Платон платежная система для большегрузов. Система Платон: как работает, что это такое и какие машины под нее попадают

Система внесения платы (СВП) «Платон» представляет собой комплексный ресурс, обеспечивающий внесение в федеральный бюджет средств, рассчитываемых в соответствии с установленным тарифом, собственниками грузового автотранспорта максимальной разрешенной массой более 12 тонн. Это новый платеж, введенный для возмещения причиненного вреда дорожному покрытию и его содержания в надлежащем состоянии постановлением Правительства РФ от 14.07.2013 № 504. В соответствии с документом в системе «Платон» тарифы вначале предполагалось устанавливать из расчета базового значения 3,5 рублей за километр. Позже постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 № 474 это значение было пересмотрено в сторону увеличения до 3,73 рублей за километр. Но и этот тариф оказался не окончательным.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 был введен корректировочный коэффициент 0,41 к тарифу, который должен был действовать до 29.02.2016. Стоимость «Платона» с 1 марта 2016 должна была рассчитываться по базовому тарифу с применением коэффициента 0,82. Но этого не случилось. На основании постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 139 на неограниченный срок пока продлена возможность применения льготного коэффициента 0,41, действующего до 29.02.2016.

Система оплаты дорог

Свое название «Платон» система получила от словосочетания «плата за тонны». Запущена в работу с 15.11.2015. По сути «Платон» - система оплаты дорог, позволяющая содержать их на должном уровне и осуществлять своевременный ремонт. И не только. Платежная система «Платон» включает в себя такие составляющие, как системы мобильного и стационарного контроля, геолокации и автоматических расчетов, центры информационной поддержки, мониторинга и обработки данных. В сети интернет размещен постоянно действующий сайт «Платон.ру». Работает круглосуточный колл-центр.

Любой водитель тяжелого автотранспортного средства должен знать, как оплатить «Платон», ведь без этого регулярные рейсы, связанные с перевозкой грузов, могут стать проблематичны. Что следует при этом учитывать. В системе «Платон» оплата дорог производится с помощью маршрутной карты в ручном режиме или же через бортовое устройство автоматически.

Сколько стоит «Платон»

В системе «Платон» оплата производится через личный кабинет пользователя. Так же это можно сделать через терминал, мобильное устройство, осуществив банковский платеж на счет оператора или же непосредственно в офисе центра поддержки пользователей.

Рассмотрим вопрос, сколько стоит «Платон», а точнее, сколько придется платить собственнику грузовика за каждый километр пути при осуществлении перевозок. В системе «Платон» тарифы по факту не пересматривались с начала ее запуска. То есть, с момента запуска системы, реально действовал и действует тариф в 1,53 рубля за километр пути.

«Платон». Разовая поездка

Для оплаты разовых поездок необходимо оплатить маршрутную карту, пополнив через личный кабинет на сайте Платон.ру лицевой счет, созданный при регистрации в системе. Для того чтобы рассчитать, сколько стоит в системе «Платон» разовая поездка, следует вначале определиться с маршрутом и километражем. Когда все данные есть, можно произвести необходимые расчеты. К примеру, если маршурт составит 450 км пути полностью по федеральным трассам, по которым требуется оплатить проезд фуры, стоимость проезда составит 688,5 рублей, так как известно, сколько стоит «Платон» за км, а также длина маршрута.

«Платон». Цена за километр

В системе «Платон» цена установлена за каждый километр пути по федеральным трассам. Это следует учитывать при определении суммы к оплате, так как если вы едете в объезд федеральных дорого, платить за лишние километры не надо. В системе «Платон» цена за км пути для грузовых автомобилей свыше 12 тонн в настоящее время составляет 1,53 рубля. При этом, при расчете общего платежа через систему «Платон», сколько стоит километр пути для разнотоннажных грузовиков не зависит от их максимальной массы. Необходимость оплаты возникает при превышении указанного показателя свыше 12 тонн. А стоимость «Платона» за 1 км при этом остается для всех таких автомобилей одинаковой.

