Что считается тюнингом. Элементы нелегального тюнинга – чего нельзя делать с машиной в России? Дополнительные глушители, обвесы и кенгурятники - в топку

Итак, самая популярная тема последних месяцев о запрете тюнинга породила множество историй.
Как же всё на самом деле? Собственным опытом подробно поделился наш читатель Макс Жуков

Часть 1. Теоретическая
Так что такое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»?

Усаживайтесь поудобней. Сейчас я вам расскажу как самим разобраться - внесли вы изменения в конструкцию своей машины или нет. Как обычно, постараюсь написать доступно и просто. Не буду сильно цитировать законы. Сначала несколько абзацев как все устроено в теории, а потом как все работает на практике.

В этом посте мы разберемся - как же понимать фразу «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»? Например, если вы решили заменить «родной» заводской амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) на амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) сторонней фирмы-производителя, то будет ли это являться внесением изменений в конструкцию? Если вы меняете в своих жигулях запчасти ВАЗа на импортные, то является ли это изменением в конструкцию? А если вы меняете один бампер на другой, и хоть он и металлический, но он же БАМПЕР?!

Где проходит та грань, когда замена обычной лампочки в своей машине уже требует согласования изменений в конструкции с ГИБДД?

Я начну с того, что каждый производитель и продавец транспортных средств (далее - ТС) просто спит и видит, чтобы каждая машина ездила к нему на официальный сервис. Во-первых , это красиво! Вы сдали машину в сервис, определили объем работ, в конце вы забрали машину и заплатили деньги. В стоимость войдет оплата за работу и запчасти. Да-да! Автосалоны не просто так не дают вам каталожные номера запчастей. В задачу автосалона входит не только продать вам машину, но и удержать вас в своем официальном сервисе (Помните? Они делают скидки, устраивают акции, напоминают о себе звонками и письмами?).

Во-вторых , производители как бы считают нас, покупателей, немного рукожопыми и не очень доверяют нашей технической квалификации. Поэтому настоятельно рекомендуют ездить на официальный сервис. Чем же так крут сервис по сравнению с дядей Васей из гаража? А вот чем.

В-третьих . Официальный сервис привязан к производителю как ребенок в утробе матери. У сотрудников официального сервиса есть доступ к эксплуатационной документации (запомните эти буквы «ЭД» - они нам понадобятся). Когда вы просите в сервисе «заменить амортизатор/стекло/сиденье/что угодно», то ребята в сервисе лезут свою программу на компьютере, вбивают ваш VIN и получают официальные номера всех узлов и агрегатов, которые можно установить на ваш автомобиль.

Все производители ТС снабжают КАЖДУЮ машину целой библиотекой документов - та самая эксплуатационная документация (ЭД), о которой я сказал выше. Перечислю некоторые документы, которые входят в ЭД:
- руководство по эксплуатации - Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия

Формуляр - Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия

Каталог деталей и сборочных единиц - Документ, содержащий перечень деталей и сборочных единиц изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др.

Другими словами, именно в этой документации перечислены все узлы, агрегаты, элементы и особенности конструкции. Каждый элемент нарисован схематично для визуального сопоставления. При желании, можно найти отдельный документ на любой агрегат, где будут указаны основные характеристики, такие как вес, размеры, материал. Отдаленно этот каталог напоминает один интернет-магазин по подбору и продаже запчастей.

В ЭД иногда описаны и различные дополнительные элементы, которые могут быть установлены на вашу машину, но не идут в базовой комплектации. Кунг, шноркель, подножки, кондиционер, стеклоподъемники и тд. - все это тоже может быть предусмотрено ЭД.

Производители ТС обязаны делать такие документы, потому что по законодательству разных стран без этой «библиотеки» они не получат сертификаты соответствия. Другими словами, подготовка документов - это громадная работа, которую осуществляет производитель, чтобы продать вам ГОТОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ПРОДУКТ. Все, что можно доработать, допилить, доприкрутить производитель ОБЯЗАН разместить в ЭД. Помните этот анекдот «после сборки доработать напильником»? В большинстве ЭД нет фразы «доработать напильником». По мнению производителя (и государства) - за все время эксплуатации вам больше ничего не надо делать с вашей машиной. Ну разве только менять расходники (их перечень определен). А если что-то ломается в глобальном смысле, то милости просим к официалам.

Давайте сделаем паузу и усвоим одну вещь. Любая замена запчастей, узлов и агрегатов, подбор которых ведется по ЭД производителя - не является внесением изменений в конструкцию. Вы просто меняете устаревшие запчасти на новые, строго соблюдая принцип установки (совпадают все признаки заменяемого агрегата с ЭД). Согласовывать такие работы, как вы понимаете, не нужно. Думаю, об этом факте знают все или почти все автолюбители. Америку тут я вам не открыл.

В-четвертых! Следует понимать, что законодательство не запрещает сервисам ставить на ваше ТС все, что вы решите (если, конечно, это не выходит за рамки общепринятых норм и прямо не противоречит закону). Более того, нет и прямого запрета на самостоятельную установку деталей. Государство себя прикрыло очень грамотно. Владелец ТС несет полную ответственность за безопасность своей машины на дорогах общего пользования. Возникает главный вопрос. Как же понять - надо ли согласовывать эти изменения или нет?

А вот и ответ. Установка запчастей, узлов, агрегатов и компонентов, которые не соответствуют по визуальным и техническим признакам деталям, предусмотренным для вашего транспортного средства в ЭД, считается внесением изменений в конструкцию ТС. Все, что не предусмотрел производитель вашей машины в ЭД, а вы решили это поставить - является изменением конструкции.

Перечитайте абзац выше еще раз. Хочу чтобы вы поняли и ответили на свои вопросы сами себе. Если вы меняете штатный бампер на силовой, при этом силовой бампер отсутствует в официальной документации на машину, то вы вносите изменения в конструкцию ТС. Эти две детали объединяет только слово «бампер». Визуально и технически - это совершенно разные элементы. С точки зрения ПДД и технического регламента Таможенного союза 018/2011 на такие изменения необходимо получить разрешение ГИБДД.

Думаю, хватит теории. Пришло время поговорит о том, как обстоит дело на практике.
Наша страна славится тем, что теория (законы) и практика (реальное их исполнение) часто противоречат друг другу.

Поймите меня правильно, я не имею права и не хочу писать здесь какие-то серые схемы по обходу этих законов. Я буду лишь размышлять о том, как работает закон в части контроля за такими изменениями. Выводы сделаете сами.

Важно! Следует сразу разделить все изменения в конструкцию на видимые и скрытые.
Инспектор ДПС может остановить вас на основании того, что он «визуально установил признаки» изменений, внесенных в конструкцию. Его второе законное требование - увидеть изменения в ваших документах.

Читая ваши посты про «Вот и нас посчитали», «Подготовленные джипы вне закона» и другие - можно увидеть простую закономерность - инспекторы честно отрабатывают пункт Административного регламента МВД РФ об исполнении государственной функции по контролю и надзору… Ваши изменения видны визуально, вот вас и остановили для проверки документов.

Думаю, многие джипперы здесь могут сделать вывод: если за нас действительно взялись, то наши изменения надо или возвращать в сток, или легализовывать. Что, по сути, одно и то же.

Что касается многотысячной братии на заряженных седанах, хетчах и других низколетящих машинах, то, как мне кажется, вам повезло больше. Многие ваши изменения трудно обнаружить стоя у обочины. Даже если вас остановили, то трудно доказать, что конкретный изгиб трубки или «сильно просевшие пружины» не соответствуют заводским. Делаем вывод, что к вам будут предъявлены те же самые претензии, что и к джипперам - внешние признаки вас демаскируют.

Самое главное. С практической точки зрения - доказать принадлежность конкретной запчасти к оригинальному или к неоригинальному производителю можно только после проведения анализа силами специалистов в этой области. Могу предположить, что это могут быть:
- Пункт технического осмотра;
- испытательные лаборатории.

