Правила безопасного вождения. Безопасное вождение автомобиля, необходимые навыки. Безопасность - не отсутствие ДТП, а минимальный риск

За время обучения в автошколе мы все приобретаем самые, что ни на есть, первоначальные навыки вождения. Этого более или менее достаточно, чтобы сдать экзамен в ГИБДД, но этого ой как недостаточно для уверенного управления автомобилем в реальных условиях. Вот теперь-то и начинается настоящая учёба! Каждый день, впитывая в себя приобретаемые на дороге знания, новичок постепенно превращается в опытного водителя.

– головной мозг тут же сигналит спинному мозгу

Если вы просто готовитесь к поездке или ехали в течение нескольких месяцев или даже лет, найдите некоторое время, чтобы просмотреть эти 8 безопасных подсказок. Многочисленные исследования показывают, что использование сотового телефона во время вождения является эквивалентом вождения пьяным - это даже при использовании телефона с громкой связью.

Все большее количество государств создает законы, касающиеся использования сотовых телефонов и текстовых сообщений. Часто молодые водители сталкиваются с более строгими законами. Исследования показывают, что в среднем текстовые сообщения приводят к потере фокуса на дороге в течение 6 секунд. В это время вы можете проехать всю длину футбольного поля. Многое может пойти не так, когда вы ведете длину футбольного поля, не глядя на дорогу.

Курс «Основы безопасности» рассчитан на то, чтобы подготовить вас к вождению в сложных дорожных условиях хотя бы теоретически.

1. Как держать безопасную дистанцию и безопасный боковой интервал.

Знакомая всем картинка: тот, кто ехал впереди, затормозил, тот, кто ехал сзади, не успел среагировать. В 99,9% случаев виноват тот, кто ехал сзади. И обвинение будет стандартным – несоблюдение безопасной дистанции.

И когда вы опускаете голову, вы не заметите ключевых изменений, которые могут произойти. Помните, что вам все равно нужно обратить внимание на дорогу, когда вы остановились. Использование ваших фар увеличивает вашу видимость и помогает другим водителям увидеть вас, даже если вам кажется, что это свет.

Ранним утром и ранним вечером вам нужно использовать свои огни, или другие водители могут вас не увидеть, что может быть катастрофическим. Ускорение является одним из основных факторов смертельного подросткового несчастного случая. Это особенно верно при движении по дорогам с большим количеством трафика или с которыми вы не знакомы.

Так какой же она должна быть, эта самая безопасная дистанция? Правила не содержат никакого численного значения, да и не могут содержать. Безопасная дистанция зависит от множества причин и в каждом конкретном случае определяется водителем самостоятельно.

Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. На сухом покрытии дистанция одна, на скользком – другая. Опытный водитель, даже двигаясь «бампер в бампер», никогда не ударит едущего впереди. Новичок же может стать виновником ДТП, держа увеличенную дистанцию.

Безопасное вождение: секреты водительского мастерства

Не чувствуйте давления, чтобы идти в ногу с дорожным движением, если вам кажется, что все остальные летают от вас. Безопасная скорость помогает обеспечить ваше благополучие и удерживает вас от дорогостоящих дорожных билетов, которые могут вызвать резкий поход.

Может быть соблазнительно есть, пить, переворачивать радиоприемник или громко воспроизводить музыку, пока вы путешествуете по городу, но все это может заставить ваш ум или видение блуждать даже на несколько секунд. Как неопытный водитель, вы более склонны потерять контроль над своим автомобилем.

Конечно, существуют некоторые известные рекомендации. Например, на сухой дороге дистанция (в метрах) должна быть не менее половины скорости (в км/час), а на скользкой дороге – не менее абсолютного значения скорости. То есть при движении со скоростью 60 км/час на сухой дороге дистанция должна быть не менее 30 метров, на скользкой дороге – не менее 60 метров. Знать и использовать такую рекомендацию, безусловно, не вредно. Однако в реальной действительности всё происходит несколько иначе.

Наличие одного подросткового пассажира в вашем автомобиле может удвоить риск возникновения автомобильной аварии. Добавление дополнительных подростков-подростков вызывает риск эскалации. Всегда будьте в курсе движения вперед, сзади и рядом с вами, и у вас есть возможные пути эвакуации. Оставайтесь по крайней мере на одной машине за автомобилем перед вами на более медленных скоростях и поддерживайте большую буферную зону с более высокими скоростями.

