Правила автострахования осаго

В начале каждого года в силу вступают различные нововведения для граждан, новые законы и поправки. Автострахование также не стало исключением. Многих граждан РФ интересует, что именно ожидает автолюбителей в 2016 году.

На данный момент в России существует три сектора автострахования: ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Первый пункт предлагает в обязательном порядке застраховать свое транспортное средство. Второй сектор предусматривает дополнительное страхование автомобилей. Третий пункт предоставляет полис всем участникам ДТП, включая пассажиров. ОСАГО не предоставляет страхование жизни самому водителю. Пострадавший сможет получить выплаты только от встречного страховщика, который обслуживает другого участника аварии. Страхование КАСКО берет ответственность за транспортно средство, его сохранность и целостность.


В рамках этого пункта существует и вероятность получить страхование от несчастных случаев. Этот способ страхования является очень популярным среди российских автолюбителей. ДСАГО также предлагает застраховать от повреждений транспортное средство. Этот тип полиса выгоден тем, что он способен покрыть ущерб в тех случаях, когда он не рассматривается как случай ОСАГО. Помимо этих видов страхования существуют и такие, которые относятся к автобусам, грузовикам и мотоциклам. В текущем году власти РФ решили изменить некоторые законы о проверке полисов ОСАГО.


Начиная с 2016 года осуществлять контроль будут не только сотрудники ГИБДД, но и . По новым правилам можно заметить, что власти отнеслись к этому вопросу очень ответственно. Проверка полисов ОСАГО усилится в три раза. Изначально такие меры будут действовать только на территории Москвы, Казани и других крупных городов. Позднее нововведение появится и в других регионах. Благодаря новым правилам появится возможность проверить наличие талона автострахования у каждого автовладельца, которые будет двигаться по автодороге, где установлены камеры фото и видеонаблюдения. В случае, если полис отсутствует или просрочен, владелец авто обязан будет выплатить штраф.


Информация о нарушении сразу будет отправляться в соответствующие органы. Власти уверены, что нововведение позволит выявить водителей, которые отказываются оформлять ОСАГО либо имеют поддельные документы. Отметим, что за последнее время подобные случаи участились. Новый закон в первую очередь поможет выявить нарушителей. Тем, кто соблюдает все правила и законы, бояться не стоит. Камеры будут продолжать фиксировать нарушителей ПДД, а во время оформления штрафа инспекторы проверят и наличие полиса ОСАГО.


Следующей темой, о которой стоит поговорить, это предложения страховых компаний в 2016 году. Как вы уже поняли, теперь владельцам авто не удастся избежать прохождения этой процедуры, поэтому уже сейчас в компаниях выстраиваются очереди. Власти РФ в этом году могут изменить закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземного транспорта». В таком случае этот процесс станет более прозрачным и будет соответствовать европейским стандартам. В 2016 году в России будет основан специальный клиринговый центр, благодаря которому пострадавшие в ДТП смогут получать возмещения от страховых компаний за более короткий срок.


За определенные выплаты специалисты организации будут производить пересчет между организациями. Весь процесс оформления автострахования переведут в электронную форму. Полис ОСАГО начнет свое действие сразу после внесения его в Единую центральную базу. Такой процесс позволит избежать оформления поддельных документов. Представители страховых компаний РФ отметили, что 2016 год станет особо растратным для тех, кто нарушает правила дорожного движения.


В этом году владельцы автомобилей, которые отмечены как нарушители, смогут приобрести . Со всеми последующими нарушениями этот коэффициент будет расти. Если взять во внимание все нововведения, которые описаны выше, можно сделать вывод, что в 2016 году оформление и получение автострахования будет значительно строже. Все новые правила указывают на то, что в РФ стараются избавиться от нарушителей ПДД и объяснить им, что соблюдать правила безопаснее и дешевле.

Кристина Лебедева

Ожидают серьезные изменения. Важнейшие из них - появление нового коэффициента к цене полиса и многократный рост количества штрафов за его отсутствие. Расскажем, поможет ли новый коэффициент получить скидку, каких видеокамер нужно бояться водителям, у которых нет страховки ОСАГО в 2016 году, и что произойдет с базовым тарифом.

Повышение тарифа ОСАГО в 2016 году

В 2016-ом базовые тарифы страхования ОСАГО не будут увеличиваться «галопирующими» темпами, обещает Игорь Жук, возглавляющий департамент страхового рынка Центробанка (напомним, тарифы на ОСАГО регулирует именно Банк России). Более конкретно возможное изменение тарифа в ЦБ пока не комментируют.

РСА выдвинет предложения о корректировке тарифа не раньше апреля, несмотря на очередное резкое ослабление рубля, сообщил Евгений Уфимцев, являющийся исполнительным директором Союза. Ранее он говорил, что в текущие цены ОСАГО заложен уровень курса американской валюты в 65 рублей (а ведь уже сейчас эта планка серьезно превышена). «Сегодняшние колебания курса - временные, - считает господин Уфимцев. - К апрелю мы подготовим другой вариант справочников по оценке убытка от ДТП. Тогда и станет видно, насколько повысилась стоимость запасных частей, и, каким образом, на это повлияла динамика курса доллара».

Но какие то изменения в тарифах неизбежны, необходимо четкое разграничение аккуратных водителей и снижение стоимости ОСАГО для них от «лихачей» и, соответственно, повышение стоимости страхования последним.