Выписывая вам постановление о правонарушении, инспектор должен указать не просто номер статьи, которую вы нарушили (12.5 ч.1), но и конкретизировать те узлы, агрегаты или элементы, которые, по его мнению, являются нарушением (не совпадают с ЭД). Как мне кажется, выписать такое постановление на обочине практически нереально.

Я уже вижу сотни вопросов на тему:

«Остановил инспектор, говорит, что эта деталь является не предусмотренной ЭД, хотя такие детали завод и сам ставит на мою машину. Мне выписали штраф. Что делать?»

«Моя машина ввезена в Россию мной самим. Официальных сервисов нет. У кого мне запрашивать ЭД?»

«Завод закрылся, поддержки производителя на официальном уровне нет. Где доставать ЭД?»

Мы все имеем право (и даже инспектор) отстаивать свою точку зрения. Если вы сможете доказать, что деталь полностью соответствует базовой конструкции ЭД - правда на вашей стороне. Скажу сразу, что есть целый свод отдельных норм, регламентирующий большинство важных узлов и параметров автомобиля (тормоза, свет, бамперы…). Это технические документы, которыми должны руководствоваться сотрудники в ПТО. В них прописано много информации с точными цифрами. Однако, шанс попасть в ПТО на высококлассного специалиста, знающего эти нормы, очень низкий. Все проверки, как правило, ограничиваются тормозной системой, внешним осмотром и аптечкой/аварийным знаком. Т.е. и в ПТО все проверки будут ограничены визуальным осмотром.

Надеюсь, теперь каждый сможет решить для себя, попадают ли изменения в вашей машине под понятие «внесение изменений в конструкцию» или нет. О том, как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля далее:

Часть 2. Практика

Как я железо легализовывал ?

Вводные: Больше трех лет был счастливым владельцем переднего силового бампера от DDEnginer. Буквально месяц назад, наперекор всем слухам, купил еще и задний силовик от НИИС2008. Не люблю просить и что-то доказывать сотрудникам полиции, поэтому принял волевое решение узаконить эти «изменения в конструкции». Заодно решил обкатать схему на практике.

Я подавал все документы в ГИБДД в Воронеже, на улице Холмистой, 56. Возможно процедура будет немного отличаться от региона к региону))) Но основной ход мыслей и алгоритм действий вам будет понятен. Настоятельно рекомендую прочитать ЧАСТЬ 1. теоретическую, где я подробно рассказываю какой документ для чего нужен.

Некоторые документы я помечу цифрами в скобках, чтобы вы могли их различать. Все бланки заполняемых документов и образцы заполнения я собрал в один архив. . Оригиналы своих документов выкладывать не стал, потому что они разнятся от региона к региону.
Поехали.

Шаг 1.
Получаем заключение предварительной технической экспертизы конструкции. Для этих целей я выбрал НАМИ ПТИА ФОНД (вы можете выбрать любую организацию, в любой точке России). Целых 2 партнера-агента этой компании есть в Воронеже. Один воронежский партнер в марте 2016 года попросил 40000 рублей за оформление бамперов, колес, лебедки и шноркеля «под ключ», другой воронежский партнер попросил 8000 рублей за каждый протокол (всего 16000 руб., НО НЕ ПОД КЛЮЧ, а только за протоколы ). Пришлось отвергнуть столь щедрые предложения и обратиться напрямую в Москву.

Собираем электронный пакет документов:
- заявление в НАМИ ПТИА ФОНД в свободной форме с вашей подписью (0);
- копии сертификатов на бампера (1);
- копия ПТС;
- копия свидетельства о регистрации ТС;

Отправляем все по электронной почте в НАМИ. В заявлении я указал конкретную просьбу - разрешить поставить бампера своими силами, а не силами автосервиса.

Ремарка по поводу колес. Если вы хотите узаконить нештатные размеры колес, то в предварительном заключении скорее всего будет написано что-то типа «допускается установка шин такой-то размерности, требуется тарировка спидометра». Вам придется это делать в специализированном сервисе, имеющем сертификат на определенные виды работ: код 017613 - переоборудование, и, возможно 017104 - контрольно-диагностические работы. Все это нужно проделать, чтобы спидометр соответствовал ГОСТ Р 41.39-99 «п. 5.3. Скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости.» Так что имейте ввиду - просто так установить колеса большего диаметра не получится.

Итак, первые расходы - оплатил 4500 руб. за предварительную экспертизу.
Вызвал курьера в офис НАМИ и на следующий день получил предварительное заключение (2) на двух листах. В заключении прописаны оба моих бампера и разрешение на самостоятельную установку.

Примерно затрачено времени на этот этап 3 рабочих дня.

Шаг 2.
Заполняем заявление с просьбой рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в конструкцию ТС (3) и едем на площадку (осмотр), на Холмистой, хвастаться машиной. Осматривает вас тот же инспектор, что и всех, кто ставит/снимает машины на учет. По закону машина должна быть в стоке.

Да-да-да. Я знаю, что у большинства сделаны такие изменения, что убрать их просто нереально! Одинаковых рецептов нет. Думаю, каждый придумает, как можно решить этот вопрос в России. Если у вас не получится решить в каком-то конкретном ГИБДД, то вариантов 2: ехать в другое управление ГИБДД и пробовать там, либо снимать все видимые изменения.

После осмотра, на вашем заявлении (3) появляется отметка о соответствии VIN, всех номеров и прочих характеристик. Пример на рисунке 1.

Дальше идем на Холмистой в дежурную часть (вход с обратной стороны здания), на третий этаж. На вахте говорим дежурному, что идем в 309 кабинет в отдел технического надзора, внутренний телефон 61-32. Городской телефон в кабинете 8-473-269-61-32.

Довольно молодой инспектор принимает у вас:
- заявление (3) с отметкой инспектора с площадки о первичном осмотре
- паспорт владельца ТС
- оригинал ПТС
- оригинал СТС
- оригинал заключения предварительной технической экспертизы (2)

Если все документы в порядке, то на своем заявлении (3) вы получаете несколько записей:
- «проверка по автоматизированным учетам ТС - запретов нет» - это стандартная проверка по штрафам и обременениям;
- «внесение указанных изменений в конструкцию ТС возможно», подпись инспектора и печать.
Забираем заявление (3) со всеми документами и прощаемся (не надолго) с инспектором. Пример отметки отдела технадзора на рисунке 2.

Затрачено времени - 3 часа. Официально на этом этапе ничего не платим.

Шаг 3.
Дальше, вносим все изменения в конструкцию транспортного средства, которые вам были предписаны в заключении предварительной технической экспертизы НАМИ (2). Как я писал в Часть1 теоретической, вам нужно сделать все так, как предписано в заключении НАМИ.

Шаг 4.
Заполняем заявление-декларацию (4). Так как я все железо ставил сам, то и заполнял декларацию сам. На шаге 2 инспектор долго со мной спорил и доказывал, что я не имею права заполнять этот документ сам. Пришлось много консультироваться с ГИБДД в других городах, штудировать законы, общаться с лабораториями. Нигде в законе запрета нет. Что не запрещено - разрешено.

Шаг 5.
После установки силового обвеса едем проходить диагностику на Пункт технического осмотра (ПТО).
Сотрудники ПТО недоверчиво косились на мой передний бампер, спрашивая у меня - «А что, кенгурятники разрешили?» В итоге, после осмотра, у вас на руках должна появиться диагностическая карта (5), где, во-первых, будет разрешено использование ТС с вашими изменениями, а в примечании будет указан номер ЕАИС ТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра), а так же все ваши изменения (как в заключении предварительной технической экспертизы).

В моем случае там указано, что установлены задний и передний сертифицированные бампера. Так же у меня увеличилась масса автомобиля и длина. Все ваши изменения должны найти отражение в диагностической карте (5).

Затрачено времени - 1 час. Стоимость - 500 рублей.

Шаг 6.
Пришло время направлять документы в НАМИ на получение Протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию (6). Отправляем по электронной почте на тот же адрес, что и в шаге 1:
- заявление из ГИБДД с резолюцией инспектора (3);
- копию ПТС;
- копию паспорта владельца авто;
- копии сертификатов (1);
- диагностическую карту (5);
- заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ (4);
- фотографии своей машины с изменениями.