Окончательное слово: подростки, ставшие безопасными драйверами

Некоторые компании по страхованию автомобилей даже дадут вам скидку, если вы примете одобрение, чтобы улучшить свои навыки вождения. Там нет замены для опыта вождения и мудрости, которую приносит возраст, но, применяя вышеуказанные советы, вы сможете увеличить шансы, которые вы выиграли, стать статистикой несчастного случая с подростками. Кроме того, когда у вас есть хороший рекорд вождения без несчастных случаев, в будущем легче найти дешевое автострахование.

В процессе движения каждый из нас невольно осуществляет постоянный мониторинг дорожной ситуации, компьютер внутри нас анализирует поступающую информацию и выдаёт результат – сигнал опасности, нам страшно! Водитель инстинктивно увеличивает дистанцию, чтобы избавиться от неприятного чувства тревоги. В этом смысле у всех водителей безопасная дистанция одна и та же – когда не страшно.

Вот, новый поворот…

Хорошая вещь, которую следует иметь в виду, - притвориться, что любой другой водитель не знает, что существуют какие-либо другие машины, или если они делают это, это всего лишь неопределенное понятие, чтобы беспокоиться о том, как лист бумаги на дороге. Ни в коем случае не ожидайте каких-либо вещей, к которым вы можете привыкнуть в западных странах, таких как указание в любой момент, соблюдение ограничения скорости или водителей, которые относятся к личной безопасности или кому-либо еще.

На междугородних дорогах все становится немного более резким. Имейте в виду, что вам не нужно беспокоиться о перекрестках с круговым движением, имейте в виду, что внутренняя полоса - это та, которая предназначена для ускорения роскошных автомобилей, а скорости более 200 кмч не являются чем-то необычным.

Но всё-таки, держать безопасную дистанцию, ориентируясь только на «страшно-нестрашно», как-то уж очень субъективно и совсем ненаучно. А что по этому поводу говорит наука?


Каждый раз, когда водитель обнаруживает препятствие на дороге, дальнейшие события развиваются следующим образом:

В качестве дополнительного бонуса междугородные шоссейные дороги имеют немаркированные удары по скорости, перемещающиеся пески, а иногда и верблюды. Если вы планируете ездить в пустыне, станете серьезной проблемой. Вы должны убедиться, что у вас есть хорошо поддержанный автомобиль с полным приводом, достаточная вода и мобильный телефон с достаточным приемом, если вы планируете ехать в пустыне.

Пешеходный переход не является гарантией того, что водитель будет замедляться, а также пешеход на дороге - гарантия того, что водитель изменит свой курс или скорость вообще. Если вы участвуете в аварии, вы должны покинуть транспортное средство именно там, где оно есть, даже если это находится посередине дороги. Дубай является исключением, где интенсивное движение означает, что это будет серьезной дорожной опасностью.

– глаза сообщают информацию в головной мозг;

– головной мозг тут же сигналит спинному мозгу;

– спинной мозг командует определённым группам мышц, и ваша правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза.

Это время (от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента начала нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя .

Если кто-то пострадал в результате несчастного случая, лицо, вызвавшее аварию, немедленно отправляется в тюрьму, пока пострадавший не находится в больнице. Даже незначительные несчастные случаи могут включать длительные судебные разбирательства, когда водителям запрещено покидать страну, поэтому будьте очень осторожны, когда и как вы едете, даже если никто другой.

Ярость дороги, даже незначительные выражения, такие как грубые жесты и ругань, на самом деле могут привлечь значительные штрафы. В первую очередь они предназначены для ускорения, но они также регистрируют другие нарушения трафика. Как ни странно, вы не можете повернуть направо на красный свет, если нет знака урожайности, что заставляет вас задаться вопросом, почему они не помещают «Не выходите из внутренней полосы на кольцевой развязке» где-то там. Парковка запрещена там, где бордюр окрашен в желтый и черный цвета, а использование передних ремней безопасности является обязательным.

Экспериментально установлено, что время реакции у разных людей разное и оно может изменяться в пределах от 0, 4 до 1, 6 секунды. (Начинающему водителю лучше считать, что это именно у него время реакции – 1, 6 секунды).

Но и это ещё не всё. Инженеры измерили время срабатывания гидравлического привода тормозов, и оно, как выяснилось, может достигать значения 0,4 секунды. То есть тормозные механизмы могут срабатывать с опозданием в 0,4 секунды после того, как водитель начинает давить на педаль тормоза.

