Разрушитель легенд: опыт владения Mercedes-Benz G500.

Мерседесовская модель Джи-класса (на языке оригинала - Г-класс) известна во всех уголках мира, но, пожалуй, только в нашей стране этот автомобиль приобрел имидж поистине культового - непременного героя светской и криминальной хроник. Его покупали главным образом для того, чтобы обозначить свой социальный статус. Технические особенности машины мало интересовали первых владельцев - и так знали, что аппарат сделан на века. Даже изрядно «бывший», он все равно стоит больших денег. А потому подходить к покупке подержанного автомобиля следует весьма осмотрительно.

По мнению некоторых сервисменов, надо искать автомобиль-десятилетку. У более древних уже подорванное техническое здоровье, так что на вашу долю выпадет дорогостоящее лечение машины с перерывами на недолгие поездки. В десятилетнем же возрасте аппарат еще не потерял способности без особого надрыва преодолевать пространство, рассекая воздух своими рублеными формами.

Передо мною знаменитый «гелик» («гелендюк», «геля», «кубик», «холодильник», «будка») 1999 года выпуска с трехлитровым турбодизельным мотором, автоматической коробкой, кожаным салоном, предпусковым подогревателем «Вебасто», огромным хромированным «кенгурином», заявленным пробегом 164 тысячи километров и ценой... миллион рублей c небольшим торгом.

Окажетесь в такой же ситуации, как я, - не спешите за руль. Начните с проверки документов - престижный автомобиль всегда притягивал к себе джентльменов удачи. Лучше всего выбирать такой вседорожник в крупных автосалонах, которые могут гарантировать, что машина не числится в угоне и не проходит по другим сомнительным делам. Не расстраивайтесь, если предыдущих владельцев окажется, как в моем случае, несколько - это плата за имидж марки. Первые хозяева, конкретные парни, выкладывали за машину астрономические суммы исходя из соображений престижа, вы же покупаете его как достойный, породистый вседорожник. Вот и выходит, что до своей целевой аудитории «гелик» доезжает с третьей-четвертой попытки.

От документов - к машине. Осмотр начинаем с кузова. Он отлично сопротивляется коррозии, даже не будучи оцинкованным. Номер на раме читается без труда - одной головной болью меньше. Самые очевидные кузовные дефекты для этой модели - коррозия рамки ветрового стекла. Есть таковая на этой машине или нет, не проверишь: джип полностью обтянут черной матовой пленкой в угоду нынешней моде. Кстати, предыдущий владелец изрядно потратился на такой тюнинг - отвалил, уверяет, 60 косарей. Смотрится, конечно, шикарно, однако в каком состоянии его панели под пленкой - загадка. На матовой поверхности остаются следы от пальцев, отчего двери вокруг ручек выглядят заляпанными. Обнаружил, что на заднем крыле отошел резиновый молдинг. Его можно приклеить двусторонним скотчем (новая резиночка стоит 2150 рэ).

Кожаный салон сохранился на удивление хорошо. С позиций сегодняшнего дня приборная панель родом из 1970-х выглядит забавным анахронизмом, ее лишь слегка оживляет рестайлинговый руль с кнопочками управления магнитолой. Из прошлого же века пиктограмма, требующая пристегнуть ремень безопасности, но такое ретро многим понравится.

Небольшие свесы, большой клиренс, зависимая подвеска - важные качества для оff-road. Если в ходовой найдете комья земли и пожухлую траву, значит, автомобиль знавал поля и перелески. Впрочем, этот, похоже, с асфальта не съезжал. А рулевые наконечники (4670 рублей за пару) прикончили скорее не дороги, а время. Замасленный поддон картера производит ужасное впечатление. Но пугаться не стоит - новая прокладка стоит всего 640 рублей.

