Прогулочное багги. Заднеприводная багги на пневматиках

Под словом багги скрывается большое разнообразие моделей автомобилей, которые очень отличаются между собой. При конструировании важно придерживаться определённых пропорций, чтобы детали соответствовали друг другу: по весу, размеру, максимально выдерживаемой нагрузке и т. д. Рассмотрим разные конструкции по мере увеличения мощности.

Как сделать багги своими руками:

  • Из мотоцикла
  • Из ОКИ
  • Из запорожца

Из мотоцикла

Лёгкий маленький багги можно собрать на основе двигателя мотоцикла ИЖ, или Урал. Весить он будет килограмм 300, развивать скорость до 80 км/ч. В такой конструкции максимально используются мотоциклетные детали и от малолитражек.

Из ОКИ

Отличный бюджетный донор для багги - это ОКА. Ступицы имеют небольшой вес. Двигатель жидкостного охлаждения защищён от перегрева и не такой шумный, как мотоциклетный. Рулевая рейка имеет достаточный для своего класса запас прочности. Багги на основе ОКИ обладает большей проходимостью, чем серийный автомобиль.

Из запорожца

Запорожец, имея заднемоторную компоновку, по сути, уже готовый вариант багги. Создавая чертежи рамы, желательно предусмотреть крепление двигателя задом наперёд, для лучшего охлаждения и распределения веса по осям. В этом случае необходимо перевернуть главную пару (дифференциал), поменяв правую и левую стороны местами. И изготовить особый привод переключения передач, так как шток КПП разворачивается от водителя к заднему бамперу, а это усложняет систему кулис.

Видеоролик процесса постройки багги из запорожца

Амортизаторы, как и ступицы для багги можно оставить «родные». А вот рычаги подвески придётся изготовить самому, об этом ниже.

Для простоты лучше взять карбюраторную модель, чтобы не было лишних проблем с электроникой. Хотя это вопрос личного предпочтения, конструкция от этого не меняется. Двигатель, как правило, устанавливается за водителем. Для привода на задние колёса используются передние полуоси и ступицы ВАЗ 2108, 09 и т. п. Чтобы повысить жёсткость задней подвески, можно использовать передние стойки с пружинами от 41-го Москвича, ведь на машине каждая держит более 300 кг.

Для полноприводного варианта, все четыре ступицы - передние, от ВАЗ 2108. Полуоси соединяются с обрезанным мостом от «классики», например ВАЗ 2106. На заднем мосту цапфы фиксируют без возможности поворачивать. А передние, как на автомобиле. Дифференциал силового агрегата, для равномерной передачи крутящего момента на мосты, лучше заблокировать.

При такой компоновке стоит учесть, что максимальная скорость понизится на величину передаточного отношения используемых мостов, так как теперь полуоси двигателя передают вращение на колёса не напрямую, а ещё через один дифференциал. Это даёт возможность использовать колёса большого диаметра, не перегружая при этом мотор.

Самодельные машины подразумевают самодельную раму. Для несущей рамы багги, можно использовать обычные водопроводные трубы, но лучше, если они будут бесшовные, круглого или квадратного сечения 30 - 50 мм в поперечнике. Верхнюю часть каркаса сваривают из тонких труб. Важно учесть, что при опрокидывании рама должна выдержать вес автомобиля и силу удара. Это касается багги любого класса.

Для конструирования необходимо иметь:

  • Трубогиб
  • Болгарку
  • Сварочный аппарат
  • Дрель

Под рукой желательно держать обрезки досок и брусков, потому что всегда возникает необходимость приподнять какие-то элементы каркаса и зафиксировать в таком положении.

Начинают изготовление рамы на ровной площадке. Согнутые, согласно чертежам, трубы сначала прихватывают сваркой, проверяют, и только после этого проваривают окончательно. Важно быть внимательным, чтобы каркас не повело, так как при сварке возникает напряжение металла. По этой же причине желательно не стыковать, а использовать цельные трубы.

Передняя подвеска

Хорошо зарекомендовала себя подвеска на длинных поперечных рычагах в виде буквы А, она обеспечивает большой ход колеса. Ещё плюс в том, что она позволяет изменять угол наклона амортизатора с пружиной, тем самым регулируя жёсткость подвески.