Снова оплачиваем 4500 руб. Теперь уже за протокол (6).
На следующий день засылаю курьера в НАМИ и еще через сутки протокол у меня на руках.
Затрачено времени на этот шаг - 3 рабочих дня.

Шаг 7.
Теперь идем получать Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (7). Для этого снова приезжаем на площадку осмотра на Холмистую, хвастаемся машиной. Получаем у инспектора еще одну (третью по счету) отметку на заявление (3), где инспектор вписывает все, что вы установили на машину. Пример на рисунке 3.

Далее поднимаемся к тому же инспектору отдела технического надзора, в 309 кабинет. При себе имеем документы (они все перечислены в самом заявлении):
- заявление в ГИБДД на внесение изменений с двумя отметками с площадки и одной резолюцией самого инспектора тех.надзора. (3);
- заявление-декларацию (4);
- заверенные копии сертификатов на установленные бамперы (1);
- протокол безопасности из НАМИ (6);
- предварительное заключение из НАМИ (2);
- диагностическую карту (5);
- квитанцию об оплате гос.пошлины за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения - 800 рублей.

Не хочу сильно защищать или выгораживать сотрудников ГИБДД, но конкретно на Холмистой, в Воронеже, в отделе технадзора сидят всего два человека. Один из них вбивает данные из всех документов в электронный реестр и готовит свидетельства, а второй принимает все эти документы от водителей, общается с водителями, разъясняет порядок и т.д. Судя по всему, очень большой объем работы сильно портит настроение инспектору. Поэтому, когда я подавал документы после внесения изменений, инспектор внезапно пожелал осмотреть мою машину. Сразу сообщаю, что посмотреть на вашу машину инспектор конечно же может. Посмотреть как обычный человек, как случайный прохожий, сотрудник не при исполнении и т.д. Но делать какие-то выводы в рамках вашего заявления, тем более «на глазок» он не имеет права.

Порядок выдачи свидетельства предусматривает 3 официальных осмотра - два раза на площадке осмотра до и после внесений, и один раз на ПТО. На каждом этапе вы получаете отметку о СООТВЕТСТВИИ. Инспектор, кстати, не просто захотел посмотреть на мою машину, а еще и попросил подогнать ее на площадку осмотра, чтобы ему далеко не ходить.

В итоге вопрос решился мирно. Я разрешил инспектору посмотреть на машину (возможно, просто как любителю внедорожников). Мы вместе прогулялись к тому месту, где стояла моя машина и вместе вернулись в его кабинет. Никаких замечаний после осмотра машины со стороны представителя власти не последовало.

Была еще одна сложность, которую я уже озвучил на шаге 4. По поводу самостоятельного заполнения заявления-декларации. В общем, ни в техрегламенте ТС, ни в методических рекомендациях не сказано, что этот документ обязан заполнить сертифицированный сервис (в случае, если вам разрешили самостоятельную установку). Я решил сделать все следуя букве закона, как написано в предварительном заключении из НАМИ (2) и заполнил все сам. Инспектор, кстати, согласился с моими доводами.

Если ваши документы соответствуют законодательству РФ, то Управление ГИБДД обязательно выдаст вам свидетельство о соответствии конструкции (7). Вы подаете заявление в рамках федерального закона 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В течение 30 дней вам обязаны дать письменный ответ. Если ГИБДД вам отказывает, то это должно быть мотивированно, со ссылкой на конкретные нарушения в законодательстве. Если вы не согласны с отказом, можете обратиться к начальнику этого сотрудника или в суд. Основание для обращения - заявление с мотивированным отказом. Если сотрудник не принимает у вас заявление, можно обратиться в канцелярию ГИБДД. Захватите копию своего заявления и попросите поставить отметку о получении ваших документов в канцелярии (дата, должность, ФИО принявшего сотрудника, штамп или печать).

Мне пообещали выдать свидетельство ровно через 24 часа. Собственно, инспектор сдержал слово. Ровно через сутки свидетельство было у меня.

Еще на этом же шаге я заполнил заявление в МРЭО-1 на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации (8). Сразу же прошел осмотр на площадке. Для этого осмотра надо подготовить:
- заявление в МРЭО на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации. Важно! Если у вас менялся вес авто, то в этом заявлении надо указать уже новый вес (8);
- ПТС на автомобиль;
- свидетельство о соответствии (7), которое вы только получили.

Инспектор поставил отметку об осмотре и переписал установленные элементы в соответствующую графу заявления.

Затрачено времени - 1 день.

Шаг 8.
Теперь идем вносить изменения в ПТС и свидетельство о регистрации ТС. Ввиду какого-то безумия на Холмистой у аппарата по выдаче талонов электронной очереди, я решил подавать документы через портал гос.услуг. Быстро вбил на сайте данные по себе и по машине. Выбрал желаемую ДАТУ и ВРЕМЯ! В ответ получил электронный билет с 9-значным номером.

Сразу скажу - никуда больше этот номер вбивать не надо! Ваша задача прийти за 20-30 минут до назначенного времени и в 5 окне на 2 этаже (консультация) уточнить в какое окно вам обратиться. Скорее всего вас направят в окно номер 9.

Я выбрал дату и время подачи документов - в 8:50 утра. По факту я сдал их даже раньше, так как в окне №9 никого не было.

Я сдавал следующие документы:
- электронный талон с портала госуслуг
- заявление в МРЭО о внесении изменений в регистрационные документы с отметкой с площадки осмотра (8)
- паспорт собственника ТС
- ПТС
- свидетельство о регистрации ТС
- свидетельство о соответствии (7)
- действующий полис ОСАГО
- квитанцию об оплате гос.пошлины (я ошибочно оплатил 1300 руб. Сумма должна быть меньше, я ее не знаю, простите!)

Инспектор, принимавший документы, уточнил у меня, какая формулировка должна быть указана в особых отметках. Еще я спросил у него, много ли приходит людей на внесение изменений в конструкцию. По словам инспектора - не более 1-2 человек в неделю. Как-то это не вяжется с большим объемом работы у отдела тех.надзора. Куда «теряются» эти толпы людей?

Спустя 1,5 часа в окне 4 я получил ПТС с отметкой «Установл.усилен.передний и задний бампера» и новое свидетельство о регистрации ТС с той же формулировкой. И, конечно, пришлось снова учить инспекторов законодательству. Они сначала отказались возвращать свидетельство о соответствии транспортного средства (7). В итоге я доказал свою правоту и забрал оригинал.

Будьте внимательны, обращаясь в органы ГИБДД. Практически все сотрудники, с которыми я общался очень плохо знают законы РФ. Не ленитесь и читайте описание государственной услуги. Все есть в интернете. Не стесняйтесь доказывать свою правоту.

В итоге на руках у вас будут те самые 3 документа, о которых я напишу далее в статье Часть 3. Финал

На всю процедуру потрачено неполных 10 рабочих дней. Мои реальные трудозатраты (подготовка документов, походы в ГИБДД, осмотры на площадке и в ПТО) не превышают 24 часов.

Потрачено денег 4500+4500+500+800+1300=11600 руб. Курьерская доставка документов (2 раза) - 540+540=1080 рублей.
Итого: 12680 рублей.

Все документы для заполнения единым архивом вы найдете .

Часть 3. Финал
Как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля?

Итак, как в России по закону внести изменения в конструкцию своей машины?

Я сначала хотел рассказать историю из жизни «Как я железо легализовывал». И я даже написал целую историю (ЧАСТЬ 2). Но чем дольше я ее писал, тем запутаннее она становилась. В моей истории появлялось все больше документов, которые требовали отдельных пояснений. Поэтому я решил написать этот вводный пост с подробной картой действий - «Как в России по закону внести изменения в конструкцию своей машины». Постараюсь рассказать вам все доступным и не занудным языком. Это будет теоретический пост. А еще будет отдельный практический пост. И конечно будут слайды!