В крестовинах смазка есть - ага, за машиной все-таки следили. Люфт в карданных валах небольшой - очень хорошо, ведь замена двух крестовин с последующей балансировкой потянет на 12 480 рублей. Раздатка и коробка без потеков. Возможно, в ближайшее время потребуют замены задние пружины; впрочем, это понятно - машина тяжелая. Что до задней части глушителя, то ее надо менять в самое ближайшее время (13 тысяч - и никаких проблем). Дизельный агрегат, по ощущениям, по-прежнему выдает на-гора свои 177 лошадиных сил, ну в крайнем случае 176. Если распылители форсунок и захандрят, их замена потребует всего 3636 рублей. Утверждают, что турбокомпрессор не живет больше 150 тысяч километров, но этот еще отзывается бодрым посвистом. Когда ему придет капут, придется выложить 43 тысячи. На фоне такой дороговизны стоимость ремня ГРМ (2 тысячи рублей) кажется подарком судьбы.

На сладкое - пробная поездка. Мир из окна «холодильника» и правда кажется несколько иным. Передо мной расступались абсолютно все - завидев в зеркалах черную «будку», даже посланцы бывших союзных республик на щедро тюнингованных «приорах» спешили освободить левую полосу. (Отчасти такую «повышенную проходимость» создает самопальный ксенон.) Услышали бы они, как неприятно дребезжат в полуопущенном положении боковые стекла - возраст! А вот коробке-автомату годы нипочем - переключает передачи практически без рывков.

Покатавшись, понял, что таким, как я, «гелик» не нужен: в городе неудобен, для проселков дороговат. Вдобавок за время короткого тест-драйва меня дважды остановили для проверки документов: машина-то легендарная во всех смыслах...

НАША СПРАВКА

Mercedes-Benz G-Klasse (G - Geländewagen, автомобиль повышенной проходимости) производится с 1979 года по настоящее время. В некоторых европейских странах известен под брендом Puch. Встречается также под маркой Peugeot P4 VLTT. Выпускаются 3- и 5-дверные универсалы и 3-дверные кабриолеты. Оснащается бензиновыми и дизельными моторами. Коробки - как механические, так и автоматы (последних больше). Один из немногих в мире автомобилей, который снабжен не только постоянным полным приводом и пониженной передачей, но и блокировками всех трех дифференциалов: межосевого, переднего и заднего. Существуют версии, у которых передний мост подключается только на бездорожье, но такие у нас редки. Самая мощная - G 66 AMG (444 л.с.). В 2009 году в честь 30-летия модели выпущена ограниченная юбилейная партия цвета «платиновый черный» со множеством опций. Машина поставляется в Россию официально, вместе с тем встречаются экземпляры, ввезенные из Европы и Америки.

Mercedes-Benz G-Class: Легендваген

Нет смысла описывать дизайн Гелендевагена. Кирпич – он и есть кирпич. Одни его за это любят, другие презирают. Когда-то я был в числе последних, но одного очного знакомства несколько лет назад хватило, чтобы навсегда проникнуться уважением к «немецкому уазику» . Казалось бы, популярность увешанного кенгурятниками черного тонированного куба должна была схлынуть вместе с отказом прогрессивной части мужского населения от гладко выбритых в угоду аэродинамике затылков. Но нет, живучий «Гелик» не сгинул под натиском Cayenne и X6, даже эксплуатирующий ту же дизайнерскую геометрическую простоту Range Rover ему не помеха. Военное прошлое не позволяет сдаться старому генералу.

Знающий человек отметит, что для шестилетнего авто этот G500 необычайно свежо выглядит. Что есть, то есть – на автомобиле недавно перекрашивали капот и рамку лобового стекла, меняли оптику и само лобовое. Никаких ДТП или рестайлинга, а лишь необходимая мера по поддержанию достойного внешнего вида. Распространённое мнение о том, что передок G-класса нещадно пескоструится, облезает и покрывается сколами, к сожалению, правда. Физику при таком дизайне не обманешь. И капот, и рамка быстро теряют товарный вид и подвержены коррозии.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Серебристый Мерседес – это классика, но не во вселенной G-класса. 60% представленных сейчас на вторичном рынке автомобилей черны как ночь. А если взять в расчет только версии, выпущенные после рестайлинга 2007 года, то доля альтернативных расцветок составит менее 30%. Одним словом, консервативному автомобилю – консервативная аудитория. Вот и получается, что наш серебристый G500 2009 года – все-таки эксклюзив. Только при перепродаже эта особенность выйдет владельцу боком.