Маятниковый рычаг при эксплуатации подвергается большим нагрузкам, поэтому важно уделить особое внимание материалам и качеству сварных швов при сборке этой детали.

Чтобы снизить износ сайлент-блоков и продлить срок их службы, рычаги нужно рассчитывать как можно шире. Т. е. основания буквы А, в которые запрессованы сайлент-блоки, должны быть, как можно дальше друг от друга, но чтобы ширина рычага не мешала повороту колеса.

Нюанс, который может впоследствии огорчить - это ограниченный ход пальца нижней шаровой опоры в своём гнезде. Иными словами, палец может ограничивать ход подвески вверх или вниз не в том месте, где ожидалось. Это нужно проверить на стадии проектирования.

Задняя подвеска

Если вы решили использовать мост, то задача в проектировании упрощается. Но для багги лучше независимая подвеска. Рычаги могут быть продольными и поперечными.

Поперечный рычаг

Можно взять за образец переднюю подвеску, которую используют на многих японских легковых автомобилях. Это треугольный рычаг, одна сторона которого располагается поперёк машины и крепится через один сайлент-блок, а второе плечо идёт вперёд к центру и служит укосиной, берущей на себя нагрузку при рывках автомобиля.

Продольный рычаг

Для успешного использования продольных рычагов подвески необходима поперечная реактивная тяга, иначе багги будет плохо держать дорогу. Сайлент-блоки продольных рычагов служат дольше, чем на поперечных тягах «классики».

Если вы решили сконструировать в домашних условиях багги, время не будет потрачено зря. Даже если ничего не выйдет - это прекрасная возможность познакомиться с работой основных узлов автомобиля. А если получится - у вас будет уникальный автомобиль.

  • Новости
  • Практикум

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Каждое четвертое ДТП в Москве происходит из-за плохих дорог

Об этом рассказал заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве, подполковник полиции Алексей Диокин, сообщает агентство «Москва». Также Диокин также добавил, что с начала 2016 года сотрудники ГИБДД выдали 6406 предписаний на устранение недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и нарушений требований нормативных документов. Кроме того, внесено 788 ...

Очередной погодный Армагеддон надвигается на Москву

По данным столичного управления МЧС, во вторник 23 августа до 22:00 столицу накроют мощные ливни, которые будут сопровождаться грозами и порывами ветра до 12-17 м/с. Ожидается, что непогода принесёт до 17 миллиметров осадков - это около 20% месячной нормы. Коммунальные службы города переведены на круглосуточный режим работы, сообщает официальный сайт...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Самая дешевая машина в мире – ТОП-52018-2019года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины - кому происхождение не позволяет ездить...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

В мире существует огромное количество автомобилей: красивых и не очень, дорогих и дешёвых, мощных и слабых, своих и чужих. Однако самая дорогая в мире машина одна – это Ferrari 250 GTO, именно 1963 года выпуска и только этот автомобиль считается...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. ...

Самые покупаемые машины в 2018-2019 году в России

Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне...

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

Спортивный, прогулочный или утилитарный. Спортивные машины предназначены для участия в соревнованиях. Как правило одноместные, двигатель обычно расположен сзади. Каркас должен быть легким,но прочным и жестким при экстремальных нагрузках. При разработке спортивной машины необходимо учесть требования гоночной серии, в которой предполагается участвовать. Прогулочный или пляжный багги как правило . Его назначение - отдых. Такая машинка предпочтительнее , т.к. при тех же параметрах геометрической проходимости и почти такой же массе пассивная безопасность гораздо выше. Водителя и пассажира защищает прочный трубчатый каркас безопасности, а четырехточечные ремни не дают вылететь из кресла. Утилитарные багги нашли достаточно широкое распространение в фермерских хозяйствах. Оборудованные платформой для они представляют дешевую альтернативу традиционным тракторам и внедорожниками.

Разберите донора. Для прогулочного багги возможно максимальное использование штатных узлов и деталей «запорожца ». Ослабте гайки крепления колесных дисков. Поднимите машину на подъемнике. Снимите колеса. Извлеките двигатель и трансмиссию. Разберите ходовую систему - она будет использована без изменений. Снимите тормозную систему и электрику. Если предполагается движение по дорогам общего пользования, потребуются бампера, светотехника и комбинация приборов. При разборке запоминайте расположение узлов и агрегатов. Не потеряйте крепежные элементы. Постарайтесь маркировать на бирке все снятые запчасти. По окончании разборки сдайте кузов в металлолом - он больше не понадобится.

