Технические характеристики. История создания

Создание, внедрение в производство и сама концепция легендарного грузовика Минского завода 500-й серии – это элементы важного этапа развития отечественного автомобилестроения.

Претерпев множество модификаций, МАЗ-500 стал настоящим воплощением революционных технологий в тогда еще советское машиностроение, нуждавшееся в немедленных переменах.

Послевоенные десятилетия требовали наиболее полной отдачи от производственных мощностей, это же касалось и модернизации всего автопарка советских автомобилей различных категорий.

Необходимость в современном, универсальном, надежном и производительном грузовике, назревавшая уже давно, вылилась в создание техники новаторского плана с массой технических нововведений, ставших знаковыми для того времени.

Быстрый темп, взятый для выпуска машины, обуславливался тем, что одновременно велись ее разработка, испытания и производство. Посильную помощь оказывали специалисты ЗИЛа и ГАЗа, предоставляя необходимые узлы и агрегаты.

Новаторский принцип в конструкции и особенности его воплощения

Процесс разработки грузовика, испытаний и постановки на поточное производство был отнюдь не легким и занял период с 1958 по 1966 гг. Инновационная идея внедрения новой бескапотной компоновки машины такого типа была по тем временам очень смелой.

Техника подобной конструкции была призвана заменить морально устаревшие и повсеместно распространенные грузовики предшествующей серии МАЗ-200 . Новые детали сначала испытывались именно на моделях предыдущего выпуска, а впоследствии переносились на новый грузовик.

С технической точки зрения двигатель должен был располагаться непосредственно под кабиной, что позволяло значительно увеличить длину платформы и полезную площадь кузова. Кроме того, увеличивалась грузоподъемность машины, расширялся панорамный обзор из кабины.

Однако воплощена эта техническая мысль была далеко не сразу. Этому предшествовали длительные споры между конструкторами, предлагавшими также разработку промежуточной модели с полувыдвинутым капотом.

Были преодолены и различные препятствия, чинимые нововведению на самом высшем партийном уровне. Но в результате МАЗ-500 все же увидел свет, чтобы окончательно закрепить за собой славу надежной и мощной техники.

Грузовики прекрасно проявили себя и в условиях Крайнего Севера, и в песчаных пустынях Африки и Азии, и на высокогорных плато Латинской Америки.

На основе базовой бортовой модели в рамках этой серии выпускались также самосвалы, седельные тягачи с полуприцепами, лесовозы и универсальное шасси с возможностью монтажа на нем различного оборудования.

К моменту осуществления идеи о необходимости создания новой эффективной техники (1958 г.) на зарубежных дорогах подобные машины использовались уже два десятилетия.

Долгое время основной трудностью для эксплуатации таких машин в Советском Союзе было плохое качество дорог.

Но с увеличением протяженности автотрасс с твердым покрытием бескапотные грузовики, в которых основная нагрузка приходится на переднюю ось, становятся необходимой потребностью.

Отказ в конструкции МАЗа 500-й серии от капота повлек за собой ряд прочих технических нововведений. Так, помимо значительного уменьшения веса и габаритов грузовика была упрощена возможность доступа к обслуживанию двигателя.

Длина платформы сократилась на 290 мм, а грузоподъемность машины, наоборот, возросла на 500 кг. Для нейтрализации повысившейся вибронагрузки на водителя были установлены новые рессоры, амортизаторы. Также стали более удобными сиденья.

Благодаря тому, что разработка рассматриваемого грузовика велась без использования технической базы машины-предшественника, многие узлы и агрегаты пятисотого МАЗа были также новаторскими, ранее в отечественной технике не применявшимися. Сюда следует отнести:

  • редукторы планетарного типа на ступицах задних колес;
  • телескопические амортизаторы ;
  • руль с гидроусилителем;
  • бездисковые колеса ;
  • кабину , откидывающуюся вперед.

Более подробное рассмотрение технических характеристик МАЗа-500 поможет понять, как масштаб проведенных конструкторами работ, так и основные отличия этого грузовика от предшествующей ему техники.

Технические параметры МАЗа-500

Рассматриваемый грузовик оснащен мощным (180 л. с.) дизельным 6-цилиндровым V-образным двигателем модели ЯМЗ-23 6, специально разработанным ярославскими технологами для комплектации инновационной модели.

Двигатель рабочим объемом 11 150 см3 предусматривает жидкостную систему охлаждения закрытого типа, оснащенную механизмом тепловой регулировки.

Подобная функция отвечает за поддержание постоянной температуры рабочего режима двигателя. Мощности силового агрегата хватает для транспортировки прицепа общей массой 12 000 кг. Улучшены были и энергосберегающие показатели автомашины.

Внимание! Топливный бак, которым комплектовался грузовик, имел объем 200 л. А на 100 км пути расход горючего составлял теперь 25 л, что было значительно ниже аналогичного расхода у МАЗа 200-й серии.

Новый грузовик с легкостью преодолевал подъем в 14 градусов на максимальной предусмотренной для него скорости – 75 км/ч.

Также автомашина агрегатировалась сухим фрикционным двухдисковым сцеплением и механической коробкой передач с пятью скоростями. Тормозная система устанавливалась барабанного типа.

Ходовая часть характеризовалась рамой клепаного типа с колесной формулой 4х2 и размером колесной базы 3 850 мм. Шины были низкого давления. Передняя ось комплектовалась односкатными, задняя – двускатными колесами.

Устанавливаемая на МАЗ-500 цельнометаллическая кабина была трехместной со спальным местом. Оборудовалась двумя дверями. При необходимости ремонта и обслуживания двигателя предусматривалась возможность откидывания кабины вперед на 45 градусов.

