же покупают новые, если сталкиваются с поломкой их экранов. На самом деле вы можете сэкономить деньги на покупку нового аппарата, если попытаетесь заменить вышедший из строя экран самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Инструкция

Определите поломку . Возможно, вы увидите искаженное изображение, или несколько пикселей окажутся битыми. В данном случае следует отдать в сервисный центр. С помощью специальных приспособлений специалисты быстро приведут дисплей в надлежащее состояние. Если же изображение на дисплее полностью отсутствует, или не реагирует на нажатия (на телефонах), то, скорее всего, в данном случае не обойтись никак.

Нажмите кнопку питания вашего мобильного телефона и держите ее несколько секунд, пока он не отключится. Положите телефон экраном вниз, снимите заднюю крышку, а затем извлеките из отсека аккумулятор.

Удалите с помощью отвертки с крестообразной головкой заднюю панель телефона. Просто открутите крепящие винты внутри батарейного отсека аппарата. Извлеките боковые кнопки устройства. Теперь вы получили доступ к его плате.

Отсоедините небольшой шлейф от платы телефона. Он должен располагаться либо в ее верхней, либо в нижней части. Извлеките плату из телефона. Вы увидите обратную сторону ЖК-экрана.

Удалите винты, крепящие ЖК-экран к фронтовой части корпуса телефона. Вытащите старый ЖК-экран из устройства и отложите его в сторону. Поместите новый ЖК-экран во внутренний отсек телефона. Закрепите все необходимые винты, подключите соответствующий кабель к экрану.

Поместите плату обратно вовнутрь мобильного телефона и подключите к ней шлейф. Прикрутите все винты, удаленные ранее. Установите заднюю панель устройства и закрепите ее с помощью шурупов.

Выровняйте любые неровности на задней панели и плотно прижмите ее со всех концов корпуса мобильного телефона. Вставьте боковые кнопки. Установите аккумулятор и заднюю крышку устройства. Включите ваш сотовый телефон, чтобы протестировать новый ЖК-экран.

Видео по теме

Дисплей телефона – это индикатор, который отображает графическую или цифровую информацию. При неполадках с дисплеем работа с сотовым телефоном многократно усложняется, вплоть до выхода аппарата из строя.

Инструкция

Если вы залили дисплей водой, кофе и т.д., немедленно выключите телефон и не включайте до тех пор, пока не будете уверены в том, что он окончательно высох. Не забудьте открыть телефон, вынуть аккумулятор и сим-карту и посмотреть, нет ли следов влаги на его внутренних поверхностях.

Даже если с виду все в порядке, оставьте телефон в открытом виде на срок не менее суток. Не кладите его на отопительные приборы и не пытайтесь просушить при помощи фена, чтобы окончательно все не испортить.

Вставьте назад аккумулятор и попробуйте включить телефон. Если он в рабочем состоянии, отнесите его, по возможности, в сервис для диагностики, так как нередко после вынужденного «купания» телефоны выходят из строя раз и навсегда.

При любых других повреждениях следует сначала решить: стоит ли заменять дисплей, или гораздо дешевле будет купить новую модель. Если вы решили этот вопрос в пользу старого телефона, обратитесь в магазин запчастей для сотовых телефонов, покажите сломанный аппарат продавцу, и он вам сообщит, есть ли в продаже дисплеи, подходящие для этой модели.

Приобретите новый дисплей и набор специальных отверток, если вы решили отремонтировать его самостоятельно, без обращения в сервис. Но если на вашем телефоне сенсорный экран, то вам в любом случае лучше сразу обратиться в мастерскую, так как в домашних условиях починить такой аппарат невозможно.

Отключите телефон, выньте из него сим-карту и аккумулятор. Найдите в интернете иллюстрированную пошаговую инструкцию по замене экрана модели вашего мобильного аппарата и ознакомьтесь с ней.

Выберите из комплекта отверток биту, которая бы соответствовала виду шлица у винтиков, скрепляющих детали телефона. Вставьте ее в ручку отвертки и разберите мобильник, следуя руководству.

Выньте шлейф старого дисплея и аккуратно вставьте новый. Соберите телефон. Вставьте сим-карту и аккумулятор. Включите аппарат и проверьте его работу.