Можно ли обойти «Платон»

Конечно, зачастую многие недобросовестные водители грузовиков задаются вопросом, как обмануть «Платон», и можно ли это сделать вообще. В основном все возникающие вопросы у тех, кто хочет обойти систему, сводятся к тому, как не платить «Платону». Некоторые водители, особенно из тех, которые совершают разовые поездки, могут посчитать, что обман пройдет. И даже смогут объехать пост с установленной системой стационарного контроля. Но, в любом случае, навряд ли удастся избежать штрафа. Ведь существует еще и мобильный контроль. Всегда есть риск, что нерадивый водитель попадется на неуплате. А за это в соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. А при повторном нарушении сумма увеличивается до 10 тысяч рублей. Причем штрафные санкции налагаются как на водителя грузового автотранспортного средства, так и на его собственника. Разве что попробовать объехать федеральные трассы, но в нынешних реалиях сделать это почти невозможно.

В последнее время проблема функционирования системы "Платон" стала невероятно актуальна. Надо сказать, что эта проблема затрагивает не только профессиональных дальнобойщиков, но и всех жителей России в целом. Как работает "Платон"? Какие у данной системы существуют достоинства и недостатки? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Правовое регулирование

Система "Платон" работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 "О дорогах для транспорта" закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и компания "РоТех-Инвест" заключили договор по регулированию рассматриваемой системы "Платон".

Общая информация

Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования "Платона". В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.

В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.

Наконец, есть у "Платона" и еще одна цель. Это борьба с так называемыми "серыми" перевозчиками - лицами, не выполняющими нормативы по техническим регламентам, а, стало быть, не выплачивающие денежные средства в соответствующие системные объекты.

Как работает "Платон": принцип работы, объект

На каких базовых принципах функционирует система? Принятые по этой теме законы гласят о соблюдении основ законности и справедливости, соответствия Конституции и международным стандартам. Сюда же можно отнести труд на благо прав и свобод человека. Однако чуть более подробно стоит рассказать о том, как работает система "Платон". Здесь все не так уж и сложно: водители, желающие осуществлять передвижение по дорожному полотну федерального значения, обязаны платить определенную сумму денег. Для чего это надо? Как утверждают создатели системы, для реализации полученной суммы на восстановление дорог, состояние которых ухудшается из-за проезда большегрузов. Часть собранных средств поступают в федеральный бюджет, после чего направляются в соответствующие инстанции, которые занимаются восстановлением дорожного полотна.

Первая группа системных элементов

О том, как работает "Платон", мы рассказали выше. Теперь вы должны узнать, что он состоит из ряда важнейших и взаимосвязанных между собой элементов, качественное функционирование которых позволяет работать и всей системе. Вот какие составляющие здесь стоит выделить:

  • Центр обработки информации, поступающей со спутников, а также приборов, установленных в транспорте. Он является инстанцией, в которой аккумулируются все данные о зарегистрированных машинах, уплативших или не уплативших налог.
  • Офисы "Платона" передвижного типа. Такие офисы предназначены для обслуживания клиентов системы. В штатах работают квалифицированные IT-специалисты, способные грамотно и быстро ввести в программу данные о том или ином лице.

Об остальной части элементов будет рассказано далее.

Вторая группа системных элементов

"Платон" также функционирует благодаря следующим видам элементов:


Как работает система взимания платы "Платон?" Все представленные выше компоненты системы позволяют ответить на этот просто вопрос.

Машины, которые затрагивает "Платон"

Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает "Платон", транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:

  • армейский и военный транспорт;
  • машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
  • специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.

Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.

О расходовании средств в системе

Сбором средств, поступающих в систему, занимается Дорожное агентство федерального уровня. По подсчетам специалистов, система должна приносить порядка 40 млрд рублей ежегодно. 90% трасс федерального уровня будут отремонтированы уже к 2019 году. А все благодаря "Платону".

Стоит отметить, что пока система затрагивает только федеральные дорожные полотна. Вопрос о том, как работает "Платон" на платных дорогах, пока не актуален в виду отсутствия оснований. Дальнобойщики могут предпочесть платные дороги федеральным. И тогда им придется выплачивать меньшую сумму по сборам. Однако выгодно это будет далеко не всем.

Что следует делать водителям?

Лица, эксплуатирующие многотонные машины, должны, согласно закону, зарегистрироваться в рассматриваемой системе. После этого они получают индивидуальный расчетный банковский счет. Благодаря этому счету дальнобойщики способны оплачивать поездки.
Оплата может быть произведена двумя способами:

  • при помощи маршрутной карты;
  • после установки специального прибора в машине, который позволил бы проследить за перемещениями, в результате чего была бы получена точная сумма за пройденный путь.