Внутри

Передо мной классический салон G-класса, каким он был до кардинального обновления 2012 года. Отделанный по мерседесовской программе индивидуализации Designo интерьер чужд брутальности своих собратьев. Сиденья цвета красного сицилийского вина марсала и вставки из темного дерева – эта вам не банальный дуэт черной кожи и корня ореха.

Пластик в G-классе навевает ностальгию по старым Мерседесам. Его фактура в точности повторяет отделку и . Подгонка деталей тоже не дотягивает до уровня легковых современных собратьев. Но производитель этого не скрывает и всячески подчеркивает статус мелкосерийной модели ручной сборки. Родина Gelandewagen, фабрика в австрийском Граце, открыта для посещения – там можно лично полюбоваться рождением легендарного автомобиля. Людей с улицы туда, конечно, не пускают, но вот зарегистрированные клубы владельцев G-класс устраивают туда регулярные паломничества.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Стряхнув с себя давление геликовской харизмы, пытаюсь оценить салон с практической точки зрения. Считается, что G-класс очень тесный для такой большой машины. Места и вправду немного. Но весь прикол в том, что « Гелик» вообще-то не является большой машиной! Беспристрастный замер « от гривы до хвоста» врать не будет: длина G-класса (4,672 м) даже меньше «нормативной» длины автомобиля C-класса (4,686 м).

1 / 2

2 / 2

К повседневной городской эксплуатации старый вояка подготовлен плохо. Бардачок и дверные карманы имеют слишком маленький размер, а разнообразных ниш и полочек, доступных у конкурентов, « Гелик» лишен. Другим недостатком является неоптимальное расположение дисплея на центральной консоли. Управление старым поколением системы Comand навеяло приятные воспоминания о , но вот считывать с него показания навигации, находясь за рулем, неудобно. Рестайлинг решил эту проблему, но приклеенный к торпеде планшет при всем эргономическом удобстве еще долго будет мишенью для критики консервативных клиентов.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

В движении

Немало мифов касается особенностей езды на G-классе. Почему-то многие всерьез считают его аналогом « уазика» с кожаным салоном и мощным мотором. Я поездил на G500 по грунтовке, бездорожью и асфальту и готов прокомментировать наиболее частые заблуждения.

Миф № 1

« Гелик » очень жесткий и некомфортный

G500 достаточно мягкий для машины на мостах. При этом он не валкий, а имеет оптимальный баланс между жесткостью и мягкостью. У G500 оптимальные для езды по всем видам покрытия 18-дюймовые колеса.

Миф о жесткости « Гелика» родился исключительно из-за наличия AMG-моделей (G55 и G63). У тех – более жесткая подвеска, широкие колеса и 20-дюймовые диски (на G63). Конечно, все это лишает машину исходного комфорта.

Миф № 2

« Гелик » неустойчивый, его легко перевернуть

Так только кажется, благодаря высокому профилю кузова (как известно, одной из задач при проектировании военного G-класса была возможность посадить в салоне солдат, не снимая касок). Но у « Гелика» , на самом деле, очень тяжелая рама, поэтому центр тяжести находится даже ниже, чем у некоторых внедорожников.