Данный элемент грузовика обеспечивался обогревом и вентиляцией. Спускающиеся стекла, защитные накладки от солнца, очистители стекол, зеркала заднего вида также входили в обязательную комплектацию кабины МАЗа-500. Сиденье водителя было регулируемым, отдельным от пассажирских.

Грузоподъемность описываемой машины составляла 7 500 тонн. Длина была равна 7 150 мм, ширина – 2 500 мм, высота – 2 650 мм.

МАЗ-500 и его модификации

Технические параметры МАЗа-500 ничуть не уступали данным зарубежных аналогов того времени, даже опережая их, например, в показателях скорости.

Ставший некой отправной точкой для создания многочисленных модификаций, рассматриваемый грузовик является важнейшим детищем Минского автомобильного завода.

В конструкции последующей серии 500А, увидевшей свет в 1970 г., лишь незначительно было подкорректировано сцепление и изменены размеры для соответствия европейским стандартам автомобильных габаритов.

Это позволило значительно увеличить рынок сбыта отечественных грузовиков за рубеж, расширяя возможности применения машин в качестве средств для магистральной транспортировки грузов.

Был увеличен ресурс пробега автомобиля до первого капитального ремонта, составивший 40 000 км.

Также изменился дизайн решетки радиатора, получившей совершенно новый вид.

Следующая модификация МАЗа-500 была осуществлена в 1976 г. и получила индекс 5335. В этот раз особое внимание было уделено внешнему виду машины, интерьеру кабины и световому оформлению.

Фары были перемещены на бампер, а на их месте расположения разместили поворотные световые сигналы.

Деревянные борта грузовика были заменены на металлические. Возрос ресурс пробега до капитального ремонта, составивший 300 000 км.

Непревзойденная выносливость и производительность машины в результате всех нововведений повышались, оставляя далеко позади всех конкурентов как советского, так и зарубежного производства.

Именно эта машина с успехом справлялась с трудновыполнимыми задачами в суровых климатических условиях не только в России, но и по всему миру.

Вводимые инженерами изменения в базовую модель позволяли подгонять ресурсы грузовика под растущие потребности современности.

Благодаря этому стало возможным активно использовать этот тип техники в любой отрасли народного хозяйства и промышленности, строительства, транспортных перевозок и пр.

Сегодня грузовики МАЗ – конкурентоспособная надежная техника, продолжающая повсеместно пользоваться востребованностью у потребителей.

Вопросы стоимости

Благодаря тому, что в свое время промышленные мощности МАЗа позволяли в полной мере обеспечивать советскую страну моделями грузовика 500-й серии, они и сегодня не являются редкостью.

Цена автомобиля складывается из показателей года его выпуска, технического состояния, наличия или потребности в ремонте, пробега.

Так, грузовик 60-х годов производства в работоспособном состоянии стоит порядка 70 000 рублей. За машины, произведенные в 70-80-х гг., продавец потребует от 100 000 до 210 000 рублей. Стоимость современных моделей составляет от 1 000 000 до 2 500 000 рублей.

Широкая распространенность и популярность МАЗа 500-й серии также обусловлена тем, что при необходимости замены запчастей не возникнет никаких проблем.

Грузовики, выпущенные даже в первые годы после запуска серии в производство, отличаются надежностью и высокой производительностью в любых рабочих условиях.

А относительно невысокая стоимость техники этого класса позволяет приобретать автомобили широкой потребительской аудиторией для использования по самому различному назначению.

В следующем видеоролике представлены основные модификации грузовика МАЗ-500:

Достойная замена для первого МАЗ «двухсотой модели» — МАЗ-500. Усовершенствованная версия для потребностей Советского Союза. Всевозможные модификации машины и улучшенное оборудование. Использование модели «500» продолжается и до сих пор, кроме того, особые гурманы даже модифицируют автомобиль. Весь модельный ряд МАЗ .

История автомобиля

Логично, что первый МАЗ-200 не мог долго оставаться практичным и ему на замену в 1965 году пришел новый грузовик МАЗ-500. Наиболее заметное отличие было конечно в перепроектированной конструкции кузова. Рама располагалась на мостах так что это увеличивало грузоподъемность авто, а вместе с этим и его эффективность. А так как капота больше не было, так как мотор поместили под кабину, увеличился обзор для водителя. Кроме того, посадочных мест, также, как и в предыдущей версии, осталось три, с учетом водительского. Только модификация в виде самосвала имела два сидения. Работая над кабиной нового «силовика», конструкторы позаботились об водителе и более комфортном и удобном управлении машиной. Органы управления, такие как, руль, рычаг КПП и приборная панель располагались рационально. Не забыли и о цветах обивки, не считая того, что она вообще была, гамма состояла из приятных цветов спокойных оттенков.

Удобным нововведением было наличие спального места. Впервые для автомобилей МАЗ. Именно отсутствие капота и позволило «пятисотой» модели стать в историю. Дело в том, что такая конструкция была введена в эксплуатацию первый раз в советском автопроме. В 60-ых уже весь мир начал проводить подобную революцию, так как капот существенно мешал управлению габаритным транспортным средством. Но учитывая необходимость подымать страну после войны, качество дорог, подходящих для использования безкапотных кабин стало подходящим только спустя двадцать лет. И вот в 1965-м году появился МАЗ-500, ставший достойной заменой для своего предшествующей модели «200». На конвейере грузовик простоял до 1977-го года.