Обработка полученных данных и их постоянный мониторинг позволяют определить точные денежные суммы, которые пойдут, как уверяют создатели системы, на ремонт дорожного полотна.

О размере сборов и штрафов

Стоит перейти, наконец, к самому важному и не самому приятному для самих дальнобойщиков. Речь идет о сумме сбора. Система "Платон" в России работает как механизм с одним простым принципом - взимать с водителей большегрузов чуть больше полутора рублей за каждый пройденный километр. Как заявляют специалисты, сумма будет индексироваться ежегодно, а значит, будет и возрастать. Много ли это для водителей многотонных машин?
По их же собственным заявлениям, весьма прилично. Еще до принятия соответствующего закона по стране прокатился ряд протестов, устроенных дальнобойщиками. Недовольства не прекращаются и по сей день. Водители заявляют, что доход большинства из них упал более чем в два раза.

Какая ответственность будет возложена на водителей большегрузов, которые предпочли игнорировать выплаты? Закон говорит о штрафе в 5 тыс. рублей на первый раз и о сумме в 10 тыс. рублей за все последующие факты неуплаты. Касается это как физических лиц, так и юридических.

О маршрутной карте

Выше уже была упомянута так называемая транспортная (или маршрутная) карта, которая позволяет считывать количество пройденных километров. Согласно закону, это специальный документ, содержащий в себе подробный и точный маршрут передвижения большегрузов. Водители, не успевшие или не пожелавшие установить себе в машину бортовой компьютер, должны ориентироваться по бумажной версии маршрута.

В карте отражается номер регистрации автомобиля, закреплены даты начала движения, привязки к трассе федерального типа, дата и место получения документа, а также некоторые другие данные.

Работает ли система "Платон" на водителей, не имеющих при себе ни карты, ни бортового компьютера? Ответ здесь отрицательный. Более того, водители, не пожелавшие принимать новые правила, будут подвержены ответственности.

Влияние системы на российское общество

Выше был предоставлен подробный материал о том, как работает система Платон. Отзывы и мнения об этой системе - не менее интересная и актуальная тема. Именно об этом и будет рассказано далее.

Как уже было сказано, "Платон" оказывает значительное влияние не только на дальнобойщиков, неслабо усложняя им жизнь и профессиональную деятельность, но и на все российское общество. В чем заключается это влияние? Государственные власти и представители рассматриваемой системы говорят о ремонте дорог и борьбе с нелегальными перевозками, однако все эти цели находятся в отнюдь не близкой перспективе.

Многие граждане видят обратную, более заметную и реальную сторону проекта. Это значительное повышение цен на продукты в магазинах, ухудшение жизни немалого слоя рабочего класса, а именно дальнобойщиков, финансовые махинации государства с разработчиками проекта и т.д.

Чуть подробнее стоит рассказать про повышение цен на продукты. Многие эксперты провели расчеты и выяснили, что увеличенные затраты на транспортировку товаров могут незначительно повысить цену продукции на прилавках. Как только закон был принят, специалисты говорили о повышении на 1%. Однако стоит учитывать тот факт, что сумма сборов будет постоянно увеличиваться. Так, уже после 2017 года произойдет индексация, в результате чего дальнобойщики будут обязаны выплачивать гораздо больше, чем полтора рубля за километр.

Image caption Полиция предостерегает противников "Платона" от несанкционированного протеста

К критике системы "Платон", при помощи которой российские власти с 15 ноября собирают дополнительные деньги с дальнобойщиков, присоединилась "Единая Россия". Лидер ее думской фракции Владимир Васильев заявил, что правительство не всегда умеет перестроить свою работу - и это оборачивается огромными издержками.

Система устанавливает плату для фур с разрешенной максимальной массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального значения: по 1,53 рубля за километр (изначально правительство установило тариф 3,73 рубля).

Дальнобойщики, посчитавшие себя пострадавшими от нового сбора, уже три недели, местами их протесты принимают отчаянные формы. Так, в Новосибирске, по некоторым данным, водители во вторник сняли с себя нижнее белье и вышли на трассу обнаженными, показывая тем самым, что власти раздевают их до нитки.

