Отказали тормоза, причины и что делать. Что делать, если отказали тормоза в автомобиле

Бывают на дороге ситуации, которые выходят из-под вашего контроля. Например, знаете ли вы, что делать, если отказали тормоза? Мало кто из водителей может справиться с этой проблемой. Всё заканчивается аварией - ведь это очень серьёзная неприятность.

Основные требования

Не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что на сегодняшний день уже придумали способ избежать столкновения. В первую очередь ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Нужно собрать свою волю в кулак и собраться с мыслями. Следует понимать, что всегда есть альтернативный метод торможения. Автомобили бывают разные, поэтому тот способ, который подойдёт одному, для другого окажется смертельным. Но мы рассмотрим абсолютно все варианты экстренного торможения.

В том случае, если вы являетесь счастливым обладателем современной модели, вы должны знать, что тормозная система в таких авто двухконтурная. Поэтому если педаль тормоза до упора упёрлась в стенку, а реакции никакой не происходит, не расстраивайтесь! Возможно, не сработала одна сторона, а вторая ещё не подключилась. Нужно немного подождать, не отпуская педали. Если через несколько минут автомобиль так и не остановился, попробуйте резким движением отпустить и также нажать. Проделайте так несколько раз. Должно сработать. Здесь происходит то же самое, что при накачивании колеса: сначала эффект нулевой, но по мере качания воздух поступает в шину с большим напором. Так и в вашем случае - необходимо в гидроприводной системе тормоза просто восстановить давление. Достаточно будет шесть - семь качков.

Но , если отказали тормоза полностью? И тут есть выход: вам поможет и способ торможения двигателем. При этом учтите, что при скорости свыше пятидесяти километров тормозить ручником категорически запрещается, иначе вашу машину может сильно занести. В принципе, вы можете попробовать этот метод, но тогда при нажиме на ручник применяйте и кнопку «трещотки». Только обязательно выведите транспорт на ровную дорогу.


Двигателем вы затормозите машину путём последовательного переключения на более низкие передачи. Для того чтобы сократить время нерабочего состояния, нужно быстро отпустить педаль сцепления. В тот момент, когда обороты двигателя начнут снижаться, переключите передачу снова вниз. Обороты будут снижаться наряду со скоростью, полную остановку производите ручником.

Опасно-безопасный способ

Если у вас ничего не получается с техническими средствами, то что делать, если отказали тормоза в полной мере? Многие считают, что экстренное торможение при помощи удара сзади о другую машину - самое эффективное решение. Причём машина должна быть только грузовая.

Некоторые советуют осмотреть состояние обочины и, если есть возможность, лучше съехать на нейтральную территорию, где нет и другого автотранспорта. Конечно, если есть пустующая поляна. В зимнее время оптимальный вариант, без риска для жизни, въехать в сугроб.

В том случае, когда ситуация из ряда вон выходящая, дабы не было лобового столкновения, намного предпочтительнее врезаться в дерево или даже перевернуть свою машину. Этим вы обезопасите жизни других людей. При подобной возникшей ситуации следует в первую очередь задуматься о здоровье и жизни, нежели о машине.

Кстати, существует уникальнейший способ притормозить машину аэродинамическим методом, то есть вы открываете все двери (естественно, если позволяет ситуация) и, таким образом, создаётся сильное сопротивление воздуху.

Ещё один довольно-таки неплохой метод: вы можете тормозить путём трения. Это могут быть стоящие у обочины автомобили или бордюр, здания и так далее. Помните, что машина - это всего лишь груда металлолома по сравнению с жизнью. Но это всё неоправданный риск.


В такой непредвиденной ситуации существуют ещё варианты, как тормозить, если отказали тормоза. Можно воспользоваться советами бывалых и попробовать затормозить при помощи газа. Для этого вам необходимо нажать на газ и включить заднюю передачу. Так как в ведущих колёсах пойдёт обратное вращение, автотранспорт должен немедленно остановиться и даже может . Этот метод тормоза является действенным только в том случае, если у вас достаточно мощный двигатель.