Базовая комплектация уже представляла собой гидравлический самосвал, но платформа еще оставалась деревянной, хоть кабину уже делали металлической. Направленность при разработке конечно была на универсальность. Достижение этой цели позволяло использовать машину во всех возможных сферах, где требовалась транспортировка. Достаточно было просто разработать модификацию с нужным модулем на борту. Данная модель имела способность заводится с тягача. Это означало, что при необходимости для запуска двигателя не требовалось электричество. Данная особенность была очень полезна в военных нуждах.

Технические характеристики

Двигатель . Двигательный аппарат для Минских грузовиков продолжал разрабатывать Ярославский автомобильный завод. Индексный номер у мотора был ЯМЗ-236 и именно он стал базовым в большинстве модификаций. Шесть цилиндров, расположенных V-образно, работали в четырех тактах на дизельном топливе. Турбонадув отсутствовал. Основным минусом системы осталось большой уровень отрицательного воздействия на экологию. Экологический тип классифицируется как Euro-0. Использование такого дизеля создавало неудобства в холодное время. Как и сейчас дизель имел больший КПД и отдавал мало тепла. Из-за этого для прогрева кабины уходило не мало времени. Топливный бак у МАЗ-500 имеет специальную перегородку для предотвращения или гашения гидравлического давления внутри емкости. Несмотря на свой низкий экологический рейтинг, двигатель ЯАЗ-236 дает пример качества сборки до сих пор и пользуется хорошими отзывами среди владельцев даже в наше время.

Трансмиссия. В течении производства МАЗ-500, в этой части автомобиля изменения почти не проводились. Самым значительным было изменение типа сцепления, с однодискового на двухдисковое фрикционное. Инновация давала возможность менять передачу под воздействием нагрузок. Произошло это в 1970-м году.

Задний мост. МАЗ-500 приводится в движение именно задним мостом. В редукторе моста уже появились шестерни, которые уменьшали нагрузку на дифференциал и полуоси. Эта технология тоже была новой для МАЗ. В наше время для улучшения работы ходовой части МАЗ, редуктор меняют на более современный, производства ЛиАЗ или ЛАЗ.

Кабина и кузов. До конца 60-х прошлого века платформа оставалась деревянной, но позже все-таки произошел апгрейд до металлической версии. В кабине было по обыкновения две двери, три сидения и одно спальное место. Как уже говорилось это стало большим плюсом в плане комфортабельности кабины. Также имелись ящики для инструментов и личных вещей пассажиров.


Для удобства водительское сидение имело несколько способов регулировки, присутствовала вентиляция. Учитывая плохую теплоотдачу МАЗ-500 все-таки оборудовали печкой, но это очень спасло ситуацию. Лобовое стекло состояло из двух частей, а привод дворников теперь был расположен у нижнего основания рамки. Сама кабина откидывалась вперед что давало доступ к двигателю.

Общие размеры
Длинна 7 100 мм.
Ширина 2 600 мм.
Высота 2 650 мм.
Колесная база 3 850 мм.
Задняя колея 1 900 мм.
Передняя колея 1 950 мм.
Дорожный просвет 290 мм.
Размер шин 11-20 мм.
Грузовая платформа
Высота 2 480
Ширина 4 860
Длина 6 700
Объем 8,05 м 3
Другие характеристики
Масса тара 6,5 т.
Масса брутто 14 т.
Максимальная грузоподъемность 7,5т.
4,8 т.
10 т.
Максимальная масса прицепа 12 т.
Тормозной путь 18 м.
Радиус разворота 9,2 м.

Модификации и улучшения

МАЗ-500 сталь столь же универсальным агрегатом, что и «200» модификаций было множество, для самых различных целей разрабатывались и разрабатывались новые версии:

  • МАЗ-500Ш – улучшенное шасси для грузового отсека. Кроме кузова устанавливались такие модули как: бетономешалка и топливозаправщик;
  • МАЗ-500В – армейская версия, разработанная для транспортировки грузов и личного состава. Была переработана подвеска и появились направляющие для тента. Кузов был разработан цельнометаллический;
  • МАЗ-500Г – данная модификация была выпущена ограниченной серией и встречается крайне редко. Разработана для транспортировки крупногабаритного груза;
  • МАЗ-500С – для северной части СССР машину оборудовали дополнительными средствами обогрева, а саму кабину более тщательно утеплили. Также в мотор был встроен пусковой подогреватель. На случай плохой видимости в полярных условиях присутствовали дополнительные прожекторы. Позднее модель переименовали в МАЗ-512;
  • МАЗ-500Ю – обратная «500С». Предназначалась для работы в жарких условиях. Оборудована дополнительной вентиляцией и термоизоляцией кабины. Сейчас именуется как МАЗ-513;
  • МАЗ-500А – более совершенная базовая вариация. В габаритах стала уже для соответствия требованиям экспорта. Механическая часть была оптимизирована в коробке переключения передач. Внешне разработчики изменили только радиаторную решетку. Стала машина мощнее, максимальная скорость теперь была 85 км/ч. А вес перевозимого груза увеличился до 8 тонн. Модификация вышла с конвейера в 1970 году;
  • МАЗ-504 – тягач на двух осях. Основным отличием был дополнительный топливный бак на 175 литров;
  • МАЗ-504В – модификация имела более мощный двигатель – ЯМЗ-238. Сил в нем было 240, что существенно увеличивало его перевозную способность. Помимо загруженного кузова мог тянуть полуприцеп общим весом до 20 тонн;
  • – самосвал. Полностью все элементы корпуса уже были сделаны из метала. Предназначался для эксплуатации в карьерах;
  • МАЗ-511 – самосвал. Отличительной способностью являлась боковая разгрузка. Редкая модель, так как выпуск был ограниченный;
  • МАЗ-509 – лесовоз. Улучшенная трансмиссия — двухдисковое сцепление, увеличенное число ступеней КПП и редуктор в переднем мосту;
  • МАЗ-505 – экспериментальная военная версия. Отличалась полным приводом;
  • МАЗ-508 – седельный тягач с полным приводом. Ограниченная серия.