Число игроков рынка грузоперевозок, подпавших под действие "Платона", превышает 2 миллиона. Но учитывая то, что у большинства есть семьи и люди на иждивении, новый сбор затрагивает жизненные интересы гораздо большего числа россиян. Не говоря уже о том, что, по мнению некоторых экономистов, из-за введения "Платона" и роста ставок грузоперевозок в стране может ускориться инфляция - до 1,5% в следующем году.

Русская служба Би-би-си попыталась разобраться во множестве экономических и юридических аспектов функционирования системы "Платон", которая впервые со времен монетизации льгот сумела спровоцировать масштабные выступления простых россиян.

Что такое система "Платон"?

Это автоматизированная система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения (помимо федеральных, в России есть также дороги региональные, местные и частные).

Водителям большегрузных автомобилей раздают специальные устройства, фиксирующие километраж, который те накатывают по федеральным трассам. Дороги оборудуются рамками, призванными считывать информацию с датчиков (всего - до 480 рамок). С той же целью по магистралям будут курсировать более 100 "мобильных комплексов".

Имя "Платон" система получила от словосочетания "плата за тонны".

Для чего он понадобился?

Для дополнительных сборов в бюджет, средств которого, по утверждению властей, не хватает на капитальный ремонт дорог. По подсчетам правительственных экспертов, наибольший ущерб дорогам наносят грузовики массой более 12 тонн: проезд одного такого автомобиля равен износу полотна от проезда примерно 20 тысяч легковых машин.

Image caption Водители начали массово протестовать против "Платона" за несколько дней до начала его работы

Протяженность федеральных дорог в России превышает 50 тыс. километров, из них свыше трети, по некоторым подсчетам, нуждаются в ремонте и улучшении прочностных характеристик.

Проблемой дополнительных сборов с владельцев большегрузных автомобилей власти озаботились еще в 2011 году, когда внесли в Бюджетный кодекс и закон "Об автомобильных дорогах" поправки, закладывающие юридические основы для будущего сбора.

Кто владеет "Платоном"?

Реализовать проект по организации в России масштабной системы по взиманию платы с дальнобойщиков было решено в форме концессии. Государство в лице Росавтодора заключило соглашение с частной компанией "РТ-Инвест транспортные системы" о создании соответствующей инфраструктуры.

При этом смысл концессии состоит в том, что РТИТС строит инфраструктуру за свой счет, использует ее в течение 13 лет (на такой срок заключено соглашение), после чего отдает ее во владение государства. Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (ожидается, что за 13 лет проект соберет 1 трлн рублей - 14,9 млрд долларов по текущему курсу), а бюджет будет выплачивать ей ежегодно вознаграждение в размере 10,6 млрд рублей. 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации, то есть увеличению на уровень инфляции.

Оператор проекта, компания РТИТС, на 50% контролируется Игорем Ротенбергом - сыном миллиардера Аркадия Ротенберга, которого многие называют другом российского президента Владимира Путина.

Почему бастуют дальнобойщики?

Дальнобойщиков не устроил тариф в 3,73 рубля на километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Правительство пошло на уступки и снизило его до марта следующего года до 1,53 рубля (плата взимается пока только в Подмосковье), но это также кажется водителям слишком высокой ценой. Почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим идеальную модель бизнеса на примере собеседника Би-би-си Александра, попросившего не упоминать его фамилию.

Александр взял в лизинг три машины с прицепами и занимался грузоперевозками в течение шести лет. Делал это законно, не обманывая водителей (которых за это время сменил более 30) и клиентов.

Чтобы машина окупила себя, рассказывает Александр, в месяц она должна пройти 15-20 тыс. километров. За переброску груза из Москвы в Самару можно заработать 40 тыс. рублей (он отмечает, что в последнее время ставки даже немного понизились), обратно берется попутный груз, за который можно выручить 12 тыс. Итого 52 тысячи за рейс туда-обратно. Почти половина этой суммы уходит на топливо. 52 тыс. минус 24 тыс. = 28 тысяч.

Image caption У противников "Платона" появилась даже эмблема

Рейсов за месяц машина накатывает максимум 7, поскольку много времени уходит на обслуживание, ремонт, иногда происходят задержки с отправлением груза и так далее. 28 умножаем на 7, получаем 196 тыс. рублей. Из этой суммы вычитается ремонт и резина (50 тыс.) и выплаты по лизингу (70 тыс. за тягач и прицеп). Остается 76 тыс. рублей.