Также в ближайшие месяцы РСА собирается подготовить и представить в Центробанк проект плана перехода на свободный (то есть нерегулируемый государством) тариф страховки ОСАГО в 2016 году, рассказал господин Уфимцев. Согласие страховщикам на подготовку данного плана дала Эльвира Набиуллина, глава ЦБРФ. Но либерализация тарифа ОСАГО пока является вопросом отдаленного будущего: если верить заявлению Алексея Моисеева, являющегося замминистра финансов, тариф «освободят» где-то к 2020-ому. Если реализовать это сейчас, стоимость ОСАГО «улетит в стратосферу», полагает Владимир Чистюхин, зампредседателя Банка России.

В плане по либерализации, а значит и повышения тарифа ОСАГО, которым занимается РСА, будет учтен и курс доллара, и макроэкономическая ситуация, уточнил господин Уфимцев. «Первой фазой либерализации, возможно, станет расширение ценового коридора - поблажки для аккуратных водителей и тарифное ужесточение для неаккуратных», - рассказал он.

Напомним, что в настоящее время базовый тариф для легковушки гражданина составляет 3430-4120 рублей. Чтобы рассчитать окончательную , базовый тариф надо умножить на 8 коэффициентов - в зависимости от числа водителей, допущенных к управлению, их стажа и возраста, мощности авто, территории, срока страхования, коэффициент бонус-малус или КБМ (скидка за безаварийную езду и надбавка за попадание в аварии). Кроме того, используется повышающий в полтора раза коэффициент за серьезные нарушения страховых условий ОСАГО.

Повышался дважды - осенью 2014-го и весной 2015-го, апрельское подорожание составило в среднем 50%. До этого тариф оставался прежним с 2003-го, с момента появления «автогражданки». Одновременно с ростом стоимости полиса повысились и лимиты выплат: со 120000 до 400000 рублей за ущерб имуществу, со 160000 до 500000 - за урон жизни и здоровью.

Коэффициент Бонус-Малус - формирование штрафов

Для неаккуратных водителей страховка может значительно подорожать уже в текущем году: регулятор собирается ввести дополнительный коэффициент, учитывающий штрафы за несоблюдение ПДД. Данный пункт плана присутствует в соответствующем докладе, опубликованном Центробанком.

Ведется серьезная работа по выработке шкалы коэффициентов, которые будут влиять на величину тарифов ОСАГО с учетом всех рассматриваемых факторов, которые поддаются учету и наблюдлению.

Параметры использования коэффициента - сколько и какие нарушения будут учитываться, во сколько раз он будет увеличивать цену полиса - пока не определены. «В настоящее время математики считают зависимость числа попаданий водителем в ДТП от числа правонарушений», - поделился господин Уфимцев. По его словам, за ориентир взята планка в 5 нарушений в год, поскольку это самая массовая группа водителей - их свыше 2 миллионов. Но по результатам расчетов может выясниться, что учитывать надо и 3, и 10 нарушений.

Уже понятно, что ключевым фактором для применения дополнительного коэффициента будет преимущественно не количество правонарушений, а их тяжесть, говорит эксперт. «За «пьянку» цена ОСАГО может увеличиваться и втрое», - не исключил он. Будут учитываться лишь нарушения ПДД, влияющие на аварийность: проезд на красный свет, «пьяная» езда, вероятно, превышение скорости, сделал уточнения представитель РСА.

На уменьшение стоимости страховки за отсутствие нарушений данный коэффициент не будет работать, сказал господин Уфимцев. «И так действует максимальная 50%-ая скидка за езду без аварий - мы полагаем, что этого достаточно. С сегодняшними курсами валют и ценами автомобилей минимальной цене полиса, достигнутой многими «хорошими» водителями, понижаться уже некуда», - объяснил он.

Однако, по словам этого эксперта, возможность страховщиков увеличивать стоимость ОСАГО лихачам позволит не повышать базовый тариф полиса для всех остальных. «До этого мы недобирали на нарушителях, поэтому пришлось поднять цену для всех пропорционально. Это, разумеется, несправедливо», - признает Уфимцев.

По мнению Николая Тюрникова, главы АЗС, введение этого коэффициента - способ повысить тариф для еще большего количества автовладельцев. Также господин Тюрников видит в этом нарушение КоАП. «Исходя из КоАП, человека нельзя наказать два раза за одно нарушение, - обращает внимание эксперт. - Человека, нарушившего ПДД, наказывают штрафом. В системе обязательной «автогражданки» его ответственность и без этого заложена - с помощью КБМ (коэффициента бонус-малус), поскольку люди, нарушающие правила, и попадают в ДТП чаще».

Повышение тарифа ОСАГО для лихачей - оправданный шаг, потому что 90% нарушителей ПДД остаются безнаказанными, говорит Сергей Смирнов, являющийся редактором журнала «За рулем». «Дополнительная финансовая «кара» заставит этих автомобилистов задуматься, правильно ли они ездят», - считает он.

Новый коэффициент могут привязать к «опасному вождению» - это понятие ГИБДД собирается ввести в ПДД. Из проекта правительственного постановления следует, что «опасное вождение» будет примерно означать следующее: «создание водителем при управлении ТС опасности для движения через неоднократное совершение одного или более действий, связанных с несоблюдением Правил, выражающихся в неисполнении в ходе перестроения требования уступить путь транспорту, имеющему преимущественное право движения; перестроение при интенсивном автомобильном движении, когда заняты все полосы; нарушение бокового интервала; препятствование обгону; необязательное резкое торможение; несоблюдение безопасной дистанции до транспорта, движущегося впереди».