Подавляющее большинство неисправностей портативных устройств происходит по вине их владельцев. Например, разбитый экран на телефоне к заводскому браку явно не отнесешь. Неаккуратная эксплуатация техники приводит к тому, что аппараты часто падают и разбиваются. Иногда повреждается корпус, однако стеклянный экран в телефоне является одним из самых хрупких элементов, поэтому в первую очередь страдает именно он.

Характеристика повреждения

Чтобы оценить степень ущерба, сначала следует проверить гаджет на работоспособность. Если устройство реагирует на движения, показывает данные, воспроизводит звук и не глючит, значит речь идет только о повреждении стекла. В противном случае следует констатировать более серьезные проблемы, основной из которых является поломка экрана. Дисплей смартфона состоит из стекла и матрицы, к которой подключается плата. Выход из строя матрицы не позволяет использовать технику – все, что можно видеть – это черный экран.

Разбитое стекло позволяет эксплуатировать телефон до поры до времени, поскольку разрастание трещин со временем не даст возможности нормально пользоваться гаджетом, так как это будет неудобно. Да и внешний вид такого смартфона будет весьма жалок. Более серьезные проблемы возникают, когда происходит разрыв шлейфа или повреждаются другие компоненты. В этом случае к замене экрана телефона добавляется еще и дополнительный ремонт.

Можно ли отремонтировать экран

Если говорить о починке дисплея, в этом случае речь можно вести исключительно о ремонте стекла, да и то лишь на тот срок, который необходим, чтобы принять решение о его замене. Для того, чтобы пользоваться телефоном с разбитым сенсором, необходимо качественно заклеить тачскрин, дабы трещины не разрастались, а осколки не выпадали и не могли поранить пользователя.

Для этого применяется липкая лента или скотч, при помощи которых стекло герметично склеивается, создав таким образом его целостность. Удобство пользования мобильным устройством в этом случае будет полностью зависеть от того, какую площадь занимает повреждение. Если дефект находится в одном из углов и является небольшим, помехи при навигации будут минимальными, во всех остальных случаях, эксплуатация техники будет изрядно раздражать.

Чтобы заменить стекло (а это будет самым верным решением), необходимо, аккуратно снять старый сенсор и установить новый, который необходимо еще правильно приобрести. Лучше всего обратиться в сервисный центр, который занимается ремонтом телефонов, в котором специалисты все сделают сами, и вы получите абсолютно исправное устройство.

Если аппарат не реагирует на действия пользователя, необходимо менять экран. Матрица смартфона имеет очень сложное устройство, поэтому ремонтировать ее в случае механических повреждений нет смысла – лучше приобрести новую.

Для того, чтобы качественно заменить экран телефона, необходимо вызвать мастера , для чего лучше всего обратиться в надежный сервисный центр. В таких организациях работают самые квалифицированные специалисты, прошедшие жесткий отбор, поэтому на ремонт фирма всегда предоставляет гарантию.

Замену дисплея на смартфоне выполнять самостоятельно не рекомендуется, поскольку, не имея должного опыта и знаний, повредить аппарат можно очень легко. Дело в том, что речь идет об очень маленьких по размерам, но жизненно важных для телефона деталях, многие из которых при замене экрана необходимо снимать. Кроме того, придется иметь дело с отключением шлейфов, крепление которых также будет полной загадкой для неискушенного пользователя.

Замена матрицы производится специальными инструментами, которых априори нет у обычного человека. Имеет ли смысл приобретать профессиональный инструментарий ради разового ремонта? Услуги мастера обойдутся дешевле. Чтобы качественно починить дисплей телефона, мастер практически полностью его разбирает и выполняет проверку на возможные повреждения других деталей. Своевременное выявление неполадок убережет смартфон от случайных поломок в будущем.

Заказывая ремонт в сервисном центре, пользователь обычно получает бесплатные рекомендации по правильной эксплуатации телефона и надлежащем уходе за ним, чтобы устройство работало бесперебойно на протяжении длительного периода времени. Одной из мер, которая поможет уберечь экран и корпус телефона от ударов, является приобретение защитного чехла. Стоит этот элемент недорого, но, как показывает практика, очень эффективен.