Спроектируйте раму багги. Не пытайтесь сразу начинать творить в металле - придется переделывать. Снимите размеры с узлов и элементов подвески, трансмиссии, крепления двигателя, рулевого механизма. Основной задачей при проектировании рамы является обеспечение монтажных площадок для установки узлов и агрегатов. Внимательно отнеситесь к обеспечению механической прочности конструкции. Не забудьте предусмотреть дуги безопасности для защиты пассажиров при опрокидывании. Двигатель тоже должен быть защищен дугами сверху.

Закупите материалы для рамы и приступайте к сборке. Лучше всего сначала собрать все «на прихватках», не выполняя сплошных сварных швов. Затем установить основные узлы и элементы, и проверить как они стыкуются между собой. По мере необходимости провести корректировки конструкции. После контрольной сборки необходимо выполнить сварные швы. Затем можно наносить лакокрасочное покрытие. После сборки рамы самый сложный и ответственный процесс создания багги своими руками закончен.

Установите запчасти, снятые ранее «запорожца». При необходимости проведите разборку двигателя и трансмиссии, чтобы убедиться в том, что их ресурс достаточен. Покрышки лучше всего заменить на аналогичные, с грубым рисунком протектора, для облегчения движения по бездорожью. Не желательно ставить резину очень высоким ребристым протектором, т.к. при движении по асфальтированным дорогам он очень быстро стирается.

Представляем дизайн проект прогулочной багги спроектированной на базе Б2908.

В конструкции на мой взгляд есть ряд существенных недостатков, однако это хороший пример того что может сделать дизайнер.... а если с рядом будет сидеть грамотный инженер, тогда действительно может получиться классная вещь.

Проектирование велось в несколько этапов:

  • обзор типов багги;
  • подбор подходящего прототипа;
  • переработка эргономики, дизайна и компоновки прототипа;
  • моделирование и расчетконструкции;
  • визуализация.

Обзор типов багги

Спортивные. Для этих моделей самым важным являются ходовые характеристики.

Второй класс – это модели известных зарубежных производителей. Они, как правило, совмещают в себе и хорошие технические параметры, и привлекательный внешний вид. Однако обладают достаточно существенным недостатком - высокая цена.

И наконец - самодельные модели, которые всё больше распространяются в последнее время, что, кстати, говорит о возрастающем интересе к данной теме.

Прототипом при разработке общей компоновки, структуры силового каркаса и подвесок для новой модели багги была взята спортивная модель Б2908, хорошо зарекомендовавшая себя на соревнованиях.

ЭСКИЗЫ. КОНСТРУКЦИЯ. ЭРГОНОМИКА.

Хотелось бы обратить внимание, что разработка внешнего вида автомобиля неразрывно связана с эргономикой и конструкцией.

Так как наша модель предназначена для развлечений, а не для спорта, она должна обладать привлекательным дизайном. Очевидно, что дизайн кузова представленный в эскизах и то что разрабатываемая модель должна быть двух местной привело к необходимости значительной переработки прототипа.

Очевидно, что дизайн кузова представленный в эскизах и то что разрабатываемая модель должна быть двух местной привело к необходимости значительной переработки прототипа. Основным несущим элементом багги является сварная рама. На нее крепятся двигатель, подвески колес, кузов, лобовое стекло и все остальные детали.

Так как баггипредназначены в основном для езды по бездорожью, то их особенностью являются большой клиренс и большие хода подвесок колес.

Подвески, представляющие собой систему рычагов обеспечивают такие хода. Рама сварена из стальной трубы. Панели кузова клеятся из стеклоткани пропитанной полиэфирной смолой.

Проектируемый автомобиль компонуется на базе стандартных ВАЗовских агрегатов, в связи с этим существенно снижается его себестоимость.

3D МОДЕЛИРОВАНИЕ. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ.

3х мерная модель багги была разработана в программе 3ds Max.


Моделирование кузова производилось с учетом конструкции шасси предварительно смоделированного в Solid Works.