Так как грузовики из серии «500» отлично сохранились их до сих пор можно встретить на различных предприятиях. По большинству бывших советских республик еще колесят МАЗ-500 70-х годов производства. Цена на модели с пробегом сейчас в диапазоне 150-300 тысяч русских рублей.

Апгрейд

Особые любители МАЗ-500 модифицирую его до сих пор. Для увеличения мощности ставится ЯМЗ-238. Соответственно приходится и менять коробку так необходимо наличие делителя. Если же модель полноприводная, то раздатка также подвергается модификации. Замена коробки также требуется для меньшего расхода топлива (без замены до 35/100). Конечно апгрейд «влетает в копеечку» отзывы говорят о том, что оно того стоит. Улучшают и задний мост, точнее просто меняют его на более современный и ставят новые амортизаторы.


В случае с кабиной список будет очень длинным. Обустройство может включить в себя все от занавесок и сидений до подогрева и электрооборудования. Есть даже те, кто ставят кондиционер. Назначение в которых используется МАЗ-500 настолько широки что их невозможно перечислить без отдельной статьи. Уникальность этого грузовика уже внесла его в историю Минского автозавода и советского автопроизводства. Однако он до сих пор выполняет задачи с требованиями гораздо выше тех, которые были при его создании.

Плюсы и минусы

В наше время МАЗ-500 еще можно встретить на дорогах, а это говорит о том, что даже спустя большой отрезок времени автомобиль сохранил свои рабочие качества. Машину легко ремонтировать и хозяину не трудно найти комплектующие детали для замены, донором может быть аналог или подходящая деталь от официального дилера. В начале производства большим преимуществом была откидывающаяся кабина, которая давала хороший доступ к рабочим системам. Сейчас данное расположение двигателя и способ доступа к нему не новы, но все равно остаются отличительным плюсом, например, от ЗИЛ тех же годов. Кабина по современным меркам не самая удобная. Но это характеристика только стокового варианта, множество элементов можно заменить на более подходящие. В число таких деталей входят сидения, на место которых отлично ставятся даже импортные кресла, но даже с заводскими можно провести ряд махинаций и улучшить их комфортность. Обшивка и сразу подвергается замене по желанию хозяина, вместе с этим прокладки и общая герметичность машины тоже можно улучшить своими руками.


Отметим не менее важную деталь – спальное место. Довольно удобное и уютное, вполне заслуживает место в списке достоинств грузовика. Единственный момент, не отрицательный, а скорее непонятный это наличие окон возле койки для отдыха. Рабочие системы демонстрируют хорошие показатели даже спустя большое количество преодолённых километров. Коробка передач включается без запинок, а силовой агрегат от ЯМЗ особенных прихотей не выказывает и способен работать даже в самых тяжелых условиях. Конечно в наше время МАЗ «пятисотый» сильно отстает по требованиям от современных моделей поэтому его стабильность не может перекрыть сравнительно меньшее КПД с современными грузовиками.

Подводим итоги

МАЗ-500 одним своим видом дает понять, что машина настроена на высокую трудоспособность и может с готовностью выполнять поставленные задачи по транспортировке грузов в самых различных условиях. Да, удобство тот вопрос, который не хочется обсуждать в этой машине, но при желании и этот нюанс можно исправить руками хорошего мастера.



Видео МАЗ-500

Итак, всем доброго времени суток. На этот раз я решил поведать об этом замечательном советском грузовике, который мне так полюбился ещё в детстве. Казалось бы- нахрена мне это надо при том, что я живу в Европе и для чего мне вообще вспоминать этого динозавра? Но воспоминания у меня об оном очень хорошие- в кабине подобного ему я провёл много времени в детстве, и при чём ни в одном, а таких было несколько. Папа тогда работал на автобазе и поэтому имела место такая возможность. Таким был и седельный тягач, и бензовоз, и другой седельный тягач. Да - посчастливилось моему отцу поездить за рулём такого, когда он ещё не обладал водительскими правами. То был седельный тягач с полуприцепом. Но почему- то ощущения у него были не очень, как он сказал. А я бы радовался, как ребёнок, представься мне возможность поводить такого стального дракона! Но это всё лирика- собственно, теперь о самом тягаче. Инфу честно скопипастил откуда надо. Итак, приступим.

МАЗ-500 - советский грузовой автомобиль, выпускавшийся на Минском автомобильном заводе в 1963-1990 годах. Прототип автомобиля выпущен в 1958 году.

Первые опытные образцы появились в 1958 году, пробные сборки грузовика были выпущены в 1963 году. Первые серийные грузовики МАЗ-500 сошли с конвейера в марте 1965 года. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошёл последний автомобиль 200-го семейства МАЗов и с 1966 года завод полностью перешёл на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500. В отличие от предшественника, МАЗ-500 имел компоновку с кабиной над двигателем, что позволило несколько снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы, что в итоге привело к увеличению грузоподъёмности на 500 кг.

Базовым вариантом стал бортовой с деревянной платформой МАЗ-500 грузоподъёмностью 7500 кг с колёсной базой 3850 мм. Автомобиль имел характерную декоративную облицовку решётки радиатора из 14-ти вертикальных рёбер, кожух, прикреплённый к задней стенке кабины. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырёх высших передачах и гидроусилителем руля. Благодаря мощному двигателю, МАЗ-500 мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг.