Я все умею делать сам (почти все)
Здесь вы найдете информацию, написанную доступным языком, как работает закон по внесению изменений в конструкцию своего автомобиля. Я умышленно не буду обсуждать здесь темы об отмене или упрощении этого порядка, потому что для изменения законов в РФ есть конкретные инструменты.

Лично я не могу изменить закон, но я могу рассказать что нужно делать, если вы решили сами (без сторонних «помогал») прикрепить железяки к своей машине и узаконить их. СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО! Сразу скажу, что решать этот вопрос без связей не только МОЖНО, но и НУЖНО. Я не вижу смысла платить «помогалам» 70-80-100 т.р. за то, что можно сделать самим.

Документики, пожалуйста!

Чтобы честно ездить с силовым железом (а так же лифтом, колесами, шноркелем, доп.баком и т.д.) и не бояться штрафов или снятия с учета надо получить всего 3 документа:

1. Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (не путать со свидетельством о регистрации ТС!)
2. На основании свидетельства из пункта 1 внести изменения в Паспорт транспортного средства (ПТС) и Свидетельство о регистрации ТС. - в одном пункте сразу 2 документа.

Сразу скажу, что за каждый пункт отвечают разные подразделения в УГИБДД. За первый пункт отвечает отдел технического надзора. За второй пункт отвечает регистрационно-экзаменационный отдел (РЭО).

Первый документ официально всем заявляет, что ваша машина пригодна для езды по дорогам общего пользования после внесенных в ее конструкцию изменений. Точка!

Для чего нужны ПТС и свидетельство ТС даже пояснять не надо - у нас в стране любые изменения (цвет, компоновку, изменения в конструкцию) надо вносить в ПТС (и автоматом в свидетельство о регистрации ТС). Если вас где-то останавливают для проверки документов, то первое что вас просят показать - это свидетельство ТС (не считая вашего водительского удостоверения). В свидетельстве ТС все пункты должны совпадать с тем, что видит перед собой инспектор - ФИО собственника, цвет, VIN, номер кузова/рамы и тд. В том числе и ваши изменения в конструкцию.

Подводная часть айсберга

Разберемся, как же получить первый документ - Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Не хочу никого обманывать и лукавить. Именно эта процедура получения этого свидетельства и вызывает огромное количество споров в интернете. Процедура вполне решаемая и проходимая. Я тому живой пример.

Нам потребуются 2 «умных» закона.
1. Технический регламент Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
2. Методические рекомендации по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации ТС в случае внесения изменений в их конструкцию.

Если вам лень читать, то первый документ (техрегламент Таможенного Союза) в 4 пункте V главы определяет порядок внесения изменений в конструкцию машины, а именно:
- вносить изменения в конструкцию можно только после разрешения от ГИБДД;
- до любых изменений в конструкцию надо получить предварительную техническую экспертизу;
- после изменений в конструкцию надо получить протокол технической безопасности;
- в итоге вы должны получить свидетельство о соответствии ТС (не путать со свидетельством о регистрации).

Во втором документе (методические рекомендации) не сильно больше полезной информации. По сути, второй документ уточняет первый. А еще в нем есть конкретные образцы документов! (Они нам вскоре понадобятся). Для ленивых, краткое содержание второго документа на слайде:

Level 1. FIGHT!
Порядок действий похож на уровень компьютерной игры, где по ходу уровня надо сделать кучу мелких манипуляций и в конце победить босса. А теперь подробнее:

1. Выбрать с сайта www.eurasiancommission.org/ru любую испытательную лабораторию, которая уполномочена проводить испытания и выдавать протоколы безопасности колесных транспортных средств.

Как искать?
Вбиваем в «Поиске по ключевым словам» фразу «О безопасности колесных транспортных средств» (без кавычек). Можно прям скопировать у меня.
Жмем Enter. Появится 75 записей (всего 2468). В списке будет не только Россия, но и другие страны, входящие в Таможенный Союз.
Уточним поиск, добавив фильтр «Расширенный поиск» - «Страна» - «Содержит» - «Российская федерация»
По состоянию на 26.06.2016 найдена 51 запись.
В таблице не забывайте проверять 7-й столбец «Срок окончания аттестата». В реестре есть огрехи.

В столбце «Словесное описание области аккредитации (с указанием обозначения ТР ТС) полное» не всегда виден нужный нам техрегламент ТС 018/2011. Его можно увидеть, если перейти на карточку конкретной лаборатории.

2. Запросить в такой лаборатории заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства. В документе, который вы получите, будет подробно описано что будет установлено на вашу машину, как будет установлено, как это повлияет на безопасность. Основной вывод документа должен быть положительным. Т.е. установка не ухудшит безопасность вашей машины. Сразу скажу - это заключение должно стать вашей библией. На документ можно и нужно опираться в разговорах с отделом тех.надзора. Это реально крутой документ. Чтобы признать его незаконным, сотрудники ГИБДД должны доказать конкретные нарушения в нем, а для этого они должны иметь соответствующую квалификацию. Просто так, на глазок, доказывать какие-либо нарушения в этом документе нельзя! Т.е. по-русски: документ прикрывает вас и ваши изменения в машину очень сильно!

3. Показать свою машину БЕЗ изменений на площадке осмотра (в первый раз) в ГИБДД и получить первую отметку об осмотре на заявлении на внесение изменений - приложение к методическим рекомендациям.

4. Приехать в отдел технического надзора ГИБДД и подать заявление на внесение изменений. Сотрудник отдела тех.надзора, на основании заключения предварительной экспертизы должен либо разрешить внесение изменений, либо отказать. Отказ, в соответствии с методическими рекомендациями, должен быть мотивирован. Просто написать слово «отказать» сотрудник не может. Смотри пункт 2.

5. Наступает самый приятный во всей этой цепочке момент - произвести все запланированные изменения с машиной. Надо сделать все так, как написано в заключении предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства. Не больше и не меньше.

Прям сделаем даже паузу, чтобы насладиться этим моментом!

6. По факту изменений надо подготовить заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС. Если в пункте 2 написано, что работы должен делать специализированный сервис, значит заявление-декларацию готовит сервис, а так же снабжает вас документом, где указан присвоенный автосервису код ОКУН 017613. Если вам разрешено вносить изменения самостоятельно, то заявление-декларация заполняется вами. Об этом есть у меня в практической части.

7. Предоставить автомобиль с внесенными изменениями на осмотр на СТО и получить диагностическую карту. Важно! В ходе переоборудования у вас может поменяться вес, габариты автомобиля. Все это должно быть отражено в диагностической карте. В ней же должно быть прописано все, что вы установили (скопировано из заключения предварительной технической экспертизы).

8. Снова обратиться в испытательную лабораторию. На этот раз надо получить протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию. В этом протоколе будут перечислены все ваши переделки, а так же вывод - «После внесения изменений ваше транспортное средство по прежнему соответствует требованиям техрегламента Таможенного союза».

9. Заплатить гос.пошлину в размере 800 рублей за внесение изменений в конструкцию ТС с выдачей свидетельства.

10. Показать второй раз машину с изменениями на площадке осмотра ГИБДД. Получить вторую отметку об осмотре.

11. Повторно приехать в отдел технического надзора с со всеми этими документами.

12. Получить Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения!

13. Тадаааам! Этот пункт просто выражает радость победы на первом уровне))) Можно откупоривать шампанское, расставлять бокалы, зажигать свечи и начинать праздновать. Потому что большая часть пути позади.

Уровень 2 - бонусный!
Внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации ТС мало чем отличается от постановки машины на учет. Нам теперь надо «подружить» отдел тех.надзора и РЭО. Надо передать документы из одного отдела в другой. Для этого:

1. Готовите заявление на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации ТС в связи с внесением изменения в конструкцию.

2. Платите гос.пошлину за внесение изменений в регистрационные документы (с выдачей свидетельства о регистрации ТС).

3. Показываете машину на площадке осмотра (кстати, это третий раз уже, но с другим заявлением) и получаете отметку об осмотре. Вместе с машиной надо показать свидетельство о соответствии.