Миф № 3

« Гелик » непрактичен и некомфортен на трассе: « козлит » , шумит, жрет топливо ведрами

Разумеется, глупо ожидать от такой машины, как G-класс, комфорта, сравнимого с передвижением в бизнес-седане. Однако слухи про « ужасы поведения на трассе» сильно преувеличены. « Гелик» ведет себя на трассе как любой другой внедорожник. Да, из-за неразрезных мостов и архаичного рулевого механизма с редуктором машина требует внимания к рулю. Однако длиннобазный G-класс нормально стоит на трассе, на нем довольно комфортно ехать 140–160 км/ч, в зависимости от качества асфальта (на скоростях выше управление уже превращается в пилотирование), а расход по трассе у G500 составляет 12–16 литров. Опять-таки нельзя не вспомнить о том, что этот миф во многом родился благодаря монстрам G55, G63 и G65.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Миф № 4

Современный G-класс « уже не тот » . Я читал на форумах/видел на youtube/сосед Вася рассказывал, как « Гелик » застрял там, где проехала « Нива »

Даже у самого « гламурного» « Гелика» на сегодняшний день, G65 AMG, есть ровно такая же рама, мосты, понижающая передача и жесткие блокировки всех дифференциалов. Внедорожная составляющая G-класса в кузове W463 не менялась на протяжении всей истории, хотя мы отлично понимаем, что на G65 AMG никто в здравом уме с асфальта съезжать не станет. Надо твердо понимать, что на бездорожье 80% успеха зависит от используемой резины. Разумеется, владельцы свежих Гелендевагенов, 99% времени эксплуатирующие их на асфальте, грязевую резину на свои машины не ставят. Отсюда и берутся такие истории – они вполне могут быть правдой. Поставьте G-класс на шоссейной резине в болото с глиной, включите блокировки и нажмите на газ – машина, конечно, будет полировать покрытие всеми четырьмя колесами, но при этом стоять на месте. Чудес не бывает. Однако с « правильной» резиной на бездорожье « Гелик» способен творить чудеса, причем в полном стоке.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Тем не менее в сторону G63/G65 AMG стоит сделать еще одну ремарку. У этих машин спереди расположены три массивных радиатора, прикрытых бампером. Этот бампер, во-первых, пластиковый, а во-вторых, просвет под ним – меньше на 5 см. Так что в изначальном постулате есть маленькая доля правды: AMG-модели последних лет уже нельзя назвать « честными и бескомпромиссными» внедорожниками. Однако даже к самому современному G500 это никоим образом не относится.

Миф № 5

« Гелик » очень неудобен для города

Не сравнивая внедорожник с представительским седаном, просто загибаем пальцы за то, что важно в городе: 1. Хорошая обзорность – есть. За счет большой площади остекления, высокой посадки и квадратных форм отлично видно габариты автомобиля и обстановку вокруг. 2. Мощный динамичный двигатель, чтобы перемещаться в потоке – есть. 3. Малые свесы и высокий клиренс, чтобы забираться на поребрики/бордюры – есть (сайт парковку на тротуаре не одобряет, но факт остается фактом – прим. ред.). 4. Внешние размеры, чтобы уместиться на парковке: как мы говорили, Гелендеваген уже и короче большинства других внедорожников. 5. Харизма, чтобы уважали в потоке и пропускали – есть. Идеальным автомобилем G-класс вряд ли назовешь. И если грубоватая харизма старого вояки не впечатляет, то он не для вас. Но шарм покорителя бездорожья, способного, выехав из канавы, совершить стремительный марш-бросок до ближайшего мишленовского ресторана и не показаться там чужаком, – это дорогого стоит.

История выбора и покупки

Первым автомобилем Антона был Ford Maverick 1996 года выпуска. Через пару лет владения, увлекшись офф-роудом, Антон понял, что для истинного бездорожья нужен другой автомобиль. В приоритете был Nissan Patrol в 60-м кузове. G-класс как вариант рассматривался только теоретически – Антон считал, что « Гелик» достаточно дорог, да и не причислял себя на тот момент к фанатам модели. Но увидев в продаже короткобазный трехдверный внедорожник 1993 года выпуска, не смог устоять. « Гелик» ответил Антону взаимностью, влюбив в себя после первой же поездки. К сожалению, со временем стало понятно, что для ежедневной городской эксплуатации трехдверка столь преклонных годов с механической коробкой подходит слабо. В итоге ветеран, оставленный чисто для офф-роудных покатушек, отправился на тотальную переделку в мастерскую к мастеру Алексею Куле (известному на форуме мерседесоводов как qwert).