Интерьер салона также был проработан в соответствии с общей концепцией и эргономическими требованиями. В дизайне кузова мне хотелось создать впечатление цельной защитной оболочки подобно тем, что встречаются в природе, который должен наиболее органично сочетаться с той средой, где будет эксплуатироваться багги.

Для визуализации данного проекта использовался Vray. Чтобы показать его в реальной среде, таким, каким он будет в жизни, использовалась интеграция трехмерной графики и фотографии. Для придания автомобилю более естественного вида в глобальном освещении, я использовала HDRI в качестве карты окружающей среды и карты отражений.

В результате спроектированный автомобиль при относительно низкой цене обладает интересным дизайном при сохранении функциональности.

Автор

Звонова Екатерина Михайловна

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,

И инструменты он смог воплотить свои желания. Автор хотел сделать красивый, легкий и экономичный багги, при этом он должен был быть достаточно комфортным, уметь плавать и легок в ремонте.

При постройке автор использовал как собственный опыт ремонта различной техники: мотоциклов и легковых автомобилей, так и изучал варианты конструкций в интернете. За основу была взята концепция пляжной багги, но добавлена подвеска и много других деталей, с которыми вы можете ознакомиться в этой статье.

Материалы и агрегаты использованные при строительстве данного багги:
1) Двигатель от мотоколяски
2) стойки от ваз 2109
3) пружины и задние амортизаторы от классического ваза
4) сайлентблоки задней балки ваз 2109
5) зажигание электрическое от ваз 2109
6) воздушный фильтр от инжекторного двигателя ваз 2109
7) редуктор от инвалидки
8) звезды и цепи от мотоцикла ИЖ
10) глушитель от Оки
11) сиденье от Опеля
12) топливный бак от инвалидки

Рассмотрим более детально этапы строительства и разберем схемы построения узлов вездехода.

Затем приступил к покрасочным работам:


Подвеска была изготовлена автором самостоятельно на стойках от лады 2109, а так же задних амортизаторов других классических вазов. На передний мост были поставлены пружины от грузового дафа из под кабины.


Задняя часть вездехода собрана как одно целое и прикреплена к раме через сайлентблоки задней балки от ваз 2109.

Был установлен двигатель от мотоколяски, который подвергся ряду модернизаций. Для начала автор его перебрал, а затем установил цилиндр от п5, а так же электрическое зажигание от ваз 2109 . вместо декомпрессора была ввернута свеча и поставлены два провода, так как использованная катушка двойная и соответственно бьет на одновременно на две свечи.

Был установлен воздушный фильтр от ваз 2109, без генератора, так как он имеет слишком большой вес и не подходит под концепцию легкого багги.


Привод организован цепным образом от мотора цепь идет на инвалидовский редуктор, а от него через звездочку от Ижа на вал приводов колес, на валу установлена звезда задняя от иж на 42 зуба.

Дифференциала нет, так как в подобном вездеходе он просто не требуется, а значит незачем усложнять конструкцию.
На правом заднем колесе был установлен дисковый тормоз.

Управление вездеходом организовано через систему тросов, причем газ, сцепление, коробка переключения передач и реверс включается электрическим приводом от дворников, через две кнопки: назад и вперед.

В качестве рулевой рейки установлена рейка от каблука, а кулаки и шаровые от классических вазов.
Рулевая колонка тоже от классики, так же как и педали.


Так же был установлен глушитель от оки, а в салон закинуто сиденье от старого опеля. впереди установлен топливный бак от инвалидки с инжекторным насосом, а так же аккумуляторная батарей и система подкачки шин.

После основных доработок вездеход был поставлен на основные колеса, в качестве которых используются камеры от прицепа т-150 сзади и ураловские камеры спереди. Камеры для большей надежности парные, то есть одна в одной.


Вездеход способен развивать скорость под 60 километров в час,и стандартно едет около 40-50 км в час.
На сильном бездорожье используется первая передача как пониженная. Мощности двигателя хватает, чтобы на второй передачи тащить жигули.

Подвеска вездехода очень мягкая, во многом благодаря колесам на камерах, которые гасят удары.

Вездеход очень легкий, поднимается руками одним человеком. Подвеска отлично себя проявляет особенно во время езды по сопкам. Вездеход не плохо чувствует себя на воде, на берег выпрыгивает очень легко и быстро.