Далее следует зарплата водителя, которая сейчас составляет около 40 тыс. рублей в месяц. Итого имеем 36 тыс. рублей прибыли. Но в уме надо держать также расходы на штрафы и поборы сотрудников ДПС (до 5 тыс. в месяц). Кроме того, ежеквартально до 2 тыс. рублей уходит на единый налог на вмененный доход и раз в год около 40 тыс. уходит на транспортный налог.

Теперь посчитаем, сколько фура, преодолевающая 15 тыс. км в месяц, должна отчислять системе "Платон" по тарифу 1,53 рубля за 1 км. Производим соответствующую калькуляцию и получаем 22,9 тыс. рублей. То есть из 36 тыс. прибыли надо отнять 22,9 = чуть больше 13 тыс. рублей.

Александр, подсчитывавший свои расходы по изначальной ставке 3,73 рубля, вычислил, что будет уходить в минус, и вышел из бизнеса еще до 15 ноября, когда "Платон" заработал.

Законно ли был выбран концессионер "Платона"?

Многих возмущает факт того, что при выборе компании для создания концессии власти не задействовали процедуру конкурса.

Изначально у правительства были другие планы: в августе 2013 года оно объявило конкурс, главным условием для участия в котором было наличие опыта создания и эксплуатации аналогичных систем. Предварительный отбор прошли три консорциума - каждый с иностранным участием, поскольку лишь у иностранных компаний имелся соответствующий опыт.

В 2014 году грянули санкции, и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов предложил отказаться от западного опыта при создании системы, доверившись отечественному программному обеспечению. Правительство согласилось и отменило конкурс. Некоторые юристы сочли это некорректным, поскольку, по их мнению, случай с "Платоном" не попадает в список исключений из закона "О концессионных соглашениях", позволяющих обходиться без проведения конкурса.

Тем не менее, пункт 1 статьи 37 данного закона гласит: "Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса […] с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях".

Очевидно, что в ситуации с "Платоном" правительство своим решением определило концессионера - компанию РТИТС - и это не противоречит законодательству.

Другие претензии

Еще одна претензия юридического характера сводится к тому, что российское концессионное законодательство предусматривает якобы лишь схему, при которой концессионер платит государству (концеденту) за право владения и пользования объектом соглашения (объект соглашения в данном случае - сама система "Платон" с датчиками, рамками, мобильными комплексами, центрами управления и другими компонентами).

То есть оператор "Платона" должен был бы платить государству за право собирания денег с дальнобойщиков, тогда как в реальности государство само платит ему ежегодно индексируемую сумму. Ряд пользователей "Фейсбука" возмутились: мало того, что РТИТС собирает деньги с водителей, так она еще и получает от государства вознаграждение.

Однако, во-первых, все собранные деньги РТИТС отправляет в бюджет (Росавтодор сообщил, что за первые две недели работы "Платон" сгенерировал 550 млн рублей для казны). Во-вторых, в российском концессионном законодательстве, которое в недавние годы неоднократно менялось, предусмотрен механизм концессионного соглашения с условием о плате концедента.

Именно по этому принципу работает "Платон". Смысл механизма в том, что концессионер за свой счет строит инфраструктуру, которую затем передает во владение государства, а государство перечисляет ему плату концедента по факту создания инфраструктуры и успешного функционирования системы.

Как "Платон" отразится на экономике страны?

Гораздо больше вопросов возникает не к юридическим основам функционирования "Платона", а к его экономическим последствиям. Необходимость отдавать в бюджет дополнительные деньги вынудит одних игроков рынка покинуть поле (как Александра), а оставшихся - повысить ставки, что неизбежно отразится в цене перевозимых товаров.

То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении Герман Греф, председатель правления "Сбербанка"

Об этом говорил на прошлой неделе глава "Сбербанка" Герман Греф, отмечая, что система была запущена с серьезными проектными ошибками.

"То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении", - говорил он на съезде "Опоры России" 23 ноября.

"В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в 1,5 процентных пункта", - тревожился Греф.