«Не очень понятно, каким образом будут администрировать «опасное вождение», поскольку в определении не заложен временной промежуток, за который будет считаться неоднократное нарушение, - акцентирует господин Смирнов. - Если водитель трижды не уступил дорогу, будет ли это считаться трехкратным нарушением одного правила или все-таки опасным вождением? Боюсь, это будут субъективно оценивать сотрудники ГИБДД». По словам эксперта, штрафы за опасное вождение могут стать одной из причин для использования нового коэффициента «автогражданки».

Изменения в ОСАГО - больше хороших и разных штрафов

В текущем году штрафов у автовладельцев может прибавиться: езда без страховки ОСАГО (или с фальшивой страховкой) будет штрафоваться при помощи дорожных камер. Пилот будет запущен, скорее всего, в Москве и Казани, а потом распространен на всю Россию. О достижении договоренностей с ГИБДД в этом вопросе ранее сообщали в РСА.

Появление фальшивых полисов ОСАГО похоже на эпидемию. Все чаще задерживают водителей с «фальшивками», как ни странно, некоторые не подозревают, что стали жертвами мошенников. Поэтому оформлять полис ОСАГО стоит в крупной страховой компании, присутствующей в рейтинге страховых компаний на нашем сайте - это станет гарантией от получения фальшивого полиса, так как крупные компании дорожат своей репутацией.

«Если в информационной базе РСА, к которой имеют доступ сотрудники ГИБДД, не обнаружатся сведения о наличии страховки, то штраф будет автоматически сформирован и направлен владельцу автомобиля, причем такое количество раз, какое он будет проезжать перед объективами камер», - сказано в сообщении РСА. Помимо этого, в сообщении присутствовало уточнение, что не будут штрафоваться автомобилисты, оформившие полис менее 5 дней назад - как раз столько времени предоставляется страховщикам на внесение полиса в АИС РСА.

Евгений Уфимцев уточнил, что Москва и Казань были выбраны пилотными регионами потому, что оборудованы камерами лучше всего. Предполагается, что в этих городах эксперимент сработает наиболее эффективно. Впрочем, окончательно регионы еще не определены, подчеркнул эксперт.

При этом бояться видеокамер нужно будет и гражданам, которые ездят без страховки, даже не нарушая Правил. «В проекте будут использованы два вида камер: и те, что фиксируют лишь нарушения, и потоковые, проверяющие все проезжающие автомобили «на угон». Потоковые камеры не так распространены, но бояться надо всех», - предупреждает господин Уфимцев.

Данная мера должна повысить дисциплину водителей, ведь многие из них начали отказываться покупать ОСАГО, соглашается господин Тюрников. Однако у нее есть недостаток, также связанный с повторным наказанием, считает он. «Способ, предлагаемый РСА, подразумевает выписывание десятков штрафов лишь за один день, а ведь это одно нарушение», - говорит эксперт.

По словам господина Смирнова, ничего противозаконного в этой ситуации нет: «Если автомобилист едет без полиса ОСАГО, его могут неоднократно остановить и оштрафовать сотрудники ГИБДД». При этом есть нюансы, которые система автоматической фиксации не учитывает. «Когда я покупаю машину, у меня есть 10 дней на оформление ОСАГО, - поясняет он. - Если полис у предыдущего владельца не истек, то проблем не возникнет. А если я купил автомобиль «пустой», без ОСАГО, то каким образом система автофиксации узнает, что внутри него новый собственник? По пути домой я могу встретить дюжину камер, каждая из которых выпишет мне восемьсот рублей - и окажется, что я попал на «червонец», хотя закон не нарушил. Это в эксперименте не учтено, и данная проблема будет встречаться повсеместно».

РСА ранее сообщал, что за месяц они заблокировали 37 сайтов, 57 аккаунтов и 39 групп в социальных сетях, в которых продавались поддельные полисы ОСАГО.

Страховка без «бумажки» - электронное ОСАГО

Теперь автовладельцы, купившие электронное ОСАГО, станут получать sms-уведомления об оформлении договора. Также с 1 января можно, не отходя от ПК, внести изменения в существующую е-страховку.

С 1 июля 2016 года возможность купить е-ОСАГО появится у юридических лиц. Физлица получили такую возможность еще с октября 2015-го.

Однако даже купившим е-полис ОСАГО автовладельцам все равно лучше иметь на руках бумажную распечатку. Игорь Шувалов, занимающий должность вице-премьера, предложил освободить водителей от этой обязанности и поручил подготовить соответствующее изменение в ПДД. «Сотрудникам ДПС предложено пользоваться электронными ресурсами с подключением к АИС РСА для оперативного выявления отсутствия или наличия полиса ОСАГО», - рассказали в секретариате вице-премьера. О сроках подготовки и внесения данных изменений в ПДД представитель секретариата ничего не сказал.

Это временная мера, в течение пару лет необходимость возить с собой распечатку полиса отойдет в прошлое.