По снегу к сожалению качество проходимости гораздо хуже, автор задумывается об модернизации вездехода до полноприводного и установке более мощного двигателя.


В качестве двигателя на замену автор рассматривает двигатель от Оки, который будет работать на полный привод, так как заднего привода не хватает для практических целей, в виде несения машиной полезной нагрузки. На момент постройки автор рассматривал данную машину только для целей развлечения.

Прямо над двигателем будет установлен багажный отсек на подобии такого:


Планируется обустроить его таким образом, чтобы было легко снимать и ставить обратно, то есть при необходимости похода на рыбалку устанавливается багажник и в него грузятся снасти и другие припасы, а если цель просто погонять, то багажник демонтируется.

Багги – упрощенный вариант автомобиля-внедорожника. Он имеет относительно широкую колею колес при довольно короткой базе, низкий центр тяжести. Это делает машину устойчивой и легко управляемой. Крепкая и жесткая рама обеспечивает ее живучесть и безопасность пилоту. В современном мире техники существует множество видов и конструкций багги.

СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ

Это самые популярные багги. К ним можно отнести: кролеры (crawl – ползти; к сожалению, у нас устоялось неправильное название – краулеры), роккролинги (rockcrawling – ползание по скалам), пляжные-песчаные, прогулочные, кроссовые, военные и багги для ралли-рейдов. А техническое обслуживание автомобилей вам смогут провести специалисты с большим опытом работы в автотехцентре www.jni-motors.ru

В частности, кролеры используются для преодоления искусственных или природных препятствий, а кроссовые – для групповых гонок по замкнутым трассам произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, каменная крошка и т.п.), закрытых для постороннего движения. Не допускается пересечения трассы ручьями и канавами, наличия на ней ям и водоемов. Перед гонками полотно должно быть очищено от камней и посторонних предметов, обработано пылесвязующим веществом и своевременно поливаться водой.

Багги «Вжик» – обший вил и основные размеры:

1 – наружное зеркало заднего вида (2 шт.); 2 четырехточечные ремни безопасности (4 шт. – по 2 на каждое сиденье); 3 – передний указатель поворота (2 шт.); 4 – подголовник (2 шт.); 5 – передний габаритный огонь (белый, 2 шт.); 6 - фара (2 шт.); 7 – приборная панель; 8 – запасное колесо; 9 дополнительное сиденье; 10 – блок задних сигнальных фонарей (2 шт.); 11 – горловина топливного бака; 12 – фаркоп

Длина трассы должна быть не менее 800 метров (для юниоров – не менее 500 м) и не более 2000 м. При этом длина прямолинейных участков не должна превышать 200 м. Ширина трассы 12 – 25 м.

Военные багги зачастую используется во время военных действий в пустынных местностях.

Просмотрев подшивку журналов «Моделист-конструктор» с 2005 по 2010 год, постарался выявить достоинства и недостатки описанных машин. Лишь после этого решил построить свой прогулочный багги. Он вполне отвечал моим потребностям. При проектировании машины учитывал уровень собственных навыков в необходимых рабочих профессиях и технологические возможности изготовления конструкции в домашней мастерской. Багги предполагался динамичным, маневренным, достаточно скоростным, устойчивым, безопасным.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ И КОМПОНОВКА

Багги «Вжик» создан на базе старых «Жигулей» ВАЗ-2106, которые мне подарил хороший знакомый. От прогнившего кузова была оставлена только нижняя часть, с силовыми элементами (лонжеронами, поперечинами) и узлами крепления ходовой части. Между двумя поперечинами вырезано 500 мм днища, оставленные части состыкованы и сварены. Для усиления старых лонжеронов и упомянутого сварного поперечного шва были изготовлены новые лонжероны: накладные, удлиненные. Это позволило упростить установку трансмиссии. «Гнилой» порог заменен трубой прямоугольного сечения 60×40 мм, которая явилась еще одним элементом жесткости кузова. Каркас безопасности выполнен из трубы диаметром 30 мм.

Багги – двухместный, на нем установлены передние «жигулевские» сиденья, жестко прикрепленные к напольным силовым элементам. Корпус обшит 4-мм дюралюминиевым листом. Четырехточечные ремни безопасности изготовлены из штатных (от ВАЗ-2106).

