Автомобиль газ 14 чайка технические характеристики. Музей легенды ссср

На рубеже 50-60-х годов едва начиналось производство новой модели автомобиля, конструкторы всех советских легковых автозаводов принимались за разработку модели следующего поколения - той, которая через несколько лет должна прийти на смену сегодняшней новинке. Когда в 1959 году Горьком освоили выпуск «Чайки» ГАЗ-13, работники Бюро кузовов КЭО ГАЗ занялись проектом ее модернизации. Художник-конструктор Лев Еремеев, создатель внешнего облика ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗИЛ-111 предложил проект обновленного кузова «Чайки» с модными в 60-х четырьмя фарами. По макету Еремеева в Экспериментальном цехе был изготовлен ходовой образец модернизированной «Чайки» ГАЗ-13М. Но вскоре правительство Н.С. Хрущева занялось сомнительной «борьбой с привилегиями», и производство автомобилей «Чайка» на ГАЗе было вообще остановлено.


Вскоре к власти пришел Л.И. Брежнев. К новому 1965 году ГАЗ получил два ключевых распоряжения. Во-первых, возобновить выпуск «Чайки», во-вторых, начать разработку полностью нового легкового автомобиля высшего класса, фактически будущего конкурента перспективных представительских ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. Однако основные силы конструкторов Отдела легковых автомобилей ГАЗа в то время были сосредоточены на подготовке и доработке новой «Волги» ГАЗ-24. Поэтому первый прототип будущей «Чайки» второго поколения выполнили самым простым способом. Лев Еремеев предложил проект нового кузова, установленного на готовое шасси ГАЗ-13. В 1967 году уже ездил своим ходом опытный образец - в нем отчасти угадывались черты будущей «Чайки» ГАЗ-14 - например, форма крыши уже напоминала ту, что вскоре пошла в серию. Однако на конструкторско-художественном совете завода этот проект признали неудачным. Из-за привязки к базе ГАЗ-13, автомобиль получился слишком узким, коротким, с высоким капотом. Напрашивалось увеличение длины колесной базы, ширины колеи, снижение высоты двигателя.




Полномасштабные работы над новой «Чайкой» начались в 1969 году, когда завод закончил подготовительные работы по основным модификациям ГАЗ-24. Завершили «Волгу» - занялись «Чайкой». Ведущим конструктором модели стал Владимир Никитич Носаков, один из самых активных участников разработки ГАЗ-24. Дизайн-проект нового кузова предложил Станислав Волков, автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон.



В окончательном варианте у автомобиля удлинили на 20 см базу и расширили на 5 см колею, изменили компоновку моторного отсека, максимально понизив капот. Двигатель при неизменном рабочем объеме оснастили двумя карбюраторами и гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов. Его мощность возросла со 195 до 220 л.с. Теперь автоматическая коробка передач управлялась не кнопками на приборной панели, а современным селектором на полу. Новшествами стали первая в истории ГАЗа бесшкворневая передняя подвеска и дисковые передние тормоза с двумя суппортами на каждое колесо. Ходовая часть ГАЗ-14 была настроена на максимальную плавность хода и в то же время на обеспечение безопасности движения на высокой скорости. Даже большие мягкие 15-дюймовые радиальные шины эффективно амортизировали неровности дороги. На испытаниях был снят киноролик - вода из полного стакана, поставленного на подлокотник едущей с высокой скоростью машины, не расплескивалась.


Принципиальная схема силовой структуры не изменилась - у ГАЗ-14, как и у ГАЗ-13, основой является Х-образная рама с центральным лонжероном в пределах колесной базы и расходящимися вилкой лонжеронами спереди и сзади. В кузове за передними сиденьями ниже линии окон есть перегородка, увязывающая правую и левую центральные стойки. Такая же стояла у ЗИМа ГАЗ-12, а у «Чайки» ГАЗ-13 ее не было. Салон сохранил обычное для советских представительских машин трехрядное расположение сидений со складными страпонтенами среднего ряда.

Базовая комплектация «Чайки» второго поколения включала устройства, достойные автомобиля начала XXI века. Если электрические стеклоподъемники всех дверей внедрили еще на ГАЗ-13, а электроприводом выдвижения антенны могла похвастать даже «Волга» ГАЗ-24, то кондиционер в базовой комплектации, появившийся на новой «Чайке», можно считать новинкой для ГАЗа. Еще одним необычным для 70-х решением на ГАЗ-14 стал центральный замок дверей. Специально для «Чайки» рижский радиозавод VEF освоил стереофоническую магнитолу высокого класса. Подобно лимузинам ЗИЛ, в салоне новой «Чайки» появились два отопителя - один для передних, второй для задних сидений. На переднем бампере был установлен струйный омыватель фар - у предсерийных машин его форсунки встраивали в выступающие корпуса, а в серийном варианте жиклеры разместили на поверхности бампера. В общей сложности электропакет ГАЗ-14 включал 17 моторов электроприводов.


Однако чтобы сделать рентабельными смежные производства, поставлявшие комплектующие к «Чайке», конструкторы ГАЗа решили приспособить ряд деталей от ГАЗ-14 к новым моделям «Волги». Например, контрольные приборы и передние сиденья «Чайки» внедрили на ГАЗ-3102 а потом на ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029.

Вся первая половина 70-х ушла на постройку, доработку и испытания нескольких серий прототипов ГАЗ-14. В декабре 1976 года был изготовлен первый серийный автомобиль - его окрасили в вишневый цвет и подарили Л.И. Брежневу на 70-летний юбилей.

В следующем 1977-м, в честь 60-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции горьковчане развернули серийный выпуск новой «Чайки». С этого момента машины окрашивали только в черный цвет. Для обивки салона использовали натуральную ткань и пластик двух основных цветов - бежевого или темно-зеленого. В 80-х годах незначительно модернизированный вариант получил индекс ГАЗ-14-02.