Прекрасная и сильная половины человечества: особенности управления

Это наложение на телесное наказание смысла этого слова, а не на то, что «они дают вам обломок торта». Вся информация, которую мы предоставляем о страховании путешествий, представляет собой краткое резюме. Он не включает все условия, условия, ограничения, исключения и условия прекращения описанных планов страхования путешествий. Покрытие может быть недоступно для жителей всех стран, штатов или провинций. Пожалуйста, внимательно прочитайте свою политическую формулировку для полного описания охвата.



И всё это время

(целых 2 секунды после того, как у едущего впереди вспыхнули стоп-сигналы)

ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!

И только по истечении 2-х секунд начнётся собственно торможение!

Скажите нет, чтобы пить вождение. Всем известно, что вы не должны водить, когда пьете. Алкоголь влияет на ваше восприятие и реакцию. В худшем случае вы видите только размытые картинки и теряете сознание. Избегайте отвлечения внимания. Если вы отвлекаетесь во время вождения автомобиля, это отрицательно влияет на вашу скорость реакции. Кроме того, вы не полностью концентрируетесь на трафике.

В дополнение к сотовым телефонам есть и другие вещи, кроме отвлекающих факторов, которые отвлекают ваше внимание от трафика, включая воспроизведение радио, макияжа, курения или еды. Кроме того, будьте осторожны, путешествуя с детьми или животными на борту, поскольку они являются потенциальным отвлечением. Удостоверьтесь, что дети правильно привязаны, а животные находятся в их коробках.

  • Использование сотовых телефонов может быть очень опасным.
  • Если вам нужно позвонить, повернуть направо и выключить двигатель.
  • Все это не должно быть сделано во время вождения.
Избегайте вождения, когда вы устали.

Получается, что на сухом асфальте безопасной дистанцией может считаться расстояние, которое проезжает автомобиль за 2 секунды.

При скорости 60 км/ч – это чуть более 33 метров, а при скорости 90 км/ч – ровно 50 метров.

И про эти 2 секунды на экзамене спрашивают:

И про время реакции тоже спрашивают:

Что понимается под временем реакции водителя?

Ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!

Вождение сонного автомобиля почти так же опасно, как и вождение под воздействием алкоголя, особенно ночью. Сонливость не обязательно означает, что водитель засыпает, но просто кивает на 1-2 секунды. Если возможно, у вас должен быть еще один водитель с вами в длительных поездках, с которым вы можете по очереди. Даже при лечении вы должны быть очень осторожны, так как некоторые вызывают усталость как побочный эффект. Если вы принимаете антигистаминные препараты или лекарства для простуды, вы должны прочитать листовку.

  • Даже вторая небрежность может иметь фатальные последствия.
  • Вы можете избежать этого, хорошо спать ночью - 8 часов, если это возможно.
  • Кроме того, вы должны регулярно перерывы.
  • Пойдите на свежий воздух, выпейте свежий кофе.
Всегда пристегивайтесь!

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Комментарий к задаче

Соблюдение правил дорожного движения

Повреждение во время вождения невероятно важно - подвеска уменьшает вероятность серьезной травмы на 50%. Ремень удерживает пассажиров в ударе и не бросает их через автомобиль или даже через лобовое стекло. Не отвлекайтесь на рассказы, в которых участники аварии оказались в ловушке автомобиля под ремнями безопасности. Несмотря на то, что эти случаи существуют, вы должны иметь в виду, что они применяются только к минимальному количеству несчастных случаев.

  • Это снижает риск травмы, сломанных костей или травм других автомобилей.
  • В большинстве случаев пояс используется для обеспечения безопасности человека.
Будьте спокойны.

Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза – это только одна из составляющих общего времени реакции водителя. Сначала глаза сообщают информацию в головной мозг, затем головной мозг общается со спинным, спинной мозг командует мышцам, и только потом начинается перенос ноги с одной педали на другую.

Пробка или другой неуклюжий автолюбитель могут расстраивать. Здесь важно сохранять спокойствие. Агрессия и гнев не облагаются налогом. Если другой дорожный пользователь ведет себя так, просто оставайся спокойным и расслабленным. Чем быстрее он с вашей точки зрения, тем лучше. К сожалению, это часто игнорируется и приводит к несчастным случаям снова и снова. Для коротких поездок лужайка спасет вас всего несколько минут, но это значительно увеличит риск несчастных случаев! Если у вас назначена встреча, выходите из дома вовремя.