Согласился с возможностью роста цен и Росавтодор в лице замглавы ведомства Дмитрия Прончатова. Удивившись оценке Германа Грефа, он выдал свою: "Мы считаем, что такого роста, о котором говорят товаропроизводители, не будет. Мы считаем, что будет не более 1%".

В Coca-Cola Hellenic Bottling Company подсчитали, что с рынка может уйти до 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн до конца декабря.

Самое же главное, подытоживает собеседник Би-би-си Александр, состоит в том, что факт появления нового сбора и ускоренное пополнение дорожных фондов еще не гарантируют того, что дороги в России отныне будут ремонтироваться вовремя.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Герман Греф считает, что система "Платон" была запущена с серьезными проектными ошибками

Поможет ли "Платон" дальнобойщикам "выйти из тени"?

Сейчас распространяется точка зрения, согласно которой одним из главных эффектов от введения "Платона" станет повышение прозрачности рынка. Якобы раньше значительная часть грузоперевозок была в "тени", а теперь - с контрольными рамками, мобильными комплексами - незамеченными оставаться не удастся.

"Существенная часть бизнеса грузоперевозок находится в "серой" зоне и регулируется лишь поборами дорожных полицейских и взятками с водителей", - считает секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.

На внутреннем рынке России, по подсчетам Roland Berger Strategy Consultants, работают более 46 тыс. грузовых компаний, из которых 90% приходятся на малый бизнес. Доля теневого сектора действительно значительна, считают эксперты.

Однако, во-первых, очевидно, что "Платон" создавался не столько с целью повышения прозрачности рынка, сколько с вполне понятными целями пополнения дорожных фондов.

Во-вторых, сколько бы компаний ни вышло из "тени", это не отменит факта удорожания услуг грузоперевозок в связи с введением нового сбора. А это, в свою очередь, имеет потенциал воздействия на инфляцию.

«Платон» — система, предназначенная для сбора платы на проведение ремонта дорог с владельцев грузовиков, масса которых вместе с грузом составляет более 12 тонн.

Основная цель внедрения системы «Платон» — покрытие ущерба, причиняемого автодорогам РФ за счёт проезда по ним перегруженного грузового транспорта.

Расчёт суммы, которую владелец грузового ТС, попадающего под действие системы, должен оплатить, зависит прямо пропорционально от суммарного пробега грузовика за конкретный временной период.

Согласно прогнозам, к концу года бюджет страны получит от системы около 20 миллиардов рублей, часть этих доходов будет перечислена оператору (которым является «RT-Инвест Транспортные Системы») на покрытие расходов, связанных с обеспечением функционирования.

История внедрения

К концу 2013 г. количество зарегистрированных на территории РФ большегрузов достигло отметки 1,7 миллиона, а с учётом транзитных фур дорогами Российской Федерации в общей сложности пользовались порядка 2 миллионов автомобилей, чья максимально разрешённая масса превышает 12 тонн.

После проведения необходимых подсчётов было определено, что для поддержания автомобильной инфраструктуры требуется ввести дополнительный налог, уплачиваемый владельцами ТС, наносящих наибольший вред дорожному покрытию.

В 2014 г. стартовал сбор заявок на обслуживание будущей системы. Изначально к конкурсу были допущены иностранные операторы, однако из-за смены внешнеполитической ситуации в августе 2014 г. был заключён концессионный договор между Федеральным дорожным агентством и компанией «RT-Инвест Транспортные Системы».

Видеопрезентация системы Платон:

В ноябре 2014 г. правительством было высказано предложение облагать налогом передвижения грузовых машин, при этом сборы с перемещений ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн должны были направляться в региональные бюджеты и фонды, ответственные за содействие партнёрству между частными и государственными структурами.

18 мая 2015 года в Постановление №504 от 04.06.13, была внесена поправка, согласно которой плата за 1 километр пробега выросла до 3 рублей 73 копеек (предыдущее значение – 3,5 рубля).

Правительственное Постановление №1191 от 03.11.15, установило необходимость применения к ранее указанной размеру платежа за 1 километр коэффициента 0,41. Таким образом, плата за проезд для 12-тонников снизилась до 1,53 рубля за километр.