Также специалист сервисного центра оптимально настроит телефон, чтобы тот рационально использовал заряд. Мастер покажет пользователю, как это делается, чтобы в дальнейшем владелец смартфона мог производить такую настройку самостоятельно. Специалист расскажет, при каких условиях лучше всего хранить телефон, чтобы он не перегревался или не был подвержен воздействию низких температур. Все советы и рекомендации стоит взять на вооружение, поскольку они могут значительно продлить жизнь гаджету.

Ваш вопрос:

Как можно починить обогреватель?

Ответ мастера:

Если вы рачительный хозяин, то совсем не важно, какое время года сейчас на дворе. Ваш обогревательный прибор вышел из строя и больше не может согревать вас своим теплом в прохладные зимние вечера? Лучше позаботиться о восстановлении обогревательного устройства заранее, чтобы позже не пришлось его ремонтировать в жуткой спешке мерзнущими руками. Неисправность обогревательного прибора в холодном помещении может стать достаточно неприятным сюрпризом для тех, кто так рассчитывал на его тепло… Именно поэтому, еще раз убедитесь в том, что нагревательный прибор не подведет вас в нужный момент. Если обогреватель оказался сломан, вы вполне сможете починить его сами.

Вам обязательно понадобятся: электроприбор, омметр, гаечный ключ, мелкозернистая наждачная бумага, паяльник с оловом, круглый надфиль и соединительный шнур.

Прежде чем разобрать обогревательный прибор, лучше лишний раз убедитесь в том, что сетевая розетка, к которой был подключен обогреватель, действительно исправна. И в том, что прибор не работает, вовсе не ее вина. Для этого вам понадобится включить в розетку вилку от прибора, который безупречно работает и в исправности которого вы уверены на все 100. Если включенный в розетку прибор «откажется» работать, то причина неисправности нагревательного прибора кроется именно в ней. Отремонтируйте розетку.

Если розетка исправна, внимательно осмотрите вилку обогревателя и его соединительный шнур. Удостоверьтесь в том, что видимых повреждений на его поверхности нет. Открутите все гайки, которыми крепится блок управления, и снимите шайбы. Сдвиньте аккуратно крышечку и снимите ее с блока управления.

Пользуясь омметром, тщательно проверьте соединительный шнур обогревательного прибора. Это нужно для того, чтобы определить, не нарушен ли в нем электрический контакт. Для этого соедините «щупы» омметра со штырями вилки. Постарайтесь выявить место дефекта.

Вы можете проверить, насколько туго закручена на контактных винтах затяжка. Контактные винты – это винты, с помощью которых надежно фиксируются жилы шнура. Если вы обнаружите, что жилы соединительного шнура ослаблены, открутите винты, которые их удерживают, и вытащите жилы. Пользуясь мелкозернистой наждачной бумагой, тщательно зачистите поверхность контактирующих элементов так, чтобы они заблестели.

Если вы твердо убеждены в том, что обогреватель перестал работать в результате неисправности соединительного шнура, раскрутите винты, снимите фиксирующую планку и вытащите из электроприбора шнур.

С помощью гаечного ключа вы легко сможете проверить то, насколько тщательно сделана затяжка контактных стоек. Если есть необходимость, подтяните ее потуже.

До блеска зачистите круглым надфилем все отверстия через которые проходят жилы соединительного шнура.

Жилы нового соединительного шнура оголите примерно на 8 мм и тщательно зачистите их при помощи мелкозернистой наждачной бумаги. Подготовленные таким образом кончики, хорошенько скрутите и пропаяйте. Аккуратно вставьте коны жил в специальные отверстия для стоек, надежно зафиксируйте их контактными винтами. Установите на прежнее место фиксирующую планку. На блок управления наденьте крышку и хорошенько закрепите ее с помощью гаек.

При проведении ремонта любого электрооборудования (в том числе электрообогревателя) в домашних условиях, непременно соблюдайте хотя бы элементарные правила техники безопасности.

Ни в коем случае не включайте электрообогреватель в розетку до тех пор, пока не убедитесь в том, что отсутствует короткое замыкание токоведущих частей, которые соприкасаются с металлическим корпусом этого электроприбора. Эти показатели легко можно получить с помощью омметра.

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе


Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Фильтры

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Шланг

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса



Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

(Пока оценок нет)