Дорожный просвет багги при полной нагрузке составляет 200 мм, что позволяет двигаться по пересеченной местности, преодолевать соответствующие вертикальные препятствия. Во избежание повреждения поддона картера двигателя установлена защита.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Поскольку база багги стала короче на 500 мм. возникла необходимость укоротить и карданный вал. Для этого удалил переднее (короткое) колено (от него был взят лишь шлицевой хвостовик, входящий в КПП). Гладкий конец хвостовика проточен под отверстие в цапфе внешней вилки карданного шарнира заднего колена, расположенной около узла подвесного подшипника.

а – карданный вал ВАЗ-2106; б – укороченный и доработанный карданный вал багги, выполненный из «жигулевскою» вала

1 – короткоходный рычаг переключения передач; 2 – шаровая опора: 3 – тяга: 4 штатный рычаг переключения передач; 5 – шарнир (2 шт.)

Внешняя вилка посажена на проточку хвостовика с натягом («на горячую») и детали сварены. Заднее колено карданного вала укорочено. Для повышения жесткости и исключения биения демпферная резиновая муфта используется в качестве прокладки между коробкой передач и карданным валом.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Использование части кузова позволило оставить заводскую систему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2106, что способствует безопасности. Для регулировки положения рулевого колеса на его валу установлена «крестовина», то есть вал сделан карданным. Для удобства посадки водителя и управления машиной применил рулевое колесо меньшего диаметра.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормозная система багги (рабочая и стояночная) использована тоже от автомобиля ВАЗ-2106. Органы управления тормозами: педаль ножного и рукоятка стояночного тормоза, а также рычаг переключения передач расположены так же, как и на обычном автомобиле. Такое (привычное) расположение органов управления и внутреннего оборудования обеспечивает: удобство управления автомобилем, его системами; уменьшение утомляемости, а главное – снижение вероятности ошибочных действий водителя.

Элементы тормозной системы легкодоступны для технического обслуживания и ремонта. Для предотвращения повреждения тормозных гидравлических магистралей при движении по бездорожью их проложил внутри салона.

На багги установлены «жигулевские» колеса. Для повышения проходимости на задних покрышках «болгаркой» нарезал вездеходный протектор.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

На автомобиле установлены габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы, фары заводского изготовления. Приборная панель – самодельная из алюминиевого сплава, в нее вмонтированы некоторые приборы автомобилей семейства ВАЗ. Багги имеет электронную систему зажигания. Схема электрооборудования багги выполнена упрощенной, что делает ее пригодной для ремонта даже в полевых условиях.

1 – правый указатель поворотов: 2 габаритные огни; 3 левый указатель поворотов; 4 – фары: 5 – звуковой сигнал; С – генератор; 7 – стартер; 8 – подрулевой переключатель; 9 – температурный датчик; 10 – датчик давления масла; 11 – реле включения фар; 12 – тумблер включения фар; 13 датчик стоп-сигнала: 14 – реле поворотов; 15 «бобина»; 16 – коммутатор; 17 – трамблер; 18 предохранительная колодка; 19 тумблер включения зажигания; 20 флажок запуска стартера; 21 штепсельная розетка для подключения переносной лампы; 22 аккумулятор; 23 выключатель массы; 24 – правый задний фонарь; 25 – левый задний фонарь; 26 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 27 – спидометр; 28 -тахометр; 29- вольтметр; 30 – контрольная лампа фар; 31 – контрольная лампа указателя поворотов; 32 – контрольная лампа габариїных огней; 33 контрольная лампа давления масла; 34 контрольная лампа зарядки аккумулятора

Машина имеет зеркала заднего вида: два боковых и одно центральное. Крепления зеркал обеспечивают их регулирование и надежную фиксацию.

Благодаря наличию прицепного устройства багги может буксировать автомобильный прицеп с грузом общей массой до 550 кг. Это позволяет использовать его для выполнения внутрихозяйственных работ.

СИСТЕМА ВЫПУСКА

Резонатор и глушитель «жигулевской» системы выпуска отработанных газов заменил на самодельный прямоточный глушитель, пристыковав его к штатной приемной трубе.

КОРОТКОХОДНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Заводская коробка переключения передач ВАЗ-2106, на мой взгляд, обладает рядом недостатков. Один из них – длинные ходы рычага переключения передач, что затрудняет управление машиной в экстремальных условиях бездорожья. Я решил установить систему короткого хода переключения передач. Для этого смонтировал дополнительный рычаг, связанный со стандартным рычагом кулисой. Это позволило сделать управление КПП более эффективным.

ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для испытания багги на прочность и живучесть движение осуществлялось преимущественно по лесным, полевым дорогам и пересеченной местности. В ходе испытаний «Вжик» показал хорошую маневренность, высокую проходимость, преодолевал уклоны до 45°. Небольшой вес и мощный двигатель обеспечивают «Вжику» отличную динамику разгона.

Максимальная скорость, которую развивал багги, составляла 110 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости негативно сказывалось на управляемости. Это связанно с очень короткой базой. Машина очень легка в управлении.

Во время участия в областной эколого-краеведческой экспедиции, которая регулярно проводится в Вагайском районе, на багги совершил пробег протяженностью 130 км.

ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Для проверки тормозной системы я пользовался методикой, описанной в ГОСТ Р 51709. Испытания проводились на нескольких контрольных участках: асфальтовой, щебеночной, грунтовой дороге длиной 500 м. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях составляла 40 км/ч.

При пересечении контрольной полосы на этой скорости производилось резкое торможение до остановки и замерялся тормозной путь. При этом багги не выходил из нормативного коридора шириной три метра (машину не заносило). Испытание повторялось по пять раз на каждом типе дорожного покрытия (или без него). В результате средний тормозной путь составил: на асфальте – около 5,1 м, на гравийном покрытии – чуть более 5.6 м, на грунтовой дороге – 5,9 м.

Для проверки работоспособности стояночного тормоза автомобиль устанавливался на дороге с уклоном 16° и включался «ручник». Снаряженный автомобиль при этом оставался неподвижным.

ИСПЫТАНИЯ НА СКОРОСТНУЮ МАНЕВРЕННОСТЬ

Испытания на скоростную маневренность проводились на автодроме с трассой протяженностью 800 м, сооруженном своими руками, расположенном недалеко от дома. Радиус поворота -35 м. Трасса имеет несколько этапов (старт, «змейка», поворот, «восьмерка», поворот и финиш).

В связи с тем, что автодром находится на пересеченной местности и езда на легковых автомобилях там невозможна, были проведены сравнительные заезды багги и полноприводного китайского внедорожника Great Wall 3. По результатам заезда «Вжик» показал меньшее время прохождения трассы, чем Hover, за счет большей средней скорости.

При движении по разбитым лесным дорогам багги также выигрывает, в сравнении с внедорожником. Местами, там. где Great Wall еле полз, «Вжик» проскакивал благодаря малому весу, хорошей управляемости, маневренности, сравнительно большому клиренсу и короткой базе (дорожному просвету).

Машина укомплектована шанцевым инструментом (пила, топор, домкрат, ручная лебедка). Это помогает «Вжику» пробираться по труднопроходимым участкам местности и вытаскивать из грязи забуксовавшие машины, даже более мощные.

Ходовые испытания показали, что прогулочный багги, имея только задний привод, неплохо преодолевает пересеченную местность с небольшими препятствиями. Уверенно движется и на косогорах: сваливания на бок, а тем более – опрокидывания не случалось.

Но выявились и недостатки. При движении с большой скоростью по ровной дороге управление машиной из-за ее короткой базы ухудшается.

Из-за того, что двигатель расположен в передней части автомобиля, задний мост имеет посредственное сцепление со скользкой дорогой. Эта проблема частично решается за счет дополнительной загрузки снаряжением задней части багги. Повышению проходимости способствует установка цепей противоскольжения.

Предпочтителен полный привод.

ИСПЫТАНИЯ НА ДИНАМИКУ РАЗГОНА

Для определения этого показателя багги разгонялся на трех участках с разным дорожным покрытием (асфальтовым, щебеночным и грунтовой дороге) длиной 100 метров. При этом наибольшая скорость на асфальтовом участке составила 73 км/ч. По результатам заездов «Вжик» показал высокую динамику разгона – 100 м с места проходил менее чем за 9 с. Как и ожидалось, результаты на щебеночном покрытии и грунтовой дороге оказались немного ниже. Каждое испытание повторялось пятикратно.