  • Избегайте всего, что может раздражать другие драйверы.
  • Мигающий свет, рог, плотное вождение или оскорбительные движения рук.
  • Такое поведение отвлекает другой драйвер и может привести к несчастному случаю.
  • Просто позволь ему проехать.
  • Ограничения скорости записи.
  • Следует понимать, что темпы ограничения должны соблюдаться.
  • Несчастные случаи происходят быстрее.
Следуйте 3-секундному правилу.

Так что правильный ответ – второй.

Начинающие водители ещё не умеют безошибочно отслеживать дорожную ситуацию. Тем более, что всё их внимание сосредоточено на самом процессе управления – ещё не наработана мышечная память – ноги путают педали, а руки «не помнят» где какой рычаг. Любой из нас на первых порах вместе с положительными эмоциями испытывает и постоянный стресс. Естественная реакция – отодвинуть от себя подальше всех остальных участников движения. Хорошо, если бы их вообще тут не было!

Вынужден вас разочаровать. При сегодняшней жизни вам не удастся постоянно держать комфортную дистанцию. Освободившееся жизненное пространство тут же займут продвинутые коллеги. Так что с первых шагов вам придётся ездить в условиях, когда расстояние до движущегося впереди транспортного средства будет пугающе малым. Особенно в «пробках».

В связи с этим хочу дать несколько советов.


Вам повезло – синий Опель, едущий перед Вами – «прозрачный». Сквозь него прекрасно видно, что происходит дальше на дороге.

Следите за тем автомобилем (который перед Опелем), и как только у него загорятся стоп-сигналы, можете начинать притормаживать. Ещё секунда, и стоп-сигналы вспыхнут у Опеля, но Вы уже к этому готовы.


Но можно и так – сдвигайтесь слегка влево в пределах своей полосы и контролируйте развитие событий впереди. По крайней мере, левые стоп-сигналы у едущих впереди визуально легко определяются.



Наконец, есть ещё и такая возможность – следите за тенями автомобилей впереди Вас. Днём тени могут быть от солнца, ночью – от фонарей уличного освещения.

Если тени далеко впереди начали останавливаться, пора и Вам переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Теперь о безопасном боковом интервале.

Интервал (боковой интервал) – это расстояние между боками автомобилей. Важно соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к соседям, едущим в попутном с Вами направлении справа и слева, но во сто крат важнее соблюдать его по отношению к встречным транспортным средствам. Боковое касание при встречном разъезде неизбежно приводит к жутким последствиям. И здесь необходимо понимать следующее. При малых скоростях мы можем, как говорится, и в игольное ушко пролезть. Но чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

Да, вот ещё что. Чуть не забыл! Но вы, наверное, уже и сами поняли – если Ваш автомобиль «прозрачный», это создаёт комфортные условия тому, кто сзади. А, следовательно, вероятность того, что он «зевнет» и ударит Вас, резко снижается.

2. Как правильно «жать на тормоза».

Для того чтобы нам в будущем было легче понимать друг друга, давайте усвоим следующие три термина:

1. Путь, пройденный за время реакции водителя – это путь, пройденный от момента обнаружения опасности до начала принятия мер по её избежанию.

2. Тормозной путь – путь, пройденный от начала принятия мер до полной остановки.

3. Остановочный путь – путь, пройденный от момента обнаружения опасности до полной остановки.

То есть остановочный путь включает в себя и путь, пройденный за время реакции водителя, и, собственно, тормозной путь. А тормозной путь – это путь, пройденный автомобилем с момента срабатывания тормозов до момента полной остановки.

Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена природой. Временем срабатывание тормозного привода мы тоже не управляем. Эти составляющие общего остановочного пути не в нашей власти. А вот длина и траектория тормозного пути очень даже зависит от умелых или неумелых действий водителя.

Рассказываю о ДТП, которое произошло у меня на глазах.


Водитель красного автомобиля выезжает из двора и видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и через мгновенье оказывается на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались!

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс .


Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!


Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

В сборнике ГИБДД есть задачки, где вас спрашивают именно о такой технике торможения:

Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Комментарий к задаче

Какой ответ правильный понятно – второй. Только не надо понимать выражение «…способом прерывистого нажатия на педаль тормоза» буквально. Это не значит, что нужно нажать – отпустить, нажать – отпустить.