Видео — разъяснения Президента РФ о принципах работы «Платона» (в декабре 2015):

Обзор законодательства

Появление и функционирование «Платона» обеспечивается следующими законодательными актами:

  • ФЗ №257 (8.11.07) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».
  • ФЗ №68 (6.04.11) о внесении изменений.
  • Постановление Правительства Российской Федерации №504 от 14.06.13 (в редакции №1191 от 03.11.15). В тексте данного постановления определяется вред, наносимый большегрузным транспортом дорожной системе РФ, приведены обоснования необходимости взимания платы с владельцев грузовиков с максимально разрешённой массой больше 12 тонн.
  • Распоряжение Правительства РФ №1662-р (29.08.14). Данный документ определяет компанию «RT-Инвест Транспортные Системы) как оператора, обеспечивающего стабильное функционирование системы «Платон».
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1191 (03.11.15). В тексте документа разъясняются некоторые вопросы, связанные с введением и работой «Платона».

Кто обязан производить оплату через систему «Платон» за проезд по дорогам

Вносить плату за проезд по федеральным автотрассам РФ обязаны владельцы ТС, чья максимально разрешённая масса (масса автомобиля вместе с максимально допустимым для него грузом) превышает 12 тонн.

Тарифы и условия

Первая сумма, обозначенная в Постановлении №504 (14.06.13) и полученная после проведения необходимых расчётов экспертной группой, составила 3,5 рубля за километр, впоследствии размер платы был увеличен до 3,73 рубля за каждые 1000 метров пробега.

Постановление №1191 (03.11.15), определило на период до 29 февраля 2016 года действие коэффициента 0,41 к ранее принятому тарифу, таким образом, цена одного километра для большегрузного транспорта снизилась до 1,53 руб./км . Постановлением №139 от 27.02.16 был продлен срок действия этого льготного тарифа. Он и действует для автомобилей с максимально разрешённой массой свыше 12 тонн на сегодняшний день.

В планах правительства – увеличение тарифа сначала до 3,06 рублей за километр, затем – до 3 рублей 73 копеек за 1000 метров (после 2018 года).

Стоит отметить, что некоторые категории транспорта, имеющего максимально разрешённую массу больше 12 тонн, освобождаются от внесения платы в систему «Платон». К таким ТС относятся следующие виды транспорта:

  • ТС, используемые для транспортировки людей (сюда не включаются фургоны, предназначенные как для перевозки людей, так и грузов);
  • ТС, используемые для нужд медицинских, правоохранительных, пожарных, спасательных служб и ВАИ, оборудованные определёнными Правилами дорожного движения звуковыми и световыми сигнальными устройствами;
  • ТС, используемые для перемещения вооружения и техники военного назначения.

Пользователи могут использовать налоговый вычет — уменьшать транспортный налог на сумму, уплаченную в систему «Платон».

Штрафы

Согласно тексту Постановления Правительства Российской Федерации №504 (14.06.13), штрафы могут взиматься с владельцев и водителей большегрузных ТС, двигающихся по федеральным трассам без внесения оплаты. Данная формулировка разбивается на несколько случаев:

  • водитель передвигается по федеральной автотрассе с неисправным или выключенным бортовым устройством, не проинформировав заранее Оператора и не заплатив за проезд предварительно;
  • водитель передвигается на ТС без бортового устройства, на личном счёте владельца большегруза отсутствуют средства в достаточном для оплаты размере;
  • изменение маршрута или времени его прохождения без информирования Оператора и при отсутствии бортового устройства;
  • продолжение перемещения по автотрассе при отсутствии средств для оплаты передвижения на лицевом счёте.

Согласно Федеральному закону №378-ФЗ от 14.12.15, внесшему поправки в КоАП РФ, устанавливаются следующие штрафы за нарушения:

  • 5000 рублей — штраф за движение по федеральным дорогам без внесения платы на водителей ТС иностранных грузоперевозчиков и на собственников (владельцев) российских ТС;
  • 10000 рублей за повторное нарушение.

В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ:

«Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа:

— в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;

— в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

— в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;

— в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.»

При этом штраф может быть выписан на транспортное средство только за одно нарушение в сутки .

Принцип работы

Водители, владеющие ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн (или владельцы таких ТС, поручающих управление ими другим водителям), должны быть зарегистрированы на официальном сайте системы «Платон».

Оплата совершённых поездок осуществляется как в режиме авансовых платежей, так и по постоплате.