4. Подаете ваше заявление, свидетельство о соответствии, ПТС, свидетельство о регистрации ТС, ОСАГО, свой паспорт в окошко МРЭО.

5. Получаете ПТС с отметкой и новое свидетельство о регистрации.

Звучат фанфары! Залпы салюта разрезают воздух прямо в середине дня! Все! В этот момент вы стали счастливым владельцем автомобиля с внесенными в его конструкцию официальными и законными изменениями. Вам теперь не страшны внезапные рейды инспекторов отдела тех.надзора на дороге, вам не надо снимать свое железо, чтобы показать машину в СТО. Вы и ваш автомобиль вышли из уютной тени беззакония и вступили на скользкую и опасную дорожку жизни по закону!

Кстати, если надумаете что-то еще прикрутить к машине, просто повторите эту процедуру заново!

PS. Схема верна по состоянию на июнь 2016 г.

ОБНОВЛЕНИЕ. Если у вас остался главный вопрос - «Что считать изменением в конструкцию транспортного средства?», то ответ в ЧАСТЬ 1.

И самое главное - вот как это выглядит на практике! — ответ в ЧАСТЬ 2.

ВСЁ! Спасибо за внимание! Желаю всем терпения и удачи на дорогах!

Добавляйте запись себе в закладки, делитесь с друзьями и жмите «нравится», если статья оказалась для вас полезной!

Закон о запрете тюнинга автомобилей 2016 существует он или нет, действует или не действует, а если действует, то чем грозит его нарушение?

Новый закон о тюнинге авто 2016 как отдельный нормативный акт официально пока еще не существует.

Основным юридическим документом, на который ссылаются полицейские в отношении тюнинга является «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 – ФЗ (ред. От 02.06.2016) изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13.06.2016). Инспекторы ДПС апеллируют к пункту 7.18 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации ПДД, который гласит, что не разрешается вносить в конструкцию автомобиля изменения без соответствующего дозволения ГИБДД или иных официальных организаций, которые определяет правительством РФ. Не спасет положение, в этом случае ни полис ОСАГО, ни Диагностическая карта. Эти документы не дают разрешения на конструктивные изменения в машине.

Ничего нового и шокирующего в законе о тюнинге нет. Определенный запрет на ту или иную конструктивную доработку отсутствует, но согласно старой русской пословице, «закон что дышло куда повернул туда и вышло», поэтому сотрудники правоохранительных органов, работающие на дорогах, обладают реальной возможностью обратить на вас и ваш автомобиль пристальное внимание. В данном случае разобраться сможет только суд.

Но согласно, очередному, популярному в народе изречению, закон о тюнинге существует для того чтобы его обходили.

Но закон о запрете тюнинга автомобилей , а точнее те изменения и дополнения о которых мы сказали выше, обойти почти невозможно.

Если случилось так что сотрудники ДПС серьезно заинтересовались вами и вашим авто, то у них на руках все козыри в виде законности своих претензий и возможностей для привлечения к ответственности. Но есть вариант, который сможет хоть как-то обезопасить вас от конфликта с дорожными полицейскими - это легализация. Вам необходимо получить огромное количество всяческих документов, разрешающих вам тот или иной апгрейд вашего механического любимца на колесах. Но, как известно за удовольствие, надо платить и в этом случае достаточно кругленькую сумму. Кроме того расплата за такое свободолюбие будет в виде не только денег, но и как принято у нас на родине, в виде катастрофической потери времени и сжигании нервов.

Система легализации тюнинга с внешней стороны будет выглядеть примерно так:

  1. Официальное заявление в ГИБДД.
  2. Если инспекторы ГИБДД не выразят недовольства и ни к чему не придерутся, то сотрудники этой весьма уважаемой в народе организации должны выдать, опять же, официальное направление в органы по сертификации, где вас ожидают несметное число проверок и в результате, если, конечно, повезет разрешение специалистов на уже проведенные вами доработки.
  3. Третий этап посещение лицензированного автосервиса.

Ну, а после всех этих кругов ада вам предстоит очередное посещение МРЭО. Так что решайте сами, думайте сами, иметь или не иметь!

Забывать о том что в руках сотрудников ДПС серьезное оружие в виде неограниченных возможностей подкрепленных законодательством не стоит.

Например, может случится и так, что если повод для претензии не будет ликвидирован непосредственно сразу же, а это очень маловероятно, то полицейский имеет полное право задержать машину и отправить ее на спецстоянку, ну, это, конечно, в том случае если эвакуатор автовладельца не окажется на месте раньше, чем эвакуатор полиции. Какой штраф же может быть назначен по законодательству за незарегистрированный тюнинг?

По действующему на сегодняшний день Кодексу об Административных Правонарушений, а именно этот свод законов представляет для нас особенный интерес в соответствии со статьей 12.5 ч. 1, за самодеятельные доработки автомобиля (без официального разрешения) на первый раз влечет за собой предупреждение со стороны сотрудника ДПС, ну а если водитель повторяет свое вопиющее беззаконие и попадет в поле зрения правоохранителя еще раз, то он будет обязан заплатить штраф в размере 500 рублей.

Закон о запрете тюнинга действует в системе законодательство уже приличное время, но реализовывать его на практике целенаправленно и с присущим рвением начали только в нынешнем году. Факт остается фактом, суровую реальность нужно принимать такой какая она есть - у инспекторов ДПС, благодаря этому нормативному акту теперь в руках огромные возможности. В ближайшее время станет нормой организации рейдов, облав на тюнингованные автомобили и их владельцев. К этому нужно быть готовым и отнестись как, увы, неизбежному злу. Как автолюбителю выкрутиться из этой ситуации вопрос весьма непростой. В Каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Единого рецепта не существует. Особо терпеливые и принципиальные рванут на передовую и станут получать официальные разрешения на тюнинг, кто-то плюнет на все эту канитель и вернет внешний облик своего авто к стандарту, ну а кто-то, по традиции понадеется на вечный и несгибаемый русский авось!

М асла в огонь подливал тот факт, что никто не объяснил любителям тюнинга, как именно им теперь действовать. Весь 2016 год для простых автомобилистов и различных автоклубов прошёл под знаком борьбы за свои права – по результатам активных действий дорожной полиции «нарушителями» стали и коммерсанты, устанавливающие ГБО на Газели, и стритрейсеры, и джиперы… Узаконить доработки своего авто реально, но те, кто прошёл эту процедуру, зачастую описывают её в выражениях вроде «семь кругов ада». Интернет в очередной раз наводнили ролики об общении с ДПС: на сей раз основной их темой была «охота» на любителей тюнинга – и комментарии вроде этого:

«Этот закон преследует две цели. Первая – получить целую сеть чиновничьих и бизнес-кормушек за счет легализации тюнинга и кастомизации. Второе – и это жизненно важно – современные автомобили изготовляются в расчете на два-три года, после чего полностью разваливаются... Ну или до такой степени, что дешевле купить новую, чем отремонтировать старую. Для этого в нормальную в целом конструкцию изготовителем вводятся изменения, являющиеся откровенно диверсионными. Как правило, такие изъяны можно устранить, но теперь нам пытаются запретить это! Это фактически объявление войны автовладельцам: «это больше не ваш автомобиль, вы просто взяли его в аренду на три года и не имеете права вносить в него изменения». Улавливаете? Этот закон – петля для «кулибиных», которых в России немало, и которые не только изменяют конструкцию, но и самостоятельно делают авто лучше, чем профессиональные производители» .

Как же обстоят дела теперь, в 2017 году? Разворачивать этот клубок мы начали с одной из самых многочисленных групп – она же и одна из наиболее пострадавших от последних изменений в техрегламенте. Сегодня поговорим о тюнинге внедорожников.