На базе ГАЗ-14 в штучном количестве ГАЗ строил парадные кабриолеты ГАЗ-14-05 светло-серого цвета, с упрощенной обивкой сидений, без каркаса тента. На РАФе тоже штучно изготавливали универсал скорой медицинской помощи ГАЗ-РАФ-3920. Тираж обеих «кузовных» модификаций остался ничтожным в сравнении с объемами выпуска базовых «Чаек». Эти машины поставляли в гаражи, обслуживавшие министерства, обкомы и горкомы КПСС, военных командующих, руководителей силовых ведомств. ГАЗ-14 использовали также для встречи иностранных гостей, а также в коммерческих целях - по путевкам Трансагентства на свадьбах. В отличие от производства лимузинов ЗИЛ, выпуск «Чайки» окупал себя.



Завод запланировал модернизацию ГАЗ-14. Новый вариант отличался дисковыми тормозами задних колес, ради которых пришлось изменить колесные диски, рестайлингом передней облицовки и другими деталями. Машине присвоили индекс по новому ГОСТу ГАЗ-4106.


Трагедия случилась в 1988 году. В годы Перестройки союзное правительство вспомнило популистские идеи «борьбы с привилегиями». В результате, Совет министров принял непродуманное решение прекратить производство представительских автомобилей на ГАЗе. Выпуск «Чайки» не просто остановили - завод вынудили уничтожить всю производственно-технологическую оснастку. В 90-х Конструкторский совет завода рассматривал возможность возобновления производства «Чайки», но из-за необходимости восстановления утраченного оборудования эту идею сочли нерентабельной. И только передняя подвеска типа ГАЗ-14 была возрождена на микроавтобусе «Соболь».

Техническая характеристика

С оветский лимузин с элементами аэрокосмического стиля и помпезно-вычурной отделкой стал смотреться гостем из прошлого – примерно так же десятилетием ранее на фоне первой Чайки воспринимали .

И хотя обычная Волга модели М-21, вовсю выпускавшаяся на ГАЗе для чиновников рангом пониже, выглядела ничуть не современнее Чайки, для партийно-номенклатурной элиты требовалась новая машина. Как ни крути, но социальное расслоение было и тогда.

На ГАЗе к тому времени трудились и над будущей Волгой ГАЗ-24, поэтому особых вариантов относительно дизайна не было – на смену округлым формам с плавными линиями должны были прийти заходившие в моду плоские поверхности с практически прямыми углами. К слову, такой стиль нашел своё отражение не только в автомобилях, но и в дизайне мебели, бытовой техники и в архитектуре тех лет.

В команде художников и конструкторов ГАЗа, работавших над новой моделью, были и те, кто занимался созданием первой Чайки ГАЗ-13. А ответственным за внешность будущей Чайки-2 был «назначен» скульптор Лев Еремеев, создавший в своё время облики ЗИМа и первой Волги. Коллектив талантливых и опытных специалистов отлично знал своё дело и работал над новым проектом по определённой и уже ставшей для газовцев традиционной методике.

Работая над первой серией прототипов, конструкторы пробовали все возможные варианты, включая заведомо ложные, во второй начинали «приближаться» к более-менее серийному воплощению задуманного, а на третьей, как правило, уже заканчивали основную работу над внешностью и концепцией автомобиля, оставляя на финальную доводку лишь мелочи вроде отделки и исправления выявленных недостатков конструкции. Для этого проводились соответствующие ходовые испытания в различных климатических зонах Советского Союза.

Техническое задание на ГАЗ-14 звучало примерно так: нужно было создать абсолютно новый внешне автомобиль представительского класса, который по функционалу полностью повторял бы первую Чайку, превосходя её при этом по уровню комфорта. Важно, что в технической части у конструкторов практически не было свободы – предполагалось, что новый автомобиль по понятным причинам будет базироваться на старой платформе и прежних агрегатах. Это не только экономило деньги, но и сокращало время работы над новой моделью.

Чайку нужно было выпускать одновременно с ГАЗ-24. Иначе получилась бы странная ситуация – у «простых смертных» и чиновников рангом пониже есть новая модель среднеразмерного седана, а у «сильных мира сего» – только «эхо детройтского барокко».

Новая кровь

Дизайнеры хотели придать силуэту новой машины больше стремительности. Для этого нужно было понизить линию капота, однако уже в ходе работы над ранними прототипами первой серии стало очевидно, что «грузовая» посадка силового агрегата на не позволяла вписаться в «метровый промежуток» – то есть, опустить высоту передней части до уровня в 1 метр. Таким образом, конструкторам пришлось практически сразу же вносить серьезные изменения в силовую структуру.

Концепты первой серии получились чрезмерно грузными, а во второй серии колесную базу и колею увеличили.

Прототипы второй серии заметно отличаются от серийной Чайки решением передка и кормы

Надо признать, новая Чайка уже на стадии макетов в 1968 году смотрелась весьма свежо, хотя при этом строго, серьезно и «номенклатурно». Очевидных заимствований у западного автопрома не наблюдалась, хотя стилистика вновь навевала воспоминания о заокеанских дредноутах. Забегая наперёд, отметим, что после мощнейшего энергетического кризиса в США американские автомобили обновлялись уже не столь часто, как прежде, поэтому вплоть до конца восьмидесятых Чайка смотрелась вполне актуально не только на сером фоне отечественных Волг и Жигулей.


Предсерийный прототип «третьей» Чайки внешне близок к серийному автомобилю

В 1969-м облик прототипов утвердили. Далее заводчанам предстояла кропотливая работа над опытными образцами: лабораторные проверки узлов и агрегатов, стендовые и дорожные испытания, включая заезды на Дмитровском автополигоне… И, наконец, автопробег в реальных условиях.