Если движок слабоват для тормоза, испробуйте последовательное переключение передач. Для начала нажмите на сцепление, переключите коробку передач на более низкую, затем сразу жмите на газ. За счёт увеличения частоты вращения переключиться вы сможете без рывка, который представляет опасность на скорости. В следующем действии просто отпустите сцепление. Так повторите раза три.

Если ваша машина имеет ручную коробку, тогда полностью выключите зажигание, а сцепление не выжимайте. Конечно, торможение будет резким и в дальнейшем это скажется на двигателе, но зато эффективным.

При нужно выключить двигатель таким образом, чтобы зажигание не дошло до упора, иначе у вас произойдёт автоматическое отключение рулевой системы. Если вы не пожалеете свою коробку передач, просто переведите её в режим паркинга. Бывают «автоматы», переходящие на ручное переключение. Если у вас присутствует эта функция, воспользуйтесь ею и тормозите двигателем.

Основные причины неисправности тормозов

Для того чтобы не возникали вопросы: что делать, если отказали тормоза - нужно своевременно обращать внимание на первые признаки неисправности:

  • включается сигнал торможения;
  • включается контрольная лампа тормоза;
  • замедленное торможение;
  • заедает тормоз;
  • педаль даёт большой ход;
  • передние колёса тормозят неодновременно;
  • при этом в них появляется шум;
  • задние колёса останавливаются очень слабо и неравномерно;
  • после отпуска педали тормоз прихватывается;
  • стояночный тормоз ослаблен.

Если все эти признаки присутствуют, лучше сразу обратитесь в сервис, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Вообще, тормозная система является сложнейшим устройством, в котором сочетается множество узлов, поэтому просто необходимо со всей ответственностью подходить к этому вопросу.

Причины поломки тормоза могут быть самыми разнообразными. Если вытекла жидкость из цилиндров, тогда замените неисправные детали, а и колодки хорошенько помойте и высушите. Также нужно проверить конструкцию гидропривода. Неисправность тормоза может быть из-за того, что в основном цилиндре могут повредиться уплотнители, в гидроприводе - шланги или просто попал в систему воздух. Это относится к тем случаям, когда у вас происходит неэффективная остановка.

Если ваш двигатель включён, а машина тормозит самостоятельно, вам необходимо проверить подсос воздуха. Из-за этого может перекоситься уплотнитель, а следовательно, нужной фиксации уже не будет и смазочного масла тоже. Вполне может быть, что включатель стоп-сигнала всего лишь выключен или регулировочный болт находится в нарушенном состоянии.

У вашего автомобиля может заедать корпус вакуумного клапана или засориться цилиндр. Также причина неисправности может заключаться в набухании, заедании, отсутствии зазоров, замасливании и поломке разных деталей. На самом деле, причина может быть любая.

Основные положения

Если вы движетесь по или горной, то торможение при помощи двигателя будет самым выгодным. При чередовании , а также с поворотами очень важно гасить скорость и переключаться на низкие передачи. Таким образом, тормоз не перегреется и останется в нормальном рабочем состоянии.

Чтобы исключить столкновение с другим транспортом, в обязательном порядке включите аварийную сигнализацию, нажмите клаксон и всё время мигайте . Это необходимо для того, чтобы окружающие вас заметили. Естественно, они поймут, что у вас что-то случилось и будут вести себя крайне осторожно. Что касается пассажиров, находящихся в салоне, то они должны быть пристёгнуты.

Выше упоминалось о самостоятельном торможении посредством трения, поэтому следует добавить, что наилучший способ торможения заключается в тесном соприкосновении с бордюром. Конечно, пострадают шины, но вы останетесь живы.

Некоторые водители в сложных ситуациях измеряют расстояние в метрах, но если исходить из опыта, то это неправильно. В кризисные моменты необходимо измерять его в секундах. И помните, чтобы не было неприятностей на дороге, своевременно проводите осмотр собственного автомобиля.