Со стороны тюнинг-компаний

Для начала мы отправились в компанию F-Design (Тольятти), которая уже не первый десяток лет занимается доработкой отечественных и зарубежных внедорожников – у этих ребят в активе есть как несколько собственных пакетов тюнинга для Lada 4x4 и Chevrolet Niva, так и участие в создании различных заводских спецверсий этих автомобилей, а также целый спектр элементов тюнинга для Land Rover, Mercedes-Benz, Jeep, Subaru и машин других марок. На наши вопросы ответили директор компании Руслан Федик и заместитель директора по развитию Олег Федик.

К.: В интернете можно найти ролики, где люди показывают инспекторам ДПС сертификаты от тюнинг-компаний, разрешающие установку конкретного нештатного оборудования на конкретную модель автомобиля. Имеет ли предъявление такого сертификата законную силу? И есть ли подобные сертификаты у F-Design?

Руслан Федик: Когда вступили в силу эти изменения в техрегламенте, мы обратились за разъяснениями в ГАИ – спросили, что нужно клиенту, чтобы официально зарегистрировать изменения? Нам ответили, что необходимы сертификат предприятия, сертификат на изделие и сертификат на саму установку. При наличии трёх сертификатов человек едет в ГАИ, предъявляет их и сообщает о том, что именно хочет изменить в автомобиле. Ему говорят формальное «да», он приезжает к нам, устанавливает детали и едет регистрировать автомобиль обратно в ГАИ.

Эту процедуру пытался пройти Сергей Родин со своей командой – мы сделали им целую папку документов для ГАИ. Там им сказали, что действительно всё так, есть распоряжение, но процедура до конца не прописана, поэтому порекомендовали ехать просто с пакетом сертификатов. Мы провели сертификацию предприятия, оборудования, работ по установке оборудования, и всем клиентам, которым мы устанавливаем или продаём детали, мы предоставляем свои сертификаты. Пока не было такого, чтобы кто-то показал наши сертификаты, и у ДПС остались вопросы.


К.: Как быть, если человек самостоятельно доработал свой внедорожник – установил, скажем, бампер или пороги собственной разработки?

Олег Федик: Если ты «изобрёл» какую-то деталь, которая подлежит сертификации, ты должен обратиться в сертификационный орган – НАМИ или другую государственную организацию с аккредитованной лабораторией. Там, руководствуясь техрегламентом, дают разрешение на использование детали и выдают сертификат, действующий на территории Таможенного союза. Дальше нужно зарегистрировать изменения в ГАИ: процедура, в общем-то, известная, но пройти её удаётся немногим – видимо, у частников примерно те же проблемы, что и у нас.


Р.Ф.: Перечень дополнительного оборудования большой и постоянно пополняется новинками, поэтому сотрудникам технического надзора порой сложно определить степень соответствия их регламенту - отсюда, очевидно и возникающие проблемы при оформлении.

О.Ф.: Мы, когда начинали работу по обновлённому регламенту, заново получили многие сертификаты или обновили действующие. Сейчас практически вся продукция, которую мы производим, имеет действующие сертификаты соответствия техническому регламенту ТС или отказные письма, говорящие о том, что деталь в сертификации не нуждается.

К.: Что подпадает под сертификацию? Как с пресловутыми «кенгурятниками», например?

Р.Ф.: Всё, что выходит за габариты транспортного средства, требует сертификации. Например, на Lada 4x4 мы устанавливаем лебёдку, не выходя за габариты автомобиля. На Chevrolet Niva такого варианта крепления нет, поэтому мы предлагаем варианты съёмной лебёдки.


К.: Получается, с лебёдкой так же – она не должна выступать за бампер?

Р.Ф.: В варианте съёмной лебёдки может, но только вне дорог общего пользования.

О.Ф.: А всё, что выступает дальше допустимых габаритов, просто не сертифицируется. Эти кенгурятники, которые раньше монтировались поверх бампера, вы теперь не узаконите никак. Категорически запрещено.


К.: А багажники, шноркели…

Р.Ф.: В регламенте прописаны все допустимые высоты, длины и прочие параметры, описывающие, в частности, безопасность пешеходов. Все изделия, чтобы быть сертифицированными, должны попадать в установленные поля допусков.


К.: Пожалуй, одна из самых популярных внедорожных доработок – лифт кузова...

О.Ф.: На нашу конструкцию лифт-комплекта мы получили отказное письмо в органе по сертификации.

К.: А нештатная резина – это, наверное, наиболее больной вопрос, люди в интернете просто паникуют…

Р.Ф.: Да, паникуют, потому что допустимый размер колеса надо прописывать в одобрении типа транспортного средства. В своё время в «Бронто» (ещё одна компания, занимающаяся внедорожным тюнингом и постройкой спецавтомобилей – прим. ред.) получили одобрение на Lada 4x4, в котором указан размер колес большего диаметра. Они проводили испытания на тормозной путь, опрокидывание, уровень шума. Для Lada 4x4 и Chevrolet Niva мы рекомендуем колесо на 29 дюймов, оно оптимально для подготовленных автомобилей – с соответствующими усилениями и кузовными доработками. На подготовленные нами автомобили установка колес большего размера осуществляется на усмотрение владельца.


К.: И всё-таки, что делать частникам в такой ситуации? Если человек, дружащий с собственными руками и головой, самостоятельно доработал свой внедорожник, куда ему идти?

О.Ф.: Идти в НАМИ. Отправить запрос и получить разрешение – не на серию, не на производство, а на конкретный автомобиль, на изменения в составе автомобиля.

Р.Ф.: Либо ему его не дадут – отправят на доработку. Но схема, по идее, выглядит именно так, потому что я знаю: серьёзно доработанные внедорожники, так называемые «самострои», действительно гонят в Москву и там проводят испытания… Когда вышли изменения к техрегламенту, эта ситуация очень ярко наблюдалась в Москве и ещё на Дальнем Востоке – всех подряд останавливали и обязывали снимать доработки. Москвичи говорят, что сейчас несколько ослабло внимание работников ГИБДД к силовым бамперам, нештатной светотехнике и прочему, и автолюбители вновь начали дооснащать свои автомобили.


Именно на тот момент у одного из московских клубов любителей автомобилей Hover появился интерес к пластиковым силовым бамперам, по функционалу не уступающих металлическим, и они обратились к нам. Мы разработали для них передний и задний бамперы с возможностью установки лебёдок. Такого рода бамперы сейчас набирают популярность, так как они очень схожи со штатными, что благоприятно влияет на внешний вид автомобиля. В то же время благодаря материалу, из которого они изготовлены, по прочности они немногим уступают металлическим, а по коррозийной стойкости значительно их превосходят. Ну и не так бросаются в глаза.


К.: Получается, что изменения в регламенте даже породили некое новое направление внедорожного тюнинга – как всегда, не было бы счастья, да несчастье помогло?

Р.Ф.: Ну да, мы очень давно, уже года четыре как собирались это сделать, но всё не доходили руки – а тут так совпало, что и «текучки» стало поменьше, и момент подходящий. Сейчас планируем подобное и на другие машины – в частности, Chevrolet Niva.

Со стороны ФГУП «НАМИ»

Итак, если вы решили доработать свой внедорожник самостоятельно, вам нужно обратиться в государственный сертификационный орган, чтобы получить соответствующее разрешение, после чего оформить изменения в ГИБДД. В теории схема ваших действий выглядит вот так:

Но на практике люди часто сталкиваются с затруднениями – нужно несколько раз наведаться в НАМИ и в ГАИ, и каждый раз в следующей разрешающей подписи могут отказать. Кроме того, что делать тем, кто не собирается вносить доработки, а уже произвёл их? В каких случаях человек может рассчитывать на одобрение инстанции, проводящей экспертизу, а в каких – точно нет? Эти и другие вопросы мы направили в Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ», со специалистами которого будет организовано отдельное интервью. Сейчас же можно составить схему действий, которая строится на основании вышеизложенного.

Как действовать

Если вы собираетесь самостоятельно дорабатывать свой внедорожник:

  1. Внимательно изучить Технический регламент Таможенного союза в самой последней редакции (на данный момент – с изменениями 2016 года) – чтобы представлять, что делать можно, а что нельзя.
  2. Обратиться в ГИБДД за направлением на первичную экспертизу.
  3. Обратиться во ФГУП «НАМИ» за первичной экспертизой.
  4. Доработать автомобиль.
  5. Обратиться во ФГУП «НАМИ» за окончательной экспертизой.
  6. Обратиться в ГИБДД и далее – в МРЭО.