ВЫБОР СПОСОБА ОЧИСТКИ МЕТАЛЛА ОТ КОРРОЗИИ

При изготовлении багги возникла проблема очистки металлических поверхностей от краски и окислов. Существует несколько общепринятых способов удаления ржавчины и краски: химический, электрохимический, термический и механический.

Я решил проверить, как и чем быстрее и эффективнее очистить металл. Для этого из листа ржавого метала были изготовлены несколько пластинок, которые я очищал несколькими способами. Была произведена очистка пескоструйным аппаратом, углошлифовальной машинкой (УШМ) с металлической щеткой, УШМ с лепестковым кругом, составом для удаления ржавчины «Цинкарь» и произведен обжиг ржавого металла в газовом горне.

После обработки я исследовал поверхность образцов с помощью цифрового микроскопа с вебкамерой. Хуже всех показал себя «Цинкарь», который годится только для обработки очищенных деталей для предотвращения дальнейшей коррозии. Обработка лепестковым кругом требует много времени и расходных материалов, но позволяет достичь хорошего результата. Наиболее качественным способом очищения оказалась пескоструйная обработка. Обрабатываемая поверхность имеет матовую текстуру без следов ржавчины. Но для этого способа необходимо профессиональное оборудование, мощный компрессор. Небольшой самодельный пескоструйный аппарат с компрессором для накачки шин обнаружил себя как времязатратный.

Очень хорошо показали себя способы очистки от ржавчины: прокаливание и с помощью УШМ с металлической щеткой. Но при прокаливании тонкий металл «ведет» и поэтому этот способ мало подходит. В итоге, я решил использовать УШМ со щеткой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Багги «Вжик» был апробирован в XXV и XXVI Областных экологокраеведческих экспедициях «Чир», которые проходили в Вагайском районе на озере Крюковское. С помощью багги по лесным и полевым дорогам на автомобильном прицепе осуществлялся подвоз дров, строительных материалов, воды, снаряжения.

Там же «Вжик» использовали в качестве учебного автомобиля в объединении «Юный водитель» под руководством опытного инструктора. Дети учились управлять автомобилем на автодроме. Обучаемые отмечали легкость освоения управления автомобилем.

В августе 2016 года был совершен поход на озеро Круглое, близ деревни Абрамова Тобольского района протяженностью 80 км, из них 50 км – по труднопроходимым дорогам.

Багги участвовал на параде, посвященном Дню Победы 9 мая. Машина была стилизована под самоходную артиллерийскую установку СУ-112А. В ствол были встроены девять залпов хлопушек, которыми мы стреляли во время шествия. Экипаж был одет в форму бойцов Красной Армии. Стилизованный «Вжик» вызвал бурю положительных эмоций. Возле него сфотографировалось около 500 человек. Считаю, что это способствовало патриотическому воспитанию молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе конструирования багги «Вжик», проведения ходовых испытаний и многочисленных доработок были изучены особенности конструкции элементов автомобилей. Выявлены достоинства и недостатки конструкции; факторы, влияющие на прочность, скорость и маневренность.

К достоинствам «Вжика» можно отнести устойчивость, маневренность, высокую скорость, простоту конструкции, легкость управления. Багги привлекает к себе большое внимание благодаря своему необычному виду. Желающие прокатиться на нем испытывают бурю положительных эмоций. Опытные водители отмечают отличную динамику разгона, феноменальную для такой машины проходимость и скорость.

«Вжик» отлично подходит для активного отдыха, учебной езды и выполнения хозяйственных работ.

К недостаткам можно отнести: неуверенную управляемость на высокой скорости, плохое сцепление ведущих колес заднего моста со скользкой дорогой, отсутствие полного привода.

В дальнейшем планирую оснастить «Вжик» экспедиционным багажником.

И. БАЛИН, г. Тобольск, Тюменская обл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила дорожного движения Российской Федерации, М., «Информбюро», 2014, с. 66.

2. А. Егоров. Вторая жизнь СМЗ С3Д, «Моделист-конструктор» № 12 – 2006.

3. Устройство автомобиля – конструкция, строение, узлы и агрегаты автомобиля.

4. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением № 1).

5. Г.Г. Улиг. РУ. Реви. Коррозия и борьба с ней. Л.: Химия. 1989.