Раз уж речь идёт о ситуации, когда требуется максимально сократить тормозной путь, значит, на тормоз надо давить и давить надо сильно. Но, не блокируя колёса! Как только водитель почувствует, что машина скользит, надо чуть ослабить нажатие на педаль и тут же снова усилить нажатие, и снова ослабить, если потребуется. И так до полной остановки. Это и есть способ прерывистого нажатия на педаль тормоза.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti lock breaking system антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS .

И об этом на экзамене спрашивают:

Что такое – торможение двигателем.

Здесь в наших разговорах о технике безопасного управления автомобилем наступил момент, когда нам требуется уточнить одно очень важное условие.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с МКПП. Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей с механической коробкой перемены передач.


На сухой дороге с качественным покрытием блокировка колёс – событие маловероятное.

В то же время на скользкой дороге достаточно лёгкого нажатия на педаль тормоза, и колёса уже не катятся, а скользят.

В такой ситуации самое эффективное торможение – это торможение двигателем. А ещё лучше – комбинированное торможение, то есть одновременно и двигателем, и уже известным нам прерывистым нажатием на педаль тормоза на грани блокировки колёс. Правда в этом случае нажимать на педаль тормоза придётся не просто плавно, но ещё и нежно.

А торможение двигателем это означает всего лишь убрать ногу с педали газа. Причём убирать её надо тоже не рывком, а плавно уменьшая нажатие на педаль. Обороты двигателя начнут падать, и если до этого вы двигались на пятой передаче со скоростью 90 км/час, то постепенно на той же пятой поедете со скоростью 60 км/час. Но колёса при этом не скользят, а принудительно вращаются, и автомобиль по-прежнему управляем!

Переходите с пятой передачи на четвёртую, или даже сразу на третью, затем на вторую, а если потребуется, то и на первую передачу. Правая нога при этом на педали тормоза, всё время слегка притормаживает, и вот, наконец, скорость упала до вполне безопасной, и можно продолжать движение даже по такой скользкой дороге. Далее придётся «пилить» на второй передаче со скоростью пешехода, ну а что делать: «Тише едешь – дОльше будешь!».


Опытные водители любят торможение двигателем и в той или иной степени применяют его практически всегда.

Даже в самой безобидной ситуации, например, останавливаясь на красный сигнал светофора, опытные водители предпочитают не двигаться накатом на «нейтралке», а просто переносят ногу с педали акселератора на педаль тормоза, в таком режиме подъезжают к перекрёстку и только уже в непосредственной близости от стоп-линии переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

Особый случай – движение на затяжном спуске.


Тормозные диски легкового автомобиля при городском ритме езды нагреваются максимум до двухсот градусов. Это нежелательно, но вполне терпимо – тормоза остаются работоспособными.



Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.



Такое может случиться, если на затяжном спуске катиться вниз на нейтральной передаче, всё время притормаживая, не позволяя автомобилю слишком разогнаться.

Тормоза можно поберечь, если спускаться, применяя торможение двигателем. Достаточно включить понижающую передачу (третью или вторую) и убрать ногу с педали акселератора. Автомобиль и рад бы разогнаться, но его сдерживает коленчатый вал двигателя, который не желает вращаться быстрее (вы же не давите на педаль акселератора, а в режиме холостого хода частота вращения коленвала все лишь 800-900 об/мин.). А при таких оборотах да на второй передаче автомобиль едет медленно.

На эту тему (движение на крутом спуске) в сборнике ГИБДД имеются две задачки, и, по крайней мере, одна их них требует небольшого комментария.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Комментарий к задаче


Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы». Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть.

Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, чтобы потом безопасно спуститься.

Ещё один особый случай – водная преграда.


При скорости движения (80 км/час и выше) вода попросту не успевает «убежать» от колеса.

В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин , шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым.

Такое явление ещё называют аквапланированием. При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!

Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, и колеса продавят воду!

Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.

Колёса – это, конечно, не лыжи, да и весит автомобиль поболее лыжника. Но если лужа глубокая, а скорость под 100 км/час, то скользить по водной глади можно и на автомобиле. Только это уже не удовольствие, а смертельная опасность.



Что будем делать, если под колёсами образовался «водяной клин», и началось аквапланирование?