По мнению господина Уфимцева, с технологической точки зрения ничто не мешает уже сейчас отменить обязанность водителей брать с собой и распечатку электронной страховки, и традиционную бумажную, на официальном бланке. «Большая часть сотрудников ГИБДД имеет электронные приборы для проверки, а если кто-то не имеет, то он может запросить наличие страховки по рации. Но непонятен вопрос, как автомобилист подтвердит наличие ОСАГО, если в работе устройства связи случился сбой. Это способно сильно усложнить проверку, поэтому на этом этапе мы советуем всем водителям держать в машине распечатку полиса», - говорит он.

Кроме того, Владимир Путин ранее подписал закон, который отменяет обязанность автовладельцев при оформлении е-полиса прописывать в заявлении на ОСАГО номер СНИЛС.

Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) в ОСАГО

В «дорожной карте» ЦБ, кроме нового коэффициента, есть и другие планы на этот год: реформа системы представительства касательно урегулирования убытков по «автогражданке», улучшение системы присваивания КБМ (коэффициента бонус-малус), совершенствование регулирования БСИ, содержащей информацию о договорах ОСАГО и каско.

В этом году страховые фирмы ожидают уменьшения числа жалоб на некорректное применение КБМ (в 2015-м с этим было связано 60% всех жалоб на «автогражданку»). Теперь СК применяют упрощенную процедуру работы с жалобами по поводу КБМ: если до этого водитель для исправления своего коэффициента был вынужден связываться со всеми страховщиками, начиная с того, в котором коэффициент был первый раз применен неправильно, то в настоящее время всю цепь проходить не надо. Достаточно обратиться к своему страховщику, и ее сотрудники совместно с РСА сами сделают пересчет коэффициента бонус-малус.

Реформа в системе представительства подразумевает возможность для СК на свое усмотрение делегировать полномочия по урегулированию убытка уполномоченным учреждениям, которые должны иметь аккредитацию РСА, пояснили в пресс-службе ЦБРФ. «Однако пока данное предложение находится на этапе проработки», - уточнили в Центробанке.

К БСИ подключено уже более 160 страховщиков и загружено 15 миллионов договоров. В ЦБ рассчитывают, что в ближайшие недели появится возможность выдачи сведений из Бюро.

Документ, который регулирует взаимоотношения между владельцем автомобиля и страховой компанией, называют правилами ОСАГО. Этот нормативно-правовой акт утвержден правительством Российской Федерации и обязателен для выполнения всеми сторонами процесса.

Правила ОСАГО отвечают за установление гарантий защиты, суммы страховых выплат и последовательность оформления соглашения между сторонами.

Основные положения

Начальный раздел такого документа, как Правила ОСАГО, описывает происшествия, которые должны покрываться страховкой и разъясняет основные понятия. В нем четко и последовательно описаны все стороны процесса и инструменты решения вопроса.

Если следовать данному документу, то страхованию не может подлежать такие транспортные средства:

  • максимальная скорость которых составляет до 20 км/час ;
  • если технические характеристики не подпадают под действие закона о страховании;
  • транспортные средства, которые находятся в распоряжении ВСР, если это не сельскохозяйственный транспорт;
  • если они зарегистрированы в другом государстве, а их владелец состоит в МСС.

Объектом страхования называют те риски, вследствие которых может быть нанесен ущерб транспортному средству или его владельцу.

Если следовать правилам ОСАГО, то владельцу машины не возмещают ущерб в таких случаях:

  • если ущерб нанесло заинтересованное лицо, или он возник вследствие неконтролируемых сил;
  • если произошла техногенная катастрофа или ядерный взрыв;
  • в случае войны или волнений гражданского общества;
  • если владелец ОСАГО стал виновником ДТП.

Также в соглашении не учитываются следующие случаи:

  • если другое транспортное средство было повреждено предметами, которые указаны в соглашении;
  • если нанесен моральный ущерб или потеряна выгода;
  • если транспортное средство было разбито вследствие соревнований или учебной деятельности;
  • если вследствие незаконных действий происходит загрязнение окружающей среды;
  • если, вследствие аварии, были повреждены антикварные предметы;
  • если нужно возмещать убытки по трудовому соглашению.

Новые правила страхования по ОСАГО учитывают выплату компенсации пострадавшей стороне в сумме до 400 тысяч рублей . Если сумма ремонта автомобиля превышает этот порог, то страховщиками она не покрывается.

Выплаты страховых средств регулирует пункт 70 Правил ОСАГО, а деньги со счета страховой компании должны придти на протяжении 3 суток

Необходимые бумаги

Для оформления полиса ОСАГО понадобится такой перечень документов:

  • заполненное по специальной форме заявление;
  • личный паспорт;
  • паспорт на автомобиль;
  • диагностическая карта с описанием технических характеристик автомобиля;
  • водительское удостоверение;
  • предыдущий полис автострахования.

Предоставление этих документов страховому агенту в срок – это залог быстрого оформления страховки. Правила ОСАГО с последними изменениями говорят об отсутствии необходимости повторно предоставлять оригиналы документов.

Также теперь не обязательно идти в офис страховой компании, все документы можно отправить в электронном виде. Но для этого понадобится иметь электронную подпись.

Вся информация, которая подается в заявлении, должна быть правдивой и точной. Водителю нужно сообщать обо всех случаях ДТП и всех полученных ранее выплатах. Если эти данные оказались ложными, то владельцу машины придется нести ответственность перед законом.

Данная информация заносится в единую базу данных АИС и сохраняется там на все время страхования. В случае всяческих изменений, владелец автомобиля должен сообщить об этом в соответствующие службы.