Передвижение большегрузов в круглосуточном режиме исследуется операторами системы по спутникам GPS и ГЛОНАСС, с помощью контрольных рамок и комплексов мобильного контроля (автомобили с символикой системы на обочинах, как правило, а/м «Lada Largus).

При выявлении фактов проезда по федеральным трассам без оплаты Оператор системы передаёт информацию в правоохранительные структуры, которые фиксируют факт совершения правонарушения административного характера и определяют размер штрафа для нарушителей.

Что такое бортовое устройство

Бортовое устройство – специальное устройство, закрепляемое в грузовом ТС и передающее информацию о его перемещениях и местонахождении на сервер системы «Платон» через спутники GPS и ГЛОНАСС.

Видео — как работает бортовое устройство Платон:

Более подробную информацию можете узнать в руководстве пользователя бортовым устройством — .

Что такое маршрутная карта

Маршрутная карта – документ, фиксирующий маршрут грузового ТС по дорогам федерального пользования и предоставляющийся владельцем большегруза заблаговременно до совершения рейса. На основании данных, занесённых в маршрутную карту, рассчитывается размер платежа для владельца грузовика.

Центры обслуживания

Центр обслуживания – место, где владелец или водитель большегрузного ТС может получить актуальную информацию о функционировании системы «Платон», зарегистрировать личный кабинет или свой грузовик, пополнить баланс лицевого счёта, внести изменения в данные, содержащиеся в личном кабинете, получить бортовое устройство, а также произвести множество иных действий.

Официальный сайт системы взимания платы «Платон»

Перед тем, как приступить к работе с системой «Платон», пользователю рекомендуется посетить официальный сайт системы Платон (platon.ru) и изучить имеющуюся там информацию.

На официальном сайте кратко рассказано о функционировании и развитии системы, размещены сведения об основных элементах системы, порядке оплаты водителями и владельцами ТС, выложен перечень основных нормативных документов.

Если у пользователя в процессе ознакомления с сайтом возникли затруднения, он может обратиться в раздел «Вопросы и ответы».

Личный кабинет

Все операции с системой владелец ТС или его водитель могут осуществлять в Личном кабинете.

Для регистрации и входа в личный кабинет следует перейти по ССЫЛКЕ .

Видео — вход в личный кабинет пользователя системы Платон, раздел профиль и обращения:

Личный кабинет «Платон» адаптирован для пользования людьми, мало знакомыми с коммуникационными технологиями: сайт не перегружен информацией и интуитивно понятен в управлении.

Видео — раздел транспортные средства при входе в личный кабинет на сайте «Платон»:

В Личном кабинете создаются маршрутные карты, вносятся оплата за совершённые или планируемые поездки, а также редактируются сведения о ТС, принадлежащих Перевозчику.

Скачать инструкцию по работе в личном кабинете можно .

Порядок регистрации

  1. Выбор кнопки «Регистрация» на официальном сайте системы.
  2. Выбор типа грузового ТС и статуса пользователя.
  3. Внесение необходимой информации.
  4. Отправка сведений для проверки Оператором.

Варианты оплаты

  • списание средств с ЛС пользователя системы;
  • совершение перевода безналичных средств по указанным на официальном сайте реквизитам;
  • платёж банковской картой (через ЛК или терминалы);
  • списание средств с топливных карт (DKV, E100).

Видеоинструкция по использованию терминалов системы взимания платы с большегрузов Платон:

Телефон службы поддержки

Бесплатный телефон горячей линии службы поддержки «Платон» 8-800-550-02-02 работает круглосуточно, по нему можно получить ответы на все возникающие вопросы.

Форумы и отзывы пользователей

Отзывы, мнения и советы тех, кто пользуется Платоном можно найти на различных форумах. Один из них — форум «оплатоне.ру» (oplatone.ru).

Акции протеста дальнобойщиков и последние новости

Дальнобойщики, как никто другой, почувствовали на себе все «прелести» введения платы за проезд фур по дорогам. После многочисленных акций протеста по всей стране правительством было принято решение о снижении тарифа за проезд и пересмотре некоторых других пунктов относительно первоначально утвержденных.

Все чаще через свои общественные и профсоюзные организации дальнобойщики предлагают искать оптимальные решения, касающиеся транспортного налога и оплаты за проезд по дорогам.

Видео — аргументированный ответ дальнобойщика на предложение о повышении тарифов системы «Платон» (слушания в Общественной палате).