В начале семидесятых советские автомобильные заводы широко практиковали «натурные испытания» своих новых разработок, благо география СССР позволяла проверить на деле пригодность автомобиля как к суровым северным морозам, так и к пустынному зною. Так, ходовые качества и выносливость традиционно проверяли на горных серпантинах Крыма и Кавказа.

1 / 2

2 / 2

До момента проведения государственной приёмки опытные образцы успевали намотать на свои колеса десятки тысяч километров самых разнообразных советских трасс и магистралей, включая и откровенное бездорожье. Разумеется, при работе над будущими «членовозами», к которым относилась и Чайка, к показателям комфорта и надежности приходилось относиться с еще большим трепетом и вниманием, ведь впоследствии этим машинам суждено было возить «мощи» тех, кто руководил ключевыми отраслями и сферами деятельности огромной страны. А это значит, что малейший «прокол» со стороны создателей «персоналки» был чреват отнюдь не просто выговором или «проработкой» на партсобрании…

К 1975 году было изготовлено около девяти опытных образцов трёх серий, которые заметно отличались не только дизайном, но и конструктивными решениями. К этому времени работа над ГАЗ-14 была практически завершена, а предсерийные прототипы отправились в очередной пробег уже для того, чтобы принять участие в приёмочных испытаниях. Чайка сдала экзамен «на отлично» – по итогам госприёмки соответствующая комиссия официально рекомендовала этот автомобиль к серийному производству.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Чайка производила странное впечатление: динамичность и некая «лёгкость» облика отнюдь не мешали автомобилю быть величественным и монументальным. Для автомобиля представительского класса такая «парящая тяжеловесность» – исключение из правил.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Больше, тяжелее, мощнее

Концептуально трехтонная Чайка четырнадцатой модели недалеко ушла от своей предшественницы: кузов полунесущей конструкции покоился на Х-образной раме хребтового типа. Разумеется, и в остальном Чайка оставалась типичной «классикой жанра» с приводом на задние колёса и продольным расположением силового агрегата. Передняя пружинная независимая подвеска сохранила общую схему, но получила шаровые опоры и сайлентблоки вместо обычных шкворней и резьбовых втулок. Задняя рессорная зависимая подвеска не претерпела радикальных изменений в конструкции, однако стала совершеннее – точнее, была «подогнана» под особенности компоновки нового кузова.


Да и в других элементах Чайка осталась верна себе: червячный рулевой механизм с гидравлическим усилителем, дисковые передние тормоза и обычные барабаны – сзади. Правда, с учетом немалой массы и ответственной миссии будущей «персоналки» тормозные диски выполнили вентилируемыми, а гидравлический привод получил два автономных независимых привода (концепция так называемого дублирования). При этом усилителей в системе было аж три: у главного тормозного цилиндра был свой вакуумник, а у каждого из контуров – отдельный гидровакуумный усилитель.

Новой Чайке по статусу полагалась не только более современная внешность, но и улучшенные динамические характеристики. У V -образной «восьмерки» от первой Чайки были резервы – запас по форсировке позволял безболезненно поднять мощность двигателя на несколько десятков «лошадок». Применив иную систему питания с двумя карбюраторами и «поколдовав» с газораспределительным механизмом и деталями выпуска, мощность мотора удалось поднять до 220 л. с. – то есть, по сравнению с ГАЗ-13 новая Чайка стала на 25 «лошадок» мощнее, а крутящий момент вырос с 412 до 451 Нм. Конструкторы «выжимали все соки» из двигателя не просто так, ведь по сравнению с предшественницей Чайка прибавила в весе несколько сотен килограммов!


После модернизации двигатель горьковского лимузина стал не только мощнее, но и заметно тише, ведь в его конструкции появились гидравлические толкатели клапанов и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала. Некоторым доработкам подверглась и гидромеханическая трансмиссия. Из-за применения более «короткой» главной пары в заднем мосту передаточные числа трехступенчатого «автомата» стали более длинными, а вместо прежнего кнопочного селектора выбор режимов возложили на более традиционный шестирежимный селектор рычажного типа, расположенный на центральном тоннеле пола.

Такой «пакет обновлений» благоприятно сказался на динамических качествах автомобиля: как и ожидалось, по сравнению с первой Чайкой время разгона до сотни сократилось с 20 до 15 секунд, а максимальная скорость увеличилась на 15 километров в час – до 175-ти.

Понятно, что «пободревшая» машина не должна была носиться «сломя голову» по советским дорогам, ведь для правительственных лимузинов всегда и везде были зелёный свет и разгонная полоса. Однако прибавка в мощности увеличивала «запас свободы» под педалью газа – иными словами, по велению высокопоставленного пассажира Чайка могла быстро набрать требуемую скорость.

1 / 2

2 / 2

Чайка была быстрее Волг и Москвичей не только в абсолютных цифрах на бумаге. Этот монументальный шестиоконный седан опережал редкий советский поток уже на уровне концепции. Превосходство ГАЗ-14 над остальными моделями было абсолютным – за исключением, пожалуй, правительственных же ЗИЛов.

По высшему разряду

Номенклатурному лимузину полагался высокий – нет, даже высочайший уровень комфорта. При работе над ГАЗ-14 конструкторы уделили много внимания удобству входа, для чего машину лишили боковых порогов пола, ненужных с учетом рамной конструкции кузова. Кроме того, уменьшенная габаритная высота также благоприятно сказывалась на комфорте высокопоставленных пассажиров, которые буквально входили, а не взбирались в салон автомобиля.


Длина автомобиля превышала шесть метров, а колесную базу по сравнению с ГАЗ-13 увеличили на 20 см – до трёх с половиной метров

Компоновка ГАЗ-14. Хорошо видна хребтовая рама

Формально Чайка оставалась таким же семиместным седаном, как и ГАЗ-13. Однако по просьбе заказчиков в салоне можно было установить перегородку, превратив автомобиль в лимузин с кабиной для водителя и переднего пассажира и пятиместным салоном. Кроме того, огромный задний диван был отформован на двоих пассажиров – тесниться втроём здесь никто явно не собирался. Водитель, штурман, два охранника и один-два «випа» – вот и весь «набор госаппарата» на борту ГАЗ-14.