Новое «500-ое» семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504, лесовоз МАЗ-509, шасси для размещения на нём различного специального оборудования МАЗ-500Ш.

В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100 мм (до 3950 мм) колёсной базой и увеличенной до 8 тонн грузоподъёмностью. Габаритные размеры были приведены в соответствие с европейскими нормами. Было изменено передаточное число главной передачи, в результате чего максимальная скорость машины увеличилась с 75 до 85 км/ч.

Внешне 500-е второго поколения можно отличить по новой «клетчатой» решётке радиатора. Кроме того, исчез кожух за кабиной. За дверями, на уровне ручки двери, появился повторитель сигнала поворота.

МАЗ-500 и его модификации продержались на производстве до 1977 года, когда они были заменены новым семейством МАЗ-5335.

МАЗ-500 мог нормально работать при полном отсутствии или неисправности электрооборудования, например, будучи заведён «с толкача»: в конструкции отсутствовали какие-либо безусловно необходимые для работы мотора электрокомпоненты, а усилитель руля был гидравлическим. Благодаря этой особенности машина получала особую надёжность и живучесть в армии, где с успехом использовалась даже несмотря на отсутствие полного привода. В подобном режиме работы также полностью исключалась демаскировка радиопомехами.

Модификации:

МАЗ-500Ш - шасси под комплектацию
МАЗ-500В - бортовой с металлической платформой
МАЗ-500Г - длиннобазный бортовой
МАЗ-500С (МАЗ-512) - северный вариант
МАЗ-500Ю (МАЗ-513) - тропический вариант
МАЗ-505 - полноприводный.

Производитель: МАЗ
Годы пр-ва: 1965-1977
Дизайн
Тип(ы) кузова: бортовой грузовик, кабина над двигателем
Двигатели
ЯМЗ-236
Производитель: ЯМЗ
Марка: ЯМЗ-236
Тип: дизельный двигатель
Объём: 11 150 см3
Максимальная мощность: 180 л.с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент: 667 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация: V6
Цилиндров: 6
Диаметр цилиндра: 130 мм
Ход поршня: 140 мм
Степень сжатия: 16,5
Клапанной механизм: OHV
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6
Трансмиссия
механическая 5-ступ.
Производитель: ЯМЗ
Модель: 236
Тип: механическая
Число ступеней: 5-ступ.
Передаточные отношения:
1 передача: 5,26
2 передача: 2,90
3 передача: 1,52
4 передача: 1,00
5 передача: 0,66
Задняя передача: 5,48
Механизм управления: напольный рычаг
Переключение: ручное
Главная передача ведущих мостов - двойная с планетарными редукторами в ступицах колёс, передаточное число - 7,24.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 7140 мм
Ширина: 2500 мм
Высота: 2650 мм
Клиренс: 270 мм
Колёсная база: 3850 мм
Колея задняя: 1865 мм
Колея передняя: 1970 мм
Масса: 6500 кг (собств. снаряжённая)
Полная масса: 14825 кг (загруженная)
Динамические
Макс. скорость: 75 км/ч
85 км/ч (МАЗ-500А)
На рынке

МАЗ-500 можно по праву считать одним из знаковых автомобилей советского периода . Он стал первым грузовиком бескапотной конструкции, выпущенным в Советском Союзе. Еще одна такая же модель - . Потребность в такой компоновке автомобиля возникла давно, так как недостатки классической модели уже успели почувствовать во всем мире.

Однако, только к началу 60-х годов качество дорог огромной страны стало достаточным для эксплуатации таких машин.

МАЗ-500 сошел с конвейера Минского завода в 1965 году, заменив предшественников 200-й серии, и до завершения производства в 1977 успел стать легендой отечественной автомобильной промышленности.

И только позже, во второй половине 80х годов появилась модель МАЗ-5337. О ней прочитайте

МАЗ-500 в его классической версии представлет собой бортовой самосвал с деревянной платформой . Высокая проходимость, надежность и широкие возможности для доработки сделали возможным его применение практически в любой сфере хозяйства в качестве самосвала, тягача или бортового грузовика.

Благодаря уникальной конструкции этот автомобиль может обходиться без электрического оборудования, если завести его с тягача, чем был вызван большой интерес военных к грузовику.

Двигатель и трансмиссия

Базовым двигателей 500-й серии стал ярославский агрегат ЯМЗ-236. Это четырехтактный дизельный V6 без турбонаддува, развивающий момент до 667 Нм при 1500 об/мин. Как и все двигатели этой серии ЯМЗ-236 весьма надежен и до сих пор не вызывает нареканий у владельцев МАЗ-500.

Расход топлива на 100 км составляет порядка 22–25 литров, что типично для грузовика такой мощности. (У этот показатель 12л/100км). Сварной топливный бак МАЗ-500 объемом 175 литров имеет две перегородки для гашения гидроударов топлива. Единственным недостатком агрегата в настоящее время является низкий экологический класс.

Трансмиссия грузовика - пятиступенчатая механика с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах. С ней устанавливалось сначала однодисковое, а с 1970 года - двухдисковое сухое фрикционное сцепление с возможностью переключения под нагрузкой. Располагалось сцепление в литом чугунном картере.

На заводе Камаз постоянно разрабатываются новые, усовершенствованные модели грузовых автомобилей. Прочитать про новинки можно

История развития завода Камаз, специализация и ключевые модели описаны .

Одна из новых разработок завода - автомобиль, работующий на метане. О нем можно прочитать .