1. Будем давить на педаль тормоза.

2. Ни в коем случае! Тормозить будем двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора. По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля. И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге.



Отсюда вывод – если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.

Но одного этого мало. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.


А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.

Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!

Что делать? Ждать пока они высохнут? Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, так и вообще колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?

Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно: занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза. От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

3. Скорость движения.

В идеальных условиях (при движении по сухому асфальту да в ясную погоду) водители могут смело двигаться со скоростью, разрешённой Правилами на данном участке дороги. Однако, если покрытие скользкое или видимость недостаточная, водители инстинктивно снижают скорость до такой, которая им кажется безопасной в данных конкретных условиях.

То есть в сложных дорожных условиях выбор безопасной скорости носит субъективный характер – каждый водитель решает сам для себя, с какой скоростью он далее поедет. И ориентируется в таком случае водитель уже не на показания спидометра, а на собственные ощущения. При этом непреложным остаётся универсальное правило:

В любых условиях безопасная скорость это такая, при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости!

Помимо этого необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор несовершенный. Многочисленные исследования подтвердили – в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости глаза обманывают нас и притом обманывают в сторону большей опасности!


В тумане кажется, что встречные автомобили едва ползут, и водитель слишком поздно начинает готовиться к встречному разъезду. А вот это уже по-настоящему опасно!

Лучше, если бы нам казалось, что они едут быстро, тогда мы бы заранее снижали скорость и увеличивали боковой интервал.



А вот расстояние до предметов в условиях недостаточной видимости представляется большим, чем в действительности.

И это опасно!

Нам только кажется, что до автомобиля, терпящего бедствие, ещё далеко. На самом деле уже давно пора тормозить! В тумане расстояние до предметов воспринимается искажённо и всегда в сторону большей опасности.

Лучше, если бы нам казалось, что до него уже рукой подать, и мы бы начали заранее принимать меры.

Да и при ясной погоде не всё так уж безупречно – с увеличением скорости резко сужается поле зрения водителя – впереди водитель все контролирует, а вот опасность сбоку может и не увидеть.

4. Некоторые особенности применения внешних световых приборов.



При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).



С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).



Луч фар ближнего света, короче (45 – 50 метров), и сквозь 50-метровую стену тумана кое-что пробьется – часть светового луча достигнет полотна дороги. А если ещё и добавить противотуманки, то видимость дороги станет вполне сносной.

Плоский и широкий луч света противотуманных фар хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.



С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.

Вывод:

При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар .

Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!

В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться на ближний свет фар !



Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.

А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).

5. Маневрирование. Требования к безопасности.

5.1. Начало движения.

Экзамен по практическому вождению можно не сдать, если неправильно сесть в автомобиль и неправильно из него выйти. В Правилах по этому поводу никаких указаний нет, и в жизни можете садиться и выходить из автомобиля как угодно – никакими нормативно-правовыми актами наказание за это не предусмотрено.

Другое дело, что от этого зависит безопасность, а безопасность, как известно, превыше всего.

Поэтому про правильную посадку-высадку вас начнут спрашивать уже на теоретическом экзамене:

Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3.

Комментарий к задаче


Речь идёт о посадке в леворульный автомобиль, припаркованный на правой стороне дороги.

Если при посадке обходить авто сзади , то можно не увидеть собственную погибель.



Вот так оно гораздо безопаснее.

Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3. Допустимы оба варианта действий.

Комментарий к задаче


Если после высадки обходить авто спереди , то можно опять-таки не увидеть собственную погибель.


А если после высадки обходить авто сзади , тогда вам видна приближающаяся опасность.

Есть реальный шанс уцелеть.

5.2. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории справа.


На экзамене по практическому вождению автомобиля вас вполне могут попросить развернутся на такой узкой дороге с использованием въезда во двор.



В принципе можно и так – свернуть направо во двор, остановиться, а затем задним ходом пересечь дорогу.



Правда, в этом случае придётся изрядно повертеть головой – опасность приближается к вам со всех сторон.



Но можно и наоборот – заехать во двор не передним, а задним ходом. Чтобы завершить разворот, осталось только повернуть налево.

Вам не кажется, что так оно и удобнее, и безопаснее?

5.3. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории слева.



Если двор слева, тогда заезжать в него задним ходом ой как непросто.



В этом случае лучше «нырнуть» во двор передним ходом.