Новостные сайты и программы передач о чрезвычайных происшествиях обилуют информацией об авариях.

Одной из распространенных причин таких инцидентов является отказ тормоза автомобиля.


Естественно, что мало кто понимает заранее, что нужно делать в этом случае. Школы вождения в классическом виде также не утруждают себя подробному обучению будущих водителей, как действовать при отказе тормозов. Причиной всему этому и является большой процент аварий, которые могли бы закончится менее печально для владельцев машин. Попробуйте после ознакомления с советами сайт самостоятельно выполнить аварийные варианты остановки. Такая практика окупится сторицей, если вдруг Вы окажитесь в подобной ситуации. Главное правило – не проверять экстренные варианты торможения самому – ведь они могут привести к потере работоспособности автотранспорта.

Давайте рассматривать, что может и чего не может сделать водитель, если отказали тормоза. Перед рассмотрением возможных способов взаимодействия с машиной нужно сразу же запомнить – не впадать в панику и не хвататься за ручной тормоз. Статистика в данном случае не зря утверждает – скорей всего машину занесет и даже скорей всего перевернет после таких действий.
Теперь о полезных действиях.


Для начала, если позволяет время, надавите несколько раз на педаль ножного тормоза.

Для многих авто это даст шанс набрать дополнительную тормозную жидкость, ведь причиной отказа тормоза может быть так называемое «завоздушивание». Также быстро посмотрите на педаль, не попало ли что-нибудь под нее, не позволяя до упора нажать ногой на тормоз.

Плюс запомните – не глушите двигатель, только в самом крайнем случае это можно сделать. Ведь любой гидравлический усилитель руля может работать только при включенном моторе. Перед тем, как перейти к более распространенным решениям проблемы торможения, еще раз повторим. Не паникуйте! Не хватайтесь сразу за ручник, нажмите несколько раз на педаль тормоза до упора, проверьте, что педаль не заблокирована посторонними предметами. А также не нужно выключать мотор, особенно, при наличии гидроусилителя руля.
Следующее важное правило – только постепенное снижение скорости, иначе не избежать заноса и опрокидывания машины.

Единственный вариант, когда оправдан резкий сброс скорости, например, с помощью ручника или лобового столкновения с преградой – если перед автомобилем находятся люди, либо цистерна с горючей смесью. Чтобы избежать катастрофических последствий, приходится идти на значительный риск для собственной жизни.

Торможение авто с помощью низких передач

Попытку затормозить лучше всего начинать с торможения двигателем на низких передачах. Это самый оптимальный вариант. Ведь он несет минимальный риск опрокидывания авто, в любых дорожных условиях. Достаточно соблюдать правила такого торможения:
1. Если включить пониженную передачу без промежуточных передач, но возможна пробуксовка ходовой части машины. А это грозит заносом.
2. Если текущая скорость машины будет слишком отличаться от скорости, которую передаст коробка передач, то результатом будет жесткий рывок.

Как тормозить на авто с «механикой»

Главное правило с МКПП – не торопиться, и переключать по одной передаче вниз. Не пропускать передачи. Если сейчас включена пятая передача, но первое действие – включить четвертую, сбросить скорость, отпустить газ. Лишь когда автомобиль начнет двигаться рывками, только тогда уже переключаться на третью. Так нужно дойти до первой передачи, отпустить газ, и выключить двигатель.

Торможение для владельцев «автомата» — АКПП


Советы для владельцев машины с коробкой автомат отличаются по наличию ручного режима.

Если у Вас есть такой режим, нужно его включить и выполнить вышеописанный совет. Если нет такого режима, то нужно попытаться переключиться из положения «D» в положение 2, затем 1. Это уменьшит скорость, пусть и не намного. На крайний случай можно включить положение «Р». Это вариант для экстренных случаев, когда есть риск для жизни других людей. В результате АКПП заблокируется, а весь автомобиль может опрокинуться. Потеря работоспособности коробки передач практически 100%, но возможны варианты на дороге, когда и такое может быть оправдано.