Основные моменты документов

Страхованием автомобилей в РФ занимается несколько компаний. Среди самых крупных можно назвать Гарант, Ингосстрах, . Чтобы узнать моменты получения страховки ОСАГО, можно зайти на сайты этих компаний.

Действующая редакция

Действующая редакция 1 сентября 2017 года имеет в своем содержании такие новые положения в Правила ОСАГО:

  • заявку на выплату средств можно отправлять только в ту страховую организацию, где проводилось страхование;
  • для прицепов страховка больше не предоставляется;
  • в 2015 году было введено ряд новых тарифов на ОСАГО;
  • выплаты по ОСАГО возможны не только в виде денежных средств, компания также может оплатить ремонт напрямую.

Полис ОСАГО является обязательным. Без него автомобиль не может быть занесен в базу данных, а значит, зарегистрирован. В противном случае на владельца такой машины может быть накладен штраф в размере 8 минимальных зарплат .

Закон ОСАГО был введен в действие еще в 2013 году. Некоторые водители его поддерживают, некоторые – категорически против такого решения. Но постановление правительства направлено на уменьшение количества ДТП и упрощения разбирательств по ним.

Компании, которые занимаются страхованием автомобилей, входят в юрисдикцию Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Только они имеют право заниматься такого рода деятельность. Все другие фирмы, которые оформляют полисы страхования, делают это в незаконный способ и являются мошенниками. Страховой документ, который ими выдается, не может иметь юридической силы и не является настоящим.

Возмещение ущерба страховыми компаниями происходит только в тех случаях, когда владелец страховки виноват в происшествии, или же вина накладывается на обе стороны конфликта.

Количество страховых выплат на период действия ОСАГО не ограничено. Но следует помнить, что в случае отсутствия аварий на протяжении года на водителя ожидают скидки и бонусы.

В том же случае, если ДТП происходят очень часто, цена на следующий полис может возрасти в несколько раз. Можно сделать вывод, что аккуратное вождение выгодно не только здоровью водителя и его пассажиров, но и его бумажнику.

Страховка не выплачивается в тех случаях, если водитель столкнулся с домом, гаражом или другим объектом строительства.

Страховая компания может потребовать вернуть выплаченные средства в таких случаях:

  • вред имуществу был причинен целенаправленно;
  • ДТП случилась после применения водителем алкогольных напитков или наркотических средств;
  • автомобилем во время транспортного происшествия управляло другое лицо, имя которого в соглашении не указано (во избежание таких случаев нужно сразу вписать водителя в страховой договор);
  • виновник скрылся с места аварии;
  • если договор не рассчитан на то время, в которое случилось происшествие.

Правилами ОСАГО данная страховка рассчитана только на случаи ДТП. В ней не учитываются варианты угона машины, кражи запчастей и прочего.

Также не всех водителей устраивает сумма компенсации – часто ее просто не хватает на ремонт. Это происходит по той причине, что договором предусмотрена замена поврежденных запчастей на подержанные.

Расчет проводится именно исходя из этого пункта. Но не всегда автомеханики могут найти такие. Зачастую они ставят новые комплектующие, что сильно повышает цену ремонта.

Нюансы полиса

Требования относительно страхования выдвигает банк России. Страховые тарифы формируются именно на основании этих требований. А уже размер выплат по страховке зависит от страховых тарифов.

Собственник транспортного средства имеет право выбрать любую страховую компанию. В то же время страховщики не имеют права на отказ кому-либо.

Ест еще несколько моментов, о которых должен знать владелец ОСАГО:

  • если в договор вносятся изменения и меняются также риски, страховщики имеют право также требовать дополнительную оплату;
  • продление соглашения о страховании возможно только в случае подписания нового договора по истечению срока старого;
  • расторжение договора происходит только в тех случаях, когда застрахованное транспортное средство теряется, умирает его владелец и пр.;
  • также страховщики имеют право прекратить действие соглашения в случае, если у транспортного средства изменился владелец;
  • если была предоставлена неправдивая информация о рисках, и они превышают указанные;
  • возврат некоторой суммы страховых средств страховщиком прописан в Правилах ОСАГО – за невыполнение их компания может нести наказание и оплатить неустойку.

Ставки и коэффициенты

Тарифная ставка ОСАГО зависит от нескольких факторов. Среди них можно выделить технические характеристики автомобиля, срок его эксплуатации и подобное.

Категория транспортного средства Размеры тарифной ставки Примечания
Автотранспорт категорий А, М 876-1579
Категории В, ВЕ 867-1579
Владелец 2573-3087 Владельцем является юридическое лицо
Владелец 3432-4118 В качестве собственника постает физическое лицо
Такси 5138-6166
Категории С, СЕ 5138-6166
Категории D, DE 5284-6341
Масса автомобиля 3509-4211 Меньше 16 тонн
Масса автомобиля 5284-6341 Больше 16 тонн
Количество мест для пассажиров 2808-3370 Меньше 16 мест
Количество пассажирских мест 3509-4211 Больше 16 мест
Маршрутные такси 5138-6166
Троллейбусы 2808-3370
Трамваи 1751-2101
Трактор 11-1579

Изменения правил ОСАГО в 2017 году

Уже с начала 2014 года правительство начало вводить в отечественную систему страхования европейские стандарты. Продолжилось реформирование системы и в 2017 году.