Выезжать, правда, придётся задним ходом, ну так и опасность может быть только сзади. А вы как раз туда и смотрите.

И опять-таки должен вам сказать, что в жизни доведётся разворачиваться и так и эдак, и никто вас за это не накажет. А на экзамене надо обязательно продемонстрировать знание безопасных приёмов маневрирования, иначе это зачтут как ошибку.

О таких разворотах (с использованием прилегающей территории) есть вопросы и Билетах. Там прямо так и спрашивают: «На каком рисунке показан справа

Или: «На каком рисунке показан способ разворота с использование прилегающей территории слева , обеспечивающий безопасность дорожного движения»?

Теперь я вправе рассчитывать, что ответы не вызовут у вас затруднений.

5.4. Грамотная тактика прохождения криволинейного участка дороги.

Если дорога поворачивает направо.

Если дорога поворачивает направо, водитель может позволить себе занять крайнее левое положение на своей половине проезжей части. Делается это для того, чтобы максимально «выпрямить» траекторию движения на повороте.

Обратите внимание – на выходе из поворота траектория движения – уже почти прямая линия.

А вот это крайне важно! – если у траектории движения нет кривизны, то нет и центробежной силы, стремящейся снести или опрокинуть автомобиль.

На этом рисунке водитель изначально прижался к правому краю проезжей части. Таким образом он рассчитывал спрямить кривизну поворота. И на начальном этапе ему это удалось.

Но к чему привела такая тактика! – он «уткнулся» в сплошную линию разметки, и теперь, чтобы не вылететь на встречку, нужен резкий поворот руля! При этом ещё и придётся тормозить, и тогда занос задней оси автомобиля почти гарантирован.

Если дорога поворачивает налево.


В этом случае для того, чтобы максимально выпрямить кривизну, надо в начальной фазе поворота максимально прижаться вправо. А на выходе из поворота надо задавать такую траекторию движения, чтобы она не сильно отличалась от прямой.


На этом рисунке водитель всё сделал наоборот – сначала прижался влево, потом «уткнулся» в обочину, тормознул, резко вывернул руль влево, а далее движение автомобиля приняло неуправляемый характер.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказки в виде автомобилей, уходящих в занос. Будут только показаны траектории – грамотная и неграмотная. Но разве это проблема для грамотного водителя.

5.5. Обгон – самый сложный и опасный манёвр.


Обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения. И, следовательно, прежде чем решиться на обгон, водитель должен безошибочно просчитать путь предстоящего обгона – успеет ли он вернуться на свою полосу, не создавая помех ни водителю обгоняемого автомобиля, ни водителю встречного автомобиля.



И ещё крайне важно расположиться так, чтобы водитель обгоняемого автомобиля всё время видел вас в зеркало заднего вида и знал о ваших намерениях.

На душе гораздо спокойнее, если держать безопасную дистанцию. Отсюда, кстати, и встречная полоса неплохо просматривается, и водитель грузовика вас видит в зеркало заднего вида.



И даже если попытка обгона окажется неудачной, ещё не поздно вернуться назад на свою полосу.

6. Остановка и стоянка на уклонах.

При остановке и стоянке Правила обязывают водителей принимать все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Это требование можно прочитать в последнем пункте Раздела 12 Правил.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.8. Водитель может покидать своё место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Правила не уточняют, что такое «все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства». Да и вообще, что такого на дороге должно быть, чтобы наш автомобиль отправился без нас в самостоятельное путешествие.


Такое может случиться при остановке или стоянке на уклонах дорог.

Конечно же, первым делом оба водителя должны затянуть ручной тормоз. Но это ещё не «все меры». Если вы покидаете машину, то, выключив двигатель, не забудьте включить первую передачу (если машина с механической коробкой перемены передач). Это как бы ещё один ручной тормоз – колёса не могут вращаться, будучи связаны с неподвижным коленчатым валом двигателя.

Ну, а если автомобиль с АКПП, тогда, естественно, ручку селектора в положение «Р».

Но, оказывается, и это ещё не «все меры»!

И ручник, вроде бы, затянут, и передача включена, и, тем не менее, статистика знает немало случаев, когда транспортные средства, припаркованные на уклонах, вдруг начинали катиться вниз, калеча технику и людей. Поэтому грамотные водители в этом случае применяют ещё один мудрый приём:

Необходимо правильно вывернуть направляющие колеса автомобиля!