Торможение с помощью задней передачи

Рассмотрим такой вариант решения проблемы отказа тормоза, как торможение задней передачей. Сразу предупредим, на многих современных иномарках есть специальный модуль, который не позволит это сделать. Для остальных инструкция: двигаясь вперед, включаем заднюю передачу, бросаем сцепление, жмем педаль газа. Результат сложно предсказать, все индивидуально. Но Вы точно затормозите, точно мотор и коробка станут неисправными. Возможные варианты – в какую сторону будет занос, возможна авария с участием других авто. Особенно, если занос будет в сторону встречной полосы.

Аварийное торможение двигателем

Не забывайте, что возможна ситуация на дороге, когда нет времени на раздумья. Тогда можно просто повернуть ключ зажигания, выключить двигатель. Не важно, какая при этом была передача, и какая КПП у Вас установлена. В результате будет полностью неуправляемый занос, на который невозможно повлиять. Если же время все-таки есть, лучше сначала понизить передачу, а потому уже выключать стартер. Так последствия будет менее плачевны.

Аварийное торможение с помощью ручника


Торможение с помощью ручника – стояночного тормоза, самый простой и часто используемый аварийный способ.

При рабочем стояночном тормозе желательно останавливаться только в комбинации с другими способами. Например, с помощью торможения двигателем. Тогда будет меньше шансов на неконтролируемый занос. Первым этапом гасим скорость авто при помощи торможения коробкой передач, потом уже натягиваем ручной тормоз. Но кнопку фиксатора не нужно отпускать. Тогда при блокировке колес машины, можно будет слегка отпустить ручной тормоз, и уменьшить начинающийся занос.

Аварийное торможение с помощью препятствия

Торможение о препятствие – это способ не для слабонервных.
В этом случае первым делом проверьте ремни безопасности у водителя и пассажиров, затем ищите мягкую поверхность.
Специалисты для данного способа настоятельно советуют не лицевой, фронтальный удар о препятствие, а более слабый, по касательной. Остановка будет не такой резкой, но шансы на серьезный ущерб здоровью уменьшаются. А возможно, что и ремонт авто будет не таким капитальным. Ищите на обочине кусты, заборчики, нежилые постройки. В городе средством бокового торможения может послужить высокий бордюр. Главное – следуйте выбранному плану и крепко держите руль в руках.

Будьте внимательны – если есть риск, что на пути торможения могут быть люди, тогда поищите другое препятствие. При столкновении с другим авто лучше выбирать удар передним бампером своей машины в задний бампер чужой. Это будет менее травматичный выбор как для людей в обоих автомобилях, так и в плане последующего ремонта.

Как оповестить других водителей об отказе тормозов.

При любом выборе способа торможения нужно сообщить о факте наличия проблемы у авто.


Сразу включите аварийную сигнализацию, и перестраивайтесь в самый крайний правый ряд.

Начиная тормозить, постоянно следите за задним зеркалом, ведь скорость других участников движения будет гораздо выше вашей. Не нужно стесняться использовать гудок автомобиля.

После того как вам удалось остановиться не нужно продолжать движение. Даже если ваше авто удачно без препятствий замедлилось. Лучше всего либо починить тормозную систему на месте, либо вызвать техпомощь и эвакуировать автомобиль до ближайшей станции техобслуживания.

После остановки – вызывайте специалиста, в некоторым случаях с , ведь, даже оставшись на ходу, Ваша машина могла в процессе маневрирования и торможения получить новые поломки.

Подводя итоги:

Следите за машиной, особенно за деталями, которые входят в систему торможения. Не превышайте скорость, в городе и за его пределами. Не тормозите в самый последний момент, и шанс, что Вам придется использовать перечисленные способы торможения – будет минимален.