Если вы уже доработали свой автомобиль:

Начало действий то же самое, и если на первом пункте вы обнаруживаете что ваш «кенгурятник» не лезет ни в какие ворота – снимайте его. Обращайтесь в ГАИ за направлением на экспертизу во ФГУП «НАМИ». Далее – 4 и 5 пункты из списка, что выше.

Если вы не собираетесь заниматься доработками сами:

  1. Убедитесь, что у компании, в которой вы собираетесь дорабатывать свой автомобиль, есть сертификаты государственного образца – на само предприятие, на продукцию и на её установку.
  2. Доработайте автомобиль.
  3. Получите у компании все необходимые сертификаты.
  4. При необходимости предъявляйте сертификаты сотрудникам ГАИ.

Вероятно, что концовка последнего сценария со временем изменится и разовьётся до нескольких понятных шагов – когда «доработанный по сертификатам» автомобиль можно будет без проблем поставить на учёт, внеся соответствующие отметки в документы. Однако пока всё обстоит так, как есть.

Не только внедорожники

Понятно, что в результате изменений, о которых мы сегодня говорили, откровенной кустарщины на дорогах и вне их должно стать меньше, и это здорово. Но у опытных поклонников офф-роуда жизнь в последнее время легче точно не стала – и виной тому масса белых пятен и бюрократия в процедуре оформления. Кстати, не меньше споров ныне возникает вокруг доработки автомобилей «под спорт», а также вокруг безобидной, казалось бы, установки ГБО. Поэтому к теме тюнинга автомобиля и соответствия результатов тюнинга закону мы ещё обязательно вернёмся.


Конечно, стритрейсеры поперек горла не только ГИБДД, но и нормальным водителям. Все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что на дорогах не должно быть анархии. И очевидно, что развеселая утренняя поездка «вундеркинда» Руслана Шамсуарова и его компании по Москве и игры в догонялки с ДПС стали последней каплей, переполнившей чашу терпения стражей дорожного порядка. Все понятно и вроде бы правильно. Однако та стремительность, с которой водителей стали дисциплинировать, совершенно сбивает с толку, вносит сумятицу, неразбериху.

Закручивание гаек

В мае правительство приняло решение внести в ПДД термин «опасное вождение» , но наказание за него до сих пор не определили. Зато Общественная палата выступила за введение уголовной ответственности при неоднократном неподчинении сотрудникам ГИБДД. И это вроде бы правильно - «гонщики» совсем распоясались. Но не будут ли недобросовестные гаишники (а они все еще есть) злоупотреблять такой властью? И тут же РСА начала готовить новый коэффициент для приверженцев опасного вождения, то есть тех, кого штрафуют по пять раз в год и чаще . По данным страховщиков, это лишь 5% водителей, так что законопослушным гражданам бояться вроде как нечего. Хотя нахватать пять штрафов за год может и аккуратный водитель.

Вместе с тем - и это самое важное - недавно в Сети появилось сообщение о том, что ГИБДД увеличила внимание к автомобилям с нестандартным оборудованием. Такие машины останавливают, выписывают протоколы и штрафы (размер зависит от оборудования), машины отправляют на штрафстоянки, аннулируя регистрацию… В крайнем случае могут даже инкриминировать неповиновение сотрудникам полиции.

А теперь посмотрим, что подразумевается под таким нестандартным оборудованием. Это глушители, бамперы, спойлеры, рулевые колеса, сиденья, элементы подвески, газоразрядные источники света, дополнительные внешние световые приборы, также не предусмотренные конструкцией, «кенгурятники», металлические бамперы, фары «рабочего света» на крыше, «лайтбоксы» и мониторы для трансляции рекламы, «плавники» и «чайники», измененная планировка салона, газобаллонное оборудование, холодильные установки, удлинение кузова, надстройка бортов на грузовиках, не предусмотренные конструкцией ТС. Перечень таков, что позволяет тормозить чуть ли не каждого третьего - по крайней мере, за дополнительные внешние световые приборы. За газовое оборудование или нештатные руль и сиденья - каждого пятого. И отправлять на штрафстоянку. По закону.

Держитесь, стритрейсеры! И прочие

Интересно, что это ужесточение бьет не только по стритрейсерам, которых немало, но и по законопослушным гражданам, которые ездят вполне безопасно, но… не по асфальту. Или по так называемому асфальту.

У нас есть целые регионы, где тюнинговых автомобилей чуть ли не больше, чем стандартных («стоковых»). Например, весь российский Дальний Восток, Сахалин, Камчатка. Вы же не забыли, что это тоже Россия? Какой там сток! Если хоть иногда выбираешься на природу (а этим занимаются все) - оборудуй вседорожник лифтованной подвеской, большими колесами, шноркелем, силовыми бамперами, дополнительным баком и лебедками. И не ради красоты, а для того, чтобы не оказаться беспомощным перед природой в сотнях километров от жилья. Впрочем, во многих районах нашей страны на неподготовленной машине и от порога дома не отъедешь. А денег на стандартную с такими же параметрами проходимости нет и никогда не будет. Не открою секрет, если скажу, что даже приличные внедорожные колеса без изменения подвески на автомобиль не поставить. А «люстры» на дорогах общего пользования в трезвом уме не включает никто и никогда, зато они здорово помогают в темноте на пересеченной местности.

Вне закона сейчас оказываются добровольцы, занимающиеся поисково-спасательными операциями. Те, кто возят туристов по отдаленным и труднодоступным местам (таких много, например, в том же Крыму)… Можно еще пожалеть продавцов допоборудования и механиков, специализирующихся на их установке. Отчасти может пострадать любительский автоспорт - в первую очередь те же оффроудеры. Ну а о таких мероприятиях, как Московское тюнинг-шоу или Unlim 500+ , можно просто забыть.

Это только частные примеры - ужесточение так или иначе затрагивает интересы очень многих людей. Неудивительно, что интернет-пользователи тут же составили петицию в адрес Ростехнадзора, Министерства транспорта и президента РФ об отмене регистрации незапрещенных изменений в конструкции автомобилей. За несколько дней она собрала 24 300 подписей.

Чем руководствуются люди, подписывающие петицию? Приведем несколько высказываний:

«Спецслужбы и МЧС обращаются за помощью в первую очередь к владельцам подготовленных авто, а с такими законами помогать им будет некому», - Вениамин Ильин, Казань.

«Я сильно сомневаюсь, что колеса большего размера и рация повышают аварийность на дорогах и создают помеху другим участникам движения, а ямы метр на метр, разбросанные по всей дороге с шагом в 6–9 метров - нет. Начните с себя!» - Дмитрий Мишарин, Нижний Новгород.

«Нас призывают активно путешествовать по России… Но до многих мест, не внеся изменения в конструкцию машины, просто невозможно добраться. Не лишайте нас возможности увидеть Россию своими глазами!» - Светлана Меньшова, Москва.

«Я подписываюсь, потому что иначе у гаишников на дороге будет лишний повод для вымогания денег, которых сейчас и так не хватает», - Владимир Ясырев, Екатеринбург .

«У меня нет лишних денег на непродуманные законы», - Сергей Хрупаков, Москва .

«Лишний повод „гайцам“ набить карман», - Дмитрий Кадочников, Петрозаводск .

К сожалению, очевидно, это решение буквально толкает людей на преступления, заставляет водителей предлагать взятки, а гаишников (именно так) их брать. Причем суммы будут немалые. Ведь и правонарушение считается серьезным, и наказание предусмотрено довольно строгое.

А что изменилось-то?

Говорят, что такая строгость - временная, и что одна из ее причин - грядущая реформа института техосмотра. Очередная реформа. Это мы еще узнаем, увидим. Пока же, если не хотите проблем, лучше снять все нестандартное и попытаться легализовать переделки. Но предупреждаю, будет невыносимо тяжело.