Выбор кандидата в повседневные авто для Антона был, на зависть многим, прост и понятен. Либо новый Mercedes M-Class, либо подержанный четырех-пятилетний G-класс. Большинство, не задумываясь, выбрало бы более комфортный новый автомобиль, тем более что современный « Гелик» якобы « уже не тот» и ломается чаще старых модификаций. Это правда лишь отчасти. Действительно, начиная с нулевых возросшее количество бортовой электроники и вспомогательных систем пагубно сказалось на надежности G-класса. Сейчас мы на этих вопросах останавливаться не будем – интересующимся порекомендую прочитать подробнейшую нашего технического эксперта Бориса Игнашина. « Гелики» последнего десятилетия – быстрые, мощные машины с люксовым салоном – в нашей стране покупали люди определенного склада, отнюдь не фермеры и вовсе не для того, чтобы возить картошку с дачи. На этих машинах вваливали, эксплуатировали их очень жестко, при этом, как правило, никаких работ кроме замены масла в двигателе с ними не проводили (« это же танк, ему зачем» ).

G-класс – не танк, но терпения и запаса прочности у « Гелика» очень много, поэтому жесткая эксплуатация даже на протяжении многих лет сходит с рук. Но, разумеется, когда такой автомобиль попадает во вторые-третьи руки, многолетнее отсутствие внимания начинает проявляться. При этом новому горе-владельцу трудно пояснить, что « Гелик» – тоже машина, и за ней надо следить, начиная с первого года эксплуатации, а не с десятого. Прекрасно понимая все вышесказанное, Антон, недолго думая, решил снова связать свою судьбу с G-классом. Осенью 2014 года при помощи все того же Алексея Кули он приступил к поиску подходящего экземпляра. Нужен был длиннобазный G500 с семиступенчатой АКПП 2009–2012 годов выпуска и обязательно НЕ черного цвета. Первый же автомобиль, который довелось посмотреть вживую, оказался именно тем, что нужно. G500 2009 года выпуска с пробегом под 100 000 км был куплен за 2 700 000 рублей. Кстати, сейчас, спустя год, это минимальная цена за автомобиль такого года с аналогичным пробегом. Для сравнения, трехлетний рестайлинговый Range Rover с ягуаровским мотором стоит примерно на 30% дешевле. Такова плата за вечные ценности. В общем, миф о том, что G-класс быстро теряет в цене, тоже не соответствует действительности.

Рынок сбыта: Россия.

Гелендваген, или Mercedes-Benz G-Class, — легендарный внедорожник, выпускаемый на заводе Steyr-Puch (ныне Magna Steyr) в Австрии. Разрабатывался как военный автомобиль, а в 1979 году была предложена гражданская версия (W460), утилитарная и функциональная, но в то же время обладающая всеми необходимыми атрибутами комфорта. Со временем G-Class превратился в дорогой и статусный автомобиль, не лишенный элементов роскоши. Второе поколение G-Class (W463) вышло в 1989 году, представив существенно обновленную ходовую, систему ABS, систему постоянного полного привода. Интерьер был модернизирован в соответствии с современными требованиями, появились акценты из древесины и, в качестве опции, кожаная обивка. Характерные черты внедорожника сохранились на протяжении десятилетий: прямоугольные очертания кузова и его рамная конструкция. Модельный ряд включает разные типы кузова. Пятидверная версия G-Class Station Wagon — основной вариант модели с удлиненной колесной базой (2850 мм) и очень комфортным салоном, в топовом варианте предусматривающий самое роскошное исполнение G 55 AMG с 507-сильным мотором.