Заднее сиденье с явно выраженной «двухместностью»

Подробного описания заслуживает система микроклимата. В те времена кондиционер на автомобилях американского производства был вполне привычной опцией, которая рядовым советским автовладельцам даже не снилась. Новой Чайке по статусу полагалась мощная система подогрева и охлаждения воздуха в салоне. Для этого в оснащение ГАЗ-13 входили две эффективные «печки» и… японский кондиционер!

1 / 2

2 / 2

Отопители позволяли в считанные минуты нагреть огромный салон и поддерживать в нём свыше +25°C даже в тридцатиградусный мороз, а в летний зной внутри седана исключительно черного цвета царила спасительная для обитателей прохлада. Справедливости ради отметим, что расположенный в багажном отделении «кондишн» в основном трудился на благо особо важных персон на заднем сиденье, в то время как до водителя охлажденный воздух поступал разве что со стороны кормы, поскольку специальных воздуховодов для этого не предусматривалось.

Для того, чтобы скрасить время, проведенное в дороге, в комплектацию Чайки входил созданный специально для этой модели многодиапазонный стереорадиоприёмник VEF Radiotehnika рижского производства и кассетный проигрыватель Vilma , управлять которыми мог задний пассажир – для этого в подлокотнике заднего дивана был предусмотрен специальный пульт. Некоторые автомобили по желанию заказчика комплектовались средствами спецсвязи – радио- или спутниковым телефоном.

Центральная блокировка замков, выдвижная антенна, механизмы подъема стёкол – все это на новой машине приводилось в действие с помощью почти двух десятков электромоторов. Добавим сюда передние и задние «противотуманки», а также струйные омыватели фар. Неудивительно, что для обслуживания всего этого «электрохозяйства» потребовался второй аккумулятор.

Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров конструкторы даже предусмотрели инерционные ремни безопасности, которыми в реальной жизни, разумеется, никто не пользовался.


Дополнительный уют интерьеру придавала горчично-коричневая обивка сидений и не пропускающая в салон ультрафиолет зеленовато-голубая атермальная тонировка стёкол. А вот «полосатый» шпон отделки напоминал служебный кабинет типичного «красного директора».

Подарок к юбилею

Несмотря на то, что конструктивно машина получилась очень удачной, судьба у неё изначально не совсем задалась. Во-первых, новая Чайка несколько «задержалась в пути»: лишь к 70-летию «дорогого Леонида Ильича» в конце 1976 года был собран первый экземпляр ГАЗ-14. Его, разумеется, изначально планировали вручить генсеку в качестве подарка к юбилею, поэтому первую Чайку выкрасили не в традиционный черный цвет, а сделали тёмно-вишневой.


Уже в следующем, 1977 году, в Горьком наладили мелкосерийное производство новой Чайки, причем параллельно с ней вплоть до 1981 года на ГАЗе продолжали выпускать прежнюю «персоналку» ГАЗ-13. Сборка новой модели осуществлялась вручную в цеху производства автомобилей малых серий (ПАМС) на стапелях – процесс был весьма небыстрым и кропотливым, поскольку для достижения требуемого результата каждую машину несколько раз «пересобирали» заново.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

При этом далеко не всегда бывшие пассажиры старой Чайки пересаживались на новую модель по простой причине – ГАЗ-14 выглядел настолько помпезно и роскошно, что на нём полагалось ездить чиновникам как минимум министерского ранга.



Кроме обычного шестиоконного седана, как и в случае с ГАЗ-13, Чайка выпускалась с открытым кузовом, а также в варианте «кремлёвской неотложки». Кабриолет с индексом 14-05 был спроектирован по заказу Министерства обороны СССР для проведения военных парадов. Машина отличалась оснащением салона и усиленным кузовом.

В СССР существовало множество легендарных автомобилей. Большинство из них уже нельзя встретить на улицах городов. И сегодня мы уделим внимание Этот завод выпускал помимо волг и грузовых газонов еще одну легендарную модель. Это автомобиль ГАЗ-14 "Чайка". Машина относится к представительскому классу. Сборка модели осуществлялась вручную, мелкими партиями. Всего за период производства (а это 1977-1988 годы) было выпущено чуть более тысячи таких машин. Что представляет собой ГАЗ-14? Фото, технические характеристики и особенности советской "Чайки" смотрите в нашей сегодняшней статье.

Дизайн

Это далеко не первая «Чайка» в стал преемником уже устарелой модели 13, выпуск которой осуществлялся в период с 1959-го по 1981 год. Одним из главных решений сменить эту модель на более новую стал устарелый дизайн. Не секрет, что 13-я «Чайка» была создана по мотивам американской моды 50-х. Но время не стоит на месте, и к 70-м внешность американских машин существенно изменилась. С «Чайкой» нужно было что-то делать. Поэтому в начале 70-х годов на заводе было принято решение о разработке совершенно новой модели, которая станет эталоном качества и дизайна. Как выглядит ГАЗ-14 "Чайка"? Фото данной машины представлено в нашей статье.

Любители американских ретро-машин сразу подчеркнут, что дизайн новой 14-й «Чайки» также был создан по канонам автомобильной моды США. Внешне советский ГАЗ был очень похож на «Шевроле Импалу». Правда, последняя выпускалась только в кузове купе. Если говорить непосредственно о «Чайке», ее внешность стала более строгой. В машине отсутствуют прежние, дутые формы, гладкое лобовое стекло, массивные крылья и обилие хрома. Кстати, производился данный автомобиль зачастую в одном цвете - черный глянец. Автомобиль оснащался хромированными дисками с боковыми флипперами. Спереди - четырехглазая оптика и массивная решетка радиатора, что тянется по всей ширине кузова. В переднем бампере размещены желтые противотуманные фары. Сквозь всю длину кузова тянется полоса хромированного молдинга.