Чиновникам же, принимающим подобные решения, хотелось бы посоветовать прислушиваться к разумной общественности, а не только к тем, кто вопит «ату!» по любому поводу, а также консультироваться с экспертами, которые смотрят на вопрос не однобоко, а с разных точек зрения. Не мешало бы упростить процедуру легализации переоборудованного автомобиля, поручив принимать решения о безопасности того или иного тюнинга аккредитованным организациям, а не сотрудникам ГИБДД, не доверяющим экспертам и бесконечно перепроверяющим легальность их действий и выводов. Поверьте, с безопасностью дорожного движения этот процесс ничего общего не имеет.

Что нужно сделать, чтобы официально оформить переоборудование автомобиля

  1. Подать обращение заинтересованного лица (собственника или представителя собственника по доверенности) в аккредитованную испытательную лабораторию с предоставлением документов. Например, НАМИ-ПТИА .
  2. Провести предварительную техническую экспертизу конструкции ТС в аккредитованной организации. При положительном результате получить заключение.
  3. Обратиться в территориальное отделение ГИБДД, осуществляющее функции по техническому надзору с предоставлением документов.
  4. Получить резолюцию ГИБДД (обязательно!).
  5. Провести работы по переоборудованию в соответствии с заключением. При этом, если предусмотрено внесение изменений в конструкцию ТС в условиях сертифицированного предприятия, заявитель получает у производителя работ «Заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ» и заверенные в установленном порядке сертификаты на оказанные услуги. Если же заключением допущено самостоятельное проведение работ, оформление «Заявления-декларации» выполняет собственник. Также необходимо собрать заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия). Техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО или ПТО. По результатам проверки на транспортное средство оформляется диагностическая карта, которая выдается собственнику транспортного средства.
  6. Обратиться в аккредитованную организацию для проверки безопасности конструкции и оформления протокола технической экспертизы после внесения изменений.
  7. Предоставить в ГИБДД транспортное средство и документы, являющиеся основанием для регистрации изменений конструкции ТС.

Тюнинг — это процесс доработки заводской конструкции автомобиля путем внесения в неё изменений или замены стандартных деталей. Под этим простеньким на первый взгляд определением кроется целый «культ», объединяющий людей по всему миру. Практически в каждой стране, производящей автомобили, есть своя школа и виды тюнинга со своими уникальными особенностями. Например, в японской школе тюнинга принято вносить большое количество изменений во внешнюю конструкцию автомобиля, делая его неузнаваемым в сравнении с заводской моделью.

Однако ГИБДД смотрит на тюнинг авто не как на способ улучшения качеств автомобиля или на искусство его украшения, а как на внесение изменений в стандартную конструкцию. При этом преобладающее большинство таких улучшений считается незаконным в связи с несоответствием ГОСТу.

Проблемы у водителя, протюнинговавшего свой автомобиль, могут начаться еще при техосмотре. При этом проблемы могут быть весьма большими и разнообразными, так как во время техосмотра специалист изучает каждую деталь автомобиля в отдельности. Если ваш автомобиль подвергся серьезному тюнингу, то проверку вы просто не пройдете. А езда без техосмотра — само по себе нарушение ПДД.

Так же водитель может быть оштрафован сотрудником ГИБДД уже во время движения. Так случается в том случае, когда у водителя имеется привлекающий внимание внешний тюнинг автомобиля, такой, как подсветка колес или кенугрятник.

Ответ на этот вопрос просто. Любой тюнинг автомобиля, нарушающий стандарты установленного ГОСТа, является незаконным. Таким образом, любой автомобиль, прошедший тюнинг, не предусмотренный законодательством, с точки зрения ГИБДД является непригодным до езды. На дорогу он сможет вернуться только после возврата заводских деталей иди изменений в самом тюнинге.

В целом, такой статьи в КоАП, как «закон о запрете тюнинга», не существует. Это правило состоит из огромного количества запретов на замену различных частей транспортного средства.Поэтому отдельно стоит рассмотреть каждый.

Замена фар и иных осветительных приборов

ГИБДД запрещает замену фар, встроенных осветительных приборов или добавление новых источников света. Так же запрещено обклеивание фар различными пленками. Так же под строжайшим запретом находится установка освещения красного цвета или спецсигналов, предназначенных для использования на служебном транспорте. Установка ксенона не запрещена, но имеет множество строгих ограничений, нарушение которых приведет к лишению водительских прав на полгода. За все остальные нарушения положен штраф.

Установка дополнительного освещения

Помимо фар, любители тюнинга ставят на свои автомобили дополнительные источники света. Хоть они и смотрятся весьма красиво и стильно, чаще всего дополнительные огни практической пользы не несут. Тем не менее, в большинстве случаев установка дополнительного освещения строго запрещена. Например, нельзя ставить на автомобиль подсветку днища или колес — за это грозит лишение прав на год.

Тонировка стекла

Самый популярный и сложный вопрос для большинства автомобилистов. Кто то любит тонировку за более мягкое освещение, кому то просто не нравится, что другие водители и пешеходы заглядывают в салон. В любом случае, тонировка передних стекол, в отличие от тонировки задних, во многих случаях запрещена. Разрешена только тонировка верхней части лобового стекла либо полная тонировка с определенным коэффициентом затемненности. Проверить эту величину сотрудник ГИБДД может с помощью специального прибора. Если тонировка установлена с нарушением, то и обязан снять тонировку в присутствии инспектора.

Покраска авто или добавление на него наклеек и других украшений

В целом, дополнительные элементы дизайна во внешности автомобиля допускаются. Однако наклейки не должны занимать более 40% площади всего автомобиля. Если вы обклеили поцарапанную деталь «Стикербумом» или украсили капот автомобиля рисунком, то штраф вы не получите. Если же вы обклеите автомобиль до неузнаваемости, то получите штраф на полторы тысячи.

То же самое касается и цвета автомобиля. Если вы перекрасили лишь один участок, то наказание вам не грозит. Вы можете свободно перекрашивать автомобиль только в двух случаях: новый цвет не отличается от старого либо покрашено менее 40% транспорта. Поэтому покраска капота или крыши, так же как и нанесение аэрографии, не запрещена. Однако перекрашивание автомобиля без переоформления ПТС карается штрафом в две тысячи рублей.

Замена внутренних деталей автомобиля

В целом такая замена законом не запрещена до тез пор, пока она проходит в рамках разумного. Так, например, запрещена замена на детали от автомобиля другой марки или конструкции. При этом при каждом изменении требуется обязательно вносить измененния в документы на автомобиль. Вот список компонентов, замена которых зпрещена или требует переоформления после установки.

  • Подвеска;
  • Водительское сиденье;
  • Места для пассажиров;
  • Бампер;
  • Выхлопная труба и иные компоненты выхлопной системы;
  • Аэродинамические устройства (спойлер, воздухозаборник и прочее);
  • Колеса и колесные арки;
  • Крылья;
  • Кенгурятники и плавники.

В целом, если установка детали не расходится с ГОСТом, то вы можете смело производить переоборудование. В иных случаях вы просто не пройдете техосмотр и будете оштрафованы.

Руль

Большинство водителей стараются как можно скорее заменить заводской руль. Кому то он кажется неудобным, кто — то хочет лучше контролировать движение с помощью встроенных в новый пульт кнопок и датчиков. Однако замена руля на какой либо, имеющий отличия от оригинала, запрещена. Этот запрет кажется довольно бесполезным, но и он имеет свои основания. Замена руля считается внесением изменений в рулевую конструкцию и систему управления автомобилем. А такие изменения законом запрещены, так как они признаны опасными. Такой автомобиль считается непригодным для езды и как транспортное средство использоваться не может.

Подведем итог

Тюнинг — вещь весьма интересная и полезная. Однако он ни в коем случае не должен мешать безопасности движения. Именно с целью обеспечения безопасности на дорогах и введен ГОСТ, регулирующий конструкцию авто. Поэтому любые изменения разрешены, но в меру.