На владельцев автомобилей ждут такие изменения:

  • если сума убытка в результате ДТП не превысила 50 тысяч рублей , вызывать страхового инспектора не обязательно – оформление происшествия можно сделать в европротоколе;
  • страховщики не имеют законного права отказывать любому клиенту в оформлении ОСАГО – в противном случае их ожидает штраф в размере 50 тысяч рублей ;
  • теперь оплата средств по страхованию может быть как в виде денежной суммы, так и оплаты счета по ремонту;
  • досудебный порядок разрешения спорной ситуации также изменен;
  • если есть в наличии полис ОСАГО, то по нему возможно получение компенсации за КАСКО и ДСАГО;
  • заполнение убытков при помощи европротокола означает, что страховщики не имеют права требовать больше никаких документов;
  • тарифы увеличились на 40-60 процентов ;
  • разработаны правила снятия лицензии со страховой компании – за этим должен следить Росгосстрах;
  • также вводится криминальная ответственность страховщиком в случае использования незаконных бланков;
  • страховые компании в обязательном порядке должны выполнять те обязательства, которые они взяли на себя при подписании договора;
  • страховым компаниям предоставляется право делать своим клиентам скидки.


Если страховая компания сомневается в сумме выплаты, то они могут провести дополнительную экспертизу

Ключевые пункты условий

В последние годы, вследствие правительственных реформ, некоторые пункты условия по страхованию ОСАГО были изменены. Все это делается для усовершенствования данной системы.

Лимиты

Правительством установлены такие лимиты по страхованию ОСАГО:

  • максимально допустимая сумма выплат страховщиком в результате нанесения ущерба транспортному средству не должна превышать 400 тысяч рублей ;
  • максимальная сумма выплат в результате нанесения вреда здоровью или жизни человека не должна превышать полмиллиона рублей;
  • если страховка оформлялась без инспектора по европротоколу, то максимальная выплата составит 50 тысяч рублей .

Также в виде ремонтных работ предусмотрено изменение износившихся деталей за счет страховой фирмы.

Порядок возмещения

Профессиональная деятельность для страховщиков – это самое важное в их работе. Но не всегда их действия направлены на соблюдения всех правил и порядков. В случае если страховая компания отказывается выплачивать средства, клиент может подать на нее в суд. Но в этом случае все документы должны быть очень грамотно заполненные.

Первым делом водитель должен сообщить о дорожном происшествии представителям страховой компании. Лучше всего написать туда заявление с приложением необходимых документов. К тому, нельзя забывать о сроках – они должны быть прописаны в договоре.

В страховую компанию должны быть отправлены те документы, которые подтверждают наличие страхового случая. Это может быть протокол с места ДТП, справка из ГИБДД, заявление той стороны, которую признали потерпевшей и прочее. На основании этих документов, страховщики должны решить выплачивать им компенсацию или нет.

Расторжение

Полис страхования ОСАГО подписывается по стандарту на год. Для лиц, которые имеют заграничную регистрацию, страхование проводится на срок не менее 5 дней . Продлить полис страховщики могут только по завершению срока действия предыдущего соглашения.

Преждевременно договор может быть расторгнут только в некоторых случаях:

  • если человек, который оформлял страховку, умер;
  • в случае ликвидации юридической организации;
  • если была ликвидирована сама страховая организация;
  • в случае утраты того имущества, которое было застраховано.

Положение о выплатах предусматривает преждевременный разрыв договора. В нем прописаны обязательства страховщиков выплачивать суммы по договору в период его действия.

Но если страхователь решит сменить того страховщика, у которого оформлял ОСАГО, ему придется оплатить штраф. Его размер будет зависеть от срока действия соглашения.

Экспертиза

Страховые компании могут проводить дополнительную экспертизу в тех случаях, если у них есть сомнения на счет суммы страхового возмещения. Если же стороны нашли единогласное решение конфликта, то она может не проводиться.

Организацией экспертизы занимаются страховщики. Владелец транспортного средства должен предоставить ему автомобиль или то, что осталось после аварии. Лучше всего экспертизу проводить сразу же на месте происшествия. Но, в тех случаях, если это невозможно, на специальной площадке, которая устроит эксперта.

Дата проведения экспертизы должна быть согласована и страховщиком и страхователем.

Исключения страховки

ОСАГО является обязательной страховкой для почти всех транспортных средств.

Но есть также авто, которые не подлежат такого рода страхованию:

  • те ТС, максимальная скорость которых не превышает 20 км/час ;
  • те машины, которые не допущены к распространению на территории РФ;
  • военные транспортные средства;
  • для иностранных граждан, если их средство передвижения уже застраховано за границей.

Рынок обязательного страхования гражданской ответственности снова ждет пересмотр тарифов. В настоящий момент Российский союз автостраховщиков по поручению Правительства РФ, под контролем ЦБ РФ, разрабатывает новую систему тарифов ОСАГО. В течение 1 квартала ЦБ РФ должен подготовить доклад и проект регулирования новых тарифов. Правда стоит отметить, что повышение тарифов будет касаться не всех водителей, а только тех, кто либо .

В настоящий момент прорабатываются два варианта расчета новых тарифов. Первый вариант предусматривает изменение коэффициентов для тех водителей, которые часто нарушают ПДД. То есть при этом варианте стоимость страхового полиса гражданской ответственности будет увеличиваться для всех водителей, которые часто нарушают правила дорожного движения.