Весьма необычно выглядит размещение боковых зеркал. Так, с водительской стороны зеркало закреплено на привычном месте. А правой стороны оно размещено на крыле. Таким образом, водителю меньше приходится вращать головой, чтобы контролировать ситуацию, происходящую сзади на дороге.

ГАЗ-14 редко можно увидеть на дорогах. Это в основном музейные экспонаты. Но при выезде на улицу такая машина однозначно будет привлекать внимание всех: и пешеходов, и водителей. Отметим, что большинство автомобилей «Чайка» ГАЗ-14 находятся в хорошем состоянии. Спустя годы металл кузова не берет коррозия. Покрашена машина довольно качественно. Правда, на некоторых экземплярах тускнеет лак со временем.

Размеры, клиренс

По советской классификации данная модель автомобиля принадлежит к большому классу. Длина кузова составляет 6,11 метра, ширина - 2,02, высота - 1,53 метра. Автомобиль имеет безумные габариты и по маневренности близится к лимузину. Величина колесной базы - 3,45 метра. Снаряженная масса составляет 2,6 тонны. При полной нагрузке масса достигает 3,16 тонны. Величина клиренса у автомобиля ГАЗ-14 "Чайка" - порядка 22 сантиметров. Однако ни о какой проходимости не может идти речи. Этот автомобиль создан исключительно для передвижения по ровному и желательно сухому асфальту.

Салон

Посадка в автомобиль удобная - двери открываются на очень большой угол. Дизайн интерьера соответствует статусу модели. В отделке применен качественный пластик, велюр, металл, а также дерево. Что примечательно, передняя панель по своему дизайну напоминает «Волгу» модели 24-10. Здесь такие же «колодцы» со стрелочными указателями. Кстати, руль с «Чайки» идеально вставал на «Волгу».

Большинство моделей, что дожили до наших дней, сохранились в хорошем состоянии. Однако на это повлиял не только маленький пробег, но и качество самих материалов. Собран салон очень хорошо, практически на века.

Стоит отметить также одну особенность. ГАЗ-14 предназначался для перевозки высших чинов и давался государством бесплатно, с личным водителем. На заводе не сильно заморачивались над комфортом самого водителя. Здесь даже сиденье не оснащено регулировками. А летом водители погибали от жары, поскольку кондиционер был подведен только назад и от автоматической КПП шел неимоверный жар. Таким образом, комфортно сидеть здесь было только сзади (впрочем, для этого «Чайка» и создавалась).

В плане оснащения «Чайка» не уступала более старшему ЗИЛу. Так, в ГАЗе присутствует:

  • Система вентиляции сидений (разумеется, задних).
  • Электрические стеклоподъемники.
  • Раздельный отопитель.
  • Кондиционер.
  • Автоматизированный привод заслонок.
  • Стереофонический радиоприемник «Блаупункт» производства ГДР. Также «Чайка» комплектовалась вильнюсским радиоприемником «Вильма» с кассетной приставкой. В обеих случаях приемники шли с пультом дистанционного управления. Данный пульт располагается в подлокотнике заднего дивана.
  • Система центрального запирания дверей.
  • Пепельницы с прикуривателем в общем количестве 4 штук.
  • Радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
  • Атермальные гнутые боковые стекла, которые не пропускают ультрафиолетовое излучение в салон.
  • Обогрев заднего стекла.

Как видите, уровень оснащения данной модели весьма обширный. Для работы всех дополнительных систем в салоне устанавливались 17 электродвигателей разной мощности. Что примечательно, вся электроника была советского производства (за исключением гэдээровского радиоприемника). ГАЗ-14 является одним из немногих советских авто, которые в те года оснащались штатно музыкой.

Среди положительных моментов стоит отметить и отличную звукоизоляцию. По данным прессы тех лет, уровень шума в салоне составлял до 73 дБ при движении на скорости 80 километров в час. Также большое внимание было уделено вопросу безопасности. В автомобиле присутствуют трехточечные ремни и силовые пояса в дверях. Однако подушек безопасности здесь нет. Ведь разработана машина была в начале 70-х годов. Тогда не каждый автомобиль оснащался даже ремнями.

Задний ряд сидений рассчитан на двоих человек. Диван достаточно мягкий и оснащен подголовниками. По центру спинки есть выдвижной подлокотник. Также заднее и боковые стекла оснащены ручными шторками. А для гостей предусматривался раздвижной стул, что выдвигался из водительской перегородки. За счет длинной базы в автомобиле очень много свободного места.

ГАЗ-14 "Чайка": технические характеристики

На данный автомобиль устанавливался советский восьмицилиндровый бензиновый двигатель марки ЗМЗ с карбюраторной системой питания. В моторе установлены два карбюратора марки К-114Б. На некоторые модели устанавливались механизмы К-114В. Рабочий объем данного агрегата - 5526 кубических сантиметров. Расположение клапанов - верхнее. Максимальная мощность двигателя - 220 лошадиных сил. Крутящий момент - 452 Нм при 2,8 тысячи оборотов. Двигатель ГАЗ-14 имеет алюминиевый блок цилиндров с алюминиевой головкой. Расположение ДВС - продольное. Система ГРМ - 16-клапанная, с цепным приводом.

Какие имеет ГАЗ-14 "Чайка" характеристики динамики? При высокой снаряженной массе данный автомобиль разгоняется до сотни за 15 секунд. Максимальная скорость автомобиля составляет 175 километров в час. Расход топлива, по паспортным данным, - 29 литров на 100 километров в городе. В смешанном цикле автомобиль потребляет не менее 24 литров. При движении по трассе машина расходует 22 литра по паспортным данным. Рекомендованный бензин - А-95 «Экстра».