По статистике Американского института безопасности дорожного движения, в среднем водитель нажимает на педаль тормоза 75000 раз в год. В условиях города этот показатель растёт в разы, а у водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения, ещё больше. Подвергаясь большой нагрузке, тормозная система или один из её элементов становятся уязвимы и могут неожиданно выйти из строя. И если это происходит на ходу, то доставляет массу неприятных ощущений водителю и создаёт угрозу как для него и его пассажиров, так и для других участников движения.

Самыми распространёнными причинами отказа тормозов являются потеря тормозной жидкости из-за негерметичности системы. Но вне зависимости от причин, следствие одно - автомобиль невозможно остановить обычным способом. Поэтому нужно использовать один из следующих вариантов.

«Продавить» систему

Именно потому, что тормоза — самая важная система безопасности, она разбита на два контура. Если есть проблемы в одном контуре, то может сработать второй. Поэтому нужно некоторое время продолжать интенсивно давить на педаль (и в случае когда она провалена, и в случае её ступора), но не постоянно, а поступательными движениями, создавая давление в системе.

На автомобиле с «механикой»

Нужно применить торможение двигателем, то есть постепенно понижать передачи одну за другой. При этом педаль сцепления должна быть выжата минимальное время, чтобы не терялась связь двигателя с коробкой. При переходе на пониженную передачу стрелка тахометра не должна заходить в красную зону. Резкое переключение на 2-ю или 1-передачи может привести к заносам или повредит коробку.

Фото: flickr.com / Latemodel Restoration

На автомобиле с «автоматом»

Перейдите в ручной режим и так же постепенно снижайте скорость, как при механической коробке. Если такой возможности нет, можно перевести рычаг коробки из положения «D» в положение «1» (ограничение диапазона) или на первую передачу, когда механизм сам совершит понижение.

Стояночный тормоз

Для более эффективного торможения можно применить стояночный тормоз. Это может быть «ручник» между креслами или отдельная педаль. Включать его нужно плавно и быть готовым отпустить при блокировке колёс.

Включение первой передачи или «паркинга»

Если другого выхода нет, то можно замедлить машину, перейдя на первую передачу и заглушив двигатель. Ключ не должен быть повёрнут до конца, чтобы не заблокировался руль. Включение заднего хода может быть эффективнее, но сделать это будет крайне затруднительно. Многие современные коробки защищены от включения задней передачи на ходу, и тогда на них нужно включать режим «паркинга». Все эти три способа с большой долей вероятности повредят коробку передач, поэтому может быть дешевле повредить деталь кузова, а не дорогостоящий агрегат.

Контактное торможение

Остановка с помощью препятствий бывает двух видов. Первый, когда нет угрозы жизни, и есть возможность замедлить движение. Это можно сделать, выехав на обочину или притираясь к бордюру. Такой манёвр нужно совершать очень аккуратно, поскольку изменение сцепных свойств может вызвать резкую смену траектории движения.

Вторая — самая критическая ситуация, когда продолжение движения может вызвать необратимые последствия. Нужно тормозить в препятствие. Оптимально для этого подойдут кусты или сугробы, хуже — заборы и отбойники, и самое последнее — другие автомобили, фонарные столбы, остановки и пр. Но прежде, чем направить автомобиль в препятствие, убедитесь, что рядом нет людей. И лучше снести бока нескольким машинам, чем вылететь на оживлённый перекрёсток или полосу встречного движения.


Фото: flickr.com / Jack Lyons

Застрявший под педалью предмет

Если во время поездки бутылка, банка, детская игрушка или ещё какой-либо твёрдый предмет закатился под педаль тормоза, то это не менее опасно, чем отказ тормозов по причине их поломки. По возможности попытайтесь остановить автомобиль с помощью двигателя. Если в салоне есть кто-то ещё, попросите пассажира убрать предмет из-под педали. Не отводите надолго взгляда от дороги, поскольку в обратном случае не сможете среагировать на изменение обстановки. Но чтобы такая ситуация не возникала, следите за предметами в салоне. Держите бутылки и банки в подстаканниках или карманах дверей. Пакеты с покупками завязывайте или убирайте в багажник, поскольку выскользнувший предмет может перекатываться по полу и в конце концов оказаться под педалью. Если вероятность такой ситуации велика (например, ребёнок уронил игрушку), лучше остановиться и убрать опасный предмет.