Автомобили А и Б стоят на спуске .

Автомобиль А передними колёсами упирается в бордюр тротуара и никуда не поедет в отсутствии водителя.

Автомобиль Б может начать самопроизвольное движение (если, например, у него неисправен ручник).



Автомобили В и Г стоят на подъёме .

АвтомобильГ тоже может катиться вниз (до тех пор, пока заднее правое колесо не упрётся в бордюр тротуара). И, как вы понимаете, это не есть хорошо.



У этой дороги нет тротуара, а, значит, нет и бордюра. Есть только обочина, которая всегда расположена на одном уровне с проезжей частью.

Автомобили А и Г , если уж поедут без хозяина, то поедут за пределы дороги. И это гораздо лучше, чем на проезжую часть.



А вот автомобили Б и В как раз поедут на проезжую часть, что совершенно недопустимо.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказок, показывающих, траекторию самопроизвольного движения автомобилей. Будет только показано, кто в какую сторону вывернул колёса. Но разве это проблема для вас, для грамотных водителей.

7. Занос автомобиля.


При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.



В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

Это явление и называют заносом автомобиля.

Откуда возьмется это боковое усилие?

К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно!

7.1. Занос автомобиля при резком торможении.


При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).



Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.



В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

Дальнейшее движение автомобиля будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуацию может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.


Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль. Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд! Не беда, Поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам. Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».

Посмотрим, как об этом вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД:

Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

1. Прекратить начатое торможение.

2. Выключить сцепление.

3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза.

Как вы думаете, с чего начинается безопасность вождения? Нет. Немного не так. Безопасность вождения у каждого автомобилиста начинается со своих, только ему понятных и присущих факторов.

Кто-то боится тронуться с места, а у кого-то боязнь обгоняющих его автомобилей. Кто- то хорошо ориентируется и держит дорогу, но боится разъезда на узкой дороге. То есть безопасность движения зависит, помимо общепринятых правил - ещё и от сугубо индивидуальных факторов. Но с индивидуальными надо справляться самостоятельно.

Мы убеждены, что секреты вождения автомобиля, которые нам передадут в рубрике «Безопасное вождение» бывалые и опытные автомобилисты, во многом помогут, как новичкам-автолюбителям, так и более опытным водителям со стажем.

В рубрике мы постараемся публиковать материалы, которые будут включать в себя не только советы по вождению автомобиля, но освещать критические ситуации на дороге, особенности зимнего вождения и вождения в ночное время. Женщина за рулём - это «притча во языцех», но многие женщины по безопасному вождению дадут фору мужчинам водителям, и этот вопросу мы уделим особое внимание, как в этой, так и в отдельной рубрике о водителях со знаком «Туфелька».

Мы не откроем особой тайны, если скажем, что правильное вождение автомобиля - это основа безопасного вождения. Но ему, правильному вождению, ещё необходимо учиться.

Мы искренне надеемся, что советы по вождению автомобиля, которые будут давать опытные, бывалые автомобилисты - профессионалы, во многом и многим помогут сделать вождение автомобиля по настоящему безопасным.

Удачи на дорогах.

Популярные материалы рубрики:

    Прогрев мотора давно выступает предметом спора автомобилистов. Попробуем внести ясность и рассмотреть проблемы, которые возникают на горячем двигателе.

    Какое наказание ждет водителей автомобилей, которые не используют все системы современных транспортных средств для безопасной езды?

    На широкой ровной дороге и водитель чувствует себя вольготно. Однако не спешите возмущаться, если параметры дороги вам не угодили – возможно, что на этом отрезке она и должна быть такой.

    Перекресток, где нет светофора или он сломан, а сотрудник ГИБДД не спешит устанавливать порядок, проехать без проблем может не каждый водитель, хотя обучают правилам всех. Есть ли у вас пробелы?

    Указатели, разметка – среди дорожных знаков можно выделить несколько основных. Знать их необходимо водителям и пешеходам, чтобы в случае неприятностей на дороге каждый мог защитить свои права.

    Вы – счастливый обладатель машины, которая пройдет любую грязь и кочки? Хотите, чтобы она умела это и в зимнее время? Тогда узнайте вместе с нами, какой должна быть покрышка для морозного сезона!

    Водители легковых автомобилей делят дорогу не только с пешеходами, но и с общественным транспортом. У второго есть много преимуществ, например, собственные остановки, которые нельзя занимать.