Конструктивные особенности

Стоит отметить, что данный силовой агрегат имеет такую же основу, что и ГАЗ-13. Однако в конструкции были изменены фазы газораспределения. Еще среди изменений необходимо отметить наличие нового выписного и впускного коллектора, а также модернизированной системы питания (ранее в конструкции использовался всего лишь один карбюратор). Благодаря данным изменениям технические характеристики у ГАЗ-14 существенно возросли. Мощность увеличилась на 25 лошадиных сил при таком же рабочем объеме.

Интересный факт: данный силовой агрегат оснащен гидравлическими компенсаторами тепловых зазоров клапанов. Наличие данных механизмов позволило снизить трудоемкость работ технического обслуживания и увеличить устойчивость работы ДВС.

Шкив коленвала снабжен гасителем крутильных колебаний. Данное свойство позволило снизить лишние вибрации при работе силового агрегата. Также заменены уплотняющие манжеты и установлена газов закрытого типа.

Трансмиссия

По сравнению с предыдущей моделью у ГАЗ-14 характеристики мощности и сама снаряженная масса существенно возросли. Все это требовало усиления узлов трансмиссии. Так, на ГАЗ-14 устанавливается автоматическая трансмиссия с трехдиапазонным гидротрансформатором. Задний мост стал с балкой-картером. Передаточное число главной передачи - 3,58. Кстати, задний мост на ГАЗ-14 не имеет прямого отношения к устанавливаемому на «Волгах» с 1990 года мосту, который в простонародье называют «чайковским».

Новая коробка передач получила более длинные скорости. Так, первая и вторая имеет передаточное число 2,64 и 1,55 соответственно. Третья же является прямой. Передаточное число ее - 1,0. А вот задний мост укорочен с 1,72 до 2,0. Короткая главная пара была компенсировала широкими колесами. Так, на новую «Чайку» устанавливались покрышки размером 9,35-15".

Сама конструкция АКПП была схожей с гидромеханической передачей ГАЗ-13, которая, в свою очередь, являлась копией американской «Круиз-Матик», что ставилась на «Форды» тех лет. Изменился селектор на кожухе трансмиссионного тоннеля. Последовательность выбора режимов была международной:

  1. «Паркинг».
  2. «Реверс».
  3. «Нейтраль».
  4. «Драйв».

Также были режимы, позволяющие ехать только на первой либо второй передаче. Переключение передач осуществлялось очень плавно, без рывков. Однако на доживших до сегодняшнего дня экземплярах коробки могут пинаться. Виной тому является перегрев, которому сильно подвержены данные АКПП.

Основа АКПП - редуктор типа Равинье, состоящий из солнечных шестерен в количестве двух штук. Они были в зацеплении с двумя группами сателлитов, что находятся на общей каретке. Так называемые длинные сателлиты находятся в зацеплении с кольцевой, внешней шестерней. Она же формирует и вторичный вал. В конструкции коробки применялось два сцепления, каждое из которых работало от турбинного колеса гидротрансформатора.

При слабом газе переключение на вторую скорость происходило на скорости в 10-15 километров в час. На полном же двигатель раскручивался по максимуму, и вторая передача включалась лишь на 52 километрах в час. В работе АКПП ГАЗ-14 предусматривался кикдаун. Так, при резком нажатии на акселератор коробка автоматически переходила на более низшую передачу. Эта особенность предусматривалась для выполнения резких обгонов.

Ходовая часть

В этой части ГАЗ-14 стал модернизированным вариантом предыдущей «Чайки». Благодаря доработкам снизился центр тяжести автомобиля на 95 миллиметров и повысилась устойчивость на высоких скоростях. Сама рама являет собой Х-образную конструкцию с хребтовым тоннелем.

Передняя подвеска состоит из двойных поперечных рычагов. Однако вместо балки, как на ГАЗ-13, у преемника появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Сзади подвеска тоже подверглась изменениям. Здесь применен мост с малолистовыми рессорами. Была значительно усовершенствована амортизация, что увеличило плавность хода и комфортабельность автомобиля.


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-14 "Чайка"

В середине 60-х годов ГАЗ получил задание обновить "Чайку" в соответствии с требованиями времени. Это касалось не только экстерьера, но и комфорта, и безопасности пассажиров. Поскольку предстояло выполнить "особо важное государственное задание", работы возглавил главный конструктор Горьковского автозавода А.Д.Просвирнин.

К конструированию второй серии прототипов подошли более "демократично". Колесную базу увеличили на 20 см, колею - на 5 см. Поскольку высоту капота "в административном порядке" ограничили одним метром, необходимо было по-другому крепить двигатель и размещать его агрегаты. Все это потребовало изменения архитектуры Х-образной рамы.

На проект экстерьера был объявлен конкурс, который выиграл молодой горьковский дизайнер, недавний выпускник Мухинского уличища Станислав Волков. Ему удалось создать самобытный экстерьер, стилистически ничуть не напоминавший на сановный лимузин ЗИЛ-114, ни зарубежные аналоги.

В 1968 году макет новой "Чайки" вместе с первым прототипом будущей "Волги" ГАЗ-3102 обсуждался на заседании художественно-конструкторского совета КЭО (Конструкторско-экспериментального отдела) ГАЗа, а в 1969 году проект был утвержден макетной комиссией. Опытные образцы подвергли стендовым и дорожным испытаниям.