Задний мост

Задний мост МАЗ-500 является ведущим. Крутящий момент разделяется в шестеренчатом редукторе. Это позволяет снизить нагрузку на дифференциал и полуоси, что выгодно отличает конструкцию от автомобилей 200-й серии.

Для различных модификаций выпускались задние мосты с передаточным числом 7,73 и 8,28 , которое изменялось путем увеличения или уменьшения количества зубьев цилиндрических шестерней редуктора.

В наши дни для улучшения эксплуатационных характеристик МАЗ-500, например, снижения вибрации, на грузовик часто ставят более современные задние мосты, обычно с ЛиАЗа и ЛАЗа.

Кабина и кузов

Первые МАЗ-500 комплектовались деревянной платформой. Позже появились варианты с металлическим кузовом.



Самосвал МАЗ-500 оборудовался цельнометаллической трехместной кабиной с двумя дверями. В кабине предусмотрено спальное место, ящики для вещей и инструмента. Комфорт водителя обеспечивали регулировка сиденья , вентиляция и отопление кабины, а также козырек от солнца. Более комфортная кабина, например у

Лобовое стекло выполнено из двух частей, разделенных перегородкой, но в отличие от 200-й модели привод щеток находится внизу. Кабина откидывается вперед и открывает доступ к моторному отсеку.

Технические характеристики

Основные размеры

  • Д х Ш х В - 7,1 х 2,6 х 2,65 м,
  • колесная база - 3,85 м,
  • задняя колея - 1,9 м,
  • передняя колея - 1,950 м,
  • дорожный просвет - 290 мм,
  • размеры платформы - 4,86 х 2,48 х 6,7 м,
  • объем кузова - 8,05 м3.

Грузоподъемность и масса

  • грузоподъемность - 7,5 т, (у - 4,5т)
  • собственная масса - 6,5 т,
  • максимальная масса прицепа - 12 т,
  • полная масса - 14,8 т.

Эксплуатационные характеристики

  • максимальная скорость - 75 км/ч,
  • тормозной путь - 18 м,
  • мощность - 180 л. с.,
  • объем двигателя - 11,1 л,
  • объем бензобака - 175 л,
  • расход топлива - 25 л/100 км,
  • радиус разворота - 9,5 м.

Модификации и цены

Конструкция МАЗ-500 оказалась крайне удачной , что позволило создать на основе самосвала множество модификаций и экспериментальных моделей, среди которых:

    • МАЗ-500Ш - шасси для дополнения кузовом и оборудованием для специальных целей (кран, бетономешалка, топливозаправщик).


  • МАЗ-500В - модификация с цельнометаллическим кузовом и тентом, выпущенная по военному спецзаказу.
  • МАЗ-500Г - редкая модификация, представляющая собой грузовик с удлинённой базой для перевозки крупногабаритных грузов.
  • МАЗ-500С (МАЗ-512) - модификация для Крайнего севера с дополнительным обогревом и утеплением кабины, пусковым подогревателем и прожектором для работы в условиях полярной ночи.
  • МАЗ-500Ю (МАЗ-513) - версия для жаркого климата, отличалась кабиной с термоизоляцией.

В 1970 году была выпущена усовершенствованная модель МАЗ-500А . Она имела уменьшенную для соответствия международным требованиям ширину, оптимизированную коробку передач, а внешне отличалась в основном новой радиаторной решеткой. Максимальная скорость новой версии выросла до 85 км/ч, грузоподъемность поднялась до 8 тонн.

Некоторые модели, созданные на базе МАЗ-500

  • МАЗ-504 - двухосный седельный тягач, в отличие от других автомобилей на основе МАЗ-500 имел два топливных бака по 175 литров. Следующий в этом ряду тягач МАЗ-504В комплектовался 240-сильным ЯМЗ 238 и мог перевозить полуприцеп до 20 тонн.
  • МАЗ-503 - самосвал карьерного типа.
  • МАЗ-511 - самосвал с боковой разгрузкой, серийно не производился.
  • МАЗ-509 - лесовоз, отличался от МАЗ-500 и других ранних моделей двухдисковым сцеплением, числами коробки передач и редукторами переднего моста.

Некоторые МАЗы 500-й серии примерили полный привод - это экспериментальный армейский грузовик 505 и седельный тягач 508. Однако, ни одна из полноприводных моделей не пошла в серию.



Сегодня грузовики на базе МАЗ-500 можно найти на рынке автомобилей с пробегом по цене от 150 до 300 тыс. рублей. В основном это машины в неплохом техническом состоянии, выпущенные в конце 70-х годов.

Тюнинг

Даже сейчас автомобили 500-й серии можно увидеть на дорогах бывших советских республик . У этой машины есть и свои фанаты, которые не жалея сил и времени тюнингуют старичок МАЗ.

О тюнинге подробнее на видео:


Как правило, переоборудование грузовика производится ради повышения грузоподъемности и удобства для водителя. Двигатель меняют на более мощный ЯМЗ-238, к которому желательно поставить коробку с делителем. Если этого не сделать, расход топлива вырастет до 35 литров на 100 км и более.

Настолько масштабная доработка требует серьёзных вложений, но, по словам водителей, стоит того. Для более плавного хода заменяют задний мост и амортизаторы.

Традиционно много внимания уделяется кабине. Автономное отопление, тепло- и шумоизоляция, установка кондиционера и пневмоподвески - вот далеко не полный перечень изменений, которые вносят в МАЗ-500 энтузиасты тюнинга.

Если же говорить о глобальных изменения, то чаще всего различные модели 500-й серии переделывают под седельный тягач. И, разумеется, первым делом после покупки нужно привести МАЗ в рабочее состояние, так как возраст автомобилей дает о себе знать.