При невозможности затормозить обычным способом, важно не впадать в панику и не делать очень резких манёвров. Резкое изменение любого вектора может привести к заносу, и тогда автомобиль перестанет быть управляемым вообще.

При попытке остановить машину без тормозов, нужно помнить о рулевом управлении и быть в постоянной готовности к корректировке движения. Машина может уйти в занос из-за блокировки одного или нескольких колёс.

При отсутствии тормозов старайтесь не глушите двигатель. Многие элементы автомобиля (электроусилитель руля, освещение, стеклоочистители и пр.) не смогут работать без его участия, чем осложнят и без того непростую ситуацию.

Замедлить движение могут открытые двери и люк, создавая дополнительное аэродинамическое сопротивление (на автомобилях, ставящих рекорды скорости, даже выбрасываются парашюты).

Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.

Предупредите пассажиров о проблеме. Они должны быть пристёгнуты и готовы к нестандартным ситуациям.

При возникновении аварийной ситуации постарайтесь сообщить об этом другим участникам движения звуковыми сигналами и дальним светом.


Фото: www.russianlook.com

Профилактика

Вовремя походите ТО, во время которого проверяется в том числе и работа тормозной системы.

Обращайте внимание на «звоночки» - изменение длины хода педали, «пустота» при нажатии, которая потом пропадает, появление лужиц под машиной после остановки и т.п.

Перед началом активного движения проверяйте эффективность тормозов, останавливаясь при небольшом наборе скорости.

Плавное движение в спокойном режиме уменьшает износ и повреждение деталей автомобиля, а прогнозирование ситуации предоставляет больше возможностей для действий, если происходит какой-то сбой.

Периодически проверяйте отзывы на автомобиль вашей модели, даже если вы не обсуживаетесь у официального дилера. Среди компаний может быть и та, в которой устраняют неисправности — в том числе, и тормозной системы.

Педаль тормоза уходит вниз, а ваш автомобиль продолжает движение. Мгновенное, леденящее душу осознание случившегося. Это чувство с содроганием вспоминают многие автомобилисты старшего поколения. В этот момент главное - не потерять самообладание и сохранить способность анализировать и действовать.

Отказ тормозов при правильном уходе за автомобилем - явление крайне редкое. Но ведь никуда не делись те факторы, которые относятся к разряду не технических. Ямы и камни на дорогах способны повредить трубки гидропривода. А бракованные запчасти или же злоумышленники? Современный автолюбитель должен быть готов ко всему, в том числе и произвести автомобиля без тормозов.

Если педаль тормоза внезапно уперлась в коврик, а реакции никакой, совет первый - не прекращать давить на неё до полного упора. Тормозная система современных автомобилей - двухконтурная. Возможно, отказал только один из них, и торможение будет происходить в два раза хуже, а педаль всё же будет «брать», но у самого пола. При нулевом эффекте следует быстро отпустить педаль и нажать её снова, проделав это несколько раз, не дожидаясь результата. На пятом-шестом качке возможно восстановление давления в системе гидропривода и всё же удастся остановить автомобиль даже на высокой .

Таким же образом следует поступать и при потере тормозной жидкости, когда машина замедляет ход, а педаль тормоза медленно проваливается. Процедуру её нажатия следует повторять, пока автомобиль полностью не остановится. Тормозная жидкость хоть и вытекает, но рабочие цилиндры продолжают передачу усилий на .

В случае полного отказа рабочей тормозной системы, остаётся возможность прибегнуть к помощи стояночного тормоза и торможения двигателем. Если скорость превышает 40-50 км/час, то при использовании «ручника» возможен , вызванный блокировкой задних колёс. Поэтому для дозировки усилия следует одновременно с использованием ручника нажимать кнопку «трещотки». Из-за возможности заноса, нельзя останавливать машину стояночным тормозом на кривой. Нужно попытаться перевести её перед началом торможения на прямую траекторию.