К моменту начала производства конструкция ГАЗ-14 выглядела так. Полунесущий кузов крепился к Х-образной хребтовой раме, лежащей в основе всей "монументальной" композиции. Автомобиль имел классическую компоновку, что позволило использовать академические решения основных узлов. Так, схема подвесок, по сравнению с ГАЗ-13, принципиально не изменилась, но была усовершенствована. Благодаря этому почти трехтонная машина славилась мягкостью и плавностью хода.
Не претерпели принципиальных изменений ни рулевое управление с червячным механизмом и гидроусилителем, ни тормозная система. Передние тормоза остались дисковыми, задние - барабанными. Их гидравлический привод осуществлялся двумя автономными контурами, каждый из которых действовал на "свои" тормозные скобы обеих передних колес и одно из задних. Сдвоенный главный тормозной цилиндр оснащался центральным вакуумным усилителем, а каждый из рабочих контуров - гидровакуумным.


Поскольку в техническом задании значилось улучшение динамических показателей, а разработка нового двигателя не планировалась, взялись за модернизацию V-образной "восьмерки", прекрасно зарекомендовавшей себя на ГАЗ-13. За счет применения двухкарбюраторной системы питания, изменения конструкции впускного и выпускного коллекторов и фаз газораспределения мощность мотора выросла со 195 до 220 л.с., а крутящий момент - с 42 до 46 кгс.м. В результате потяжелевшая на полтонны "Чайка" получилась значительно резвее. Максимальная скорость возросла со 160 до 175 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с 20 до 15 секунд.

Кнопочная селекция режима работы КПП уступила место более привычной рычажной. Рычаг имел шесть фиксированных положений: нейтраль, движение, задний ход, первая передача, вторая передача (запрет включения третьей), стоянка. Столитровый бензобак располагался под полом багажника.

Подлинным шедевром дизайнерской и инженерной мысли стал новый кузов. Станиславу Волкову удалось создать автомобиль, в котором стремительность и динамичность линий удивительным образом сочетались с монументальностью и величием, положенными машинами такого класса "по протоколу". Хотя высота новой "Чайки" уменьшилась почти на 10 см по сравнению с ГАЗ-13, входить в салон было очень удобно: рамная конструкция позволила сделать дверные проемы без порогов и, кроме того, посадка автомобиля стала ниже. Благодаря понижению центра тяжести машина стала более устойчивой, улучшилась аэродинамика, сократился расход топлива.
Кроме того, впервые в отечественной практике автомобиль получил не только передние, но и задние противотуманные фонари, фароочистители струйного типа и дворники, в неработающем положении убирающиеся под кромку капота.

Интерьер новой "Чайки" также разрабатывал Станислав Волков. Салон получился стильным и гармоничным. Сиденья и большая часть кузовных панелей обивались охристо-бежевым или серо-зеленым велюром. Солидности салону придавало умеренное использование вставок, декорированных под шпон дорогих пород дерева. Хромированных элементов было немного.
Для поддержания микроклимата салон был оборудован двумя эффективными отопителями (при - 25 С на улице салон прогревался до +25 С за 10 минут) и японским кондиционером. Поскольку кондиционер располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья, в машине не пришлось обустраивать никаких специальных воздуховодов. "Сливки" от работы кондиционера снимали высокопоставленные пассажиры, а водителю доставалось... то, что оставалось.

Подобным образом была организована и работа аудиосистемы. Основное управление аудиосистемой осуществлялось с пульта в подлокотнике заднего дивана. Разумеется. стеклоподъемники и механизм выдвижения антенны были электрическими; водитель мог использовать центральную блокировку замков. Салон был буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для обеспечения работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей!

Обилие электроники привело к появлению под капотом второго аккумулятора, что впоследствии породило миф о дублировании системы зажигания, хотя на самом деле "Чайка" этой опции не имела.
Стоит отметить, что вся эта роскошь скрывалась за тонированными стеклами - ветровым и задним, при этом ветровое было дополнительно азтемнено в верхней части.

ГАЗ-14 с символичным заводским номером "1" решили предподнести в подарок главе государства: 19 декабря 1976 года страна готовилась отмечать 70-летие Леонида Ильича Брежнева . На поток производство новых "Чаек" было поставлено лишь в 1977-м. В год таких машин собирали около сотни. При этом параллельно - вплоть до 1981 года - продолжался и выпуск "Чаек" предыдущего поколения.
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачев , начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, "утопавшие в роскоши", в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено. Последняя "Чайка" сошла со "стапелей" Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.

Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства "Чайки" технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей "Чайки".

"Прерванный полет" - иначе не назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.


Создатели ГАЗ-14 слегка покривили душой, представляя новую машину семиместным седаном.
Во-первых, внутри не было стеклянной перегородки, отделявшей передний ряд сидений от VIP-салона. Но сплошная панель, объединявшая спинки "партера" с укрытием для сложенных страпонтенов, позволяла устанавливать перегородку по просьбе заказчика.
А во-вторых, хотя ширины заднего дивана вполне хватало для троих, анатомическая форма подушки была рассчитана на двоих пассажиров. Третьему пришлось бы восседать на высоком центральном "горбе".
Фактически автомобиль был шестиместным: водитель, его "сосед", два человека на откидных страпонтенах и еще двое на "представительском" заднем диване.
"Не будите спящую собаку" (реж. А.Бобровский, 1991 год)

Вадим Фуфачев, "серьезный" человек с криминальным прошлым, оказался "на мушке" у ловкого афериста Чибиса: перед ним разыгрывают спектакль с вызовом к следователю, опечатыванием квартиры и т.д. Испуганный Фуфачев ищет связи в прокуратуре, и его знакомят с референтом из Министерства юстиции, который за большие деньги обещает замять дело.
В роли референта выступает Чибис. Чтобы произвести впечатление на "клиента", он "арендует" на несколько минут министерскую "Чайку" ГАЗ-14 . Великолепный автомобиль становится последним доказательством могущества мнимого референта, и Фуфачев отдает деньги. Афера удалась, но в конце концов аферист и его жертва оказываются вместе - в одной камере!