Невозможно перечислить все функции, которые мог выполнять МАЗ-500: панелевоз, армейский грузовик, подвозчик топлива и воды, автокран. Этот уникальный грузовик навсегда останется в истории советского автомобилестроения как родоначальник множества хороших моделей Минского завода, таких как

В новой марке машины разработчики усовершенствовали некоторые технико-экономические показатели, улучшили эксплуатационные условия. Семейство грузовых автомобилей с индексом 500, выпускаемое на Минском автомобильном заводе, несколько отличалось в маркировке относительно конкретного предназначения каждого транспортного средства. Так, обычный грузовик имел индекс 500, седельный тягач - 504, а самосвал - 503. Новинка, появившаяся во второй половине шестидесятых годов, завоевала широкую популярность, во многом обретенную за счет инновационного подхода к компоновке.

Впервые в истории кабину грузовика расположили над двигателем

Достаточно интересно для того времени расположилась кабина МАЗ 500. Именно в этой машине было решено в первый раз установить кабину над двигателем. Она представляет собой цельнометаллическую конструкцию, рассчитана на три посадочных места (включая водительское сиденье). Следует заметить, что в модификации самосвалов кабина была оснащена только двумя местами. Также весомым достоинством новой модели стало удобное расположение органов управления и расширенная зона остекления. Было предусмотрено практически все для создания комфортных условий работы на грузовом тяжеловесном автомобиле: гармонично подобраны цвета обивки, весьма комфортабельные сиденья.

Автомобиль МАЗ 500 даже оборудовали одним спальным местом, что предусматривало достаточно длительные поездки. Для того, чтобы было легко добраться до рулевого управления, двигателя или других немаловажных функциональных узлов, разработчики предусмотрели возможность откидывания кабины. Угол ее опрокидывания составляет сорок пять градусов. В таком ремонтном положении кабина удерживается под допустимым углом с помощью пружин, которые уравновешивают силу ее тяжести. Основанием кабины выступает передняя поперечная балка с парой литых кронштейнов, входящих в проушины располагающейся рядом другой пары кронштейнов. Сочленение кронштейнов происходит за счет оси.

Обзор основных технических характеристик автомобиля

Теперь стоит рассмотреть технические характеристики МАЗ 500. Машина, серийно выпускаемая с 1970 года, имеет объем двигателя одиннадцать тысяч сто пятьдесят кубических сантиметра. Длина автомобиля составляет семь метров четырнадцать сантиметров, ее ширина - два с половиной метра, а высота чуть больше ширины - два метра и шестьдесят пять сантиметров. Снаряженная масса грузовой техники равна шести тысячам шестьсот килограммам, а полный вес составляет четырнадцать тысяч восемьсот двадцать пять килограмм. Топливный бак может вместить в себя до двухсот литров горючего.


Можно долго рассматривать преимущества и достоинства МАЗ 500, цена которого не в новом состоянии будет около двухсот тысяч рублей, но стоит заметить, что машина была одной из самых популярных грузовиков двадцатого века. Причем, зона применения была самая разнообразная: в виде тягача для полуприцепа, в виде самосвала или бортового грузового автомобиля. Эта марка техники зарекомендовала себя, как одна из самых надежных и качественных. Сейчас стоимость данного транспортного средства совсем невелика, но оно по-прежнему используется многими частными предприятиями и организациями. Эта техника, оснащенная достаточно мощным двигателем, проста и экономна в эксплуатации.

Использование автомобиля современными предприятиями, нуждающимися в транспортировке каких-либо грузов, объясняется хорошей ремонтопригодностью транспортного средства. Найти запчасти МАЗ 500 довольно легко как у официальных дилеров, так и просто на рынке запчастей к грузовым авто. Надежная машина редко нуждается в ремонте, но, как и вся техника, к сожалению, не вечна. Потому и приходится время от времени реанимировать или заменять какие-либо рабочие узлы и механизмы, отвечающие за работоспособность транспортного средства. Наиболее часто из строя выходят расходные детали, но иногда требуется и капитальный ремонт машины, меняя, к примеру, двигатель или коробку переключения передач.

КПП МАЗ 500 является важнейшим элементом трансмиссии данного автомобиля. Именно от типа трансмиссии во многом зависит и тип коробки передач. Как известно, к ступенчатому типу относят механическую и автоматическую коробку передач. Минский автомобильный завод изготовляет все детали, в том числе, коробку передач, соответственно высоким международным стандартам. При изготовлении используются только высококачественные материалы, за процессом создания рабочего узла ведется тщательный и четкий контроль.

Грузовик, проверенный временем

МАЗ 500 тягач зарекомендовал себя как идеальный вариант надежного, практичного автомобиля, способного осуществлять транспортировку самых разнообразнейших грузов. Современный седельный тягач, выпускаемый Минским автомобильным заводом, может быть укомплектован по желанию заказчика не только надежным и простым двигателем от Ярославского моторного завода, но и более мощной вариацией - моторами от компаний Chrysler или Renault. Также по предпочтениям покупателя, кабина может оборудоваться одним или несколькими спальными местами, а может быть вовсе без спальных мест. Еще над многими функциями возможно провести опциональный выбор, к примеру, указать желаемый тип выхлопа и прочие условия.


Бортовой МАЗ обладает грузоподъемностью в восемь тонн. Он может осуществлять буксировку прицепов или полуприцепов с грузом весом до двенадцати тысяч килограмм. Полная масса данного транспортного средства, как уже упоминалось, составляет четырнадцать тысяч восемьсот двадцать пять килограмм. Если автомобиль движется по ровной дороге, то его максимальная скорость может достичь при полной загрузке восемьдесят пять километров в час. При этом на каждые сто километров пути расходуется около двадцати двух литров горючего. Значение номинальной мощности двигателя равно ста восьмидесяти лошадиным силам.