Торможение двигателем производится последовательным переключением на низшие передачи, быстро отпуская педаль сцепления, сокращая при этом время его нерабочего состояния. На дороге под уклон используется общее правило торможения двигателем: передача на спуске такая же, как и при подъёме. Очередное включение передачи «вниз» производится при снижении оборотов двигателя на предыдущей передаче до 1000 - 2000 об./мин. (акселератор отпущен). Снижение скорости происходит синхронно с оборотами, а полная остановка производится «ручником».

В том случае, если тормоза отказали на крутом спуске, есть ещё один испытанный автогонщиками способ - торможение с помощью колёс или борта о расположенные вдоль дороги бордюры или иные сооружения. Главное - чтобы участок, к которому придётся притираться, по возможности, был гладким, и машина не развернулась или же не перевернулась, зацепившись за выступающие части. Угол сближения с поверхностью должен быть как можно меньше по этой же причине, иначе контроль над ситуацией теряется полностью.

Одним из вариантов относительно «безболезненной», как принято считать, остановки автомобиля с отказавшими тормозами может стать удар сзади о попутный грузовик. Пассажиры при этом должны максимально зафиксироваться ремнями безопасности и упереться в детали интерьера.

В поисках буфера для торможения, следует обратить внимание на состояние обочины. Если дорожная насыпь невысока и кювет достаточно узок, есть возможность просто съехать в поле, не сворачивая слишком резко или же под большим углом, чтобы автомобиль не перевернулся. Зимние сугробы - тоже выход из положения. Это всё же лучше, чем столб или встречный автомобиль.

Следует знать, что самым страшным исходом в ситуации с внезапным отказом тормозов может стать лобовое столкновение. Ведь скорости встречного транспорта суммируются. Если возможность выбора всё же остаётся, то наезд на препятствие или даже переворачивание машины предпочтительнее лобовому столкновению. Здесь уж не до сохранности автомобиля. Жизнь и здоровье людей - на первом плане.

Во всех ли случаях возникает необходимость экстренной остановки автомобиля при отказе рабочей системы тормозов? Это может показаться странным, но, оказывается, не во всех. В тех случаях, когда дорога свободна, а впереди просматривается ровный участок без попутных автомобилей или же подъём, то можно обойтись и без экстрима. Достаточно позволить автомобилю выкатиться по инерции на свободный участок дороги и, когда он полностью остановится, воспользоваться стояночным тормозом или же самой низкой передачей при выключенном зажигании.

При попытке остановить машину без тормозов, не следует забывать о руле. Нужно быть в постоянной готовности к корректировке движения. Ведь машина может пойти юзом из-за блокировки одного или нескольких колёс. Это вполне может случиться при повреждении тормозной системы.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, нужно всегда помнить о том, что ничто не случается внезапно, в том числе и отказ тормозной системы. Ведь машина заранее сигнализирует о назревающей проблеме. Это может выражаться в изменении ощущения педали: её мягкости или жёсткости, толчковой отдаче в ногу. Любые признаки изменения поведения тормозов вашего автомобиля не должны оставаться без внимания.

Не стоит забывать о работоспособности стояночного тормоза. Ведь не зря с такой настойчивостью им интересуется ГАИ. Отведённая ему вторая роль резервного тормоза - очевидна. А чтобы «ручник» не подвёл в экстренной ситуации, использовать его нужно постоянно. Только так можно держать его трос в рабочем состоянии. Не лишними будут и тренировки аварийного торможения с помощью стояночного тормоза, конечно же, в местах, свободных от транспорта.

В заключение хочется призвать всех автолюбителей - почаще проверять состояние тормозной системы своего автомобиля. Тогда вам никогда не придётся выполнять все вышеописанные действия.