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Многие элементы оформления салона ГАЗ 14 позже были использованы на автомобиле классом ниже - ГАЗ-3102 "Волга": например, контрольные приборы, сблокированные в два больших круглых циферблата и прикрытие конусным антибликовым стеклом Всеволновый приемник был создан специально для ГАЗ-14 на рижском заводе "Радиотехника" Ручка селектора автоматической коробки передач с деревянным набалдашником

Салон новой "Чайки" выглядит солидно и по-своему роскошно
Новая "Чайка" первой среди советских автомобилей обзавелась стеклоомывателем фар: на снимке - поздний вариант системы с форсунками, встроенными прямо в бампер Эмблема ГАЗа с оленем, символ города Горький, неизменно красовалась на всех легковых автомобилях Горьковского автозавода Правое зеркало заднего вида в хромированном корпусе, вынесенное на переднее крыло, на деле оказалось не очень практичным
Ручки дверей отвечали современным требованиям безопасности - в случае наезда не ранили пешеходов Блок управления климатом в салоне Огромные рифленые задние фонари "Чайки" по дизайну напоминали задние фонари Mercedes-Benz семейств W123 и W126
Конструкторы легковых автомобилей представительского класса уделяют максимум внимания комфорту пассажиров заднего дивана Из складных страпонтенов легко получался дополнительный ряд сидений, рассчитанный на двоих пассажиров Большой багажник министерской "Чайке" был ни к чему, поэтому в нем разместили огромное запасное колесо и кондиционер
Продублированные емкости для тормозной жидкости двухконтурной тормозной системы: при неисправности одного из контуров автомобиль все равно сохранял способность тормозить Распределитель зажигания восьмицилиндрового двигателя Корпус воздушного фильтра на ГАЗ-14, рассчитанный сразу на два фильтрующих элемента, объединенных в один блок, имел своеобразную форму
Ручки пассажирских дверей расположены с двух сторон, чтобы двери было удобно открывать как с заднего дивана, так и со страпонтенов В подлокотнике для высокопоставленных пассажиров располагается собственный блок управления радиоприемником Для лучшего питания двигателя ГАЗ-14 воздушно-топливной смесью на него установили сразу два запараллеленных карбюратора

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-14 "Чайка"

Технические характеристики ГАЗ-14 "Чайка" Масса:
Число мест 7 снаряженная 2590 кг
Максимальная скорость 175 км/ч полная, в том числе: 3150 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на переднюю ось 1530 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 17,5 л/100 км на заднюю ось 1620 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея, 2 шт. 6СТ-55 Дорожные просветы:
Генератор Г-284 под передней осью 210 мм
Реле-регулятор РР-350Б под задней осью 210 мм
Стартер СТ230-Г
Прерыватель-распределитель Р-141 Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А14ДВ по оси следа внешнего переднего колеса 7,5 м
Размер шин 9,35-15 наружный габаритный 8,2 м
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная, на двух вертикальных цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное отношение 18,2
  • Тормоза: рабочий - передний дисковый, задний барабанный; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на оба передних и одно заднее колесо. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
    стояночный - колодочный, на задние колеса, с механическим приводом от ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический транформатор (максимальный коэффициент транформации 2,35), работающий совместно с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач
  • Передаточные числа: I - 2,64; II - 1,55; III - 1,00; задний ход - 2,00
  • Главная передача: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,58
  • Карбюратор: К-114Б и К-114В
  • Максимальная мощность: 220 л.с.при 4200 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 46,0 кгс.м при 2700-2800 об/мин

Эксплуатационные характеритсики ГАЗ 14 Чайка седан

Максимальная скорость: 175 км/ч
Время разгона до 100 км/ч: 15 c
Расход топлива на 100км по городу: 29 л
Расход топлива на 100км по трассе: 20 л
Объем бензобака: 100 л
Снаряженная масса автомобиля: 2615 кг
Допустимая полная масса: 3175 кг

Характеристики двигателя

Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 5530 см3
Мощность двигателя: 220 л.с.
Количество оборотов: 4200
Крутящий момент: 451/2700-2800 н*м
Система питания: Карбюратор
Газораспределительный механизм: OHC
Расположение цилиндров: V-образный
Количество цилиндров: 8
Диаметр цилиндра: 100 мм
Ход поршня: 88 мм
Степень сжатия: 8,5
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-95

Тормозная система

Передние тормоза: Дисковые
Задние тормоза: Барабанные

Рулевое управление

Тип рулевого управления: Червячный редуктор

Трансмиссия

Привод: Задний
Количество передач: автоматическая коробка 3
Передаточное отношение главной пары: 3,58

Кузов

Тип кузова: седан
Количество дверей: 5
Количество мест: 7
Длина машины: 6114 мм
Ширина машины: 2020 мм
Высота машины: 1525 мм
Колесная база: 3450 мм
Колея передняя: 1580 мм
Колея задняя: 1580 мм
Дорожный просвет (клиренс): 180 мм

Модификации

ГАЗ-14-05 - парадный фаэтон. С 1982 по 1988 год их было выпущено 15 экземпляров. Самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ». В отличии от ГАЗ-13Б электроподъемники боковых стекол установлены только на передних дверях, а вместо кабриолетного механизма простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением.

РАФ-3920 - санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.

ГАЗ-14-07 - автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решетку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. На автомобиль установили первую Советскую климатическую установку «Весна». Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой. Мотор новой «Чайки» доработали, добавили еще по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 л.с. до 485 л.с. Был внедрен ручной и принудительный режим повышения и понижения передач. Так как максимальная скорость увеличилась со 175 до 220 км/ч, то двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.

Несмотря на отличные характеристики, автомобиль не пошел в серию, в связи с постановлением М. С. Горбачева о снятии автомобилей «Чайка» с производства.

Производство

Год выпуска: с 1977 по 1988