Во всех автомобилях рассматриваемой серии ведущим является задний мост. В его составе немаловажную роль играет редуктор МАЗ 500. Редуктор - устройство, разделяющее крутящий момент, направленный к колесным передачам. Данная техника характеризуется наличием одноступенчатого редуктора, состоящего из различных по типу ведущих шестерней. Сам редуктор состоит из следующих запчастей: картера из ковкого чугуна, установочного штифта, фланца. Фланец служит скрепляющим элементом к картеру. На подшипники воздействуют радиальные и осевые нагрузки при передаче крутящего момента. Радиальные нагрузки воспринимаются цилиндрическим роликовым подшипником, также относящимся к редуктору.

Если подробнее рассмотреть задний мост МАЗ 500, то можно сделать выводы о важности его функционального предназначения. Этот рабочий орган отвечает за передачу крутящего момента, который проходит свой путь в определенной последовательности. Сначала крутящий момент следует от коленвала, проходит коробку передач с карданным валом и затем поступает к ведущим колесам грузовика. Под воздействием дифференциала создается возможность для ведущих колес вращаться с разной угловой скоростью. Благодаря кинематической и конструктивной схеме передачи, крутящий момент разделяется в центральном редукторе и направляется к колесным передачам.


Достаточно сложным рабочим узлом является сцепление МАЗ 500. Его передний диск расположен между средним ведущим диском и маховиком. Второй ведомый диск, входящий в состав сцепления, находится между нажимным и средним ведущим диском. Ступицы ведущих дисков сделаны из стали с примесью хрома. К дискам с помощью приклепочного соединения прилажены фрикционные накладки. Крутильные колебания устройства гасятся с помощью демпфера, приклепанного к фланцу ступицы, относящейся к ведомому диску. В роли упругой муфты гасителя колебаний выступают шесть пружин, расположившихся в форме окружности по специальным отверстиям.

У грузового автомобиля МАЗ 500 двигатель четырехтактный V-образный производства Ярославского моторного завода. Все приборы и агрегаты двигателя расположены таким образом, чтобы обеспечивать удобный доступ к их обслуживанию. Передняя часть мотора состоит из компрессора, генератора и фильтров. Здесь находятся три фильтра: для тонкой очистки горючего, для грубого очищения масла и центробежный, отвечающий за очистку того же масла. Впереди, на торце мотора, находится вентилятор, внизу расположен насос охладительной системы с насосом гидроусилителя, относящегося к рулевому управлению. Также именно здесь разработчиками двигателя предусмотрена установка предпускового подогревателя. Насос высокого давления расположился в развале рядов цилиндров, рядом находится топливоподкачивающий насос.

Модификации грузовика МАЗ 500

МАЗ 500 автокран - достаточно сложная, но одновременно простая техническая конструкция, сложенная из шасси производства Минского автомобильного завода с присоединенным автокраном. всегда, даже во время кризиса, пользовалось большим спросом у различных строительных и ремонтных компаний. Ведь такая машина легко справляется с бездорожьем или другими изъянами дорожного покрытия. Как правило, эту модель используют там, где самые сложные условия работы. Грузоподъемность данного транспортного средства достигает отметки в двадцать пять тонн, а вылет стрелы современных приспособлений от четырнадцати до двадцати семи метров. Дополнительным фактором востребованности данной техники служит ее невысокая стоимость при достаточно хорошем качестве.

Многие владельцы данного транспортного средства соглашаются, что ремонт МАЗ 500 - дело достаточно редкое при соблюдении регулярности техосмотров и своевременной замене вышедших из строя деталей. Чтобы избежать вероятности внепланового ремонта автомобиля, следует всегда вовремя проводить техническое обслуживание машины. Также важно соблюдать правила эксплуатации транспортного средства. Приобретая данную марку техники, каждому водителю рекомендуется ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками, характерными именно этой модели грузовика. Но изучить самые распространенные поломки - еще не все, следует знать, как их устранять и уметь это делать.

Кран МАЗ 500 - широко востребованный грузовой автомобиль, получивший наибольшее распространение в сфере строительства и ремонта. Такую машину и раньше, и сейчас предпочитает видеть в собственном автопарке преимущественное количество организаций, занимающихся народным или коммунальным хозяйством. Отличные характеристики, в частности, показатели грузоподъемности, расхода топлива и габаритов самого автомобиля, предоставляют возможность его рационального использования на любом строительном объекте. Данная техника может похвастаться превосходной производительностью и экономичностью применения при том, что весьма неприхотлива в обслуживании.


Грузовики МАЗ 500 имеют множество особенностей конструкции, одна из них, пожалуй, самая яркая - возможность функционирования, несмотря на неисправность электрооборудования или даже полное его отсутствие. То есть, автомобиль можно достаточно просто завести «с толкача». Весь секрет в том, что конструкция автомобиля составлена с гидравлическим усилителем руля, а в самом моторе нет необходимых для начала работы электрокомпонентов.

МАЗ 500 топливозаправщик разработан как автомобиль, чье предназначение - механическая заправка различного типа транспорта. Заправка производится одним из двух способов: открытым или же закрытым. Температура при осуществлении подобных операций практически не играет роли, так как действия можно производить в температурном диапазоне от минус сорока до плюс пятидесяти градусов Цельсия. На шасси этой модели устанавливается специальная цистерна с эллиптическим типом сечения. Цистерна сварена из стали толщиной не менее трех миллиметров.