Второй вариант предусматривает увеличение поправочных коэффициентов при расчете стоимости , которые будут увеличиваться только при грубых нарушениях ПДД, в результате которых есть большой риск ДТП.



Напомним, что в настоящий момент на территории России действует базовый тариф полисов ОСАГО, который составляет от 3,432 до 4,118 рублей. Далее для окончательного расчета применяются поправочные коэффициенты, которые зависят от стажа вождения, коэффициента бонус-малус, региона в котором на учете стоит транспортное средство, возраста водителя и т.п. Главный коэффициент, который существенно влияет на окончательную стоимость страхового полиса ОСАГО, который зависит от того попадает ли водитель в аварию.

То есть чем больше вы имеете безаварийный стаж вождения, тем (при условии сохранении базовых тарифов, утвержденных ЦБ РФ). Напротив если водитель часто попадает в ДТП, стоимость полиса значительно увеличивается из-за повышения поправочного коэффициента.

Формула простая - чем чаще водитель попадает в аварию, тем больше он платит за полис страхования. Максимальный увеличивающий коэффициент за ДТП в настоящий момент составляет 2,45. То есть независимо от того как часто водитель попадает в аварии, базовый тариф стоимости ОСАГО не может быть увеличен более чем в 2,45 раза.





Согласно предложению по увеличению поправочных коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО за нарушение ПДД, планируется, что стоимость полиса может вырасти в 1,86 раза за 5-10 нарушений. При нарушениях правил дорожного движения с 10 до 15 предлагается увеличивать стоимость ОСАГО в 2,06 раза. С 15 до 20 нарушений полис может вырасти в цене в 2,26 раза. Для тех же, кто более чем 35 раз, стоимость ОСАГО может увеличиться в 3,04 раза.

Что касаемо предложения увеличивать стоимость полиса только для тех водителей, которые совершают только серьезные правонарушения на дороге, то предлагается, что за пять нарушений правил дорожного движения основной тариф может быть увеличен в 3,12 раза.

Стоит отметить, что в качестве серьезных правонарушений в области дорожного движения являются, например следующие нарушения:

- Проезд на запрещающий сигнал светофора

- Выезд на встречную полосу движения

- Управление автомобилем в состоянии опьянения

- Превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/ч

Также предлагается в качестве серьезного правонарушения ПДД признать заезд автомобилем за стоп-линию. Если Правительством будет выбран именно этот вариант регулирования новых тарифов ОСАГО, то если водитель грубо нарушит ПДД 20 раз, то стоимость полиса может вырасти в 8,29 раза.

Стоит отметить, что при этом варианте новых тарифов ОСАГО фактически стоимость страхования не вырастет для большинства водителей, так как новые тарифы коснутся только злостных нарушителей ПДД.



Но мы считаем, что Правительство РФ предпочтет первый вариант, так он повлияет н всех водителей в России, что кардинальным образом может повлиять на ситуацию . Некоторые эксперты прогнозируют, что если будет утвержден первый вариант регулирования новых тарифов ОСАГО, то аварийность на дороге может за несколько лет снизиться до 30 процентов.

Стоит отметить, что по планам Цб РФ и Правительства РФ новые тарифы должны быть утверждены ближе к концу марта. Вполне возможно, что новые тарифы начнут действовать во втором квартале или максимум с 1 июля 2016 года.

Зачем снова хотят увеличить стоимость ОСАГО?



Для многих водителей новость о том, что государство снова хочет повысить может вызвать недоумение. Но на самом деле объяснение здесь простое. Например, несмотря на многие принятые меры по снижению количества ДТП в России, переломить ситуацию кардинальным образом не получилось. В итоге Правительство РФ поручило Центральному Банку РФ разработать новые тарифы ОСАГО, с целью предостеречь водителей от нарушений ПДД. ЦБ РФ поручил Российскому союзу автостраховщиков разработать свои предложения по изменению поправочных коэффициентов при расчете .



Увеличение повышающих коэффициентов приведет к росту дисциплинарности водителей на дорогах России, что в свою очередь неизбежно приведет к уменьшению аварийности на дорогах. Ведь согласитесь даже злостные нарушители ПДД, которые часто грубо нарушают закон, остепеняться, зная о том, что стоимость ОСАГО в будущем может вырасти для них в 8 раз.

Какой срок давности правонарушений ПДД будет считаться при расчете полиса ОСАГО по новым тарифам?



Многие ошибочно полагают, что количество правонарушений будет регулироваться точно также как рассчитывается давность . Напомним, что в действующем Кодексе об административных правонарушениях действует ответственность за неоднократные нарушения ПДД. Согласно законодательству, если с момента первого правонарушения не истек срок 12 мес. (1 год), то нарушение признается повторным. То есть если с момента первого нарушения ПДД прошло больше года, то в случае повторного нарушения того же пункта ПДД, органы ГИБДД не признают за водителем повторного правонарушения.

В случае же с увеличением поправочных коэффициентов за нарушение ПДД этот срок не будет действовать. То есть все ваши нарушения в течение года не будут аннулироваться при расчете итоговой стоимости полиса ОСАГО по истечения 12 месяцев с момента первого нарушения .



Например, если вы целый год безаварийно управляли автомобилем, согласно действующему законодательству, при расчете стоимости полиса ОСАГО на новый срок страховая компания обязана применить КБм (бонус-малус), который в итоге снизит стоимость полиса. Максимальная скидка за безаварийную езду составляет 40 процентов.