Второе поколение G-Class прошло несколько волн модернизаций, одна из которых, пятая по счету, пришлась на 2008-2009 годы. Очередной рестайлинг, как обычно, обновил внешность автомобиля (новые радиаторная решетка, дизайн колесных дисков), но главные изменения произошли внутри. Значительно улучшилось качество материалов в отделке салона, было добавлено новое оборудование. Например, в топовом исполнении это новая информационно-развлекательная система COMAND APS с навигацией, цветным 6.5" LCD дисплеем, DVD (с шестидисковым чейнджером) и системой громкой связи Bluetooth. Другие дополнительные опции включают систему объемного звучания Harman Kardon Logic7 с 12 динамиками общей мощностью 450 Вт, ТВ-тюнер и камеру заднего вида, многоконтурные вентилируемые сиденья для водителя и переднего пассажира, интерфейс iPod.

Предлагавшаяся для российского покупателя линейка G-Class Station Wagon 2008-2012 дает возможность выбора из нескольких силовых агрегатов. Так, версии на «тяжелом топливе» G 280 CDI и G 350 CDI оснащены 3,0-литровым мотором V6 turbo с непосредственным впрыском дизтоплива: в вариантах отдачи 183 л.с. (400 Нм) и 224 л.с. (540 Нм) соответственно. Более мощная из этих двух модификаций внедорожника способна разогнаться с места до 100 км/ч за 9,1 секунды, а менее мощная — за 12,3 сек. Бензиновыми моторами оснащены версии G 500 и G 55 AMG. Первая — атмосферным 5,5-литровым V8 с отдачей в 388 л.с. (530 Нм). Вторая — 5,4-литровым V8-Kompressor, мощность которого была увеличена с прежних 500 до 507 л.с. (700 Нм). Время разгона с места до 100 км/ч с у бензиновых версий — 6,1 и 5,5 сек. соответственно. Коробка передач — автоматическая, 5-ступенчатая (G 280 CDI и G 55 AMG) или 7-ступенчатая, с режимом ручного переключения.

Mercedes-Benz G-Class имеет обе зависимые подвески. Полный привод — 4x4 full-time с симметричным разделением крутящего момента 50/50. Главная особенность Гелендваген второго поколения (W463) — это то, что он является одной из немногих моделей, которые оборудуются принудительными блокировками трех дифференциалов: межосевого, переднего и заднего межколесных. Автомобиль стандартно комплектуется колесами с дисками размером 16 дюймов (шины 225/75 R16 или 265/70 R16), а для G 500 и G 55 AMG предлагаются 18-дюймовые (шины 265/60 R18). Габаритные размеры пятидверного G-Class Station Wagon: длина — 4714 мм, ширина — 1864 мм, высота — 1931 мм, колесная база — 2850 мм. Дорожный просвет — 200 мм. Минимальный радиус разворота — 6,7 м. Объем багажного отделения — 480 литров в снаряженном состоянии и 2250 литров при убранных задних сиденьях. Длина багажника — 950-1740 мм, погрузочная высота — 720 мм.

Безопасности Mercedes-Benz G-Class уделено столь же большое внимание, как и технической части. В серийное оборудование входят передние и задние дисковые тормоза (передние — вентилируемые), передние подушки безопасности водителя и пассажира, а за доплату (или стандартно в более дорогих версиях) устанавливались боковые подушки и шторки безопасности. В число штатных систем также входят круиз-контроль, система динамического управления, которая включает в себя систему электронной стабилизации (ESP), тормоза с Brake Assist и четырехколесную систему электронного регулирования тяги (4 ETS). В опциях — система контроля давления в шинах, датчики парковки спереди и сзади и другое оборудование.

Несмотря на то, что в 2006 году была запущена модель GL-Class, которая, как планировалось, должна была заменить G-Class, последний до сих пор не снят с производства и остается самой «долгоиграющей» моделью в истории Mercedes-Benz. На вторичном рынке считается одним из эталонов надежности. Как отмечают эксперты «Дром», двигатели, «автоматы», «железо» раздаточной коробки и мостов сделаны с запасом на долгую эксплуатацию и в составе прочной рамной конструкции. Однако именно повышенная надежность этого внедорожника часто становится причиной запаздывания со своевременным обслуживанием, поэтому для подержанных машин необходима основательная проверка узлов и агрегатов.

Читать полностью