Но по своей вине, то при оформлении нового полиса ОСАГО, страховая компания применит к вам повышающий коэффициент, который увеличит для вас итоговую стоимость полиса.

Для того чтобы вернуть более дешевый тариф водителю необходимо будет снова отъездить безаварийно определенное время.

Как страховая компания будет контролировать водителей на нарушения правил дорожного движения?



В случае если будут утверждены новые тарифы ОСАГО, которые могут повышаться из-за неоднократных нарушений правил дорожного движения, то страховые компании получат доступ к базе данных , в которой будет информация обо всех водителей нарушающие ПДД.



, страховщики при оформлении полиса ОСАГО, будут рассчитывать итоговую стоимость полиса на основании данных о привлечении водителей к административной ответственности за нарушение ПДД.

Что делать, если в базе данных ГИБДД указаны не достоверные данные о нарушениях водителя?

Конечно введение новых тарифов ОСАГО в 2016 году, на основании правонарушений ПДД водителями, могут возникнуть сложности при расчете справедливой цены страхового полиса. Ведь не секрет, что в базе данных Госавтоинспекции встречается много неточностей.

Поэтому если вы будете не согласны с итоговой стоимостью полиса ОСАГО, который будет рассчитан на основании ваших нарушений ПДД, необходимо обратиться с жалобой в Российский союз автостраховщиков (РСА) и в органы ГИБДД. Задача добиться уменьшения стоимости полиса ОСАГО.

Какие изменения в ОСАГО ждут нас завтра, 1 июля 2016 года - последние новости.

Новые полисы ОСАГО с 1 июля 2016

Самое главное изменение - замена полисов ОСАГО. С 1 июля 2016 года в России выходят новые бланки полисов ОСАГО. Они будут розового цвета и заменят старые зеленые бланки, которые подделываются уже в промышленных масштабах. По некоторым сведениям, в России уже около 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО.

Замена полисов ОСАГО на новые с 1 июля 2016 года коснется не столько водителей, сколько страховщиков. Именно страховщики с этой даты должны получить новые бланки полисов, а уже после этого начать их выдавать своим клиентам. То есть, если у Вас на руках есть действующий полис ОСАГО, менять его с 1 июля никто не заставит.

На сегодняшний день подготовлено уже 2 миллиона новых бланков ОСАГО. Завтра они должны поступить в страховые компании.

Как сообщают в Гознаке, цена новых бланков, изготовленных с более совершенными мерами защиты, будет выше обычных полисов примерно на 10-15%. Однако, эти расходы должны лечь на плечи страховых компаний, а не покупателей.

Переходный период, когда одновременно будут продавать полисы как на новых, так и на старых бланках, продлится до 1 октября 2016 года, сообщила пресс-служба РСА. «Переходный период по одновременной продаже старых зелёных и новых розовых бланков полисов будет установлен с 1 июля на 3 месяца. В этот промежуток времени внесение изменений в договоры или заключение новых договоров страховые компании смогут осуществлять как на новых, так и на старых бланках полисов. Этот период даст возможность наиболее комфортно перестроиться на работу с новыми полисами как самим потребителям страховых услуг, так и регулирующим и контролирующим органам власти», – сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Электронное ОСАГО для юрлиц

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, которые позволяют страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц.

Страховщики провели соответствующую технологическую подготовку к расширению проекта электронных полисов, со стороны РСА все готово к запуску этого процесса.

Однако, компании вправе самостоятельно решить, сколько полисов ОСАГО продавать электронным способом.

В настоящее время электронные полисы ОСАГО физлицам продают 14 компаний-членов РСА.

Процедура заключения договора с юрлицами практически ничем не будет отличаться от физлиц. Клиент создает личный кабинет на сайте страховщика, заполняет заявление, информационная система компании берет необходимые данные из автоматизированной информационной системы РСА, далее выставляется счет, после оплаты страхователь получает полис в личном кабинете и на электронную почту .

Цены на ОСАГО с 1 июля 2016

В интернете ходят слухи о повышении тарифов ОСАГО с 1 июля 2016 года. Напомним, в последнее время страховщики все чаще упоминают о либерализации тарифов. Это означает отмену установленных сейчас тарифных коридоров и введение свободного тарифа ОСАГО. То есть, каждая страховая компания будет самостоятельно устанавливать цену на ОСАГО.

Однако, в ближайшее время повышение стоимости ОСАГО не планируется. «Что касается рынка ОСАГО, то, прежде чем говорить о либерализации тарифов, нужно навести порядок с той ситуацией, которая сложилась на рынке. Если освободить тариф, то он в ряде регионов может серьезно вырасти, поскольку для страховщиков часть регионов сейчас убыточна. Это приведет к диспропорциям на рынке», - сообщила сегодня глава Банка России Эльвира Набиуллина.

По ее словам, на сегодняшний день в компаниях, правильно организовавших свою работу, ОСАГО не является убыточным видом страхования, поэтому повышать тарифы нет необходимости.

Последние изменения ОСАГО

Напомним, с 1 июня 2016 года в России вступили в силу последние изменения в ОСАГО: пятидневный "период охлаждения" практически по всем видам добровольного страхования, е диный агент ОСАГО в пилотных регионах и новая стоимость запчастей, материалов и нормочаса работ, применяемых в ОСАГО.